Добро в исламе

Одним из важнейших в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли аллаха. По мусульманским представлениям, еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому аллах повелел написать о всех делах божественных и творениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Следовательно, каждый человек зависит от бога. Каждому предначертана определенная судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественному предначертанию. Коран провозглашает: «Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком» (3:139).

Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал всевышний.

Нетрудно понять истинный смысл учения о предопределении, обрекающего верующих на пассивность, терпение и смирение.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 190-191.

Всё добро и зло от Одного Аллаhа, и Он одаряет Своих рабов по Собственной воле.

Каждый здравомыслящий человек понимает Бог – Творец и Создатель всего сущего, Всемогущий и, конечно, может предотвратить зло. Ошибаются те, кто считает: «Добро- от Аллаhа, а зло – от Шайтана», поскольку это приводит к дуализму. А мы верим, что не может существовать «двух Создателей».

Доказательства этому: Если что-либо происходило во владениях Аллаhа против Его воли, то есть то, что Он не хотел, то это указывало бы на слабость. А слабость – это недостаток. Всевышний превыше всех недостатков! Творец знал, что будет, и хотел, чтобы оно было. Однако, добро и зло существует в этом тленном мире ради испытания.

В Кур`ане сказано:

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены»

(21:35)

Также нужно понимать, что все (и добро, и зло) происходит по воле Всевышнего. Аллаh не велит творить зло и не одобряет неверие, а, напротив, велит творить добро. В Кур`ане сказано:

«

…Скажи: «Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаhа то, чего не знаете?»

Скажи: «Мой Господь велел поступать справедливо…».

(7:28-29)

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.»

(41:34)

Шайтан (сатана) наущает людей на совершение зла. Он добровольно и осознанно выбрал для себя этот путь. Всевышний явно предостерегает нас от шайтана. Но шайтан бессилен, а силой и мощью обладает только Аллаh:

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг.

Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаhа то, чего вы не знаете»

(2:168-169)

А человека Творец наделил разумом, волей, слухом, зрением и другими неисчисляемыми благами, а также ниспослал пророков и посланников и с ними писания, как руководство и наставление на прямой путь и различение между истинной и ложью, и между добром и злом. И здесь выбор уже за человеком, и в соответствии со своим выбором каждый получит справедливое воздаяние:

«Разве тот, кто следует ясному доказательству от своего Господа, подобен тем, которым представилось прекрасным зло их деяний и которые потакали своим желаниям?»

(47:14)

«Тот, который предстанет с добрым деянием, получит нечто лучшее. А если кто предстанет со злым деянием, то ведь творящие зло получат воздаяние только за то, что они совершали.»

(28:84)

«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. А затем вы будете возвращены к вашему Господу.»

(45:15)

«…Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!»

(45:21)

Человек сам выбирает путь добра и путь зла. И за это он отвечает перед Аллаhом. Возникает вопрос: почему Аллаh оставляет преступников, воров и убийц, почему не накажет их сразу? Потому, что Он оставляет людям свободу выбора, оставляет возможность покаяться.

Зло в мире тоже имеет своё предназначение. Мы уже писали, что зло служит для испытания. Даже беды и несчастья верующий человек может обернуть для себя добром, проявив при этом терпение и не сетуя на Аллаhа. Без существования зла мы не ощутили бы, что такое добро. Если бы не было болезни, мы бы не узнали, что такое здоровье. Если бы не было смерти, люди не узнали бы радость рождения детей, или на земле не осталось бы места для живущих. Более того, человек не способен самостоятельно оценить, что из происходящего вокруг него является добром для него, а что злом.

Прочитайте и вдумайтесь в следующий хадис:

«Передают со слов Ибн `Аббаса (Да будет доволен Аллаh ими обоими!), что Убайй бин Ка`б, да будет доволен им Аллаh, сообщил им, что пророк ﷺ сказал:

«Однажды пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?» — и он ответил: «Самым знающим являюсь я», oднакo Аллаh выразил ему за это порицание, ибо Муса должен был ответить, что это известно только Аллаhу.

И Аллаh ниспослал ему в откровении: «Поистине, у места слияния двух морей живёт один из рабов Моих, который знает больше, чем ты!» Муса спросил: «О Господь мой, как мне найти его?» — и ему было сказано: «Положи в корзину рыбу и отправляйся в путь, а раб этот будет там, где ты потеряешь её».

И он отправился в путь вместе со своим молодым слугой по имени Йуша` бин Нун, который нёс рыбу в корзине. Добравшись до одной скалы, они склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из корзины и двинулась по направлению к морю будто по тоннелю. Узнав об этом, Муса и его слуга были удивлены, а потом они снова двинулись в путь и шли остаток ночи и весь день.

Когда настало утро, Муса велел своему слуге: «Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути», а до того, как он миновал то место, куда ему было велено идти, Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: «Дело в том, что, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе». Услышав это, Муса воскликнул: «Этого-то мы и желали!» — и они вернулись назад по своим следам, когда же добрались до той скалы, увидели человека, облачённого в одежды, или же он сказал: человека, облачившегося в свои одежды.

Муса поприветствовал его, а аль-Хадир спросил: «Откуда в твоей стране знают о таком приветствии?» В ответ ему Муса сказал: «Я — Муса». Он спросил: «Муса из числа израильтян?» — и Муса ответил: «Да», а затем спросил его: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, чему научили тебя?» Он ответил: «Поистине, у тебя не хватит терпения, чтобы учиться у меня, о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллаhом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь иным знанием, также дарованным тебе Им и неведомым мне». На это Муса сказал: «Если пожелает Аллаh, ты увидишь, что я терпелив и ни в чём не ослушаюсь твоего веления».

И Муса с аль-Хадиром отправились в путь по берегу моря, поскольку у них не было корабля, а вскоре неподалёку появился какой-то корабль, и они попросили моряков)взять их на борт. Аль-Хадир был известен этим людям, и они взяли их, не потребовав никакой платы.

Через некоторое время прилетел воробей, который сел на борт и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. Увидев это, Аль-Хадир сказал: «О Муса, знание, полученное тобой и мной, уменьшило знание Аллаhа настолько же, насколько та малость воды, что уместилась в клюве воробья, уменьшила море!» А потом аль-Хадир подошёл к одной из досок корабля и выломал её из борта.

Муса сказал: «Эти люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле?» Аль-Хадир сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?» Муса сказал: «Не укоряй меня за то, что я забыл», и так Муса проявил забывчивость в первый раз во время этого путешествия.

Они снова двинулись в путь и через некоторое время увидели мальчика, игравшего с другими детьми. Аль-Хадир схватил его за голову сверху и оторвал её своими руками, а Муса воскликнул: «Неужели убил ты невинного не в качестве возмездия за убийство человека?!» В ответ ему Аль-Хадир сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?»

И они вновь отправились в путь, а когда явились к жителям одного селения, попросили, чтобы они их накормили, но те отказались оказать им гостеприимство. В этом селении они увидели готовую рухнуть стену, которую аль-Хадир выпрямил своими руками, а Муса сказал ему: «При желании ты мог бы получить за это плату», на что аль-Хадир ответил: «Это значит, что мы должны расстаться».

А затем пророк ﷺ сказал: «Да помилует Аллаh Мусу! Поистине, хотелось бы нам, чтобы он проявил больше терпения, и тогда нам больше поведали бы о них!»

Этот хадис приводит Аль-Бухари, 122

Эта же история передана в Кур`ане в Сура №18 — Пещера: (18:60-82).

Читайте также: «Польза от болезней и несчастий».

Али Воронович

Статьи на тему единобожия:

  • Ислам — религия Единого Бога
  • Таўхид – это единобожие
  • Основа всех основ в Исламе — это вера в Бога

30.01.2018 статьи 201история 51Муса (Мир ему!) 2вероучение 46добро 5зло 2Всевышний 36

Предопределение в исламе

Что означениет вера в предопределение в исламе?

Вера в предопределение – это глубокая убежденность в том, что все, что происходит в этом мире, Вселенной, все, что совершается человеком или животным (хорошее и плохое), – все происходит по воле Аллаха.

Следует понимать, что Аллах не лишил человека свободы выбора, напротив, он дал ему разум для различения добра от зла, посылал людям пророков и книги Писания, дабы научить их добру.

Никто не имеет права, совершив плохое действие оправдываться тем, что все уже давно предопределено Господом. Никто не знает предопределений Аллаха, Он не принуждает человека к плохому, и любой имеет право отказаться от греха.

Мусульманин, верующий в предопределение, должен с пониманием относиться к неудачам, веруя, что во всем есть смысл, ведь это дано Аллахом. Верующий мусульманин не будет браться за то, что ему непосильно совершить: он будет уповать на предопределение Господа. Это поможет обрести человеку душевное спокойствие.

Вера в предопределение – столп ислама. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) определял понятие «вера» следующим образом: » Суть веры в том, чтоб ты верил в Господа, Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, и последний день. И чтоб верил ты в предопределение, как дурное, так и хорошее».

Сунниты считают, что вера в предопределение заключается в признании четырех принципов, подтвержденных Кораном и Сунной. Если человек принимает и признает эти четыре принципа, то это означает, что он верит в предопределение:

  1. Вера в абсолютное знание Аллаха во всем, что есть и чего нет (не существует). Вера в то, что Аллах обладает этим знанием извечно.
  2. Вера в записи в Хранимой Скрижали судеб, в которой записано все, что произойдет до Судного дня. Запись была сделана до сотворения земли и неба.
  3. Вера в то, что происходящее – воля Аллаха, а то, что Господу не угодно, не может произойти.
  4. Вера в то, что Аллах — создатель всего сущего. Все действия живых существ (плохи е и хорошие) также были предопределены.

Стоит отметить, что вера в предопределение не должна приводить к пассивности. Мусульманин должен усердно действовать для достижения результатов, а не сидеть, сложа руки, и ждать, что свершится божественная воля.

Предопределение в исламе – это прямое следствие единобожия (таухид) и верный путь к спасению. Верующий мусульманин будет изо всех сил стараться честным и благим путем добиться успеха, достичь поставленной цели, ибо он верит, что Аллах поможет ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *