Доброделание

Доброделание (добрые дела, богоугодные дела) – это труд и поступки человека, которые он совершает во славу Божию и для блага своего и ближних.

Доброделание в Ветхом Завете

1. Пример вдовы Сарептской. Вдова приняла в свой дом пророка Илию, хотя в ту пору вся страна страдала от длительного голода. Так она показала пример искреннего подаяния милостыни и всякой помощи нуждающимся. За оказанное гостеприимство пророк Илия совершил в ее доме чудеса – он воскресил сына вдовы и, по его молитвам, еда в доме более не кончалась.

2. Пример царя Соломона. Царь обратил свою власть и мудрость на доброделание – процветание страны, справедливый суд и помощь нуждающимся, в том числе – бесправным и обездоленным. Об этом сказано в 71-м псалме: «Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними» (Пс. 71:12-14).

Доброделание в Новом Завете

1. Пример капернаумского сотника. Будучи римлянином-язычником, по сути представителем оккупационной власти, сотник, тем не менее, прославился доброделанием на вверенной ему территории. Местные старейшины говорили Спасителю, что сотник любит народ и даже построил синагогу. Сотник в заботе о своем тяжко больном слуге удивил Спасителя своей искренней и глубокой верой в Его божественную силу, и Господь сказал: «…и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7:10).

2. Пример добродетельного самарянина. В Своей притче Господь Иисус Христос рассказал о доброделании самарянина, который, несмотря на законы, запрещающие общение с иудеями, оказал на дороге помощь пострадавшему от грабителей иудею и не пожалел денег на его лечение.

Святые отцы о доброделании

1. Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению благоугодного Богу. (Святитель Василий Великий)

2. Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога, и да сопутствует ей благая надежда, чтобы верою укреплять нам в себе душевную силу, а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. (Святитель Василий Великий)

3. …Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах. (Преподобный Ефрем Сирин)

4. Начало и первая степень – делать доброе по требованию природы; вторая, также не предосудительная степень – знать, что должно делать, и что узнал, то исполнять; третья же, достойная строгого наказания, – многому учиться и пренебрегать тем, чему научился. (Преподобный Ефрем Сирин)

5. Снабди душу свою напутием добрых дел, пока есть еще к тому возможность, чтобы, по отшествии отсюда, не нуждаться там. (Преподобный Ефрем Сирин)

6. И своим, и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму, и злому говори доброе слово. (Преподобный Ефрем Сирин)

7. …Несомненно вменяются нам в отпущение грехов добрые дела, как и вера в правду… (Святитель Иоанн Златоуст)

8. Из добрых дел же те обыкновенно ценятся выше, которые служат на пользу другим. (Святитель Иоанн Златоуст)

9. Как доброе дело – помнить о своих грехах, так доброе же дело – забывать о своих добрых делах. (Святитель Иоанн Златоуст)

10. …Чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе. Таким только образом можем приобрести величайшую славу и у Бога и у людей… и награду и великое воздаяние. (Святитель Иоанн Златоуст)

11. …Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся и не смущайся; тебе непременно воздаст Бог. Чем долее медлит это воздаяние, тем большее будет приращение. (Святитель Иоанн Златоуст)

12. Какие бы ни были у кого добрые дела, без любви они ничтожны. (Святитель Иоанн Златоуст)

13. Хорошо делать добро друзьям; лучше – всем нуждающимся; всего же лучше – даже врагам. Первое исполняют и мытари и язычники; второе – повинующиеся Божественному закону; а третье – ведущие образ жизни, приличный небу. (Преподобный Исидор Пелусиот)

14. Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог. (Преподобный Нил Синайский)

15. …Что сделаешь ради Бога, то все будет тебе сопутствовать и помогать во время нужды. (Преподобный авва Исаия)

16. Те, которые приносят благой плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода. (Преподобный авва Исаия)

17. …Если душа совершает добрые дела, то Дух Святый обитает в ней. (Преподобный авва Исаия)

18. …Делая благодеяния, всячески опасаться должно, как бы не обратить их в промысел. (Авва Евагрий)

19. …Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением. (Преподобный авва Дорофей)

20. …Кто делает добро, будет осыпан милостями, не в меру своего доброделания, потому что исполнял только должное, но в безмерие благоутробия и благости Божией (Преподобный Симеон Новый Богослов)

21. …Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. (Преподобный Никодим Святогорец)

22. …Дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру, возвеличивают в нем Христа. (Святитель Игнатий Брянчанинов)

23. Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блажени милостивии, яко тии помилована будут… (Мф. 5:5). Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую руку Самого Господа, вас обратившего. (Святитель Феофан, Затворник Вышенский)

24. Доброделание… Заповеди – норма, практика – предлежащие случаи: лучше не придумывать дел, а делать, какие представляются. (Святитель Феофан, Затворник Вышенский)

25. …Посвящение <всех дел> Богу превратит дела в молитву. (Святитель Феофан, Затворник Вышенский)

О доброделании в трудах святителя Феофана Затворника (из работы «О добродетели)

Добродетель имеет не одно значение, аа) Она означает то 1) главное всеобъемлющее стремление духа к добру, или настроение духа, христиански действующего; то 2) разные добрые расположения воли и сердца; то 3) каждое отдельное доброе дело…

…Приступая к Господу, он (ревностный христианин) зачинает ревностную заботу о спасении и, спеша вослед Его, беспрерывно богатится добрыми делами…

Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истинною целию, во славу Божию по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело; равным образом добрыми делами становятся и действия безразличные – от благой цели, которую прилагает к ним христианин. В «Православном Исповедании» дела добрые определяются так: они состоят в исполнении заповедей Божиих, которые человек соблюдает охотно, при помощи Божией и при содействии собственного разума и воли, из любви к Богу и ближним, не имея ниоткуда препятствия, собственно так называемого.

Всякое доброе дело добро, если творится для Бога. Все – во славу Божию. Человек-христианин весь должен быть жертвою Богу и Господу Иисусу Христу, пожершемуся за нас… Теперь надобно предавать Богу дела, чтобы в день суда Он возвратил их и воздал христианину. Должно сказать, что вечного воздаяния и достойны только сии дела, посвящаемые Вечному Богу. И здесь такое устроение сердца сообщает делам некоторую легкость, естественность, богоприличный, привлекательный, отрешенный лик.

Истинно доброе дело творится при содействии собственного разума и при помощи Божией. Видимо, как всякое доброе дело, от человека к Богу возносимое, есть вместе Божие и человеческое. В совершении добрых дел самонадеянность и самоуверенность вредят не только их чистоте, но и успеху и совершенству.

Дух, горящий ревностию о доброделании во славу Божию, се главное. Когда есть сие, значит, есть жизнь. Она привесть может и к безмолвному в Боге пребыванию, если благословит Бог.

Примеры доброделания из жизни святых

1. Пример преподобного Арсения Трудолюбивого. Живший в ХIV ве­ке подвижник Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли прославился исключительными трудолюбием на благо обители. За сми­ре­ние и тру­до­лю­бие Гос­подь на­гра­дил святого да­ром чу­до­тво­ре­ния.

2. Пример святителя Луки Крымского. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), претерпевший заключение и пытки, прославился не только как стойкий подвижник и исповедник Православной веры в период жестоких гонений на Церковь, но и – как пример доброделания, оставшись в Истории России одним из великих хирургов и целителей. Он признавал себя лишь орудием в руках Бога. «Это вас Бог исцелил моими руками. Молитесь Ему», – так говорил святитель пациентам, пытавшимся его «отблагодарить». При этом больных он благословлял. Перед каждой операцией святитель усердно молился. А перед тем, как сделать на коже разрез, «трижды осенял крестным знамением операционное поле». Поскольку тяжелые и многочисленные операции, особенно во время Великой Отечественной войны, почти всегда были успешными, а сам владыка говорил об исцелении «с помощью Господа Иисуса Христа», то хирургическая деятельность святителя Луки была истинной проповедью Православной веры.

Исторические примеры доброделания

1. Пример князя Владимира Мономаха. Великий князь Киевский, помня заповеди Божии, прославился доброделанием и мудростью. Он много трудился на благо Руси, большую часть своего имения тратил на обездоленных, на строительство храмов, помощь Церкви.

2. Пример Стефана Милутина, короля Сербского, и его семьи. Святой король Стефан не только принес много пользы родине, защищая ее от врагов и праведно пользуясь дарованной Богом властью. Он построил более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Мать короля, святая Елена, строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Старший брат короля, Стефан Драгутин, отдавший свою власть брату и принявший монашество, много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов.

3. Пример окольничего Федора Ртищева. Близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев, получивший еще при жизни прозвище «милостивого мужа», создал первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои. Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» — уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.
4. Пример из жизнипреподобного Серафима Саровского. Святой рассказывает такой случай: «Я услышал за собой крик: «Нищенкой, нищенкой, постой». Это кричали и бежали ко мне виденные мною малютки – мальчик к девочка. Я остановился, а они, подбежав, схватили меня за руку. «Пойдем к маменьке, она нищих любит». – «Я не нищий, – говорю им, – а прохожий человек». – «А как же у тебя мешок? Нет… пойдем непременно, маменька даст тебе денег на дорогу».

5. Пример предпринимателей Бахрушиных. Движимые ревностной верой в Бога, Бахрушины прославились доброделанием – возводили множество храмов, помогали многим приходам и монастырям, строили также больницы (в том числе первый в России хоспис) и приюты. Ни одно из построенных Бахрушиными благотворительных учреждений не оставалось без храма. Они считали, что сам Бог призывает их заботиться о работниках, и многие из них потом рассказывали, как Бахрушины, движимые верой, «подняли их из канавы, умыли, одели, привели на фабрику, дали образование и работу».

Пример доброделания в культуре

1. Пример Петра Михайловича Третьякова. Прихожанин церкви Николая Чудотворца в Толмачах, купец и крупный предприниматель Петр Третьяков сделал свою большую коллекцию живописи достоянием России, основав неподалеку от храма Третьяковскую галерею, которая стала одним из крупнейших музеев мира.

Рекомендуемая литература

1. О добродетели. Святитель Феофан Затворник

2. Добродетели. Преподобный Паисий Святогорец

3. Жизнь по добродетелям. Архимандрит Сергий (Шевич)

4. Святые добродетели. Преподобный устин (Попович)

5. Место добродетели в системе нравственных ценностей. Архимандрит Платон (Игумнов)

Как обойти все рифы и хитросплетенные сети, что диавол без конца раскидывает в море житейском для всякого человека и целых народов, когда те отступают от Бога, желающего каждого из нас спасти, – об этом интервью со схиархимандритом Илием (Ноздриным).

– Батюшка Илий, как научиться добродетельной жизни?

– У каждого из нас есть совесть. Это вложенный от рождения в душу каждого человека – голос Божий. Но нам еще дана и свободная воля. Человек может поступить вопреки своей совести. Она его потом, конечно, будет угрызать. Поэтому человек еще наделен разумом, чтобы мы думали, прежде чем что-либо сделать.

Когда поступаешь по нравственному закону, установленному Творцом, совесть одобряет твои поступки и дела, ты испытываешь удовлетворение. Сказано же в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Если бы мы хотя бы только эту заповедь начали исполнять, наша жизнь намного была бы спокойней. И это только одна заповедь!

Священное Писание нам дано как напоминание нормы жизни: так должно быть, если жить по совести.

Господь все для нас сделал. На Кресте висит, пока на земле есть хотя бы еще один грешник. За каждого Христос распялся. Всем спасения хочет (1 Тим. 2:4). Если бы только люди эту истину о вселюбящем их Боге в свои бессмертные души вместили.

Как одержимые коммунисты неистовствовали, разрушая церкви Божии! Потому что все в церкви – для спасения души человека, все Таинства открыты: покаяние, чтобы совесть свою очищали, Причащение, чтобы соединяться с Господом. Другие Таинства.

Не может человек не грешить. А как согрешит, так темные силы к нему и подступают, человек становится все более немощен перед соблазнами, других обижает, порабощает. Так начинается вражда.

Забывают люди, что такое страх Божий. А над всеми нами есть правосудный Судия, от Бога ничего не утаится. Согрешил – покайся, прости ближнему все от души. Нам неизбежно предстоит вечность. Хотим мы того или не хотим.

Господь нам дал молитву «Отче наш». Очень простую, но в ней все сказано. Это основа общения души со своим Отцом. Все мы – дети Божии. Поэтому обращаясь к Отцу, говорим: «…И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (см.: Мф. 6:9–13). То есть мы не только просим у Господа необходимого нам, но и обещаем сами, что будем прощать наших братьев и сестер, которые нам что-то сделали не так, и мы этим недовольны. Терпение – это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение – сатанинское.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), – говорит Господь. Так и святые отцы завещали: христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог и посылает человеку всяческие скорби внешние и внутренние. Внешние – это болезни, нищета, поругание, презрение от ближних. Внутренние – страсти, они иногда тоже, утесняя душу, помогают ей обратиться к Богу, заставляя человека, который мучается в совести от своего дурного нрава, искать Спасителя. Мытарь, сказано (см.: Лк. 18:14), пошел из храма более оправданным, чем фарисей, хотя был весь в грехах, а тот – в добродетелях.

– Смирения не оказалось у фарисея?

– Да, и любви к ближнему. Смирение и любовь – это вершина добродетелей. Без любви и смирения невозможно прийти ко Христу: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), – сказано у апостола. Так же и со смирением. Сказано же: «Господь смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Отца Небесного мы не видели, а Господь наш Иисус Христос, вочеловечившись, явил нам Бога. Мы призваны подражать Ему. Начнем жить в смирении, терпении, любви, тогда и молитва наша будет услышана. Всегда видно: молится человек или нет, есть в нем крепость от молитвы, или он весь повязан недугами.

Самый большой грех, конечно, гордость. Гордые сами порой удивляются, почему это у них нет веры даже тогда, когда они как будто вроде бы и стремятся к ней? Все делают внешне правильно. Вера гордых – себялюбие, как у фарисея. А смирение и жертвенная любовь приближают ко Христу.

– Батюшка, а до революции 1917 г., получается, фарисейство стало преобладать? Люди же ходили в храмы, а внутренне многие удалялись, выходит, от Бога, как сказано у пророка: «…народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).

– Господь попускает злу обнаружить всю свою изнанку, чтобы люди выбрали вечность с Богом. Не за чечевичную похлебку тут плясали. Чем обернулось в начале XX века нагнетаемое негодование в Петрограде? Историками сейчас уже доказано, что это была самая обеспеченная продовольствием столица воюющих в Первой мировой войне держав.

Точно так же и сейчас молодежь ложью накачивают, настраивают против властей. Это логика диавола. Так и царя свергали. Что тогда случилось с людьми, что боялись даже высказаться в защиту государя? А сейчас против чего саботируют? Голодает, что ли, кто-то? Того, что уже было в нашей стране столетие назад, своим детям желают? Да и так уже многое похоже…

Вот в газете «Глубинная Россия» (издается в родном городе схиархимандрита Илия Орле. – Ред.) написано: «Кто желает еще слышать глас увещания, вслушайтесь в слова пророчества святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, задолго до катастрофы 1917 г. предостерегавшего русское общество: что ждет Россию, если… «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог… пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных (так оно и есть: коммунисты были самозваными, – комментирует схиархимандрит Илий) правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами. Откуда эта анархия, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? От неверия, от безбожия… На почве безверия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви! Вера слову Божию, слову Истины исчезла и заменена верою в разум человеческий, печать в большинстве изолгалась – для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки. Не стало повиновения детей родителям, учащихся учащим… Браки поруганы, семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует… все желают автономии… Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда продал Христа злым книжникам и фарисеям… Враги России готовят разложение государства… Отечество на краю гибели».

На станции метро «Войковская»

Слова святого праведного Иоанна Кронштадтского сегодня так же актуальны, как и 100 лет назад. Чтобы жить добродетельной жизнью, надо сначала покаяться.

Как писал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, глядя на то, что происходило веком ранее: «Из ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу. Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших. Грех – тяжкий нераскаянный грех – вызвал сатану из бездны…»

– «Соблазн чувственных земных благ» – это что-то и из современного репертуара. И сейчас много, как веком ранее, заигрываний с нечистой силой: всюду в газетах какие-то объявления о колдунах, ворожеях, по телевизору «битвы экстрасенсов» показывают… Притом что мы еще и с прошлым не совладали…

– Надо осознать, что наш народ пережил страшное время беспросветного кровавого богоборчества, – нынешним поколениям весь ужас происходящего тогда даже уже не передать. Народ – кто отошел от Церкви – помрачился, власть была под воздействием демонических сил. Поэтому для многих и вошло в привычку признавать существование сатаны так, что и всяких Чумаков и других служителей темного культа после десятилетий богоборчества сразу приняли, а Бога отрицают. Это ж насколько должен был одебелеть ум, что безбожие стали считать нормой жизни? Неужели же люди совсем за годы государственного атеистического плена утратили понимание, как это можно жить по-другому – добродетельно, согласно с волей Божией?

Еще до цареубийства святитель Тихон обращался к захватившим власть в стране: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной». Это было Послание 1 февраля 1918 г. Кто его из дорвавшихся незаконно до власти послушал? Залили всю страну кровью. Сами на самом дне ада и сколько душ утянули за собой.

– Тот же святитель Тихон, когда стало известно об убийстве Царя Николая (большевики сначала врали, что убили его одного, а государыня и дети в безопасности), сказал: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его». Уже в наше время устраивали в Москве референдум о переименовании той же станции метро Войковская, так перевесили голоса тех, кто выступил за цареубийцу, «в честь» которого и так названо более 130 улиц по всей стране. Люди продолжают жить ценностями цареубийц?

– Да, и тем самым отдают себя во власть диавола. Какая тут может быть добродетельная жизнь? При этом им еще и кажется, что все будет замечательно. Это обольщение. Так уже было 100 лет назад.

Коммунисты, как и пособники западных влияний, все рай на земле устроить призывают. Не понимают диавольской лжи этих псевдообещаний. На исходе советского господства А.И. Солженицын призывал «жить не по лжи». «Насилию, – писал, – нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием». Ведь действительно, сколько лжи осталось после коммунистов! Власть они узурпаторски захватили. Всю страну на страхе держали. Чувствовали противозаконность своего положения и зверствовали: расстреливали, морили голодом да непосильным трудом, ссылали миллионами всех несогласных им поклоняться.

– Когда при рассмотрении дела о царских останках поднялась шумиха в отношении рассмотрения следствием версии «ритуального убийства» Царя Николая II с семьей, тогда еще епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) парировал: «А разве мавзолей Ленина – не ритуал?»

– Ленин – предтеча антихриста, это насаждение антихристового культа. Если говорить в плане истории, то Ленин – предатель России. Для того ли почти 2 млн наших соотечественников пожертвовали своими жизнями на фронтах Первой мировой войны, чтобы он подвел Россию к военному поражению, заключив позорный Брестский мир, в результате которого отчуждалась практически половина европейской части государства: вся Украина, вся Белоруссия, а также Ростов-на-Дону, Грузия и другие территории?

Он виновен в геноциде русского народа. Развязал братоубийственную Гражданскую войну, унесшую жизни от 12 до 15 млн наших людей. И это было только начало массовых убийств. К сожалению, многие до сих пор не понимают, что за инфернальная реальность стоит за коммунистами и за всеми их культами. Откуда у них эта ненасытная жажда крови? Ленин же в телеграммах прямо так и пишет: чем больше расстреляем, тем лучше (Ленин В.И. Письмо членам Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г.).

Отец Иоанн (Крестьянкин) тоже говорил, что коммунисты никакие не политики, а явные сатанисты. Руководил ими сам диавол. Хрущев в довершение всех коммунистических беззаконий программу объявлял: последнего попа по телевизору показать. Полностью хотели Церковь уничтожить. Вне Церкви – нет спасения.

Благодаря Церкви наша страна на протяжении веков процветала и побеждала. По сколько детей было в семьях! По 8–12, а то и 16 детей рожали! А при коммунистах?

Ленин первым в современном мире аборты легализовал, и до сих пор в России миллионы младенческих жизней приносят на этот сатанинский жертвенник. Большевики семью разрушали. Женщин эмансипировали, развращали. Какая добродетельная жизнь, если матери перестали видеть смысл своей жизни в материнском призвании, рождении и воспитании детей? А зачем большевикам надо было миллионами лучших русских людей вешать, расстреливать, зверски убивать? Чем этим дорвавшимся до власти извергам епископы, священники, монахи, монахини мешали? Ленин же просто диавольские задания выполнял!

Сатанисты реально поклоняются силам ада, получают от них конкретные инструкции: как развращать, как ожесточать, как натравливать до братоубийства. Вы только подумайте, как последовательно с точки зрения сталкивания душ именно в ад большевиками и коммунистами все было обустроено. Никаким прагматизмом их действия объяснить невозможно.

Ленин и сам не верил в возможность захвата власти в стране. Разве под силу человеку развернуть такой адский геноцид в масштабах огромной страны? Интеллекта и опыта у демонов больше, чем у любого из кичащихся своей «прогрессивностью» или «образованностью» людей. «Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89:10), – что это по сравнению с тысячелетиями?

Мы мало учитываем влияние диавола, а он есть, и если люди сами дают ему над собой власть через отвержение Бога, Церкви, через грехи – он действует. Заправляет, как и 100 лет назад, и нынешними бунтовщиками. Если бы только те, кто подчиняется демонам, узнали сейчас уже при этой жизни, насколько эти силы ада омерзительны и ужасны. Это может открыться душе в ее внутреннем опыте – некоторым Господь и мытарства, которых не избежит ни одна душа, может еще в этой жизни попустить пройти, как и рай и ад показать, – каждая душа все равно их после смерти увидит. В преисподней ничего нет – ни оков, ни боли – а такой ужас охватывает все существо от демонического смрада, парализует, – ничего не происходит, и это длится вечность, и так противно, дьявол там уже не может воплотиться, но эта отрицательная реальность поглощает и со всей своей ненавистью так мстит человеческой душе, которая неизбывна. Это невозможно перенести. Даже мгновение, не то что вечность. Нечто настолько нестерпимо противное. Ни с чем не сравнимое небытие.

Если бы только люди покаялись!

– Батюшка, а можно сказать, что история даже в таких «формальных», как отмахиваются, проявлениях тех же топонимов – названий улиц, станций метро, поселений «в честь» революционеров-палачей – не нейтральна к тому, какая жизнь у людей в этом антураже происходит?

– Конечно! Почитайте книгу епископа Митрофана (Баданина) «Правда о русском мате». Там он описывает опыт, когда даже ростки пшеницы загнивали от скверных слов. Одно дело, когда в молитвах имя Божие, Божией Матери, святых поминается, тогда все творение оздоравливается и очищается, развивается; а другое – клички тех, чье действие в народной истории равносильно проклятию, тех, кто сам проклят и является насельником ада.

Когда матерятся, все переворачивают: низ делают верхом – то же самое происходит, когда народ антинравственных преступников возвеличивает и «почитает». Такое уже было в истории: Христа распяли – еще и вопили: «…Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25), – а разбойника отпустили. Так и у нас с Царем поступили, а этого кровопийцу-палача сделали кумиром. В центре страны его труп, и всюду по стране идолы-памятники, и в названиях улиц, городов, площадей, станций метро он и его приспешники поминаются…

Если бы только люди осознали, сколько бед в их собственных жизнях от этого безразличия к страшному наследию происходит. Это все равно что в доме оставить источник заразы и удивляться: почему дети мрут? Не от того ли все это нравственное разложение – разврат, аборты, наркомания, сквернословие, пьянство, развал семей, – что народ не предпринял усилия разобраться с тем, что в стране в XX веке происходило? Не потрудились назвать преступления преступлениями, причем в государственном масштабе и без срока давности, осудить преступников. Это отравляет весь народный организм изнутри.

– Да, родители задаются вопросом, как рассказывать детям правду, когда в ответ тебя могут спросить: «А почему мы живем тогда на улице Войковской?! Если этот Войков – такой страшный убийца, как ты мне, папа, рассказываешь?» В этот момент придется объяснять: а потому, что власти Москвы не считают его убийцей… Это что же получается: все так же принятая на госуровне ложь?

– Ложь от диавола. «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом» (по-церковнославянски: «Горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое»), тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!» (Ис. 5:20). Лукавый должен быть осужден. Властям и народу надо отмежеваться от этих злодеяний и, как призывал святитель Тихон, осудить их.

– Батюшка, но по отдельности же люди осознают, что происходило, постепенно приходит понимание, воцерковляются или наоборот: сначала воцерковляются, а потом у них начинает, в том числе историческое, сознание проясняться? Начинают интересоваться историей своего рода…

– Вера крепкая нужна и покаяние. Народ после всего произошедшего в истории страны в прошлом веке все-таки посмиреннее стал. Тогда погорделивее были: еще не знали, чем их залихватские революционные идеи обернутся. Теперь уже понимают. А потом и война была. Еще все и физически слабыми современники стали. Слабый сейчас народ.

У Господа о каждом Свой Промысл. Но во многом слабость следующих поколений и из-за того, что родители живут по безбожной инерции: безобразно, вне Церковных Таинств, даже не венчаными. Сами уже родители больные не только духовно, но и как следствие – физически, так же и дети.

– Раньше все вместе большими семьями жили, дедушки-бабушки воспитывали внуков. Почему сейчас поколения друг с другом не уживаются?

– Не по воле Божией живут.

Мимо храма, в мавзолей

– Да, в целом какая-то разъединенность всех со всеми, даже внутри семей эта рознь действует. А народ народом как раз, говорят, и делает общее понимание истории, общие ценности, а это все разрушалось, навязывается же извне нечто чужеродное… Как сейчас детей воспитывать, чтобы уберечь от пагубного влияния?

– Детей надо Закону Божию учить. Сейчас этого нет. Преподавателей надо готовить.

– Владыка Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский, поделился, что они в Тамбовском педагогическом колледже открыли отделение «Православная педагогика», в рамках которого готовят преподавателей Основ православной культуры и директоров воскресных школ. Так у них в школах по желанию родителей 98% детей православную культуру изучают. Это самый высокий показатель по России.

– Какие-то положительные примеры есть, конечно, но не везде так. Начинать надо с подготовки учителей. Сейчас все-таки во власть светлые люди приходят.

– Батюшка, а что молодежи дает изучение истории собственной страны, против чего так сегодня определенные силы ополчаются?

– Как же? Так Россия возрождается. Это самое ценное. Как Леонид Петрович Решетников в своей книге «Вернуться в Россию» пишет: нам надо вернуться домой. Всем надо прочитать эту книгу, как и труд Владимира Михайловича Лаврова «Православное осмысление ленинского эксперимента над Россией». В этих книгах очень хорошо сформулировано то, что нам сегодня надо осознать. Как действует сатана? Он последовательно нагнетает и разворачивает в массах страсти ненависти, сладострастия и гордыни – ни одним, так другим пытается уловить. В книге Леонида Петровича эти «тупики безнадежности» – сталинизм, либерализм, национализм – осмыслены.

Тут ведь как? Безусловно, и до революции в России были недостатки. На земле нет и не было ни одного идеального общества. Коммунисты только лозунгами размахивали и размахивают, что они якобы рай на земле построят. Еще и на Господа клевещет этот Зюганов, что якобы Христос рай на земле и обещал. Я тут с одним старичком разговаривал: «Ой, как я ждал, как я ждал… – признавался он, – революции! Но когда ее устроили… Страшное время началось. Кошмар!»

Люди малорелигиозные, интеллигенция, надеялись посредством революции принести якобы пользу стране. Какая там польза! Столько крови пролито! Господь бы Сам все со временем управил. «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим. 12:19), – говорит Господь. Незнание законов духовной жизни теми, кто сам духовной жизнью не живет, и приводит к подобным кровавой революции в России социальным катаклизмам. Те, кто ее желал и устраивал, просто не понимали сути жизни.

Господь Сам прошел голгофским путем спасения. Он первым страдал, принял поношения, бичевание, распятие. И каждому человеку предстоит, чтобы спастись, пройти свой путь скорби. Пусть и не такой мучительный, как прошел Христос за нас, но что-то потерпеть. Да и терпеть-то нам сейчас Господь по нашей немощи дает самую малость.

Путь жизни человека на земле – это крестный путь. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24), – говорит Спаситель. «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27).

Надо понимать суть жизни. Для чего мы живем?

Вот, пожалуйста, вся западная идеология построена на удовольствии. А что человек при этом получает? Дай человеку роскошь… Господь мог бы сделать так, чтобы все жили в роскоши. Некоторые и живут. Вон миллиардерша, жена банкира Моргана, уже умирая, приказала принести любимое платье, схватилась за него, и потом сколько ни старались высвободить материю из уже закоченевшей руки покойницы, ничего не получилось. Так и пришлось вырезать ножницами кусок платья. Ну и что? Забрала с собой лоскут в могилу? Зачем он ей там? А душа ее где? Здесь это временное тело в роскоши наслаждалось, а вечность-то теперь какова будет? Душе не нужны новомодные платья. А что ее ждет без веры, без молитвы?..

– Толкователи пишут, что елей в светильниках благоразумных дев из притчи Спасителя, которые попали в Царствие Божие (см.: Мф. 25:1–13), это как раз осуществленные добродетели?

– Да, покаяние и доброделание вводят в рай. Для чего нам дано Евангелие? Церковь Божия? Все тайны смысла жизни открыты нам в них. Мы – православные христиане. Давайте жить по Закону Божию, и тогда мир будет в стране, да все необходимое приложится нам (см.: Мф. 6:33), и жизнь наша устроится по воле Божией.

Доброго времени суток друзья.
Поговорим о БОЛЬШОМ ДОБРЕ, а так же Тау, да и в целом о вселенной вархаммера.
Начнем с очень крутых криков «за большое добро» или что-то в этом духе. Так вот. Чтобы вы понимали, у Тау есть философия «высшего блага», а СНГ локализаторы, решили, что «большое добро» это то же самое. Им виднее.

В общем игра это полный ужас. Не знаю, кто её делал, но видимо, они уже не делают игры. После такого вот «чуда» можно было разориться и самоликвидироваться. Эта игра в которой плохо все. Абсолютно все. Наш герой «огненный воин», да-да, я специально буду дословно переводить, как это делали локализаторы. Так вот. Наш герой воюет против имперских гвардейцев, а так же космодесанта. Чтобы вы понимали, то во вселенной вархаммера любой гвардеец имея в руках нож спокойно может убить Тау. Просто подойти и тыкнуть в него. В том время, как раса сверхътехнологичных пришельцев никак не может в ближний бой вступать. Так вот игра говорит, что авторы книг по вархаммеру ничего не понимают и наш синий «друг» может убивать ножиком всех. Более того, он может им же убивать космодесант в силовой броне. Которую может пробить танк. В общем полный абсурд и наплевательство на каноничность вселенной, как и на игроков. Только в этой игре можно размахивать оружием по сторонам и стрелять в одну точку, даже когда ствол направлен в другую сторону. Геометрия? Физика? Да ну вас. Тут своя логика.
В общем игра полнейший мусор. Играть в это нельзя никому и ни при каких обстоятельствах. Только в качестве пытки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *