Добродетельная жизнь

Почему знания о добре и зле важны для людей?. Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу.
Advertisements
Самый главный человек в нашей жизни- МАМА Презентация Шевердиновой Анастасии 5 «а» класс.
1.Услышь мольбу и вздох души моей! Хочу Тебя, мой Бог, любить сильней. Хочу Тебя, мой Бог, хочу Тебя, мой Бог, Любить сильней, любить сильней. 2.Хочу любить.
САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН — ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ НА РУКАХ!
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Сказка Звездочки. Это было давным-давно, много веков назад.
Мама, какая ты красивая!. Мама нас ласкает, Солнце согревает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает.
Смелость
Слайд шоу предоставил ученик 4 класса средней школы 16 Нагиев Аслан.
Наши добрые ангелы – мамы.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: — Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил:
Основы Религиозных Культур и Светской Этики.(Модуль Светская Этика). Урок 7. Добродетель и порок. Выполнила учитель начальных классов(1 категории) МБОУ.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Ты миру свет, спустился во тьму Открыл мне глаза, вижу я Ту красоту, что в сердце восхищает Надежду вложил Ты в меня.
Всемирный День Матери!!!. От чистого сердца простыми словами От чистого сердца простыми словами Давайте друзья потолкуем о маме. Давайте друзья потолкуем.
Выбор профессии — это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Благодарю Тебя, Господь из Назарета, За счастье, что Тобою мне дано, ||:За то, что Ты однажды меня, Спаситель, встретил, И стало на путях моих светло.
Добро пожаловать на Новый Год. Наступила зима красавица Q Зима красавица… Как часто мы это замечаем? Зимой многое замерзает, утихает, зима время для.
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ!!! Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то — нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты.

Одно из лучших мгновений в жизни матери – это миг, когда она берет на руки свою новорожденную девочку, понимая, что этот чистый дух только что пришел от нашего Отца на Небесах. Это – сладостное напоминание о том, что мы действительно дочери нашего Небесного Отца, недавно покинувшие Его присутствие; дитя приходит на Землю чистым и незапятнанным, готовым учиться и совершенствоваться.

Когда я жила вдали от дома, учась в университете, в День матери я получила письмо от мамы, поделившейся со мной трогательными переживаниями:

«Этот День матери особенный, потому что теперь я понимаю, какая это честь – 21 год быть твоей матерью. Мы чувствовали, что твое появление было особенно важным для нас. Мы назвали тебя Мэри. Мы хотели, чтобы ты оставалась чистой и доброй, как подразумевает это имя.

Твоя тетя с таким же именем очень любила тебя; она собственноручно сшила тебе красивое крошечное платье, в котором тебя благословили – ты получила имя на самом первом причастном собрании после того, как тебя, такую крошечную, принесли домой».

Читая это письмо, я поняла, что больше всего мама надеялась на то, что я останусь чистой и добродетельной. «Добродетель – это мысли и поведение, основанные на высоких нравственных нормах» (Проповедовать Евангелие Мое, стр. 133). Мама знала, что жизнь будет трудной, и, чтобы остаться добродетельной, нужно пройти через жизненные испытания. Она хотела, чтобы я обрела благословения Евангелия, которые направляли бы меня в жизни, помогая преодолевать эти испытания.

Вы, мои дорогие молодые женщины, уже приняли много правильных решений. Теперь вы должны установить образцы добродетели, которые помогут вам удерживаться на этом пути всю жизнь. Стремитесь быть «образцом для верных» (см. 1 к Тимофею 4:12), для тех, кто будет на вашей стороне, поддерживая вас и помогая вести добродетельную жизнь.

Почему наша добродетель так важна не только для земных родителей, но и для нашего Небесного Отца? Добродетель укрепляет характер, приносит мир и счастье в этой жизни. Небесный Отец знал, что мы столкнемся со многими трудностями и испытаниями, и добродетельная жизнь должна подготовить нас к их успешному преодолению.

Для многих из вас день, когда вас благословили, стал первым шагом на пути к добродетельной жизни. Ваше решение креститься, получить конфирмацию и дар Святого Духа, а также стремление достойно принимать причастие и каждую неделю возобновлять свой завет крещения – важные шаги в направлении добродетельной жизни.

Следующий шаг на этом пути связан с личной подготовкой, направленной на то, чтобы достойно войти в храм, где вы заключите новые священные заветы и совершите священные храмовые таинства, включая таинство целестиального брака. Все это потребует от вас добродетельной жизни.

Сегодня у вас, молодежи, ответственная пора – вы можете установить образцы добродетели, которые помогут вам сделать необходимые шаги, ведущие к жизни вечной.

В хорошо известном видении, описанном в восьмой главе Первой Книги Нефия, нам напоминают о том, как трудно оставаться на прямом и узком пути, ведущем в жизнь вечную. Отец Легий рассказал своим сыновьям об испытаниях, с которыми столкнулись разные группы людей в поисках древа жизни, «плоды которого были предметом желания, принося всякому удовольствие» (стих 10). Это древо олицетворяло любовь Божию (см. 1 Нефий 11:21–22).

Первая группа стала следовать по прямому и узкому пути, но люди не держались за железные перила, которые помогли бы им оставаться на этом пути, и заблудились во мгле (см. 1 Нефий 8:21–23).

Подобная мгла, или искушения, используемые сатаной, чтобы скрыть путь к жизни вечной, особенно направлены на женщин. Он пытается представить целомудрие и моральную чистоту как что-то старомодное. Он принижает значение материнства. Он преуспевает в стремлении запутать женщин, преуменьшая их роль в Божественном плане Господа.

Чтобы пройти сквозь эту мглу, нам нужны железные перила, олицетворяющие слово Божие (см. 1 Нефий 15:23–24). Мы должны изучать и понимать истины и заповеди, содержащиеся в Священных Писаниях. Мы должны внимательно слушать слова Пророков последних дней, чьи учения служат нам руководством и защитой. И мы должны придерживаться нравственных норм, изложенных в брошюре Во имя нравственной силы молодежи.

Во второй группе Легий увидел людей, которые ухватились за железные перила. Они продолжали идти в правильном направлении и смогли вкусить плоды дерева. Они испытали истинное счастье, но, к сожалению, длилось оно недолго, ибо, оглядевшись вокруг, они увидели людей, насмехавшихся над ними (см. 1 Нефий 8:24–27). Устыдившись, они уступили их давлению.

Это одна из излюбленных стратегий сатаны, направленная на молодежь. Молодые женщины, мы должны объединиться в праведности, чтобы быть сильными, когда осмеивают наши поступки и нашу веру.

Один из способов противостоять давлению мира – «сто непоколебимо на святых местах» (У. и З. 87:8). Избегайте ситуаций, в которых вы можете подвергнуться искушению, насмешкам или унижению. Решение оставаться добродетельными придаст вам силы противостоять давлению сверстников. Как нам советуют в брошюре Во имя нравственной силы молодежи, «не бойтесь выйти из кинозала, покинуть вечеринку с просмотром непристойного видеофильма, выключить телевизор или компьютер, сменить радиопрограмму или отложить в сторону журнал, если их содержание не отвечает нравственным нормам вашего Небесного Отца» (, стр. 19).

Мы должны избегать недостойного материала в Интернете и в сотовых телефонах, а также агрессивной музыки и непристойных танцев. Над вами могут смеяться; на вас могут указывать пальцем; вы можете остаться в одиночестве, но, пожалуйста, имейте смелость противостоять этим искушениям.

Что же поможет вам стремиться вперед, крепко держась за железные перила? Сосредоточьте свою жизнь на Спасителе и развивайте ежедневные привычки к праведной жизни.

Вспомните обо всем, что сделал для вас Спаситель. На мой взгляд, это важно, что, когда последняя группа людей достигла дерева жизни, они преклонились. Они были смиренны. Они поняли, что не дошли бы без помощи Спасителя.

Помните: только очищающая сила Искупления даст нам возможность быть добродетельными. Мы все делаем ошибки, но «благодаря тому, что Спаситель любит вас и отдал Свою жизнь за вас, вы можете покаяться. Покаяние – это проявление веры в Иисуса Христа… Искупительная жертва Спасителя дает вам возможность получить прощение ваших грехов. Примите решение достойно причащаться каждую неделю и наполнять свою жизнь добродетельными поступками, которые принесут вам духовную силу. Со временем вы укрепите способность противостоять искушениям, соблюдать заповеди, оставаясь чистой, и станете более похожей на Иисуса Христа» (см. Добродетель , стр. 3).

Ежедневные привычки праведного поведения также помогут вам крепко держаться за железные перила. Мы, Генеральное президентство Общества молодых женщин, предлагаем всем девушкам в мире развить в себе три ежедневные привычки:

Во-первых, молитесь нашему Небесному Отцу утром и вечером каждый день.

Во-вторых, ежедневно читайте Книгу Мормона, по крайней мере пять минут.

И, в-третьих, улыбайтесь! Почему? У нас есть восстановленное Евангелие Иисуса Христа, которое приносит нам истинное счастье.

И еще: вы должны помнить, что не одиноки на этом пути. Когда вы крестились и были конфирмованы, вам был дан дар Святого Духа, Который будет направлять вас во всех сферах вашей жизни. Вам необходимо это руководство. Если вы ведете добродетельную жизнь «всегда, везде и во всем» (Мосия 18:9), это поможет вам стать достойными постоянного присутствия Святого Духа.

Иногда вам будет казаться, что вы – единственные, кто идет по этому пути. Так же, как близкие окружили вас любовью, когда вы пришли в этот мир, сегодня вокруг вас есть множество тех, кто может оказать на вас благотворное влияние, – ваши родители, братья и сестры, руководители Общества молодых женщин, руководители священства, добрые друзья – и даже «Ангелы вокруг вас, чтобы поддерживать вас» (У. и З. 84:88).

Оглянитесь сегодня на тех, кто помогает вам на этом пути. Это ваши друзья, крепко держащиеся за железные перила, несмотря на мирские измышления; те, кто знают слово Божие и живут по нему, кто следуют словам Пророков Бога, кто стоят в святых местах и не сдвинутся с них под давлением мира, кто сосредоточил свою жизнь на Спасителе и Его искупительной жертве и кто ежедневно стремится жить праведно. Они – ваши «образцы для верных». Учитесь у них, и тогда вы, молодые женщины, тоже можете стать «образцом для верных» – для них и для многих других.

Позвольте рассказать вам об одном ярком образце – девушке по имени Хиллари из класса «Улей», которая живет в Лагосе, Нигерия. Некоторые одноклассники высмеивали ее нравственные нормы, особенно скромную одежду. Она решила всегда носить с собой два экземпляра небольшой брошюры Во имя нравственной силы молодежи. Когда кто-то смеялся над ней, она вручала ему один экземпляр и рассказывала о нравственных нормах, объясняя, почему она им следует. Другой экземпляр всегда оставался с ней, как напоминание о необходимости соблюдать нравственные нормы.

Мы должны объединиться и помочь друг другу наполнить нашу жизнь всем «добродетельн, прекрасн, достойн уважения» (Символы веры 1:13). Мы приглашаем всех молодых женщин, матерей и, по сути, всех желающих женщин присоединиться к нам в этом стремлении к добродетели и в рамках программы «Совершенствование личности» выполнить новые задания и проект по работе над идеалом «Добродетель».

Несколько недель назад я предложила своей 86-летней матери вместе со мной работать над идеалом «Добродетель». Это было замечательное благословение для нас обеих. Когда мы выполняли задания, она рассказала мне, как в 1930-е годы, будучи девушкой, она старалась вести более добродетельную жизнь. Мы изучали Священные Писания, посвященные добродетели, документ Семья. Воззвание к миру и даже брошюру Во имя нравственной силы молодежи. Мы записали в свои дневники благословения, которые получили, стремясь вести добродетельную жизнь. Мы обе пришли к выводу, что одним из главных благословений стало достойное посещение храма. Молодые женщины, это ваш следующий шаг.

Точно так же, как храм в Солт-Лейк-Сити строили на протяжении 40 лет, камень за камнем, вы шаг за шагом созидаете добродетельную жизнь. Вы заключили заветы, чтобы проявлять послушание. Вы принимаете правильные решения. Образцы добродетели, которые вы установите сегодня, помогут вам крепко держаться за железные перила. Вы никогда не будете одиноки на своем пути, ибо Спаситель всегда рядом с вами, и вы можете покаяться. Вы благословлены Святым Духом, Который будет утешать и направлять вас. Обратитесь к «образцам для верных» в вашей жизни и старайтесь помогать другим на их пути.

Я свидетельствую о том, что мы действительно дочери нашего Небесного Отца. Он любит нас и помнит каждую из нас, где бы и в каких бы условиях мы ни жили. Шестнадцать ли нам лет или восемьдесят шесть, больше всего Он желает нам вечного счастья. Об этом я смиренно свидетельствую во имя Иисуса Христа, аминь.

УДК 37.011

М. И. Макаров

Категория «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья

Цель статьи — рассмотреть в теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья. Особое внимание в статье отводится научно-педагогической интерпретации содержащихся в трактовках категории «добродетельная жизнь» методов и способов приобщения воспитанников к нормам, ценностям и регламентам ведения социально приемлемой и одобряемой жизни. Методологическую основу исследования составила концепция целостности всемирного историко-педагогического процесса, а также цивилизационный, антропологический, генетический, герменевтический, науковедческий и социально-конструкционистский подходы. Предлагаемые автором подходы и выводы отличаются научной новизной, которая обнаруживается в выявлении и характеристике педагогического аспекта категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья, в обосновании специфики этико-педагогического понимания данной категории с позиций онтологии, что расширяет научные представления о методологических основаниях педагогики. В статье делается вывод о том, что на содержание трактовок категории «добродетельная жизнь», представленной в педагогике русского зарубежья, сильное воздействие оказывала православная этическая традиция, связанная с ведением человеком социально ободряемой добродетельной жизни. Категория «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья предстает в качестве понятия, определяющего мерило истинности педагогических взглядов и верности воспитательной практики. Поэтому данную категорию в педагогике русского зарубежья следует рассматривать как конкретное тесно связанное с общественными и духовными процессами явление педагогической культуры. Результаты исследования могут быть применены в области теории и истории педагогики и философии образования.

Ключевые слова: категория «добродетельная жизнь», этико-педагогическое представление о добродетельной жизни, педагогика русского зарубежья.

M. I. Makarov

The Category of «Virtuous Life» in Pedagogics of the Russian Abroad

Вопросы, связанные с возвеличиванием в воспитаннике сил добра, формирования в нем способности к противостоянию злому, социально неприемлемому, разрушающему в человеке собственно человеческое начало, всегда были в фокусе внимания педагогической науки. Эти вопросы неоднократно ставились мыслителями,

учеными и педагогами русского зарубежья, особенностью даваемых ими ответов на которые выступало то, что все они в обосновании своего видения путей нравственного развития воспитанников отталкивались от той или иной трактовки категории «добродетельная жизнь».

© Макаров М. И., 2014

Взгляд мыслителей, ученых и педагогов русского зарубежья на воспитание как на приобщение воспитанников к нормам, ценностям и правилам ведения социально приемлемой и одобряемой жизни, зиждущейся на универсальных ценностях Добра, Истины и Красоты, обозначил нашу исследовательскую цель — рассмотреть в теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья.

В трактовках категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья акцентировано внимание на благотворном влиянии православных идей на становление нравственного облика воспитанников в процессе их воспитания и обучения. Усматривая в православии промыс-лительную суть национальной культуры, этики и воспитания, мыслители, ученые и педагоги русского зарубежья описывали и объясняли то, как должен осуществляться образовательный процесс, приобщающий учащихся к нормам, ценностям и регламентам ведения социально приемлемой и одобряемой жизни, зиждущейся на универсальных ценностях Добра, Истины и Красоты. «Нельзя вести детей, если впереди нет действительной правды, если впереди нет Царства Бо-жия…», — замечал В.В. Зеньковский, видевший в православии ключ к приобщению обучающихся к нравственно оправданной духовной жизни . Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в педагогике русского зарубежья зиждутся на идее «христоцентричности» воспитания, направленного на достижение единения человека с Богом. В работе «Апологетика» В.В. Зеньковского предлагается понимание добродетельной жизни как воплощение в бытии конкретного человека единого для всех божественного замысла о совершенствовании его души, устремленной к Истине, Добре и Красоте. Мыслитель считал, что в православной морали зиждутся про-виденциалистские интенции: все созданы Богом, и из этого богосыновства всех людей вытекает братство между ними, поэтому высшей целью педагога считалось раскрытие образа Божия в детях путем приобщения их к жизни, соответствующей христианским нравственным императивам.

В трактовках категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья содержатся мысли о необходимости пробуждения в душах детей подлинной веры в «раскрытии образа Божия в детях через подготовку их к жизни в этом мире и к жизни вечной, причем не внешними принуждениями, а путем содействия цве-

тению лучших движений души» . Эти мысли аккумулировали творческое осмысление воспитания человека как спасения от грядущего апокалипсиса и явились краеугольной этико-педагогической идеей становления и развития личности всего русского зарубежья в его синкретическом комплексе философского, психологического, культурологического, религиозного наследия. В таком ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья содержат уникальное истолкование идеи божественного промысла в жизни человека, творческой обращенности к грядущему. В комплексе этико-педагогических представлений о добродетельной жизни, таким образом, сфокусировался провиденциалистский смысл культурных традиций и духовно-эмоциональных устремлений, повлиявших на аксиологические основания воспитания.

В работах С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и других этико-педагогические представления о добродетельной жизни сопряжены с поиском путей воспитания в духе православия, с размышлениями о предопределенности сохранения на чужбине национальных ценностей в образовании. В обосновании своего видения путей нравственного развития учащихся мыслители, ученые и педагоги русского зарубежья отталкивались от трактовок категории «добродетельная жизнь», аккумулировавших внимание на национально-этическом компоненте аксиологии образования и воспитания. Поэтому фокус педагогических устремлений определяло национальное мировоззрение, предполагающее взывающую к нравственному совершенствованию и духовному росту человека сосредоточенность на метафизических проблемах бытия. На первый план ставились такие аксиологемы, как Отечество, Свобода, Истина, Добро, Бог, соборность, которые определяли цели и задачи образования и воспитания личности. Этическими ориентирами воспитания становились представляющие исток и содержание духовного богатства добродетели вера, надежда, любовь. На такой аксиологической основе и осуществлялось в эмиграции национальное воспитание и образование.

На трактовку категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья сильное влияние оказала одна из центральных проблем этики — проблема свободы воли человека. Вообще, тема свободы как ценности и цели воспитания в педагогике русского зарубежья явилась

важнейшей точкой соприкосновения этических и педагогических представлений о добродетельной жизни. Общим для большинства мыслителей, ученых и педагогов русского зарубежья явилось понимание сущности свободы в слиянии человека с Богом и представление о человеке как свободном и детерминированном существе. В трактовках категории «добродетельная жизнь» отразилась мысль о том, что свобода человеку дарована Богом, она делает его подобным Богу и одновременно обусловливает его самоопределение, то есть дает возможность выбора между добром и злом. Поэтому смысл воспитания состоит еще и в усвоении дара свободы . Анализируя жизненный путь человека, В.В. Зеньковский отмечает, что жизнь обращает человека либо к полюсу добра, либо к полюсу зла. Это объясняется не столько провиденциальной и психофизической сферами личности, сколько существованием основанного на первородном грехе разделения духовной сферы на светлую и темную .

В работах И.В. Ильина «Путь к очевидности», «Основы христианской культуры», «О воспитании национальной элиты» в трактовках категории «добродетельная жизнь» отражена мысль о том, что свобода применима только по отношению к человеческому духу, так как, по убеждению мыслителя, ни тело, ни душа не могут быть свободными. Воссоздавая в себе самом Бога, человек реализует свою собственную творческую свободу, поскольку Бог это и есть свобода. В анализе феномена свободы в контексте этико-педагогических представлений о добродетельной жизни Ильин приходит к мысли о том, что человек свободен в своем соединении с Богом, в индивидуальном духовном восхождении, требующем напряжения всех духовных сил личности. Мыслитель задается вопросом, как личность достигает морального совершенства (добродетельности) в ее неповторимой индивидуальности, и делает вывод: в устремлении к подлинной духовной реальности, в слиянии с Богом, а точнее в процессе воссоздания в себе Бога. В этом случае человек только и способен обрести центр, основу своего неповторимого личного бытия. В восхождении к духовному человек, по мысли Ильина, находится в постоянном воспитательном контексте. В противном случае жизнь его становится пошлой, распыляется на отдельные, не связанные друг с другом примитивные устремления. Предостерегая потомков, мыслитель отмечает: «утратив Бога и Христа, религиозно неустроенная и нравственно распадающаяся, душа совре-

менного человека только и может стать жертвою приобретательских инстинктов и хозяйственных законов» . При этом речь идет не о церковной обрядовости и воцерковлении человека, а о насыщении внутреннего мира тем сокровенным духовным содержанием, которое удерживается и подкрепляется внутренней верой. В трактовках категории «добродетельная жизнь», таким образом, отражена мысль о том, что смысл воспитания зиждется в слиянии с Богом, ибо так «начинается новая жизнь» .

Этико-педагогические трактовки добродетельной жизни в работах И.А. Ильина аккумулируют идею о том, что человеку укрепить свой внутренний мир, уберечь его от пошлости и зла можно лишь «овладев искусством образовывать свой духовный и религиозный опыт, соединяя свое житие с высшими ценностями, внутренне устремляясь к горней чистоте жизни» . Феномен добродетельной жизни в трудах Ильина, таким образом, напрямую связан с процессом воспитания, ибо добродетель открывает человеку духовный опыт, являет сердцевину формирования цельного человека и источник его самосовершенствования. С точки зрения мыслителя, в рамках такого воспитания люди становятся носителями моральных норм и ценностей, приобщающих их к христианскому ведению жизни. Именно в этом, как показывает Ильин, заключается значение истинного христианского воспитания.

Трактовки категории «добродетельная жизнь» в работах И.А. Ильина обильно насыщены толкованием подходов и приемов возвеличивания в человеке сил добра, на содержание которых особое значение оказал феномен духа христианской предметности. Следуя мысли Ильина, человек должен принять Божий мир и зажить им в нем, поскольку семейная жизнь, воспитание детей, служба, хозяйство, политика, искусство, наука есть суть божественно устроенной земной жизни человека. Бог вовлекает человека во все эти сферы деятельности, наделив его силами благоуст-роения как своей собственной, так и общественной жизни. Что касается явления воспитания, то оно интерпретируется мыслителем как вслушивание в голос Бога и следование его замыслу духовно-нравственного совершенствования человека, идеальные характеристики которого заключены в добродетелях. Поэтому в трактовках категории «добродетельная жизнь» воспитание истолковывается как обновление человека, которое нужно начинать не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления

его души и воли, с воспитания у него веры, убежденности в святости семьи, любви к родине, национальной гордости.

В трактовках категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья содержатся мысли о воспитании как раскрытии в ребенке образа Божия. Это обращало мыслителей к вопросу о том, каковы те силы, которые составляют духовную природу человека. Ответ формировался на основе представлений о влиянии православных этических ориентиров на нравственное воспитание и на практику ведения человеком осознанной нравственно оправданной духовной жизни. Подобные вопросы и ответы обращали мыслителей к провиденциально ориентированным трактовкам добродетельной жизни человека. В частности, фокусировалось внимание на том, что цель воспитания должна формулироваться на основе представлений о приближении человека к тем чертам, которые свойственны для Творца всего сущего. Поэтому образ Христа являлся воплощением доброты, милосердия, справедливости и выступал добродетельным ориентиром нравственного воспитания и практики ведения человеком осознанной нравственно оправданной духовной жизни. С. Л. Франк отмечал, что человек, придерживающийся образа и подобия Божия и выступающий неким подобием Бога, «должен и, в принципе, может свободно исполнять волю Божию». В противном случае, то есть когда принимается во внимание природа человека, отличная от Бога, то «это подобие оказывается слабым и в известном смысле иллюзорным» существом .

В трактовках категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья содержится мысль о том, что духовная жизнь, соотнесенная со смыслом бытия человека в мире, влияет на развитие души, движущейся не просто к углублению и погружению в себя, а к самопознанию, способному помочь личности выйти за пределы своего «Я». В работах В.В. Зеньковско-го этико-педагогические представления о добродетельной жизни аккумулировали личностное начало в восхождении человека к горним высотам духа. Рассуждая о моральном совершенствовании личности, ученый отмечает, что обращение к педагогике позволяет решить задачу нравственного совершенствования и духовного роста истинного «Я» человека, развить способность различения добра и зла прежде всего в самом себе. «Развитие личности ребенка идет в …трех направлениях — развитие своеобразия, основных

сил, творческого начала в ребенке, — развитие в нем исконного раздвоения добра и зла и связанное с этим развитие начала свободы, — развитие связи его с социальной средой, через усвоение языка. Все это не просто «духовное развитие», но целостная жизнь, — образ Божий, «божественная искра» одушевляет эмпирическое развитие, с которым связывает свою судьбу, свой крест» . В трактовках категории «добродетельная жизнь» в работах В.В. Зеньковского отражена мысль о том, что без постижения феномена человеческой личности невозможно детально разобраться в ее нравственном мире, выявить действительные мотивы тех или иных поступков, дать полезные рекомендации воспитателям.

Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в трудах Н.А. Бердяева «Истина и откровение», «О человеке, его свободе и духовности», «Философия свободного духа» обнаруживаются в утверждении высокого духовного потенциала личности воспитанников, высоких целей социализации. Осмысление феномена добродетельной жизни в русле христианской традиции не помешало мыслителю наполнить смысловую канву категории «добродетельная жизнь» новым содержанием, отражающим ракурс «духовной» доминанты. Дух, в представлении Бердяева, соединяет сферу человеческую со сферой божественной, он оказывает воспитывающее влияние на тех, с кем происходит социальное взаимодействие. Вместе с тем мыслитель отмечает, что, хотя дух у человека от Бога, свобода, присущая духу, имеет не только божественное происхождение. Внешняя свобода, которая может породить грех, оказывается ловушкой для суда и наказания. Подобная трактовка свободы воли человека обусловила этико-педагогическую интерпретацию ценностно-значимого аспекта добра в жизни человека, придерживающегося такого стиля бытия, который обеспечивает его спасение от зла. В этико-педагогических трактовках добродетельной жизни, представленных в работах Бердяева, усматривается связь учения о спасении с воспитанием. В этом Н.А. Бердяев выступает единомышленником В.В. Зеньковского. Смысловой составляющей категории «добродетельная жизнь» в трудах Бердяева выступает идея спасения, понимаемая как достижение человеком богоподобного совершенства, как движение к горним высотам, как борьба за полноту и богоупо-добление, как раскрытие божественного начала и укрепление богочеловеческой связи. Смысловая канва категории «добродетельная жизнь» в по-

добной трактовке отражает мотив тернистости жизненного пути человека, проходящего через испытания. В таком контексте свобода человека означает творческую силу, посредством которой он отвечает на Божий призыв. «Это и есть идея педагогическая в том смысле, что она есть не откровение Бога, а сокровение Бога, есть то, что Бог не открывает прямо человеку, а ждет, что он сам совершит это откровение. Царство Божие есть социальное и космическое преображение. Любят говорить, что для личного спасения для вечной жизни совсем не нужно творчество человека. И это не верно. Но оно нужно для Царства Божьего, для полноты жизни в Царстве Божием. И все великое в человеческом творчестве войдет в Царство Божие. Истина в идее предопределения заключается в том, что человек должен изживить свою судьбу, которая есть лишь путь» .

Наиболее явственная и глубокая педагогическая трактовка категории «добродетельная жизнь» представлена в художественных произведениях литературы русского зарубежья. Так, в романе «Лето Господне» И. Шмелева показано благотворное влияние православного быта русских людей на приобщение ребенка к добродетельному бытию. И. Шмелев обращает к думам о том, как образ Божий, содержащий силу доброты, милосердия, справедливости, воздействует на духовное созревание детской души и влияет на добродетельную жизнь ребенка. Автор «Лета Господня» заставляет задуматься над тем, каким должно быть воспитание настоящего человека, понять роль детей и взрослых в семье, помогает обратиться к благодатным средствам воспитания и увидеть их провиденциальный смысл. Собственно говоря, об этом весь роман «Лето Господне», его педагогический лейтмотив. А итогом такого воспитания могут стать слова Вани, главного героя повести: «И мне хочется стать святым».

Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в романе «Лето Господне» растворены в движении плоти, души и духа ребенка к добродетельному бытию, приобщению к которому способствуют православные праздники, обряды, предания, образы и символы, пробуждающие чувство национальной гордости и причастности к русской истории и народным святыням. Автор «Лета Господня» контекстуально ставит перед родителями и педагогами задачу умело распорядиться этим богатством и вывести ребенка, устремленного в сферу смыслов, вживающегося в безграничный мир мысли, в человеческие отношения, в то, что стоит над человеком,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к горним высотам нравственного бытия. «Что-то я постигаю в этот чудесный миг. Есть у людей такое … выше всего на свете» . Потому педагогические смыслы и значения категории «добродетельная жизнь», контуры которой очерчены в романе И. Шмелева «Лето Господне», могут послужить опорой для всякого воспитания, когда необходим «добрый плод», то есть хороший результат.

Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в работах мыслителей, ученых, педагогов русского зарубежья свидетельствуют о том, что в них содержатся теоретические размышления авторов о природе, характере и содержании добродетельной жизни. Кроме того, в трактовках категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья в самом общем виде явлены мысли о подходах, методах, способах и приемах возвеличивания в человеке сил добра, формирования в нем способности к противостоянию злому, разрушающему в человеке собственно человеческое начало. По сути, категория «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья является той категорией, с помощью которой мыслители, ученые и педагоги описывали и объясняли, как должен осуществляться образовательный процесс, приобщающий учащихся к нормам, ценностям и регламентам ведения социально приемлемой и одобряемой жизни, зиждущейся на высших ценностях, наполняющих человеческую жизнь особым смыслом, полнотой и духовностью. Обращение к категории «добродетельная жизнь» позволило мыслителям, ученым и педагогам русского зарубежья детально разобраться в нравственном мире человеческой личности, осмыслить взаимосвязь метафизических и нравственных вопросов педагогики и, наконец, философски осмыслить целостность педагогического бытия.

Подводя общий итог, сделаем как минимум три вывода. Во-первых, на содержание трактовок категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья сильное воздействие оказала православная этическая традиция, связанная с ведением человеком добродетельной жизни. Во-вторых, категория «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья предстает в качестве понятия, определяющего мерило истинности педагогических взглядов и верности воспитательной практики. В-третьих, этико-педагогические представления о добродетельной жизни в педагогике русского зарубежья представляют безусловный научно-практический ин-

терес как один из высоко значимых источников плодотворных идей, ценных методических технологий, творческое осмысление теоретического и практического потенциала которых может содействовать дальнейшему развитию педагогической науки.

Библиографический список

3. Зеньковский, В.В. Нужно ли педагогу иметь мировоззрение? // Вестник РСХД. — Париж, 1959.

— № 54. — С. 57.

4. Зеньковский, В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский. — М.: Правосл. Свято-Тихон. Богослов. инст., 1996. — 153 с.

5. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. — М.: Шк.-Пресс, 1996. — 271 с.

6. Ильин, И.А. Одинокий художник / И.А. Ильин; сост., предисл. и примеч. В.И. Белов. — М.: Искусство, 1993. — 348 с.

7. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. — М.: Республика, 1993. — 431 с.

8. Ильин, И.А. Философия Фихте как религия совести // Вопросы философии и психологии. -М., 1914. — Кн. 122 (II). — С. 165-185.

10. Франк, С.Л. Человек и Бог: Человек перед миром и Богом / С.Л. Франк. — М.: Грааль, 2001.

— 124 с.

11. Шмелев, И.С. Лето Господне / И.С. Шмелев. — М.: Детская литература, 2004. — 526 с.

Bibliograficheskij spisok

3. Zen’kovskij, V.V. Nuzhno li pedagogu imet’ mi-rovozzrenie? // Vestnik RSKHD. — Parizh, 1959.

— № 54. — S. 57.

4. Zen’kovskij, V.V. Pedagogika / V.V. Zen’kovskij. — M.: Pravosl. Svyato-Tikhon. Bogoslov. inst., 1996. — 153 s.

5. Zen’kovskij, V.V. Problemy vospitaniya v svete khristianskoj antropologii / V.V. Zen’kovskij. -M.: SHk.-Press, 1996. — 271 s.

6. Il’in, IA. Odinokij khudozhnik / IA. Il’in; sost., predisl. i primech. V.I. Belov. — M.: Iskusstvo, 1993. — 348 s.

Анатолий Лень
Расположение духа
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
а — начало нового ничем непримечательного афоризма, умозаключения
в – важное
д – банальное, для детей
з — познавательное
и – интересное
к – крылатое
л — лучшее
н – не важное
п – поучительное
с — сложное для понимания
р – в загадке, для размышления, на догадливость и установку своего мнения
ю – юмор
Расположение духа
з Расположение духа – душевное состояние, настроение.
з Владычица расположения духа – душа.
зп Хорошее расположение духа – надо создавать.
п С плохим расположением духа сиди дома.
зпв Лучше всего улучшать расположение духа – поднимая его другим.
зпв У человеколюбивых людей хорошее расположение духа чаще – они реже бывают, недовольны поведением других, менее обидчивы, более рады общению…
здпв Хорошему расположению духа способствуют духовность и нравственность.
а Утешить в плохом расположении духа человека может Бог.
а На солнце сверкают все, в пасмурную погоду – только те, кто светится изнутри.
п Хороший человек плохое расположение духа прячет, хорошим – спешит поделиться.
п Чтобы заглушить плохое расположение духа – подумай о тех, кому хуже.
п От плохого расположения духа избавляет – доброта.
к Если человек живет правильно – ему от плохого расположения духа уйти легче.
п Не может избежать плохого расположения духа тот – кто не любит людей и мир.
а Уводит от плохого расположения духа – служение людям.
к В хорошем расположении духа человек орел, в плохом – ягненок.
а Плохое расположение духа бывает у всех – но не по всем это видно.
з Плохое живет в отрицательной среде – где бушуют страсти, царят измена, ложь, недоверие, ревность, неопределенность, непокорность, глупость.
з Часто расположение духа путают с эмоциями, чувствами, переживаниями…
з Расположение духа в отличие от эмоций и чувств проявляется более длительно, не столь интенсивно, не имеет конкретной объектной привязки и имеет меньше внешних признаков.
з Расположение духа бывает общее и направленное непосредственно, на какой-то определенный объект – они влияют друг на друга.
з Расположение духа имеет два слоя, истинный глубинный – который держится длительно и поверхностный – меняющийся очень часто от любого мимолетного дуновения.
з Если человек нечему не подвержен – природа, как правило, обеспечивает ему хорошее расположение духа.
зп Хороший человек плохое расположение духа сдерживает в себе – отчего его страдания усиливаются, скверный выплескивает – получая облегчение.
кпзд Расположение духа – воля пасет.
зд Расположение духа в большей степени зависит от самого человека.
зд Расположение духа во многом зависит от мировоззрения.
зп Ровность расположения духа – подчеркивает силу характера.
а Человек расположения духа лишен мудрости и самообладания.
зпк Хорошая защита от плохого расположения духа – положительное мировоззрение.
а Плохое расположение духа – слабость.
а Люди, уверенные в том, что достойны лучшей жизни – не могут не прибывать в плохом расположении духа.
п Чем дороже человек себя ценит – тем чаще его посещает плохое расположение духа.
з Плохое и хорошее расположение духа – не могут не чередоваться, природа держит баланс.
д Плохое расположение духа – от слабохарактерности.
зд На расположение духа существенно влияет состояние здоровья, погода, обстановка…
зд Расположение духа влияет на оценку действительности.
зд В зависимости от расположения духа одни и те же события могут оцениваться человеком – по разному.
з Расположение духа человека можно определить по мимике, походке, осанке, глазам, рукам, голосу, улыбке, почерку…
п Глупо для улучшения расположения духа прогонять серьезность.
а Тактичность, доброжелательность, вежливость, приветливость, учтивость – расположение духа улучшают, грубость, невежество, бестактность – ухудшают.
з Плохое и хорошее расположение духа существуют друг за счет друга – природа обеспечивает баланс.
п Рискованно улучшать расположение духа – легкомыслием.
зд Расположение духа – передается.
зп Человек не должен забывать, что свое расположение духа рассеивает.
зп Гражданский долг каждого хорошее расположение духа распространять, плохое – прятать.
зп Надо научиться хорошее расположение духа накапливать и удерживать, плохое – подавлять.
а Быстро поднимают расположение духа – юмор, подарки, комплименты, похвала, прибыль…
а Хорошее расположение духа – делает людей привлекательней.
зп Как хорошее, так и плохое расположение духа – входят в привычку.
п Плохое расположение духа надо делать мимолетным, хорошее – длительным.
зп Влияние утреннего расположения духа самое длительное.
кл Пессимист, хмурится в ясную погоду – оптимист, светится в пасмурную.
з Расположение духа несколько зависит от условий – сколько от отношения к жизни.
а Какие только прегрешения люди не сваливают на дурное расположение духа.
зпв Друзья плохого расположения духа – злоба, зависть,
человеконенавистничество…
з Человек с плохим расположением духа кажется усталым и даже больным.
зд Человек с плохим расположением духа – некрасив.
з В молодости у многих расположение духа обеспечивается природой, в старости его надо создавать самому.
а Природу мало волнует, какое расположение духа у человека, после того как он дал и воспитал потомство.
з Людей с сильным характером видно по ровности
расположения духа.
к Отец расположения духа – оптимизм.
п Хорошее расположение духа – лучше богатства.
з Хорошее расположение духа – больше зависит от состояния души, чем качества жизни.
п Расположение духа, как музыкальный инструмент – зависит от того, как его настроишь.
п Если человек не умеет настраивать свое расположение духа – он от него зависим.
п Не можешь подстроиться под свое расположение духа – это сделают другие.
а Расположение духа – предвестник поведения.
а Глупец счастлив по расположению духа.
з Несдержанные глупцы относятся к людям, не с учетом их качеств и поведения, а в зависимости от своего расположения духа.
пз Хорошая защита от плохого расположения духа – счастливая семья.
п Тот, кто знает меру – впадает в плохое расположение духа реже.
д Чем меньше у человека запросов – тем легче ему избежать плохого расположения духа.
п Дальше от плохого расположения духа тот – кто довольствуется малым.
зпвкл Плохое расположение духа боится деятельности – что думы прогоняет.
пз От плохого расположения духа хорошо лечит приятное, желанное, увлекательное дело.
зс Плохое расположение духа – природная реакция, вынуждающая человека действовать в направлении улучшения жизни.
д Причину плохого расположения духа в первую очередь надо искать в себе.
п Пособница плохому расположению духа – праздность.
зпд Плохое расположение духа бывает от зависти и злобы.
п Часто плохое расположение духа – от неумения пользоваться деньгами.
а Виновником плохого расположения духа часто несправедливо оказывается тот – кто рядом.
п Злое отношение к людям возвращается к человеку – плохим расположением духа, доброе – хорошим.
а Когда у человека плохое расположение духа – он вспоминает о Боге.
а У разумного, волевого, целеустремленного человека – хорошее
расположение духа стабильно.
п Плохое расположение духа во многом обязано гордости.
пз Разум должен мешать проникновению плохого расположения духа в душу.
п Львиная доля плохого расположения духа – от отсутствие знаний и опыта.
п От плохого расположения духа человек может избавиться, если правильно организует свою жизнь.
п Чтобы избавится от плохого расположения духа – следует делать то, что
надо, а не то, что приятно.
зд Подружка плохого расположения духа – ложь.
з Человек расположения духа не способен хорошее настроение накапливать и удерживать, плохое – подавлять.
зд Человек расположения духа – не владеет собой.
к Человек расположения духа – родом из детства.
з Человеком расположения духа можно стать из-за разрушения психики.
з Человеком расположения духа часто становятся избалованные дети.
з Человек расположения духа для регулирования состояния духа разум не подключает, а руководствуется эмоциями.
з Человек расположения духа – искренен.
з Человек расположения духа в тяжелых условиях невыносим.
л Люди расположения духа при хорошем состоянии духа могут быть доброжелательны к врагам, при плохом – неприветливы к друзьям.
з Человек расположения духа себе не принадлежит – им владеют прохвосты.
п Плохое расположение духа надо научиться сбивать.
з Не сбитое плохое расположение духа – может привести к депрессии.
зд Основа хорошего расположения духа – благополучие.
зд От расположения духа зависит оценка происходящего.
з Фоном расположения духа является состояние здоровья.
зпв Легче не допустить плохого расположения духа – чем противостоять его последствиям.
зп Плохое расположение духа и зависть, обида, злоба порождают друг друга.
зп Хорошее расположение духа – надо воспитывать.
к Хорошее расположение духа – лекарство от недугов.
а Хорошее расположение духа – продляет жизнь, плохое – укорачивает.
п К человеку с хорошим расположением духа все тянутся, от пребывающего в плохом – отдаляются.
зп От расположения духа, поднятого за счет других – мало прока.
з Если человек с плохого расположения духа долго не выходит – оно может закостенеть.
к Мудрость в плохом расположении духа – не бывает.
з Труднее определить расположение духа зависимого человека.
а Любимый человек – хорош в любом расположении духа.
з Тот, кто не разбирается в счастье, счастлив и несчастлив – по расположению духа.
з Хорошим расположением духа проясняется ум.
п Самообладание, ясность ума, здравый смысл, находчивость – способны не только обуздать нежелательное расположение духа, но и использовать его с пользой.
кп Поддался расположению духа – потерял лицо.
а Хорошее расположение духа – визитная карточка для общения.
п Хорошее расположение духа – отношениями людей правит.
п Хорошее расположение духа – лучшее подспорье успеху.
з Чем человек глупей и несдержанней, тем проявление расположения духа у него более натурально.
а Чтобы не видеть того, из-за кого плохое расположение духа – разбей зеркало.
п От терпеливых – плохое расположение духа уходит само.
а Ближе к природе – дальше от плохого расположения духа.
п Плохое расположение духа – боится сильных.
д Каждый человек мечтает, чтобы плохое расположение духа свалилось с него само по себе, без усилий.
п Избавления от плохого расположения духа надо не ждать, как хорошую погоду – а действовать.
п Лекарство от плохого расположения духа – думать о будущем.
п Надо учится плохое расположение духа – оставлять в прошлом.
а Причина для плохого расположения духа – всегда есть.
п Увлеченный – о плохом расположении духа забывает.
п От плохого расположения духа уводят заботы.
п Плохое расположение духа пасует перед самообладанием.
п Диван друг плохого расположения духа, прогулка – враг.
п Хорошее лекарство от плохого расположения духа – творчество.
д Плохое расположение духа – изводит сердце.
к Плохое расположение духа – лечится мечтой.
д От плохого расположения духа отвлекают проблемы.
вп Плохое расположение духа – союзник болезни.
а Когда человек в плохом расположении духа – он не живет.
д Плохое расположение духа отталкивает людей.
а Общение с человеком в состоянии плохого расположения духа – неприятно.
пз Не так страшно присутствие плохого расположения духа – как отсутствие воли.
а Не так страшно плохое расположение духа – как неумение от него уходить.
п Плохое расположение духа – терпением усмиряется.
д Друг уменьшает плохое расположение духа даже своим присутствием.
а Показать плохое расположение духа – значить распахнуть душу.
пз Показать плохое расположение духа хорошему человеку – уменьшить его, плохому – увеличить.
пз От плохого расположения духа может защитить знание психологии.
п Плохое расположение духа – старит.
п Плохое расположение духа подталкивает к вредным привычкам.
д Плохое расположение духа можно спрятать за улыбку.
а Плохое расположение духа – связывает язык.
а Без плохого расположения духа – люди не знали бы хорошего.
д Плохое расположение духа – затуманивает разум.
а Плохое расположение духа делает человека слабее.
а От плохого расположения духа отвлекает чтение.
п Мудрость в хорошем расположении духа – сдержана, в плохом – тверда.
а Пессимист – заведомо человек плохого расположения духа.
п Плохое расположение духа – часто дитя несбыточных неумеренных запросов и желаний.
з Люди, пребывающие в плохом расположении духа, кажутся неприветливыми и недоброжелательными.
зд Перед людьми в плохом расположении духа закрываются все двери.
клд Плохое расположение духа – враг успеха.
п За плохое расположение духа – не упрекают.
п Для некоторых людей плохое расположение духа – хроническая болезнь.
пз Есть люди, которым плохое расположение духа потребно. Если нет повода, они его находят, а то и вовсе придумывают.
п Плохое расположение духа красавца превращает в урода.
а Есть люди, у которых плохое расположение духа даже от пения соловья.
п Плохое расположение духа – рассудком удерживается.
зд Плохому расположению духа можно противостоять, если отвлекаться или нагружаться физически.
а Плохое расположение духа вызывает нарушение законов.
зд Расположение духа во многом формируется отношением к жизненной ситуации.
з Плохое расположение духа во многом зависит от результатов деятельности.
зп От владения расположением духа – начинается воля.
зд Признак плохого расположения духа – хмурость.
а Хорошее расположение духа обеспечивают положительные эмоции.
а Плохое расположение духа поднимают произведения искусства.
а Плохое расположение духа поднимает некоторая пища.
п Людям расположения духа надо самим ходить в гости и звонить, выбирая момент.
з Ухудшает расположение духа – сомнение.
зд Одни мысли и дела расположение духа улучшают, другие – ухудшают.
зп Неплохой выход из плохого расположения духа – погружение в сон.
а Расположение духа можно проверять в зеркале.
а Расположение духа важно в деятельности.
з От плохое расположения духа зависит отношение к действительности, событиям, людям, себе.
а У хорошего расположения духа – нет плохой погоды.
а Расположение духа – постоянно меняется.
п Через оптимизм и хорошее расположение духа человек омолаживается.
а Горе тому чье дело зависит не от умения – а расположения духа.
а Когда хорошее расположение духа и уверенность в себе – мы кажемся себе красивее.
а Качество общения людей – во многом зависит от их расположения духа.
п От владения расположением духа начинается самообладание.
а При хорошем расположении духа все кажется лучше. Каждый человек подвержен этому в разной степени.
п Лекарство от плохого расположения духа – музыка.
п Проще всего поднять расположение духа вежливостью.
к Хорошее расположение духа – беседе подспорье.
пз Человеческую жизнь можно сравнить с игрой в шахматы. Чем
больше верных ходов наперед человек может предположить, тем
меньше он рискует, повстречаться с плохим расположением духа.
а Чтобы не знать скверного расположения духа – порой достаточно лишь не думать о плохом.
п Одна из составляющих избавления от плохого расположения духа – смирение с несчастьями.
пз Чем больше недовольства жизнью – тем больше плохого расположения духа.
п Прежде чем бороться с плохим расположением духа – посмотри, чему радуются люди.
а Плохое расположение духа – общения боится.
а Плохим расположением духа заканчивается безудержное веселье.
а Склонность к плохому расположению духа – вредная привычка.
п Чтобы плохое расположение духа не отгораживало от людей и не выставляло слабым – делится им надо не со всеми.
к Плохое расположение духа – чистильщик души.
п Вспоминать о плохом расположении духа – повторить его.
а Плохое расположение духа отнимает блеск глаз.
п Плохое расположение духа – убивается юмором.
а К плохому расположению духа привыкают.
зд Плохое расположение духа может быть из-за потерь.
а Никто не впадает в дурное расположение духа – когда идет первый снег.
п Плохое расположение духа – отрицательная эмоция.
зп Подружка дурного расположения духа – обида.
ср Хорошее расположение духа делает жизнь короче – но живет человек дольше, плохое настроение ее удлиняет – но живет он меньше.
п Перейти плохому расположению духа в хорошее мешает расстройство.
а Плохое расположение духа способно вывернуть душу.
а Плохое расположение духа – немногословно.
з Плохое расположение духа одиночество нагоняет.
п В одиночестве плохое расположение духа удваивается.
зп Плохое расположение духа отстраняется целью и идеей.
а Плохому расположению духа сильнее поддаются серьезные и меньше легкомысленные.
п Плохое расположение духа чаще угрюмых посещает.
а Люди склонны не столько радоваться тому – что у них есть,
сколько впадать в плохое расположение духа из-за того – чего у них нет.
к В плохое расположение духа человека ввергает спор души и разума.
п Даже в плохом расположении духа подобает вести себя должно.
а Человек даже в плохом расположении духа эпизодично ощущает радость.
з Эпизодичные ощущения радости, даже вызванные искусственно, снимает нервное напряжение.
а Если у человека появляются симптомы радости при плохом расположении духа у других, это, как правило, не злорадство, а робкая мысль о собственном благополучии.
з Плохому расположению духа – не нужен мотив.
п Самый простой и надежный способ избавиться от плохого расположения духа по вечерам – раньше ложиться спать.
п Утро плохое расположение духа к себе не подпускает.
п Плохое расположение духа без причины – глупость.
п Если плохое расположение духа обуздать – его можно использовать для очистки души.
а Плохому расположению духа способствует усталость.
зд Подружка плохого расположения духа – неудача.
зд Плохое расположение духа и переживания усиливают друг друга.
зд Причиной плохого расположения духа могут быть страдания.
зд Плохое расположение духа – помеха решению проблем.
п Плохое расположение духа уменьшает обаятельность.
а Опасайся, чтобы плохое расположение духа – не вошло в привычку.
а Плохое расположение духа делает человека замкнутым.
з Плохое расположение духа вынуждает человека заглянуть в себя.
р Увидеть плохое расположение духа других – соперничество и зависть не дают.
п Стойкость плохое расположение духа – пополам делит.
а Плохое расположение духа приходит к человеку, что бы после него он не пропустил хорошее.
д Главная виновница плохого расположения духа – глупость.
д Плохое расположение духа с ошибкой дружит.
п Плохое расположение духа приходит к тем, кто не знает или не прислушивается к истине.
а Плохое расположение духа может быть – от непонимания.
пзвл Плохое расположение духа до тех пор возвращается к человеку – пока не прекратит он негодование, мешающее извлечь пользу несущую им.
з Разумный, владеющий собой человек перепады в расположении духа смягчает, а то и вовсе гасит.
з Добрый человек впадает в плохое расположение – если ему не удается творить добро, злой – зло.
з Человек впадает в плохое расположение духа, пока не получит то, что ему необходимо.
п Впадает в длительное плохое расположение духа человек – не нашедший себя,.
з Естественное природное плохое расположение духа менее опасно, чем вызванное современной цивилизацией.
з Плохому расположению духа легче всего захватить человека – после веселья.
а Если бы не плохого расположения духа – хорошее пресытилось бы.
а Плохое расположение духа – обнажает нервы.
а Плохое расположение духа накапливает потребность излить душу, очищает ее, пробуждает на добрые дела.
п Кто раздает обещания – тот получает плохое расположение духа.
п Надо так построить свою жизнь чтобы на плохое расположение духа не было времени.
а Плохое расположение духа – человека сжигает.
а Плохое расположение духа – присуще неудачникам.
д Плохое расположение духа отнимает у человека способность принимать правильные решения.
а Плохое расположение духа – делает человека старше.
дв Плохое расположение духа – подлежит подавлению.
пд Трудно избавится от плохого расположения духа – не работая над собой.
зп Анализ, осмысление происходящего, изучение природы плохого расположения духа – способствует борьбе с ним.
п Чтобы не падать в глазах людей плохое расположение духа целесообразно гасить уединившись.
зд Плохое расположение духа может появляться из-за того, что что-то происходит не так как хочется или не выполняются желания или требования человека.
зп Трудно бороться с плохим расположением духа – не определив, что его вызвало.
зд Плохое расположение духа могут вызывать стресс, переутомление, недосыпание.
зд Плохое расположение духа не допускается уравновешенностью.
а Более склонен к плохому расположению духа – суеверный человек.
д Плохое расположение духа сдерживается устойчивостью психики.
пвзд Уменьшению плохого расположения духа способствует доброжелательность.
п По-настоящему в хорошем душевном состоянии может пребывать лишь человек, который считает, что живет лучше, и к нему лучше относятся – чем он этого заслуживает.
ю Плохое расположение духа вызывает образование – отвлекая от пива, секса и сигарет.
ю Плохое расположение духа не надо оберегать – его никто не сможет испортить.
ю Расположение духа – заразно.
ю Плохое расположение духа – нормальное состояние трезвого человека.
ю Глупо проверять хорошее расположение духа человека через наличие улыбки – может у него кривые зубы.
ю Ничто так не поднимает расположение духа – как депрессия у других.
ю Расположение духа замечают бездельники.
ю Если чувство нехватки денег еще не пропало – это еще не плохое расположение духа.
ю Плохое расположение духа растворяется в водке.
ю Некоторые люди в плохом расположении духа ведут себя так – как будто их разбил паралич.
ю Лекарство от плохого расположения духа – подарки.
ю Плохое расположение духа – средство от тучности.
ю Умным не поддаваться плохому расположению духа – надо учится у глупых.
ю Радость других докучает сильнее – чем свое плохое расположение духа.
ю Когда человек устает впадать в плохое расположение духа, что прошла молодость – он начинает радоваться, что старость, только наступила.
ю Бездельников посещает плохое расположение духа – чаще.
ю Практичный человек даже в плохом расположении духа находит выгоду.
юр Лишь, после того как тебя выручили в плохом расположении духа – понимаешь что такое настоящая беда.
ю Чтобы разделить плохое расположение духа, о нем надо рассказать так, чтобы не обрадовать.
ю Плохое расположение духа – всегда не вовремя.
ю Плохое расположение духа переносится легче, если твоим врагам еще хуже.
ю Плохое расположение духа вызывают чужие деньги.
Более полную информацию на эту и другие 1200 тем
Вы можете найти в книге Анатолия Лень «Поводырь» (1536 страниц) и черновиках для «Поводырь-2».
Книгу и черновики можно прочесть на сайте автора
http://lanik-3.narod.ru/index.html

Нравственный нигилизм — это:
Термин «этика» появился:
Что такое прескрипция?
Что изучает наука этика?
Как называется направление неопозитивистской теории морали, представители которого утверждали что моральные суждения не «верифицируемы», не истинны и не ложны, выражают лишь эмоции говорящего и служат приказом для слушающего?
Счастье в этике стоиков выражено в:
Укажите фамилию русского писателя и мыслителя, считавшего, что «признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия».
Что является центральным понятием в этическом учении Конфуция?
Самосовершенствование человека в буддизме происходит через:
Главной христианской добродетелью является:
С какой нравственной категорией Показать все связано понятие чести?
Все, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных положительных целей, называется словом:
Ответственность — это:
Эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать — это:
Нравственная категория, выражающаяся в моральной обязанности по отношению к другим людям в конкретных условиях — это:
Какая проблема не относится к нравственным и философским проблемам прикладной этики?
Совокупность профессиональных моральных норм, которая определяет отношение человека к своему профессиональному долгу, называется:
Профессионально-этическая регламентация юридической деятельности предполагает:
В чем, прежде всего, проявляется «практичность» прикладной этики?
Что не относится к области изучения «Профессиональная этика»?
Что входит в структуру нравственно-стимулирующей функции права?
Какие нравственные понятия являются общими для морали и права?
Правовая мораль — это:
Нормы права имеют силу принуждения, так как они установлены:
В отличие от правовых норм, моральные нормы носят:
Волевой компонент — это?
В структуру правосознания не входят оценочные отношения:
Как осуществляется регулятивная функция правосознания?
Правовая ориентация — это устойчивая система:
Что представляет собой устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия?
Чем отличается правосознание юриста от правосознания обычного человека?
Чем отличается правосознание юриста от правосознания обычного человека?
Чем отличается правосознание юриста от правосознания обычного человека?
Чем отличается правосознание юриста от правосознания обычного человека?
Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?
Высококультурный человек всегда:
Устойчивые нравственные и этические оценки, которые человек способен сохранять под давлением неблагоприятной внешней среды, и которые помогают ему преодолеть трудности и преграды на пути достижения цели, называются:
Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, называется:
Профессиональная деятельность юриста регулируется определенными нормами именуемыми:
Совокупность необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств личности называется:
Свод правил, регламентирующих нравственную сторону профессиональной деятельности юриста, называется:
Какими из перечисленных этических понятий оценивается обществом моральная значимость юриста?
К основным этическим принципам профессиональной деятельности юриста не относится:
Тактичность — это:
Какая нравственная категория играет ключевую роль в профессиональной деятельности юриста?
Выполнять профессиональный долг в юридической деятельности значит:
С какой нравственной категорией связано понятие «репутация»?
Какой нравственной категорией выражено соответствие профессии общему нравственному закону по качеству выполнения профессионального долга?
К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две противоположно направленные имманентные мотивы личности юриста: гражданская позиция и позиция специалиста?
Не относятся к внутренним конфликты между:
Какой вид конфликтов является самым трудноразрешимым?
Как называется создание объективных и субъективных условий, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций и развитию их по силовому сценарию?
Как называется завершение конфликта, зачастую с помощью посредника, при котором причины его возникновения устраняются лишь частично, а противоборствующие стороны продолжают осознать противоположность своих интересов и целей?
Что относится к факторам профессиональной деформации юристов, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов?
К особым причинам, связанным со спецификой системы правоохранительных органов относятся:
Выделите понятие, противоположное профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов:
Сколько групп причин обусловливает профессионально-нравственную деформацию юристов?
Как проявляется профессионально-нравственная деформация сотрудников правоохранительных органов во внешней среде?
Какой элемент входит в структуру деформации профессионально-нравственного сознания?
К чему приводит утрата чувства профессионального долга и личной ответственности?
В чем выражается деформация профессиональной деятельности юриста?
Какие качества социологи считают основными в деморализации служебного коллектива?
Что не имеет отношения к содержанию понятий халатность и волокита?
Какими нравственными качествами выражается порядочность по отношению к партнеру по общению?
Как называется неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку?
Какие компоненты включает в себя культура делового общения?
Что не входит в содержание профессиональной культуры юриста?
Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:
Чему придается особое внимание при деловой переписке сотрудников правоохранительных органов с общественными организациями?
Что не относится к формам повседневного служебного общения?
Что из перечисленного не относится к экстремальным формам общения?
Какая ситуация не относится к основным видам делового общения?
К экстремальным формам служебного общения относятся:
Что неблагоприятно влияет на восприятие сотрудника правоохранительных органов его собеседником?
Что должно лежать в основе служебных контактов?
На какой нравственной ценности основана в деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов?
Противоречие между жестами и смыслом высказывания в беседе является свидетельством:
К невербальным средствам делового общения относятся:
Какой метод не относится к методам эффективного начала беседы?
Какая речь в беседе вызывает раздражение?
Что представляет собой метод прямого подхода?
Прием по личным вопросам ведется руководителями правоохранительных органов с целью выяснения:
Неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов закреплены в: Скрыть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *