Добрые дети

​ ​ ​

Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается это не у всех. Дети вырастают избалованными, капризными, высокомерными. Одним словом, испорченными. В этой статье мы посоветуем, что делать, чтобы с вашим ребёнком подобного не произошло.

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Елена Смирнова, директор фонда «Созидание», на примере собственной семьи и программ фонда рассказала, как научить детей доброте и справедливости, как привлекать их к благотворительности и почему это важно делать с самого раннего возраста.

Фонд «Созидание» давно проводит уроки Добра в школах и компаниях, мы берем на практику старшеклассников, приглашаем детей и их родителей в программу «Субботник», которой уже больше 8 лет. У нас есть волонтеры, которые приходили к нам подростками, а сейчас приходят уже со своими детьми.

Мы много сил и времени вкладываем в то, чтобы научить детей помогать и быть добрее. Это своего рода миссия фонда. Ведь мы можем сейчас заложить в детях правильное представление о помощи и воспитать то поколение, которое будет менять мир благотворительности в будущем.

Как мы воспитаем детей сейчас, так они будут относиться к нам. От этой работы зависит, станет ли благотворительность нормальным явлением, естественной частью жизни, не требуя дополнительных ярмарок, мероприятий, акций, или по-прежнему будет уделом узкого круга людей. Чтобы благотворительность стала нормой жизни, надо об этом детям рассказывать с самого маленького возраста.

У меня пятеро детей от 6 лет до 24 лет, и я понимаю, насколько все индивидуально, общих рецептов быть не может, всегда важно смотреть на детей и выбирать то, что важно им. Но главные принципы работают.

Елена Смирнова, фото Наталии Прошиной

Показывать пример

Только пример работает, не надо слов.

Четверо моих детей появились на свет, когда уже был фонд «Созидание», поэтому для них фонд – это часть жизни, для них помогать естественно. Все они уже часть команды. Мой старший сын Паша некоторые мероприятия фонда считает своими, это «Пироги и пряники», «Смородиновая вечеринка», «День Муравья». Сейчас ему 24 года, он приходит со своей женой, и всегда помогает – и фуры разгружать, когда надо, и лотерею проводить.

Но не обязательно работать в благотворительности, чтобы воспитать доброго ребенка. Если мама собирает свои вещи и рассказывает про это, то и ребенок захочет. Если мама собирает монетки, то и ребенок к ней присоединится. Пример эффективнее всего.

Так, одна моя знакомая ходит вместе с сыном на наши «Субботники», ее Пете около 6 лет, и вот они собирают вместе посылку и Петя предлагает отправить семье хлеб. Мама говорит, что так не получится, хлеб испортится.

Тогда он уходит и через пять минут возвращается с разбитой копилкой. «Тогда давай им все мои деньги из копилки отправим – чтобы они хлеба купили».

Рассказывать конкретные истории

Детям важна конкретика, что они не просто помогли кому-то, а что отправили новый портфель Ванечке, у которого нет родителей, он живет с бабушкой, и денег, чтобы собрать Ванечку в школу, мало. Или Васе, у которого никогда таких игрушек не было, и теперь мальчик из Москвы прислал ему игрушки и у него появился новый друг. Это трогательно, это важно детям, они будут знать, что есть дети, которым они помогают. И после ваш ребенок будет продолжать об этом думать. У детей мозг так устроен, что они не просто сделали и забыли, они будут часто размышлять, думать о том мальчике, которому собрали игрушки, о бабушке, которой написали письмо. И если не сразу, то через несколько дней могут снова заговорить об этом с родителями. И будут предлагать новую помощь, придумывать что-то свое – может, нарисовать рисунок или сделать поделку, написать письмо.

Все наши подопечные семьи обязательно присылают в ответ письма, фотографии. Детям важна обратная связь.

This slideshow requires JavaScript.

Учить делиться самым лучшим

Мы против того, чтобы приучать помогать деньгами или чтобы просить у родителей деньги. Мы за то, чтобы отдавали только свои собственные вещи. У нас в семье важные правила – нельзя отбирать у ребенка то, что он не хочет отдавать, нельзя отдавать чужое. Мои дети тоже любили иногда собрать игрушки 3-летней Василисы и сказать: «Их можно отдать, они Василисе не нужны». Но смысл в другом – важно отдать что-то нужное, свое собственное, чем-то пожертвовать. Подарить что-то ненужное может каждый, а расстаться с чем-то ценным – этому еще нужно учиться. Потому что надо сразу приучать детей, что если у медвежонка нет глаза и ручки, то перед тем как их отдать, то их нужно пришить, и отдавать только если получилось красиво. Те, кто попали в беду, не нуждаются в таких подарках, в такой помощи. Они такие же дети. Важно все это проговаривать с детьми, и тогда они будут воспринимать это как норму.

Когда нам в фонд привозят вещи, мы просим принести их на 6 этаж и разгрузить. Многие бывают недовольны, но это принципиальная вещь. Чтобы помощь была полноценной – надо постараться: вещи постирать, погладить, подготовить, принести в фонд.

У нас в фонде 6 человек, 10 действующих регулярных программ, 100 акций в год, у нас очень много дел, мы не можем просто за каждым пакетом приходить или приезжать. Человек должен сделать все сам – и тогда он получит удовлетворение.

Школа ценностей: почему акция «Дети вместо цветов» действительно полезна

Воспитывать даже самых маленьких

Учить добрым делам можно с самого простого и в любом возрасте – подобрать сломанный цветочек, перевязать лапу собачке, пожалеть друга. Это мелочи, но именно регулярная такая работа помогает детям вырасти другими, быть добрыми, это станет для них образом жизни.

Постепенно можно начинать рассказывать о более серьезной помощи. Но вначале превратить это в своего рода игру. Например, убираясь в детской, говорить: «Есть дети, у которых нет игрушек, им было бы приятно получить что-т в подарок. Может, посмотрим, чем мы с тобой могли бы поделиться? И нет, эта машинка не подходит, потому что у нее нет колеса. Тебе было бы приятно получить в подарок машинку без колеса?».

В 5 лет ребенка уже можно оставлять одного на программах, как наш «Субботник», а до этого приходить всем вместе, стать волонтерами, показывать пример.

«Созидание» — это не только посылки, у нас много разных программ, можно на дом взять работу, распутать бижутерию, переписать письма, написать историю для сайта.

Искать компанию

К нам часто на субботники записываются целые школы. Многие из них уже давно принимают участие и в других наших акциях. Они собирают канцелярию, памперсы, монетки, проводят ярмарки своих поделок. Так, очень активно нам помогает Павловская гимназия, несколько вальфдорских школ. Летом у нас школьники 8 и 10 классов проходят практику, к нам приезжают дети, которые учатся за границей.

И мне важно, чтобы всем им было интересно у нас. Они не просто разбирают посылки, а еще ездят в детские дома и дома престарелых, в больницы. Но у них есть четкие правила, я требую от них дисциплины, исполнительности, я считаю, что дисциплина начинается в этом возрасте. С детьми очень важно общаться по-честному, по-взрослому.

Моя дочка Маша еще до того, как пойти в 1 класс, рассказала своей будущей однокласснице про то, что мы отправляем подарки. Подруга тоже решила принести вещи, потом другая. И в итоге весь класс стал активно принимать участия в акциях. Более того – родители тоже подключились. Так, рассказ о том, что «мы с мамой отправляем посылки», вызвал живое желание помогать. И у нас появился большой новый круг помощников.

Объяснять и говорить правду

Не нужно скрывать от детей правду жизни. Не надо говорить, что дети не умирают и что всех вылечат. Да, к сожалению, есть болезни, от которых дети умирают. Да, есть дети, которые никогда не будут ходить, и есть дети, у которых нет папы и мамы. Мы не можем этого изменить, но мы можем сейчас им помочь и сделать их жизнь более комфортной.

Это же касается людей с особенностями развития. У нас в окружении из-за специфики моей работы много особенных детей, поэтому и для моих детей само собой разумеющееся, что мальчика с синдромом Дауна не надо оставлять одного и что девочку с ДЦП нужно обязательно подождать. Если окружения нет, нужно читать книги, сейчас много хороших книг на эти темы. Дети не должны жить в вакууме.

Да, ребенок не может купить лекарство или вылечить, но он тоже может помочь – быть другом, писать письма, отправлять подарки. От нас тоже что-то зависит, и надо это делать.

Дети не виноваты, что заболели, это может случиться с каждым. Просто надо бороться до конца и помогать.

В фонде мы тоже по такому принципу работаем: если есть один шанс из миллиона, значит, надо действовать.

Делать работу интересной

Когда к нам приходят дети на программу «Субботник” мы обязательно для каждого из них готовим письма от ребят примерно их возраста и стараемся делать так, чтобы им было действительно интересно. Девочки могут разбирать кукол, мальчики – машинки, тут все индивидуально. 14-летнему парню вообще лучше дать компьютер и попросить сделать коллажи, или заниматься соцсетями, выкладывая фотографии про работу фонда, например. Что интересно, что ближе самому ребенку – это важно учитывать. Но почти для всех работа в фонде начинается с писем – и уже эти мешки бумажных конвертов вызывают восторг, удивление, дети никогда не видели такого количества писем.

Помощь – это праздник

Ни в коем случае нельзя наказывать работой в фонде или поездкой в детдом. Категорически нельзя говорить «отвезу тебя в детский дом, посмотришь, как там живут». Это ужасная фраза, которую, к сожалению, я так часто слышу. К тому же по современным детским домам со стороны не видно, что детям плохо – у них есть телефоны, нормальная одежда. Но это не должно быть наказанием, благотворительная помощь – это бонус, подарок. Лучше говорить так: «Если будешь хорошо учиться, отвезу на день в фонд поработать».

Помогать — это огромная радость! Таких эмоций, такого чувство удовлетворения как у взрослых, так и у детей, мало что может вызвать. Возможность помочь должна быть конфеткой, а не способом манипулировать ребенком.

И мы, как родители, должны привить детям способность испытывать эти эмоции. Радость дарения – это чудо и подарок для самих детей. Нам повезло, что мы имеем возможность помочь другим.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его
условий – одна из священных обязанностей
каждого человека, ибо нет ничего более
важного, как образование самого себя
и своих близких.

Сократ

В МБДОУ «Детский сад №17» я работаю воспитателем уже 2,5 года, в профессию пришла осознано, потому что моя первая и самая важная профессия «Мама трех очаровательных дочерей». Воспитывая их, получаю колоссальное удовольствие от решения детских проблем. В наш детский сад мы спешим вместе с младшей дочкой Марусей, поэтому все профессиональные, личные и детские проблемы решаем вместе, стараясь, понимать и поддерживать друг друга.

Наш детский сад является «Центром экологического образования», поэтому моя профессиональная деятельность тесно связана с непрерывным экологическим образованием в единстве с ФГОС ДО.

Безусловно главной целью дошкольного образования детей является всестороннее развитие, развитие познавательной сферы, интеллектуально-творческого потенциала, развитие положительных качеств личности ребёнка, а для этого необходимо не только научить ребёнка, но самой как можно больше знать. поэтому воспитывая детей я учусь вместе с ними.

В своей работе руководствуюсь гуманно – личностными принципами, которые позволяют обеспечить индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка. Занятия строю так, чтобы у ребят вызвать желание преодолевать трудности и при этом получать удовольствие после достижения успеха.

Каждый ребёнок развивается в своем темпе, я стараюсь не мешать, а создавать условия не только для всей группы в целом, но и выделять уголки в группе, где ребёнок может заниматься своим любимым делом, интересным только для него. Дети делают свои «открытия». В процессе занятия считаю главным диалог ребёнка и взрослого, где происходит сотрудничество детей и взрослого. Воспитатель не наблюдатель, а участник диалога и решения проблемы.

В своей работе с детьми стараюсь ориентироваться на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников.

1. Технология «метод проектов»

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Художественно-творческого развития.

4. Информационно-коммуникативные технологии.

Современная система образования, предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. И требует непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции самообразования, поэтому я считаю, что полноценно решать задачи воспитательно-образовательного позволяют разные виды образовательной развивающей деятельности в сочетании с использованием традиционных педагогических методов и приемов.

В образовательной деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников:

– метод проблемно – поисковый (преднамеренно создаю проблемные ситуации)

– исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового (являюсь партнером для ребенка в образовательной деятельности).

– метод экспериментирования – любознательность детей, стремление к эксперименту.

– метод проектов- самый трудный для меня, но интересный в работе.

Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса в поле: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.

В ходе реализации проекта у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Метод проектов способствовал развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

Здоровьесберегающие технологии:

Одна из важнейших задач воспитания – это сохранить и укрепить здоровье воспитанников до поступления в школу. Родители нам доверили самое дорогое, что у них есть.

Использование здоровьесберегающих технологий способствуют личностному становлению ребёнка позволяют, сформировать необходимые представления:

– о здоровом образе жизни;

– о необходимости совершенствования двигательных навыков;

– воспитывают потребность активной деятельности;

– потребность в самосовершенствовании;

– формируют представления о своем теле и процессах жизнедеятельности.

В своей работе я также стараюсь активно использовать информационные технологии, которые неразрывно связано с научно техническим прогрессом. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, Информационные технологии прочно вошли в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

Интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Учебно-воспитательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера.

В октябре 2017 года в социальной сети создала свой персональный сайт, где буду делиться своим опытом с коллегами и родителями. Сайт получил диплом 3степени в муниципальном конкурсе персональных сайтов педагога.

Работаю в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада, делюсь своим накопленным опытом с коллегами, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях педагогического совета и методических объединениях своей образовательной организации.

Принимаю активное участие в жизни детского сада. В целях повышения своей профессиональной компетенции, участвую в профессиональных муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, являюсь лауреатом конкурса регионального уровня.

Используя такие методы, как наблюдение, диагностика, мониторинг, я провожу работу по изучение способностей детей к различным видам деятельности. В соответствии с выявленными способностями я составляю индивидуальные образовательные планы работы и организую работу по подготовке детей к конкурсам и викторинам. 30-40% воспитанников от общего числа участников занимают призовые места в конкурсах, викторинах муниципального, областного и всероссийского уровня.

Поддерживаю тесный контакт с родителями своих воспитанников: организует педагогические консультации, провожу анкетирование в целях диагностики и мониторинга, регулирования и коррекции своей учебно-воспитательной деятельности;

Провожу родительские собрания, консультации, знакомлю с наглядно-текстовой информацией.

Не большая практика моей педагогической деятельности и результаты диагностики показали успешность применения современных образовательных технологий.

В дальнейшем планирую работу:

1. По изучение разнообразной методической литературы.

2. По разработке содержания средств и методов, направленных на повышение уровня развития компетентностей дошкольников.

3. По использование новых форм и методов в осуществлении социального партнерства с различными субъектами образования.

4. По профессиональному самообразованию и развитию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *