Для нас самое ценное, как писал святитель Иоанн Шанхайский, «самое драгоценное, самое великое – это святость».
«Святость» – это нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. Все, что посвящено Богу, люди или предметы, в Библии именуется «святым» (напр., Лев. 27:9). Соответственно и народ Божий, Церковь, как отделенный на служение Богу, должен быть «свят» (см. Исх. 19:6).
В древности все члены Церкви назывались «святыми» (Пс. 88:20; Рим. 15:26), поскольку все стремились к непричастности ко злу и всякой нечистоте. Святость – это ключевое понятие православной духовности. Святость не тождественна нравственному совершенству, хотя и обозначает высшее нравственное состояние человека (ср. Лев. 19:2; Мф. 5:48; Лк. 6:36). Если следовать Ветхому и Новому Завету, тот человек называется благочестивым, морально чистым и совершенным, кто Богом освящен и Богу принадлежит.
Cвятость – это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр. 4:8), Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры, как писал апостол Павел (см. Рим. 7:12). Свят Иисус Христос, Сын Божий (Лк. 1:35), а от Его Тела – и вся Церковь. В Церкви Дух Святой сообщает святость людям и предметам, которые, проходя по земле, освящают ее своим присутствием. Там, где жили святые люди, получили названия «святых» даже горы, пещеры, острова и озера.
Но святость тем отличается от моральности, что она не автономна. Это, как минимум, отношение двоих: Бога и человека. Человек, называющийся святым, уже, как правило, является нравственным, но отличается духовным совершенством и близостью к Богу. Святость – это результат жизни человека, который стремится быть с Богом неразлучно. Как писал апостол Павел: «Плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:22). «Жизнь вечная», «Царство Небесное», «святость» – это категории одного порядка. Это понятия, объясняющие бытие с Богом.
Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле, и в Отечестве Небесном. Поставим себе вопрос: достижима ли их святость для современного человека? Если слова молитвы Господней «да приидет Царствие Твое» непреложны, и мы верим в них, то – да. Как писал св. Иоанн Кронштадтский, «когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие». Как же это возможно для того, кто должен зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, беспокоиться о порядке в коллективе, контролировать работоспособность техники, выполнять много других задач, которые отнимают время и силы? Невозможно же бросить все, уйти в пустыню, чтобы только думать о Боге?
Это не всегда нужно. Бог вездесущ. Как пишет святой Иоанн Кронштадтский, Бог усматривается «в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном». Мы уже рассматриваем Его через окружающий мир как через стекло (см. 1 Кор. 13:12). Но степень чистоты стекла наших очков зависит от того, насколько мы о Боге помним каждый день и к Нему тянемся. Степень притяжения к Нему, степень восхождения – это и есть мера святости.
Видеть Бога «как Он есть» доступно для человека нашего времени. Это мы видим и по подвижникам древности, и по современникам, сродникам нашим, русским святым, у Бога прославленным. Они для нас – путеводная нить от земного к Небесному отечеству. «Как спутники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь – так и мы, – писал святитель Иоанн Шанхайский, – должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству…»
Поэтому и мы сегодня просим в молитвах «сродников наших, именованых и безымянных,.. небесного Сиона достигших и славу от Бога приемших», да испросят нам, в скорбях сущим, утешение, укрепление падшей веры, единство и единомыслие.
Иеромонах ИРИНЕЙ (Пиковский)
По материалам Pravoslavie.ru
Газета «Православная Винниччина», №5 (57), май 2018 г.
Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.
Князь Владимир (960-1015), равноапостольный
Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных — честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей державе мира — Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.
Читайте также: «Не казню — греха боюсь». За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком
Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец
Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения шведов и рыцарей Тевтонского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.
Читайте также: Стратегия чуда. От имени Александра Невского трепетала вся Европа
Митрополит Алексий (1300-1378), святитель
В миру — Елевферий Бяконт. Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследствии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.
Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный
Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог — это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.
Читайте также: Образцовый художник. Жизнь и наследие Андрея Рублёва
Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный
При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, — теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.
Читайте также: Тайна мудрого Ярослава. Почему исчезли останки киевского князя?
Адмирал Фёдор Ушаков (1745-1817), святой праведный воин
Вот слова из его докладной записки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность флота под моим началом на море, ни одно судно из оного флота не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Провёл 43 морские баталии, все завершились его победой. Перевернул представления о тактике морского боя как такового, стал родоначальником русской тактической школы военно-морского дела.
Читайте также: Свидание у Тендры. Как адмирал Ушаков излечил турок от гордыни