Доклад про коренную пустынь

Курская Коренная пустынь – одно из чудеснейших мест средней полосы России, и каждый возьмет от этого места свое:

кто-то прикоснется к святыням (в 13 веке здесь была обретена икона «Знаменье», почитаемая в православии), кто-то насладится живописными видами, прогулкой по лесу, купанием в реке и источниках.

Место, действительно, уникальное. Недаром Коренную пустынь называют главной достопримечательностью Курской области.

Немного истории

Честно сказать, на данном месте просто напрашивается величественный храм. Неудивительно, что как раз здесь была обретена одна из самых значимых икон православной России – икона Богородицы с младенцем «Знамение».

Случилось это в 13-м веке: местный житель нашел в лесу под деревом икону. Стоило ему ее поднять, как из места, где она лежала, забил родник. Икона оказалась чудотворной. Впоследствии чуть выше этого места была построена часовня, потом церковь.

С годами возник мужской монастырь – Курская Коренная пустынь.

Во время набегов татаро-монгол икону перенесли в более укрепленный Курск. И после этого пустынь, так долго до этого противостоявшая врагам, была сожжена.

А в Курске специально для иконы «Знамение» построили огромный Знаменский собор на Красной площади.

Много чудес и исцелений сотворила она со времени своего появления на Курской земле. После восстановления Курской Коренной пустыни ежегодно из Курска шел крестный ход с иконой «Знамение» до Коренной пустыни. Это событие изобразил Репин на картине «Крестный ход в Курской губернии».

Как добраться

Находится Коренная пустынь в 30 км северней Курска. Сам поселок называется Свобода, Золотухинского района.

Обычно описывают, как ехать до пустыни от Курска. Однако, если вы едете на поезде из Москвы, то можно, не доезжая Курска, выйти на станции Золотухино. Оттуда каждые четверть часа до Свободы ходят маршрутки.

После Золотухино поезд еще делает остановку на станции Свобода. На самом деле, возле станции находится деревня Будановка, а до поселка Свободы от станции Свобода – 7 км. Маршрутки ходят, но редко, примерно раз в два часа. Так что, если собираетесь в Курскую Коренную пустынь, то выходите либо на Золотухино, либо уже в самом Курске.

В Курске от вокзала на маршрутке или автобусе надо доехать до остановки «Железнодорожная больница» или «Улица Дубровинского». Ехать минут 5. Пешком – 15 минут. Стоимость билета в автобусе – 14 рублей. Стоимость маршрутки – 15 рублей.

Выходите на улице Дубровинского. Прямо по курсу – голубо-белая церковь Никиты-мученика (почему-то в Курске и окрестностях большинство церквей покрашено именно в голубой цвет с белой отделкой). Идете на церковь, сворачиваете направо и оказываетесь около скопления маршруток и автобусов. Спрашиваете, какая из маршруток пойдет на Свободу.

Билет от Курска до Свободы стоит 50 рублей. Ехать – полчаса.

Посещение Курской Коренной пустыни

Свобода – довольно большой поселок. Преобладают двухэтажные каменные дома.

Из местной застройки выделяется гостиница для паломников. Стоит она у самой дороги, и это первое здание, которое бросается в глаза, когда выходишь из маршрутки.

Вот такой вот центр для паломников:

Далее идем по улице, отходящей от остановки

пока не упираемся в перпендикулярную ей большую улицу, в конце которой виднеются купола.

Местность разительно преображается. Это уже туристическое место. Отели, магазины, рестораны – все новехонькое, с иголочки.

Здесь же и большая автостоянка. В нашу бытность на ней стоял одинокий автобус.

Выходим к крытому зданию Коренной ярмарки. Прежде Коренная ярмарка была третьей по значению после Макарьевской и Ирбитской.

На открытой площади – памятник-фонтан, посвященный обретению иконы. Вокруг памятника выложены плиты, на каждой плите отражен эпизод из летописи Коренной пустыни.

На площади — лежбище котов. Коробейники раскладывают на прилавках сувениры.

Вход в Курскую Коренную пустынь. Первые ворота:

Проходим в ворота и попадаем на небольшую площадь, от которой дорожка спускается вниз, к следующим воротам.

И вот тут настигает первый удар красоты. Вы видите ворота, а за ними в глубине выстроились купола. К сожалению, солнце светило прямо в объектив, и ни одной фотографии толком не получилось.

Спускаемся ко вторым воротам.

Слева на склоне горы видна пасека.

Вид на монастырь сбоку

Проходим через вторые ворота и оказываемся на территории мужского монастыря – Курской Коренной пустыни.

Небольшой сквер перед торжественной площадью. На площади два храма: собор Вознесения Богородицы и церковь Вознесения Богородицы.

Большая площадь выложена концентрическими кругами.

Собор Вознесения Богородицы выстроен недавно, внутри еще идут отделочные работы.

Церковь Вознесения Богородицы чудо, как хороша! Нарышкинское барокко во всей красе.

Дивные оконца. Барабан-восьмерик, да еще какой нежно-розовой расцветки.

Внутри церковь похожа на шкатулку с драгоценностями, вся горит изнутри от росписей. И формой похожа на сундучок, только в центре, где барабан-восьмерик, — небольшой купол. Шла служба, снимать было нельзя.

Вообще все выглядит только-только сделанным. Чувствуются щедрые денежные вливания.
Посмотреть отели в Курске
Booking.com
А мы обходим собор и оказываемся фактически на смотровой площадке. Впереди расстилаются дали необозримые. Вроде все время спускались и неожиданно оказались на вершине горы!

У заднего фасада собора – скульптура Прохора Мошнина, получившего впоследствии известность под именем Серафим Саровский.

Прохор родился и жил в Курске. Родители его попечительствовали строительству Сергиево-Казанского кафедрального собора. Как-то раз Прохор был сильно болен, фактически при смерти. Мимо шел крестный ход – несли икону «Знамение». И мать Прохора умолила зайти с иконой к умирающему сыну. Действительно, вскоре сын пошел на поправку.

Так что памятник Серафиму Саровскому, стоящего на коленях в месте обретения иконы, здесь как нельзя кстати.

Вниз по склону до самой реки спускается лестница.

Река Тускарь и источники

Река Тускарь небольшая, и можно только подивиться, как такая, в общем-то, невидная река имеет такие высокие берега и соединяет два высоченных кряжа – на одном из этих кряжей стоит Курск, на другом – Курская Коренная пустынь.

Лестница по склону горы спускается к купальням: слево — женская, справо — мужская:

Напротив купален — образ иконы «Знамение»:

На месте обретения иконы выстроена церковь Знамения

Набережная вдоль Тускарь обихожена, выложена плиткой, вдоль нее установлены лавочки.

Есть спуск в воду и места для переодевания.

С обеих сторон от набережной отходят тропы. Обязательно пройдитесь вдоль берега и в левую сторону, и в правую.

И с левой, и с правой стороны обустроены по три источника. С правой: «глазной», «кожный» и Иоанна Крестителя. С левой – Николая Угодника, Пантелеймона Целителя и Серафима Саровского.

Мы пошли сначала направо (по течению реки). Местность здесь открытая. Вдоль реки – кусты.

«Глазной» источник еле сочится. Но мимо не пройдешь – напротив него дерево с разноцветными лоскутами.

Источники «кожный» и Иоанна Крестителя следуют друг за другом. Струи сильные. От источников отходят ручьи.

За третьим источником вдоль склона поднимается лестница. Наверху – хороший сосновый лес.

Возвращаемся назад к купальням и идем вдоль берега против течения.

Замечательный вид на монастырь.

Первый источник – Николая Угодника. При нем – небольшая купальня.

Купальня

Входим в лес. По лесу проложены деревянные мостки.

Лес пронизан ручьями.

Второй источник – Святого Пантелеймона-Целителя.

Деревянные мостки заканчиваются у третьего источника – Серафима Саровского. Там же – небольшая часовенка.

Возвращаемся.

Народ меж тем прибывает. Уже стоит очередь у купален и у источников.

Поднимаемся к монастырю.

Блиндаж Рокоссовского

Выйдя из ворот Коренной пустыни, идите вдоль забора налево. Вскоре вы окажетесь около мемориального комплекса.

Летом 1943 года здесь располагался командный пункт и штаб Центрального фронта под руководством Рокоссовского. Для Рокоссовского в этом месте был выстроен блиндаж, откуда он руководил действиями наших войск во время Курской битвы.

Проходим сквер, идем мимо военной техники тех времен.

Справа находится музей, слева – блиндаж Рокоссовского.

После войны бревна из блиндажа были разобраны местными жителями. Сейчас блиндаж восстановлен. Это, можно сказать, полноценная рубленая изба – только под землей.

В музее:

После музея мы отправились на остановку автобуса. Маршрутки по маршруту Золотухино-Курск и обратно курсируют часто, так что ждать пришлось недолго.

На маршрутке доехали до остановки «Железнодорожная больница», а там пересели на автобус, направлявшийся в центр Курска.

Поездка в Курскую Коренную пустынь заняла у нас около трех часов. Это было самое сильное впечатление от посещения Курска.

Другие статьи о знаменитых монастырях:

Дивеево и Саров

Нилова пустынь, Селигер

Богородицкий житенный монастырь в Осташкове

Поиск туров

  • для туров от 20 тыс.руб. — скидка 300 руб по промокоду AF300putevye
  • для туров от 40 000 руб. — скидка 500 руб.по промокоду AF500putevye

Чудесно явленная в XIII веке, икона стала знамением небесной помощи, дарованной свыше благочестивому народу, страждущему от нашествия иноплеменных врагов, грозивших искоренить православную веру.

В 1295 году 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска. Вдруг один из них, утверждает летописец, увидел «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Это историческое событие запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в монастырь, расположенный в Коренной пустыни. Ее автор – наш земляк, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.

Место явления святыни стали посещать паломники. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в город Рыльск. Чудотворный образ торжественно встречали жители города. Однако князь уклонился от торжества и был наказан за это слепотою. Раскаявшись и получив исцеление, князь, умиленный этим чудом, соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она вновь оказывалась в Коренной пустыни.

В 1383 году курская земля подверглась новому разграблению татар. Захватчики решили сжечь часовню, но она не загорелась. Тогда они схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили в разные стороны. Благочестивый старец Боголюб позже нашел эти части иконы, сложил их вместе, и они тут же срослись.

Слава о чудесах иконы дошла до царя Федора Иоанновича. Он обратил внимание на судьбу города, о котором напоминал чудотворный образ. В 1597 году государь повелел возобновить город Курск на прежнем месте, где он находился до Батыева разорения. А чудотворная икона «с великою честью, ради поклонения» была перенесена в Москву. Царь приказал сделать вокруг иконы особую кипарисную доску с изображением ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями, а также прикрепили к окладу пелену, собственноручно расшитую золотыми нитями царицей Ириной и дочерью, княжной Феодосией.

В таком великолепном убранстве икона была возвращена обратно в Коренную пустынь, где царь повелел построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Потом, при нашествии крымских татар, икона для безопасности была перенесена из Коренной пустыни в Курск, в Соборный храм, а в пустыни был оставлен список с нее.

Когда в годы царствования Бориса Годунова из-за неурожая был голод, куряне слезно молились перед своей небесной заступницей и с крестными ходами просили о плодородии земель. И чудо произошло: курские земли принесли для России большой урожай. Перед чудотворным образом куряне молились и во время осады поляками Курска в 1612 году. В благодарность за спасение горожане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы.

С чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курская Коренная связана древняя традиция крестных ходов. В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни, в девятую пятницу после Пасхи, икона впервые была перенесена из Курска в Коренную. Так было положено начало крестным ходам. Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная пустынь. В Знаменский собор икону традиционно переносят 12(25) сентября. Величественные и торжественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Так велико было безбрежное море притекающих под сень иконы паломников. Картину крестного хода передает знаменитое полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Курская святыня не раз становилась покровительницей русского воинства. Перед Полтавской баталией Петр I вместе с графом Борисом Шереметевым заезжали в Коренную пустынь и молились перед чудотворным образом о даровании побед. В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к Михаилу Кутузову список с чудотворной курской иконы, перед которой полководец усердно молился.

В 1892 году икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская Коренная прославилась благодатной помощью и избавлением курского края от разразившейся в это время страшной эпидемии холеры.

Великие чудеса от иконы продолжали совершаться. 8 марта 1898 года несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, решили ее уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в Знаменском соборе раздался ужасный взрыв. Сила его была так велика, что чугунная позолоченная сень над иконой была разорвана на куски, а тяжелое мраморное подножие раздроблено на несколько частей. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. И среди всего этого разрушения святая икона осталась невредимой. Рассчитывая ее уничтожить, злоумышленники послужили только еще большему прославлению чудотворного образа.

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества.

В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией всего русского зарубежья.

Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы начала XX века – точная копия чудотворного образа. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Основная экспозиция Историко-культурного центра «Коренная пустынь» – филиал Курского областного краеведческого музея рассказывает об истории Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Ее история связана не только с известным крестным ходом, сопровождавшим перенос чудотворного образа из Знаменского собора Курского мужского Знаменского монастыря в м. Коренная пустынь и обратно и привлекавшим огромное количество паломников со всей России, желавших поклониться православной святыне.

Недавно открывшаяся экспозиция на втором этаже Историко-культурного центра посвящена еще одной интересной странице из истории Коренной пустыни – на протяжении нескольких веков здесь проходила поражающая размахом своего торжища Курская Коренная ярмарка.

В экспозиции отражена история зарождения ярмарки – первое письменное упоминание о ней, относящееся к 1708 г.; строительство Гостиного двора по проекту замечательного архитектора Джакомо Кваренги; система расположения торговых рядов на огромной площади в 60 десятин земли, вмещавшей одновременно до 50 тыс. человек; деятельность ярмарки в период расцвета знаменитого торга в ХVIII в. и в период начавшегося его упадка в середине ХIХ в.

Фотодокументальный ряд дополнен подлинными предметами того времени – торговое оборудование, денежные знаки, предметы ярмарочной торговли.

Новая экспозиция построена с использованием современного мультимедийного оборудования. В сенсорном киоске размещена обширная информация – рисунки и фотографии с видами ярмарки, фрагменты литературных произведений с описанием торга, вызывающие у всех посетителей интерес цены на продукты и промышленные товары и размер заработной платы у различных категорий населения дореволюционной России.

Завершается знакомство со знаменитой ярмаркой страницами из ее современной истории. В 2001 г. она получила вторую жизнь и новое название – межрегиональная универсальная оптово-розничная Курская Коренская ярмарка. Основой для экспозиционного показа стали официальные отчеты о работе ярмарки в сочетании с фотографическим и документальным рядом, предоставленными Комитетами Администрации Курской области, задействованными в организации ее работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *