Доклад про православие

Статьи

  • Откровения националиста С. Карпов
    «Белорусский националист — объект договоренности. Когда его обсуждают два «ненационалиста», то их консенсус — в том, что националист — это все, что в состоянии породить их коллективная фантазия. Определять националиста тезисно не нужно. Он — наш бабай…»
  • Национальная идентификация
    «Культурный контекст, корни, имя и кровь — это, наверно, и есть основные критерии национальной идентификации.»
  • Национальный миф
    «Мифичность национального сознания является гарантией полноценного существования определенного народа»
  • Белорус & Литвин — фобии БРСМ
    «Закон Годвина в действии. Попытки проекции Сапеги и Быкова, вышиванки и Виленского барокко на один народ и одну страну вызывают в совковом мозгу коллапс и образы гитлера. Постсоветский трэш.»
  • Patria Propria «Где черта между нами?» Б. Гройс
    «Все идут к истокам, ищут культурную идентичность. Все пытаются определиться и найти свое место через обращение к очень простым формулам своей культурной идентичности. Определение происходит в глобальном пространстве конкуренции…»
  • Белорусоцентристский взгляд на историю А. Тарас
    «Например, наши местные «янычары», добровольные слуги Москвы, говорят «освободили Вильню», я говорю — «захватили». Факт один и тот же — объяснение диаметрально противоположное…»
  • Русский Мир: «Никакой белорусской традиции нет»
    Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова про Беларусь
  • Могла ли БНР удержаться? А. Чайчыц
    «Не удержались демократические Грузия, Армения и Азербайджан, провозгласившие независимость от России, несмотря даже ни на какое выгодное географическое положение, ни на какой горный ландшафт. Они были слишком далеко от Европы, да в Чёрном и Каспийском морях не было британского флота…»
  • Эссе на заданную тему
    «— Как вы себе представляете «идеальный» школьный учебник по истории Беларуси?
    Грустная такая постановка вопроса. Слово «идеальный» как бы намекает, что таким он будет только в мечтах. Ну, помечтаем…»
  • Беларусь. Культурный контекст обращение к медиа-реурсам
    О создании трендового культурного контекста, войти в который без минимальных знаний истории своего народа будет некомфортно
  • Беларусь или Белоруссия. Краткий обзор мнений, правовых актов и языковых норм.
  • СРЭБНАЯ СТРАЛА Ў ЧЫРВОНЫМ ПОЛІ Старажытныя беларускiя шляхоцкiя роды. У. Крукоўскi
    «Шляхта. Ваяўнічае і авантурнае, гордае і непаслухмянае, бунтарскае, загадкавае племя. Як здарылася, што слова «шляхта» і ягоныя вытворныя — шляхціч, шляхоцкі, шляхотны — з часам набылі іранічнае, нават зьдзеклівае гучаньне?»
  • Наши фамилии Ян Станкевич
    Статья написана в 1922 году и напечатана в №4 журнала «Беларускi Сьцяг» в августе-сентябре 1922 года.
  • Хорошая горькая книга В. Мартинович
    «У «Мове» я паспрабаваў сабраць у незвычайным сюжэце маё разуменне багажу праблем, звязаных з нашай ідэнтычнасцю, з культурай, мовай і гісторыяй. З тутэйшасцю, з правінцыйнасцю, з гатоўнасцю адмовіцца ад свайго… »
  • Катажына Бонда — каралева польскага дэтэктыву
    «У мяне 100%-е беларускае паходжаньне. Я гэта ведаю, і гэта не падлягае ніякім сумневам і дыскусіям. Я ні з кім на гэты конт не зьбіраюся спрачацца. Але ў мінулым, я не буду гэтага хаваць, я лічыла інакш. »
  • Tawarystwa amatarau kazak
    «Большой миф национальной идеи (необходимый для существования нации) состоит из маленьких сказок. Сказка в нашем контексте — это сведения, почерпнутые из исторических хроник и академических трудов, ставших классикой. Но не нашедших отражения в школьном учебнике.»
  • Тутэйшая краёвасьць — истоки белорусского национализма
  • Ave Holywar
    «Рыцарям холивара с глубоким уважением посвящается. Благодаря вам, знакомство с историей своего края превратилось из скучного чтения толстых книжек в захватывающий процесс. «Болеем за наших». Реально круче, чем хоккей. Реально познавательней, чем школьный учебник. … »
  • Беларусь_VS_Lithvania, рефери: Дж. Кришнамурти
    «Беларусь или Литва? Неправильные вопросы всегда имеют ответ. Неправильные вопросы и ответы приводят только к новым страданиям и несчастьям… »
  • Профессура и «геноцид балтов» VI-XIII вв.
    «Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов) к забавному тезису о вытеснении литовцев белорусами в V-XIII веках с территории Беларуси »
  • «Незалежнасць — гэта…» Уладзімір Арлоў
    «Незалежнасьць — гэта калі ад нараджэньня да скону пачуваесься сваім чалавекам на сваёй зямлі. Незалежнасьць — гэта калі з тэлеперадач і газэт раптам зьнікаюць лісты нястомна-таямнічых вэтэранаў і вусьцішныя паведамленьні пра нацыяналістаў… »
  • К этимологии терминов «православный» и «православие»
    «Это направление христианства в греко-язычном христианском мире получило название «ортодоксия», что в переводе на русский язык означает «истинная вера». Естественно, возникает вопрос: каким образом «истинная вера» трансформировалась в «православие»? »
  • ДНК, гаплогруппы и золотые цыбулины
    «Мы с огромным уважением относимся к любым профессиональным исследователям — генетикам, социологам и всем остальным. Однако попытки обосновать генетическими маркерами наличие цыбулин на униатских храмах вызывают некоторое недоумение. »
  • Зварот да Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь от профессоров
    «— любымі сіламі і сродкамі спыніць далейшае руйнаванне нацыянальнай ідэнтычнасці беларусаў, бо гэта немінуча прывядзе іх да этнічнага вымірання ў бацькоўскім доме.. »
  • Беларуский талер с Погоней
    «Белорусский талер с Погоней — первая монета, связывающая современную Беларусь с ее историческим гербом и наследием… »
  • Нашивки (patch PVC) с Погоней -1991, -1575, -1432
    «Patch PVC с Погоней. Привет этно-крамам — не плодите трэш, работайте по хорошим эскизам. »
  • Поиски «абсолютного идеала»
    «Лагодныя этно-крамы, как средняя температура свядомасьци и национальизма в РБ »
  • Нашивка с Погоней-91
    «Patch PVC с Погоней-91 Беларусь. Привет этно-крамам — не плодите трэш, работайте по хорошим эскизам. »
  • Погоня, вектор
    Погоня с гербовника Комина 1575 года и рестайлинг классики 1991.
  • Нация — элита vs крестьяство
  • Иностранный компонент в белорусской культуре
  • «Где вы взяли это слово?»
    Артыкул з нагоды смешнай, але нуднай, нібы закарэлы сіфіліс, недарэчнасьці
  • Попыт на Беларушчыну, Васіль Віннікаў
    ці як знікла гісторыя беларускага народу
  • Генеалогия Руси, Александр Гальченко
    От глобализма к национальной самоидентификации. Таков тренд. Работа А. Гальченко на большом объеме фактического материала аргументирует иную от полит-РПЦ-корректного взгляда точку зрения.

vasil_s-pad_Wilni

Занимательная статья, повествующая о том, как церковь, именующая себя «Православной», стала «исконной» в Беларуси только в XIX веке. Разбивка на абзацы и заголовки наши — ред.

К вопросу о терминах

Сегодня многие согласятся с тем, что в процессе своего развития человечество проходит различные этапы и ступени, значительно различающиеся по многим параметрам и показателям. В равной степени это относится и к этническим образованиям, интерес к развитию которых в современной России достаточно высок. Проследить качественные изменения в жизни этноса можно, в том числе, и на основании изменения языка, который является одним из основополагающих признаков идентификации любого этнического образования.

Естественно, особый интерес в этом смысле представляют слова и выражения, используемые для обозначения значимых понятий, которые, например, связаны с духовностью народа.

Византийское христианство

1265 Византия

Для русского народа к таким значимым словам можно по праву отнести термины «православие» и «православный». Сегодня они привычно ассоциируются с той ветвью восточного христианства, которая исповедуется подавляющим большинством населения России. В то же время, в X веке Русь приняла восточное (византийское) христианство, вероисповедание и обряды которого, на момент его принятия, соответствовали определениям первых семи Вселенских соборов. Это направление христианства в греко-язычном христианском мире получило название «ортодоксия», что в переводе на русский язык означает «истинная вера».

Такой вопрос

Естественно, возникает вопрос: каким образом «истинная вера» трансформировалась в «православие»?

Очень часто этот вопрос вызывает у богословов скорее недоумение, а не желание найти на него ответ. Тем не менее, истина, а также процесс ее поиска, должны не разделять, а, напротив, объединять людей. Исходя из этого, мы предлагаем подойти к вопросу этимологии термина «православие», по возможности, не предвзято, опираясь на фактический материал.

Исторические документы

Таким материалом являются различные исторические документы, в частности, летописные. Древнерусские летописи не только описывают и трактуют исторические события, но и отражают уровень развития современного им языка, во всяком случае, той его части, которая использовалась в официальных властных и церковных документах, поскольку центрами летописания первоначально выступали монастыри. Наличие в летописных источниках значительного количества противоречий, привело исследователей, в частности, А.А. Шахматова к мысли о том, что рукой летописца «управляли политические страсти и мирские интересы» (1).

Это, в свою очередь, позволило некоторым историкам описывать многие исторические процессы и события в полном противоречии с фактами (или их трактовками), изложенными в известных летописных источниках русского и славянского происхождения. Я.С. Лурье писал: «Летописи XV-XVI вв. нельзя считать достоверными источниками по истории древнейшей Руси. Но летописи представляют ценность не только из-за достоверности тех фактов, о которых они повествуют. Летописи были еще памятниками своего времени. Нам интересно знать не только «откуду есть пошла Руськая земля», но как воспринимали ее историю люди последующих веков. В этом отношении все источники … представляют большой интерес» (2).

Поэтому, не смотря на очевидную тенденциозность некоторых летописных источников, в частности конца XV и XVI веков, язык, использованный в их написании, может быть рассмотрен в качестве фактического свидетельства тех процессов, которые происходили в духовной, государственной и общественной жизни Руси того времени. Подобное умозаключение привело к исследованию большинства опубликованных русских и российских летописных документов на предмет использования в них терминов «православие» и «православный», а также эпитетов, применяемых к таким понятиям, как «вера», «церковь» и «христианство».

В процессе исследования было проанализировано 79 летописных документов, следующей датировки: XIV век — 3 документа; XV век — 9 документов; конец XV — начало XVI века — 6 документов; XVI век — 25 документов; конец XVI — начало XVII века — 2 документа; XVII век — 28 документов; конец XVII — начало XVIII века — 2 документа; XVIII век — 3 документа; XIX век — 1документ.

XIV век. «Православия» пока нет

1355 Византия

Наиболее интересные результаты дает анализ Новгородской I летописи старшего извода по Синодальному списку, датируемому второй половиной XIV века. На сегодняшний момент этот летописный источник является древнейшим из дошедших до нас памятников летописания Северной Руси. В этой летописи термины «православие» и «православный» не встречаются.

Вера истинная, христианская и правая

По отношению к понятию «вера» применяются такие эпитеты, как истинная, христианская и правая.

Понятие «церковь» используется исключительно по отношению к культовому сооружению, а не социальному институту, понятие «христианство» не употребляется.

Данная летопись является протографом для Новгородской I летописи младшего извода, Комиссионный список которой датируется первой половиной XV века. В этом летописном документе по отношению к понятию «вера» применяются такие эпитеты, как непорочная, христианская, правая и правоверная, причем эпитет «правоверный» употребляется также и по отношению к понятиям «архиепископы» и «крестьяне (христиане)».

Также в Комиссионном списке Новгородской I летописи младшего извода используется термин «православный» при описании жития князя Александра Невского: «…и поборника суща православнеи христовеи веры, дражаишаго Александра…». Исторические события 1240 года, при этом, явно переписаны из Новгородской I летописи старшего извода, но их описанию уже предшествует описание жития князя, в котором используется искомый термин.

Что касается «православия», то этот термин в указанных летописных документах не встречается.

Если мы обратимся к наиболее древним памятникам летописания Центральной Руси: Повести временных лет по Лаврентьевскому списку и Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку, датируемым 1377 годом — то мы увидим, в общем, похожую картину.

В Повести временных лет по Лаврентьевскому списку по отношению к понятию «вера» применяются такие эпитеты, как Божья, истинная, христианская, непорочная и правая, один раз используется также и эпитет православная: «…таковыми вещми искушатися нашеа православныа веры…». Интересно, что этот термин используется при описании опасностей волхвования, которые летописец помещает после описания смерти князя Олега (912 год), случившейся за несколько десятилетий до крещения Руси.

В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку по отношению к понятию «вера» используются эпитеты христианская и правоверная, при этом эпитет «правоверный» применяется также в сочетании с понятиями «человеци», «народа множество» и «великий князь». Встречается также термин «апостольское правоверие» при описании добродетелей Владимирского князя Константина в связи с его кончиной в 1218 году: «…сего по праву одаровал бе Богъ кротостью Давыдовую мудростью Соломонею исполнь сы апостольского правоверья…». В данных летописных документах понятие «церковь» уже начинает использоваться как символ веры и социальный институт («да будетъ отлучен о цркве…», «…соборная и апостольская церкви…»), термины «христианство» и «православие» не используются.

XV век. «Православие» появляется

В Летописи по Ипатьевскому списку (датируется 1425 годом, написана в Северной Руси), имеющей, по мнению Я.С. Лурье, общий протограф с Повестью временных лет по Лаврентьевскому списку, термины «православный» и «православие» не встречаются, а в комментариях, данных летописцем к смерти князя Олега, написано: «…таковыми вещми искушатися нашея преславныя веры…».

Интересно, что в Софийской I летописи по списку Оболенского (датируется 70-80 годами XV века, написана в Северной Руси) в данном контексте употребляется «…простославныя веры…». В других списках XV века с Повести временных лет, а именно, в Радзивиловском списке, датируемом 1486 — 1490 годами, и Московской Академической летописи, которую исследователи относят ко второй половине XV века, в данном контексте употреблено «православныа веры».

В летописных источниках более поздней датировки (Типографская летопись по синодальному списку XVI века и др.) в указанном контексте используется только термин «православная». В Летописи по Ипатьевскому списку уже употребляется понятие «христианство» и дважды — «правоверие».

Если рассматривать проанализированные летописные источники XV века, то термины «православный» и «православие» не употребляются только в Летописи по Ипатьевскому списку и в Псковской II летописи по Синодальному списку, также написанной в Северной Руси. В Новгородской I летописи младшего извода по Комиссионному списку, Московской Академической летописи, Софийской I летописи по списку Оболенского, Летописи Авраамки (Смоленск), Рогожском Летописце (Тверь), Радзивиловской летописи и Никифоровской летописи (Беларусь) употребляется термин «православный».

При этом в Новгородской I летописи младшего извода по Комиссионному списку, Радзивиловской летописи и Никифоровской летописи он употребляется по одному разу и только по отношению к понятию «вера».

Количество употреблений термина «правоверный» в летописных документах XV века, как правило, значительно превышает количество употреблений термина «православный», исключение составляют Рогожский Летописец и Летопись Авраамки, в которых эти значения практически равны. Что касается термина «православие», то он использован только в Софийской I летописи по списку Оболенского и Летописи Авраамки.

Анализ летописей конца XV — начала XVI века показывает, что в языке летописания происходит постепенное замещение термина «правоверный» на «православный».

Из шести проанализированных летописных источников этого периода термин «правоверный» встречается только в двух летописях, написанных в Северной Руси: Новгородской IV летописи и Новгородской Карамзинской летописи, но и в этих источниках термин «православный» встречается чаще, и значительно расширяется состав понятий, в сочетании с которыми он применяется. Особый интерес вызывает следующая фраза в Новгородской IV летописи при описании событий 1402 года: «…но мы сами, рекомые крестиани, правоверные и соуще православнии, створяем промежоу собою рати и брани…».

Термин «православие» в Новгородских летописях этого периода не используется.

Интересно, что в Слуцкой (Уваровской) летописи (Беларусь) и Виленской летописи (Литва) анализируемые термины вообще не встречаются.

  • От редакции. XIV-XV вв:

    • 1300 В правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.
    • 1415 при в. кн. Витовте в Новогрудке Григорий Цамбалак избран митрополитом Киевским и Литовским
    • 1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей
    • 1453 захват турками Константинополя,
    • 1461 разделение Московской и Киевской митрополий. Появляется титул Митрополит Московский и всея Руси.

XVI век. «Православие» усиливается

В летописных документах XVI века тенденция по замене терминов «правоверный» и «правоверие» на «православный» и «православие», соответственно, только усиливается.

Термин «правоверие» встречается только в двух летописях: Симеоновской (Подмосковье) при описании событий 1219 года и Хронографе западнорусской редакции при описании византийской истории.

Термин «правоверный» не используется при описании событий XVI века, наиболее позднее его упоминание встречается в Волынской краткой летописи (Западная Русь) при описании событий 1497 года. Что касается термина «православный», то «география» его применения включает в себя уже 29 понятий, в том числе понятие «земля» в Симеоновской летописи, и он также начинает использоваться в качестве существительного.

Теперь православными считаются не только византийские правители, но и все исповедующие христианство и до его разделения на восточное и западное, и даже Моисей в Вологодско-Пермской летописи по Кирило-Белозерскому списку: «…яко же иногда Гедеоном на Модиамы и православным Моисеем на фараона…».

«Русская вера»

Расширяется и список эпитетов, использованных по отношению к понятию «вера», они становятся более вычурными и торжественными: богопреданная, благочестивая, «пречистеишая» и т.п., а в Летописи Рачинского (Западная Русь) появляется такое понятие как «русская вера». В дальнейшем это понятие встречается в западнорусских летописях XVII века Румянцевской и Евреиновской, а также в Тверской летописи по списку Строева (Киев) того же периода.

  • От редакции. XVI век:

    • 1558-83 Иван Грозный ведет Ливонскую войну на землях ВКЛ и его вассалов.
    • 1569 ВКЛ заключает Люблинскую унию с Польшей — создается Речь Посполитая.
    • 1573 подписан акт Варшавской конфедерации — договор о равенстве всех религий.
    • 1590 подписана Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата
    • 1596 подписана Брестская церковная уния — для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела Речи Посполитой.
    • 1595 Киевская митрополия приняла Унию и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви.

    «Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.» — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

    Белорусская вера

    «Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом.

    Главное препятствие к введению Унии заключалось в том, что западно-русская церковь была подчинена московскому митрополиту, а последний всегда был ревностным противником не только какого-нибудь соединения, но даже сближения с католической церковью.» (c) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890

    Униатство (греко-католическая церковь) ликвидировано в Беларуси в 1839 году.

XVII век. «Православие» вытесняет «правоверие»

Начиная с летописных документов конца XVI — начала XVII века, использование термина «правоверный» практически прекращается.

Исключение составляют Новгородская летопись по списку Дубровского (XVII век Северная Русь), Пискаревский летописец (XVII век Центральная Русь) и Хроника Литовская и Жмойтская по Тобольскому списку.

В целом язык летописного изложения становится менее помпезным. Претерпевает изменения и термин «православный»: в Есиповской летописи основной редакции по Сычевскому списку (XVII век Тобольск) и Сибирском летописном своде в Головинской редакции (XVII век Тобольск) употребляется выражение «православнороссийские христиане», а в Мазуринском летописце (XVII век, место написание не установлено) — «православнорустие князи».

«Православный Моисей»

Приведенные выше факты могут рассматриваться как свидетельство того, что термин «православный», применительно к восточному христианству, его носителям и символам, стал употребляться в официальном языке церкви и государства в конце XIV — начале XV века, причем в Центральной Руси этот процесс протекал более интенсивно, чем в Северной Руси.

Очень жаль, что летописные документы или их списки, сделанные в Киевской (Южной) Руси, практически не сохранились. Среди опубликованных, начиная с 1846 года, летописных документов исследователи приписывают южнорусское происхождение только Густынской летописи (вторая половина XVII века, Густынский Троицкий монастырь Полтавской губернии) и Тверской летописи по списку Строева (вторая четверть XVII века Киев).

Это не позволяет, на данном этапе исследования, говорить об использовании анализируемых терминов в Киевской Руси. Наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI веке, причем в Новгородском летописании термин «православие» употребляется только в Новгородской летописи по списку Дубровского (XVII век) при описании событий 1471 — 1491 годов.

Обращает на себя внимание подчас неуместное употребление этих терминов, например, по отношению к Моисею (в Вологодско-Пермской летописи по Кирило-Белозерскому списку: «…яко же иногда Гедеоном на Модиамы и православным Моисеем на фараона…»), что может рассматриваться как следствие целенаправленного их введения «сверху», без полного понимания смысла.

  • От редакции. Маленькие отличия

    Христиане «русской веры» и «белорусской веры» жили по разным законам. Основной закон Московского государства — Соборное уложение. Основной закон Великого княжества Литовского — Статут ВКЛ. Интересно сравнить первые главы этих документов, действовавших до середины XIX века.

«Москва — третий Рим»

Если же мы рассмотрим исторические события того времени, которые могли бы быть связаны с распространением терминов «православный» и «православие» в официальном языке власти и церкви, то мы увидим, что этот процесс происходил в период складывания русского централизованного государства и борьбы за освобождение от монголо-татарского ига.

Достаточно значимые события происходили и в развитии восточного христианства: 1439 год — Флорентийская уния, 1448 год — Русская церковь становится автокефальной, 1453 год — захват турками Константинополя, 1461 год — разделение Московской и Киевской митрополий. Нельзя не упомянуть и знаменитую формулу «Москва — третий Рим», сформулированную в послании старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию III, написанному в 1514-1521 гг.

Проведенный анализ позволяет предположить, что в официальный оборот термины «православный» и «православие» входят на волне создания Московского централизованного государства и его борьбы за независимость, с которой совпадает процесс образования Русской христианской автокефалии.

Это, естественным образом, приводит к вопросу о происхождении корней «прав» и «слав», об их наличии в древнерусском (древнеславянском) языке, в частности в глаголице. Считаем, что дальнейшее исследование в этой области может пролить свет на весьма значимые процессы в развитии русского народа, других славянских народов и этносов, Русской православной церкви и государства Российского.

Колосов В.А., кандидат исторических наук Павлова Т.И. (Клуб практической философии «Честь и Свет»)

Взято тут

Библиотека Гумер — языкознание http://pravoslavie.chestisvet.ru/ — сайт умер

Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. К нам пришло письмо, к сожалению, без подписи, с мнением по этому вопросу. Мы сочли нужным включить его в нашу дискуссию.

Что значит быть православным?

К сожалению, на этот вопрос не находится ответа у большинства современных людей живущих в нашей стране, хотя многие из них отождествляют себя с верой отцов, а если же и дается ответ на поставленный вопрос, то зачастую он не соответствует учению и опыту Церкви. Красота и глубина православной веры остается невидимой для большинства. Многие люди предпочитают плавать на поверхности вокруг внешней обрядовой стороны, суеверий и мифов, связанных с православием.

В Святом Евангелии Господь и Бог наш Иисус Христос говорит: «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! Войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня делающие беззаконие (Мф. 7:21,23).

Святые отцы дают нам разъяснение Евангельских слов. Так, святитель Григорий Палама говорит: «То, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленно на основании наших дел и соблюдении заповедей Божиих. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утверждено, благочестиво мыслим о Нем; явим тем, что мы единодушны с богоносными Отцами нашими».

«Видишь на дереве сухую ветвь, — пишет святитель Тихон Задонский, — которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющий свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть истинная виноградная лоза (Ин.15:1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф.5:30) .Он Чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким».

Бывает, что человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Таковой рано или поздно отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или набрать крещенской воды.

О том, что не только словом, но и делом необходимо исповедовать веру, написано во многих местах Священного Писания:

1.Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (От Матфея 10: 38-39)

2.Кто говорит: ‹я познал Его›, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоанна 2: 4-6).

3.Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1 Иоанна 1: 6-7)

4. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоанна 15: 10-14).

Мы знаем, что любая проблема начинается с конкретного человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но осознанно он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. В наше время, в так называемых «православных странах», широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого «титула”. Например, в России, большинство людей позиционируют себя членами Православной Церкви. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными (и только некоторые официально представляют себя не христианами). Все ли они действительно христиане?

В христианском мировоззрении православным может быть и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет спасения. Только смирившийся внутри себя человек способен к правильной, то есть спасающей вере, во Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает: » Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал, и воскрес начало обращения ко Христу, ибо и бесы веруют и трепещут, а напротив сама вера рождается из познания своей греховности, своего падения».

ИЗ ЭТОГО ФАКТА МЫ С УВЕРЕНННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН БОЛЕН И ОБРАЩАЕТСЯ КО ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ-КО ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.

Далее мы поговорим об утверждении, что православие — это религия слабых и немощных людей, которые боятся даже своей тени и толком ни к чему не способны. Такое мнение можно легко опровергнуть, если обратиться к истории православных народов, где на арену главных событий выступали люди православного духа. Они принимали судьбоносные решения для своей страны и своего народа в драматические моменты истории и вели за собой людей. Многие из них причислены Церковью к лику святых. Например, Александр Невский, Сергий Радонежский, Патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Иосиф Волоцкий и многие другие.

Также можно с уверенностью сказать, что человек, который выносит свое «Я» на периферию и ставит в центре своей жизни Бога, может называться человеком мужественным, ибо и из примеров жизни мы называем лучшими тех людей, которые жертвуют собой ради других. Такие люди, свое самодовлеющее «Я» стараются обуздать и свои интересы в соответствии с законом любви положить на жертвенник за ближних. Подобное поведение полностью отражает заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, значит и православное понимание проблемы. Тем мужественнее поступают те, которые жертвуют своими привычками, наслаждениями ради Бога.

Часто те люди, которые утверждают, что православие — это удел слабых, никогда не жили по Евангельским ориентирам, но те, кто своей жизнью исповедует принципы христианской жизни, вспоминая свою жизнь вне Церкви и сравнивая свою жизнь находясь в ней; всегда с уверенностью скажут: быть Православным — это значит быть сильным человеком! Ибо Православие призывает победить в себе страсти, которые стоят преградой между человеком и Богом. И потому бой с самим собой, есть самый трудный бой, и победа из побед — победа над собой!

Православный человек — это тот кто понимает, что в церковь нужно ходить не только для того чтобы зажечь свечу перед иконой или заказать сорокоусты. Он разумеет, что в церкви ничего нельзя купить. По одной простой причине: церковь – это место, где раздаются дары. Не гуманитарная помощь, конечно, не какие-то спецзаказы. Не надо выстраиваться в очередь, занимать место заранее, тут нет VIP-зоны, просто ЦЕРКОВЬ – ЭТО ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС РАЗДАЕТ ДАРЫ. И что самый главный дар, КОТОРЫЙ БОГ ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ – ОН ПРИНОСИТ САМОГО СЕБЯ. НЕСТЕРПИМЫЙ, ТЯЖЕЛЕЙШИЙ, НЕВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДАР. Нельзя заплатить за самое главное в церкви – за милость Божию, за любовь Божию, за возможность быть услышанным, за возможность быть прощенным. НЕЛЬЗЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СОЕДИНЯЕШЬСЯ СО ХРИСТОМ. Но ведь это и есть самое главное.

Быть православным значит отчетливо разбираться в том, что главное, а что второстепенное. Понимать, что мы можем попросить у Бога не только крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни, ибо этим не ограничивается милость Божия . К тому же, если человек читает Евангелие, то он, с удивлением узнав Евангелие, увидит, что ничего подобного Господь никому, не обещает, не гарантирует и даже не желает.

И последнее, очень важное – Православный человек, это тот, который понимает, что помимо того, что Бог его слышит, нужно и ему научиться слышать Бога. Христос на Тайной Вечере поведал своим ученикам сакральное, в молитве обращаясь к Своему Отцу: «И все Мое Твое, и все Твое Мое» (Ин. 17: 10). И вот человек, который приходит к Богу по-настоящему, он не может не сказать этих слов Богу: «Все мое – Твое». Это самые главные слова, которые человек может сказать Богу, вручить себя Богу, в руки Божии.

Быть православным — значит не бояться полностью довериться Богу. Не лукавить: «А мне все Твое не надо. Мне-то надо от Тебя только это, это и это. А все Твое – это слишком тяжело. Это слишком страшно. Это слишком невыносимо». Человек не православный НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО БРЕМЯ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ДАР, ЗА КОТОРЫЙ НАДО ОТВЕЧАТЬ, ЧТО ЭТО – БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Быть православным значит понимать, что церковь — это место, где человек может стать похожим на Христа. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в каком другом месте, ни в каком другом мире это не может с человеком произойти, а вот ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ ПОХОЖИМ НА ХРИСТА. Через церковь Господь подает ему Себя. И через это восприятие Христа, через жизнь по Евангелию в церкви человек потихонечку, понемножечку, через огромные труды несения креста становится похожим на Христа.

реферат подготовлен по благословению настоятеля Свято-Андреевского храма г.Маркса протоиерея Валерия Генсицкого преподавателем Воскресной школы для взрослых Артемасовой Тамарой Васильевной

Православие и религии мира.

«Вера соделывает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим.”
Иоанн Златоуст

Введение

Во все века и все народы задавались вопросом: «Для чего мы живем?” Искали смысл жизни, который не уничтожался бы смертью. Сегодня многие христиане ослеплены лживой пропагандой о «духовном единстве религий” и забыли предупреждение апостолов о том, что вне Христа нет спасения. (Л-1, Деян.4,11) Сейчас, когда имеется возможность по компьютеру познакомиться с другими религиями мира, как никогда актуально предупреждение апостола Павла : «… храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания.” (Л-1, 1Тим,6,20), ибо истина одна и нам это известно из Евангелия: «Иисус Христос, Он есть Истина, путь и жизнь”(Л-1, Ин14,6). Спасение – в выборе правильной веры. Любое искажение веры: ересь, суеверия, языческая и человеческая ложная мудрость уводит человека с пути спасения, потому что «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную, и немногие находят их.” (Л-1, Мф7,14)
Вера – это особого рода знание, которое есть у каждого человека. Нужно познать, что Бог есть Любовь, а всем известно, что любить может только личность. Бог христиан личен. Каждое лицо обладает своими личными качествами, у всех они разные, но Бог-Добра учит жить нас для добра, для внутреннего возрастания до праведности.

Цель нашей жизни ясно видна из Евангелия, где утверждается, что Бог сошел на землю, чтобы мы стали как боги, чтобы в наших сердцах была любовь. Вспомним из Ветхого Завета, что человек был сотворен для вечности. Смерти же, как полного уничтожения, превращения в небытие – не существует. Смерть есть лишь временное разлучение души и тела. Тело разлагается на свои составные элементы. Душа – личность человека, в ясном уме и полном сознании переходит в неведомые нам сферы бытия, где будет пребывать до второго пришествия Христа. Во втором пришествии Христос восстановит людей для вечной жизни. Поэтому очень важно познать истинную веру, чтобы не погибнуть для вечности.

2.1 Православие

Что такое религия – это союз человека с Богом. Сейчас бытует мнение: не все ли равно кому молиться, была бы польза. Не нужно забывать, что человеческая жизнь не просто сытое и здоровое сосуществование, но жизнь смысла и правды. Православная Церковь не отошла от учения Евангелия ни на йоту, она основывается на религиозном опыте, преданиях церкви и свято-отеческом учении и хранит истину в чистоте.

«Церковь есть стояк и утверждение Истины” (1Тим, 3,15). Православная религия возникла в начале первого века. Первый храм был построен Соломоном в Иерусалиме и был разрушен вавилонянами за 1000 лет до рождения Христа. После воскресения Христа и Его Вознесения в день Пятидесятницы во время проповеди апостола Петра во Христа уверовало три тысячи человек, и с каждым днем число верующих возрастало. Все уверовавшие крестились и стали жить одной церковью, то есть общиной. По проповедям апостолов число верующих умножалось, потому что люди явно чувствовали благодать Божию. Апостолы проповедовали и утверждали церкви не только в Иудеи, но и в других странах: на Востоке, Индии, на Балканах, Малой Азии. Одна религия с самого начала возникновения была в гонении – это христианская. Власть имущие боялись такого просвещения масс, боялись потерять власть. Высокая духовно-нравственная жизнь христиан пугала высшие классы. В чем же сущность православия? Во-первых, эта религия имеет неземное происхождение. Источником православной веры является Бог – Иисус Христос. То, что Иисус Христос – историческая личность, нет сомнений, потому что об Иисусе Христе свидетельств множество. Даже Ф.Энгельс констатировал, что христианство, возникнув, «встало в резкое противоречие по отношению ко всем существующим до нее религиям.”(Л-3, стр35)

Христианство до 313года находилось в условиях жесточайших гонений. Почему христианство не погибло, а расширялось и умножалось? Потому что люди явно чувствовали Божию благодать и не хотели ее потерять; шли на смертную казнь.

Христианство единственная религия, которая признает падшую природу человека. Как Адам пал, так и мы рождаемся в падшей природе. Человек стал смертным, болезненным, тленным, страстным. Иисус Христос пришел спасти человека для жизни вечной. Иисус Христос открыл людям великую тайну: Бог – Троица. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная. И это подтверждено в Евангелии. При крещении Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Предтечи, когда он выходил из воды, то Иоанн увидел голубя телесно, сходящего на Иисуса – это Дух Святый и голос с неба: «То Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”.(Мр,1,11). Все три лица пребывают друг в друге в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершенейшая Любовь. Основные заповеди Божии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем разумением твоим и всею крепостью твоею – вот первая заповедь! Вторая подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя”(Мр.12,30,31). Это слова Иисуса Христа, давшего ответ книжнику.

Зачем же пришел Иисус Христос на землю? Чтобы спасти людей от вечной гибели, чтобы восстановить общение Бога с человеком. Для спасения нужно было искупление. Спасение было совершено Самим Богом. Одними добрыми делами спастись нельзя, нужна вера во Иисуса Христа:”…Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня…”(Мф10,40). Это говорил Иисус Христос ученикам своим, посылая их на проповедь Евангелия. Нужна вера в Иисуса Христа и жизнь по заповедям Божиим. Иисус Христос говорит, что Меня любит тот, кто заповеди Божии исполняет. Из Нового Завета известно: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.” (Ефес.2; 8-10)

Человек пал и нужно было искупление, чтобы восстановить природу падшего Адама. Для этого потребовались крестные муки и страдания. С человеческой природой соединилось само Божество. Бог пришел на землю и воплотился от Духа Святаго и Девы Марии, приобрел плоть человеческую и стал смертным, тленным, но не имел греха по своей чистой природе. Изменить падшую человеческую природу можно было через крестные страдания – это Божественный закон. Любое повреждение требует труда, подвига, страдания (привести примеры: хирург, пожар, тонущие). Это естественные явления. Иисус Христос добровольно пошел на крест, победив смерть, воскрес. После воскресения природа Иисуса Христа стала бессмертной. И мы после второго пришествия Иисуса Христа изменимся, приобретем его воскресшую природу.

После воскресения Иисус Христос сорок дней ходил по земле, появлялся своим ученикам, беседовал с ними. Приближался день Пятидесятницы. Иисус Христос поднял руки во время беседы с учениками на горе Елеонской и стал отделяться от них, то есть возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида учеников. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по своим же словам, невидимо находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которых он воскресит. После суда настанет жизнь вечная, поэтому основная задача христиан, побороть в себе ветхого человека, бороться со своими страстями, иметь сердце сокрушенное и смиренное, иметь любовь в своих сердцах, творить добрые дела, которые христианин обязан делать, а самое главное – жить по вере со Христом.

2.2 Католичество

Разделение церквей Римской и Византийской началось задолго до 1054года. Хотя все Патриархи формально были равны, тем не менее Римский Папа претендовал на первенство в решении всех церковных вопросов. Папские легаты 15 июля 1054года в храме святой Софии во время богослужения положили на престол буллу (грамоту) от имени Папы, в которой извещалось о разрыве молитвенного общения с Патриархом. После чего на Соборе в Константинополе была принесена анафема на папских легатов и произошел разрыв Латинского Запада с греческим Востоком. Попытки примирения после этого были неоднократно к воссоединению церковного единства, но не удавались. Восточная церковь оставалась Православной, а Западная – Католической (то есть соборной или Вселенской).

В конце 11 века начались крестовые походы и продолжались до конца 13 века. В 1095 году был поход на Антиохию и в Иерусалим, крестоносцы завоевали их, но турки отвоевали свои завоевания в Сирии и Палестине. В 1274 году на Соборе в Лионе Латинская церковь Запада предлагала примирение и принятие греками унии. В унии излагалось главенство Римского Папы и его вероизложение, но это было отвергнуто греками. Это предложение повторилось в 1437-1439 годах, в итальянских городах Ферраре и Флоренции, но опять было не принято греками.

В чем же отличие Православия от Католичества? Во-первых, католики отвергли II Вселенский Собор (181г) и третий Собор Вселенский(431г) и ввели в Символ Веры добавление об исхождении Духа Святаго не только от Отца, но и от Сына. Из Евангелия известно, что Дух Святый сошел на Иисуса Христа в виде голубя во время Крещения от Иоанна Предтечи на Иордане. (Лука, 3,21). Во-вторых, в 19 веке присоединили догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочно. Из книги «Сказания о земной жизни Пресвятой Боггородицы” (изд-во «Артос-Медиа”, М,2007г) известно, что Создатель услышал молитвы Иоакима и Анны и через Ангела возвестил им:”…Ты зачнешь и родишь Дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ее благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Мариею”.(стр47) И Иоакиму в пустыне Ангел сказал: «…иди в Иерусалим и там у Златых ворот ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое.” И им Бог дал все, что обещал, что возвестил Ангел.
В-третьих, в 1870году новый догмат о непогрешимости римского Папы в делах церкви и вероучении (пояснить). В-четвертых, в 1950 году установили догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Церковное предание утверждает, что апостол Фома не был на успении Божией Матери и когда для его утешения открыли гроб, то он был пуст и вся Церковь уверилась в воскресении Пресвятой Богородицы, и вечером того же дня за вечерней трапезой апостолы, подняв свои взоры к небу, увидели в воздухе Пречистую Деву живой, окруженной множеством ангелов. (стр228 Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы). Эти все догматы Православная церковь не признала.

Католицизм всегда и во всем и любыми путями ищет власти (светской клерикальной, имущественной и лично-суггестивной). Если православие взывает к свободному сердцу человека, то католицизм взывает к слепой покорной воле, повиновению и соблюдению предписаний. Православие идет в глубины души, ищет искренней веры, чистоты души. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, внешнее доброделание.

2.3 Протестантство

Вторым огромным шагом в отступлении от Православия стало проявление протестантизма. Протестантизм – это протест против нечестия средневекового папства. Мартин Лютер обличал инквизицию и торговлю индульгенциями, отказался от подчинения Папе, решил начать все с нуля. Это было безумием. Лютер был человеком сомнительной нравственности: чревоугодник, любитель крепких напитков, далек от смирения и целомудрия, вспыльчив и в гневе необуздан. Все апостольские заветы были отвергнуты и объявили свободу трактовать «Библию” как кому вздумается. Отсюда и пошли разновидности сект, баптизм. Протестанты противятся священному Преданию церкви, оставляя для пользования только Библию. Отвергая Богодуховные творения святых отцов и их молитвословия, Лютер заявлял: «Священство есть принадлежность всех христиан.”(стр 124 Л-9)

Протестанты утверждают, что если человек верующий во Христа , то это спасет от грехов, нет работы над своими страстями. Отвергая учение свято-отеческой литературы, они забыли: сколько себе избрал Иисус Христос учеников? Их ересь доходит до того, что они не признают поклонение Божией Матери. Из Евангелия слова Марии: «Отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величе сильный.’ (Лк, 1, 48-49). Это ответ Марии на приветствие святой Елисаветы. Сектанты в неразумии своем обвиняют Православную церковь в идолопоклонстве за поклонение святым иконам. Из Ветхого Завета известно, что ковчег Завета был изготовлен руками человека по строгому указанию Божию из дерева, металла и ткани. Однако недостойно прикасавшихся к этой святыне, Господь карал смертью. Иисус Христос – Сын Божий сошел на землю, облекшийся в человеческую плоть. Бог есть Дух бестелесный, невидимый (Иоанн 4,24). Иисус Христос дарил людям свое изображение: царю Авгарю на полотенце, чудесным образом отобразился. Образ Спасителя отобразился и явлен всему миру на Туринской Плащанице. Протестанты не могут понять, что не доскам и краскам православные поклоняются, а тому, кто на них изображен. Очень точно на веру протестантскую ответил Нил Ярославский: «По их мнению (протестантов), только думой о Господе благопристойно – и хорош будешь.’ Лучше и не скажешь, живи как угодно, но не по Заповедям Божиим, не по Евангелию.

2.4 Ислам

Ислам – самая молодая из мировых религий, зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века, в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель религии – Мухаммед (Магомед 570-632гг) провозгласил себя пророком. Создал общину и эта община стала основой государственного образования – Арабский халифат. Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела «Коран’. Коран – это священное писание для мусульман. Коран состоит из 114 глав (сур) и сунна — рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам – 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты, в основном около 93% их в Иране. Шииты утверждают, что власть общины должна принадлежать потомкам пророка, а не выбранным лицам, как это у суннитов.

Ислам – это не аналог Церкви, это некий глобальный социально-религиозный проект построения царства Божия на земле. Для мусульман не существует разрыва между политикой и религией – это две стороны одного целого, регулируемого законом (шариатом), приписанным Аллаху. Православная церковь на основании Священного Писания отвергла торжество Аллаха на Константинопольском Соборе 1180года.

У ислама пять столпов:
1) Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – «пророк Его”. Если это произнесено в присутствии не менее двух мусульман – это означает принятие ислама.
2) Исполнение обряда поклонения – намаза.
3) Налог на бедных (закят).
4) Хранение поста месяца Рамадан.
5) Паломничество в Мекку (хадж).

И многие проповедуют шестой столп – обязанность джихада – священной войны с неверными. В исламе нет посредников между Богом и людьми, ведь по сравнению с Аллахом все люди букашки. Никакое высказывание людей не обладает авторитетом у мусульман, есть право на ложь, поэтому не стоит серьезно относиться к высказываниям религиозных лидеров ислама, которые они вкладывают в доверчивые уши кафитов (неверных), предназначенных к аду. Никакой мулла не властен отлучить мусульманина от общины (уммы). Это может сделать только шариатский суд.

2.5 Иудаизм

Вера, которую исповедуют современные иудей, не та, которая была от Моисея и пророков. Первая вера есть истинное поклонение Божие и являлась подготовкой к христианству. А новая иудейская вера – это измышления человеческие. Эта вера изложена в двух книгах: Каббале – иудейский кодекс философско-мифических преданий, она является дополнением и объяснением закона Толмуд – кодекс преданий преимущественно исторических, обрядовых и гражданских с объяснениями. В этих книгах часть заимствована от Библии, но много странностей, нелепостей, противоречий.

Основные догматы иудаизма: 1)Бог существует, 2) Он один, 3) Он нематериален, 4) Он вечен, 5) Необходимо поклоняться только Ему одному, 6) Верить в пророчество, 7) В абсолютное верховенство Моисея как пророка, 8) В божественное происхождение Торы, 9) В неизменность Торы, 10) Во всеохватывающее божественное провидение, 11) в вознаграждение и кару после смерти, 12) в пришествие Машиаха, 13) в воскресение мертвых.

Евреи утверждают, что для Бога поступки важнее веры. Иудаизм основывается на делах, а не на вере, по их вере раскаяние целиком зависит от самого человека, и приводит к святости, помощи Бога при этом как бы нет. Они не понимают, что такое Таинство, что такое жизнь в Боге. Иисус Христос ничего не отбросил из Ветхозаветного учения. А современный иудаизм – это учение о том, как жить, а не о том, как верить. Поэтому все сферы жизни евреев религиозны. Они учат, как торговать, на каких принципах строить экономику, как обрабатывать землю, убирать урожай, строить дом и т.д. Современный иудаизм – это цельная религиозно-социальная система.

Еще одна особенность иудаизма – это их особая роль и избранничество еврейского народа, его исключительность перед всеми другими. Они не могут принять того, что все народы на равных могут найти спасение в Православии, причем без нынешнего иудаизма.

2.6 Буддизм

Основой буддизма является учение о реинкарнации, то есть переселении душ. Согласно этому учению сущность человека безначальна, а тело – это внешняя одежда духа, в которые он без труда переодевается. Но мы знаем, что мы тварны, а безначальным началом является только Бог. Бог – Творец всего сущего, в том числе и души.

Учение Гаутамы Будды (Будда – по санскритски – просветленный) появилось в V-VI веках до нашей эры на базе многовековой культуры. Основатель принц, стал аскетом, пользовался уважением, скончался мирно, учение распространялось спокойно. Мирно-философ-аскетическое учение – буддизм проповедует неприятие мира и прежде всего: уничтожение личного бытия, то есть самоуничтожение.

У буддистов стремление не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию само разлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием – с нирваной. Это не рост духа (как у христианской аскетики), а прекращение духа. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви, но настоящее дыхание смерти. Конечная цель – избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия. Дурные дела не выгодны, приведут к новому воплощению, обещая «небесные радости”. Но и они (радости) презренны, так как не избавляют от возрождений. Не любить, не страдать, не жить – вот идеал буддиста. С точки зрения христианства – буддизм настоящее язычество. Путь духовного самоубийства, уничтожения личностного бытия и мира в целом.

Христианство отвергает только зло, все силы направляет на воспитание любви к Богу, к людям. А буддизм есть теория и практика осознания духовного самоубийства.

2.7 Йога

Сейчас большинство современных учителей йоги преподносят ее как вне религиозную систему упражнений, ведущую к оздоровлению, самосовершенствованию, к абсолютному «просветлению”. Но в действительности йога – это аскетическая практика, преследующая не оздоровительные, а сугубо религиозные цели. Йога – это способ достижения высших духовных состояний с помощью аскетических упражнений. В индуизме с помощью йоги пытаются раскрыть в себе якобы свою собственную «божественную’ сущность, то есть раствориться с Божеством, которым ты сам и являешься.

Йога – монашеская практика: вначале идет отказ от противоестественных желаний (греховных), затем от естественных желаний (брака, богатства и т.д.), потом – вообще от всех желаний. Например: раджа – йога имеет восемь ступеней, с помощью аскезы и специальных упражнений приобретает контроль над своим физическим и «тонким’ телом, а на высших ступенях – контроль над психикой и искусство сосредоточения созерцания (медитация). При этом следует практически не пить, не есть, мало спать и дышать, быть равнодушным к похвалам и оскорблениям, ничего не чувствовать, остановить поток своих мыслей, сконцентрироваться в точку некую, войти в состояние транса. И вот в эту пустоту должен войти свет, йогами он воспринимается как собственное «божество’. Йоги полагают, что после остановки всех психических процессов происходит выжигание семян кармы и это гарантия от нового перерождения и позволяет навсегда освободиться от тела. Датский профессор Йоханнес Огорд назвал йогу искусством смерти.

В заключении можно сказать: какое счастье, что наши предки приняли Крещение, какое счастье, что мы уже 1000 лет Святая Русь, какое счастье, что сейчас в нашей стране православная вера возрождается. Но не нужно забывать уроков прошлого. Теоретик сионизма Теодор Герцель: «Чтобы владеть миром, надо овладеть Россией.” Об этом забывать нельзя. Недавно был показан документальный фильм «Революция или спецоперация” по телеканалу «Союз”. И хотя известно, что революцию к нам, в Россию, принесли извне, но изумляет фронт зла, который обрушился на православие и царя – помазанника Божия Николая II. Сколько стран мира в этом участвовало — это наша история, она многому учит. Несмотря на все силы мирового зла, Русская Православная Церковь сохранилась.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве.. а в единственном, от Бога заповеданном, служении спасения душ человеческих. Это свое предназначение она выполняла во все времена, при любых государственных формациях.”(Л-2, стр411)

В мире по данным статистики к концу ХХ века католики составляют 850 миллионов человек(57,8%), протестанты 470 миллионов человек(31,9%), православные и приверженцы других восточных церквей 150 миллионов человек (10,2%).

Русская Православная Церковь утвердила единство церковного богослужения, главная цель – спасение душ человеческих, а интересы государства и социальной жизни – сопутствующие, обеспечивающие земные пути христиан для наследования жизни вечной со Христом. Спасение каждого православного христианина идет путем коллективного делания в церкви, в единстве верующих.

Сейчас церковь возрождается, но как много воздействий на умы, особенно молодых: магией, оккультизмом, язычеством, спиритизмом, астрологией и разными сектантскими учениями, вплоть до сатанизма. Темные силы навязывают православию жестокую борьбу, а это требует духовного возрождения. Русская Православная Церковь ведет большую работу по духовному образованию молодежи: воскресные школы при храмах, подготовка ко крещению, православные гимназии, лицеи, курсы катехизаторов. Ведется большая благотворительная работа: бесплатная помощь в больницах, открытие приютов для беспризорных, гостиницы для паломников, создание молодежной организации.

Спастись без Церкви нельзя, надо запомнить слова Иисуса Христа, сказанные Никодиму: «Рожденный от плоти, есть плоть; а рожденный от Духа есть дух.’ «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.”(Иоанн35,6)

Евхаристия, которую установил Сам Иисус Христос: «..истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.”(Иоанн,6,53). Вот эти Таинства Церкви: Крещение, Исповедь, Причастие возможны только в Церкви. Многие верят в существование Бога, но спасутся те, кто познает Бога и будет свою жизнь соизмерять по Евангелию.

Литература

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ И СООБЩЕНИЯ»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

(ВФ МИИТ)

РЕФЕРАТ

Тема : Православие

По дисциплине : РПЦ в истории России

Проверил: К.И.Н. доцент

Гостева С.Р.

Воронеж 2010

План реферата:

1. Православие как разновидность христианства

2. Особенности православного вероучения и культа

3.Заключение

4.Список использованных источников

  1. Православие как разновидность христианства

Православие (от греч. правоверие) — одно из трех главных, наряду с католицизмом и протестантизмом, христианских вероисповеданий распространенное преимущественно в странах Восточной Европы Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось православие как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395г.) и оформилось после разделения церквей (1054г.). Православие не имело единого церковного центра, так как с начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена, как отмечалось, в руках четырех патриархов — Константинопольского, Александрийкого, Антиохийского и Иерусалимского. При этом Константинопольский патриарх, хотя и именовался вселенским, был всего лишь першим среди равных. По мере распада Византийской империи каждый из упомянутых патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную православную церковь. Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство. Император Византии считал себя главой всей Римской империи, столицей которой был объявлен Константинополь. В VI в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским, т. е. главой как восточной, так и западной церквей. Борьба между главой Римской католической церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами продолжалась в течение многих веков с переменным успехом. После завоевания императором франков Карлом Великим Италии (конец VII — начало VIII в.) Папа Римский выходит из-под юрисдикции византийского императора и его позиции усиливаются. Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и теряет несколько важных территорий, на которых консолидируются самостоятельные церковные организации.

Как и католицизм, православие сформировалось в начале средних веков. Католицизм и православие едины в безоговорочном принятии таких фундаментальных мировоззренческих принципов, как теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм и ревеляционизм. Рассмотрим каждый из этих принципов.

Теоцентризм. В соответствии с этим принципом источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Служение Богу рассматривается как основа нравственности, подражание и уподобление ему — как высшая цель человеческой жизни. Исходящее от теологии требование представлять Бога бытием абсолютным и единственно истинным заставляло таких мыслителей, как Ориген, Иларий, Августин и Боэций, углубляться в вопросы онтологии(раздел философии, изучающий бытие) и уточнять понятия «бытие», «существование», «сущность», «субстанция», «акциденция», «атрибут», «модус», «качество», «свойство» и др. Следует отметить, что в анализе этих понятий был сделан шаг вперед по сравнению с предшествующей эпопей, Онтологическая терминология, давно употреблявшаяся греками, впервые обрела твердые латинские эквиваленты, вошла в философский лексикон средневековья и посредством его перешла в философию Нового времени.

Креационизм. Этот принцип гласит, что все изменяемое сотворено богом из ничего и, наоборот, все сотворенное изменяется и стремится и к ничтожеству. Указанный принцип наиболее обстоятельно расмотрел Августин, которому он послужил поводом для обсуждения Проблем изменения и развития.

Провиденциализм. Положение о том, что Бог перманентно правит созданным им миром, человеческой историей и поведением каждого отдельного человека, также было универсальным принципом. Применительно к космологии этот принцип приводил к идее мировой гармонии и осмысленности всех происходящих в мире событий. У Филона и апологетов он объединяется с концепцией Логоса, стимулируя интерес к проблеме единства бытия и мышления, мышления и языка. Провиденциалисткое воззрение на историю, особенно характерное для Августина, косвенно содействовало преодолению циклической концепции времени и утверждению важнейшего понятия исторического прогресса.

Персонализм. Этот фундаментальный принцип требовал понимания человека как «персоны» — неделимой личности, обладающей разумом и свободой воли, сотворенной по образу и подобию Бога и наделенной совестью. С этой точки зрения каждая личность — это особый замкнутый мир, внутри которого невидимо действует борющиеся между собой силы добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности, долга и склонностей; мир, в котором есть свой суд (суд совести) и свой икон (внутренний логос, отражающий Логос божественный). Этот персональный мир фактически непроницаем для других людей и совершенно прозрачен только для Бога.

Ревеляционизм. Согласно этому принципу самый надежный и достоверный способ познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение, т. е. раскрытие перед человеком божественной воли и тайн бытия. Ревеляционизм не исключал других способов познания, однако часто делал их излишними. Стимулируя развитие герменевтики (искусство толкования), и в какой-то мере семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) ревеляционизм в то же время существенно сдерживал развитие опытного знания и научного новаторства.

Таковы важнейшие инварианты, позволяющие отнести православие и католицизм к одному духовному универсуму.

Однако наряду с общими позициями между православием и католицизмом существуют глубокие мировоззренческие различия, наметившиеся еще до разделения церквей и вызванные как разницей социальных условий Византии и Западной Европы, так и воздействием культурных традиций античной Греции и Рима. Базой для теологических конструкций православия была непосредственно воспринятая традиция греческой философии, прежде всего неоплатонизма(идеалистическое направление античной философии III—VI вв), придающего большое значение онтологическим проблемам и, что особенно важно, с его опытом такой организации религиозного переживания, при которой мистика и экстаз наиболее тесно связаны с мифологически-интуитивным восприятием логических категориальных конструкций. Без этого платоновско-неоплатонического опыта была бы невозможна православная христология с ее интуитивно-чувственным, почти наглядным продумыванием категориальных соотношений «ипостасей» в структуре триединства и «естеств» (и соответствующих им воль) в структуре богочеловечества. В западном богословии онтологическая проблематика проступает менее явственно. На его стиль более повлияла иная философская традиция — римский эклектизм с его субъективистским подходом, в рамках которого этатистско-юридический практицизм (Цицерон) и рефлектирующий психологизм (Сенека) дополняют друг друга. Ввиду этого для католической теологии Бог и человек суть, прежде всего субъекты воли, для православной — объекты онтологических процессов. Для первой наиболее важно найти гармонию между двумя волями либо в рационалистически-юридической плоскости, либо в рамках сентиментального переживания с установкой на индивидуалистический субъективизм (мистика); основная теоретическая проблема католицизма — соотношение свободной воли человека и предопределяющей воли Бога. В этом смысле, как для католицизма, так и для протестантизма конструктивно важна (позитивно или негативно) теория предопределения, совершенно безразличная для православия. Православие ищет возможность объективного, сущностного приобщения человеческой природы к божественной (учение Афанасия Александрийского об «обожении», определившее стиль православной мистики). Основная теоретическая проблема православия — онтологическое соотношение человеческой и божественной природы в Богочеловеке.

В православии гораздо непосредственнее и интенсивнее выразилось характерное для христианского мышления вообще утверждение адекватного раскрытия абсолюта через его вещественные проявлении. В католицизме этот момент представлен менее ярко. Во-первых, западная теология вносит в понимание триединства эмационистские и убординационистские черты, благодаря которым второе и особенно третье лицо троицы могут восприниматься как божество низшей категории; между тем именно с этими лицами связывается идея об отношении божества с человеком. Православие настаивает на том, что на воплотившемся Боге-Сыне и ниспосланном церкви Святом Духе верующий реально обладает всей полнотой божества без какого-либо изъятия. Во-вторых, католическая догматика ставит между Богом и человеком еще и категорию благодати, интерпретируя ее как чисто феноменальное проявление божества, внешнее относительно к его нуменальной сущности. Напротив, в православии благодать понимается иди непосредственное раскрытие божеского в человеческом, применительно к которому не может быть речи о грани между нуменальным и феноменальным. В «энергии» божества присутствует его сущность — таков приговор восточной церкви в паламитских спорах XIV в. Поэтому в религиозной философии православия важную роль играет представление об обожествленной материи, которое происходит через «усвоение» божественного эйдоса; причем в отличие от неоплатонизма православие учит о сущностном «взаимопроникновении» этих двух начал. Восточная теология склонна рассматривать освящение, очищение, которые происходят только в духовной, идеальной сфере и не получают так или иначе вещественного подтверждения, как недостоверные.

Обожествляющее преображение материи в понимании православия не только однажды имело место применительно к плоти Богочеловека (и регулярно воспроизводится в евхаристии), но оказалось возможным и в других сферах, например, в иконе. В ней православие усматривает не условное изображение, призванное вызывать сентиментальные религиозные эмоции, но предметное раскрытие сверхчувственного (такое понимание выкристаллизовалось в процессе иконоборческих споров). На первый взгляд иногда кажется, что иконы статичны и лишены искры жизни. Но вглядевшись в «Троицу» Андрея Рублева мы можем увидить, что внешнее движение, в большинстве случаев действительно сведенное к минимуму, уступает место движению внутреннему, углубленности, перенасыщенности духовной жизни. Покой Троицы — это духовное равновесие, ощущение незыблемости своего внутреннего мира, чувство вечности.

Эти и другие типологические различия западной и восточной теологии оформляются в догматических разногласиях. Православие отвергает западное добавление к символу веры (исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына).

Православию осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков к потомкам: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность ко злу, но юридической ответственности за деяния Адама человек не несет. Поэтому в православии нет догмата о рождении Девы Марии в результате «непорочного зачатия» (т. е. такого, при котором наследственная ответственность за первородный грех оказалась бы снятой); неюридическое понимание греха в православии исключает и концепцию чистилища.

2. Особенности православного вероучения и культа

Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры, принятый на первых двух вселенских соборах (в 325г. — Никейским и в 381г. — Константинопольским, или Цареградским). Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. Для ученого богословствования православная церковь предоставляет своим членам широкий простор; но в своем символическом учении она дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и рекомендует сообразовать всякое религиозное рассуждение, во избежание противоречия с «догматами», с «верою церкви». В этом смысле П. никого не лишает права читать Библию (как лишает мирян этого права католичество), чтобы извлекать из ее более подробные сведения о вере церкви; но оно признает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями св. отцов церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого христианина, как это делает протестантство. П. не возводит учения человеческого, не содержащегося в Св. Писании и Предании, на степень учета богооткровенного, как это делается в папстве; оно не выводит новых догматов из прежнего учения церкви чрез умозаключение (как католическое filioque). не разделяет католического мнения о выше человеческом достоинстве личности Богоматери (католическое. учение о ее «непорочном зачатии»), не приписывает святым сверх должных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимою признается лишь церковь в ее целом составе, насколько она выражает свое учение посредством вселенских соборов. П. не признает чистилища, так как учит, что удовлетворение правде Божией за грехи людей принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия. Принимая семь таинств, П. «усвояет тем должное значение телесной нашей природе, как составной части существа человека, освященной воплощением Сына Божия», и в таинствах видит не знаки только благодати, но самую благодать; в таинстве евхаристии видит истинное тело и истинную кровь Христовы, в которые пресуществляются хлеб и вино. Благодать Божия, по учению П., действует в человеке, вопреки мнению реформатов, не неодолимо, а согласно с его свободною волей; наши собственные добрые дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Православные молятся святым, почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых (мощи) и иконы. Не одобряя католического учения о церковной власти, П. признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями, и допускает значительную долю участия в делах церкви со стороны мирян, в звании церковных старост, членов церковных братств и приходских попечительств (см. А.С. Павлов, «Об участии мирян в делах церкви», Казань, 1866). Нравоучение православия также имеет существенные отличия от католичества и протестантства. Оно не дает послабления греху и страсти, как католицизм (в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об оправдании одной верой, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношениях церкви к государству П. не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство; оно стремится сохранить полную свободу деятельности, оставляя прикосновенною самостоятельность государства в сфере его власти, благословляя всякое его мероприятие, не противное учению церкви, вообще действуя в духе мира и согласия, а в известных случаях принимая от государства помощь и содействие. С догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы последних составляют семь главных обрядов — таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник — Пасха. Затем идут такие праздники — Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. За этими праздниками следует пять праздников, называемых великими: Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Иоанна и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные праздники, связанны с престолами — святым местом в храме, которое посвящено тому или иному святому.

Заключение

Православие сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395г.) и оформилось после разделения церквей (1054г.). Как и католицизм, православие сформировалось в начале средних веков.

Основными принципами православной веры являются: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм.

В православии гораздо непосредственнее и интенсивнее выразилось характерное для христианского мышления вообще утверждение адекватного раскрытия абсолюта через его вещественные проявлении.

Православию осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от предков к потомкам: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность к злу, но юридической ответственности за деяния Адама человек не несет.

Краеугольным догматом православия является учение о троичности божества.

Список использованных источников

1. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 2005.

2. Гараджа В.И. Социология религии. — М., 2005.

3. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М., 2007.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М., 1997.

5. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М., 2007.

6. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов на Дону, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *