Доминика святая

21 января (8 января по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 32-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать второй недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 26 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Преподобная Домника Константинопольская. Уроженка Карфагена, будущая святая юной девушкой прибыла в Царьград в то время, когда Ромейским царством (Византийской империей) правил святой царь Феодосий Великий. Именно в Константинополе Домника приняла Святое Крещения, сам Святейший Патриарх Нектарий совершил над ней это Таинство. После этого юная подвижница укрепилась в желании посвятить себя Христу и Его Церкви и приняла монашеский постриг.

Строгая аскеза, глубокая молитвенность и другие духовные подвиги помогли святой Домнике стяжать многие дары Святого Духа. Бог даровал ей чудотворные способности исцелять больных, управлять стихиями и даже предсказывать будущее. Многие жители Царьграда были наставлены на истинный путь примером святой Домники, которая прожила до глубокой старости, отойдя ко Господу в 474 году от Рождества Христова.

* * *

Преподобный Георгий Хозевит. Святой VII столетия, уроженец Кипра, с юных лет устремившийся к служению Богу и Церкви. Повзрослев, будущий старец отправился на Святую землю, где принял монашество в знаменитой Хузевитской обители между Иорданом и Святым градом Иерусалимом. Впоследствии отец Георгий стал настоятелем этого монастыря. Своим примером строгого поста, бдения и непрестанных молитв старец воспитал многих монахов.

Преподобный Георгий Хозевит. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Емилиан, епископ Кизический. Этот святой IX века жил в царствование еретичествующего императора-иконоборца Льва Армянина, правившего в 813-820 годах от Рождества Христова. С другими архиереями святой Емелиан был вызван к императору, потребовавшему от святителей Церкви Христовой отказаться от православного почитания святых икон. Епископ Емилиан первым нелицемерно ответил еретику-императору, что вопрос об иконопочитании решается не в царском дворце, а в Церкви духовными лицами. В 815 году от Рождества Христова святитель был заточён и вскоре скончался в неволе как истинный исповедник Православной веры.

Святитель Емилиан, епископ Кизический. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Григорий, чудотворец Печерский, погребённый в Ближних пещерах. Русский святой XI столетия, один из первых насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, постриженный в монашество преподобным Феодосием Печерским. Святой Григорий прославился своими глубочайшими книжными знаниями и даром убеждения, даже разбойников, пытавшихся ограбить его келью, он мог вразумить, наставить на путь покаяния. Также старец Григорий известен своими сбывшимися прорицаниями.

В этот же день совершается память ещё одного Киево-Печерского святого старца с тем же именем — преподобного Григория, затворника Печерского, погребённого в Дальних пещерах. Этот угодник Божий, живший в XIV столетии, прославился своими особенно строгим постом, ночными бденными молитвами и даром чудотворений и исцелений.

Священномученик Исидор пресвитер и с ним 72 мученика, в Юрьеве Лифляндском пострадавшие. Православный священник, принявший мученический венец в 1472 году от Рождества Христова в прибалтийском городе Юрьеве (нынешний эстонский Тарту) от латинян вместе с 72 другими православными мучениками. Отец Исидор был схвачен католиками в день Крещения Господня, когда освящал воду на реке Омовже. После отказа принять католичество священник и многие его духовные чада были утоплены в реке.

Священномученик Исидор пресвитер и с ним 72 мученика, в Юрьеве Лифляндском пострадавшие. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Картерий, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304), мученики Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, мученицы Василисса и Марионилла, семь отроков и 20 воинов (313), мученики Феофил диакон и Елладий (IV). Раннехристианские святые, принявшие страдания и мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в начале IV столетия, незадолго до того, как гонения на христиан в Римской империи закончились.

Преподобный Илия Египетский. Святой монах-пустынник, 75 лет совершавший духовные подвиги на пустынной горе в каменистой пещере. Отошёл ко Господу в IV столетии 110-летним старцем.

Мученик Або Тбилисский. Святой Грузинской Православной Церкви, араб по происхождению, принявший Святое Крещение в Грузии и пострадавший за православную веру от персов в 786 году от Рождества Христова.

Мученик Або Тбилисский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Паисий Угличский. Святой Паисий был учеником преподобного Макария Калязинского. Одиннадцатилетним отроком будущий старец начал свои монашеские подвиги. Молодой монах прославился своей глубокой молитвенностью, смирением и знанием духовных книг. В 1476 году от Рождества Христова по указанию князя Андрея Васильевича отец Паисий основал близ Углича Покровский монастырь, где стал игуменом и прожил до глубокой старости. В 1504 году преподобный Паисий Угличский блаженно почил о Господе.

Священномученики Виктор Усов (1937), Димитрий Плышевский, Владимир Пастернацкий, пресвитеры, преподобномученик Пафнутий (Костин), мученик Михаил Новоселов (1938), священномученик Василий Архангельский, пресвитер (1939), мученик Иоанн Малышев (1940), священноисповедник Михаил Розов, пресвитер (1941). Православные священнослужители (в том числе в монашеском чине) и миряне, пострадавшие в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. За свой подвиг все эти страдальцы были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

* * *

Поздравляем православных христиан с памятью всех угодников Божиих, чья память совершается сегодня! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Монахиня Домника (Ликвиненко). Фото

Домника Алешковская (1881 — 1967), блаженная, местночтимая святая Херсонской епархии

Память 28 мая (Херсон.), 27 ноября (Херсон.)

В миру Домна Ивановна Ликвиненко, родилась в 1881 году в православной семье зажиточных крестьян Таврической губернии. С младенческих лет воспитывалась в любви к Богу и молитве. По её собственным словам, после паломничества в 15-летнем возрасте к святыням Киево-Печерской лавры она решила посвятить свою жизнь Богу и жить при монастыре.

В 1896 году Домну приняли в школу для девочек-сирот при Успенском женском Алешковском монастыре. Здесь она научилась грамоте и рукоделию. При школе была домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца, где воспитанницы совершали молитвенное правило и посещали богослужения. С тех самых пор Домна горячо полюбила Николая Угодника — защитника сирот и обездоленных, и любовь эту пронесла через всю свою жизнь.

По окончании школы она осталась в обители и была принята в число сестёр послушницей с именем Домника.

Она любила уединение, в тиши которого читала Псалтирь или акафист святителю Николаю. Заметив это, игумения благословила ей пасти монастырских телят. Пребывая на природе в окружении бессловесных животных, Домнна с радостью предавалась молитве. Очевидцы рассказывали, что часто видели её читающую Псалтирь, а вокруг неё пасущихся телят, которые как будто бы слушали её. Животные любили Домнику, и когда она выгоняла их на пастбище, то не она, а они за ней ходили.

Приближался трагический 1917 год. В это время сёстры монастыря стали замечать странное поведение послушницы Домники. На пастбище она оставляла животных, а сама уходила на кукурузное поле и там слёзно молилась с поднятыми руками. Потом монахини поняли, что так она предсказывала будущую печальную судьбу монастыря и его насельниц.

Началась революция, затем гражданская война. Осенью 1920 года в Алешках установилась советская власть. Монастырское хозяйство, земли и здания обители были национализированы. В монастыре устроили культсовхоз «Работница», а в 1921 году трудовую артель «Мелисса». 8 марта 1922 года из монастырских храмов изъяли церковные ценности, монахинь изгнали, а в обители устроили детскую колонию «Красные всходы». Многие монахини нашли прибежище при храмах города Херсона, но часть из них остались жить возле своей любимой обители, поселившись в Алешках. Послушница Домника нашла приют в Алешковской слободе, недалеко от монастыря у одной благочестивой старушки. Получив от Бога дар прозорливости, созерцая невидимое как видимое и грядущее как настоящее, она многим помогала своим советом и благословением.

Скрывая свой дар под видом юродства, она присказками, загадочными фразами или символами предсказывала грядущие события. Так, например, монахиням перед закрытием монастыря она раздавала кому камешек, кому лоскутки, а кому свечные огарки. Лишь с течением времени матушки поняли смысл этих «подарков». Живя в миру, они стали работать: кто на стройке подавал камень, кто портнихой шил одежду, а кто и при храме трудился алтарницей.

В голод 1924 года матушка Домника переехала жить в Каховку и часто ходила на богомолье в Берислав. Однажды на пути вдоль Днепра она предсказала своим спутницам затопление этих мест (что впоследствии, когда построили Каховскую ГЭС, и произошло).

Домника вернулась в Алешки в 1928 году. Город переименовали в Цюрупинск, все храмы были закрыты. Недалеко от дома, где она жила, обитали монахини Агафия и Дария. Домника часто приходила к ним, чтобы вместе помолиться и получить утешение от горечи напрасных обид, причиняемых уличными мальчишками. Местные жители относились к ней с уважением, ласково называя ее Домочкой или Домникией, и приносили ей продукты. Но дети, воспитанные школой, где насаждалось безбожие, по несмышлёности часто дразнили беззащитную «монашку», чем очень ей досаждали.

Жительница Голой Пристани Надежда Саввична рассказывала, что после раскулачивания их семья жила очень бедно, отец работал в каменоломне, тяжко зарабатывая на хлеб. В голодовку 1933 года папа умер, и они остались без копейки. Мать была в отчаянии, она осталась с четырьмя детьми на руках и не знала, как их прокормить. В ту ночь она горько плакала и молилась Богу о помощи. На рассвете в дверь постучала незнакомка в чёрном (это была Домника, прежде они не знали и не видели друг друга) и сказала: «Сонька, одевайся, меня Господь к тебе прислал! Одевайся! Я буду покупать хлеб, а ты будешь резать на четыре части и продавать!» Так они и делали. Домника спасла их семью от голодной смерти.

Жила недалеко бедная семья. Подошла к их двору Домника, бросила камышину во двор и говорит: «Стройтесь!» А за что строиться — денег нет? Однако через некоторое время, с помощью Божией, дом был построен.

Жительница Цюрупинска Анна Дмитриевна Беспалая рассказывала о матушке Домнике: «Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала».

Во время Великой Отечественной войны немцы сильно бомбили Цюрупинск и обстреливали из пушек. Домника жила в этот период у рабы Божией Нины. Однажды она сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время упал снаряд, срезав дерево, и взорвался рядом. С Домники взрывом сорвало платок и вырвало из рук книгу, а она сидит целёхонька, как ни в чем не бывало.

Наталье Акимовне Ищенко она предсказала гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. С тех пор Домника жила у неё в доме до конца своих дней. Этот дом в Цюрупинске сохранился и поныне по улице Нижней, 180.

К концу войны стали открывать храмы, в том числе и в Цюрупинске. Красивый Введенский собор был разрушен, поэтому храм устроили в обыкновенном доме. В Цюрупинске даже было учреждено благочиние. Много молящихся приходило на богослужения. Среди них была и матушка Домника. В храме служили два священника, на хоре пели монахини, они же убирали храм.

Блж. Домника Алешкрвская. Икона

К тому времени о Домнике знали многие, к ней приезжали не только из ближайших селений, но и из других городов: Запорожья, Херсона, Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном, просили совета, молитв или благословения.

Особую заботу Домника проявляла о людях церковных. Рассказывает певчая Введенского храма Анна:

«В 1951 году, после голодовки, мы жили очень бедно. Тётя рассказывала: видит она в окно — к дому идёт Домника, зашла и говорит: «Мария, я тебе целую горсть денег в колодец бросила». И с тех пор денег нам хватало, жить стали без долгов. Помогала нам матушка и по хозяйству. Как-то мы с тётей после службы собирались домой, а Домника говорит тете: «Мария, я возле твоего сарая поставила палку». Приближалась осень, а у нас не было ни дров, ни угля, и после слов Домники, на следующий день, нам привезли дров, шишек, и было нам уже чем топить печку»».

Многим кандидатам в священники Домника помогла найти матушек. Протоиерей Пётр Бабийчук после окончания семинарии устроился псаломщиком в один из херсонских храмов. Было это во времена хрущёвских гонений. Уполномоченный по делам религий, узнав о молодом псаломщике, запретил ему работать в церкви и требовал идти на завод. По совету своего друга священника Пётр поехал к Домнике. Она ему сказала: «Езжай в Берислав и Каховку». Он даже не знал, есть ли там храмы. Но Божиим Промыслом всё уладилось, и Пётр стал псаломщиком в Бериславе. Вскоре, проведывая своего соученика по семинарии, который служил священником в Каховке, он познакомился с девушкой, которая и стала его женой. Так исполнились два предсказания: и Берислав, и Каховка. После рукоположения отец Пётр с матушкой, которая была в положении, поехали к Домнике поблагодарить её. Когда они подошли к дому матушки Домники, она встретила их словами: «Вас трое пришло — с хлопцем», — то было ещё одно предсказание. У отца Петра родился сын, его назвали Симеоном. Как и отец, он стал священником.

Множество других священнослужителей и мирян по сей день благодарны Домнике за её советы и молитвы.

Глубокая церковность блаженной Домники её неотъемлемая черта. Она всегда стремилась в храм Божий и даже в старости преодолевала многие километры ради богослужения. Регулярно, когда это было возможно, она причащалась Святых Христовых Таин.

Домника отошла ко Господу в субботу 10 июня 1967 года. На погребении было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома ко Введенскому храму. Из-за гонений на Церковь в те времена запрещалось проведение погребальных церковных процессий, поэтому весь путь люди двигались в полном молчании. Настоятель храма, протоиерей Сергий Мураховский, совершил отпевание.

Матушку Домнику похоронили на старом монастырском кладбище, на могиле установили деревянный крест. Со дня её погребения к ней всегда шли люди, как к живой, неся свои радости и горести.

Существует множество свидетельств о благодатной помощи, о святости жизни, благочестии, прозорливости блаженной Домники. Её благодатная помощь обращающимся к ней не оскудевает и поныне.

Рака с мощами блж. Домники Алешковской в Свято-Духовско кафедральном соборе г. Херсона

10 декабря 2008 года по благословению архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были обретены мощи блаженной Домники. Во время их обретения, был найден хорошо сохранившийся деревянный крест от парамана, что подтвердило свидетельства людей о том, что Домника приняла монашеский постриг.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года блаженная Домника Алешковская была причислена к лику местночтимых святых Херсонской епархии. А 15 июля 2009 года в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона было совершено торжественное её прославление.

16 августа 2009 года мощи блаженной Домники крестным ходом были перенесены из Херсона в храм равноапостольной Нины города Цюрупинска, где они почивают и ныне.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

От ю́ности жела́нием Боже́ственныя любве́ разжига́ема,/ суету́ жите́йскую отри́нула еси́,/ смире́нием кра́йним и моли́твою непреста́нною/ му́дрость Христо́ву стяжа́ла еси́/ и в годи́ну лю́тую яви́лася еси́ наста́вница и́щущим спасе́ния./ Те́мже предстоя́ ны́не Го́сподеви в ли́це святы́х,/ помина́й моля́щихся тебе́,// Домни́ко, ма́ти блаже́нная.

Ин тропарь, глас 7

Чистоту́ жития́ твоего́ яви́вши,/ блаже́нная ма́ти Домни́ко,/ в по́двизех покая́ния и смире́ния Бо́гу угоди́ла еси́,/ сего́ ра́ди благода́ть стяжа́ла еси́/ лю́ди любо́вию огражда́ти,/ от ско́рбей и печа́лей избавля́ти./ Моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Си́лою укрепля́ема Всемогу́щаго Бо́га,/ в немощне́м естестве́ по́двиги многотру́дныя яви́ла еси́,/ и до́лу влеку́щия стра́сти/ чистото́ю и бде́нием непреста́нным умертви́ла еси́./ Сего́ ра́ди Христо́с Бо́г тя́ просла́ви ди́вными чудесы́,/ ма́ти блаже́нная Домни́ко,/ Ему́же приле́жно моли́ся// пода́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 8

В ми́ре се́м благоче́стно и пра́ведно пожи́вше,/ моли́твою, юро́дством и ины́ми по́двиги досточу́дными Бо́гу угоди́ла еси́,/ сего́ ра́ди и Госпо́дь в чудесе́х пресла́вну тя́ показа́,/ Его́же, свята́я ма́ти на́ша Домни́ко, моли́/ сохрани́ти гра́д се́й// и все́х люде́й, благоче́стно тя́ почита́ющих.

Использованные материалы

  • «Блаженная Домника Алешковская», страница официального сайта Херсонской епархии «Херсонщина»:
  • Служба блж. Домнике Алешковской на официальном сайте Херсонской епархии «Херсонщина»:
    • (использованы молитвословия)
  • Свято-Духовский кафедральный собор (г. Херсон), официальный сайт:

Память обретения мощей в 2008 году.

Св. Доминик явился основателем одного из самых важных монашеских орденов в Католической Церкви, которая 8 августа отмечает день памяти этого святого.

Доминик родился в 1170 году, в состоятельной семье в Испании. Он получил прекрасное образование и работал при дворе короля. Кастилии. Часто совершал длительные поездки по Европе с дипломатическими поручениями, что давало ему возможность познакомиться с состоянием христиан различных регионов.

В 1215 году Доминик основал дом в Тулузе, где обитал согласно монашеским правилам с несколькими своими компаньонами. Вскоре он получил согласие Папы на основание Ордена Проповедников, который позже стал известен как Доминиканский Орден. Потом Доминик перебрался в Рим и много ездил, навещая постоянно членов своего Ордена, который широко распространился по всей Европе.

Скончался он в 1221 году.

Монахи-доминиканцы действовали в наших общинах с самого их основания. В день памяти св. Доминика, помолимся за братьев-доминиканцев и особо вспомним тех, кто основал Дом Исайи в Иерусалиме, который стал первым домом иерусалимской общины. Четверо из живших там доминиканцев в течение многих лет были духовными отцами иерусалимской общины. Это – о.Бруно Хуссар, о.Жак Фонтен, о.Марсель Дюбуа и о.Габриэль Гроссман.

Ещё один важный проект доминиканцев на Святой Земле — Ecole biblique et archéologique (французский Институт Библии и Археологии), основанный в конце 19 в. и ставший в 20 веке важным центром библейских исследований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *