Донской старочеркасский монастырь

Комплекс Атаманского подворья сформировался во второй половине ХVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание — войсковой собор. В ближайшее же десятилетие после пожара выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием донского войскового атамана Данилы Ефремова. Выстроив в центре станицы настоящий дворец, своё родовое поместье, т. н. загородную резиденцию он перенёс на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство в своё загородной резиденции сразу двух примечательных зданий — так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящение храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для будущей церкви Данила Ефремов выбрал храм на Ближних пещерах Киево-Печёрской обители, благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединённый посредством трапезной с колокольней, водружён восьмерик с узким световым барабаном.

Атаманский же дворец ничем не уступал дворцам самых известных аристократов того времени, что доказывает — казачья верхушка эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II комплекс неполноценности, если таковой у неё раньше и был, уже изжила, воспринимая себя вполне сливками общества. Двухэтажное здание, выглядящее очень внушительно (общая площадь более 1000 квадратных метров, 21 комната!), неоднократно перестраивалось, но и в нынешнем виде не утеряло очевидной торжественности. Особенно хороша центральная часть, выделенная ризалитом с колоннадой на втором этаже. В 1831 году вдовы внуков атамана Данилы Ефремова, Евдокия Иоакимовна и Ульяна Алексеевна Ефремовы, обратились к духовным властям с предложением учредить на Атаманском подворье женский монастырь. После долгих проволочек предложение было принято, и в 1837 году здесь открылась Старочеркасская Ефремовская обитель, причисленная к III классу. В течение следующих 80-ти лет сёстры с любовью благоустраивали свой монастырь, но в советское время все их усилия пошли прахом — в 1924 году обитель подверглась упразднению, и в следующие десятилетия её помещения занимала сельская больница, интернат для инвалидов, интернат для умственно отсталых детей… Храм неуклонно разрушался. В 1970 году территорию Атаманского подворья передали только что созданному музею-заповеднику. А в 1994 году датируется начало возрождения монастыря — но уже в качестве мужского. Возглавил тогда обитель архимандрит Модест (Потапов). Батюшка был наместником монастыря с момента его возобновления в 1994 году и до самой своей кончины в 2002 году.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №83, 2014 г.

В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь). Потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых в декабре 1831 года обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божией Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и соседних станиц. Так, бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией матери стала монастырским храмом.
Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, еще более строгий спрос был с насельниц: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, в особенности же смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно — золотошвей. В основном, производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.
Год от года расширялось монастырское хозяйство, обеспечивавшее впоследствии всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся в помощи мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, которые использовались под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, о большой благотворительной деятельности монастыря было известно в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь — один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки разных станиц, но также духовенство и иногородние, включая мещан и купцов Ростова, Таганрога и Ейска. Традиционно в русском обществе полагали, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери, хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители. Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX- начале XX веков под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области войска Донского и за его пределами; состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных особ желание создать в Сербии женский монастырь «по образцу Старочеркасского». В годы Советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.
В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья. Она принесла разрушение большинству строений. Жемчужина монастыря — храм Донской Божией Матери – лишился всех ценностей, затем — всего внутреннего убранства. Была взорвана верхняя часть церкви и колокольни. Большинство монахинь разъехались, однако несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, неся свой молитвенный подвиг.
До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей, сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошел комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX веков, получивший федеральный статус.
Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской Промыслом Божиим вновь возрождается монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской.
За прошедшие годы храм во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетители музея, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза. Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.
Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в станице Старочеркасской в небольшом частном доме, взятом в аренду. Потом пришлось один год перезимовать, ночуя в спальных мешках, в доме Жученковых (одном из музейных объектов, взятых в аренду). Но, несмотря ни на какие трудности, не ослабевала монашеская молитва. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божией Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Войсковом Воскресенском соборе, а с 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения сразу благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря мудрому духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста. В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю.
В настоящее время братия монастыря состоит из 25-ти человек: 12 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников.
Жизнь в монастырях всегда зиждилась на молитве и труде, — этих краеугольных камнях многовекового православного монашества. День начинается с утреннего правила в храме: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божией Матери. Затем братия расходится на свои послушания: совершают в храме Божественную литургию, другие — на работу в пекарню, на огород, на пасеку, на стройку. В монастырском храме ежедневно братией монастыря совершаются богослужения. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни — на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.
В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, сохраняя традиционное Православие, продолжает иноческий подвиг на Донской земле. С самого начала возрождения Свято-Донского монастыря Господь послал для укрепления нашей веры святыни, к которым и поныне в обитель стекается множество людей, ищущих спасения своей души.
В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Войсковом Воскресенском Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена в посвященный ей монастырский храм. Донская икона Божией Матери – главная святыня Старочеркасской обители. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.
В 1998 году один из молитвенников о возрождающейся обители схиархимандрит Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии Зосима (Сокур,+29.08.02) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами мощей святых. В нем находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году схиархимандрит Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в котором более 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. В мощевике есть частица Голгофского камня. Обитель хранит иконы с частичками мощей покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, свт. блгв. князя Александра Невского, мч. Трифона, святителя Николая Чудотворца.
Сравнительно недавно в Старочеркасском мужском монастыре появилась икона почитаемого в России свт. Луки Крымского с частичками мощей, а в 2014 году в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь была привезена икона святой Людмилы, княгини Чешской, с частицей её честных мощей. Написание и оформление образа святой Людмилы, княгини Чешской, стало возможным благодаря совместным усилиям и стараниям братии монастыря и посильным пожертвованиям православных верующих. Икону написал мастер-иконописец из г. Ростова-на-Дону А.Д. Лысак. Для подтверждения подлинности частицы мощей святой угодницы, которые находятся в иконе, на её обратной стороне с помощью современных лазерных технологий была нанесена грамота архиепископа Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), подтверждающая передачу частицы честных мощей и их происхождение из Праги.
В 2015 году, в праздник Святой Троицы, в Свято-Донскую обитель была торжественно принесена еще одна икона святителя Николая Мир Ликийских чудотворца XVIII века, восстановленная трудами братии монастыря. Оклад XVIII века отреставрирован чеканкой по меди с посеребрением. К этой иконе благотворителем обители был подарен мощевик в форме архиерейской панагии, изготовленный донским ювелирным мастером. Частица мощей была привезена из Венеции благодаря усилиям меценатов Донской митрополии и вмонтирована в панагию.
Летом 2014 года в обитель был привезен ковчег с частицей мощей свт. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они были привезены усилиями братии монастыря и семьи Бугровых и вмонтированы в серебряный мощевик.
Одними из последних икон, появившихся в монастырском храме Донской иконы Божией Матери можно назвать иконы с частицами мощей Ярославских святых, Софрония Иверского, Илариона Троицкого, Патриарха Тихона, Марии Гатчинской.
Местом постоянного паломничества и утешения для верующих является место упокоения архимандрита Модеста (Потапова, +14.03.02), похороненного за алтарем Донского храма. Архимандрит Модест был первым наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. За духовным советом, наставлением к нему обращалось множество людей из различных уголков России. Отец Модест с детства хранил веру в Бога, пронес ее через трудные годы богоборчества, имел большой опыт в богослужении, а его жизненный опыт обогащался общением со старцами Глинской пустыни, в окормлении одного из которых он находился. Архимандрит Модест стал живой нитью, соединяющей монастырскую братию, состоящую в основном из молодых людей 25-35 лет, с древними подвижниками Святой Руси.
Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь. Одни, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, другие – побывать на богослужениях, научиться молитве, а иные – потрудиться и оказать во славу Божию посильную помощь монастырскому хозяйству. Братия монастыря с благодарностью молятся за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.
Подъезжая к Старочеркасску, можно полюбоваться новыми куполами из патинированной меди, которые украсили теперь Войсковой собор. Была восстановлена с помощью благотворителей отопительная система Войскового Воскресенского собора, что благотворно сказалось на сохранности старинных икон. После долгих десятилетий стало возможным совершать богослужения в Войсковом соборе в зимний период (ранее богослужения совершались только в теплое время года, начиная с Пасхи). Ведутся непрерывные работы по реставрации. В Преображенском (Ратненском) храме отреставрирован фасад, ведутся работы по внутренней отделке. За последние годы были построены и восстановлены несколько монастырских корпусов

Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь)

В двадцати пяти километрах от г.Ростова-на-Дону находится Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Чуть больше 15 лет назад началось восстановление обители, имеющей древние исторические корни и духовные традиции. Теперь, в конце ХХ — начале ХХI веков, Старочеркасский мужской монастырь стал преемником духовных традиций бывшего на этом месте Ефремовского женского монастыря.

Монастыри во все времена были оплотом Православия. А во времена татарского ига разнохарактерное вольное население, охранявшее российское государство от басурман, объединялось, вступая на борьбу с врагами креста Христова. Первоначально образовывались пустыни, отдельные скиты, позже – монастыри. Именно они способствовали распространению и утверждению Православной веры. В 17 веке бассейн Дона был усеян монастырями. Самый древний — Монастырский городок, расположенный на правом берегу Дону, ниже по течению Черкасска. В то время он был станом «Главного Войска Донского». По преданию, здесь была устроена казаками часовня, в которой ежедневно совершалось богослужение иеромонахами Киевского Межигорского монастыря. Отсюда, после молебна у часовни, получив благословение, уходили казаки на осаду турецкого Азова в 1637 году. Монастырский городок был сожжен турками в 1643-1644 г.г., но донских казаков не оставляло желание построить новую обитель. В 1652 году жители Медведицкого городка «по обещанию своему дали место в своем юрту на строение монастыря».

В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь). Потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых в декабре 1831 года обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божьей Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и соседних станиц. Так, бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божьей матери стала монастырским храмом.

Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, еще более строгий спрос был с насельниц: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, в особенности же смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно — золотошвей. В основном, производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.

Год от года расширялось монастырское хозяйство, обеспечивавшее впоследствии всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся в помощи мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, которые использовались под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, о большой благотворительной деятельности монастыря было известно в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь — один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки разных станиц, но также духовенство и иногородние, включая мещан и купцов Ростова, Таганрога и Ейска.

Традиционно в русском обществе полагали, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери, хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители. Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX- начале XX веков под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области войска Донского и за его пределами; состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных особ желание создать в Сербии женский монастырь «по образцу Старочеркасского». В годы Советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.

В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья. Она принесла разрушение большинству строений. Жемчужина монастыря — храм Донской Божией Матери – лишился всех ценностей, затем — всего внутреннего убранства. Была взорвана верхняя часть церкви и колокольни. Большинство монахинь разъехались, однако несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, неся свой молитвенный подвиг.

До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей, сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошел комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX вв., получивший федеральный статус.

Возрождение

Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской Промыслом Божиим вновь возрождается монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской.

За прошедшие годы Церковь во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетили музея, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза. Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.

Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в ст. Старочеркасской в небольшом частном доме, взятом в аренду. Потом пришлось один год перезимовать, ночуя в спальных мешках, в доме Жученковых (одном из музейных объектов, взятых в аренду). Но, несмотря ни на какие трудности, не ослабевала монашеская молитва. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божьей Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Воскресенском соборе, а с 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения сразу благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря мудрому духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста.

В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой, птичником. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители. Жизнь в монастырях всегда зиждилась на молитве и труде. В монастырском храме каждый день братия монастыря совершает богослужения: Божественная Литургия утром в 8.00 и вечером в 15.00. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни — на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. День начинается с утреннего правила в храме: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божьей Матери. Затем братья расходятся на свои послушания: совершают в храме Божественную Литургию, другие же — на работу в пекарню, на огород, на пасеку, на стройку. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.

В ст. Старочеркасской, кроме монастырской Донской церкви, есть еще Преображенский храм. Он был построен на Ратинском кладбище города Черкасска, и возник во времена правления Петра I. Ратная площадь недалеко от кладбища предназначалась для отправления казаков «за степь, да за море». Казачья станица была самой крупной на Дону, поэтому после нескольких маленьких часовен и церквей, сгоревших в пожарах, здесь построили первый каменный храм. Воскресенский войсковой собор был возведен в 1690-1719 годах. А в 1751 году усилиями казаков нескольких станиц была возведена каменная Петропавловская церковь. В том же году в ней был крещен родившийся в Черкасске атаман, герой войны 1812 года, Матвей Иванович Платов. На кладбище Преображенской церкви (1740 г.) похоронены его отец, мать, брат и сыновья. Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, научиться молитве, а также оказать во славу Божию посильную помощь в монастырском хозяйстве. Братия монастыря с благодарностью молятся за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Старочеркасского Свято-Донского монастыря.

В настоящее время братия монастыря состоит из 21 человека. Окончены работы по устройству храма Донской иконы Божией Матери. Ведутся ремонтно-реставрационные работы в Войсковом Воскресенском соборе и Преображенском храме. 1 сентября — день празднования Донской иконы Божией Матери (1591). Свой Престольный праздник Свято-Донской Старочеркасский монастырь отмечает в первое воскресенье сентября. В этот день возносятся молитвы к скорой Помощнице и усердной заступнице рода христианского многочисленными паломниками из разных уголков нашей страны и соседних государств. Православный люд приезжает в монастырь, чтобы принять участие в совместном богослужении, причаститься Святых Христовых Таинств, стяжать благодать Духа Святого. Ибо, соприкоснувшись однажды с этим Духом в святых старинных стенах, многие обретают в своем сердце светлую радость, душевный мир, любовь и надежду вернуться сюда вновь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *