Дорийское завоевание

Дорийцы (Doric) населяли юг Греции и южные острова Эгейского моря.

Дорийское вторжение (katienai, katerchesthai, Δωριέων στόλος) — завоевание Пелопоннеса дорийцами.

Общие сведения

Древнейшая раннегеометрическая керамика дорийцев относится к XI в. до н. э. Вероятно, в близкое к этому времени и произошло завоевание Греции дорийцами. Фукидид указывает 1104 г. до н. э. как дату дорийского завоевания:

Так, на шестидесятом году по взятии Илиона нынешние беотяне, вытесненные фессалийцами из Арны, заселили теперешнюю Беотию, прежде именовавшуюся Кадмейской землей (впрочем, отряд беотян и раньше еще жил в этой области; часть их и отправилась в поход на Илион). На восьмидесятом году доряне вместе с Гераклидами овладели Пелопоннесом.

Другие датируют это событие около 1300 г. до н. э. — 1200 г. до н. э.

Дорийцами был разрушен ахейский город Пилос (Мессения).

Завоёванные аборигены — ахейцы были частью перебиты, частью порабощены, а некоторые убежали в другие области Греции, например, в Афины.

Неизвестно, кем были дорийцы и откуда они пришли. Разночтение в греческих преданиях говорит о том, что даже сами древние греки не знали, откуда пришли дорийцы, но так как они заселили именно южную приморскую часть Греции и острова трудно поверить, что они пришли с севера.

Многие полагают, что дорийцы вторглись в Грецию откуда-то с севера, с Балканского полуострова, в частности из Македонии. По другой версии, дорийцы происходили из области Дорис (Дориды), недалеко от Пелопоннеса.

Родоначальником Дора, предка дорийцев, считался Эллин. Таким образом, существует версия, что дорийцы были чужеземными завоевателями, либо наоборот, природными греками, одним из греческих племён.

Однако, мнение о северном происхождение дорийцев не на чём не основано, а скорее легче предположить, что они пришли с юга, и вторглись в Грецию с моря.

Например, Гомер не упоминал дорийцев в Пелопоннесе, а указывал, что три их племени живут на Крите:

Есть такая страна посреди винно-цветного моря, Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый. В нем городов — девяносто, а людям, так нету и счета. Разных смесь языков. Обитает там племя ахейцев, Этеокритов отважных, кидонских мужей; разделенных На три колена дорийцев; пеласгов божественных племя.

Любопытно, что рядом с дорийцами упомянуты и пеласги — одно из народов моря, более известные как филистимляне. И дорийцы, и пеласги не были аборигенами Крита, так как рядом упомянуты собственно «настоящие» критяне (этеокриты). Следовательно, во времена Гомера (или в эпоху, которую он описывал), пеласги и дорийцы на Крите считались пришлым народом.

Согласно греческим мифам, Дор, родоначальник дорийцев, был отцом Тектама, который переселился на Крит, где стал царём, а его сын Астерион женился на Европе.

Так как Европа была финикийской принцессой, этот миф возможно указывает на финикийскую колонизацию Крита.

Связь с финикийцами подтверждается и тем, что дорийцы возводили свой род к Гераклу, который имел близкие черты с финикийским Мелькартом, а кроме того, как указывают, сам этот культ происходит из Беотии, области, где финикийцы основали колонию Фивы:

Геракл — вовсе не дорийское, а беотийское божество, культ которого лишь после колонизации Малой Азии распространился в соседних с Беотией областях.

Некоторые полагают, что с дорийцами связано названия города Дор, Финикия, ныне государство Израиль (слово дор דוֹר означает род, поколение, обитание, место бытия человека, местожительство, потомство, есть и имя Дор, имеются также и созвучные имена Дора, Дорит דורה ,דורית).

В эпоху народов моря в Доре проживали некие чекеры (ср. Колено Иссахара), которые, возможно, обосновались и на Крите, как и финикийцы. На это указывает созвучный чекерам город Zakro на Крите.

Финикийцы обосновавшиеся на островах Эгейского моря в давние времена совершали нападения на материковую Грецию:

Ничуть не меньше занимались разбоем и островитяне, именно карийцы и финикяне, заселившие большинство островов.

Им удалось завладеть, как указано выше, Фивами, но возможно, что на Фивах дело не ограничилось. Так, Диодор Сицилийский, называет вместе с финикийцем Кадмом и Даная (то есть данайцев — это племя упоминается египтянами в числе народов моря, ср. колено Дана; Данай же был выходцем из Египта, покорившим Аргос), как евреев, которые из Египта переселились в Грецию:

Самые выдающиеся и деятельные из них объединились и отправились в Элладу и в какие-то еще страны следом за прославленными предводителями, среди которых Данай и Кадм считались самыми знаменитыми. Но большинство народа отправилось в изгнание в землю, называемую ныне Иудеей.

Эта небольшая группа морских разбойников, видимо сначала (неизвестно откуда) вторглась в Египет, затем обосновалась в Ханаане, а позже на Крите, и наконец, завоевала Пелопоннес.

Дорийцы изначально не были племенем или народом, — это был небольшой — всего 2 тысячи воинов — отряд, который сумел завоевать часть Греции, в том числе Пелопоннес:

Обдумывая и размышляя об этом, они не только вспомнят при чтении твоей речи о древних подвигах, за которые ты воздал хвалу их предкам, но часто будут беседовать о них друг с другом; и прежде всего о том, что спартанцы совершили в те времена, когда были еще дорийским племенем. Когда они убедились, что их города лишены славы, незначительны и во многом испытывают нужду, они оставили их и выступили походом против самых могущественных городов Пелопоннеса — Аргоса, Лакедемона и Мессены. Одержав победу, они изгнали побежденных из городов и из страны. Захватив тогда все их владения, они удерживают их еще и ныне. Для того времени невозможно показать подвиг, более значительный и более достойный удивления, и деяние, более успешное и более угодное богам. Оно избавило тех, кто его осуществил, от бедности, которую они терпели у себя на родине, и сделало их хозяевами чужого богатства. Этот подвиг спартанцы совершили во время совместного похода всех дорийцев. Но, поделив страну с аргосцами и мессенцами, они устроились в Спарте по собственному усмотрению. При тех обстоятельствах спартанцы были настолько разумны — ты и сам это утверждаешь, что, хотя их было не более двух тысяч, они сочли для себя достойным сохранить жизнь только в том случае, если смогут стать господами всех пелопоннесских городов. Руководствуясь этим замыслом, спартанцы начали войну и, несмотря на многие бедствия и опасности, не отступили до тех пор, пока не подчинили себе все эти города за исключением Аргоса. Но хотя они имели уже необычайно обширные земельные владения, располагали величайшим могуществом и такой славой, которая подобает людям, совершившим столь великие подвиги, они ничуть не меньше гордились своей прекрасной репутацией, которая присуща только им одним из всех эллинов. И действительно, спартанцы могут утверждать, что только они, несмотря на свою малочисленность, никогда не были в подчинении ни у одного города с большим населением и не исполняли чужих приказов, но всегда сохраняли свою независимость. Более того, во время войны с варварами они возглавили всех эллинов. Этой чести спартанцы удостоились не без оснований: они выдержали много больше сражений, чем все их современники, ни одного из них не проиграли под предводительством царя, но во всех одержали победу.

Здесь дорийцы, ввиду их малочисленности, быстро ассимилировались в местном ахейском населении, став греками. Тем не менее, у них оставались смутные воспоминания о родстве с финикийцами и евреями. Сами же евреи считали Пелопоннес, Аргос, Коринф и Беотию «колониями Иерусалима».

Дорийцы рас­се­ли­лись на Пе­ло­пон­не­се, на южных ост­ро­вах Эгей­ско­го моря (Крит, Родос, Фе­ра, Ме­лос, Кос и другие — бывшие колонии финикийцев), в юго-западной час­ти Ма­лой Азии.

Как могли 2 тысячи дорийцев захватить довольно крупный полуостров Пелопоннес, не говоря о других частях Греции? Вероятно, местным жителям было трудно отражать неожиданные нападения с моря, а кроме того, дорийцы уже владели техникой плавки железной руды, ещё неизвестной ахейцам. К тому же, это завоевание шло постепенно.

Базой для нападения на Грецию очевидно был Крит, с которым оказываются связаны как Кадм и чекеры (жители израильского Дора), так и дорийцы:

В связи с прочтением в документах критского линейного письма А личного имени Ka-du-ma-? вопрос о вероятном приходе в Беотию знаменитого героя Кадма с его «финикийцами» с минойского Крита теперь может быть решен положительно. Античные авторы в один голос говорят о том, что Кадм, брат критской царицы Европы, явился с многочисленными спутниками в Беотию, воцарился в основанной им Кадмее, будущих Фивах, и сделался родоначальником династии фиванских царей (Herod. II. 49; V. 59; Eurip. Phoen. 638 sq.; Isocr. Orat. X. 68; XII. 80; Apoll. Rhod. III. 1178 sq.; Apollod. III. 1. 1; 4. 1-2; Diod. IV. 2. 1; V. 49. 2; Strab. VII. 7. 1; IX. 2. 3; Ovid. Met. III. 7-131; Paus. IX. 5. 1-2; 12. 1; и др.). Один из его отдаленных потомков носит минойское имя Европ (Paus. III. 15. 8). Жена Кадма, Гармония, как и ее супруг, тесно связана по своему происхождению с Критом: она считалась сестрой критских героев Дардана и Ясиона (Diod. V. 48. 2; Schol. Apoll. Rhod. I. 916).

Библия сохранила смутные предания о том, что когда-то «сыны Иуды и сыны Иерусалима», через финикийские Тир и Сидон отправлялись к «сынам Еллинов», из страны которых, как обещает пророк Иоэль, Бог вернёт евреев в Эрец-Исраэль, следовательно, во время Иоэля в Греции уже существовали поселения евреев, связанные с финикийцами.

Таким образом, имеется два варианта развития событий:

  1. Дорийцы были либо автохтонами Греции либо Балканского полуострова. В этом случае, непонятно, какое у них может быть родство с финикийцами и евреями, неясно, почему они жили при Гомере на Крите и т. д. В этом случае, завоевание Греции происходило сушей, в ходе сухопутных переселений. Жестокость дорийцев к покорённым грекам непонятна, если считать, что дорийцы были сами изначально греками.
  2. Дорийцы были морским народом, связанным с финикийцами, может быть с Дором. Опираясь на базы на островах Эгейского моря (Кифера, Крит и т. д.) они вторглись с моря в Пелопоннес, где их первой колонией может быть стал Гитион. Откуда они продвинулись дальше вглубь материка (Фукидид, перед словами о финикийском пиратстве говорит, что из-за нападений с моря греки оставляли побережье).

Второй вариант представляется более правдоподобным, так как выходцы с Балканского полуострова не могли раньше чем в Греции обосноваться на Крите. Само по себе их поселение на Крите говорит о том, что дорийцы были морским народом. Вероятно, в эпоху ранней финикийской колонизации произошло обширное вторжение в Грецию финикийцев, которые сумели обосноваться на островах и части материковой территории Греции. Среди них могли быть и дорийцы, само название которых, возможно, образовано от (их метрополии?) финикийского города Дор.

Это завоевание должно объяснить сильное финикийское влияние на греков, наиболее известным примером чему является заимствование греками финикийского алфавита. Греческие авторы прямо связывали появление в Греции алфавита с финикийской экспансией:

В те времена Данай вместе с дочерями бежал из Египта и, прибыв на Родос в Линд, был принят там местными жителями. Он воздвиг святилище в честь богини Афины и посвятил ей статую. Из дочерей Даная трое умерли от свирепствовавшего в Линде мора, а прочие сёстры отправились вместе с отцом в Аргос. Некоторое время спустя, на Родос прибыл Кадм, сын Агенора, посланный царём на поиски Европы. Во время путешествия по морю, попав в сильную бурю, он дал обет в случае спасения воздвигнуть святилище Посейдона, и, спасшись, основал на острове святилище этого бога, а для присмотра за ним оставил и часть финикийцев. Эти финикийцы смешались с жителями Ялиса, став их согражданами. Говорят, что от них и происходит род жрецов, совершающих священные обряды. Афину Линдию Кадм почтил посвятительными дарами, в числе которых был и великолепный медный котёл, изготовленный так, как это было принято в древности. На нем начертана надпись финикийскими письменами, которые, как говорят, тогда и были впервые принесены из Финикии в Элладу.

Итак, как говорит Диодор Сицилийский и другие авторы, финикийцы во главе с Данаем и Кадмом сначала захватили острова (Родос, Крит и т. д.), а затем вторглись в материковую Грецию, причём видимо первыми их колониями стали Аргос и Фивы. Так как Аргос и острова считались владениями дорийцев можно сделать вывод, что финикийцы это дорийцы и есть, а соответственно дорийское вторжение было собственно финикийским вторжением, поэтому дорийцы колонизировали те же острова, что ранее финикийцы, а дорийцы-спартанцы ощущали родство с Кадмом и Авраамом. Во всяком случае, нет сомнения, что порт Спарты — Гитон был финикийской колонией, основанной выходцами из Тира (ср. колено Ашера):

The reputed founders of ancient Gythium were Heracles and Apollo, who frequently appear on its coins or in other legends, and Castor and Pollux: the former of these names may point to the influence of Phoenician traders from Tyre, who, we know, visited the Laconian shores at a very early period. It is thought that Gytheio may have been the center of their purple dye trade because the Laconian Gulf had a plentiful source of murex. In classical times it was a community of Perioeci, politically dependent on Sparta, though doubtless with a municipal life of its own.

Таким образом, военно-морской и торговый порт Спарты основали финикийцы, но это же означает, что финикийцы колонизировали материковый Пелопоннес.

Из Гитиона финикийцы могли нападать на города Лаконии, постепенно покоряя полуостров подобно тому, как легендарный Данай с одним кораблём и дочерьми захватил Аргос, внушив страх местных жителям и свергнув прежнего царя. Если отбросить мифологические стороны рассказа, то видно, что некий выходец из Египта, отца которого звали семитским именем Бел (то есть Баал), захватил Аргос. Любопытно, что ему помогали лишь дочери, хотя конечно, вряд ли такое возможно, тем более как они могли достигнуть Греции, ведь нужны были сильные гребцы. В мифе имеется элемент, что у дочерей было оружие. Возможно, некоторые финикиянки активно участвовали в колонизации (ср. Европа и Элисса). Этот рассказ, хотя и окутан пеленой мифов и преданий, тем не менее фиксирует факт, что из Египта в Грецию вторглись морем связанные с Финикией завоеватели и захватили Аргос, город, который считался позднее дорийским.

Поэтому, как и Фивы, Спарта была видимо финикийской колонией, а значит и её жители — дорийцы — были финикийцами, а следовательно, дорийское завоевание происходило со стороны Средиземного моря, что и подтверждает Гомер: дорийцы ранее жили на Крите, а затем стали жить в Пелопоннесе.

Основание Гитиона вряд ли было бы возможно без опоры на военную силу, поэтому финикийцы в Пелопоннесе, подобно тому как и Данай в Аргосе, и Кадм в Беотии (Павсаний прямо говорит там о финикийском войске), должны были бы ввязаться в войну с местными жителями, так как те не позволили бы основать Гитион, если бы финикийцы не одолели их, а если финикийцы одолели аборигенов Пелопоннеса, то значит они и есть те самые дорийцы, которые покорили этот полуостров.

Жестокость спартанцев к местным жителям-илотам, также скорее всего указывает на их иноземное происхождение. Но даже на пике развития спартанской империи, как пишет Л.Г. Печатнова, число илотов, несмотря на их постоянное истребление, не мене чем в 7 раз превышало число спартанцев. Такая диспропорция тоже трудно объяснима, если считать спартанцев туземным племенем, или народом, переселившимся с Балкан. Зато, если это потомки небольшого числа морских разбойников и торговцев, прибывших из далёкой страны, то их численность естественно будет ниже численности аборигенов.

Так как финикийцев в Греции было мало, они, переженившись на местных жительницах вскоре ассимилировались, и отказались от финикийских обычаев, например, оставили обрезание, обычай, заимствованный у египтян:

Говорят также, что те, кто вышел похожим образом из Египта с Данаем, обосновались в, практически, самом старом городе Греции Аргосе, и что народ колхов на Понте, и евреи, которые расположены между Аравией и Сирией, были основаны как колонии некоторых переселенцев со своей родины; и по этой причине соблюдается такое древнее учреждение среди этих двух народов как обрезание мальчиков, — это обычай привезённый из Египта.

Эта волна финикийцев бесследно смешалась с греками, и более поздние общины финикийцев и евреев в Греции вероятно происходят не от них, а от каких-то новых волн переселенцев из Эрец-Исраэль. Лишь в Фивах по-видимому финикийский характер жителей сохранялся дольше. Собственно дорийцы — спартанцы — будто бы считали себя потомками Авраама, но неясно, было ли их это собственное предание, или с этим мнением они ознакомились прочитав некую книгу (тем не менее, они поверили этой неизвестной книге, и решили установить союз с Иудеей, царь которой считал Пелопоннес еврейской колонией).

Наиболее могущественным дорийским государством стала Спарта.

См. также

  • Спарта и евреи
  • Финикийская колонизация Греции
  • Переселение Даная и Кадма в Грецию
  • Гипотеза о связи дорийцев с израильским Дором

Ссылки

  • Υπάρχουν Εβραίοι στη Μάνη; Η σχέση τους με την αρχαία Σπάρτη
  • Identifying Genetic Traces of Historical Expansions: Phoenician Footprints in the Mediterranean
  • Шмидт Р.В. Античное предание о дорийском переселении

Эта статья о гипотетическом событии средневековья Греции . Для использования в других целях, см Дориан (значения) .

Часть серии о

История Греции

История по теме

Портал Греции

Эта статья содержит специальные символы . Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы .

Дориан вторжение является концепция , разработанная историками Древней Греции , чтобы объяснить замену доклассических диалектов и традиций в южной части Греции на те , которые существовали в классической Греции . Последние были названы Дорианом древнегреческими писателями в честь дорийцев , исторического населения, которое на них говорило.

Греческая легенда утверждает, что дорийцы овладели Пелопоннесом в результате события, названного Возвращением Гераклид ( древнегреческий : Ἐπιστροφὴ τῶν Ἡρακλειδῶν ). Ученые-классики XIX века увидели в легенде, возможно, реальное событие, которое они назвали вторжением дорийцев . Значение концепции менялось несколько раз, поскольку историки, филологи и археологи использовали его в попытках объяснить культурные разрывы, выраженные в данных их областей. Схема появления дорийской культуры на некоторых островах Средиземноморья , таких как Крит , также не совсем понятна. Дорианцы колонизировали ряд мест на Крите, например, Лато .

Несмотря на почти 200-летние исследования, историчность массовой миграции дорийцев в Грецию так и не была установлена, и происхождение дорийцев остается неизвестным. Некоторые связали их или их жертв с появлением столь же загадочных народов моря . Значение фразы «нашествие дорийцев» как объяснение культурного и экономического развала после микенского периода стало в некоторой степени аморфным. Расследование этого случая послужило главным образом для того, чтобы исключить различные предположения, хотя возможность реального вторжения дорийцев остается открытой.

Переселение дорийцев и связанные с ними другие этнические передвижения в Эгейском бассейне в основном закончились в XI веке до н. э. Они вызвали довольно большие изменения в составе населения многих областей вокруг Эгейского моря. Это было последнее в древности крупное переселение племён в этом районе; с тех пор на протяжении по крайней мере полутора тысячелетий этнический состав населения отдельных областей Греции не подвергался значительным изменениям.

В результате переселения дорийцев и других родственных им племён Пелопоннес был захвачен новыми завоевателями; независимость удалось сохранить только населению гористой Аркадии, находящейся в центре полуострова. Основными районами расселения дорийцев на Пелопоннесе были Лаконика и Арголида, другие племена заняли северо-западную и северную части Пелопоннеса — Элиду и Ахайю.

Почти одновременно дорийцы захватили всю южную часть Эгейского бассейна — большую часть Крита, острова Кифера, Родос, Книд — и основали несколько поселений в югозападной части Малой Азии. С тех пор развитие Крита шло в основном теми же путями, как и других районов Эгейского бассейна, но он потерял своё ведущее положение в этой области и не играл значительной роли в последующей истории древней Греции. Для этого острова была характерна пестрота этнического состава населения; Гомер отмечает, что «разные слышатся там языки»…

Дорийское завоевание: начало нового строя

На рубеже XIII – XII вв. до н. э. на территорию Эллады с севера вторгаются племена завоевателей другой этнической принадлежности – дорийцы. Это вторжение, продолжавшееся до XI в. до н. э., окончательно раздавило клонившуюся к упадку ахейскую цивилизацию и крито-микенскую культуру, основанную в том числе на раннерабовладельческих отношениях. Дорийцы подчинили себе большинство прежних племен либо вытеснили их в отдельные области прежней Эллады. Именно дорийцы стали основателями новой греческой цивилизации и государственности.

Дорийские племена не составляли внутри себя ни языкового, ни национального, ни религиозного единства. Разные группы племен по-разному осваивали области прежней ахейской цивилизации, по-разному взаимодействовали с прежним населением. Это определило различные пути формирования нового общества и новых государственно-политических укладов.

Дорийцы объединялись в племена. Их ячейки составляли семьи патриархальные, находившиеся под властью главы семейства. Племена во главе с вождями группировались вокруг городов, большинство из которых было основано еще во времена ахейцев; город-поселение подразделялся, как правило, на 3 филы-племени. Ассимилируя прежнее ахейское население, дорийцы стали оседлым земледельческим обществом, приверженным городской цивилизации. Город постепенно делался религиозным центром-святилищем (прежний бог доминирующего племени признавался общим, но сохранялось почитание других, которые образовали своего рода священную иерархию во главе с Зевсом, Аполлоном или Афиной). Правил в таком городе басилей – жрец, который означал главу и патриархальной семьи, и племени. Власть его обрела священный характер: он носил особые царские знаки – скипетр, пурпурные одеяния, корону, восседал на троне, решая общие дела. Его слово становилось как бы живым законом в городе. Власть общегородского басилея наследовалась по праву старшинства в его роде, хотя гомеровские поэмы и сохранили немало фактов об оспаривании трона другими представителями племени, мужчинами.

Роды-племена оставались вполне автономными. Их вожди собирались на совет вместе с басилеем, где решались политические вопросы. Существовало и народное собрание, называвшееся в разных союзах племен по-разному (апелла, агора, экклезиа) и группировавшееся по племенам – этериям; собрание могло отменить или одобрить решения совета вождей, здесь же решались споры между этериями-племенами. Дорийское общество практически воспроизвело многие черты прежней ахейской организации, однако сформировало и важное отличие: центром политического объединения становился по-особому организованный город.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *