Презентация (смотреть)
Ф.М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества
Цель урока: познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Виды деятельности: составление конспекта, работа с ключевыми словами выступления ученика, решение теста, заполнение хронологической таблицы.
Ход урока
I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы, план).
Задание: Выбрать один из эпитетов, объяснив свой выбор, записать в тетрадь.
Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете.
(М. Горький)
В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит,
неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
(Ч. Айтматов)
Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность таланта Достоевского были признаны тотчас же всеми, и …публика тотчас же обнаружила ту неумеренную требовательность в отношении к таланту Достоевского и ту неумеренную нетерпимость к его недостаткам, которые имеет свойство возбуждать только необыкновенный талант.
(Виссарион Белинский)
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.
(Лев Толстой)
Он дает мне больше, чем любой мыслитель…
(Альберт Эйнштейн)
Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только
Шекспиру.
(М. Горький)
II. Лекция
(СЛАЙД 1) Ф.М. Достоевский — писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.
Творчество Достоевского — новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. Участник революционного кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Холодным декабрьским днем его и других осужденных привезли в закрытой карете на Семеновский плац. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», — так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позволили себе разыграть фарс.
Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».
Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881 г. смертью.
Это только бедная вязь внешних событий, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно-образный мир полон подчас трагических контрастов.
Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуждений писателя. Его славянофильские настроения, его религиозность, целый ряд расхождений с революционными демократами были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической действительностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской действительности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явления, имя которому — Достоевский.
(СЛАЙД 2,3)
III. Творческие искания Достоевского (биография писателя).
Материал дается в форме мультимедийной презентации подготовленного учителем, с привлечением фотоматериалов, иллюстраций из книги Н.И. Якушина, Учащиеся при прослушивании составляют конспект, хронологическую таблицу, которую дома дополняют по учебнику.
Лекция
Достоевские происходили от старинного литовского рода, представители которого с 16 века упоминаются в различных документах юго-западной Руси. Многие из них достигли видных степеней и стали известны как члены главного трибунала, судьи, хорунжие, епископы. В 1506 году им была пожалована грамота на село Достоево в Пинском повете (административно-территориальная единица в древней Руси), после чего эти служилые люди стали именоваться Достоевскими.
(СЛАЙД 4) К 18 веку род Достоевских, не принявший католичества, был вытеснен из рядов западного дворянства, обеднел и захудал. Только младший сын броцлавского пастыря (священника) Михаил (отец писателя) бежит из отчего дома и поступает в Московскую медико-хирургическую академию. Характер Михаила Андреевича мало соответствовал этой гуманной профессии. Он был, по свидетельству близких, раздражителен и неуживчив. Сохранившийся портрет Михаила Андреевича изображает довольно правильное холодное лицо с тонкими сжатыми губами и строгим взглядом. Этот угрюмый врач военных лазаретов (госпиталей) выбрал в 1819 г. себе в жены девушку светлой мечты и жизнерадостной натуры — Марью Федоровну Нечаеву. Происходила она из среды старинных кустарей. Лицо у нее было одухотворенное, умное, чуть грустное. Сын Федор, родившийся 30 октября 1921 г., в Мариинской больнице для бедных, (СЛАЙД 5) напоминал мать очертаниями лба, пристальным взглядом, исполненным пытливого и скорбного раздумья .
Ярким впечатлением детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. Писатель не раз вспоминал свою нянюшку — москвичку, которая умела увлечь его поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии.
(СЛАЙД 6) Увлечение романами началось со знакомства с произведениями забытой ныне писательницы 18 века Анны Радклиф. Она утвердила в европейской литературе новый тип романа, названный «готическим» из-за влечения его авторов к рыцарским преданиям средневековья. Техникой захватывающего повествования писательница владела в совершенстве. Маленький Федор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи английской романистки.
С годами углубляется личная драма кроткой жизни Марии Федоровны, подвергавшейся постоянным подозрениям мужа. В ее горячих уверениях слышится отчаяние загубленной жизни: «Любви моей не видят, не понимаю чувств моих, смотрят на меня с тихим презрением, тогда как я дышу моей любовью. Между тем время и годы проходят. Морщины и желчь разливаются по лицу, веселость природного характера обращается в грустную меланхолию, и вот удел мой, вот награда непорочной страстной любви моей; и ежели бы не подкрепляла меня чистая моя совесть и надежда на провидение, то конец судьбы моей был бы плачевный. Прости мне, что пишу резкую истину чувств моих». Эти интимнейшие письма и сегодня не перестают волновать. Печальная участь матери навсегда запала в душу Ф.М. Достоевскому, образ ее стал для сына воплощением нравственной красоты. Кончина матери в 1836 г. привела к полному распаду семьи.
(СЛАЙД 7) «Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, — вспоминал Достоевский, — по-моему, это была ошибка». Никакого призвания к военному строительству он не чувствовал. В 1843 г. Достоевский окончил полный курс в верхнем офицерском классе и был зачислен на скромный пост при петербургской команде с «употреблением при чертежной инженерного департамента». Достоевский любил вечерние зрелища, рестораны, кофейни, офицерские пирушки. Весь этот веселящийся Петербург увлек молодого литератора, но стоил ему «страшных денег». Не удивительно, что уже в первые годы самостоятельной жизни он знакомится с миром закладов, денежных ссуд, процентов, векселей.
(СЛАЙД 8,9)
В 1845—1848 гг. в Петербурге собирался кружок петрашевцев. В его пестром составе преобладала демократическая интеллигенция. На «пятницах» М.В. Буташевича-Петрошевского, организатора кружка, шли горячие споры на запрещенные общественно-политические и литературные темы. Свою задачу они видели в пропаганде идей социалиста-утописта Фурье. Среди этих мирных вольнодумцев-мечтателей были скептики, готовые считать социализм фантазией, умеренные, просто слушатели и очень немногие сторонники решительных действий — призыва крестьян к восстанию.
(СЛАЙД 10,11) Арестованные и судимые по полевым военным законам, петрашевцы были отданы под надзор полиции, высланы их столицы, отправлены на каторгу. Главных обвиняемых (21 человек) приговорили к смертной казни расстрелянием. 23 декабря 1849 г. на Семеновском плацу они стояли на эшафоте. В последнюю минуту им сообщили об отмене казни; все они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти», о которых впоследствии вспоминал Достоевский. В числе других он стоял на эшафоте за то лишь, что читал у Петрашевского и распространял «преступное письмо Белинского (к Гоголю), наполненное дерзкими выражениями против верховной власти и православной церкви» (из протокола обвинительного акта).
(СЛАЙД 12,13,14) В 1850 г. Достоевский попал в Омский острог. Не владевший каким-либо ремеслом, он был зачислен в разряд чернорабочих: вертел в мастерской неповоротливое точильное колесо, обжигал на заводе кирпичи и подносил к стойке эту грузную кладь,» разбирал на Иртыше старые казенные бараки, стоя по колено в ледяной воде. Начальство острога получило предписание содержать Достоевского в полном смысле арестантом, без всякого снисхождения. Каторга не сломила писателя, она даже усилила его стремление к дальнейшей литературной деятельности.
(СЛАЙД 15) В 40-е гг. Достоевский пишет повесть «Бедные люди» (1845), так поразившую Белинского и всех участников «натуральной школы» Гоголя. Связь «бедных людей» с «Шинелью» была очевидной. Повесть Достоевского означала движение русской литературы вперед.
(СЛАЙД 16-19) Макар Алексеевич Девушкин беспредельно унижен. Он, как сказал Белинский, даже несчастным не осмеливается себя признать. Всем своим поведением, позицией в жизни он, кажется, точь-в-точь Акакий Акакиевич. Но пафос «Бедных людей» заключается в том, что худшие, с точки зрения общества, «последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества». Впервые в литературе духовная жизнь обездоленных людей была показана изнутри, раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показаны внутренние богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Достоевский сам подчеркивал в своем романе преемственную связь со «Станционным смотрителем» А.С. Пушкина и «Шинелью» Н.В. Гоголя. Раскрытие души «маленького человека», не только сочувствие, но слияние с ним, — в этом заключается замечательная новизна «Бедных людей».
Достоевский чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь с юных лет наполняется каторжным, как он говорит, срочным, лихорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге и безвылазных долгах, в вечных терзаниях самолюбия.
Достоевский умеет дать пронзительные подробности унижения человека.
Предшествующий Девушкину «маленький человек» еще не дорос до такой высоты самосознания. Белинский имел все основания охарактеризовать отношение между автором «Шинели» и автором «Бедных людей» как отношение между отцом и сыном, объясняя, что это сравнение означает не только преемственность, но и самостоятельность нового писателя: «Многие могут подумать, что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее; он в лице Макара Алексеевича, показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре…Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В статье «Забитые люди» Добролюбов писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке…» Заслугу Достоевского критик видел в том, что в «забитом, потерянном, обезличенном человеке он открывает и показывает нам живые, никогда не заглушаемые стремления и потребности человеческой природы, вынимает запрятанный в самой глубине души протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие».
(СЛАЙД 20-23) «Записки из Мертвого дома» (1861), написанные после каторги, с большой ясностью показали, как силен Достоевский. Материалом послужило непосредственное общение с людьми из народа. Пафос «Записок…» заключен не в ужасе перед врожденной греховностью человеческой души, а в следующих словах писателя: «Трудно представить, до чего можно исказить природу человеческую». Достоевский показывает образцы полного извращения человеческой природы. «Этот Газин был ужасное существо… Мне всегда казалось, что ничего не может быть свирепее его. Про него рассказывали, что он любил прежде резать маленьких детей, единственно из удовольствия». Именно в связи с фигурой Разина, насильника и мучителя, впервые возникает образ паука, столь часто встречающийся в произведениях Достоевского.
Но подавляющее большинство людей попало на каторгу за противозаконные формы протеста против насилия. Например, Сироткин. «Часто я думал: за что это смирное, простодушное существо явилось в острог?» Он рассказал автору о тяжелой жизни в рекрутах: «Командир невзлюбил, а за что? Я всем покоряюсь, живу в аккурат. Бывало пойдешь куда за угол, да там и поплачешь». Выведенный из терпения, он убивает своего истязателя. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги.
(СЛАЙД 24) В романе «Идиот» (1868) писатель концентрирует наше внимание на мире хищников и карьеристов. В центре романа — образ Настасьи Филипповны, женщины необыкновенной красоты. В торгах из-за этой женщины разгораются страсти барина Тонкого, генерала Епанчина, купца Рогожина и мелкого чиновника Гани Иволгина. Борьба с неизбежностью ведет «к кровавой развязке, к зверскому убийству». Роман подтверждает морально-философский тезис Достоевского: если нет обязательного морального закона, человек превращается в зверя. Такова его природа. А моральный закон может быть дан, по Достоевскому, только божественным началом в человеке, верой в бога и тяготением к добру и смирению. Поэтому в сложных конфликтах романа участвует кроткий, верующий, всепрощающий христианин, князь Мышкин. Он излучает моральное обаяние. В романе поставлен вопрос о спасении мира верой и любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно.
Современная Достоевскому критика высоко оценила роман, назвав его одним из лучших его произведений. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель у нас стоит совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества».
Князь Мышкин погиб до того, как пришел к Рогожину, совершившему преступление, до того, как сознание окончательно покинуло его. После сцены у Настасьи Филипповны ясно: что бы ни произошло, ни гармонии, ни счастья быть не может. Задумав роман как произведение о торжестве «гармоничного» человека, Достоевский пришел к мысли о его разрушении, «растворении» в действительности.
Мысль о жестокости жизни, губящей лучшие человеческие качества, о распаде связей между людьми и недостижимости идеала, разрушении нравственности в обществе проходит через весь роман. Вот почему такое большое значение в нем имеет тема преступления и безумия.
(СЛАЙД 25) Последний роман Достоевского — «Братья Карамазовы» (1878 — 1880). Писатель считал его вершиной своего творчества. Действительно, философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, об атеизме и религии, о двойственности, будто бы замороженной в самой природе человека поставлены в этом романе с наибольшей выразительностью.
Действие разворачивается на фоне разложения крепостнического уклада жизни, изображенного на примере семьи Карамазовых, глава которой, Федор Павлович, рядовой дворянин, с получением в приданое небольшого капитала занимается ростовщичеством. Это — мерзкий человек, скандалист. Роман начинается его ссорой с Дмитрием, вызовом на дуэль, оскорблением монахов и т.д. Иван Карамазов говорит об отце и брате Дмитрии: «…сцепились в борьбе два гада» и «пусть бы погибли они оба». В Иване есть черты, роднящие его с Раскольниковым. Он соблазнил лакея Смердякова анархическим лозунгом «Все дозволено!» Но Смердяков ответственность за свое преступление перекладывает на Ивана: «Главный
убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил».
Особое значение в романе имеет рассказ Ивана о генерале, затравившем собаками дворового мальчика: «Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!» Разговор на философскую тему обретает острое социальное звучание. «Генерала, кажется, в опеку взяли. Ну, что же его? Расстрелять?» — «Расстрелять!» — тихо проговорил Алеша».
Вопрос о человеческих страданиях оказался вопросом, прежде всего, социальным, а не нравственным, и его решение возможно только в этом, а не вином мире.
Иван Карамазов любит жизнь и людей. Но, осмысливая историю человечества, он приходит к выводу, что это сплошная летопись страданий, эксплуатации, жестокостей. И Иван признается: «Ничего не могу понять, для чего все это так устроено?» За этим признанием следуют слова «все дозволено», которые привели его к мысли о возможности отцеубийства. Всякие нравственные нормы теряют силу для ожесточенных героев Достоевского. Иван не знает, чем жить человеку в такое время, когда основы потрясены, а новая жизнь еще не прояснилась.
Страстное и вдохновенное слово было сказано Достоевским в знаменитой «пушкинской речи», связанной с открытием в 1880 г. памятника Пушкину. Алеко, гордый человек, всего выше ценил свободу. Он ищет счастья для всего человечества. Иное дело — Татьяна. Она, по мысли Достоевского, выражает основную черту русского народа. Она верна нравственному закону. В ней нет гордыни. Ее добродетель — смирение. Этим она сильна. «Смирись, гордый человек!» — был предсмертный завет Достоевского русскому интеллигенту. Вскоре 9 февраля 1881 г. в городе на Неве Достоевский умер.