Достоевский мировоззрение

Презентация (смотреть)

Ф.М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества

Цель урока: познакомиться с биографией писателя, особенно­стями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Виды деятельности: составление конспекта, работа с ключевыми словами выступления ученика, решение теста, заполнение хронологической таблицы.

Ход урока

I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы, план).

Задание: Выбрать один из эпитетов, объяснив свой выбор, записать в тетрадь.

Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих та­лантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете.

(М. Горький)

В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит,

неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

(Ч. Айтматов)

Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность таланта Дос­тоевского были признаны тотчас же всеми, и …публика тотчас же об­наружила ту неумеренную требовательность в отношении к таланту Достоевского и ту неумеренную нетерпимость к его недостаткам, ко­торые имеет свойство возбуждать только необыкновенный талант.

(Виссарион Белинский)

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, вооб­ражая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.

(Лев Толстой)

Он дает мне больше, чем любой мыслитель…

(Альберт Эйнштейн)

Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительно­сти его талант равен, быть может, только

Шекспиру.

(М. Горький)

II. Лекция

(СЛАЙД 1) Ф.М. Достоевский — писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.

Творчество Достоевского — новый этап в развитии критическо­го реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. Участник революционного кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Холодным декабрьским днем его и других осужденных привезли в закрытой карете на Семеновский плац. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», — так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позво­лили себе разыграть фарс.

Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».

Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и житель­ство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотече­ния, завершившиеся в 1881 г. смертью.

Это только бедная вязь внешних событий, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззре­ние Достоевского, весь его идейно-образный мир полон подчас тра­гических контрастов.

Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуж­дений писателя. Его славянофильские настроения, его религиоз­ность, целый ряд расхождений с революционными демократами были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической действительностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на са­мую мрачную пору российской действительности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явления, имя которому — Достоевский.

(СЛАЙД 2,3)

III. Творческие искания Достоевского (биография писателя).

Материал дается в форме мультимедийной презентации подготовленного учителем, с привлечением фотоматериалов, иллюстра­ций из книги Н.И. Якушина, Учащиеся при прослушивании со­ставляют конспект, хронологическую таблицу, которую дома до­полняют по учебнику.

Лекция

Достоевские происходили от старинного литовского рода, представи­тели которого с 16 века упоминаются в различных документах юго-западной Руси. Многие из них достигли видных степеней и стали известны как члены главного трибунала, судьи, хорунжие, епископы. В 1506 году им была пожалована грамота на село Достоево в Пинском повете (админист­ративно-территориальная единица в древней Руси), после чего эти служи­лые люди стали именоваться Достоевскими.

(СЛАЙД 4) К 18 веку род Достоевских, не принявший католичества, был вытеснен из рядов западного дворянства, обеднел и захудал. Только младший сын броцлавского пастыря (священника) Михаил (отец писателя) бежит из от­чего дома и поступает в Московскую медико-хирургическую академию. Характер Михаила Андреевича мало соответствовал этой гуманной про­фессии. Он был, по свидетельству близких, раздражителен и неуживчив. Сохранившийся портрет Михаила Андреевича изображает довольно правильное холодное лицо с тонкими сжатыми губами и строгим взглядом. Этот угрюмый врач военных лазаретов (госпиталей) выбрал в 1819 г. себе в жены девушку светлой мечты и жизнерадостной натуры — Марью Федо­ровну Нечаеву. Происходила она из среды старинных кустарей. Лицо у нее было одухотворенное, умное, чуть грустное. Сын Федор, родившийся 30 октября 1921 г., в Мариинской больнице для бедных, (СЛАЙД 5) напоминал мать очертаниями лба, пристальным взглядом, исполненным пытливого и скорбного раздумья .

Ярким впечатлением детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. Писатель не раз вспоминал свою нянюшку — мо­сквичку, которая умела увлечь его поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии.

(СЛАЙД 6) Увлечение романами началось со знакомства с произведениями забы­той ныне писательницы 18 века Анны Радклиф. Она утвердила в европей­ской литературе новый тип романа, названный «готическим» из-за влече­ния его авторов к рыцарским преданиям средневековья. Техникой захва­тывающего повествования писательница владела в совершенстве. Малень­кий Федор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи английской романистки.

С годами углубляется личная драма кроткой жизни Марии Федоровны, подвергавшейся постоянным подозрениям мужа. В ее горячих уверениях слышится отчаяние загубленной жизни: «Любви моей не видят, не пони­маю чувств моих, смотрят на меня с тихим презрением, тогда как я дышу моей любовью. Между тем время и годы проходят. Морщины и желчь раз­ливаются по лицу, веселость природного характера обращается в грустную меланхолию, и вот удел мой, вот награда непорочной страстной любви мо­ей; и ежели бы не подкрепляла меня чистая моя совесть и надежда на про­видение, то конец судьбы моей был бы плачевный. Прости мне, что пишу резкую истину чувств моих». Эти интимнейшие письма и сегодня не пере­стают волновать. Печальная участь матери навсегда запала в душу Ф.М. Достоевскому, образ ее стал для сына воплощением нравственной красоты. Кончина матери в 1836 г. привела к полному распаду семьи.

(СЛАЙД 7) «Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испорти­ли нашу будущность, — вспоминал Достоевский, — по-моему, это была ошибка». Никакого призвания к военному строительству он не чувствовал. В 1843 г. Достоевский окончил полный курс в верхнем офицерском классе и был зачислен на скромный пост при петербургской команде с «употреб­лением при чертежной инженерного департамента». Достоевский любил вечерние зрелища, рестораны, кофейни, офицерские пирушки. Весь этот веселящийся Петербург увлек молодого литератора, но стоил ему «страш­ных денег». Не удивительно, что уже в первые годы самостоятельной жизни он знакомится с миром закладов, денежных ссуд, процентов, векселей.

(СЛАЙД 8,9)

В 1845—1848 гг. в Петербурге собирался кружок петрашевцев. В его пест­ром составе преобладала демократическая интеллигенция. На «пятницах» М.В. Буташевича-Петрошевского, организатора кружка, шли горячие споры на запрещенные общественно-политические и литературные темы. Свою задачу они видели в пропаганде идей социалиста-утописта Фурье. Среди этих мирных вольнодумцев-мечтателей были скептики, готовые считать со­циализм фантазией, умеренные, просто слушатели и очень немногие сто­ронники решительных действий — призыва крестьян к восстанию.

(СЛАЙД 10,11) Арестованные и судимые по полевым военным законам, петрашевцы были отданы под надзор полиции, высланы их столицы, отправлены на каторгу. Главных обвиняемых (21 человек) приговорили к смертной казни расстрелянием. 23 декабря 1849 г. на Семеновском плацу они стояли на эшафоте. В последнюю минуту им сообщили об отмене казни; все они вы­несли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти», о кото­рых впоследствии вспоминал Достоевский. В числе других он стоял на эшафоте за то лишь, что читал у Петрашевского и распространял «преступ­ное письмо Белинского (к Гоголю), наполненное дерзкими выражениями против верховной власти и православной церкви» (из протокола обвини­тельного акта).

(СЛАЙД 12,13,14) В 1850 г. Достоевский попал в Омский острог. Не владевший каким-либо ремеслом, он был зачислен в разряд чернорабочих: вертел в мастер­ской неповоротливое точильное колесо, обжигал на заводе кирпичи и под­носил к стойке эту грузную кладь,» разбирал на Иртыше старые казенные бараки, стоя по колено в ледяной воде. Начальство острога получило пред­писание содержать Достоевского в полном смысле арестантом, без всякого снисхождения. Каторга не сломила писателя, она даже усилила его стрем­ление к дальнейшей литературной деятельности.

(СЛАЙД 15) В 40-е гг. Достоевский пишет повесть «Бедные люди» (1845), так пора­зившую Белинского и всех участников «натуральной школы» Гоголя. Связь «бедных людей» с «Шинелью» была очевидной. Повесть Достоевского оз­начала движение русской литературы вперед.

(СЛАЙД 16-19) Макар Алексеевич Девушкин беспредельно унижен. Он, как сказал Бе­линский, даже несчастным не осмеливается себя признать. Всем своим поведением, позицией в жизни он, кажется, точь-в-точь Акакий Акакие­вич. Но пафос «Бедных людей» заключается в том, что худшие, с точки зре­ния общества, «последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества». Впервые в литературе духовная жизнь обездоленных лю­дей была показана изнутри, раскрыта так правдиво и подробно. Убедитель­но показаны внутренние богатство «маленького человека», красота, высо­кая культура чувств. Достоевский сам подчеркивал в своем романе преем­ственную связь со «Станционным смотрителем» А.С. Пушкина и «Шине­лью» Н.В. Гоголя. Раскрытие души «маленького человека», не только со­чувствие, но слияние с ним, — в этом заключается замечательная новизна «Бедных людей».

Достоевский чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь с юных лет наполняется каторжным, как он говорит, срочным, ли­хорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге и безвылаз­ных долгах, в вечных терзаниях самолюбия.

Достоевский умеет дать пронзительные подробности унижения челове­ка.

Предшествующий Девушкину «маленький человек» еще не дорос до такой высоты самосознания. Белинский имел все основания охарактеризо­вать отношение между автором «Шинели» и автором «Бедных людей» как отношение между отцом и сыном, объясняя, что это сравнение означает не только преемственность, но и самостоятельность нового писателя: «Мно­гие могут подумать, что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее; он в лице Макара Алексеевича, показал нам, как много прекрасного, благород­ного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре…Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

В статье «Забитые люди» Добролюбов писал: «В произведениях Досто­евского мы находим одну общую черту: это боль о человеке…» Заслугу Дос­тоевского критик видел в том, что в «забитом, потерянном, обезличенном человеке он открывает и показывает нам живые, никогда не заглушаемые стремления и потребности человеческой природы, вынимает запрятанный в самой глубине души протест личности против внешнего, насильственно­го давления и представляет его на наш суд и сочувствие».

(СЛАЙД 20-23) «Записки из Мертвого дома» (1861), написанные после каторги, с большой ясностью показали, как силен Достоевский. Материалом послу­жило непосредственное общение с людьми из народа. Пафос «Записок…» заключен не в ужасе перед врожденной греховностью человеческой души, а в следующих словах писателя: «Трудно представить, до чего можно иска­зить природу человеческую». Достоевский показывает образцы полного извращения человеческой природы. «Этот Газин был ужасное сущест­во… Мне всегда казалось, что ничего не может быть свирепее его. Про него рассказывали, что он любил прежде резать маленьких детей, единственно из удовольствия». Именно в связи с фигурой Разина, насильника и мучите­ля, впервые возникает образ паука, столь часто встречающийся в произве­дениях Достоевского.

Но подавляющее большинство людей попало на каторгу за противоза­конные формы протеста против насилия. Например, Сироткин. «Часто я думал: за что это смирное, простодушное существо явилось в острог?» Он рассказал автору о тяжелой жизни в рекрутах: «Командир невзлюбил, а за что? Я всем покоряюсь, живу в аккурат. Бывало пойдешь куда за угол, да там и поплачешь». Выведенный из терпения, он убивает своего истязателя. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги.

(СЛАЙД 24) В романе «Идиот» (1868) писатель концентрирует наше внимание на мире хищников и карьеристов. В центре романа — образ Настасьи Филип­повны, женщины необыкновенной красоты. В торгах из-за этой женщины разгораются страсти барина Тонкого, генерала Епанчина, купца Рогожина и мелкого чиновника Гани Иволгина. Борьба с неизбежностью ведет «к кро­вавой развязке, к зверскому убийству». Роман подтверждает морально-философский тезис Достоевского: если нет обязательного морального за­кона, человек превращается в зверя. Такова его природа. А моральный за­кон может быть дан, по Достоевскому, только божественным началом в человеке, верой в бога и тяготением к добру и смирению. Поэтому в слож­ных конфликтах романа участвует кроткий, верующий, всепрощающий христианин, князь Мышкин. Он излучает моральное обаяние. В романе поставлен вопрос о спасении мира верой и любовью, но ответ на него зву­чит утопично, неубедительно.

Современная Достоевскому критика высоко оценила роман, назвав его одним из лучших его произведений. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатывае­мых им, этот писатель у нас стоит совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общест­во, но вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества».

Князь Мышкин погиб до того, как пришел к Рогожину, совершившему преступление, до того, как сознание окончательно покинуло его. После сцены у Настасьи Филипповны ясно: что бы ни произошло, ни гармонии, ни счастья быть не может. Задумав роман как произведение о торжестве «гармоничного» человека, Достоевский пришел к мысли о его разрушении, «растворении» в действительности.

Мысль о жестокости жизни, губящей лучшие человеческие качества, о распаде связей между людьми и недостижимости идеала, разрушении нрав­ственности в обществе проходит через весь роман. Вот почему такое боль­шое значение в нем имеет тема преступления и безумия.

(СЛАЙД 25) Последний роман Достоевского — «Братья Карамазовы» (1878 — 1880). Писатель считал его вершиной своего творчества. Действительно, фило­софские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, об атеизме и религии, о двойственности, будто бы замороженной в самой природе человека постав­лены в этом романе с наибольшей выразительностью.

Действие разворачивается на фоне разложения крепостнического ук­лада жизни, изображенного на примере семьи Карамазовых, глава которой, Федор Павлович, рядовой дворянин, с получением в приданое небольшого капитала занимается ростовщичеством. Это — мерзкий человек, сканда­лист. Роман начинается его ссорой с Дмитрием, вызовом на дуэль, оскорб­лением монахов и т.д. Иван Карамазов говорит об отце и брате Дмитрии: «…сцепились в борьбе два гада» и «пусть бы погибли они оба». В Иване есть черты, роднящие его с Раскольниковым. Он соблазнил лакея Смердякова анархическим лозунгом «Все дозволено!» Но Смердяков ответственность за свое преступление перекладывает на Ивана: «Главный

убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил».

Особое значение в романе имеет рассказ Ивана о генерале, затравив­шем собаками дворового мальчика: «Затравил в глазах матери, и псы рас­терзали ребенка в клочки!» Разговор на философскую тему обретает острое социальное звучание. «Генерала, кажется, в опеку взяли. Ну, что же его? Расстрелять?» — «Расстрелять!» — тихо проговорил Алеша».

Вопрос о человеческих страданиях оказался вопросом, прежде всего, социальным, а не нравственным, и его решение возможно только в этом, а не вином мире.

Иван Карамазов любит жизнь и людей. Но, осмысливая историю чело­вечества, он приходит к выводу, что это сплошная летопись страданий, эксплуатации, жестокостей. И Иван признается: «Ничего не могу понять, для чего все это так устроено?» За этим признанием следуют слова «все доз­волено», которые привели его к мысли о возможности отцеубийства. Вся­кие нравственные нормы теряют силу для ожесточенных героев Достоев­ского. Иван не знает, чем жить человеку в такое время, когда основы по­трясены, а новая жизнь еще не прояснилась.

Страстное и вдохновенное слово было сказано Достоевским в знамени­той «пушкинской речи», связанной с открытием в 1880 г. памятника Пуш­кину. Алеко, гордый человек, всего выше ценил свободу. Он ищет счастья для всего человечества. Иное дело — Татьяна. Она, по мысли Достоевского, выражает основную черту русского народа. Она верна нравственному зако­ну. В ней нет гордыни. Ее добродетель — смирение. Этим она сильна. «Смирись, гордый человек!» — был предсмертный завет Достоевского рус­скому интеллигенту. Вскоре 9 февраля 1881 г. в городе на Неве Достоевский умер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *