Содержание
Часть первая
Глава первая
Роман построен в форме записок-исповеди 19-летнего выпускника гимназии Аркадия Долгорукого. Аркадий начинает записки 19 сентября. Он незаконнорожденный сын Макара Ивановича Долгорукого, дворового господ Версиловых. Отец Аркадия – Андрей Петрович Версилов, который овдовел в 25 лет, имея сына и дочь. Дети воспитывались у родственников жены, Фанариотовых.
При имении Версилова находилась тётушка Татьяна Павловна Пруткова. Она одобрила брак Долгорукого с 18-летней дворовой, сиротой Софьей Андреевой, с отцом которой тот дружил. Случилось это за 22 года до описываемых событий, ещё при крепостном праве. Отец Софьи при многих свидетелях завещал Макару перед смертью взять её за себя.
Полгода спустя в имение приехал Андрей Версилов. Будущая мать Аркадия не была красавицей, но Версилов полюбил её и таскал с собою всю жизнь. Согрешив, влюблённые покаялись. Версилов рыдал на плече Макара Ивановича.
Версилов выкупил мать Аркадия у Макара Ивановича за 3 тысячи. Когда он уезжал надолго, оставлял её на попечении Татьяны Павловны. Они жили в Москве, за границей, в Петербурге. Через год появился Аркадий, ещё через год – его сестра Лиза, через 10 лет – младший брат, умерший младенцем.
Макар Иванович писал жене письма два раза в год, благословляя детей. Он странствовал по городам и монастырям. Раз в 3 года Макар Иванович по неделе жил дома.
Аркадий не жил дома до 19 лет, мать видел 2-3 раза мельком. В 19 лет, после окончания гимназии, он решил порвать с родными, поэтому написал, чтобы денег на его содержание не присылали. Версилов вызвал сына письмом в Петербург.
Сестру Аркадий увидел впервые в жизни, приехав в Петербург. Семья жила почти в нищете, так что Аркадий тайно отдал матери 60 рублей, которые накопил из карманных денег за 2 года. Мать и сестра зарабатывали шитьём, Версилов не бросал дорогих привычек, брюзжал и был деспотичен.
Уже год длился процесс, в котором Версилов пытался выиграть у князей Сокольских наследство – имение в 70 тысяч. Это было уже четвёртое наследство, три других Версилов прожил.
Год назад Версилов был выгнан из общества за скандальный поступок в Германии. За этот поступок один из князей Сокольских дал ему пощёчину, а Версилов не ответил вызовом, будто признав свою вину. Аркадий приехал, чтобы узнать правду и судить своего отца.
Глава вторая
С первого дня приезда в Петербург Аркадия отдали в частное место службы – в доме у князя Николая Семёновича Сокольского, богача и тайного советника, который был не родственником, а только однофамильцем бедняков Сокольских, судившихся с Версиловым. Старик Сокольский был другом Версилова, но перестал с ним общаться из-за бесчестного поступка Версилова в Германии, касавшегося его семейства. Служба Аркадия состояла в том, чтобы тешить старика, с которым полгода назад случился нервный припадок.
19 октября Аркадий получил первое жалование 50 рублей. В этот день должна была приехать дочь старика Сокольского, молодая вдова Катерина Николаевна Ахмакова, враждовавшая с Версиловым.
От князя Аркадий узнал, что сегодня в суде решается вопрос тяжбы Версилова. Князь рассказал Аркадию о его отце: он был «по девочкам», но проповедовал святость, носил вериги.
У князя Аркадий познакомился со своей сестрой Анной Андреевной. Когда приехала дочь князя Катерина Николаевна, Аркадий смутился и ушёл.
Глава третья
Аркадий 50 рублей полученного жалования решил пустить в дело, подтверждая свою «идею». Он явился на аукцион, купил домашний альбом в красном сафьяне за 2 рубля 5 копеек и продал его за 10.
Потом герой пошёл к Ефиму Звереву, прежнему товарищу по гимназии, от которого получил адрес Крафта, приехавшего вчера из Вильно. Они отправились к Дергачёву, где должен был быть Крафт. Молодые люди, собравшиеся у Дергачёва, говорили о значении русского народа, о будущем России. Аркадий побоялся высказать свою идею этим «диалектикам». После собрания Аркадий отправился к Крафту, попутно беседуя с Васиным о своем отце.
Глава четвёртая
Крафт помогал Андроникову, три месяца тому назад умершему начальнику отделения, заправлявшему делами Версилова, и должен был передать нечто Аркадию. Крафт разочарован в жизни, считает, что нравственных идей теперь нет, все живут для себя.
Крафт передал Аркадию написанное два года назад письмо Столбеева, за наследство которого возникла тяжба с Версиловым. Столбеев изложил желание в пользу князей, а не Версилова. Алексей Никанорович Андроников незадолго до смерти передал письмо Крафту, а Марья Ивановна, жена Николая Семёновича, велела передать письмо Аркадию.
Крафт рассказал, что случилось в Эмсе полтора года назад. Катерина Ивановна Ахмакова жила с генералом, пережившим один удар, и его дочерью от первого брака, 17-летней девушкой, страдавшей расстройством груди. Версилов был дружен с Катериной Николаевной, но дошёл с ней до разрыва. Вдруг падчерица захотела замуж за Версилова, Версилов не возражал. Но этому воспротивилась Катерина Николаевна. Версилов оклеветал Ахмакову, якобы она в него влюблена. Та, в свою очередь, утверждала, что Версилов в неё влюблён. Девушка отравилась фосфорными спичками. Вернувшийся из Парижа молодой Сокольский дал Версилову пощёчину, на которую тот не ответил, поэтому общество от него отвернулось.
Во время болезни своего отца Ахмакова написала Андроникову письмо, в котором спрашивала, можно ли оформить над отцом опеку. После смерти Андроникова Катерина Николаевна поняла, что, если князь узнает о письме, он лишит её наследства. Ахмакова искала это письмо через Марью Ивановну, но не нашла. Крафт полагал, что письмо у Версилова.
Выйдя от Крафта, Аркадий поужинал в трактире, рассуждая о моральном облике своего отца. Письмо, о котором говорил Крафт, было зашито у Аркадия в боковом кармане. Он получил его от Марьи Ивановны.
Глава пятая
Аркадий задумал стать Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности накопления денег. Чтобы испытать себя, Аркадий целый год питался двумя с половиной фунтами хлеба в день и водой. Он восхищался своей волей, ему совершенно этого хватало. Кроме того, за два с половиной года подросток скопил из положенных в месяц пяти рублей семьдесят рублей. Ради своей идеи Аркадий пожертвовал университетом.
Аркадий хотел разбогатеть честным путём, не собираясь ни воровать, ни давать денег под заклад или проценты. Он научился экономить, беречь вещи. Нажива не должна была быть связана с риском.
Основная цель идеи Аркадия состояла в уединении и могуществе. Эти комплексы сформировались у него в пансионе Тушара, с 12 лет он не любил людей. Он хотел разбогатеть и отдать всё людям, упиваясь своим могуществом, став вдвое богаче Ротшильда.
Аркадий вспомнил две истории, которые в 19 веке назывались анекдотами. Одна о студенте, нарочно смущавшем женщин непристойными словами, другая о младенце, подкинутом Марье Ивановне. В судьбе девочки Аркадий принял участие, потратив на неё 30 рублей.
Глава шестая
Домашние Аркадия боялись его конфликта с отцом. Версилов сообщил, что выиграл дело в суде и не намерен делиться. Он велел отдать Аркадию 60 рублей, которые тот давал матери. Аркадий вспомнил, как он встретился с матерью в третий раз в жизни в 6 лет, а также с отцом, игравшим в домашнем спектакле Чацкого, и влюбился в него.
Подросток не может забыть, как его унижали в пансионе у Тушара из-за факта его незаконного рождения, как он собрался бежать к отцу в Петербург, но испугался.
Наговорив отцу грубостей, Аркадий ушёл к себе.
Глава седьмая
Версилов впервые поднялся в комнату Аркадия, «совершеннейший гроб». Он рассказал Аркадию о жизни с его матерью и о его юридическом отце Долгоруком, подчёркивая их достоинства. Аркадий догадался, что Версилов пришёл разведать о письме Андроникову от Ахмаковой, о чём сказал отцу. Аркадий подчеркнул, оставшись один, что от Версилова ему нужно не имя и не дворянство, а самого отца.
Глава восьмая
Рано утром, улизнув из дома, Аркадий пришёл к Ефиму Звереву, товарищу по гимназии, и попросил его быть секундантом на дуэли. Он решил стреляться с князем Сергеем за то, что в Эмсе тот дал пощёчину Версилову. Ефим отказался.
В 12 часов Аркадий пришёл к Васину. Он хотел посоветоваться с ним насчёт письма о наследстве. Ожидая Васина, он встретился с мошенником Стебельковым, который утверждал, что Лидия Ахмакова родила ребёнка от Версилова, «бабьего пророка».
Аркадий пошёл к Татьяне Павловне, но её не было, и он, услышав шаги и спрятавшись в спальне, стал невольным свидетелем разговора Татьяны Павловны с Ахмаковой. Из разговора он узнал, что Крафт вчера застрелился. Женщины обсуждали письмо, которое скрывал Аркадий.
Глава девятая
Аркадий возвратился домой и застал там девушку Олю, соседку Васина, которая приносила Версилову деньги. Андрей Петрович понял из её объявления в газете о поиске работы, что Оля находится в бедственном положении, и предложил ей денег, которые она сейчас вернула, подозревая его в бесчестных намерениях.
Аркадий передал отцу письмо, полученное от Крафта, обещая никому больше о нём не говорить.
Подросток пришёл к Васину, рассказавшему подробности о самоубийстве Крафта. Васин сообщил, что ребёнок Лидии Ахмаковой не от Версилова, а от Сергея Сокольского. Роль Версилова в этой истории не имела ничего предосудительного.
Аркадий остался ночевать у Васина, а ночью повесилась в соседней комнате жившая с мамой Оля. Мать рассказала, что она вдова, сама воспитывала Олю. Они приехали в Москву, чтобы забрать почти 4 тысячи у купца, которые он должен был их отцу. Ничего не добившись, Оля решила дать объявление о том, что готовит детей в гимназию. По объявлению пришла женщина, обманом заманившая её в скверный дом, откуда та еле убежала. О Версилове Оля подумала, что он честный человек, но потом решила вернуть деньги, особенно после замечания случайно сунувшегося Стебелькова о том, что Версилов ходит по гувернанткам.
Глава десятая
Проснувшись у Васина, Аркадий застал свою мать, утешающую соседку. Он узнал, что Версилов отказался от наследства, прочитав данное ему Аркадием письмо. Аркадий воспринял это как подвиг.
Старый князь Сокольский познакомил Аркадия с Сергеем Сокольским, который сообщил, что Версилов вызвал его на дуэль, а через час раскаялся в малодушии.
Сергей Сокольский был игроком, имел долги. У него дома Аркадий застал сестру Лизу, которая объяснила, что была у Анны Фёдоровны Столбеевой, в чьей квартире жил Сокольский.
Часть вторая
События происходят два месяца спустя, 15 ноября. Аркадий начинает историю своего стыда и позора. Он живёт на широкую ногу. Одет франтом, ест в ресторане. Идею он отложил на потом. Он много времени проводил у князя Сергея, который стал его другом. К нему часто приходил Версилов, с которым они помирились. Отец с сыном говорят об идеях и об идеалах.
Серж собирался выделить из своего наследства, от которого отказался Версилов, одну треть. Версилов и Серж рассуждали о роли дворянства. Сергей дал Аркадию 300 рублей, тот был ему должен три с половиной тысячи. Аркадий взял деньги в зачёт 20 тысяч Версилова, которому обещал треть наследства.
Стебельков принёс новость, что Ахмакова выходит за барона Бьоринга. Он сообщил, что встретил у князя Лизу. Князь объяснил, что она, наверное, посещала мать бедной Оли, Дарью Онисимовну. Аркадий хотел вернуть 300 рублей князю, но тот уговорил его взять деньги, не желая ссориться.
Аркадий взял деньги из деликатности и отправился к Стебелькову. Стебельков предложил Аркадию 2 тысячи без процентов и векселей, за то что он не будет мешать Сергею Сокольскому жениться на Анне Андреевне, которая была любимицей старого князя Сокольского и за которой он давал большое приданое. С этих денег, по мнению Стебелькова, Сергей Сокольский отдал бы ему денежный и «неденежный» долг и всех обеспечил. Стебельков намекал на то, что в эту историю впутана Лиза, но Аркадий его не понял.
Аркадий поехал к Анне Андреевне. 22-летняя сестра жила в доме бабушки, Фанариотовой. Аркадий застал там Лизу. Уйдя от Анны Андреевны, Лиза предостерегала брата, что Анна Андреевна у него хочет что-то выведать, просила его не играть, сердилась на кого-то.
Накануне Ахмакова сказала, что завтра в 3 будет у Татьяны Павловны. Аркадий воспринял это как приглашение на свидание. У Татьяны Павловны Аркадий восхищается Ахмаковой и врёт ей, что он видел, как Крафт разорвал компрометирующее её письмо. Сам он решил сегодня же сжечь письмо на свечке.
Аркадий поехал к матери к обеду. Он отдал Лизе 300 рублей, взятые у Сокольского, чтобы она вернула, чем вызвал возмущение родных. Подросток помирился с матерью и пообещал, что сегодня играет в последний раз.
К Аркадию на съёмную квартиру на Вознесенской пришёл Версилов, которому Аркадий признался, что он жалкий подросток и не отличает добро от зла. Он сказал отцу, что Ахмакова собирается за Бьоринга, невольно признался, что неравнодушен к ней. Версилов восхищён чистотой его души.
Аркадий поехал на рулетку Зерщикова, к которому его ввёл князь. Он осознаёт, что развратился, уклонился от идеи.
Одну из выигранных 10-рублёвых кредиток у Аркадия украл воришка, и он спустил это вору, чем запятнал свою репутацию. Подросток выиграл трижды подряд. Когда он забирал свой выигрыш, Афердов, о котором Аркадий не знал, что это вор, объявил, что его деньги тоже захвачены, и Аркадий снова уступил. Князь, который проигрался, уехал, не взглянув на бывшего друга.
Аркадий отправился к князю и узнал от него, что Версилов подбивал его вместе осрамить Ахмакову, а Лиза от князя беременна. Аркадий вернул ему долг. Князь повинился перед Аркадием, когда понял, что тот целый месяц брал у него деньги не как плату за сестру, ничего не зная о её беременности.
Утром к Аркадию пришла Лиза, которую он «за солнце считал». Она выглядела спокойной и даже счастливой. Её прислал князь, который нуждался в друге. Сегодня она ответила согласием на предложение князя выйти замуж, потому что вчера он объявил Анне Андреевне, что не может любить её.
Версилов рассказал Аркадию, что Анна Андреевна выходит замуж за старика Сокольского.
Сергей Сокольский признался Аркадию, что мечтал жить с Лизой, трудясь в поте лица. Всё же он поехал делать предложение Анне Андреевне, но она намекнула, что откажет. Князь делал это от отчаяния, он уголовный преступник и участвует в подделке фальшивых акций железной дороги. В аферу втянул его Стебельков. Сокольский помог фальшивомонетчикам за 3 тысячи.
Сокольский должен мошенникам свою часть наследства и ещё 10 тысяч. Он хотел попросить денег у старого Сокольского, но, узнав, что тот женится на Анне Андреевне, которая отказала ему самому, раздумал просить.
К Васину пришёл Версилов с вопросом, будет ли тот секундантом на дуэли. Но тот отказался. Аркадий поехал к старику Сокольскому, но его не велели пускать к Катерине Николаевне, барон Бьоринг оскорбил его.
Дома Аркадий узнал, что у Катерины Николаевны изменилось к нему отношение из-за письма, которое его отец написал Катерине Николаевне, обвинив её в растлении Аркадия, Копию Версилов послал Бьорингу. В письме Версилов сообщил, что компрометирующий документ не сожжён.
К Версилову пришёл объясниться поверенный Бьоринга, назвав его помешанным маньяком. Аркадий в отчаянье едет с князем на рулетку Зерщикова. Через час князь всё проиграл, Аркадий стал выигрывать. Зерщиков и Афердов обвинили его в воровстве, хотя сами украли у него деньги. Князь отрёкся от знакомства, и Аркадия выгнали.
Аркадий не знал, как оправдаться. По дороге ему встретился дровяной склад, который он из озорства решил зажечь, но упал с большой высоты и потерял сознание. Ему привиделось, как его посетила мама в пансионе Тушара, оставив синий клетчатый платочек с четырьмя двугривенными. Этот платочек через полгода Аркадий нашёл и стал целовать, скучая по маме. Ламберт, его товарищ, бил его, чтобы он не плакал.
Взрослый Аркадий тоже был разбужен от ударов взрослого Ламберта, пытавшегося привести его в чувство. Тот привёл совершенно больного Аркадия к себе, где Аркадий в бреду выболтал все свои тайны. Зерщиков после ухода Аркадия обнаружил якобы украденные деньги, принёс письменные извинения и прислал 1300 рублей выигрышу.
Князь написал в прежний полк, оправдал ложно обвинённого из-за него Степанова, признался в уголовных преступлениях. Он написал письмо и Аркадию, который пролежал в беспамятстве 9 дней.
Часть третья
На четвёртый день болезни Аркадий познакомился с пришедшим на побывку Макаром Ивановичем. Аркадий был восхищён благообразным стариком, хотел уйти с ним странствовать. Макар Иванович великодушно простил мать Аркадия. Он очень болен, почти не может ходить.
Лиза гордилась поступком жениха как геройским. Она страдала молча, посещала князя в тюрьме. К Макару Ивановичу она относилась высокомерно.
К Аркадию пришла Настасья Егоровна, мать умершей Оли. Она рассказала новости: Ламберт им интересуется, Катерина Николаевна порвала с Бьорингом, который испугался скандала из-за написанного Версиловым письма.
Христианские идеалы Макара Ивановича созвучны настроению Аркадия. Для него это будто воскресение из мёртвых.
Аркадий выздоровел через 3 дня. Он много беседовал о христианской вере и милосердии с Макаром Ивановичем. Подросток пересказывает одну из историй Макара Ивановича – о преображении купца Скотобойникова из великого грешника в праведника.
Ламберт, промышляющий шантажом, из слов Аркадия в бреду узнал о письме, которое нельзя показывать старому князю. Ламберт решился выкрасть у Аркадия документ, чтобы продать его или Анне Андреевне, или Ахмаковой. Он предварительно поговорил с Анной Андреевной.
Васин сделал Лизе предложение, она ему отказала.
Макар Иванович почуял свою смерть и дал всем наставления, а Версилову напомнил об обещании, как догадался Аркадий, обвенчаться с его матерью, когда она овдовеет.
Князь Сергей хотел повенчаться с Лизой до решения суда. В тот же день арестованы члены кружка Дергачёва не без помощи Стебелькова.
Аркадий поехал в тюрьму к князю, который был в горячке. Князь открыл, что это он из ревности донёс на Васина.
Анна Андреевна решила действовать в обход Ламберта и выманить у Аркадия документ. Аркадий с Ламбертом и его товарищами едут в ресторан, где товарищи Ламберта ведут себя несносно, чтобы Ламберт от них откупился.
Ламберт предложил Аркадию погубить Ахмакову, тогда её бросит Бьоринг и она согласится выйти замуж за Аркадия.
Дома Аркадий застал всех в комнате только что умершего Макара Ивановича. Аркадий побежал с этим известием к Татьяне Павловне, где встретил Катерину Николаевну. Она помирилась с Аркадием, понимая, что он в неё влюблён.
По дороге домой Аркадий встретил Версилова и пошёл к нему домой. Там он убедился, что отец любит его мать, увидев её портрет. Версилов рассказал, как уехал от его матери за границу, о своих взглядах и о своей вере.
Версилов не скрыл, что познакомился с Катериной Николаевной, когда ожидал мать за границей, и влюбился. Но сегодня Ахмакова написала ему письмо с просьбой оставить её в покое, и он почувствовал, что больше её не любит. Версилов готов жениться на маме. Он советует Аркадию разорвать компрометирующее её письмо и прогнать Ламберта.
Утром Аркадия позвала Анна Андреевна, но он не поехал. Дома ему сказали, что Версилов приходить не собирается. Аркадий узнал, что к нему на квартиру приходил брат, а Анна Андреевна поехала в Царское к старому князю.
Так и не встретившись с отцом, Аркадий поехал к себе и узнал, что хозяин сдал комнату Альфонсине, любовнице Ламберта, чтобы она шпионила.
Анна Андреевна решила рассказать старому князю о документе и перевезти старика на квартиру Аркадия, чтобы тот, потрясённый, отдал документ.
К Аркадию пришёл товарищ Ламберта Тришатов и предупредил, что Ламберт замышляет подлость.
Версилова не было на похоронах Макара Ивановича. Около пяти пришёл Версилов с букетом роз и поздравил мать Аркадия с днём рождения. Он объявил, что уходит странствовать, рассказал о своём двойнике, желающем не того, чего он сам, и разбил надвое старинный образ, наследство Макара, завещанное Версилову.
Аркадий поехал к Анне, которая рассказала, что Версилов вчера утром сделал Ахмаковой предложение. Аркадий пошёл на квартиру Версилова и подслушал его объяснение с Ахмаковой, которая призналась, что его разлюбила. Версилов в отчаянье просит Катерину Николаевну ни за кого не выходить замуж.
Глава одиннадцатая
Аркадий побежал к Ламберту, чтобы обсудить, как отомстить Ахмаковой. Ламберт опоил Аркадия и похитил письмо, зашитое в кармане.
Князь приехал из Царского на квартиру Аркадия, вверяя ему свою судьбу. Аркадий отказался отдать письмо, решил передать его Ахмаковой и просить её не мешать счастью отца.
Старый князь попросил Аркадия привести к нему Катю, чтобы помирить её с Анной Андреевной.
Глава двенадцатая
Аркадий подрался с Бьорингом, и его забрал городовой, а утром его вызволила из полицейского участка Татьяна Павловна, в присутствии которой Аркадий решил передать письмо Катерине Николаевне. Ожидая Катерину Николаевну, она вынула из сюртука письмо. Обнаружив подмену, Аркадий заподозрил Ламберта.
Альфонсина рассказала, что Ламберт дал письмо Версилову, а тот хочет застрелить Ахмакову. Татьяна Павловна отправила Аркадия к Катерине Николаевне, но по дороге его завернул Тришатов, сказав, что это ложь и что Ламберт с Версиловым поехали к Татьяне Павловне, куда уже спешит Ахмакова.
Аркадий из соседней комнаты наблюдал, как Ахмакова отказалась платить Ламберту 30 тысяч за документ. Безумный Версилов ворвался с револьвером, ударил Ламберта. Ахмакова была без чувств. Версилов хотел застрелить её, потом себя, но Аркадий не дал, поэтому Версилов только ранил себя в плечо.
Глава тринадцатая
Версилов поправился, о Катерине Николаевне больше не вспоминал. Отец её умер. Катерина Николаевна живёт за границей, с Бьорингом порвала.
Старый князь не упомянул в завещании Анну Андреевну, но на словах велел ей передать 60 тысяч, которые она брать не стала.
Сергей Сокольский умер в больнице, Лиза упала с лестницы и потеряла ребёнка. Васина выпустили из тюрьмы, а Стебелькову, его отчиму, сидеть ещё долго.
Аркадий собирается учиться в университете.
- «Подросток», анализ романа Достоевского
- «Преступление и наказание», анализ романа
- «Идиот», анализ романа
- Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
- «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
- «Белые ночи», анализ повести Достоевского
- «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
- «Бедные люди», анализ романа Достоевского
- «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
- «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
- «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
- «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
- «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
По произведению: «Подросток»
По писателю: Достоевский Федор Михайлович
История создания
Роман «Подросток» был задуман Достоевским в 1871 г., о чём сообщил Катков, издатель «Русского вестника», которому Достоевский рассказал сюжет романа. Писатель работал над текстом в 1874-1875 гг. По мере написания издавались части романа в журнале «Отечественные записки» за 1875 г. (№№ 1, 2, 5, 9, 11, 12). Отдельным изданием роман вышел в 1876 г.
Замысел Достоевского первоначально состоял в том, чтобы написать большой роман, объёмом с «Войну и мир». Роман должен был состоять из 5 повестей и называться «Житие великого грешника».
На роль великого грешника предназначался Версилов. Он должен был иметь автобиографические черты самого Достоевского, пройти путь от атеизма, через веру и сектантство снова вернуться к атеизму. Великим грешником может считаться и сам подросток, и его юридический отец Макар Долгорукий.
Образ Версилова восходит к статье Авсеенко «Исторический роман», напечатанной в журнале «Русский вестник» в 1874 г. Достоевский полемизирует с автором о том, каков настоящий «хищный тип», и выделяет такие его черты как широта взглядов, красота идеала, которая соединяется с безобразной и беспорядочной жизнью, раскаяние, не прекращающее дальнейшего грехопадения.
Основной причиной всех бед Достоевский видит человеческую гордость, названную «высочайшей, дьявольской», которая впоследствии облекается в слова Аркадия: «Нет мне судьи». Другая черта, прописанная ещё в набросках – высокие требования, которые герои «хищного типа» предъявляют к себе самим, никому не давая отчёта.
В самом начале работы Достоевский обозначает идею романа: хищных типов так много, что они влияют на общество, провоцируя общественный беспорядок, который становится всеобщим, а нравственных идей в обществе совсем не остаётся.
Первоначальное название романа «Беспорядок» Достоевский меняет вместе с формой повествования (не от автора, а от первого лица), выбором героя, названного в черновиках «мальчик». Этот 19-летний вчерашний гимназист считает себя великим грешником.
Для описания общественных беспорядков Достоевский обращается к документам: хроникам, газетам. Множество героев имеет прототипов, в роман вошли документальные события (уголовные дела об убийствах, подлогах, истории самоубийств).
Кружок Долгушина стал прототипом кружка Дергачёва, отношения между проходящими под следствием в деле о подделке акций Тамбовско — Козловской железной дороги отражены в мошенничествах Стебелькова и Сергея Сокольского, чьим прототипом также является некто сумасшедший Шуттенбах, продававший недействительные купоны Рыбинско – Бологовской железной дороги.
Своего прототипа имеет повесившаяся девушка Оля (хотя девица-прототип, оскорблённая женихом, застрелилась на балу), также правдивы истории о подпольной рулетке, о пьяном студенте, пристававшем к женщинам. Достоевский умышленно объединяет все изученные им нарушения общественного порядка вокруг одной группы людей, делая пространство романа совершенно беспорядочным, сгущая краски и так достигая своей цели.
Литературное направление и жанр
«Подросток» — реалистический роман, в котором Достоевский, как в зеркале, отразил не только типичные характеры современного отца и сына, но и проблемы общества, в том числе и нравственные. Достоевский ставил перед собой цель «написать роман о русских теперешних детях, о теперешних их отцах в теперешнем их взаимном соотношении».
В жанровом отношении роман «Подросток» сочетает в себе черты романа-воспитания (скорее, самовоспитания), то есть романа о мальчике, а также философского романа, то есть романа об идее. В произведении есть черты семейной хроники. Авантюрность романа связана с зашитым в сюртуке подростка письмом, компрометирующим Ахмакову. С ним связано множество интриг, раскрывающих характеры героев: шантаж, борьба, похищение Ламбертом. По форме роман – записки героя.
Проблематика
В средине 1874 г. Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток. То есть Достоевский поднимает актуальную во все времена проблему отцов и детей (детей и отцов), причём не только в отдельной семье Версилова, но и в обществе в целом. К этой проблеме примыкает проблема воспитания.
Общественная проблематика романа проистекает из темы, которую сам Достоевский указал: «О будущем России – детях». Тенденции негативных изменений, обозначенных как проблемы романа, он выискивал в газетах, журналах и хрониках: общественный «беспорядок», который является следствием душевной неупорядоченности, «хроника случайного семейства», противопоставленная Достоевским историям семейств, чтящих традиции и берегущих «честь»: «Капитанская дочка» Пушкина, «Война и мир» Толстого.
В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.
Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку. Подросток любуется им, допускает возможность разврата. Созерцание прекрасного образа приводит к одномоментной внутренней перемене в человеке, в крайнем случае, образ прекрасного накапливается — и человек преображается.
Ещё одна проблема романа, проходящая через торчество Достоевского — двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.
Сюжет и композиция
В романе описывается несколько месяцев (с 19 сентября по 13 декабря 1872 г.), но только те события, которые Аркадий Долгорукий считает правильным изложить в своих записках.
Некоторые исследователи отмечают, что роман соответствует принципу драматического построения. Единство времени соблюдается так: события каждой части занимают только три дня. Таким образом Достоевский сжимает время. Необходимый в драматическом произведении конфликт перерастает из драматического в трагедийный.
Роман состоит из трёх частей. В первой части Аркадий Долгорукий, только что окончивший гимназию, приезжает в Петербург по просьбе своего фактического отца, Версилова. Он – носитель идеи, суть которой раскрывает читателю на последних страницах первой части, называя её «ротшильдовой». Аркадий мечтает разбогатеть. Для этого он выбирает путь медленного накопления и аскетизма, ни за что не желая добывать деньги нечестным путём. Подросток отказывается не только от «нечистых» способов накопления, но и от случайных. Все эти способы представлены в романе как соблазн для героя: мошенник Стебельков, получивший наследство Версилов, выгодный брак старшей дочери Версилова, игра младшего Сокольского, шантаж Ламберта, ростовщичество. Но идея состоит не только в том, чтобы разбогатеть. Подросток хочет накопить миллион не как Плюшкин, не для того чтобы тратить в своё удовольствие, а чтобы раздать людям.
Вместе со столь благородной идеей Аркадий привозит в Петербург доставшееся от родственницы письмо, компрометирующее Ахмакову, дочь старика Сокольского, однофамильца младшего. Её подросток намечает своей жертвой. Тема жертвы появляется в первой части также в образе самоубийц – Крафта, передавшего Аркадию другое письмо, позволявшее Сокольским претендовать на спорное наследство, полученное Версиловым; бедной повесившейся Оли.
Во второй части подросток уклоняется от своей идеи, испытывается и роскошью, и игрой, примеряет на себя жизнь аристократа. Ведь идея стать миллионером важна для Аркадия не сама по себе, а как возможность стать выше всех, потешить свою гордыню. В конце второй части наступает прозрение.
Во второй части также развиваются три любовные интриги: Версилов-Ахмакова, Лиза – Сергей Сокольский, Анна Андреевна – старик Сокольский.
Третья часть о том, как заблудшая душа делает выбор. В преддверии выбора-катастрофы появляются перед подростком два пути, обозначенные двумя новыми героями – Ламбертом, которого сам Аркадий называет ужасом, и Макаром, стремящимся к божественной красоте.
Третья часть превращается в покаяние великого грешника и его исповедь. Ложная идея Ротшильда заменяется идеей Христа, который становится идеалом подростка, фактически ставшего взрослым.
Как семейная хроника роман имеет основную любовную сюжетную линию: отношения Версилова с женой и Ахмаковой. С этой сюжетной линией тесно связана линия главного героя, его сына, в душе которого соединяются любовь и ненависть к отцу. Кроме того, Аркадий как подросток во всём зависит от Версилова. Беспорядок в душе Версилова передаётся не только сыну, но и дочерям, которые сумбурно строят свои отношения с Сокольским-младшим (Лиза) и Сокольским-стариком (Анна Андреевна). Все второстепенные герои тоже оказываются втянуты в интриги семейства Версиловых, хаос приходит и в их жизнь, распространяется на всё общество.
Герои романа
Главный герой – Аркадий Макарович Долгорукий, незаконный сын Версилова. Сегодня 19-летнего героя мы бы назвали юношей, но Достоевский зовёт его подростком и так объясняет своё название: «Дитя уже вышло из детства и появилось неготовым человеком». С наступлением совершеннолетия приходит ответственность за свои поступки и ясность в различении добра и зла. Этих умений обычно нет у подростка, герой и сам понимает свой недостаток.
Основное качество Аркадия – гордость, перерастающая в гордыню. Именно из гордости проистекает его идея стать новым Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности. Подросток решил для себя, что воровать не будет, а также не станет ни закладчиком, ни процентщиком. Другая идущая из детства черта – стремление к уединению, а чисто подростковая – личная свобода и жажда могущества.
Аркадий хочет насладиться жизнью сполна, о себе он говорит, что ему и трёх жизней будет мало.
Причиной обострённого самолюбия становятся унижения, которые Аркадий перенёс в детстве в пансионе Тушара. Унижения связаны с фактом его незаконного рождения, поэтому отношения юноши к отцу двойственны: восхищение, похожее на влюблённость, готовность к любой жертве – и ненависть.
Аркадий стремится найти в обществе путь добра, отличимый от злого. На деле же оказывается, что благие намерения не приводят к добрым поступкам.
Версилов, отец Аркадия, — первооснова беспорядка. Он двойственен во всём, начиная от двух его женщин. Его гордыня приводит к затмению благородных идеалов, самообожанию и пренебрежению к другим: «Люди для него — мыши». Христианство является для него идеалом, по его словам, он Бога любит, но на чувство это не способен. Расколотая надвое икона – символ двойной жизни Версилова. Его идеал красоты меркнет в глазах подростка.
Аркадий находит для себя новый путь, открытый его юридическим отцом, в чьём благообразии, то есть богоподобии, нет гордыни. Бога Макар Долгоруков считает единой истиной. Его уверенность передаётся Аркадию, который называет её «твёрдое в жизни». Макар Долгоруков благороден, три тысячи, отданные ему Версиловым за жену, он оставляет Софье Долгоруковой, чтобы она в случае смерти Версилова не осталась без гроша.
Женские образы романа оттеняют мысли, чувства поступки главных героев. Мягкая и безвольная мать Аркадия, готовая на разлуку с сыном и целиком посвятившая себя Версилову, воспринимается им как вещь, которую он может погубить. Версиловские черты видны в умной и твёрдой Анне Андреевне, в чистой сердцем, гордой, смелой, мужественной Лизе, которая, как и её отец, склонна к авантюризму.
Катерина Николаевна Ахмакова – единственная женщина, способная противостоять Версилову благодаря собственному стержню.
Особенности стиля
Герои романа имеют литературных прототипов, о которых упоминается в тексте. У Версилова это и Чацкий, и Онегин, и Отелло. У Софьи Долгорукой и Ахмаковой один прототип – Татьяна Ларина, которая, в случае с Софьей, идёт за Онегиным, а в случае с Ахмаковой – нет. Литературными прототипами Аркадия становятся Скупой Рыцарь, воплотивший вожделенную «ротшильдову идею», и Германн из «Пиковой дамы» Пушкина.
В романе множество библейских мотивов. Некоторые исследователи находят, что роман становится как бы аналогом жизни человека от Великого поста до Пасхи, то есть времени в его жизни грехов, покаяния и прощения. Эпилог романа как раз соотносится с пасхальным временем в православном календаре.
Достоевский мастерски передаёт мышление героя-подростка, не лишая его индивидуальных черт. Аркадий умён, стремится к честной жизни, но склонен к интригам. Даже грубый подростковый сленг, казалось бы, не изменившийся и сегодня, поражает современного читателя. Правда, так любимое подростком слово похерить в 19 веке восходило к букве хер (х) и не было двусмысленным.
Герои романа имеют краткие характеристики, отражающие их суть. Иногда это авторская характеристика (подросток). Молодой Сокольский называет Версилова бабьим пророком, а подросток называет Ахмакову живой жизнью.
Роман «Подросток» считается одним из самых динамичных и насыщенных событиями романов Достоевского.
- «Подросток», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Преступление и наказание», анализ романа
- «Идиот», анализ романа
- Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
- «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
- «Белые ночи», анализ повести Достоевского
- «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
- «Бедные люди», анализ романа Достоевского
- «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
- «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
- «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
- «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
- «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
По произведению: «Подросток»
По писателю: Достоевский Федор Михайлович
Какой-то нехарактерный роман для Достоевского. Все собирается, собирается, нагнетается на протяжении 800 страниц — а потом почти ничего. То, что выдается за карарсис, вершину текста, к чему все шло — совершенно меня не устраивает. Это никак не концовки «Бесов» или «Идиота» — и труба пониже, и дым пожиже. Мне, признаться, на финальной сцене было как-то даже слегка странно: что, и все из-за этого дурацкого письма? Полнейшая «Санта-Барбара». Вместо людей, которые бьются и запутываются в собственной морали и пороках — по сути две девицы, бьющиеся ради богатого наследства. И с этим компроментирующим письмом весь роман таскаются, как с писаной торбой, а в итоге оно и вовсе выходит никому не нужным.
Не знаю, может, изрядная часть разочарования может объясниться тем, что главный герой не то что несимпатичен, а вызывает у меня ярко выраженную антипатию. Не такую острую и впечатляющую, как герой «Записок из подполья», и не такую жалостливо-понимающую, как герой «Игрока». А антипатию именно того плана, какого вызывают главные герои современных фильмов про подростков-задротов. Кажется, его плохо пороли в детстве. Прочие персонажи поминутно говорят, что наш подросток (который в тексте мелькает как обладатель этого компроментирующего письма) умен, образован, благовоспитан и вообще выдающаяся личность. Но его внутренний взгляд, да и все поступки, очень уж похожи на Дика Окделла (вырастет-из-сына-свин). Та же смесь самоуверенности, оскорбленного благородства, непререкаемая вера в собственную непогрешимость, безответственность и исключительность и совершенно наплевательское отношение ко всем остальным. Как его терпят остальные люди — тоже не без греха, но хотя бы взрослые, состоявшиеся и с некоторыми достоинствами — непонятно. Мне правда очень интересно, что думал об этом характере сам ФМ — неужели он и вправду изображал нечто достойное? Не верю.
Вообще у меня ощущение, что если бы в тексте и во всей интриге не было бы этого «подростка», она была бы куда выше, куда острее и болезненнее. А его постоянное неуклюжее присутствие и глуповато-самоуверенный взгляд на все события как-то искажают картину, из-за чего и достойные люди, и негодяи предстают как в кривом зеркале.
Может быть, если бы не сальный взгляд подростка, местная роковая красавица, Катерина Николаевна, и смогла бы сравниться с Настасьей Филипповной. А местный же мятущийся герой Версилов — со Ставрогиным. Но увы, драма в «Подростке» так и не вышла за рамки семейной свары, пусть и громкой и продолжительной.
Еще замечание по стилистике — она оставляет впечатление очень «грязной». Вообще от текстов ФМ часто такое впечатление, потому что герои у него в основном говорят как угодно, только не гладким литературным слогом. Но в этом романе то ли действительно текст более неряшлив (это не упрек автору, просто замечание). То ли дело в том, что содержание занимало меня меньше обычного, поэтому я не глотала страницы, не обращая внимания на *как написано*, а запиналась о бесконечные «-с» в конце слова.
Кажется, я поняла, как можно объяснить словесную невнятицу Достоевского. Знаете, все эти ситуации, когда герои говорят или думаю «вслух» — и в отрыве от контекста кажется, что они несут полный бред. Как они коряво формулируют, какие дурацкие выражения выбирают. Вспомнить только «тварь я дрожащая или право имею» — глупо ведь звучит, согласитесь. А в «Подростке» этого еще больше, роман так и кишит словесной невнятицей. Все эти недоговоренные фразы, запинания, какие-то особенные словечки, к которым герои привязываются и повторяют их к месту и не к месту («живая жизнь» и тл). Или вот в одном месте герой — молодой человек — радуется, что общается дружелюбно с некой девицей, говорит ей «как студент со студентом». И потом объясняет это своему отцу в тех же выражениях, и опять же радуется, «что тот понял про «студента».
Мне кажется, что вся эта невнятица обусловлена тем, что герои Достоевского постоянно испытывают слишком сложные и противоречивые эмоции. Такие, что банальные слова типа любовь, ненависть, дружелюбие и тд. к ним не подойдут. Такими расхожими понятиями Достоевский описывает разве что *действия* (например, посмотрел с ненавистью), а вот когда доходит до внутренних эмоций и мыслей героев, тут в дело идет совсем другой язык. С одной стороны, неожиданный, кажущийся неуместым и глупым (ну что такое «студент», а? — учащийся ВУЗа. отношения между студентами теорически могут быть какие угодно). Но все-таки за счет именно этих слов и формулировок Достоевскому удается донести до читателя эмоции очень сложные и небанальные, более того, показать конкретную эмоцию в конкретной ситуации. Ну что такое любовь — общее слово, она может быть настолько разная, что употребление этого слова очень мало что говорит читателю о конкретных отношениях двух людей. Поэтому Достоевский и не думает обходиться такими банальностями, а пытается описать совершенно особую ситуацию — как может. Отсюда и вся невнятица, паузы, неуместные словечки — четкое ощущение, что ему не хватает языка, и дело не в словарном запасе, а в том, что вообще никакого человеческого языка не хватает, чтобы настолько детально и четко передать сложные ощущения. И Достоевскому, пожалуй, все-таки удается это сделать, как никому другому — так что его нетривиальные языковые средства все-таки себя оправдывают.
«Не считал ли ты богом отца?
Отец нас бросил.
Что это говорит о Боге?»
«Бойцовский клуб»,
режиссер Дэвид Финчер.
«Христос, Аркаша, все простит: и хулу твою простит, и хуже твоего простит. Христос – отец, Христос не нуждается и сиять будет даже в самой глубокой тьме…»
Ф. М. Достоевский «Подросток».
Первоначальное название романа «Подросток» было – «Беспорядок»… «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла <…> Нынче честно не проживешь» 1 – так характеризуется пореформенная ситуация в России в черновиках к «Подростку». «Разложение – главная видимая мысль романа» (16, 17), – записывает Достоевский. И позднее: «Вся идея романа – это провести, что теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях (которых по тому самому нет), в убеждениях (которых потому тоже нет), в разложении семейного начала. Если есть убеждения страстные – то только разрушительные (социализм). Нравственных идей не имеется, вдруг ни одной не осталось, и, главное, с таким видом, говорит ОН, что как будто их никогда и не было» (16, 80 – 81). Исчезла единая скрепляющая и обобщающая мысль в человечестве, исчезла как-то вдруг, в одночасье, сохранились лишь мысли второстепенные, которые способны объединять партии, но не человечество в целом. «Эпиграфом к роману, – пишет К. Мочульский, – можно было бы поставить слова Гамлета: «Распалась связь времен». Человечество ушло от Бога и осталось одиноким на земле. Вместе с идеей Бога распалась и идея всеединства мира. Человечество не составляет более единой семьи, все обособились, братское общение заменилось враждой, гармония – «беспорядком»» 2. Строительство Вавилонской башни, когда-то смешавшее языки, теперь смешало идеи, никто не понимает друг друга, но, в отличие от первого этапа «строительства», теперь не понимается, не осознается и само непонимание: люди, говоря о разных и несовместных вещах, зачастую уверены, что говорят об одном и том же. В черновиках к «Подростку» читаем: «Тут были все элементы общества, и мне казалось, что мы, как ряженые, все не понимаем друг друга, а между тем говорим на одном языке, в одном государстве и все даже одной семьи» (16, 129 – 130).
Наиболее смешивались идеи коммунизма и христианства – благодаря тому, что их дальние выводы принимались за самое существо этих противоположных учений и мировидений. Между тем если в центре христианства находится, его создает сияющий лик Христа, то в центре коммунизма – провал и пустота, бездна, о которой можно забыть, которую можно прикрыть чьим-нибудь нарисованным лицом, но которая, в этом случае, становится ловушкой для несмысленных человеков, браво шагающих в пустоту, не подозревая о ее присутствии. Один из героев в черновиках к «Подростку» говорит, что если Бога нет, то «я <…> имея разум, не могу не признать этого (мироздания. – Т. К.) ужасно глупым, несмотря ни на какую невинность, и игра двух лавочников в шашки бесконечно умнее и толковее всего бытия и вселенной» (16, 18). «А в случае, если Он есть?» – спрашивают у него. «В этом случае: есть и для меня вечность, и тогда все тотчас же принимает вид колоссальный и грандиозный, размеры бесконечные, достойные человека и бытия. Все принимает разум и смысл». «Премудрость подавляет ум человеческий, а он ищет ее, – продолжает он далее. – Бытие должно быть непременно и во всяком случае выше ума человеческого. Учение о том, что ум человеческий есть заключительный предел вселенной, так же глупо, как и все, что есть самого глупого, и то, что глупее, бесконечно глупее игры в шашки двух лавочников» (16, 19).
В «Подростке», считает Мочульский, Достоевский «ставит вопрос не об отдельном человеке, а о человеческом обществе. Может ли человечество устроиться на земле без Бога?» 3Однако, как неоднократно отмечали исследователи, Достоевский однажды уже ответил на этот вопрос – написав последний сон Раскольникова. Распадение общества на атомы- личности, каждая из которых считает себя единственной обладательницей истины и пути к спасению, стремится воплотить как единую и универсальную свою собственную, частную идею, создает в кошмаре Раскольникова грандиозный образ человечества-антихриста, самоистребляющегося на наших глазах. Очевидно, в романе поставлена иная проблема, и, пожалуй, именно неумение ее определить создает впечатление беспорядочности самого романа.
Разложение и беспорядок представляют собой идеологическую, а не структурную составляющую произведения, распадается мир, который описывается в романе, но у читателя остается почти шоковое 4 первое впечатление, что разваливается сам роман. Именно поэтому «Подросток» долго считался самым «несовершенным» с точки зрения формы художественным произведением Достоевского. Почти хрестоматийным было высказывание Л. Гроссмана: «При несомненной яркости отдельных эпизодов и философской значительности многих диалогов, роман «Подросток» как бы растворяется в лихорадочной смене фактов, заслоняющих от читателей контуры его главного замысла» 5. Ему словно вторит Мочульский: «»Подросток» – самый перегруженный из всех романов Достоевского. Из него можно было бы выкроить не четыре, семь или восемь вполне законченных романов» 6. Заметим, что это было сказано по поводу произведения, где повествовательный принцип избирался и форма прорабатывалась писателем особенно тщательно. Именно в «Подростке» Достоевский попытался последовать давнему совету Н. Страхова и «вместо двадцати образов и сотни сцен остановиться на одном образе и десятке сцен» (291, 472). О совете Страхова он думает, когда выбирает форму повествования (от «я» или нет): «Если от Я, то будет, несомненно, больше единства и менее того, в чем упрекал меня Страхов, т.е. во множестве лиц и сюжетов» (16, 87); «Фактическое изложение от Я Подростка неоспоримо сократит растянутость романа, если сумею» (16, 91).
14 октября 1874 года Достоевский записывает: «В ходе романа держать непременно два правила:
1-е правило. Избегнуть ту ошибку в «Идиоте» и «Бесах», что второстепенные происшествия (многие) изображались в виде недосказанном, намечном, романическом, тянулись через долгое пространство, в действии и сценах, но без малейших объяснений, в угадках и намеках, вместо того чтобы прямо объяснить истину. Как второстепенные эпизоды, они не стоили такого капитального внимания читателя, и даже, напротив, тем самым затемнялась главная цель, а не разъяснялась, именно потому, что читатель, сбитый на проселок, терял большую дорогу, путался вниманием.
Стараться избегать, и второстепенностям отводить место незначительное, совсем короче, а действие совокупить лишь около героя.
2-е правило в том, что герой – Подросток. А остальное все второстепенность, даже ОН – второстепенность. Поэма в Подростке и в идее его или, лучше сказать, – в Подростке единственно как в носителе и изобретателе своей идеи» (16, 175).
Внешний сюжет («фабула») романа выдержан Достоевским как никогда и, действительно, чрезвычайно прост: это история «документа», письма Ахмаковой, попавшего в руки Аркадия, причем «документ» появляется на первых страницах, проходит через весь роман, постепенно выясняя для читателя свою значимость, организует катастрофическую развязку и оставляется Ламбертом на столе – буквально на последних страницах, в «Заключении», в эпилоге. В самом начале работы Достоевский определит в качестве фабулы именно эту историю «документа»: «О том, как Подросток сам (первый) придумывает идею, как погубить Княгиню, – самую подлую, низкую, но дерзкую, отважную, и увлекается ею. Тут – фабула. Так что Подросток чуть-чуть не был причиною ужасного несчастья» (16, 49).
В 1960 – 1980-е годы в отечественном литературоведении появляется ряд работ, где сама идея героя рассматривается как структурообразующая, что позволяет исследователям объяснить ряд особенностей формы произведения, но при этом остается вопрос – что же делать с устойчивым читательским впечатлением? А ведь оно, не имея себе оправдания в построении сюжета, как раз очень объяснимо именно неясностью «идеи» героя и тем более загадочностью эволюции этой идеи.
Сам Достоевский сознательно закладывает в основу романа двойной повествовательный принцип: «Множество связных и характерных происшествий, хотя и эпизодных и не относящихся до романа, но как все в свое время его поразившее – для действительности, живости и правдоподобия. Но затем – ФАБУЛУ, ФАБУЛУ!, которую развивать страшно сжато, последовательно и неожиданно» (16, 48). То есть на фоне внешней истории, движущей сюжет, развивается и по-настоящему организует роман, его композицию, внутренняя жизнь героя, история его личности. И вот эта история и заставляет читателя растеряться.
Существует «установившееся» мнение, что «ротшильдову» идею вытесняет идея «благообразия» 7. Но не говоря уже о том, что «благообразие» – не идея, а скорее проблема, вставшая перед Аркадием, пораженным его отсутствием в окружающем мире, что собой представляет «ротшильдова» идея – тоже совсем неясно. Кроме того, нужно ведь объяснить возможность такой эволюции одной идеи в другую, когда про новую идею можно сказать, как говорит Аркадий в «Заключении»: «Может быть, иному читателю захотелось бы узнать: куда ж это девалась моя «идея» и что такое та новая, начинающаяся для меня теперь жизнь, о которой я так загадочно возвещаю? Но эта новая жизнь, этот новый открывшийся передо мною путь и есть моя же «идея», та самая, что и прежде, но уже в совершенно ином виде, так что ее уже и узнать нельзя». Л. Сыроватко 8 предлагает изящный ход, позволяющий многое объяснить, – она утверждает, что «идея-чувство»»стать Ротшильдом», то есть воплотить в себе этот образ, сменяется идеей воплотить в себе образ – но уже Христов. Сама мысль вполне справедлива, но проблема заключается в том, что идея Подростка все же не сводится к тому, чтобы «воплотить в себе образ». Она гораздо определеннее – при всей неопределенности и неформулированности, – и надо предполагать, что эта определенность сохраняется в процессе ее эволюции, если о ней можно сказать, что она «та самая» – но только теперь, надо это заметить, не «идея», но «жизнь» и «путь».
Сами слова «жизнь» и «путь», конечно, прямо указывают на Христа, сказавшего о себе, что Он есть «путь, и истина, и жизнь». Остается понять «что есть истина» – та, которая присутствовала уже в ротшильдовой идее, ибо, очевидно, именно она и позволяет идентифицировать при всем различии то, что было, с тем, что стало.
Итак, какова же первоначальная идея?
«…Моя идея – это стать Ротшильдом, стать так же богатым, как Ротшильд; не просто богатым, а именно как Ротшильд». Достижение идеи обеспечивается «упорством и непрерывностью» высшего градуса («Есть температура кипения воды и есть температура красного каления железа»), предполагающими непременно и сразу «выход из общества», разрыв всех и всяческих связей, полное отождествление себя с идеей. «Тут тот же монастырь, те же подвиги схимничества. Тут чувство, а не идея». И далее: «Когда я выдумал «мою идею» (а в красном-то каленье она и состоит), я стал себя пробовать: способен ли я на монастырь и на схимничество? С этою целью я целый первый месяц ел только один хлеб с водой». (В скобках заметим, что довольно странно на фоне таких объяснений Аркадия выглядят интерпретации целым рядом исследователей его первоначальной идеи как желания «получить весь капитал разом». Он-то как раз утверждает, что «время тут ничего не значит» – то есть готов к любому долгому подвигу и постепенному, медленному накоплению.) На самом деле, к концу объяснения слово «идея» применяется уже не к результату («стать Ротшильдом»), а к процессу: «Результат двух этих опытов был для меня громадный: я узнал положительно, что могу настолько хотеть, что достигну моей цели, а в этом, повторяю, вся «моя идея»; дальнейшее – все пустяки». Центр тяжести переносится с «стать» в «хотеть», в «только бы не переставалось «хотеть»».
Аркадий, в отличие от того, кто желал бы получить «сразу весь капитал» (как Раскольников), как раз отвергает все возможные моментальные выгоды в пользу твердого расчета, всякие надежды на огромный куш в пользу наличной, хотя бы и небольшой, прибыли. То есть существо идеи Аркадия на самом деле не в том, чтобы «стать Ротшильдом» (в таком виде это не идея, а мечта), а именно в способе достижения, в «пути» 9, который и есть действительная «идея», оригинальная и только ему принадлежащая. В «пути», на котором он готов на всякое самоотвержение и самопожертвование, но цель которого все же пока еще смутна, потому что «стать Ротшильдом» никак не походит на окончательную цель. «Вся цель моей «идеи» – уединение.
– Но уединения можно достигнуть вовсе не топорщась стать Ротшильдом. К чему тут Ротшильд?
– А к тому, что кроме уединения мне нужно и могущество»
Далее выясняется окончательная цель – первое место. И наконец:
«Мне не нужно денег, или, лучше, мне не деньги нужны; даже и не могущество; мне нужно лишь то, что приобретается могуществом и чего никак нельзя приобрести без могущества: это уединенное и спокойное сознание силы! Вот самое полное определение свободы, над которым так бьется мир! Свобода! Я начертал наконец это великое слово…»
Уединения Аркадий ищет потому, что не умеет общаться с людьми, не «выдерживает дистанции», раскрываясь навстречу всякому «откровенному», начиная любить его – и налетая с размаху на «надувательство» и насмешливую закрытость. Могущества он ищет потому, что с самого детства ощущает свою оставленность и незащищенность: «Подросток потому, имея отца, начал копить и возмечтал о Ротшильде, что ОН (отец) давным-давно относится к нему более чем небрежно, и молодой человек это давным-давно сознал (факты)» (16, 44). И наконец, свобода – единственное, что делает человека человеком, – образ и подобие Божие в нем; утраченное подобие – и потому так сильна тоска по свободе и жажда ее, неуничтожимый образ – и потому в самом глухом и безнадежном рабстве (кто бы ни поработил человека: другой человек, его собственные похоти и страсти, внешние обстоятельства: беды и болезни или, напротив, роскошь и комфорт, затягивающие, как в трясину, опутывающие по рукам и ногам страхом утраты или тоской и скукой), так вот, в самом безнадежном рабстве человек ощущает вопреки всякой очевидности, что он свободен и что если только он решится осуществить свою свободу – никто и ничто не сможет этому помешать. Свобода – полное самоосуществление и самораскрытие, самовоплощение – цель человеческой жизни, которую невозможно осуществить без помощи Божией.
«Деньги хоть не Бог, а все же полбога…» – скажет Макар Иванович Долгорукий, названый отец Аркадия. В мире, где разорваны все связи и отношения, где человек – экзистенциально и онтологически безотцовщина, деньги – единственное, что обеспечивает действительное могущество и защищенность, что дает первое место. Первое место, защищенность, могущество – обеспечиваются отношением к нам людей вокруг нас и Бога над нами. Чья-то любовь дает нам чувство защищенности, безмерные власть и могущество, неоспоримое первенство – до тех пор, пока эта любовь – наша, направлена на нас, нам принадлежит. Но мы не можем быть уверены в неотменимости чьей угодно любви – за исключением Божией (а в Боге неотменима чья угодно любовь). Но если Бога нет – или если Ему нет до тебя дела так же, как до тебя нет дела твоему отцу, – нужно найти что-то, что выражало бы саму идею отношения и не зависело бы ни от чьей чужой воли. Деньги для Аркадия не средство (тем более – не средство получения «комфорта» или «куска»), а «эквивалент» могущества, «чистое отношение», «связь» в чистом виде, как бы отчужденная от того, что она связывает, и способная связать что угодно. Именно будучи «чистым отношением» деньги формируют и трансформируют любое отношение, организуют, создают отношение на месте его отсутствия, на месте безразличия, они «являют» своего владельца миру уже просто в силу наличия, абсолютно без усилий с его стороны: «О пусть, пусть эта страшная красавица (именно страшная, есть такие!) – эта дочь этой пышной и знатной аристократки, случайно встретясь со мной на пароходе или где-нибудь, косится и, вздернув нос, с презрением удивляется, как смел попасть в первое место, с нею рядом, этот скромный и плюгавый человечек с книжкой или с газетой в руках? Но если б только знала она, кто сидит подле нее! И она узнает – узнает и сядет подле меня сама, покорная, робкая, ласковая, ища моего взгляда, радостная от моей улыбки…»
Свобода человека в Боге реализуется положительно – как исцеление, освобождение от власти греха и смерти, как преображение в того хозяина и хранителя «сада земного», каким был создан Адам, коему все подвластно: существа и стихии, ибо он «знает имена их» 10. Свобода человека, достигаемая деньгами, реализуется отрицательно – как неизбежное, почти автоматическое, порабощение окружающих.
Именно в этом смысле «документ» – абсолютный эквивалент «ротшильдовой идеи»: он тоже «чистое отношение», отчужденная «связь», неизбежно и неразрывно связывающая кого-то со своим владельцем, только направленная конкретно на одного человека, а не безличная, как деньги. «Чистое отношение» – и есть паутина, сеть, в любой момент могущая обернуться «связующей нитью» своего владельца неважно с кем или с кем-то конкретным, – и недаром Татьяна Павловна говорит о грозящей Ахмаковой беде в терминах паучьей ловли мух: «оплетут теперь ее всю и мертвой петлей затянут». «Душа паука», которую герой обнаружит и признает в себе именно в истории с Ахмаковой, воспитывается в Аркадии «ротшильдовой идеей».
Суть отношения Бога к миру – личная непрекращающаяся связь с каждым существом в той мере, в какой оно только эту связь допускает, изливающееся в мир солнце-сердце, кровью своей питающее мир, подающее ему истинное бытие, как в упоминаемом Версиловым «Видении Христа на Балтийском море» Гейне 11. Суть отношения к миру «Ротшильда» – безличная сеть «чистого отношения», улавливающая всех, в центре которой – паук-аскет, зорко вглядывающийся в мир и знающий, что ему достаточно пошевелить лапой, чтобы отозвалось в любой его точке. «Чем безнравственно и чем низко то, – вопрошает Аркадий, – что из множества жидовских, вредных и грязных рук эти миллионы стекутся в руки трезвого и твердого схимника, зорко всматривающегося в мир?»
Если Христос – неиссякаемый источник жизни, то паук-благодетель высасывает соки этого же мира, чтобы потом ими подпитать мир в соответствии со своими представлениями о нем – как потом великий инквизитор отберет хлебы и раздаст голодным из своих рук. Антихрист не отдает, а создает систему перераспределения. Идея «стать Ротшильдом» – это идея стать солнцем миру, отобрав для того предварительно от мира же себе тепло и свет 12. Перед нами идея-перевертыш, как и все антихристовы идеи, и желание Аркадия «в конце концов» отдать все свои миллионы людям не изменяет ее, но лишь реализует взрывообразно, что он прекрасно понимает, говоря, что тогда станет «вдвое богаче Ротшильда». Здесь деньги переходят в еще более чистую форму «отношения», которое действительно способно кормить, «как вран в пустыне» 13, своего владельца.
Но Достоевский всегда утверждал, что пламенный атеист находится на предпоследней ступеньке к самой горячей вере, и это именно потому, что всякая додуманная до конца и пламенно атеистическая идея (идея «во имя свое» или «во имя человечества» – что, в сущности, одно и то же) есть перевертыш христианской идеи и, значит, приобретает свои истинные черты одним поворотом, когда все остается таким же, тем же самым – и одновременно меняется так, что и узнать нельзя.
Идей-перевертышей, восторжествовавших в мире безотцовщины, в романе множество, и в первую очередь это коммунистические и «женевские» идеи. Идеи-перевертыши основной и конституирующей чертой имеют второстепенность в смысле неокончательность, то есть допускают по достижении своем вопрос: «а что дальше?» или «а зачем?». Этим качеством обладают все идеи, предлагаемые Версиловым Аркадию в ответ на домогательства последнего: превратить камни в хлебы; добродетель без Христа «женевских идей»; десять заповедей – когда забыта первая – о любви к Богу. Вот как их излагает Версилов:
«– Что тебе делать, мой милый? Будь честен, никогда не лги, не пожелай дому ближнего своего, одним словом, прочти десять заповедей: там все это навеки написано.
– Полноте, полноте, все это так старо и притом – одни слова; а нужно дело.
– Ну, уж если очень одолеет скука, постарайся полюбить кого-нибудь или что- нибудь или даже просто привязаться к чему-нибудь».
Далее Аркадий спрашивает: «Слушайте, ничего нет выше, как быть полезным. Скажите, чем в данный миг я всего больше могу быть полезен? Я знаю, что вам не разрешить этого; но я только вашего мнения ищу: вы скажете, и как вы скажете, так я и пойду, клянусь вам!» На что и получает ответ: «обратить камни в хлебы». Совет вполне в духе «идеи» Аркадия, причем даже не в высшем ее градусе, совет миллионеру – управителю мира, совет, который был отвергнут Христом и будет принят антихристом.
Перед нами первое в структуре романа обращение к евангельскому эпизоду о богатом юноше, очень точно воспроизводящее структуру евангельского текста: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 16. Л., 1976. С. 7. Здесь и далее курсив в цитатах – мой, выделение жирным шрифтом принадлежит цитируемому автору. Далее ссылки на указанное издание даются в скобках в тексте. – Т. К.
- Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 474.
- Мочульский К. Указ. соч. С. 474.
- Понимая намерения Достоевского, от этого ощущения все же не может избавиться Мочульский: «И все же, – пишет он, – после сокращений и «чисток», роман поражает своей запутанностью и перегруженностью. Автор поставил себе парадоксальное задание – изобразить бесформенность в художественной форме, вместить картину хаоса в рамки искусства» (Там же. С. 471).
- Гроссман Л. П. Достоевский-художник // Творчество Достоевского. М., 1959. С. 392.
- Мочульский К. Указ. соч. С. 462.
- См.: Савченко Н. К. Сюжетосложение романов Ф. М. Достоевского. М., 1982. С. 78.
- Сыроватко Л. В. Реализация педагогического потенциала романа Ф. М. Достоевского «Подросток» на уроках литературы в старших классах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997. С. 98.
- «А наконец, пусть я не достигну ничего, пусть расчет неверен, пусть лопну и провалюсь, все равно – я иду. Иду потому, что так хочу» – вот окончательная формулировка Аркадия.
- Может быть, не случайно начало романа приходится на день (19 сентября ст. ст.), когда празднуют в том числе и память мученика Зосимы пустынника, которого в пустыне окружали дикие звери, а когда во время истязаний мучители потребовали, чтобы какой-нибудь зверь явился по зову Зосимы, то по молитве его, повешенного вниз головой, прибежал лев и поддерживал его уставшую голову. Лев хоронил вместе с другим Зосимой, поведавшим миру о житии Марии Египетской, и саму великую святую. Интересно, что имя гимназического друга, ведущего Аркадия в первой части к Дергачеву, – Ефим Зверев, а Евфимий, Ефим значит (греч.) – благожелательный.
- Имеется в виду стихотворение Гейне «Мир» из первого цикла «Северного моря» (1825 – 1826).
- Интересно, что в «Finale»»Солнечной сонаты» (1907) М. Чюрлениса (изображающего замкнутую на себя вселенную) мироздание оказывается заплетено в паутину, где вместо паука сидит черный король на золотом троне и в золотой короне – очевидно, символ остывшего солнца, собирающего соки вселенной, чтобы вновь вернуться к рассвету «Allegro».
- Что здесь для Аркадия дело заключается не в облагодетельствовании человечества, свидетельствует сопоставление недалеко друг от друга отстоящих цитат: «Тогда – не от скуки и не от бесцельной тоски, а оттого, что безбрежно пожелаю большего, – я отдам все мои миллионы людям…» и «Одно сознание о том, что в руках моих были миллионы и я бросил их в грязь, как вран, кормило бы меня в моей пустыне».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.