Достопримечательности палестины

У северного побережья Турции русская эскадра П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру Осман-паши. Последнее сражение эпохи парусного флота.

В конце 40-начале 50-х гг. XIX века начал назревать новый конфликт на Ближнем Востоке, поводом к которому явился спор католического и православного духовенства о «палестинских святынях».

Речь шла о том, какой из церквей принадлежит право владеть ключами от Вифлеемского храма и других христианских святынь Палестины – в то время провинции Османской империи. В 1850 г. православный патриарх Иерусалимский Кирилл обратился к турецким властям за разрешением на починку главного купола храма Святого Гроба Господня. Одновременно с этим католическая миссия подняла вопрос о правах католического духовенства, выдвинув требование восстановить католическую серебряную звезду, снятую со Святых Яслей и передать им ключ от главных ворот Вифлеемской церкви. Поначалу европейская общественность не уделяла большого внимания этому спору, который продолжался в течении 1850–52 гг.

Инициатором обострения конфликта выступила Франция, где в ходе революции 1848–1849 г.г. к власти пришел Луи Наполеон – племянник Наполеона Бонапарта, провозгласивший себя в 1852 г. императором французов под именем Наполеон III. Он решил использовать этот конфликт для укрепления своего положения внутри страны, заручившись поддержкой влиятельного французского духовенства. Кроме того, в своей внешней политике он стремился восстановить былое могущество наполеоновской Франции начала XIX века. Новый французский император стремился к небольшой победоносной войне с целью укрепления своего международного престижа. С этого времени русско-французские отношения начали портиться, а Николай I отказался признать Наполеона III законным монархом.

Николай I, со своей стороны, рассчитывал использовать этот конфликт для решительного наступления на Османскую империю, ошибочно полагая, что ни Англия ни Франция не предпримут решительных действий в ее защиту. Однако Англия увидела в распространении российского влияния на Ближнем Востоке угрозу Британской Индии и вступила в антирусский союз с Францией.

В феврале 1853 г. в Константинополь со специальной миссией прибыл А.С. Меншиков – правнук знаменитого сподвижника Петра I. Целью его визита было добиться от турецкого султана восстановления всех прежних прав и привилегий православной общины. Однако его миссия закончилась провалом, что привело к полному разрыву дипломатических отношений между Россией и Османской империей. Чтобы усилить нажим на Османскую Империю, в июне русская армия под командованием М.Д. Горчакова оккупировала Дунайские княжества. В октябре турецкий султан объявил России войну.

18 ноября 1853 г. в Синопской бухте на южном побережье Черного моря произошло последнее крупное сражение в истории парусного флота.

Турецкая эскадра Осман-паши вышла из Константинополя для десантной операции в районе Сухум-кале и сделала остановку в Синопской бухте. Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Эскадра под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова в составе трех линкоров во время крейсерского дежурства обнаружила турецкую эскадру и заблокировала ее в бухте. Была затребована помощь из Севастополя.

К моменту битвы в составе русской эскадры было 6 линкоров и 2 фрегата, а в составе турецкой – 7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата, 2 брига, 2 транспорта. Русские имели 720 орудий, а турки – 510.

Артиллерийский бой начали турецкие корабли. Русские корабли сумели прорваться сквозь заградительный огонь противника, встали на якорь и открыли сокрушительный ответный огонь. Особенно эффективными оказались, впервые примененные русскими 76 бомбических пушек, стрелявших не ядрами, а разрывными снарядами. В результате боя, продолжавшегося 4 часа, весь турецкий флот и все батареи из 26 орудий были уничтожены. Турецкий пароход «Таиф» под командованием А. Слейда, английского советника Осман-паши, спасся бегством. Турки потеряли убитыми и утонувшими свыше 3 тыс. чел., около 200 чел. попали в плен. В русском плену оказался и сам главнокомандующий – Осман-паша. Его, брошенного своими матросами, спасли с горящего флагмана русские моряки. Когда Нахимов спросил у Осман-паши, есть ли у него просьбы, тот ответил: «Чтобы спасти меня, ваши матросы рисковали жизнью. Прошу их достойно наградить». Русские потеряли 37 чел. убитыми и 235 ранеными. Победой в Синопской бухте русский флот получил полное господство в Черном море и сорвал планы высадки десанта турок на Кавказе.

Разгром турецкого флота явился поводом к вступлению в конфликт Англии и Франции, которые ввели свои эскадры в Черное море и высадили десант вблизи болгарского города Варна. В марте 1854 года в Стамбуле был подписан наступательный военный договор Англии, Франции и Турции против России (в январе 1855 г. к коалиции присоединилось и Сардинское королевство). В апреле 1854 г. союзная эскадра бомбардировала Одессу, а в сентябре 1854 г. союзные войска всадились близ Евпатории. Была открыта героическая страница Крымской войны – оборона Севастополя.

Бейт-Джала у нас в программе не стояла. Признаюсь, я до этой поездки не ничего не слышал об этом святом месте. Его посещение стало для нас подарком нашего путевода Григория, который, зная наше желание увидеть редкие места в Святой земле, предложил нам после Лавры св.Феодосия по пути в Иерусалим заехать в Бейт-Джалу.
Что же такое Бейт-Джала и почему ее нельзя проехать мимо? Это арабский город на территории Палестинской автономии между Вифлеемом и Иерусалимом, причем при общей численности жителей в 15 тысяч человек – 13 тысяч из них – арабы-христиане, конечно, православные. То есть этот один из немногих городов в Израиле (чуть ли не единственный!) с подавляющим христианским населением.
Город известен еще с библейских времен и отождествляется с поселением Гило, родиной Ахитофела, «друга» царя Давида. Есть предание, что здесь был погребен Иессей, отец царя Давида.
Но настоящая слава города связана с именем святителя Николая, который, как известно, перед рукоположением совершил паломничество в Святую Землю и прожил здесь почти три года с 310 – по 313 гг. И только укрепившись здесь духовно, он согласился принять архиерейский сан и взойти на Мирликийскую кафедру. Так вот, жил будущий святитель именно в Бейт-Джале, в память о чем в византийскую эпоху на месте его дома был основан монастырь и город даже назывался Никополис.
Нынешнее название означает «дом на зеленом склоне (горы)», — именно так он и расположен.
Я не заметил сам момент, когда мы въехали в город и вскоре оказались в самом центре города у главной его святыни. Это храм святителя Николая, на месте дома, в котором жил святой угодник. Храм святителя Николая поражает большими размерами, сразу видно, строили без оглядки на притеснения арабов и запреты турков. Действительно, выяснилось, что нынешний храм построен в 1920-е гг (освящен в 1931 г.) в период т.н. «английского мандата», когда англичане проводили политику христианизации Палестины. Встреча со святителем Николаем на Святой Земле необычная, потому что он в нашем восприятии менее всего ассоциируется с Палестиной, но тем более приятна, поскольку святитель Николай для нас особый, наш русский по духу святой.
«Русский» святой нас и встретил по-русски, причем в буквальном смысле слова. В храме нам на встречу вышла матушка местного батюшки араба и заговорила с нами на чистом русском языке. Она сама оказалась русской. Мария, так ее зовут, училась на регентском отделении при Санкт-Петербургской семинарии, где познакомилась с семинаристом из Палестины арабом, если не ошибаюсь, Павлом. Они поженились, в 2004 году закончили учебу в городе на Неве и отправились служить на родину православного араба-батюшки в Бейт-Джалу. Теперь матушка Мария радушно принимает своих соотечественников на Святой Земле. После ее поселения в Бейт-Джале это место все больше стали посещать русские паломники. В самом деле, не везде на Святой Земле можно услышишь рассказ из первых уст на русском языке.
Надо отметить, что в матушке Марии мы увидели воплощение лучших качеств русской матушки, как внешне, так и духовно. Она дородна, с чисто русским лицом, кажется персонажем Кустодиева, сошедшим с полотна. Она уже успела обзавестись тремя детьми. Чувствуется, что ее широкая русская душа глубоко приняла и Бейт-Джалу как родную землю и православных арабов как новых соотечественников. Это явствовало из ее искреннего и сердечного рассказа о приходе, прихожанах и чудесах святителя Николая. Было радостно, что такая замечательная матушка представляет наш народ на Святой Земле, хотя и немного жаль: такие матушки нужны и в России.
Матушка Мария рассадила нас на скамьи в храме. «Только в монастырских храмах нет лавочек, а в приходских храмах – это древняя восточная традиция», — сказала она. И как оказалось, не зря, потому что ее рассказ оказался продолжительным. Я старательно записал этот уникальный рассказ о современных чудесах святителя Николая на Святой Земле, который и предлагаю своим читателям с максимальным сохранением авторской речи:
» О монастыре свят.Николая
Когда здесь жил святитель Николай, местные жители его очень почитали за Божьего человека. И когда он ушел, дом его сохраняется в неприкосновенности с большой любовью. Никто в нем не поселился, его не разоряли. И после того, как совершилась канонизация свят. Николая, здесь строится огромный монастырь, который впервые упоминается уже в 415 году. Его территория составляла примерно 6 кв. км, было построено несколько храмов, большой собор вмч.Георгия Победоносца и двухуровневый собор свят. Николая Чудотворца, в нижнем приделе которого как раз находился его дом. В лучшие времена монастырь насчитывал 5000 насельников. И на сегодняшний день бывают такие открытия. Например, на прошлой неделе когда копали колодец для дождевой воды в частном доме и нашли монастырскую кладку и погребение 5 века. Выстаивает монастырь и персов, и мусульман, и крестоносцев, но в 14 веке его разрушают мамлюки. И после того как мамлюки прошли здесь огнем и мечом, остается только нижний придел собора с домом свят. Николая и груда развалин. После мамлюков монастырь уже не восстанавливался, потому что вслед за ними приходят турки и воцаряется здесь Османская империя. Турки очень притесняют христиан, и одно из притеснений заключалось в том, что они не разрешали строить или восстанавливать храмы и монастыри. Вот только что есть, в том и молитесь.
Община Бейт-Джалы была очень большая, многотысячная. Например, 1753 году по документам она насчитывала 8500 православных христиан. Но, несмотря на это, несмотря на то, что они постоянно просили разрешения на строительство хотя бы верхнего храма, чтобы люди могли собраться и помолиться, это разрешение никак не давали. И только в 1914 году, когда Османская Империя была фактически вытеснена отсюда англичанами, был получен параман, т.е. разрешение на строительство храма. Но сразу приступить к строительству не удалось, потому здесь была очень тяжелая ситуация: война, холера, нищета, голод. Вы даже представить себе не можете, насколько тяжелая. Дети ходили за турецкими лошадьми, из их навоза выковыривали уцелевшие зернышки, их мыли, сушили и с травами из этого пекли хлеб.
Но когда в 1923 году здесь произошло чудо, то это всех вдохновило на строительство и оно началось.
Чудо при начале строительства храма.
Здесь было большое землетрясение. И оно много домов разрушило и повредило. И видимо, купол нижнего храма тоже пострадал, потому что он неожиданно рухнул, когда под ним находился человек. Естественно, все подумали, что человек – звали его Абуманша – уже погиб. Но стали его раскапывать, чтобы по-человечески похоронить. И когда раскопали, обнаружили его целым и невредимым. И только одна туфля с его ноги пропала бесследно. Тут у нас был один врач катастроф, паломник. И он сказал: «Матушка, это чудо – для меня». Я говорю: «Почему?» — «Потому что я как никто другой знаю, что если откапывают из обрушившихся зданий человека, и обувь у него снята, то это явный признак того, что это – труп. Он уже жив никак не может быть». А вот у него обувь снялась, и даже одну так и не раскопали, а он жив-здоров.
И вдохновленные этим явным чудом Божиим, жители Бейт-Джалы начали строительство храма.
В 1925 году за два года полностью были построены стены, купол. И нынешний иконостас был сделан тогда же, в 1925 г. Он выполнен из камня, который называют «розовый Вифлеемский мрамор». Из этого же камня сделаны цельные колонны в храме Рождества Христова. И пол выложен этими же плитами. На самом деле, хотя он и называется так красиво, это – известняк по своим свойствам. Но поскольку он розового цвета и очень трудно обрабатывается, его и назвали «мрамор». А резчики по камню – это как раз бейтджальцы. Если вифлеемцы – это резчики по дереву, бейт-сахурцы это крестьяне большей частью, то бейтджальцы – это как раз каменотесы и прекрасные резчики по камню по сегодняшний день. Если Вы посмотрите, то и сегодня на многих христианских домах увидите резные каменные иконы: вмч.Георгия Победоносца, свят.Николая и других. Это все – бейтджальцы.
Закончено было полностью строительство храма в январе 1931 года. Храм был освящен, и милостью Божией с тех пор он не разорялся. Службы проходят здесь фактически ежедневно. И было очень много чудес, как в древности, так и буквально в наши времена, на наших глазах.
Чудо при бомабрдировке
Вот Вы сейчас будете прикладываться к частичке мощей свят. Николая. Эту частичку передали после чуда, которое было в 1967 году. Во время 6-тидневной войны, когда стреляли по Бейт-Джала, на крыше храма ночью появился святитель Николай в полном святительском облачении, а сверху мантия – и все бомбы, которые летели по небу, он собирал и под мантию складывал. И абсолютно реальный факт, что не только храм не пострадал, но и ни один дом в Бейт-Джале, ни один бейтжалец не был ни ранен, ни убит. А видели святителя Николая на крыше храма огромное множество народа, практически все жители Бейт-Джалы того времени.
Если Вы посмотрите в окно, то увидите стрельчатые окна. Это – католический монастырь в честь Божией Матери, который был построен таким немножко обманным путем в православной Бейт-Джале в конце 19 века. Это было время католической экспансии. А настоятелем в то время был итальянец, кардинал, и он потом стал нунцием папы здесь на Святой Земле. То есть сделал большую карьеру, говоря светским языком. Он своими глазами видел, как святитель Николай ловил бомбы здесь на крыше. И тоже собирал свидетельства, документировал и послал целый том папе Римскому. А резолюция удивила нас особенно приятно: передать частичку мощей свят. Николая из Бари в православный храм в Бейт-Джале, где и случилось чудо.
Обретение чудотворной иконы
Напротив мощей иконочка в деревянном киоте. Ее история произошла в августе 2007 года. Один прихожанин по имени Майкл принес эту икону к нам в храм и рассказал, что с ним случилось. К нему приходит один человек, персидский еврей, неизвестно, каким образом к нему попала эта икона, но он предложил ее продать и запросил за нее 20.000 долларов. Майкл, когда посмотрел на нее, то понял, что он ее купит за любые деньги. Но сами понимаете, сумма такая, что карман не откроешь и не вытащишь. Он попросил отсрочку. Договорились на три дня. Через три дня Майкл пришел открывать свой магазин, и увидел, что этот продавец его уже ждет, бежит ему навстречу и весь такой как невменяемый, кричит: «Неси его домой. Он сказал, что ты к нему ходишь по Воскресеньям в гости! Вот бери и неси его домой! Оставьте меня уже в покое! Это же невозможно!». Оказалось, что к нему все три ночи являлся некто, по описанию как Ангел Господень, и очень грозно что-то говорил! А на третью ночь приходит к нему старенький священник и говорит: «Отнесите меня уже домой. Хватит меня мучить». Он отвечает: «Да кто Вы такой? Я Вас знать не знаю! Где Ваш дом?! Что Вы все ко мне пристали? Оставьте меня в покое!». На что батюшка ему и отвечает: «Да, сынок, ты меня не знаешь. А вот Майкл ходит ко мне каждое воскресенье в гости, вот пусть меня домой и отнесет!» И пропал.
Ну, Майкл выслушав, как он говорит, бредни этого человека, ничего не понял и говорит: «Слушай, идем, я тебе денег отдам, успокойся, и иди себе с Богом». Заходят они в офис, Майкл достает эту икону, достает конверт с деньгами и говорит: «Пересчитай, все ли в порядке». Тот смотрит вот такими глазами: «А кто это?! Кто здесь изображен?» – «Ну это святитель Николай, а тебе зачем?» Тот обрадовался: «Как хорошо! Значит, ты его знаешь? А где его дом? Ты знаешь, где его дом?!» — «Ну конечно, я прихожанин храма свят. Николая, я знаю, где его дом. Ну а тебе-то какое дело?» «А то, что вот это изображение – как будто цветная фотография того самого старенького священника, который просился домой! Так что если ты его знаешь, и дом его знаешь, то бери и неси его, и чтоб я Вас больше никогда не видел. Оставьте меня в покое!» И вот с августа месяца эта икона у нас в храме, и народ ее прозвал чудотворной, потому что многие люди, и наши прихожане, и паломники, по молитвам перед этим образом получают помощь и потом рассказывают разные чудесные события, происшедшие в их жизни.
Как деревья защитили Бейт-Джалу
А вот эта красненькая иконочка рассказывает о чудесах, которые произошли именно в нашей Бейт-Джале и в нашем храме и потому и называется «Отец города». Вот эти чудеса произошли, когда здесь было смутное время между мамлюками и турками, и постоянно приходили такие, как их здесь называют арабским словом, если дословно перевести, «всадники», то есть разбойники. И в очередной раз, когда эти всадники приехали, и не было никаких сил, чтобы отразить нападение. И тогда все собрались в Дом святителя Николая и просили о его заступничестве. И что случилось? Оливковые деревья, которые росли здесь всегда в изобилии, и по сегодняшний день Бейт-Джала славится своим оливковым маслом, эти деревья стали кидать камни в разбойников. И они испугались и ушли.
Как святитель Николай защитил от интифады
В 2002 году, когда началась вторая интифада, христиане, как всегда, были не в курсе. Ведь воюют между собой мусульмане с евреями, а христиане между двух огней, побиваемые обеими сторонами. Не преминут убить христианина мусульмане-арабы, которые здесь же живут, но и евреи, конечно, тоже. Был воскресный день, и люди все находились в храме. Во время Литургии вдруг начался обстрел. Все, конечно, перепугались, залегли. А дальше говорят, что нет, мы не остановим Литургию. Сейчас все причастимся, а там как Бог даст. Взяли мощи свят.Николая, обошли внутри храма трижды с крестным ходом, и обстрел абсолютно прекратился, как будто его и не было. Люди все причастились и разошлись по своим домам абсолютно целы и невредимы.
Как святитель Николай защитил от Моссада
Свят. Николай помогал людям в тяжелое время. Постучите в любой дом – вас с радостью накормят, приветят, и если Вы спросите: «Помогал ли Вам святитель Николай?», то Вам расскажут, как лично их семье святитель помог. Кому-то явился во сне и рассказал о судьбе пропавшего брата, мужа. Либо появлялся посреди дома ночью и говорил: срочно все выходите, выбрасывайте детей в окно. И как только все покидали дом, дом взрывался. Или просто человеку приказывает: «Отойди!», и как только он отходит, на его место бомба падает. Таких случаев огромное множество. Или, например, приходили из Моссада, и забирали всех, независимо от того, воевали, не воевали. Например, старший сын нашего священника все время прятался от всех, потому что, то приходили мусульмане, которые требовали, чтобы он участвовал в военных действиях, то вот Моссад. И в очередной раз солдаты пришли, а дома были батюшка, матушка и сын в спальне. И они спрашивают: «Есть ли кто-то в доме, кроме твоей семьи?» Бтиюшка отвечает, нет, только семья. И они начинают обыск. А вы себе не представляете, что такое военный обыск. Они перевернули все верх дном, но мимо двери, которая вела в спальню, они проходили как мимо стенки. Не видели ее.
Чудо об оружии на лампадах
Следующее чудо было в 1934 году во время правления англичан, т.н. британский мандат. Служил здесь тогда отец Иса. Англичане не разрешали местным жителям иметь оружие. Если у кого-то в доме находилось оружие, то вешали и его, и жену, и детей, чтобы неповадно было. А надо сказать, что у мужчины-араба понятие чести состоит из трех составляющих. Первое – это его душа и вера в Бога. Второе – это верность ему жены. А третье – это его оружие. Поэтому отдать оружие в руки врага – просто позорище, крайне бесчестно. И что сделали тогда партизаны, которые здесь были? Они собрали все оружие, что у них было, и принесли в храм. Батюшка благословил развесить его на эти крючки, на которых лампадки висят, видите? Он был уже старенький и решил, что лучше пусть его одного казнят, чем весь город. Когда же англичане пришли, обошли весь город и ничего не нашли, пришли они конечно же и в храм. Батюшка со страху вот таким ключом не мог в замочную скважину попасть. Решил, что все, смертный час его пришел. Они его резко отпихнули, ключ забрали, вошли в храм, мол, ага, попались, и тут Господь закрыл им глаза, и они не увидели совершенно ясно висящее здесь оружие. Обошли весь храм и ушли. Настолько местные жители были уверены, что святитель Николай их покроет, и так все и вышло.
Чудо со вдовой
У одной вдовы, у которой было две дочери, и единственным источником их пропитания были оливковые деревья, т.е. собирали, солили, мыло варили. Это было в 1980-е гг. Хочу сказать, что здесь нет никаких пенсий, социальных пособий. Пока человек работает – он работает, а потом его содержат дети. Но при этом абсолютно нет брошенных стариков, больных. Все в семье, присмотрены, последним куском с ними поделятся. Нам бы этому поучиться. Настолько развито почитание семьи, родителей, слава Богу.
Так вот, женщины собрали урожай, постелили на крышу. И вдруг пришли воры, двое мужчин, к стыду – православные христиане. И вдовица схватила иконочку свят.Николая и кричит: «Отче Николае! Приди, помоги! Нет ведь мужчины в доме, кроме тебя! Умрем ведь с голоду, если сейчас урожай заберут! Чем питаться целый год?!» И так она просила, что вопль ее дошел до неба. И святитель Николай явился на крыше. И вдруг оливки в руках вором превратились больших жуков – называются самсу(?), они такие ядовитые, противные. И они в ужасе кидают мешки, а бежать некуда – дом как посреди моря оказался. И явился им сам свят.Николай и говорит: «Идите в храм и покайтесь священнику. Нельзя обижать ни вдов, ни сирот. Я – их защитник и покровитель». И все стало как прежде. И вот два этих вора с крыши скатились, бегом в храм, каялись на весь город, разбудили батюшек и рассказали, что хотели обворовать вдовицу, а свят. Николай им запретил «.
На этом рассказ о чудесах закончился. Все приложились к иконе, а я взял ваточку с миром и помазал паломников. Потом мы спустились вниз и оказались в 4 веке, побывав в гостях у свят. Николая.
Это посещение Бейт-Джалы открыло нам, что свят.Николай творит множество чудес не только в нашей земле. Здесь мы поняли, что он являестя не только русским и Мирлликийским, но и Бейтджальским чудотворцем. Не случайно его в Бейт-Джале так и называют: «Отец города».

Палестина и Финикия занимали сравнительно небольшую территорию, вытянувшуюся параллельно восточному побережью Средиземного моря, прорезанную идущими также параллельно берегу горными хребтами. Край был богат различными породами дерева, особенно хвойного. Горные склоны поставляли и мягкий известняк, и твердые кристаллические породы. Еще в Древнем царстве египетские фараоны снаряжали сюда флотилии за ливанским кедром. Правители Двуречья также с середины III тысячелетия совершали походы для добычи строительных материалов.

Палестина является одним из древнейших центров возникновения высоко развитой культуры. Уже в IV тысячелетии до н. э. она была заселена оседло-земледельческими семитскими племенами. В начале II тысячелетия до н. э. на территорию Палестины проникают аморитские племена, а около 1200 г. до н. э. — филистимляне, от которых она получила свое название. В XV—XIII вв. до н. э. в среду оседлого ханаанского населения проникают кочевники-израильтяне. В XI в. до н. э. израильтяне основали здесь рабовладельческое государство. В X в. до н. э. оно разделилось на Израильское и Иудейское царство. Израильское царство в 722 г. до н. э. завоевано Ассирией, а Иудейское в 586 г. до н. э. — Вавилонией. В 538 г. до н. э. вся Палестина была включена в царство Ахеменидов.

Карта Малой Азии и Восточного побережья Средиземного моря

Поселения, выстроенные на холмах, служили убежищем для живущих на равнине и были отлично укреплены. Первые поселения относятся к очень раннему периоду.

Так Иерихон VIII тысячелетия до н. э. достигает значительных размеров (более 36 тыс. м2), окружается каменной стеной 1,75 м толщины, сохранившейся до высоты 3,6—6 м. Стена укреплена круглой башней 8,15 м высоты с внутренней лестницей из 22 каменных ступеней (рис. 9). Диаметр башни в основании 12 м. Значительные размеры поселения и его внушительные укрепления свидетельствуют о намечающемся городском характере Иерихона.

Первые города в Палестине появляются в III тысячелетии до н. э. Таков Иерихон периода раннего бронзового века. Он окружен стеной толщиной около 1 м из кирпича на каменном основании. В стене через определенные промежутки были сделаны с внутренней стороны углубления почти на полную ее толщину. Стена перестраивалась 17 раз. В некоторых местах имелись прямоугольные и полукруглые башни, а отдельные участки усилены рвом. В III тысячелетии до н.э. оборонительными стенами с валом был обнесен также и Телль эль-Фарах.

На рубеже III и II тысячелетия до н. э. городская жизнь с появлением племен номадов здесь, как и в ряде других мест, прекратилась. Пришельцы, вероятно, амориты, поселившиеся по склонам городских холмов и на окружающей территории, создали на основе синтеза с местной культурой новую, более высокую культуру среднего бронзового века.

Новый подъем культуры распространяется от Рас-Шамры и Ачаны на севере до пустыни на юге Палестины и приходится на первую половину II тысячелетия до н. э.

9. Иерихон. Каменная башня. Докерамический неолит

10. Мегиддо. Ворота, начало II тысячелетия до н. э. План и реконструкция

Иерихон в начале II тысячелетия дон. э. был окружен стеной 2-метровой толщины. Стена имеет тот же характер, что и стена III тысячелетия до н. э. В Мегиддо открыты крепостные ворота, состоящие из наклонной насыпи, идущей параллельно стене, и собственно ворот, в которых есть поворот под прямым углом к внутреннему входу (рис. 10).

Во II тысячелетии до н. э. вводится новый вид укреплений. Так, в Иерихоне остатки стены предшествующего периода превращены в вал, с толстым слоем обмазки. Основания вала были выложены камнем. Вал, имевший почти 20 м ширины, венчается стеной. Этот тип оборонительных сооружений широко распространяется в Палестине. Другой пример — Телль эль-Дувейр (Лахиш), где склон вала покрыт обмазкой, а подножье укреплено каменной стеной и усилено рвом. Такая система обороны вызвана новой системой наступления — применением боевых колесниц, лука и тарана, который трудно было втащить по крутому и скользкому склону вала к городской стене. Эта система оборонительных сооружений применялась также в дельте Нила и в Сирии (Катна).

Данные о планировке городов этого времени незначительны. Так, в Иерихоне две улицы, менее 2 м ширины, поднимаются на холм в виде широких, вымощенных галькой ступеней. Под улицами проходят сточные канавы. Дома тесно построены, их нижние этажи занимают лавки и мастерские. Лавки обычно не связаны с остальными помещениями дома.

О первых поселениях израильтян известно очень мало. Они представляли собой деревни с очень грубыми постройками. Пример — деревня Телль эль-Фул севернее Иерусалима с башней площадью 15 м2 в центре. Верхняя часть башни, видимо, была из дерева.

11. Самария. Царский квартал, начало I тысячелетия до н. э. (реконструкция)

12. Самария. Капители пилястр домов царского квартала, начало I тысячелетия до н. э.

Самария — единственный большой город, основанный израильтянами. Она занимает холм, окруженный более высокими холмами. Вершина холма занята царским кварталом, что является новым в планировке городов Палестины. Царь и его слуги были отделены от остальных жителей города (рис. 11). Подобной же, несомненно, была и планировка Иерусалима времени Соломона. Вершина холма была опоясана подпорной стеной 1,6 м толщины. Город имел регулярную планировку. Здания примыкали к ограждающей стене. Вскоре вершина холма была расширена, а стена, поддерживавшая это расширение, стала оборонительной и превратила царский квартал во внутреннюю крепость. Эта стена состоит из кессонов, засыпанных землей и щебнем. Средние террасы холма также были окружены каменными стенами. Сохранились капители пилястр в протоионийском стиле, вторично использованные в более поздних стенах (рис. 12).

13. Мегиддо. Ворота, начало I тысячелетия до н. э. Реконструкция общего вида и план

14. Мегиддо. Система водоснабжения, конец II — начало I тысячелетия до н. э. Разрез и план

15. Мегиддо. Конюшни, начало I тысячелетия до н.э. (реконструкция)

Характерной чертой Мегиддо этого времени являются ворота в массивной оборонительной стене, ограждавшей вершину холма. Наклонная насыпь вела вверх к двойным внешним воротам (рис. 13). За ними находился дворик, в котором входящий должен сделать резкий поворот к внутренним воротам. Между выступами с обеих сторон прохода ворот находились комнаты стражи.

В X в. до н. э. были значительно расширены Хацор и Телль эль-Фарах. В это время укрепляются не только крупные, но и небольшие города Палестины. Так, например, Телль эль-Назбех (Мизпах), пограничный пост Иудеи, был окружен стеной 4-метровой толщины, построенной целиком из булыжника. Из стены выступали прямоугольные башни различной высоты, находящиеся на неравных расстояниях друг от друга. Башни и стены на восточной и западной сторонах были защищены массивным, облицованным камнем, глясисом, основание которого выступало на 8 м перед стенами. Единственные ворота были образованы идущими параллельно на расстоянии 14 м стенами и состояли из двойных выступов с комнатами стражи, расположенными во внутреннем конце прохода. Здания внутри стен были поставлены радиально, но не примыкали к стенам. За ними шла кольцевая дорога.

В Телль эль-Фуле исследована другая крепость, входившая в общую систему укреплений Иерусалима в конце X в.до н.э. Она не является частью города. Это башня или мигдал (мигдол), часто изображаемая на египетских памятниках, квадратная в плане, с массивной стеной шириной 9 м, основание которой защищено более тонкой стеной с земляным заполнением между ней и наружным глясисом.

В Палестине времени двух царств — Израиля и Иудеи — можно отметить два типа города: город, где господствовала большая резиденция правителя, и город, застроенный многочисленными рядовыми, схожими между собой зданиями. Все города были укреплены стенами или валами с глясисом.

При выборе места поселения обычно руководствовались близостью источника питьевой воды. Из соображений обороны поселения чаще всего строились на холме, а источники и колодцы находились за чертой города. На случай осады или пересыхания источника устраивали подземные водохранилища (цистерны) для запасов воды в самом поселении.

В Мегиддо к XII в. до н. э. относится интересная и сложная система водоснабжения у юго-западного подножья холма. Источник находился в пещере, доступной только с подножья холма, поэтому им нельзя было пользоваться во время осады. В самом поселении была сооружена вертикальная шахта 35 м глубины, верхняя часть которой, проходившая через остатки древних поселений, была укреплена каменной кладкой, а нижняя — вырублена в скале. От основания шахты в скале была пробита горизонтальная галерея длиной в 63 м (рис. 14). Необходимый уровень и направление галереи были точно определены. Первоначальная шахта имела ступени для спуска, но позже они были срезаны, а галерея углублена так, что вода стала доходить до основания шахты, превращенной в колодец. Но и это не удовлетворило жителей, поэтому вновь были сделаны ступени, но уже из дерева. Эта система водоснабжения Мегиддо существовала до 600 г. до н. э.

Первые, еще очень грубые и примитивные постройки Палестины восходят ко времени перехода от мезолита к неолиту (IX тысячелетие до н.э.). В Эйн-Маллахе открыты круглые в плане дома (7 м в диаметре), сооруженные вокруг участка, на котором находились обмазанные глиной колоколообразные ямы — погреба.

В VIII тысячелетии до н. э. круглые меньших размеров дома с центральным очагом строились и в Вади-Фаллахе. Подобные жилища известны также в Телль эль-Султане (древний Иерихон), хотя здесь они выстроены не из камня, а из односторонне-выпуклого сырцового кирпича, причем их основания лежат ниже уровня земли.

Для VII тысячелетия характерны прямоугольные небольшие наземные дома (Иерихон). Дома прочно построены, имели стены из кирпича сигарообразной формы с узором из оттисков ногтя большого пальца. Пол и стены покрыты тонкой обмазкой из глины кремового или розового цвета. Одно из зданий, возможно святилище, имело значительные размеры (6 x 4 м).

Поселение Телейлат-Гхассул (IV тысячелетие до н. э.) в долине Иордана тесно застроено небольшими домами неправильной формы в плане. Стены из саманного кирпича имеют прочные основания из камня. В некоторых домах открыты фрагменты стенных росписей, например, изображение фазана, человека, солнца с лучами и пр., видимо, ритуального характера. Дома, судя по открытым на прибрежной равнине оссуариям того же времени, имели округлую или двускатную крышу.

Недавно был открыт еще ряд поселений этого времени. Одно из них — Телль Абу-Матар — представляет собой комплекс пещер-жилищ, вырытых в естественном холме. Некоторые из них имели вход через горизонтальные галереи, идущие от края холма, другие — через вертикальные колодцы, в стенах которых были вырезаны опоры для рук и ног. Пещерные жилища имели размеры около 4,5 x 3 м в плане и были связаны галереями в группы из пяти-семи комнат; в жилищах и в галереях находились ямы для хранения воды и зерна. Лишь последняя, четвертая фаза поселения имела наземные дома с прямолинейными стенами на каменных основаниях. В Сафади подземные Жилища располагаются вокруг большого зала (10 x 3 м).

К началу II тысячелетия до н. э. относится дом какого-то знатного семейства в Телль Бейт Мирсиме, представляющий собой несколько комнат, сгруппированных вокруг центрального дворика, отделенного стеной от улицы. В дворике находились цистерна для воды, ямы для зерна и сводчатые печи. Большие дома, кроме жилых комнат, имели приемный зал. В общем размеры домов определяются размерами балки, поддерживавшей каркас из дерева и ветвей, на котором лежало покрытие из утрамбованной земли.

Для Палестины железного века (XII—IX вв.до н.э.) характерен план дома, в котором главный корпус разделен продольными стенами на три параллельные части. В одном из торцов по всей ширине здания расположена еще одна комната. Продольные стены, возможно, служили основаниями для столбов, разделявших главный корпус на нефы. Другой характерной чертой является употребление вертикальных камней, соединенных со стенами и свободно стоящих. Такие камни могли служить основаниями для столбов, поддерживавших крышу. В полу для хранения продуктов были вырыты круглые ямы.

Наиболее ранний дворец (2-я половина II тысячелетия до н. э.) был обнаружен в Мегиддо. Он содержал несколько двориков. Судя по толщине стен, здание было многоэтажным.

Внутреннее убранство домов зажиточных людей и княжеских дворцов было очень богатым. Стены облицовывали дорогим привозным кедром или же местными породами сикоморы и оливы; из дерева же делались двустворчатые двери.

Архитектура сделала большой шаг вперед в X в. до н. э. при царе Соломоне. Но и в это время расцвета не только строительные материалы, но и рабочие вывозились из Финикии. Крупнейшие из построек Соломона в Иерусалиме — дворец и храм — не сохранились даже в развалинах. Судя по описанию Библии, дворец имел два внутренних двора, вокруг которых группировались постройки. На первом более обширном дворе стоял храм, примыкавший своим святилищем к одной из сторон дворца. Расположение это встречается и в Египте: примером может служить тесная связь дворца и храма Рамсеса III в Мединет-Абу.

Так называемый «Дом дубравы ливанской», выходивший на первый внутренний двор дворца, представлял собой двухэтажный зал размером в плане 100 x 50 локтей (локоть = 0,525 м); в нижней части он имел три ряда опор, по пятнадцать в каждом ряду. По характеру зал близок к египетским гипостильным залам, но он был вытянут по поперечной оси, как это делалось у хеттов и в Двуречье. На колонны нижнего этажа опирался накат балок, служивший полом второго этажа.

На тот же двор выходил тронный зал и еще третье помещение. Жилые помещения царя и его семьи были расположены вокруг второго внутреннего двора.

Дворец в Самарии (начало I тысячелетия до н. э.) был выполнен в финикийских архитектурных формах. Вероятно, техника строительства также была финикийской. Близкие по архитектуре здания открыты в Мегиддо (IV слой), где строители снесли все более ранние постройки на вершине холма и заново застроили весь участок. Был воздвигнут большой дворец, огражденный стеной из тесаного камня с щебеночным заполнением. В одном из углов ограды находились ворота, фланкируемые башнями.

В постройках второй строительной фазы этого слоя Мегиддо интересны сооружения, окружающие дворик, примыкающий к дворцу. Среди них конюшни, состоявшие каждая из пяти блоков, включавших центральный проход, и отходящие от него по обе стороны стойла (рис. 15). Каждая конюшня могла содержать по 150 лошадей. Кроме конюшен к двору примыкало еще длинное здание, вероятно, хранилище для колесниц.

В Мегиддо обнаружен храм бронзового века (вторая половина II тысячелетия до н. э.). Он представлял собой зал с культовой нишей на противоположной от входа стене. По обеим сторонам входа располагались маленькие комнаты, пространство между которыми, возможно, занимал портик с колоннами. Другой храм, построенный в Лахише вскоре после 1479 г. до н. э. на засыпанном древнем рве, состоял из святилища вытянутой формы с двумя примыкающими комнатами, из которых только одна сообщалась со святилищем. Крыша опиралась на колонны, расположенные по центральной оси здания. Вход был прикрыт стеной, которая закрывала от непосвященных внутренность святилища. Низкая скамья, из которой выступали три блока, служила алтарем, на выступах, вероятно, стояли культовые предметы.

В другом варианте хананейских храмов доступ в святилище шел через промежуточные комнаты, причем алтарь и символы божества были помещены на скрытой платформе позади святилища.

В храме Ваала (внутренний размер 40 x 20 м) и храме Дагона в Рас-Шамре, существовавших на протяжении почти всего II тысячелетия до н. э., входы по одной из длинных сторон вели в передний двор, где стоял большой алтарь. Внутренние дворы и святилища были надежно укрыты.

16. Иерусалим. Храм Соломона. X в. до н. э. (реконструкция Стевенса по В. Ф. Олбрайту и Э. Райту)

В Иерусалиме храм Соломона, судя по описанию Библии, был невелик (31,5 x 10,5 м). Двор, внутри которого расположен храм, был окружен стеной. Монументальный вход представлял собой большую пилонообразную башню с трехэтажной пристройкой, окружавшей ее с боковых сторон. Стены этой башни имели ряд уступов, на которые были положены междуэтажные перекрытия пристройки. Вход, фланкированный впереди двумя колонками, был обращен на внутренний двор. Башня и пристройка были выложены из камня, скрытого под обшивкой из кедра.

Самый храм (рис. 16) состоял из двух помещений: переднее было более обширно, чем совершенно темное заднее («святая святых»), в котором помещался «ковчег завета».

Внутреннее убранство храма было очень богато. Стены были обшиты резным деревом, изображавшим растительные мотивы и херувимов. Святилище было покрыто золотом, и в нем стояли изваяния херувимов с распростертыми крыльями, тоже покрытые золотом. По описанию, эти крылатые херувимы в сочетании с пальмами напоминают крылатых гениев, стоящих по сторонам стилизованной пальмы, на ассирийских рельефах.

В литературе упоминается о двух медных колоннах, стоявших в притворе храма. Колонны, представляющие собой декоративные столбы вышиной 9,45 м с капителями диаметром 2 м, были украшены рядами гранатовых яблок — символом плодородия.

О связи с Двуречьем свидетельствуют рога, украшавшие алтарь и изваяния быков, несущих на спинах «бронзовое море» — огромный бассейн для омовений диаметром 5,25 м, вмещавший около 40 тыс. л воды.

17. Бет-Шан. Южный храм. XII в. до н. э. (реконструкция) 18. Бет-Шан. Северный храм (храм Астарты), XII в. до н. э. (реконструкция)

В другом городе (X в. до н. э.) — Бет-Шане — южный храм, как и иерусалимский, является финикийским по характеру. Он состоит из портика, центрального зала и святилища. Зал окружен кладовыми, как и в иерусалимском храме. Различия состоят в том, что зал в Бет-Шанском храме разделен колоннадой на основной и боковые нефы, но они помещены наискось по отношению к основной оси храма и, возможно, имеют вторичный характер (рис. 17). Этот храм посвящен мужскому божеству, тогда как северный храм — простое, вытянутой формы здание, с крышей на двух рядах колонн — Астарте (Ашторет) (рис. 18).

К середине IX в. до н. э. наступает упадок архитектуры. Он проявляется прежде всего в Самарии, где исчезают финикийские материалы, кладка становится грубой, план — нерегулярным.

Финикия — узкая полоса побережья Ливана от Тартуса до горы Кармел. Финикийцы — ветвь хананеян, которая не может быть выделена из общей массы вплоть до 2-й половины II тысячелетия до н. э. Торговля была основным занятием городов финикийской области. Торговые связи со многими странами сделали население финикийских городов посредниками по передаче также и культурных ценностей.

В начале II тысячелетия до н. э. начали складываться рабовладельческие города-государства. В XIV в. до н. э. в борьбу за обладание Финикией включились хетты. Лишь после нашествия «народов моря» (около 1200 г. до н. э.) страна приобрела некоторую независимость.

Финикия достигла своего расцвета в начале I тысячелетия до н. э. В VIII—VII вв. до н. э. Финикией овладела Ассирия, а в VI в. до н. э. — Вавилония.

В строительной технике финикийцев можно отметить помимо приемов, общих с другими странами, также много самобытного. Устройство оснований из мелкого камня или щебня на растворе близко хеттским и хананейским строительным приемам. В применении огромных каменных блоков в кладке, вероятно, отразилось влияние Египта. Однако наличие у финикийцев с начала I тысячелетия до н. э. железных орудий и инструментов способствовало улучшению обработки камня и дерева. Финикийцы широко использовали собственные каменоломни, добывая огромные каменные блоки, достигавшие нескольких метров в длину. При кладке они отесывали эти блоки настолько, чтобы последние плотно прилегали друг к другу, а иногда связывали их металлическими скрепами. Раствор не употреблялся.

Заслуживает внимания то, что финикийцы, возводя стены, наполняли деревянную форму уже не землей или глиной, как это делали хетты, а смесью извести и песка, т. е. уже применяли принцип бетона.

Применение железных инструментов наряду с наличием в стране прекрасных сортов леса позволило финикийцам достичь большого совершенства в обработке дерева для кораблестроения, последствием чего явилось также высокое качество плотничных работ в строительстве. Отсюда характерный для их архитектуры прием сплошной облицовки каменных зданий как внутри, так и снаружи драгоценным кедром. Кедр применен, в частности, при постройке храма Соломона в Иерусалиме, а также использован для украшения. Из него вырезаны пальметты, цветы и целые гирлянды.

19. Рельеф из дворца Сеннахериба в Ниневии, изображающий разграбление финикийского города

Поселения были сильно укреплены. Известно, что города Библ, Тир, Сидон и др. были обнесены стенами. На бронзовых воротах Салманасара III (859—824 гг. до н. э.) изображен Тир на скалистом острове, окруженный зубчатой стеной с башнями. Другое изображение Тира — на ниневийских рельефах. Видны дома внутри стен города, у домов — двойные двери, фланкируемые пилястрами. На другом рельефе изображен неизвестный финикийский город, состоящий из отдельных домов, обычно двухэтажных, причем верхние этажи меньше нижних (рис. 19). Наверху изображена городская стена или стена храма. Интересны неоднократно упоминающиеся в Библии типичные финикийские «верхние окна» в верхних этажах зданий. Они маленькие, квадратные с балюстрадой, опирающейся на колонки. Стены Сидона с башнями и зубцами изображались на монетах этого города в начале IV в. до н. э. Финикийские города обычно невелики, поэтому дома имели несколько этажей. Страбон говорит о многоэтажных домах Арада и Тира, причем дома Тира даже выше римских домов.

Первые монументальные здания в Финикии восходят еще к III тысячелетию до н.э. Это два храма,посвященные Ба’алат — богине Библа. Древнейшее из них было выстроено из известняковых плит, второе занимало площадь 28 x 20 м.

Храм Библа (начало II тысячелетия до н. э.) значительно перестроен и очень пострадал. Ясно только, что перед его входом находилась замощенная площадка, а по сторонам — две колонны. Слева от входа находятся базы трех монументальных сидящих фигур высотой не менее 4 м, справа — база стоящей статуи. При входе был бассейн для омовений.

Изображение этого храма на бронзовой монете относится к III в. до н. э. Характерно на этом изображении то же явление, которое имело место в Катне: рядом с храмом эллинистического типа с двускатной крышей и культовой статуей сохранено хананейское простое святилище с монументальным конусообразным камнем (рис. 20); тип этого святилища близок солнечному храму в Абусире с его гигантским обелиском под открытым небом. Многие стелы и алтари финикийских колоний в Западном Средиземноморье имеют форму квадрата или прямоугольника с культовой статуей или камнем внутри.

Храмовая архитектура позднего времени представлена святилищем в Амрите, где использованы огромные массы почти необработанного камня. Двор святилища размером 25 x 48 м врублен в естественную скалу. Среди двора оставлен каменный прямоугольный блок высотой 3 м. Небольшое культовое сооружение с плоской крышей (рис. 21) было украшено карнизом с характерной для Египта выкружкой. Вокруг двора была устроена галерея, деревянные балки покрытия которой одним концом, вероятно, лежали на деревянных опорах, другим же входили в отверстие, пробитое в скале. Это святилище напоминает открытое святилище в Библе, изображенное на описанной выше монете.

Интересны библосские гробницы XVIII в. до н. э. Они представляют собой большие склепы, вырезанные в скале на глубине 6 м и более, доступ в которые открывался через наклонный дромос, ведущий из вертикальной шахты. В склепах находились саркофаги и погребальные жертвенники. Примером является могила царя Ахирама (начало X в. до н. э.). В Сидоне этот тип могилы не имеет дромоса, и гробница помещается на дне шахты.

Для позднего времени характерны два типа погребений. Одним из них являются вырубленные в скалах склепы со сводчатым потолком. Второй тип представляют так называемые мегазилы в районе города Амрита. Наиболее известный имеет 6 м в вышину (рис. 22). Из круглой базы, сложенной из четырех блоков, выступают четыре фигуры львов, над базой возвышаются два последовательно уменьшающихся в диаметре цилиндра, высеченные из цельного камня и увеличенные каменным полушарием. Могила находилась непосредственно под мегазилом.

Финикийцы — торговцы и мореплаватели — явились основателями многих поселений по всему Средиземноморью и за его пределами. Это способствовало широкому распространению финикийской культуры и знакомству с ней многих стран того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *