Доверительные отношения

Доверие — основа хороших отношений с близкими. Когда нечего скрывать, можно смело просить о помощи, открыто обсуждать радости и огорчения, делиться самым сокровенным. У родителей далеко не всегда получается выстроить такие отношения с детьми. О том, как это сделать, рассказала психолог семейного центра «Красносельский» Бэла Азарова.

— Бэла, какие отношения можно считать доверительными?

— Доверие не может основываться на вере, оно основывается только на знании. Чтобы доверять кому-то, нам нужно знать, что этот человек предсказуем, последователен, открыт. Что он в своих действиях проявляет заботу об окружающих.

— Как родителю стать предсказуемым для ребенка?

— Предсказуемость проявляется прежде всего в поведении. К примеру, ребенок знает, что если он получит двойку, то родитель не обрадуется и посадит делать дополнительные задания по предмету. Если же малыш получил пятерку, то родитель обрадуется и похвалит за старания. Это предсказуемо. Проблемы с доверием возникают, когда взрослые ведут себя непредсказуемо. На ту же двойку отец каждый раз выдает разные реакции: игнорирует, злится, ругает учителя, бьет малыша или хвалит. Но важна не только предсказуемость, но и последовательность.

— Последовательность чем-то отличается от предсказуемости?

— Да, это более четкое и простое свойство: сказал — сделал. Если родитель говорит, что в субботу пойдем в зоопарк, значит, в субботу семья идет в зоопарк. Если вдруг планы изменились (кто-то заболел, появились срочные неотложные дела и т.п.), то все ставят друг друга в известность и договариваются о дате переноса.

Или другой пример: родитель говорит ребенку, что если он получит пятерку по математике в четверти, то они вместе отметят это событие походом в парк аттракционов. И если родитель держит слово, то он проявляет последовательность в действиях: сказал — сделал. И сделал именно то, о чем говорил, без каких-либо условностей.

— А что значит быть открытым?

— Честно говорить о своих подлинных чувствах и желаниях. Родитель не отрицает свои чувства, спокойно их озвучивает, так ребенок понимает, что с ним открыты. Но когда взрослый сквозь зубы говорит, что он не злится, малыш чувствует обман и уже не доверят.

— Как проявляется забота о ребенке?

— Это стремление взрослых сделать жизнь ребенка комфортнее и богаче при одном обязательном условии: родители стараются поставить себя на место малыша, действовать в его интересах. Например, если ребенок говорит, что ему жарко, то родитель снимает с него верхнюю одежду, а не старается переубедить.

— Все четыре параметра должны присутствовать обязательно?

— Да, если родитель хочет, чтобы доверие было полным. Когда одного из пунктов вообще нет — это подкашивает доверие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Скрябина, Лидия Сергеевна, 2006 год

1. Абасов 3. Диалог в учебном процессе (школы) // Народное образование. 1993. — № 9-10. — С. 43-45.

2. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 1999. — 224с.

3. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000.-256с.

4. Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994. -607с.

5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984 -297 с.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996 — 494 с.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 М: Педагогика, 1980. — 232с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-416 с.

10. Ю.Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М. Просвещение, 1997.-231 с.

12. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики: размышления о вальдорфской школе. Казань: Дом печати, 1997. — 143 с.

13. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа: Монография Уфа: Изд-во БашГПУ, 2000. — 328 с.

14. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В.А.Сухомлинского и современная школа. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. — 188с.

15. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-80с.

17. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М.: ACT — ПРЕСС, 1999. -432с.

18. Батракова С. Педагогическое общение как диалог в культуре. // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С.77-83.

20. Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред. — Урал. Кн. изд-во, 1984,- 129с.

23. Бенин B.JI. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учебное пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515с.

25. Березовин H.A., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. -Минск: Изд-во БГУ, 1975. 160 с.

26. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. Под ред. М.С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992.-400с.

27. Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-416с.

28. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991.-412с.

29. Бодалев А. А. Психология общения. Избр. психологич. труды М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 255 с.

30. Бодина Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя. // Воспитание школьников. 2002. — № 1. — С.9 — 13.

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1986. -464с.

32. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н.Прохорова. -М. 2000.-665 с.

33. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11 -17.

34. Вайман С.Т. Человеческая целостность в перипетиях диалога. // Человек. 1994.- №3.-С. 11-21.

41. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.6 ИЧП «Изд-во Магистр», 1995. -112 с.

42. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.-224с.

43. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982- 1984. -Т.2.- 386с.

45. Гассин Э.А. Психология общения // Вопросы психологии 1999 -№ 4. -С.93-104.

46. Гаязов A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире: Монография. М.: Наука, 2003. — 255 с.

47. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 176 с.

48. Грехнев B.C. Культура педагогического общения; Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.

49. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивногообщения. Хрестоматия. Новосибирск. -М.: Совершенство, 1997. — 198 с.

50. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. М.: 5 за знания, 2005.-192 с.

51. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 11 классах. — М.: Вербум-М, 2001.-80с.

52. Детский психолог / Под ред. Рогова Е.И. Ростов н/Д, Тотем, 1992. №2, -100с.

53. Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.

54. Журавлев Д. Учитель и ученик: психология конфликтов. // Народное образование. 2002. — № 4. — С.81-92.

56. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». Уфа, 2005. -44 с.

57. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2004. — 48 с.

58. Захарченко Е. Монолог или диалог? (Заметки о коммуникативной компетентности учителя). // Директор школы. 2003. — № 7. -С.53-59.

59. Захарченко Е. Учитель глазами учащихся // Педагогика. 1999. -№ 1. — С. 60-63.

60. Зинченко В.П. Психология доверия // Вопросы философии. 1998. -№ 7. С.76 — 93.

61. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.

62. Игровые методы в обучении и воспитании (психологические упражнения и коррекционные программы). М., 1992. — 155с.

63. Ильин E.H. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы. М.: Педагогика, 1982. — 112 с.

64. Ильин В.Н. Формирование личности школьника: (Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.

65. Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. -431с.

67. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 319 с.

68. Казанская В.Г. Общение учителя с учеником в процессе обучения. СПб.: ЛГОУ, 1996.-100 с.

69. Казанская В.Г. Педагогическая психология. Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003.-366 с.

70. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1 / Под ред. Е.Н.Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 44 с.

71. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А.Алексеевой. М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 144 с.

72. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.

73. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.

78. Колпакова Л.М. Психологические механизмы формирования межличностных отношений в диаде «учитель ученик» в условиях педагогической деятельности. Дис. канд. психол. наук. — Казань: Ин-т сред. Спец. Образования РАО, 1997. — 148с.

79. Коляну Н. Введение в психотехнику: Теория, практика, наблюдения. СПб., 1992. — 30 с.

80. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 318с.

82. Кон И.С., Лосенков В.А. Проблемы исследования юношеской дружбы// Сов. педагогика. 1974. — № 10. -С. 35-45.

83. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. 3-е изд. Политиздат, — М., 1989. — 350 с.

84. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.

85. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1979. 175с.

86. Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред.

87. А.В.Петровского.-M., 1987.-С 191-211.

88. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М., Знание 1988. — 80с.

91. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. -Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. 112с.

92. Кравченко О.В. Реализация педагогики сотрудничества // Специалист. 2000. — № 11

93. Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. — 243 с.

94. Кривцова C.B., Мухаматуллина Е.А. Навыки конструктивного взаимоотношения с подростками. М.: ПЦ «Инсайт», 1992. — 57 с.

95. Кривцова C.B., Мухаматуллина Е.А. Сценарий тренинга педагогической эффективности. М.: ПЦ «Инсайт», 1992. — 54с.

96. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255с.

98. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. 4-е изд. — М.: Изд-во У РАО, 1998.-176с.

101. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

102. Куницына В.Н. Психологические трудности современной молодежи и возможности их коррекции. // Одаренные дети Узбекистана. Термез, 1992.

103. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 126 с.

105. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. — М. — Нальчик: Изд. Центр «Эль — Фа», 1996. — 95с.

106. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999.-365 с.

107. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-383 с.

109. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.

110. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. Сборник. М., 1981. -277 с.

111. Лосенков В.А. О юношеской дружбе // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. С. 114-124.

112. Лукьянова М. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. 2001. — № 10. — С.56-61.

113. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997 — 684 с.

114. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.-304с.

115. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 234 с.

116. Макаренко A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

117. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 208 с.

118. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.

121. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-215 с.

122. Морева H.A. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.

123. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. -М.: Просвещение, 1981.-176 с.

124. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.

125. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. -240 с.

126. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов М. Изд. Центр «Академия»., 1998. -454с.

127. Мухина B.C. Индивидуальное развитие личности // Феноменология развития и бытия личности. М., Воронеж, 1999.

128. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. JL, 1970. — с. 112116.

129. Мясищев В.Н. Психология отношений: изб. психол. труды. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 363 с.

130. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144с.

133. Новичкова Г.А. Антропологическая интерпретация педагогики О.Ф.Больнова//Вопросы философии.-2004-№ 5 -С. 155-162.

134. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.- 197 с.

135. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 1999. — 442с.

136. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480с.

138. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 0 57.000 слов — 18-е изд. -М.: Рус.яз., 1987.-795 с.

139. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287с.

141. Парыгин Б. Б. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.

144. Платонов К. К. О динамической структуре словесного общения. // Мышление и общение. Алма-Ата, 1973

146. Поздеева С. Позиция педагога в учебном диалоге. // Наука и школа. 2005. — № 2. — С.52-56.

147. Поляков С. Д. Технология тренинга общения. // Классный руководитель. 2000. — № 8. — С.87- 93.

149. Прутченков A.C. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., доп. и перераб. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.

150. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. -М.: Наука, 1985.-344с.

152. Рахимов А.З. Психодидактика: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. -Уфа — Москва: Творчество, 2003. — 377 с.

153. Рахимов А.З. Психодидактика творчества: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Уфа, 2002. — 286 с.

154. Реан A.A. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова A.A., 1999. — 288 с.

155. Реан A.A. Психология личности: Социализация, поведение, общение. СПб.: М.: Прайм — еврознак; Олма — пресс, 2004 — 407с.

156. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. -М.: Владос, 1995 528с.

157. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. -712с.

158. Рюмина Л.И. Диалог игра — манипуляция // Психология. Вестник № 141-Ростов-на-Дону, 1996. С. 206-222.

159. Рябов А. Учитель глазами учащихся, ученик — глазами учителя. // Директор школы. — 2002. — № 1. — С. 50-59.

161. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения// Проблема общения в психологии. М., 1981. — С. 264-272.

162. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. Волгоград, 1994. — 272 с.

163. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.

164. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара: Самарский гос.мединститут, 1991.

166. Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий. // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С.21-30.

168. Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя. // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С.37-43.

170. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. -287 с.

171. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М: Просвещение, 1981.- 192 с.

172. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1988. 269с.

173. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю — Ижевск: Удмуртия, 1981.-296 с.

174. Соковнин В.М. О природе человеческого общения: (опыт философского анализа). Фрунзе: Мектеп, 1973. — 116 с.

175. Толстой JT.H. Педагогические сочинения. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1948.-367с.

176. Ухтомский A.A. Доминанта. СПБ.: Питер, 2002. — 448 с.

177. Ушакова Е. Упражнения для понимания и общения // Директор школы. 2002. — № 10. — С.92-95.

178. Фатыхова P.M. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. -164с.

181. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-206с.

182. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения / Пер. с нем. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: Фолио, 1998. — 1039с.

183. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.1 / Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1986. 406 с.

184. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1984.-215 с.

188. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 200-. — 288 с.

189. Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1991.-400 с.

190. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общ-во России, 2001. — 250 с.

191. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ООО «Речь», 2000. -416с.

194. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.

195. Яковличева А.Ф. Взаимоотношение, взаимопонимание и взаимодействие в структуре общения учителя и учащихся. // Взаимоотношение в структуре общения учителя и учащихся. -Ростов н/Д, 1980.-84 с.

196. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998.-638с.

197. Albanese R., Van Fleet. D. Rational Behavior In-Groups: The FreeRiding Tendency // Academy of Management review. 1985 (10).

199. Altman I., Taylor O. A. Social Penetration. N.Y., 1973.

201. Dawes R.M. Social Dilemmas // Annual Review of Psychology. -1980.-V.31.

202. Duck St. Human relationships. An Introduction to Social Psychology. -N. Y., 1990.

203. Eken P.P. Social Exchange Theory: The Two Traditions. N.Y., 1974.

204. Giffink, Patton B.R. Personal communication of human relations //1. Columbus Ohio, 1974.

205. Jibrard S.M., Lasakau P. Some factor in self-disclosure // J. Of abnormal A. Social psychology, 1956 v 56 P. 91 98.

206. Gourard S.M., Kempler B. The shadow Side of Self-disclosure // J. of humanistic psychology. -1987. V. 27 (1).

207. Kaplan R.M. Components of Trust: Notes on the use of Rotter Scale //Psycological Reports. -1973. V. 33.

208. Lahno B. Trust, Reputation and Exit in Exchange Relationships // J. of Conflict Resolution. -1995. V. 39. (3).

Установление доверительных партнерских отношений между властными структурами и легальными участниками торговли

Состояние отношений между торговыми организациями и соответствующими государственными органами зачастую характеризует уровень реализуемых в данной стране мер по упрощению процедур торговли. Страны с устоявшимися официальными консультативными отношениями с представителями торговли, в рамках которых происходит обсуждение новых тенденций, проектов и изменений в законодательстве до их вступления в силу, получают самые высокие баллы в соответствующих международных рейтингах деловой активности и продуктивности, таких, как Индекс эффективности логистики Всемирного банка.
В то время как государственные органы обязаны придерживаться в своей деятельности принципов прозрачности и добросовестного управления, торговые организации должны в свою очередь соблюдать все необходимые законодательные и нормативно-правовые акты с целью создания атмосферы взаимного доверия. В награду за свои усилия добросовестные субъекты торговли должны получать доступ к упрощенным процедурам. Такое доверие и уверенность в надежности и предсказуемости государственных служб и их действий оказывает положительное воздействие на развитие торговли и стимулирует приток иностранных инвестиций, тем самым способствуя общему социально-экономическому развитию страны.

Основные этапы установления доверительных партнерских отношений

На приведенной выше схеме отмечен ряд мер, указанных в настоящем Практическом руководстве по упрощению процедур торговли, которые по прохождении всех рекомендуемых этапов могут помочь в постепенном формировании доверительных и прозрачных отношений между субъектами торговли и соответствующими государственными органами.

Безупречность Коммуникация и консультации Сотрудничество Критический анализ Поощрение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *