Древнее святилище арабов

МЕККА – СВЯТЫНЯ ИСЛАМА

Главный священный город мусульман, первое упоминание о котором относится ко II в. до н. э. В Мекке родился основатель ислама пророк Мухаммед. Здесь он начал проповедь новой религии. Древнее святилище Мекки – Кааба – основная святыня ислама, объект ежегодного паломничества.

Мекка – это город, к которому каждый день обращается в своих мыслях любой мусульманин. Совершая предписанную правоверным пятикратную молитву, верующие поворачиваются лицом в сторону священного города. Но в жизни многих мусульман наступает момент, когда они, вознося молитву, могут своими глазами взглянуть на «сердце ислама». Конечно, облик города сильно изменился с тех пор, как по его улицам проходил основатель одной из самых распространенных на земле религий. Но, несмотря на прошедшие столетия, неизменным сохранился дух тех давних времен, времен искренней веры и священных войн за нее, первых халифов и создания Корана.

Будущая родина пророка Мухаммеда, Мекка, была основана в начале нашей эры на границе Хиджаза и Тихамы, в 74 км восточнее Джидды, города-порта на побережье Красного моря. Из-за сильной засушливости район Мекки малопригоден для земледелия и скотоводства. Зато здесь были хорошие условия для создания торгового поселения. Будучи защищенной горами и пустынями, эта область лежала на караванных путях к побережью Средиземного моря, в Южную Аравию, Иран, Сирию. Издавна на территории Мекки находились святые места и изображения божеств, почитаемые многими арабскими племенами. Поэтому окрестности города считались священной территорией. Сюда приходили паломники со всей Аравии. Торговля с ними являлась значительной статьей доходов жителей города.

Важнейшей святыней Мекки был храм, получивший название Кааба («Куб») из-за своей формы, и расположенный рядом с ним источник Земзем (или Замзам). По арабским преданиям, появление этого источника – чудо, сотворенное Богом ради праотца Ибрахима и сына его Исмаила, легендарного родоначальника североарабских племен. Каабу же начали строить Сиф (сын Адама), Нух (Ной) и его сын Сим. Чтобы облегчить строительство, ангел Джибрил принес Ибрахиму плоский камень, который висел в воздухе и служил в качестве строительных лесов. Этот камень, на котором паломники могут разглядеть отпечатки ног своего праотца, и сейчас находится в Каабе. В северо-восточный угол храма вделан знаменитый Черный камень, который также принесен Джибрилом. Он обозначает на стене место, откуда верующие начинают ритуальное семикратное обхождение вокруг Каабы. Первоначально камень был белым, но затем, по легенде, почернел от прикосновений грешников. Происхождение Черного камня до сих пор не установлено. Ученые считают, что это может быть метеорит.

Согласно легендам, сначала храмом руководил старший сын Исмаила, передавший это право племени джурхумитов. В III в. н. э. их вытеснили племена бану хузаа. Уходя из Мекки, джурхумиты разрушили храм и засыпали священный источник, но вскоре святыня была восстановлена.

В середине V в. Меккой овладело племя курайш, шейхом которого был Кусай, прапрадед Мухаммеда, и с этого момента начинается реальная, а не легендарная история Мекки. В это время город уже длительное время являлся центром религиозной жизни окрестных племен. Здесь стояли многочисленные идолы, посвященные богам разных племен. Прадед Мухаммеда Хашим и дед Абд аль-Мутталиб также были старейшинами племени, удерживая в руках членов своей семьи самые важные должности, такие, как хранение ключей от Каабы, где содержались принадлежащие храму сокровища, надзор за колодцами, судопроизводство, хранение священного знамени, управление общественными финансами и другие. Предание приписывает Абд аль-Мутталибу восстановление колодца Земзем, который был засыпан джурхумитами за несколько сотен лет до того. К этому времени забылось даже место, где он был расположен. Абд аль-Мутталибу якобы три ночи подряд во сне являлся дух в человеческом облике, приказывая откопать колодец. Наконец Абд аль-Мутталиб решил последовать указанию и раскопал колодец, несмотря на протесты некоторых жителей против святотатственных раскопок вблизи храма. За несколько дней священный источник был расчищен, а на его дне найдены золотые изображения двух газелей и несколько мечей и кольчуг. После гадания золотые украшения достались храму, а оружие – Абд аль-Мутталибу, который прибил золотых газелей и мечи к дверям Каабы. Источник Земзем был передан под управление Абд аль-Мутталиба, что обеспечивало ему почетное положение в племени и небольшой доход.

Примерно в 569 г. Абд аль-Мутталиб женил своего сына Абдаллаха на Амине, девушке из небогатой курайшитской семьи. От этого брака появился на свет Мухаммед. Считается, что это произошло в 570 году. Этот год ознаменовался чудом, спасшим город от захвата йеменскими племенами, которые напали на него с целью подорвать религиозное влияние Мекки. Жители не решились защищать Мекку и при приближении врагов к городу ушли в окрестные горы. Но тут в войсках абиссинцев вспыхнула эпидемия оспы, и они отступили.

Отец Мухаммеда, Абдаллах Абд аль-Мутталиб, умер еще до рождения сына, а его мать, Амина, скончалась, когда ему исполнилось 6 лет. Мухаммед рос у деда, а после его смерти – у дяди Абу Талиба. Около 590 г. Мухаммед поступил на службу к богатой вдове Хадидже и в качестве ее приказчика занимался караванной торговлей. Спустя некоторое время он женился на ней. От этого брака родились двое сыновей, вскоре умерших, и четыре дочери.

Много путешествуя с караванами, Мухаммед размышлял о жизни, и постепенно эти размышления привели его к религиозным исканиям. Уединяясь в пещере Хира, расположенной недалеко от Мекки, он предавался внутреннему созерцанию.

Здесь он, согласно преданию, услышал глас ангела Джибрила, который повелел ему: «Читай!». Несмотря на то что Мухаммед трижды признавался в неумении читать, каждый раз следовал тот же приказ. В конце концов он произнес слова, являющиеся пятью первыми стихами суры 96 Корана. Жена, ближайшие родственники и друзья Мухаммеда, которым он рассказал о произошедшем, поддержали его, став первыми мусульманами. Постепенно число последователей новой религии стало расти. Но многие жители города отвергли ислам, провозглашавший единобожие.

Мухаммед проповедовал ислам в течение десяти лет, и постепенно все большее число горожан становилось его последователями. Этим он вызвал вражду многих городских кланов, которые беспокоились за свою власть и влияние.

Опасаясь за жизни своих сторонников, Мухаммед отправил их в Эфиопию, где им предоставили покровительство и защиту. В Мекке же мусульмане регулярно подвергались нападкам и оскорблениям. В поисках поддержки пророк обратился к жителям города Ясриб, которые пригласили его к себе в качестве третейского судьи. Весной 622 г., когда Мухаммеду стало известно о заговоре с целью убить его, он переехал в Ясриб, который получил название Медина (от араб. «Мадинат ан-Наби» – «Город пророка»). Так свершилась Хиджра – переселение пророка из Мекки в Медину, которое знаменовало собой начало новой эры.

Летосчисление по Хиджре начинается с 16 июля 622 г. н. э. Это первый день нового года – месяца мухаррема – по лунному календарю древних арабов.

Мухаммеду и его соратникам, переселившимся в Медину (их называли мухаджирами – «переселенцами») удалось вместе с примкнувшими к ним мединцами (ансарами – «помощниками») встать во главе большого объединения родов и племен Хиджаза с центром в Медине. Оно было создано не по родовому признаку, а по принципу равных прав всех жителей – мухаджиров, ансаров, местных иудейских племен, а также других иноверцев. Участники объединения обязывались соблюдать взаимный мир, поддерживать друг друга в случае военных действий. Между ними исключалась вражда и кровная месть. Мухаммед признавался политическим главой этого объединения. Получив такую поддержку, 15 марта 624 г. Мухаммед выступил против мекканцев. Мусульмане, количественно уступавшие врагам, разгромили войско мекканцев в сражении при городе Бадре. Дальнейшие столкновения шли с переменным успехом, но в решающем бою с десятитысячным мекканским войском, получившим название «Битва у рва», мусульмане одержали знаменательную победу. После этого Медина оказалась в полной власти последователей Мухаммеда. Несмотря на малочисленность мусульманской общины – уммы – и крайне малую военную мощь, уверенность пророка в своих силах была непоколебима. Мухаммед заключил союзные договоры с множеством аравийских племен, и в 629 г., бескровно подавив сопротивление своих противников, вступил в Мекку. Его влияние было настолько велико, что даже некоторые враги, покоренные силой проповеди, приняли ислам. Среди них были будущие знаменитые полководцы Амр ибн аль-Ас и Халид ибн аль-Валид.

Мухаммед окончательно положил конец языческим верованиям в Мекке, разрушил всех идолов и установил основные формы поклонения единому богу. Увидев сплоченность и силу мусульманской общины, к ней начали присоединяться многочисленные мелкие племена Аравии, и через короткое время почти весь полуостров принял ислам.

После смерти пророка в 632 г. возглавлявшаяся им община стала центром нового объединения арабских племен. Вскоре это объединение оформилось как теократическое государство – халифат. Поскольку пророков после Мухаммеда быть не могло, то был образован институт халифа – «заместителя» пророка. Первым из них стал соратник и тесть Мухаммеда Абу Бекр (632–634). Халифы представляли высшую духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Идеологией халифата стал ислам, теоретические основы которого разрабатывались все более детально. При первых халифах со слов ближайших соратников Мухаммеда стал создаваться Коран как цельное произведение. Тогда же была записана Сунна – официальная биография пророка. Пока арабские войска завоевывали земли Сирии, Египта и Ирака, Мекка процветала. Вместо одноэтажных домов начали строиться многоэтажные здания и дворцы. Сюда шли караваны с добычей, на украшение города тратились большие средства. Доходы от паломников, различные пожалования и субсидии превратили мекканцев в состоятельную и привилегированную группу среди мусульман.

В Мекке сложилась собственная школа мусульманского правоведения, которая опиралась на труды многих мусульманских ученых, побывавших здесь.

Однако после создания халифата Омейядов и переноса столицы халифата в Дамаск Мекка хоть и осталась священным городом и местом паломничества, но ее политическое значение упало. В 680 г. Мекка и Медина восстали против халифа Язида, сына Муавии ибн Абу Суфьяна, выбрав собственного халифа Абдаллаха ибн аз-Зубейра, внука первого халифа. По приказу Язида в 683 г. Муслим ибн Укба осадил сначала Медину, которую в конце концов взял штурмом, а потом Мекку. Мекканцы успешно оборонялись, и чтобы сломить их сопротивление, город был подожжен зажигательными снарядами. От пожара пострадала даже Кааба.

В 930 г. на город напали сектанты-карматы, которые разграбили его, убили множество паломников и даже вывезли священный Черный камень. Его выкупили и вернули на место лишь в 951 году.

С 1269 г. и до начала XVI в. Мекка находилась под властью египетских мамлюков, а в 1517 г. город был захвачен турецкими войсками. Находясь в составе Османской империи, Мекка процветала. В это время было улучшено дорожное сообщение, в результате чего значительно возросло число паломников.

В 1802 г. Мекку захватили ваххабиты (последователи Муххамада ибн Абд аль-Ваххаба, призывавшего к очищению ислама от язычества), но в 1833 г. они потерпели поражение от турецких войск и вынуждены были покинуть город. В 1916 г. Хусейн ибн Али, зависимый от Турции правитель Хиджаза и Мекки, поднял восстание против турецкого владычества и был провозглашен королем Хиджаза. Но в 1924 г. Абдель Азиз ибн Сауд, король Неджда, начал войну с Хусейном ибн Али за власть над Аравией, разбил войска противника и захватил Хиджаз. Мекка вошла в состав новообразованного государства, которое с 1932 г. стало именоваться Королевством Саудовская Аравия.

Фактически вся жизнь в Мекке связана с обслуживанием паломников, прибывающих в город. Все они стремятся выполнить свой религиозный долг. В соответствии с нормами ислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. Особенно большое значение имеет ритуальное паломничество – хадж, которое совершается в месяц зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Малое паломничество (умра) может быть совершено в любое время года. Традиция предписывает верующим строгое соблюдение обрядов, совершаемых во время паломничества. Перед прибытием в Мекку паломники снимают повседневную одежду, меняя ее на ритуальное одеяние (ихрам), состоящее из двух кусков белой ткани.

Все дальнейшее действо строго регламентировано. Группы паломников во главе с метуафами – руководителями обрядов – направляются в Большую мечеть. Каждый из них, войдя в нее с правой ноги, должен семь раз обойти Каабу, причем три раза быстро и четыре – медленно. Оформление мечети крайне аскетично, на мраморных стенах – лишь орнамент из линий и геометрических фигур. Паломники тихими голосами нараспев повторяют фразу «Лябеик Алла хума лябеик» («Я здесь, Господи, я здесь»). Прикосновение к Черному камню и глоток воды из священного источника Земзем – также необходимая часть ритуала.

Священная мечеть Харам («аль-Масеж аль-Харам») представляет собой величественное сооружение. Современный вид она приняла в 1570 г. и представляет собой открытый четырехугольный двор, окруженный восьмиметровой стеной, который украшают девять минаретов высотой 95 м. Внутрь мечети ведут четверо ворот, но кроме них имеется еще 44 других входа. Площадь мечети около – 160 тыс. кв. м, и одновременно она может вместить до 700 тысяч человек. В центре мечети, собственно, и находится «аль-Баит аль-Харам» («священный дом» – Кааба). Она покрыта черным покрывалом (кисва), сделанным из шелка, которое раз в год меняют на новое. Верхняя часть покрывала украшена вышитыми золотом изречениями из Корана. Ранее Кааба покрывалась новой кисвой поверх старой, но возникла опасность ее обрушения под их тяжестью, и после этого утвердилась традиция ежегодной смены покрывала. Долгое время кисва ткалась вручную, но в 1938 г. король приказал основать в Мекке фабрику по изготовлению покрывал. В 1972 г. была построена новая фабрика, оснащенная новейшими ткацкими и красильными станками. Высота покрывала – 14 метров. В верхней трети его крепится пояс, состоящий из 16 фрагментов, на которых серебряной с позолотой нитью вышиваются стихи из Корана. В углах полотна вышит текст суры «Ихлас», обрамленный орнаментом. Кроме этого, по полотну расположено еще шесть коранических сур. Помимо кисвы на фабрике изготовляется занавес на дверь Каабы, который также покрывается орнаментом, содержащим коранические стихи. Дверь Каабы сделана из чистого золота. Ее вес 286 кг. Черный камень, вделанный в восточный угол Каабы, окаймлен серебряным ободом. Все эти украшения подчеркивают то трепетное отношение, которое испытывает к ним каждый мусульманин.

Однако посещение Мекки не исчерпывается мечетью. Хадж считается напрасным, если паломник не попадет в долину Арафат, находящуюся в 20 км восточнее Мекки, в девятый день двенадцатого лунного месяца, до захода солнца.

В этот день сотни тысяч верующих, расположившихся в долине и на окружающих ее холмах, совершают молитвенное стояние. Здесь почти не слышно разговоров, а только лишь тихое обращение к Аллаху.

После того как в 1938 г. на территории Саудовской Аравии была найдена нефть, государство, опираясь на прибыли от ее продажи, начало активно развивать инфраструктуру. Но несмотря на все усилия властей, святой город уже много лет испытывает большие трудности.

Население города составляет около 400 тысяч человек, а кроме этого сюда ежегодно устремляются миллионы паломников. Сегодня в Мекке все острее встают вопросы обеспечения жильем, питьевой водой, создания современной системы коммуникаций. Несмотря на то что в городе построено множество отелей, во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях. Но это никого не смущает, ведь религия предписывает верующим в этот период отказываться от большинства благ цивилизации. Каждый мусульманин во время хаджа голодает, совершает намаз и воздерживается от любых социальных обязанностей.

Саудовская Аравия – страна, практически закрытая для туристов. Попасть туда можно только получив приглашение или в качестве паломника. При этом Мекка уже 14 веков недоступна для немусульман. Но даже верующих сюда прибывает так много, что правительство Саудовской Аравии, заботясь о паломниках, приняло план реконструкции Мекки и Медины, так как имеющаяся инфраструктура уже не справляется с ежегодно увеличивающимся потоком гостей. Чтобы снизить температуру в долине, был построен резервуар объемом 90 тысяч кубометров. Вода из него подается на сотни поливальных установок, рассеивающих ее в воздухе. Также в долине высажены десятки тысяч деревьев.

В Мекке действует Компания по реконструкции и развитию, которая финансируется гражданами города. Она создана для реализации проекта реконструкции города, включающего в себя улучшение городских служб, строительство дорог, мостов, тоннелей и площадок для стоянки автомобилей, с тем чтобы расширить возможности приема все возрастающего числа паломников.

По традиции, идущей от Пророка, на священной земле Мекки запрещены войны, вырубка деревьев, убийство живых существ, кроме убоя животных ради пропитания и жертвоприношения. И это пример для всего человечества. Ведь когда-нибудь эти правила распространятся на весь мир, и приветствие-пожелание «Мир вам» действительно сбудется.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Сегодня на рассвете в Мекке началось исполнение обрядов паломничества к святыням ислама.
Хадж — паломничество мусульман в Мекку к мечети Масджид аль-Харам, считающееся в исламе пятым «столпом веры». Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа» — «обладающий паломничеством». Корень «хаджа», имеющее древнесемитское происхождение и означающее «обходить вокруг», приобрел в арабском языке значение «отправляться в паломничество».
Духовное значение хаджа
Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.
Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать, напоминает РИА «Новости». После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.
Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся «гостями Аллаха» в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.
Условия для совершения паломничества
Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время «прощального паломничества», которое он совершил в 632 г. — в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа: 1) человек должен достичь совершеннолетия; 2) он должен пребывать в ясном уме; 3) быть свободным; 4) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома; 5) обладать достаточным физическим здоровьем; 6) суметь обеспечить свою безопасность в пути; 7) выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа).
Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние — ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы — таваф ат-тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат — вукуф; и совершить второй, «прощальный» обход вокруг Каабы (таваф аль-вада) по возвращении из долины Арафат.
Ихрам означает «посвящение» и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам, напоминает информагентство. После совершения полного омовения (гусль), женщины одевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.
При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.
Основные обряды хаджа
Прибыв в Мекку к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе — обряд «малого паломничества», называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, «черный камень» кааба — это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из-за грехов и порочности людей.
Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай — бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм.
Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. Наибольшее распространение получило предание о том, что этот обряд установлен в память о страданиях Хаджар, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила.
На этом заканчивается «малое паломничество» (умра) и те, кто совершает умру и хадж раздельно, обрезают прядь волос и выходят из состояния ихрама, которое они возобновляют непосредственно перед хаджем.
Но обычно паломники полностью совершают все обряды хаджа и не выходят из состояния ихрама до его окончания.
Остальные обряды хаджа совершаются коллективно и в строго установленные дни. В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.
На следующий день (8-й день зу-ль хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат-тарвийа – «день напоения».
Ночь с 8-го на 9-е зу-ль-хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на 9-й день совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!». Эта молитва читается многократно и громким голосом.
После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят ночь — она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.
Рано утром 10-го зу-ль-хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10-е зу-ль-хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама — Ид аль-адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире.
Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены: верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос.
Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль-вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).
В течение трех дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).
Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.
Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников — праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа.
По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.
Паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением. Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.
Трагедии во время хаджа
1987 — 400 человек погибли в ходе столкновений полиции с участниками
демонстрации в поддержку Ирана.
1990 — 1 426 паломников погибли в пешеходном туннеле, ведущем из Мекки в город Мина.
1994 — 270 погибли в давке.
1997 — 343 паломника погибли и около 1 500 ранены в результате пожара.
1998 — 118 человек погибли в давке.
2001 — в давке погибли 35 человек.
2003 — 14 раздавлены.
2004 — 251 погибли в давке во время побиения Шайтана.
2006 — 362 погибли в давке во время побиения Шайтана.

Cотни тысяч верующих со всего света плечом к плечу совершают поклонение святыням ислама. Фото Reuters

Начало весны – время, когда мусульмане могут совершить умру, или «малый хадж», в Мекку. В отличие от хаджа большого, умра – не обязанность (так называемый фарз), а добровольное действие (суннат). По принятому у мусульман лунному календарю умра совершается начиная с месяца Раджаб вплоть до Зу аль-хиджа (месяц хаджа, в 2020 году начинается 22 июля). На дозволенное для добровольного паломничества время приходится Рамадан, который в этом году длится с 24 апреля по 24 мая.

25 февраля начался месяц Раджаб, когда в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) обычно принимают первые потоки паломников на умру, но в этот раз он омрачился эпидемией коронавируса. По данным иранского Минздрава, в Исламской Республике от коронавируса умерли 34 человека, инфицированы 388. В ОАЭ в феврале выявлены 13 заболевших, в Бахрейне – 26, в Кувейте – 12, в Омане – 4, в Ливане – 1. Эти страны в профилактических целях на время закрыли границы с Ираном, такие же меры приняли Пакистан, Турция, Иордания, Саудовская Аравия.

МИД КСА приостановил въезд для иностранцев, которые хотят совершить умру или посетить мечеть пророка Мухаммеда в Медине. На эту меру, в частности, пошли из-за того, что в Бахрейне в карантине находятся четыре гражданки КСА, а в кувейтской клинике – еще один саудовец, заразившиеся в Иране. В МИД КСА подчеркивают, что мораторий на умру носит временный характер. Решение МИДа одобрил саудовский Совет старших ученых, возглавляемый верховным муфтием КСА Абд аль-Азизом ибн Абдуллой Аль аш-Шейхом.

На доходы от паломничеств в Мекку и Медину приходится значительная часть бюджета королевства, сказал «НГР» старший научный сотрудник ИМЭМО имени Е.М. Примакова Виктор Надеин-Раевский. «Чтобы приостанавливали паломничества, да еще на неопределенный срок – такого я не припомню, – говорит эксперт. – Если КСА находилось в конфронтации со страной, где живут мусульмане, паломников из этой страны королевство все равно принимало – из соображения, что главное – принадлежность к мусульманской общине, умме». По словам Надеина-Раевского, коронавирус ударит по доходам КСА от паломничеств в Мекку и Медину: «Это две главные святыни ислама. Возможно, дойдет до того, что в этом году из-за коронавируса пострадают доходы от хаджа. Это будет приличным ударом по экономике КСА. Тем более что коронавирус уже вредит экономике Китая, который импортирует нефть, в частности, из Саудовской Аравии. Доходы от паломничеств мусульман и нефть – два краеугольных камня экономики королевства. Из-за вопроса с паломничествами в Мекку и Медину на протяжении столетий и разгорались все политические конфликты в мусульманском мире, пока в 1932 году не появилось КСА, а монарх этой страны не был провозглашен хранителем Двух святынь ислама».

По словам эксперта, из-за эпидемии коронавируса сейчас лихорадит мировые биржи. «Идет спад мировой экономики, и это негативно сказывается на экономике КСА. Но говорить о финансовой катастрофе у саудовцев пока преждевременно. Королевство может недосчитаться доходов от умры и хаджа, но нефть КСА продолжает экспортировать. Недавно всплыли сведения, что в Эр-Рияде подумывают о выходе из договоренности стран – участниц формата ОПЕК+ о снижении объема добычи нефти. Эта договоренность, заключенная в прошлом году, формально истекает 1 апреля, а затем ее должны были пролонгировать. Возможно, из-за проблем с приемом паломников Эр-Рияд останется в формате ОПЕК+: это позволит КСА удерживать на достойном уровне цены на сырую нефть», – предположил Надеин-Раевский.

Значительная часть паломников в Мекку и Медину – граждане России и бывшего СССР, напомнил «НГР» экс-глава Духовного управления мусульман Пермского края муфтий Мухамедгали Хузин. «Хадж в сознании многих мусульман из России сегодня девальвировался до частных и коммерческих турпоездок, – объяснил духовный деятель. – На моей памяти есть примеры, когда люди ездили на хадж по 11 раз. Они привозили из Мекки и Медины тонны «священного товара» – китайского ширпотреба, который целый год реализовывался такими паломниками среди мусульман России. Китайский коронавирус мне лично видится карой от Аллаха для таких «челноков» и предостережением для тех, кто думает, что милость Аллаха можно купить деньгами. Существуют «эконом-«, «комфорт-» и «бизнес-» варианты исполнения обязанности перед Аллахом – вот такая деформация сознания. У татар есть поговорка: «Куда бы ты ни ходил, твоя черная борода тащится за тобой». Для умры и хаджа нужны чистые намерения и искренние помыслы человека, поэтому хадж и совершается один раз в жизни. Это не экзамен на водительские права, с возможностью пересдачи через неделю».

Как говорит муфтий, введенные КСА ограничительные меры полностью оправданны: «Забота о здоровье человека – неотъемлемая обязанность каждого верующего. В исламе есть послабления в совершении религиозных обрядов для больных и путников. Квотирование хаджа введено коллегиальным решением стран – участниц Организации исламского сотрудничества. Священные города не могут одновременно вместить всех желающих. Экзальтированность отдельных групп паломников во время массовых обрядов, как ни печально, приводит к массовой гибели паломников».

Тем не менее, по мнению Хузина, «так называемые квоты, или места, на хадж, выделяемые саудовцами каждой стране, – аналог фьючерсов, продажа воздуха». «Путевка на хадж – это платная услуга в оформлении визы КСА, бронировании билетов, гостиниц и трансфертов, с соответствующей маржой для местных организаторов хадж-туров.

Были случаи, когда российские организаторы и поставщики хадж-туров продавали нереализованные путевки Турции и другим странам 50–100 долл. за место. От ограничительных мер со стороны КСА организаторы на местах свою выгоду потеряют», – пояснил он. «Однако простой мусульманин может заменить умру и хадж помощью бедным – как это сделал пророк Мухаммед, прервавший хадж, чтобы отдать все деньги девочке, семья которой питалась падалью. «Ущербна вера того, кто ложится спать сытым, зная, что сосед его голодает», говорил пророк Мухаммед», – заключил муфтий.

«По нормам ислама, благотворительность не менее богоугодное дело, чем хадж, – сказал «НГР» дагестанский общественный деятель Магомед Абдулхабиров. – В Дагестане есть бедные и нищие семьи, тяжелобольные, инвалиды, сироты, воспитанники детских домов, им нужно помогать. Пророк Мухаммед был сиротой и учил мусульман помогать обездоленным. Из-за решения властей КСА никто в Дагестане не будет поднимать смуту. Как врач скажу: штамм коронавируса COVID-19 мало изучен. Судя по картине распространения и числу летальных исходов, это очень страшная инфекция. При том столпотворении, какое бывает во время паломничеств в Мекку, появление даже одного заболевшего чревато пандемией. Власти королевства поступают очень разумно. Возможно, к Рамадану и времени хаджа проблема с коронавирусом разрешится и миграционные ограничения снимут».

«Мусульманская общественность Северного Кавказа с пониманием относится к миграционным ограничениям в КСА, – сказал «НГР» руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. – Королевство выражает обеспокоенность о здоровье миллионов людей, карантин в таких случаях необходим. России на этот счет беспокоиться не стоит. В республиках Северного Кавказа вообще и в Дагестане в частности пока не выявлено ни одного случая заболевания коронавирусом. Случаи заболевания есть в Азербайджане, чьи граждане часто ездят по своим делам в Иран. Возможно, если по Северному Кавказу и вообще по России процент заболевания коронавирусом будет нулевым, введенные КСА ограничения могут не коснуться паломников из России. Ранее были случаи, когда КСА вводила ограничения на въезд паломников в связи с эпидемиями птичьего гриппа и других заболеваний, но мусульманская община Северного Кавказа оказывалась вне этих ограничений. Особое внимание Минздрав КСА обращает на те страны и регионы, где вспышки коронавируса уже зафиксированы и идет распространение болезни. Есть такой момент, как акклиматизация. Попав в жаркий климат КСА, иностранец серьезно подвержен инфицированию в силу ослабленности организма. И наоборот: по возвращении из КСА в более холодный климат паломник нередко простужается и с чиханием и кашлем у него могут выделяться возбудители коронавируса, которые до того были в стадии инкубационного периода».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *