УДК 94(3)+008
ББК 63.3(2)41+ 63.3(0)4
КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА КИЕВСКУЮ РУСЬ В X-XII ВЕКАХ
Алхалед Назех
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению культурного влияния Византии на Киевскую Русь в Х-Х11 веках в различных областях: письменность и образование, литература, архитектура, фресковая живопись и иконопись, музыкальная культура. Проводится анализ последствий принятия Русью христианства и определяется его роль в последующем культурном влиянии Византии на Киевскую Русь. Византийская империя в политическом и культурном отношениях была главной силой средневеково мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов. Даже после первого крестового похода империя все еще занимала чрезвычайно важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода обозначился упадок ее могущества. На протяжении длительного периода Византия представляла собой высший уровень цивилизации не только для Киевской Руси, но и по отношению к Западной Европе.
Ключевые слова: культура, Византия, Киевская Русь, монументальные виды искусства, литература.
CULTURAL INFLUENCE OF BYZANTIUM ON KIEVAN RUS IN X-XII CENTURIES
| Alkhaled Naseh
Keywords: culture, Byzantium, Kievan Russ, monumental arts, literature.
«Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей. При этом важно иметь в виду, что культура каждого народа, будучи результатом его творческих усилий, является неотъемлемой частью мировой культуры. Выделяют материальную и духовную сферы культуры. Материальная культура включает в себя развитие техники, орудий труда, а также жилье, быт и т.д. К духовной культуре относят идеологические представления, систему образования, науку, литературу, искусство и т.д. .
Исследование культурного влияния Византии на Киевскую Русь представляет значительный научный интерес. Во-первых, византийская культура играла очень важную роль не только потому, что стала наследницей греко-римской античности, но и вобрала в себя западную и восточную духовные традиции. Во-вторых, поскольку Византия также оказывала заметное влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы, это способствовало ее особым, более тесным историческим связям с Киевской Русью. Важность данного исследования связано с той ролью в различных сферах, которую на международной арене в этот период играли обе страны:
«Для русских путешественников все дороги вели в новый Рим».
М.Н. Тихомиров
политической, военной, экономической и религиозной. Византийская империя и в политическом, и в культурном отношении была ведущей силой средневекового мира, по крайней мере, до начала крестовых походов. Но и после первого крестового похода Византия все еще занимала важное место на Ближнем Востоке, и только после четвертого похода обозначился неуклонный упадок ее прежнего могущества. Таким образом, на протяжении почти всего киевского периода Византия являла собой высший уровень цивилизации не только для Руси, но и по отношению к Западной Европе . По мнению Ш. Диль, правление Македонской династии (867—1081 гг.) стало самой блестящей эпохой истории Византии, так как обеспечило империи материальное благосостояние и привело ее на высшую ступень могущества и славы . В этот период процветали как политические и экономические отношения между Византией и Киевской Русью, так и культурные.
Безусловно, принятие Киевской Русью христианства было самым важным фактом для понимания характера и особенностей культурного влияния Византии на Киевскую Русь. Исторический выбор, сделанный в 988 г. князем Владимиром (980—1015 гг.) был, безусловно, не
случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру всего русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно приводило и к критическим моментам в ее истории, выдвигало на первый план нелегкую проблему выбора. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточных славянских племен шел в северном и южном направлениях, по течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии , христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения в 988 г. . По договору 860 г. две страны (после неудачного похода Руси на Византию) договорились об условиях крещении Руси (также договор 945 г.) , когда состоялась поездка Ольги в Византию.
На самом деле, христианизация Руси представляла собой продолжительный и поэтапный процесс, начало которого относится к более раннему, чем правление Владимира, периоду, а конец датируется несколькими столетиями позже его княжения. Причинами принятия Владимиром христианства являются политические, дипломатические, религиозные ; что касается культурных причин, то, по мнению В.В. Мавродина, вопрос о том, «с кем Русь пойдет» и чью религию она примет, определялся тем, чье культурное влияние было сильнее. Культурные взаимоотношения Руси и Византии имеют длительную историю, восходя к антич-
но-скифской традиции. Затем приходят времена венедов и римлян, осваивавших северное Причерноморье, антов и византийцев, Руси и Византии . Говоря о международной ситуации в X веке, следует отметить, что язычество повсеместно находилось в состоянии упадка. Русь окружали нации, исповедовавшие христианство, иудаизм и ислам. Известно, что хазары были обращены в иудаизм около 865 г., волжские булгары приняли ислам в 992 г., одновременно христианство быстро распространялось среди западных соседей Руси. Еще в период между 942 и 968 гг. многие племена балтийских славян были христианизированы; в 960 г. был крещен польский князь Миешко, а в 974 г. — датский король Гарольд Блотанд, Флаф Тригвассон (король Норвегии с 995 г.) стал христианином в 976 г., в 985 г. крестился герцог Геза Венгерский . Таким образом, духовной основой всей восточной европейской цивилизации является христианство .
Киев, один из самых древних русских городов, ставший столицей Древней Руси, занимал стратегическое географическое положение на высоких днепровских берегах. Это дало ему господство на водных путях, соединявших север и юг, и открывало пути к Черному и Азовскому морям и развитию более тесных разных отношений между Древнерусским государством и окружающим миром, особенно с Византией после принятия христианства. Киев в 1Х—Х веках был крупнейшим древнерусским центром, и он продолжал оставаться большим городом вплоть до разрушения его полчищами Ба-
тыя в 1240 г. . Немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) называл Киевом «жемчужиной Востока» и «вторым Константинополем» . Политическая, экономическая и культурная роль Киева среди остальных русских городов была настолько высока, что его стало принято называть «матерью русских городов .
Отметим, что принятие Русью христианства в качестве официальной религии привело к важным последствиям:
1. Принятие христианства, признание его государственной религией было для Руси очень крупным событием, поворотным в ее истории. На тот момент оно имело, безусловно, прогрессивное значение, так как ликвидировало пережитки родового строя, обычай кровной мести, многоженство и способствовало быстрому росту науки, техники, искусства, развитию торговли и ремесел, в том числе художественных, совершенствованию технологии строительства. По-
ппп мимо византийских церковнослужи-
266 телей, на Русь в большом количестве прибыли также зодчие, художники, ремесленники, певцы, музыканты, торговцы. Влияние более высокой византийской культуры на Киевскую Русь сказалось не только на русском искусстве — церковном зодчестве, изящных мозаиках, эмалевых и филигранных изделиях, но и на распространении письменности на славянском языке .
2. Принятие христианства существенно изменило характер внешней политики Руси и внесло важные уточнения в ее направления. Прежде всего, оно привело к установлению крепких союзнических отношений с Ви-
зантией, которые пережили и захват Константинополя крестоносцами, и монголо-татарское иго на Руси.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. Принятие христианства от Византии означало вступление Руси в сообщество восточнохристианских государств с установившейся иерархической системой и политической идеологией.
4. Крещение Руси изменило характер ее отношений с другими славянскими народами. Можно сказать, что сознание славянского единства возникло вместе с христианизацией. Лишь оказавшись связанным единой верой и культурой, единым богослужебным и литературным языком, огромный славянский мир смог осознать свое единство и общность интересов. Нет смысла говорить,какое воздействие это оказало на внешнюю политику Русского государства .
5. Верятно, что установление христианства как официальной религии привело к формированию прочной церковной организации , которая заняла достаточно определенное место в структуре киевского общества и стала новым и сильным орудием воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения государственной власти. Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту, упрочила связь между частями государства и сблизила древнерусское государство с остальной Европой .
6. Знакомство Руси с византийской культурой было важным последствием принятия христианства, это привело к проникновению наследия античного мира и Ближнего Востока . Следует обратить внимание на то, что Русь не
только приняла христианство от самой развитой в культурном отношении страны Европы того времени, но, что особенно важно, приняла его на родном языке. При этом византийское влияние в различных сферах материальной и духовной культуры Древней Руси проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности .
Культурные контакты Руси и Византии в дохристианский период носили лишь подготовительный характер, но невозможно полностью игнорировать их значение. Так, многие исследователи указывают, что как раз в это время началось проникновение на Русь славянской письменности как важного фактора культуры в целом. Появление письменности у восточных славян связано с политическим и социально-экономическим развитием их сообществ в середине IX веке. Именно в это время сформировалось государство Киевская Русь, формировались и укреплялись феодальные отношения.
Письменность и образование. Фактором, подготовившим принятие Русью христианства во второй половине IX века и значительным культурным событием этого периода была деятельность просветителей Константина-Кирилла (827—869 гг.) и Мефодия (815-885 гг.) , прибывших из Византии в Велико-моравскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Они создали славянскую азбуку и славянскую письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания. Десятым веком
датируются ранние свидетельства использования кириллицы на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Перевод книг с греческого помогал формированию старославянского литературного языка, способствовал распространению грамотности у славян и подъему их культуры. О широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют многочисленные летописные и археологические источники. Так, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти, повсеместно встречаются с XI века. В наибольшей степени распространена грамотность была среди городского населения. С XI века в семьях богатых людей стали учить грамоте мальчиков и девочек. Янка, сестра Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), создала в Киеве женский монастырь, а при нем школу для обучения грамоте девушек . Были организованы и школы высшего уровня, которые готовили к государственной и церковной службе. Одна из них была создана при Киеве-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические труды. В XI веке на Руси существовали библиотеки, в которых были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира .
Литература в первой половине XI века формировалась в среде господствующего класса, так как русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси значи-
тельную роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской, широкое распространение получила и церковная литература. Круг византийской литературы в этот период был более широким, она приходила на Русь в старославянских переводах и переписывалась на древнерусском, а также переводилась непосредственно с греческого . К концу XI — началу XII века относятся переводы на древнерусский первых оригинальных сочинений, написанных восточнославянскими авторами. Среди них такой выдающийся памятник, относящийся к ведущему жанру русской литературы того периода — летописанию , как «Повесть временных лет» Нестора. На самом деле, «Повесть временных лет» является главным источником по истории Древней Руси, поэтому она уже более двух столетий остается объектом пристального изучения . Также следует упомянуть «Сказание о Борисе и Глебе» , «Житие Феодосия Лечерского» и «Слово о чпо законе и благодати» . Жанровое 268 разнообразие древнерусской литературы Х1—Х11 веков незначительно: летописание, житие и слово. В литературоведении жанром называют тип произведения, который формируется постепенно и развивается с течением времени. Поскольку средневековые произведения, как правило, преследовали утилитарные цели, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным. Деление произведений древнерусской литературы на жанры весьма условно. Причина этого в том, что у самих восточнославянских книжников отсутствовали еди-
ные представления о жанровых категориях .
После принятия Русью христианства, благодаря Византии, православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже всеобщее значение, начинается расцвет монументальных видов изобразительного искусства: архитектуры, фресковой живописи и иконописи .
Важным показателем уровня культуры является архитектура . В конце X — XI веке влияние Византии на Киевскую Русь особенно заметным было в архитектуре. Вероятно, что Киевская Русь восприняла византийское каменное зодчество, с его сложным типом крестово-купольного храма, совершенной системой перекрытий, высочайшей для того времени строительной техникой и получила от Византии в готовом виде изощренную систему сводчатых и купольных перекрытий, здания тонкой и изысканной пространственной конфигурации и большой высоты .
Первые каменные строения были сооружены византийскими мастерами. Так, это храм Успения Богородицы (десятинная церковь) в Киеве, которая была воздвигнута в 989— 996 гг. и разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г. Также в период 1031—1036 гг. в Чернигове греческими зодчими был построен собор Спаса Преображения, самый «византийский», по мнению специалистов, так как мы можем идентифицировать византийскую технику кладки,
которая сближает этот храм с лучшими образцами византийского столичного зодчества XI века. Во времена Ярослава Мудрого был сооружен Собор святой Софии в Киеве (10371054 гг.). По мнению З.В. Удальцо-вой, Собор София в Киеве утверждал православие в Древней Руси и силу великокняжеской власти. В 30-е годы XI века были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Также, исходя из византийских образцов, развивалось зодчество Великого Новгорода, например, Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.). Вероятно, влияние Византии на Киевскую Русь в сфере зодчества прочно сохранялось в XI — первой половине XII века. Но со второй половины XII века заметно явное ослабление византийского влияния .
Крещение Руси способствовало не только развитию архитектуры, но и новых видов монументальной живописи, мозаики и фрески, а также станковой живописи (иконописи). Благодаря Византии русские художники не только познакомились с новой техникой живописи, но и получили иконографический канон . Следует отметить, что из созданных в тот период фресковых изображений (живопись водяными красками по сырой штукатурке) в Софии Киевской до наших дней сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, а также бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты.
Мозаика — это изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (специального стекловидного материала). Мозаикой выполнена огромная
фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской . На Руси XI-XII веков сформировалось две традиции в украшении храмов росписями. Одна, торжественная и более строгая, другая, более свободная, живописная, сложившаяся уже на русской почве . Как уже говорилось, благодаря Византии на Русь пришли иконы (с греч. — изображение, образ), и сформировался иконографический канон. Вероятно, что фрески и мозаики, а также первые иконы были написаны греческими мастерами. Как известно, изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х!-ХП веков, названная впоследствии «Владимирской Богоматерью», стала символом Руси и одним из знаковых произведений мирового искусства. Как правило, иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру .
Необходимо отметить и тот факт, что расцвет искусства домонгольского периода в Руси связан с художественными процессами, которые происходили в византийском искусстве в Х!-ХП веках. В частности, идеалы аскезы и монашеского уединения все глубже укоренялись в это время, особенно в монументальной живописи . Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой Церкви, и ее развитие не ограничивалось искусственно, как это случилось со скульптурой. С другой стороны, сохранилось не так много произведений русской живописи киевского периода, равно как и образцов архитектуры, в связи с чем наше знание о ней не может быть признано полным.
Музыкальная культура. Церковное пение после Крещения Руси (988 г.) стало важным элементом русской музыкальной культуры. В соответствии с византийской традицией Русская Церковь отвергала инструментальную музыку . К концу XI — началу XII века появляются первые рукописные книги, включавшие в себя песни для богослужения. По своему содержанию они испытывали византийское церковное влияние, но уже появились и отличительные черты, свойственные только древнерусским народам . Вероятно, что сведения о музыкальной культуре Руси традиционно извлекались из различных жанров устного народного творчества . Разумеется, Византия оказала огромное влияние на музыкальную культуру, надолго вперед определив путь развития русской музыки. Так, византийский канон лег в основу певческой церковной культуры Древней Руси.
Таким образом, культурное влияние Византии на Русь было глубоким, затронуло различные аспекты культуры и способствовало ее развитию в последующие столетия.
СПИСОК ИСТОЧНИОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Орлов, А.С. Основы курса истории России / А.С. Орлов. — М., 2000.
2. Вернадский, Г.В. История России (Киевская Русь) / Г.В. Вернадский. — М., 1996.
3. Левченко, М.В. История Византии / М.В. Левченко. — М.-Л.,1940.
4. Скворцова, Е.М. Культурология (История мировой культуры) / Е.М. Скворцова. — М., 2000.
5. Греков, Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. — Л., 1953.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6. Сахаров, А.Н. Дипломатия Древней Руси / А.Н. Сахаров. — М., 1980.
7. Повесть временных лет / Пер. Д.С. Лихачева. — СПб.,1996.
8. Крывелев, И.А. История религий. Т. 1. / И.А. Крывелев. — М.,1988.
9. Курбатов, Г.Л. Христианство: Античность Византия Древняя Русь / Г.Л. Курбатов. — М., 1988.
10. Радугина, А.А. История России (Россия в мировой цивилизации) / А.А. Радугина. — М.,2002.
11. Тихомиров, М.Н. Древнерусские города / М.Н. Тихомиров. — М.,1956.
12. Удальцова, З.В. Как была крещена Русь / З.В. Удальцова. — М.,1989.
13. Левченко, М.В. Очерки по истории Русско-Византийских отношений / М.В. Левченко. — М.,1956.
14. Экономцев, И.И. Православие Византия Россия / И.И. Экономцев. — М., 1992.
15. Тихомиров, М.Н. Древняя Русь / М.Н. Тихомиров. — М., 1975.
16. Лихачева, В. Искусство Византии IV-XV веков / В. Лихачева. — Л.,1986.
17. Литаврин, Г.Г. Проблемы истории и культуры / Г.Г. Литаврин. — М., 1976.
18. Викторов, А.Ш. История Русской культуры / А.Ш. Викторов. — М., 1997.
19. Кузьмин, А.Г. Повесть временных лет / А.Г. Кузьмин. — М., 2003,
20. Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева,
A.А. Алексеева, Н.В. Понырко. — СПб., 1997.
21. Житие Феодосия Печерского. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Проверено 20 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012.
22. Иларион. Слово о законе и благодати / Пер В.Я. Дерягина. — М., 1994.
23. Рыбаков, Б.А. Из истории культуры древней Руси (исследования и заметки) / Б.А. Рыбаков. — М.,1984.
24. Кошман, В.Л. История русской культуры (1Х-ХХ вв.) / В.Л. Кошман. — М., 2004.
25. Сарабьянов, В.Д. Смирнова Э.С. История древнерусского живописи /
B.Д. Сабарьянов. — М., 2007.
26. Маркова, Т.И. Древняя Русь (Быт и культура) / Т.И. Маркова. — М., 1997.
1. Cakhapov A.N., Diplomatia drevnej Ryci, Moscow, 1980. (in Russian)
2. Carabyanov V.D., Cmimova Z.C., Ictoriya drevnerycckogo zivopici, Moscow, 2007 (in Russian)
4. Ckvortsova E.M., Kyltyrologiya (Ictoriya mirovoj kyltyra), Moscow, 2000. (in Russian)
5. Ekonoomts I.I., Pravoclavie vizantia rocci-ya, Moscow, 1992. (in Russian)
6. Grekov B.D., Kievckaya ryc, Leningrad, 1953. (in Russian)
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Ilarion. Clovo o zakone i blagodati, trans. V.Ya. Deryagina, Moscow, 1994. (in Russian)
8. Koshman V.L., Ictoriya rycckoy kyltyry (IX —XXvv.), Moscow, 2004.
9. Kryvelev I.A., Ictoriya religij, Vol. 1, Moscow, 1988. (in Russian)
10. Kyrbatov G. L., Khrictinctvo: antichnoct vi-zantia drevnyaya Ryc, Moscow, 1988. (in Russian)
11. Kyzmin A.G., Povect vremennykh let, Moscow, 2003. (in Russian)
12. Levchenko M.V., Ictoriya vizantii, Moscow, Leningrad, 1940. (in Russian)
13. Levchenko M.V., Ocherki po ictorii roccko-vizantiickikh otnoshenii, Moscow, 1956. (in Russian)
14. Likhacheva V., Icckycctvo vizantii IV-XVve-kov, Leningrad, 1986. (in Russian)
15. Litavrin G.G., Problemy ictorii I kyltyry, Moscow, 1976. (in Russian)
16. Markova T.I., Drevnyaya Ryc (byt I kyltyra), Moscow, 1997. (in Russian)
17. Orlov A. C., Ocnovy kurca ictorii Roccii, Moscow, 2000. (in Russian)
18. Povect vremennykh let, trans. D.C. Likhacheva, St. Petersburg, 1996. (in Russian)
19. Radogina A.A., Ictoriya Roccii (Roccia v mirovoj tsivilizatcii), Moscow, 2002. (in Russian)
20. Rybakov B. A., Iz ictorii kyltyry drevney Ryci (iccledovaniya i zametki), Moscow, 1984. (in Russian)
21. Tikhomirov M.N., Drevnerycckie goroda, Moscow, 1956. (in Russian)
22. Tikhomirov M.N., Drevnyaya Ryc, Moscow, 1975. (in Russian)
23. Vernadckij G.V., Ictoriya roccii (kievckaya Ryc), Moscow, 1996. (in Russian)
24. Viktorov A.Sh., Ictoriya rocckoy kyltyry, Moscow, 1997. (in Russian)
25. Ydaltsova Z.V., Kak byla kreshchena Ryc, Moscow, 1989. (in Russian)
Глава 11. Начало возрождения Руси
§ 1. Новые условия и рубежи
По замечанию В.О. Ключевского, вероятно, не во всем справедливому, монгольское нашествие не положило резкой грани в истории Северо-Восточной Руси, поскольку новый политический порядок завязался в ее землях до появления Батыя с его полчищами. Вторая часть этой формулы верна. Но о первой ее части этого сказать нельзя — «Батыево нахождение» оказало такое сильное воздействие на русские земли, судьбы их жителей, что нередко говорят о домонгольской и ордынской эпохах отечественной истории.
Ко времени ордынского нашествия Русь примерно столетие жила в новых условиях. Захирело Киевское княжение — некогда политический, хозяйственный, религиозно-идейный центр большого государства. Некогда многолюдные города и села пустели — их жители уходили на запад, к Галичине и Волыни, в Польшу, и еще более на северо-восток, в Залесскую землю, как тогда южане именовали места вокруг Ростова, Суздаля и других городов на севере. Причины называют современники-летописцы: бесконечные княжеские усобицы, половецкие набеги. Наконец, страшный удар нанесли монголо-татары.
Полтора десятилетия спустя после ордынского погрома по Южной Руси проезжал Плано Карпини. Направлялся он, как миссионер папы римского, на Волгу к монголам-завоевателям, не так давно приведшим в трепет и Западную Европу. По пути видел он бесчисленные черепа и кости на полях и вдоль дорог; русских людей осталось мало — их перебили или увели в плен. В самом Киеве осталось не более 200 домов. И так повсюду.
Южные, юго-западные и часть западных земель Руси постепенно включаются в состав Литвы и Польши. И уже в XIV в. документы начинают называть Юго-Западную Русь Малой Россией.
Восточные кочевники не менее страшный погром учинили и в Руси Северо-Восточной. Но здесь, несмотря на все тяготы иноземного владычества, запустение, которое в Руси Юго-Западной продолжалось до XV в., начали преодолевать значительно раньше. Волжско-Окское междуречье, новгородско-псковские пространства стали базой развития великорусского племени. Великой России. Удаленность от обычных, степных, путей вторжений кочевников, укрытость за лесами и топями влекли сюда людей со всех сторон. Не было столько плодородной земли, как в южных пределах, но зато реже высверкивала ордынская сабля или свистел аркан над головой. Да и землица, то малыми островками среди дебрей, то большими опольями, как под Суздалем, давала возможность прокормить худо-бедно семью. К тому же вокруг — леса необъятные, реки и речки, озера и пруды бесчисленные; ставь срубы, искушайся во всяком рукоделии, лови зверя и птицу, пользуйся бортями и бобровыми ухожаями, вари соль и железо, дери лыко и кури смолу.
Славяне-русичи с Днепра и Новгородчины, появляясь в этих местах, встретились с угро-финскими племенами, с неким оттенком добродушной иронии прозвали их чудью. Это — меря, весь, мордва и проч. Смешивались с ними, в значительной степени их ассимилировали. Причем не завоевывали, не насильничали, а селились рядом, женились между собой (отсюда нередко — скуластость великороссиянина, темный цвет кожи и волос). Хотя подчас случались и столкновения, прежде всего на религиозной основе — аборигены-чудины не хотели принимать веру Христову. Но подобное бывало и среди русских. И те и другие долго сохраняли свои языческие обряды, в том или ином виде, масштабе; их остатки подчас дожили до нашего времени (элементы вышивок, резьбы, танцев и проч.).
Утверждение князей Мономашичей, Юрия Долгорукого и его потомков, на северо-востоке имело важные политические последствия. Во-первых, уже его сын Андрей Юрьевич Боголюбе кий, став со временем старейшим среди всех русских князей, отнюдь не захотел сидеть великим князем в Киеве. Сажал туда правителей «из своей руки», по своей воле. Сам же прочно обосновался на далекой окраине Древней Руси, ставшей с тех пор политическим центром, главным нервом жизни, расчетов и устремлений разросшегося рода Рюриковичей.
Во-вторых, раньше вся Русь была как бы общим владением всех князей, и каждый из них занимал стол, начиная с великокняжеского в Киеве и кончая каким-либо захолустьем в припятских лесах, по старшинству переходил с места на место. Теперь, на смену «генеалогической федерации» (В.О. Ключевский), приходит система княжеств с постоянными правителями-монархами. Они ломают систему старшинства, передают власть сыновьям, минуя братьев, или младшим братьям, минуя старших. Главное здесь — утверждение в княжествах постоянных династий. А их представители были гораздо больше заинтересованы в обустройстве своей земли-владения, чем временный ее правитель. Да и жителям это было лучше. Характерно, что раньше, в киевскую эпоху, князья свои временные владения звали волостями, наделками, а теперь, в суздальскую и владимирскую эпохи — вотчинами, уделами, т.е. владениями постоянными, идущими от отцов, выделенными ими своим наследникам.
Русь Северо-Восточная, вместе с Северо-Западной, входившей, так или иначе, в сферу ее влияния, становилась в УСЛОВИЯХ удельного дробления центром нового собирания народных сил, новой централизации в изменившихся условиях. То же намечалось и на юго-западе, в Галицко-Волынской Руси. Прерванный ураганом вторжения Бату-хана, карательными экспедициями его преемников, процесс этот мало-помалу возобновляется на севере к концу XIII—началу XIV столетия.
Жизнь продолжалась, племя Рюриковичей, их ветвей, в том числе и Мономашичей, разрасталось. Всем князьям требовались земли, и старшие из них выделяли младшим их доли, уделы. Русь разделялась на все более мелкие уделы, и, помимо великих и славных князей, воспетых в «Слове о полку Игореве» и других сочинениях, появляются князья мелкие и мельчайшие, вплоть до каких-нибудь моложских, андожских, юхотских, бохтюжских и многих других.
В условиях ускоренного удельного дробления и иноземного ига, которое консервировало такое положение, еще более пышным цветом расцвели княжеские усобицы, мелкие свары, взаимные нападения и разорения. Однако сквозь этот беспорядок начал проглядывать и порядок. Местные князья с удовольствием занялись в своих отчинах-дединах строительством городов и храмов, заселением пажитей людьми. Покровительствуют культурным начинаниям — в составлении летописных сводов, других памятников, переписке книг, в развитии ремесел; многие мастера дали великие образцы в искусстве — иконы, разные прикладные изделия (посуда и проч.).
Следующая глава >>
Содержание
- Начало Руси
- Начало возрождения
- Глава 6 Ордынский «Лже»-Дмитрий из начала XVII века на страницах Геродота Начало Великой Смуты в Руси-Орде глазами «античного классика»
- Часть 2. Начало возрождения — вспомнить всё.
- Глава 6 Начало послевоенного возрождения флота
- I. Начало Руси
- 22. Начало языкового возрождения
- Глава 6. Начало послевоенного возрождения флота
- Глава 11 Начало возрождения Руси
- Начало украинского возрождения. Борьба за национальную идентичность
- Глава 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИЕВСКОЙ РУСИ (У — начало XIII в,)
Начало Руси
Начало Руси При описании событий конца VIII в. впервые появляется в достоверных источниках название «русь». Пока именно «русь», народ, а не «Русь», государство. Появление имени, — пусть немногим более, чем только имени, — славного в грядущих веках народа и великой страны —
Начало возрождения
Начало возрождения Однако именно тогда наступил перелом в отношении русского народа к идее «доброго царя Дмитрия». Началось с того, что переход к Тушинскому вору многих бояр, а также неприятие им очередных «народных царевичей» (как иронически пишет К. Валишевский, к
Глава 6 Ордынский «Лже»-Дмитрий из начала XVII века на страницах Геродота Начало Великой Смуты в Руси-Орде глазами «античного классика»
Глава 6 Ордынский «Лже»-Дмитрий из начала XVII века на страницах Геродота Начало Великой Смуты в Руси-Орде глазами «античного классика» 1. Геродот возвращается к истории убиенного русско — ордынского царевича Дмитрия «Античный» Лжесмердис — это Дмитрий, сын Елены
Часть 2. Начало возрождения — вспомнить всё.
Часть 2. Начало возрождения — вспомнить всё. 1. Определения Слово нация (nation) является фактически латинским эквивалентом русского слова народ. В основе корень «рождение». Что же рождается в нации? Нация является большой социальной системой, обладает коллективными формами
Глава 9 Далее Тацит и Светоний описывают начало Великой Смуты на Руси и во всей Империи Вителлий — это «Лже»-Дмитрий Первый 1. Якобы безродное и даже темное происхождение Вителлия Начиная с «биографии» Вителлия, Светоний и Тацит описывают собственно Великую Смуту в
Глава 6 Начало послевоенного возрождения флота
Глава 6 Начало послевоенного возрождения флота Ограничения, наложенные на Германию Версальским договором в июне 1919 года, были столь жестоки, что потребовалось особое обращение начальника адмиралтейства к личному составу флота, в котором он просил рассматривать их как
I. Начало Руси
I. Начало Руси Славяне Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в
22. Начало языкового возрождения
22. Начало языкового возрождения Иммигранты Первой алии (1881–1904) строили поселения частных фермеров (мошавот), говорили на идише и обучали своих детей французскому, чтобы потом послать их во Францию. В новых поселениях возникали «школы» нового типа — светские (в отличие от
Глава 6. Начало послевоенного возрождения флота
Глава 6. Начало послевоенного возрождения флота Ограничения, наложенные на Германию Версальским договором в июне 1919 года, были столь жестоки, что потребовалось особое обращение начальника адмиралтейства к личному составу флота, в котором он просил рассматривать их как
Глава 11 Начало возрождения Руси
Глава 11 Начало возрождения Руси § 1. Новые условия и рубежи По замечанию В.О. Ключевского, вероятно, не во всем справедливому, монгольское нашествие не положило резкой грани в истории Северо-Восточной Руси, поскольку новый политический порядок завязался в ее землях до
Начало украинского возрождения. Борьба за национальную идентичность
Начало украинского возрождения. Борьба за национальную идентичность Проникновение польского влияния в украинские земли, ополячивание старой княжеской знати и отсутствие собственной системы образования поставили под угрозу само существование национальной
Глава 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИЕВСКОЙ РУСИ (У — начало XIII в,)
Глава 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИЕВСКОЙ РУСИ (У — начало XIII в,) 2.1. Истоки украинской государственности Историю славян и многих других народов Евразии от XX тысячелетия до н. э. до ІХ в. н. э. описывает «Книга Велеса” — Священное Писание славян. Она была вырезана на буковых