Древнерусский исторический источник

Древнерусские жития святых как исторический источник : исследование В. Ключевскаго. — Москва : издание К. Солдатенкова, 1871. — III, 465, IV, III с. ; 20 см. —
Указатель рассмотренных житий и сказаний в азбучном порядке имен святых и монастырей: с. I-IV.
Экземпляр РГБ со штампом: Из книг О. Д. Карнеева.
Исследование известного русского историка Василия Осиповича Ключевского (16.01.1841 – 12.05.1911) посвящено одной из наименее разработанных тем в русской исторической науки XIX в. – установлению степени достоверности информации, которой обладают Жития древнерусских святых XI – начала XVII в. Для изучения Житий В. О. Ключевский привлек широкий круг источников, в том числе неопубликованные рукописные и архивные материалы. В этих источниках исследователь надеялся найти новый, обогащенный достоверными фактами, материал для изучения вопросов участия древнерусских монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси. Эта работа стала его магистерской диссертацией, которую В. О. Ключевский блестяще защитил на историко-филологическом факультете Московского Университета в 1871 г. Большое внимание исследователь уделил поиску источников, образцов, приемов и форм для создания Житий древнерусских святых. Весьма критический подход в их изучении, который не был свойственен церковно-исторической историографии XIX – начала XX в., был задан данной работой В. О. Ключевского. Это определило дальнейший научный подход исследователей при изучении истории Русской Православной церкви. Несмотря на яркие характеристики разных сторон древнерусской духовной и светской жизни, В. О. Ключевский остался скептиком в вопросе привлечения Житий древнерусских святых как исторического источника .

М.: Наука, 1989. — 512 с.

Репринтное издание 1871 года. Русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) впервые в отечественной историографии, исследовав жития XII-XVII вв., дал картину развития русской агиографии, методы научной критики житийных текстов, позволяющие установить верное соотношение между действительными событиями и позднейшими простодушными или тенденциозными преданиями. Очищенный научной критикой, этот источник в дальнейшем активно использовался самим Ключевским в его знаменитом Курсе русской истории, а также более поздними авторами для характеристики быта, культуры, народного сознания, хозяйственного и культурного освоения территории Северо-Восточной Руси, составившей основу будущего Русского государства. Эта книга стала событием не только научной, но и общественной жизни 70-х годов XIX в. И сегодня она не утратила научного значения, помогая современному читателю понять исторический опыт тысячелетней христианской культуры на Руси. Для всех, изучающих отечественную историю. Оглавление:

Введение.
Древнейшие предания о ростовских святых в позднейшей литературной обработке.
Древнейшие жития на Севере.
Киприан и Епифаний.
Пахомий и Логофет.
Русские подражания до Макарьевского времени.
Жития Макарьевского времени.
Перечень позднейших житий и редакций.
Общие замечания.
Приложения.
Указатель.
Послесловие (А.И. Плигузов, В.Л. Янин).
Археографический обзор рукописных источников, упоминаемых в книге В.О. Ключевского (А.И. Плигузов).
Список печатных изданий, цитируемых в книге В.О. Ключевского (Н.А. Кобяк, А.И. Плигузов).

Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.

Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Каноны жития

Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
Святой не боялся смерти.
Заканчивалось житие прославлением святого.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Жанр жития в древнерусской литературе

Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть жития. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV века составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени жития — «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором, житие Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 года) и жития, появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние жития Смоленской области («Житие св. Авраамия» и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV веке ряд составителей житий начинает митроп. Киприан, написавший житие митроп. Петра (в новой редакции) и несколько житий русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).

С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского «Древнерусские Жития святых, как исторический источник», М., 1871). Он составил житие и службу св. Сергию, житие и службу преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат житие св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей житий.

Не менее знаменит как составитель житий Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, — написавший жития обоих этих святых. Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы, палею, летвицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI веке в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI веке. Авторы этих житий не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Жития этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *