Древняя англия

В Великобритании — свобода вероисповедания. Христианство — доминирующая религия страны по количеству исповедующих ее, но кроме нее действуют большие мусульманские, индуистские и еврейские сообщества, а также другие, не такие многочисленные религиозные общины. Кроме перечисленных религий, в настоящее время значительную роль приобрели независимые церкви, а также другие религиозные объединения, обычно называемые культами и сектами. Верующих, соблюдающих все религиозные обряды и регулярно посещающих церкви, не так и много: всего один человек из сорока. Большинство же имеет дело с церковью только во время личного кризиса или главных жизненных событий (рождение, заключение брака, смерть).

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО. Великобритании существуют лишь две официально признанные церкви: англиканская в Англии и пресвитерианская в Шотландии. На территории Уэльса и Северной Ирландии нет государственных религий. Священнослужители официально признанных церквей могут получать заработную плату от государства, если они работают в тюрьмах или больницах.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В Англии, Уэльсе и Шотландии все школы в обязательном порядке преподают предмет, в котором детей знакомят с основными мировыми религиями. При этом в курсе делается акцент на христианство и терпимость к представителям других вероисповеданий.

В государственных школах ученики должны ежедневно принимать участие в школьной молитве. Родители при желании могут освободить своих детей от изучения религиозных предметов.

В Северной Ирландии также существует определенный минимум знаний о религиях, которые необходимо получить ученику. Активно поощряется интегрированное обучение — обучение детей католиков и протестантов вместе, но на практике протестанты ходят в протестантские школы, а католики — в католические.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕРКВИ. Церковь не содержится государством, однако государство выделяет деньги на восстановление исторических памятников, кстати, не обязательно христианских — финансируется и восстановление синагог, нонконформистских и римско-католических церквей, а также личных англиканских часовен.

ОБЩЕСТВО. О религиозной принадлежности в анкетах спрашивают только в Северной Ирландии. Однако, при желании Англия и Уэльс тоже могут принять соответствующий закон, позволяющий добавить пункт о религиозной принадлежности в анкеты.

РЕЛИГИОЗНЫЕ СООБЩЕСТВА:

Англиканская церковь (Church of England). Англиканская церковь стала государственной в 16 веке во время Реформации. Монарх — глава англиканской церкви, он назначает архиепископов и епископов. Вся священнослужители клянутся в верности короне.

Священнослужители англиканской церкви, впрочем, как и шотландской, католической и ирландской не могут быть избраны в Палату Общин (нижнюю палату парламента). 2 архиепископа и 24 епископа заседают в Палате Лордов.

На сегодняшний день священнослужителями англиканской церкви являются более 13 тысяч человек. В 1998 году Священный Синод принял решение упростить и сократить численность аппарата.

Первая женщина- священнослужитель англиканской церкви появилась в 1995 году, а к 1998 году их было уже около 1900. Однако, женщины=священнослужители не могут быть избраны епископом или архиепископом. Всего в приходе англиканской церкви по всему миру насчитывается около 70 млн. человек.

Шотландская церковь (Church of Scotland). Шотландская церковь стала государственной во время Шотландской Реформации в 16 веке. Шотландская церковь приобрела статус официальной в 1707 году, а в 1921 году она отделилась от государства.

Приход шотландской церкви составляет порядка 9 млн. человек. Количество священнослужителей к 1999 году было 1167 человек. Священнослужителями могут быть как мужчины, так и женщины. Множество свободных церквей, отделившихся от шотландской церкви, активно действуют в горных областях Шотландии и на ее островах.

Свободные церкви (Free Churches). Термин «свободные церкви» применяется для определения тех протестантских церквей, которые не признаны государством, как англиканская или шотландская церкви. Они существовали в разнообразных формах со времен Реформации, накапливая свои традиции и обряды в течение веков. Члены свободных церквей известны под именами сектантов или нонконформистов.
Все наиболее многочисленные свободные церкви — церковь методистов, баптистская, пресвитерианская церкви, Объединенная реформированная церковь и Армия спасения признают священнослужителей обоих полов.
Церковь методистов, самая крупная из свободных церквей, была создана в 18 веке. Ее приход насчитывает около 1,2 млн. человек.
Баптисты существуют в Великобритании с 17 века. В наше время они организованы в группы церквей, большинство которых принадлежит Баптистскому союзу Великобритании. В Ирландии, Шотландии и Уэльсе работают отдельные баптистские церкви, количество прихожан которых в сумме насчитывает 150 тыс. человек.
Третья по величине свободная церковь — Объединенная реформированная церковь, созданная в 1972 году, насчитывает около 100 тыс. прихожан.
Армия спасения была создана в Лондоне в 1865 году. Она занимает второе место после правительства по предоставлению социальных услуг. Члены Армии спасения предоставляют ночлег бездомным, работают с алкоголиками, в тюрьмах, больницах.
Религиозное общество друзей (Квакеры) насчитывает около 17 тыс. человек. Оно было создано в середине 17 века под началом Джорджа Фокса. Никаких определенных священнослужителей и обрядов у квакеров нет: они предпочитают молчаливое поклонение богу.
Римско-католическая церковь. В 1850 году на территории Великобритании была восстановлена римско-католическая церковь, впервые после Реформации, во время которой она была полностью запрещена. Великобритания разделена на семь провинций, каждой из которых управляет католический архиепископ, и 30 епархий — 22 в Англии и 8 в Шотландии, во главе каждой из которых стоит епископ. Всего в Великобритании находится около 4000 римско-католических церквей. Ирландия рассматривается Папой Римским как единая территория с 1300 приходами, а Северная Ирландия разделена на семь епархий.
ДРУГИЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ:
* Буддизм. Буддизм исповедуют некоторые англичане, а также выходцы из Азии и Южной Азии. Всего в Великобритании находится около 800 буддистских групп и центров и 750 монастырей и храмов.

* Индуизм. Индуизм исповедуют эмигранты из Индии, а также более ранние поселенцы родом из Кении, Танзании, Уганды, Замбии. островов Фиджи и других Карибских островов. На территории страны находится около 120 индуистских храмов.

* Иудаизм. Первые евреи прибыли в Англию во времена норманнского завоевания. Они были выселены королевским указом в 1290 году, но допущены снова во время гражданской войны 1642-51 годов. Первые евреи прибывали из Испании и Португалии, но в наше время Британию в основном населяют евреи из европейских и восточно-европейских стран, которые скрывались на Британских островах от гитлеровской оккупации. Всего в стране около 300 тыс. евреев.

* Ислам. Значительная часть британских мусульман прибыла в начале 19-го века, когда моряки и торговцы-мусульмане стали прибывать в Великобританию из ее колоний. Другая волна мусульман имела место после Первой Мировой Войны, когда демобилизовавшиеся жители колоний остались в Великобритании, и третья большая волна прибыла после Второй Мировой Войны, чтобы заполнить недостаток рабочей силы на рудниках и фабриках. В семидесятых мусульмане прибывали в основном из Кении и Уганды, а в конце века большинство эмигрировало из Ирана, Ирака, Сомали, а также из Боснии и Косово. Всего же на островах насчитывают 1,5-2 млн. мусульман.

* Сикхи. Сикхи прибывают в страну из Восточной Африки, Индии и других бывших британских колоний и составляют приблизительно 400-500 тыс. человек.

* Кроме перечисленных церквей и вероисповеданий, на территории Великобритании действуют многочисленные секты (например, сайентологи), культы и небольшие независимые церкви и религиозные объединения.
ОТНОШЕНИЕ БРИТАНЦЕВ К РЕЛИГИИ И МОРАЛИ
Опрос общественного мнения показал, что 76% населения верит в существование бога, 69% — в существование греха, 68% — души, 60% -рая, 49% — жизни после смерти, 37% — сатаны, 31% — ад.
Эти цифры, конечно, не способствуют определению облика среднего верующего британца, однако, они несомненно указывают на присутствие веры в умах большинства жителей Великобритании.
Тем не менее, вопросы религии в обычной жизни британцев вытесняются вопросами морали и гражданской ответственности. Хотя могут возникнуть различия между старшими и младшими поколениями и между полами, британцы довольно четко знают, что правильно, а что неправильно, хотя это знание необязательно основывается на любой из признанных христианских церквей.
Опросы показали, что большинство населения считает аморальным употребление героина и марихуаны, а также других наркотиков, хулиганство футбольных фанатов, научные эксперименты над людьми и животными. Недовольство небольшой части населения вызывает гомосексуализм и порнография.
Британцы в большинстве своем одобряют браки, обладают традиционными взглядами на любовь и семейную жизнь. Но в то же время растет число поддерживающих более равноправие внутри брака, верность, взаимное уважение и взаимопонимание, которые считаются самыми важными аспектами брака.
Что касается гражданской ответственности, то опросы общественного мнения показывают, что отношение британцев к власти остается традиционным, и многие считают, что закону подчиняются все без исключения. Большинство опрошенных полагает, что детей надо воспитывать в уважении к власти и родителям, честными, вежливыми и уважительными по отношению к другим людям. Многие не одобряют тех, кто нарушает закон, протестует против общества и воспитывают детей в неповиновении. Мало кто одобряет идею всеобщей забастовки. Большинство респондентов соглашается, что школы должны прививать детям уважение к институту власти, а также считает, что ограниченная цензура необходима, чтобы сохранить моральные стандарты общества.
Перечисленные взгляды населения Великобритании показывают, что после периода вседозволенности в 70-х-80-х годах многие вернулись к традиционным моральным ценностям. Большинство поддерживает «старые ценности» и идею гражданской ответственности.

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин (позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

См. также РЕФОРМАЦИЯ; ПРОТЕСТАНТИЗМ; ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ; КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ; НОНКОНФОРМИСТЫ; СЕПАРАТИСТЫ.

В 1776-м году тринадцать британских колоний в Северной Америке объявили о своей независимости от Британской империи и начали экспериментировать с республиканской формой правления. Если бы кто-то спросил этих колонистов, они, вероятно, отрицали бы любой радикализм, рассматривая их революцию как борьбу против тиранического британского правительства, которое аннулировало их традиционные права как англичан. Хотя их решение отказаться от давней монархии и начать представительную демократию было более радикальным, чем они могли подумать, оно полностью соответствовало английскому историческому порядку.

Другие европейские монархии считали английское правительство слишком республиканским. Англичане были слишком свободолюбивы и равноправны, чтобы считаться хорошими подданными для монархии, а английская монархия, безусловно, имела своего рода республиканскую конституцию. Английский король в восемнадцатом веке имел свои прерогативы и финансы, строго ограниченные силой английского парламента и независимостью трех ветвей английского правительства (монархия, дворянство и простолюдины).

Нелегко определить точное время, когда республиканский дух начал развиваться в Англии. В конце концов, до нормандского вторжения в 1066-м году король Англии был предложен предыдущим королем и избран Витенагемотом. Этот процесс не был строго наследственным, так как Гарольд Годвинсон, который был избран королем, не имел никаких королевских уз. В то же время Вильгельм Нормандский полагал, что трон должен быть его, так как он был двоюродным братом покойного короля Эдуарда. Витенагемот ни в коем случае не был демократическим институтом, но его можно рассматривать как небольшой инструмент ограничения абсолютной монархии в Англии.

Поскольку Вильгельм контролировал внушительные площади земли в современной Франции и проводил там значительное количество времени, он создал в Англии своего рода бюрократию, которая была бы способна управлять королевством в его отсутствие. Эта нормандская Англия состояла из нового нормандского дворянства, которое было обязано своим положением Вильгельму и проявило к нему значительную лояльность. В дополнение к этому новому дворянству, нормандская Англия Вильгельма приобрела несколько важных особенностей.

Иностранные представители перед Витенагемотом и англосаксонским королем

Витенагемот был заменен новым большим советом вместе с главным судьей. Эта группа была в состоянии управлять судебными делами короля, вне зависимости от того, был ли он в Англии или нет. Еще одним важным изменением стало то, что шериф стал королевским чиновником. Таким образом, шериф отвечал за соблюдение королевского закона и поддержание королевского правосудия на уровне графства. Наконец, реформы церкви не должны быть недооценены, так как они подчинили церковь большей королевской власти и заставили её играть важную роль в поддержке королевской власти по всей Англии. Англичане продолжали жить «во имя короля» при каждом монархе до начала тринадцатого века, когда Иоанн I потерял все французские земли в пользу французского короля.

В 1215-м году бароны Иоанна устали от постоянно растущих требований, предъявляемых королями Плантагенетов, и в конце концов они восстали против своего короля. Эти бароны заставили Иоанна издать «Великую хартию вольностей», которая наложила серьезные ограничения на абсолютную монархию. Этот документ гарантировал определенные права частной собственности, требуя, чтобы король не мог брать лошадей, повозки, зерно, дрова и т.д., предварительно не заплатив за это или не получив разрешение суда. «Великая хартия вольностей» запретила королю продавать других и лишать их правосудия. Она также обеспечила право не подвергаться наказанию за преступления, которые превышали степень совершенного преступления или до истечения надлежащей правовой процедуры, которой занимались лорды обвиняемого. Первоначальный документ также содержал пункт, который допускал гражданское неповиновение, если король не соблюдает свою сторону соглашения.

Великая Хартия вольностей

Хотя спорным является тот факт, достигла ли сама «Великая хартия вольностей» того, чего желали бароны, она явно вдохновила последующие поколения англичан в вере в их унаследованные права. Эти права стали важной частью аргументов против Карла I-го и подготовили почву для гражданской войны в Англии. В конце концов, парламентарии утверждали, что они не делают ничего преступного, кроме как защищают существующий порядок, который Карл пытался изменить. Карл распустил парламент и стал управлять без него, однако вызвал гнев своих поданных, когда издал закон о «корабельных деньгах» — налог, который должен был использоваться в чрезвычайных ситуациях для оплаты защиты побережья страны. Оппоненты короля утверждали, что он не мог брать деньги с этого налога, потому что не было чрезвычайной ситуации, поэтому ему нужно было собрать парламент и попросить денег у него. Помимо этого, сторонник парламента Эдвард Коук заявил, что «великая хартия» спасла Англию от тирании, ограничив его полномочия, и привела к конституционному правлению.

«Великая хартия вольностей» и аргументы против тирании абсолютной монархии были частью общей истории, мигрировавшей в западное полушарие вместе с колонистами, которые перемещались туда в течение всего семнадцатого века. Особенности английской конституции были усилены в Америке, и колонисты, из-за некоторых ключевых различий между ними и их коллегами из Англии, продвинулись гораздо дальше по пути республиканизма. Отсутствие единой церкви под контролем короля означало, что король не мог полагаться на нее, чтобы помочь сохранить лояльность. В колониях также не было аристократии. Самые богатые из американской элиты были не лучше, чем мелкое дворянство в Англии, и ряды элит были более доступными. Эти богатые американцы не доминировали в своих местах так же, как английские аристократы, и менее богатые знали, что у них есть способы вступить в ряды элиты. Наконец, большое расстояние и время, необходимое для преодоления этого расстояния, привели к некоторой неопределенности со стороны короны, в результате чего колонисты стали управлять практически в полной автономии. При всем этом американские колонии идеально подходили для развития истинного республиканизма.

В 1760-х годах, после французской и индийской войны, лондонский парламент решил, что необходимо вернуть деньги, потраченные на борьбу с французами в колониях, взимая колониальные налоги. В процессе они надеялись оказать свое влияние на колонии. Однако, колонисты находились практически в полном одиночестве слишком долгое время, чтобы быть заинтересованными в отказе от автономии, которой они так наслаждались. Более того, колонисты считали самоуправление своим правом как англичан. Именно с этой поры они начали излагать свои идеи сначала о самоуправлении, затем о республиканизме.

Александр Гамильтон писал:

Что же тогда является предметом нашего спора с метрополией? Именно это: Должны ли мы сохранить безопасность своей жизни и собственности, которую нам предоставляют законы природы, гений британской конституции и наши уставы; или должны ли мы передать их в руки британской палаты общин, которая имеет привилегии распоряжаться ими не более, чем Великий Могол.

При написании этого он затронул важное различие между колонистами и англичанами в отношении характера конституции и важности их уставов. В Англии конституция представляла собой сочетание между королем и палатой лордов, представляющих интересы дворянства, а также палатой общин, представляющих интересы всех простолюдинов Англии. Колонисты же интерпретировали британскую конституцию как разделение между исполнительной (королевской) и законодательной (парламент) властью.

Александр Гамильтон

Колонисты сохранили метод представительства, сохранившийся от средневековой Англии, при котором представители были избраны из местного района для представления интересов этой области. Это важно, потому что колонисты также полагали, что их учредительные колониальные уставы дали им право иметь свои законодательные собрания в колониях. Это создало серьезный разрыв между колониями и Англией. Британская идея виртуального представительства была основана на идее, что Палата общин представляет всех свободных простолюдинов в Империи. Колонисты начали утверждать, что представительный орган может быть легитимным, только если он непосредственно представляет тех, кто избрал представителей. Вскоре колониальные мыслители начали расширять идею о том, что законодательный орган должен быть действительно представительным, и поэтому парламент в Лондоне не имел власти в колониях.

Томас Джефферсон писал о «многих неоправданных посягательствах и узурпации, предпринятых законодательной властью одной части империи в отношении тех прав, которые Бог и законы предоставили всем одинаково и независимо». Он также предположил, что «не только принципы здравого смысла, но и общие чувства человеческой натуры должны быть упразднены для того, чтобы поданные его величества смогли убедить колонистов в том, что они обязаны своим существованием воле британского парламента. У парламента нет авторитета над колониями, поскольку у колонистов нет права наказания или удаления представителей парламента в колониях.»

Дэниэл Дюлэйни в своей брошюре «Соображения по поводу уместности введения налогов»(1765), утверждал, что представители законодательной власти должны работать «для защиты интересов народа от посягательств правительства». Очевидно, что, согласно Дюлэйни, члены парламента в Лондоне не стремились защитить людей от этих посягательств, а действовали как агенты посягательств.

Колонисты не ограничивали свое мышление авторитетом представительных органов. Они также начали больше теоретизировать о природе самой конституции. Джеймс Отис, например, предложил, чтобы конституция была зафиксирована и чтобы законодательный орган следовал ей. Само по себе это было продолжением мысли Эдварда Кока, который предложил, чтобы законодательство соответствовало ряду правовых принципов. Они оба аргументировали это, предполагая, что любой закон, нарушающий эти принципы или эту фиксированную конституцию, будет затем отменен законодательным органом. Однако, ни один не был готов к идее, что законодательный орган сам подчиняется закону, а не источник этого.

Сэмюэл Адамс был готов довести этот аргумент до логического завершения. В 1768-м году он написал от имени палаты представителей штата Массачусетс, что «конституция является фиксированной; отсюда высший законодательный, а также высший исполнительный орган получает свою власть». Уильям Хикс из Пенсильвании написал бы, что конституция не может исходить от законодательного органа, потому что все, что может быть создано законом, может быть отменено одним, но фиксированная конституция всегда будет оставаться фиксированной. Джон Иоахим Цубли продолжил эту идею, заявив, что законодательный орган не может принимать законы, противоречащие Конституции, поскольку эта конституция устанавливает его собственную власть. Колонисты также не ограничивали этот конституционный аргумент законодательным органом, а распространяли его и на короля.

В 1766 году Джон Дикинсон писал, что права не были предоставлены королем и не могли быть отняты никаким актом правительства. Даже Великая хартия вольностей была лишь подтверждением этих прав, а не инструментом, которым они были предоставлены. Томас Джефферсон зашел так далеко, что заявил, что король был «не более чем главным должностным лицом народа, назначенного законами и ограниченного определенными полномочиями».

«Декларация независимости» стала кульминацией этих аргументов. Она объединила каждый из конституционных аргументов в форме списка жалоб против короля и против парламента. Перечисляя каждый из способов, которыми король или парламент нарушили или отказались признать колонистов англичанами, они могли оправдать свою независимость .

Декларация независимости США

Колонисты выросли вдалеке от английского понимания конституции и не могли до конца понять, когда именно парламент в Лондоне получил над ними власть. Пока король и его правительство пренебрегали поддержкой своей власти в колониях, их население осознало, что вполне способно управлять самостоятельно. Британский парламент не мог принять полную автономию для колоний, хотя колонисты разработали ее версию и не хотели от неё отказываться. Они развили свои республиканские идеи далеко за пределы тех, которые существовали в Англии, и поэтому полная независимость была абсолютно необходима.

Gordon S. Wood, The Radicalism of the American Revolution (New York: Vintage, 1991), 98–100.

David Howarth, 1066: The Year of the Conquest (New York: Viking Press, 1977) 67–68.

R. Allen Brown, The Normans and the Norman Conquest (Dover, NH: Boydell Press, 1985), 184.

Ibid, 211–217.

Ibid, 22–25.

Bryce Lyon, Constitutional and Legal History of Medieval England (New York: Harper & Row, 1960), 310.

Wood, 110–115.

Ibid, 123.

Bernard Bailyn, The Ideological Origins of the American Revolution(Cambridge, MA: Belknap Press, 1967), 163.

Dan Jones, Magna Carta: The Birth of Liberty (New York: Viking, 2015), 193.

Bailyn, 170–175.

10:42 am — VII ВЕК: ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ АНГЛИИ

В VII столетии совершилось удивительное: несколько монахов, посланных из Рима папой Григорием. сумели обратить в христианство многих жителей Англии, начиная с короля Этельберта, который был крещён, видимо, на пасху 601 года.

Удивительного тут многое. Во-первых, удивительно что миссионеры пришли из Италии. На Британских островах было коренное население – кельты, которых оттеснили к пришедшие с материка англы, саксы и юты, но которые всё же были. Казалось бы, кельты должны были бы миссионерствовать среди своих соседей. Но кельтские миссионеры отправились проповедовать христианство на континент, где вообще-то христианство уже было проповедано и укоренилось, где были свои митрополиты и епископы. Представим себе, что в наши дни английские повара отправятся во Францию учить аборигенов кулинарии – что будет? Вот почему к ирландским миссионерам в Галлии церковное руководство отнеслось весьма, мягко говоря, сдержанно.

Во-вторых, удивительно, что папа не поручил проповедь франкам. Папа объяснял это тем, что англы-де захотели креститься, но никто из франкских епископов не ответил на их призыв. Поскольку ничто не подтверждает первое утверждение папы, постолько ничего нельзя сказать и о втором.

В-третьих, удивительно невежество Рима относительно мира. Папа Григорий заранее указал Августину, на какие епархии следует разделить Англию – в точном соответствии с тем, как римляне делили Англию во времена Христа. Папа не только не представлял себе, что происходит в реальной Англии, он даже не знал о том, что император Диоклетиан – римский, между прочим, император – переделил остров на пять провинций. Папа предполагал, что Августин создаст две церковных митрополии с центрами в Лондоне и Йорке, в каждом по двенадцать диоцезов. В реальности Лондон в это время относился к королевству Эссекс, правитель которого был вассалом короля Кентерберийского. Так что практичный Августин поселился именно в Кентербери, а вторая кафедра была размещена в Рочестере.

Впрочем, что уж Рим – Средневековье отличается неспособностью описать то, что видит и в чём живёт. Конечно, в определённом смысле эта неспособность характерна для всякого живого существа, а человек хотя бы отчасти способен преодолеть это ограничение. Однако, вот в 1939 году в Саттон-Ху на востоке Англии был раскопан курган с изумительно сохранившимся захоронением, безусловно королевским. В энциклопедиях обычно утверждают, что это могила короля восточных англов Редвальда, умершего в 624 году, но археологи в этом не уверены, захоронение может быть намного более поздним. Беда много сообщает о Редвальде пикантного – например, что тот в своей домовой церкви имел один алтарь побольше, на котором служилась месса, а другой поменьше, на этом приносились жертвы языческим богам. А вот чего Беда не сообщает, хотя он в этом жил – возможно, поэтому и не замечал – и что сообщает погребение – что монеты в королевской казне были франкские, меровингские золотые, что по культуре завоеватели (а они всё ещё были завоеватели) были, видимо, скандинавами. Для Беды это не имело значения, а ведь «это» – реальность, зримая благодаря археологическим открытиям.

Удивительна толерантность, с который король англов отнёсся к итальянским миссионерам. Эдильберт не только не съел их, не выслал из страны, но подарил им дом в Кентербери, и на проповедь вежливо отвечал, что всё это очень мило, но религия у англов древняя, спешить при перемении веры было бы странно. Вполне понятна для людей той эпохи аргументация – древность надо уважать. Король снабдил миссионеров провизией и постановил: «Мы также не запрещаем вам обращать в вашу веру, всех, кого сможете». Это постановление сто лет спустя цитировал Беда. Через десяток страниц Беда отважно заявлял, что толерантности короля научили миссионеры: «Он узнал от своих учителей и наставников на пути спасения, что служение Христу добровольно и не терпит принуждения». Эти слова да Карлу Великому с Владимиром Красное Солнышко в уши.

Преувеличивать толерантность язычников не стоит. Когда в 627 году христианство принял король Эдвин, именно верховный языческий жрец, как радостно сообщил Беда, «по вдохновению истинного Бога осквернил и низверг алтари, которым прежде поклонялся». А ведь у алтарей были и другие, скажем так, пользователи. А если патриарх Московский перейдёт в ислам вместе с президентском русским, они разве будут вправе снести храм Христа Спасителя? Впрочем, кажется, ответ положительный…

Originally published at Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». You can comment here or there.

Tags: Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *