Древняя колесница

Боевые колесницы… Их использовали в большом количестве в странах Древнего мира, в частности, Древнего Востока – в Египте, Ассирии, Персии, Риме, Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которые выступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.
По мнению современных историков, первые колесницы были построены в 2300 году до нашей эры на территории Месопотамии, однако никаких документальных подтверждений этим догадкам не существует. К тому же, если внимательно рассмотреть сохранившиеся барельефы, то складывается впечатление, что в первых повозках были запряжены вовсе не лошади, а скорее ослы. Такое предположение вполне имеет право на жизнь, поскольку первые лошади, которые были похожи на современных, появились только во втором тысячелетии до нашей эры. Уже ассирийские и египетские воины использовали в своих колесницах лошадей, рост которых составлял около 160 сантиметров, а вес – около 500 килограммов.
Тяжелые ассирийские колесницы
Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.
Что касается технологии постройки колесниц, то она постоянно развивалась. И если первые колесницы, которые появились в Месопотамии, были очень громоздкими и тяжелыми платформами, на которых размещались лучники или метатели дротиков, то в Египте, к примеру, уже использовались легкие повозки, обладающие большой маневренностью, которые использовались не только для стрелков, но и сами по себе были серьезным оружием.
В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.
К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.
Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.
Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.


Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.
К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.
Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми – по 20 тысяч воинов и порядка две с половиной тысячи колесниц у каждой стороны. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Совершенствование повозок заключалось в том, что в колесах использовалось уже по 8 спиц, а длина оси, которая выступала по краям колес, была значительно увеличена, и представляла собой длинные острые ножи, которые были грозным оружием, особенно применительно к пехоте противника. Подобные ножи крепились и спереди колесницы. Правил колесницей возница, возле него – воин из знатного рода.
Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.
И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.
Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.
Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.
В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.

Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными.
Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.
Использованы материалы:

В буддизме выделяют три основных направления Пути самосовершенствования, называя их Три Яны, Три Колесницы.

Хинаяна ( «яна» — колесница, «хина» — малый ) — Малая Колесница

Махаяна ( «маха» — великий ) — Большая Колесница

Ваджраяна ( «ваджра» — алмаз ) — Алмазная Колесница

Все они ведут к одной цели. Деление связано с тем, что Будда передал разные методы для людей с разными способностями к духовному развитию.

Каждое направление имеет своих последователей. Разные люди — разные методы.

Суть знания, переданного Буддой выходит за пределы человеческого измерения. Для ясного понимания этого знания принята некая форма, такая как Три Колесницы, каждая из которых содержит свои особые наставления, методы, постижения этого знания.

Хинаяна

Традиция Хинаяны опирается на то, что можно назвать первыми учениями Будды, начиная с его знаменитой проповеди о Четырех Благородных Истинах: страдании, источнике страдания, возможности прекращения и способе прекращения страдания.

Основу учения образует Трипи́така, Палийский Канон — свод священных текстов, составленный вскоре после так называемого «ухода Будды в Нирвану».

Последователи Хинаяны считают эти писания самым древним источником Учения Будды, и следовательно самым авторитетным. Отсюда еще одно название Малой Колесницы: Тхеравада то есть «Учение старейших».

Махаяна

Традиция Махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете и Японии. Она переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая смысл Учения Будды совершенно по новому.

Основа Махаяны и Хинаяны — Сутры.

Это писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения. Предполагается, что Сутры были переданы Буддой. Но Буддой уже не в форме конкретного исторического лица, Будды Шакьямуни, а как проявление природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей — метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.

Ваджраяна

Ваджраяна — последняя Колесница, называемая «тантрический буддизм». Это название связано с тем, что основа практик здесь — Тантры — знания, переданные предполагаемым воплощением Будды, учителем Падмасамбхавой. Конечная цель Ваджраяны та же, что у и Махаяны — обретение состояния Будды для блага всех существ. Отличие в Методах обнаружения этого изначального состояния.

Цели трёх колесниц Хинаяна: Нирвана Махаяна и Ваджраяна: Благо всех существ

Хинаяна воспринимает Путь Будды Шакьямуни как руководство к действию: отречься от всего «мирского», отсечь привязанности и «загрязнения», чтобы стать просветлённым существом подобно Будде и покинуть этот мир, уйдя в бесконечное блаженство Нирваны — состояния за пределами цикла рождения и смерти — сансарического бытия.

Важно отметить: последователи Хинаяны верят, что Будда — конкретное историческое лицо, Учитель, обретя Просветление действительно ушел в Нирвану. То есть перестал существовать в нашей реальности. Это воззрение — ключевое отличие восприятия явлений в Хинаяне и Махаяне.

Кем был Будда? Хинаяна: Будда — человек, достигший Просветления Махаяна: Будда — метафизическая Реальность

Сутры Махаяны указывают на то, что Нирвана — это уловка на пути, а Будда, Татхагата — нечто, гораздо большее, чем явленное миру тело Будды Шакьямуни. Будда — это аспект реальности, первоприрода, первоматерия, источник всего сущего. И потому Будда, воспринимаемый таким образом, не может «покинуть» Сансару. Он пребывает в ней внутри каждого из нас.

Такая концепция получила название Теория Татхагата Гарбхи. «Зародыша» Будды как изначальной природы внутри всех живых существ.

Об этом можно прочесть в Татхагатагарбхе сутре:

А также, сыновья хорошей семьи, (он) понимает, что внутри живых существ, утопающих в осквернениях, сидит множество Татхагат со скрещенными ногами и неподвижных, одаренных, как и я, знанием и видением. И понимает, что нутро тех (существ), оскверненное нечистотой, -истинная природа Татхагаты (татхагатадхармата), недвижимая и неколебимая любыми состояниями бытия, и затем говорит: «Все эти Татхагаты подобны мне!»

Татхагатагарбха сутра

Идеальная личность Хинаяна: Архат Махаяна: Бодхисаттва Архат

Идеалом Хинаяны является Архат — святой монах, собственными усилиями достигший Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.

В Сутрах Махаяны хинаянских святых — Архатов называют Шраваками, «слушающими голос», подразумевая, что это ученики Будды, не постигшие всех глубин учения и привязавшиеся к идее Нирваны как Индивидуального освобождения, стремление к которому в принципе заблуждение.

Во-первых, нет разницы между Сансарой и Нирваной — это две иллюзии одного Ума.

Нет разницы вообще Между Нирваной и Сансарой. Что является пределом нирваны, Есть также и предел сансары. Между этими двумя мы не можем найти Даже слабейшей тени различия.

Нагарджуна.

Ум – корень, как круговорота перерождения, так и просветления. Из-за разнообразия накопленной кармы, каждый из многообразных видов существ имеет свое особое иллюзорное видение.

Намкай Норбу Ринпоче «Кристалл и путь света»

Этот ум творит и сансару и нирвану Вне него не существует ни то ни другое.

Падмасамбхава

Во-вторых, даже если Ум принимает правила игры этих иллюзий, стремление к «личному» Освобождению — не самый благородный путь. Ведь в шести мирах сансарического удела человек оставляет всех тех, кто будет продолжать пребывать в неведении и испытывать повторяющиеся страдания.

Боддхисатва

Потому задача практика — принести максимальное благо живым существам в течении своей жизни. Которая, как известно конечна, а рождение человеческое – бесценно, ибо дает возможность для практики.

Отказавшись от цепляния за собственное «Я», практик Махаяны переводит свой взор от себя к другим людям и существам.

Идеал Махаяны — Бодхисаттва — тот, кто породил в себе намерение стать Буддой дабы иметь возможность принести благо миру.

Намерение такого рода называется Бодхичитта ( «бодхи» — пробужденный», «читта» — сознание ). Зарождение такого намерения, обусловленного чувством великого Сострадания ко всему живому, является началом духовного развития на пути Великой Колесницы, Махаяны.

Вообще, в Махаяне есть такое воззрение, что определяющим природу нашего действия — является не само действие, а намерение, мотивация. И потому то, что по форме выглядит странно или даже жестоко, имея так называемую благую цель под собой — является благом.

Пути трех колесниц Хинаяна и Махаяна: Путь Отречения Ваджраяна: Путь преобразования (Тантры)

Хинаяну и Махаяну называют Путь Отречения. То есть отказ от негативных, не благих действий, дабы очистив Ум, обнаружить свое изначально просветленное состояние — достичь Просветления.

Ваджраяна, и тантра в целом, это Путь Тантры, Преобразования. Где те омрачения, привязанности и страсти, что в Сутре следует отсечь, используются как часть практики.

Ученый, религиовед Евгений Торчинов пишет:

Ваджраяна утверждает, что главное преимущество такого метода — его чрезвычайная эффективность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трёх неизмеримых (асанкхея) мировых циклов — кальп. Вместе с тем наставники Ваджраяны всегда подчёркивали, что этот путь является и самым опасным.

Ваджраяна взаимодействует с темными пучинами бессознательного — того «тихого омута», в котором «черти водятся», используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, — всего того, что могло и не осознаваться практиком, «атакуя» его сознание «изнутри».

Сейчас под словом «тантра» на западе продвигаются мероприятия, имеющие очень отдаленное отношение к духовности. Такое явление связано с поверхностным пониманием, западным сознанием союза мужского и женского, который выделяется в тантре. Мужское и женское начало в Ваджраяне — это союз двух аспектов Пробуждения: мудрости и метода.

На изображениях тантрических божеств, изображается пара, священный союз, называемый «Яб-Юм».

Метод, «Упая» — это мужское начало, божество в мужском теле.

Мудрость, «Праджня» — женское начало, изображается как супруга божества.

В буддизме есть устойчивое триединство: Тело, Речь и Ум

  • Практика на уровне Тела: выполнение простираний
  • Практика на уровне Речи: это начитывание Мантр
  • Практика на уровне Ума: визуализации

Основные практики Ваджраяны:

  1. практика мантр;
  2. визуализация божеств;
  3. созерцание мандал.

Практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что её часто даже называют Мантраяной — Колесницей Мантр. Произнесение мантр подразумевает понимание внутреннего смысла мантры и её воздействия. Часто в практике нужно визуализировать написанные тексты мантр, причём задаётся определённый цвет, размер, толщина и другие параметры созерцаемых букв.

Практика тантрических мантр предполагает получение специального Посвящения, которое сопровождалось объяснением правильного произнесения того или иного звука.

В Ваджраяне большую роль играет наставник, учитель, Гуру. Под руководством такого гуру для каждого ученика подбирается своя практика, в зависимости от характера. Качество, черта характера, имеющая негативное свойство называется аффект (клеша): гнев, страсть, невежество, гордыня или зависть.

Практикующие Ваджраяну утверждают, что такого рода аффекты должны не уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться в пробужденное сознание. Как это возможно?

Основой претворения страстей и влечений в мудрость Будды является природа Будды, которая есть природа психики и всех ее состояний и которая присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте.

Потому, Ваджраяну можно назвать выходом за пределы понятий «чистого» и «нечистого».

Прежде чем изучать практику тантрического буддизма, Ваджраяну, следует изучить фундамент на который она опирается, а именно предыдущие две Колесницы.

Когда начинающий практик ищет «передачу», Посвящение на сложные, «высшие» тантры Ваджраяны, не накопив опыт в более доступных практиках — в нем говорит Духовное Эго. Считается, что если человеку обьяснили какой то метод, например Мантру — то есть образно говоря «передали» её, вложив в некотором смысле свою энергию в эту передачу — то есть энергию Учителя, эту практику «реализовавшего» — важно действительно Практиковать.

Когда приезжают буддийские Ламы с лекциями, учениями и всевозможными передачами практик — надо быть честным перед собой — намерен ли ты действительно применять в жизнь те знания, что получишь на таком мероприятии. Если человек получает «передачу» и не практикует — он создает «препятствие». Поэтому лучше быть более пустой и легкой чашей применяющей переданные уже методы, чем переполненным духовными знаниями сосудом без практики. Это и называется Духовным накопительством. Везде нужна мера — Серединный Путь.

Мы можем прожить жизнь по-разному. Через пять лет, то, что важно сейчас потеряет значение. Vanitas Vanitatum Суета сует. Сансара.

Есть вещи вне времени. Они останутся в нас навсегда. Человек чувствует это вечное и ищет к нему дорогу.

Оттого — разные религии, книги и путешествия, разговоры — вдруг найдется?

Но изначальная природа человека, его суть — никогда не придет извне — это знание внутри. И Учение Будды — древнейший способ подобрать ключ к этой двери. Вернуться к истоку.

Сколько бы ни было дорог, какую бы мы ни выбрали Колесницу, главное — идти вперед.

Терпения и радости нам на этом пути!

Ом.

Рамзес II сражается на колеснице в битве при Кадеше с двумя лучниками, один из которых привязан к талии, чтобы освободить обе руки. Помощь от Абу-Симбела .

В древнеегипетском обществе колесницы стоял как самостоятельное подразделение в King «s военной силы . Считается, что колесницы были впервые использованы в качестве оружия в Египте гиксосами в 16 веке до нашей эры, хотя исследование материалов, долгое время хранившихся в Египетском музее на площади Тахрир, потенциально выявило присутствие колесниц еще в Древнем царстве (ок. 2686–2181 до н.э.). Египтяне разработали собственную конструкцию колесницы.

дизайн

Археолог Йост Краувель пишет, что «Колесницы не были внезапным изобретением, а возникли на основе более ранних транспортных средств, которые были установлены на дисковых или поперечных колесах. Это развитие лучше всего прослеживается на Ближнем Востоке, где колесницы со спицами и запряженные лошадьми» истинно «колесницы впервые засвидетельствованы в начале второго тысячелетия до нашей эры …». Раньше колесницы использовались в основном в транспортных целях. С технологическими усовершенствованиями их конструкции (такими как конструкция колес с «поперечиной» для уменьшения веса транспортного средства), колесницы начали использоваться в военных целях. Египтяне изобрели седло ярма для своих колесниц около 1500 г. до н.э. Колесницы были эффективны благодаря своей высокой скорости , мобильности и силе, которые не могли сравниться с пехотой в то время. Они быстро стали новым мощным оружием на древнем Ближнем Востоке . Лучше всего сохранившиеся образцы египетских колесниц — это шесть образцов из гробницы Тутанхамона .

Колесницы на войне

Египетская боевая колесница

Колесницы были очень дорогими, тяжелыми и склонными к поломкам, но в отличие от ранней кавалерии колесницы предлагали лучникам более устойчивую платформу . Колесницы также были эффективны для стрельбы из лука из-за использования относительно длинных луков , и даже после изобретения составного лука длина лука существенно не уменьшилась. С таким луком было сложно обращаться верхом на лошади. Колесница также могла нести больше боеприпасов, чем один всадник.

Однако у колесницы также было несколько недостатков, в частности, ее размер и зависимость от местности . Их использование сравнивают с использованием танков в современной войне, но это оспаривается учеными, которые указывают на то, что колесницы были уязвимы, хрупки и требовали ровной местности, в то время как танки — это тяжело бронированные вездеходы. Таким образом, колесницы не подходили для использования в качестве ударной силы в современных танках.

В конечном итоге колесницы составили элитную силу в древнеегипетской армии . В полевых боях колесницы обычно наносили первый удар, а за ними следовала пехота, чтобы использовать полученный прорыв, что отчасти похоже на то, как пехота может действовать позади группы вооруженных машин в современной войне. Эта тактика лучше всего сработает против линий менее дисциплинированного ополчения легкой пехоты . Колесницы, намного быстрее, чем пехотинцы, преследовали и разгоняли сломленных врагов, чтобы закрепить победу. В египетских легких колесницах были один возница и один воин; оба могли быть вооружены луком и копьем.

В Древнем Египте члены корпуса колесниц сформировали свой собственный аристократический класс, известный как марьянну (молодые герои). Героический символизм можно увидеть в современных картинах , в которых король показанными езды с элитами, стрельбой стрел врагов. Этот образ стал типичным для иконографии королевской власти Нового царства. Поскольку колесницы становятся все более интегрированными в военную подготовку, особенно во время режима Аменхотепа II , воин колесницы был идентифицирован как сенени и был соединен с так называемыми кейдженами или кедженами , которые также выступали в качестве его защитника. Seneny был обучен использовать лук с точностью , даже если лошадь на полном скаку, подвиг , что Аменхотеп II мог по сообщениям сделать.

Наиболее известные и сохранившиеся текстовые свидетельства о действии египетских колесниц относятся к битве при Кадеше во время правления Рамзеса II ; вероятно, самая крупная битва на колесницах всех времен. Камосе (1555–1550), однако, отличился тем , что был первым египетским правителем, который использовал колесницы и конницу в битве, что принесло ему победу. Рассказы показывают, что гиксосы, правившие северными территориями в его правление, были поражены, когда египетские колесницы начали катиться на поле битвы в Нефруси , к северу от Кусэ (около современного Асьюта ). Колесницы были улучшенными версиями того, что они использовали для террора врага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *