Дуа при жертвоприношении

Курбан — ритуальное жертвоприношение

Поистине, вся хвала Аллаhу Всемогущему, Которого мы возвеличиваем и взываем к Нему за особой помощью. Мы благодарны Аллаhу за все те блага, которыми Он нас облагодетельствовал. Мы просим у Аллаhа прощения, Ему мы каемся в грехах. Мы просим у Аллаhа защиты от влечения греховных страстей и зла наших скверных деяний. Кого Аллаh наставил на Истинный Путь, того никто не введет в заблуждение. А кому Аллаh не дал быть на Пути Истины, того никто не сможет вывести из заблуждения и вывести на Истинный Путь!

Я обращаюсь к Аллаhу даровать ещё больше величия, почета и милости Пророку Мухаммаду, мир ему.

Я свидетельствую, что нет другого Создателя, кроме Аллаhа, нет у Него сотоварища, Он существует вечно без начала и бесконечно. Он не занимает места в пространстве и не зависит от времени, Аллаh Всевышний существовал вечно до создания места и после создания места не изменился и не занял какое-либо место.

Ему присущи только достойные Сыфаты и Он превыше всех недостатков. Нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.

И я свидетельствую о том, что Мухаммад – раб Аллаhа и Его Посланник. Он достойно наилучшим образом выполнил свою Пророческую миссию. Он оправдал вверенное ему (доверие), он призвал общину к истине, к добру. Мы просим Аллаhа даровать ему вознаграждение за каждого из нас наилучшим вознаграждением, которое было дано Пророкам.

Дорогие мусульмане! Призываю вас всех к богобоязненности, а также я обращаюсь сам к себе с таким же призывом. Пусть Аллаh даст нам быть более серьезными и ответственными.

Сказано в Священном Курʼане (Сура «Аль-Кяусар»):

إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ لأَبْتَرُ

Это означает: «Поистине, Аллаh даровал Пророку Мухаммаду обильный райский источник Кяусар. Выполни Праздничный Намаз, поклоняйся твоему Господу и совершай жертвоприношение. Поистине, кто ненавидит тебя, сам лишен всякого блага».

Ислам – это Религия, которую Аллаh Всевышний повелел неотступно исповедовать. Ислам – это Религия всех Пророков, от Пророка Адама – до Пророка Мухаммада, мир им. Ислам также Религия Ангелов. Наша вера призывает к высокой морали, щедрости, благим делам и к добру. Среди благих дел, к совершению которых призывает Ислам – это Курбан. И Пророк Мухаммад, мир ему, побуждал совершать жертвоприношение, раздавать мясо жертвенного животного, поддерживать нуждающихся. Мудрость этого Курбана – возобновить Сунну Пророка Ибраhима, мир ему.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал об этом:

سُنَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ

Это значит: «Сунна (то есть действия) вашего предка Пророка Ибраhима, мир ему».

Курбан является подтвержденной Сунной для тех, кто имеет такую возможность, и это вне зависимости от того, находится ли он в Мекке в период Хаджа или за её пределами. Об этом передал Анас ибн Малик, пусть благословит его Аллаh. Среди тех, кто считал Курбан – Сунной, это первый Халиф – Абу Бакр, второй Халиф – ‘Умар ибн Аль-Хаттаб и муаззин Пророка Мухаммада – Биляль Аль-Хабаший. И это заключение имама Аш-Шафиʻий.

А по мазhабу имама Абу Ханифа Курбан является уаджибом для состоятельных, то есть тех, кто обладает нисабом.

Анас ибн Малик, пусть благословит его Аллаh, также передал, что Пророк Мухаммад, мир ему, совершал жертвоприношение и резал два барана, он резал их сам. Анас тоже совершал Курбан и резал два барана.

Имам Аль-Хаким передал от ʻАиши и Абу hурайры, что Пророк Мухаммад, мир ему, приносил в жертву двух больших, жирных красивых баранов белого цвета (белый цвет преобладал над черным), с большими рогами.

Хадж

Со временем Праздника Курбан-байрам (Жертвоприношения) совпадает проведение одного из важнейших ритуалов Ислама – Хадж.

Хадж – это Паломничество к святым местам – к Кяʻбе, которая находится в г. Мекка. Там совершают ритуал обхождения вокруг Кябʻы, ритуал стояния на горе ʻАрафат и другие ритуалы, связанные с Хаджем. Затем едут в г. Медину для совершения посещения могилы Пророка Мухаммада, мир ему.

Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:

مَنْ زَارَ قَبْرِي وَجَبَتْ لَهُ شَفَاعَتِي

Это означает: «Кто посетит мою могилу, тому будет мое заступничество в Судный День».

Этот Хадис передал имам Аль-Байhакый.

Также Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:

مَنْ حَجَّ فَزَارَ قَبْرِي بَعْدَ وَفَاتِي فَكَأَنَّمَا زَارَنِي في حَيَاتِي

Это означает: «Кто совершил Хадж и посетил мою могилу после моей смерти, тот как будто посетил меня при жизни».

Кяʻба – это первый дом, который построил Адам, мир ему, для совершения ʻИбада – это поклоняться Аллаhу, совершая наивысшую степень покорности и смирения Творцу.

Абу Зарр однажды спросил Пророка Мухаммада, мир ему:

О, Посланник Аллаhа, какая самая первая мечеть? Пророк, мир ему, ответил: «Аль-Харам». А какая следующая? – задал он вопрос. Пророк, мир ему, ответил: «Аль-Акса» («Дальняя мечеть»). Пророк Мухаммад, мир ему, сказал, что между ними сорок лет.

Кяʻба находится в центре нашей Земли, и над Кяʻбой есть подобное сооружение на седьмом Небе, и это дом, где поклоняются Аллаhу Ангелы. Они каждый день входят туда в количестве 70 тысяч, выполняют Намазы, выходят и больше туда никогда не возвращаются.

В угол Кяʻбы вмонтирован Черный камень – это янтарь, который был ниспущен из Рая и тогда он был белого цвета, но после того, как язычники стали прикасаться к нему, он почернел.

Преимущества Курбана

О преимуществах Курбана сказано в Хадисе Пророка Мухаммада, мир ему, который передала жена Пророка ʻАйша, да благословит её Аллаh:

Это означает: «Совершайте Курбан и делайте благо для себя, и пусть каждый мусульманин при жертвоприношении повернется в сторону Кяʻбы, и тогда от выпущенной крови жертвенного животного, и от его шерсти, и от содержимого утробы будет вознаграждение на Весах в День Суда».

Поэтому желательно направить свою жертву грудью в сторону Кыблы и перед тем, как его зарезать, нужно сказать:

بِسْمِ اللَّهِ، اللَّهُ أَكْبَرُ

«Бисмилляhи, Аллаhу Акбар».

Затем читают такое Дуʻа:

اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي

Это означает: «О, Аллаh! Прими мое жертвоприношение».

Благо тем мусульманам, которые уделяют внимание этому великому ритуалу. Важно, чтобы мусульманин выполнял этот ритуал искренне, как и все другие ритуалы.

И лучше, когда человек делает Курбан от себя, от всей души, и лучше отдать 1/3 часть Курбана как Садака (милостыня) бедным, нуждающимся; 1/3 часть оставить себе; и 1/3 часть подарить тому, кому хочет. Об этом сказал имам Ан-Науауий.

Сказано в Священном Курʼане (Сура «Аль-Хадж», Аят 36):

فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْقَانِعَ وَالْمُعْتَرَّ

Это означает: «Кушайте из него (мяса жертвенного животного) и кормите бедных, которые стесняются просить и нищих, вынужденных просить о помощи».

Если же он полностью отдаст мясо бедным, то это тоже принимается.

Обратите внимание на то, что если человек сделал торжественный обет и принес в жертву такое животное – назр, то сам он не имеет права кушать мясо этого животного.

Дорогие мусульмане! Будьте внимательны к тому, откуда вы берете знания, так как есть люди, которые придумывают разные истории и изречения, приписывая их Пророку. Например, некоторые передают выдуманный хадис:

Они говорят: «Если мусульманин имеет возможность совершить Курбан, но не выполняет этого, то пусть не приходит в нашу мечеть», – нет подтверждения, что это слова Пророка, как об этом сказал имам Ан-Науауий в книге «Аль-Маджмуʻ».

Поэтому нельзя приписывать Пророку, мир ему, того, что не подтверждено.

Время для совершения жертвоприношения

Время жертвоприношения наступает, после того, как наступает время Праздничного Намаза Курбан-Байрам, и время достаточное для выполнения двух Ракʻатов и двух Проповедей. А если зарежут раньше, то этот Курбан не принимается, а будет просто мясом, дозволенным для употребления в пищу.

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали, что в день Курбана Пророк, мир ему, выступал с Проповедью после Праздничного Намаза и сказал:

Это означает: «Кто выполнил этот наш Намаз и выполнил это наше жертвоприношение, то он правильно выполнил нашу Сунну (Закон), а кто совершил жертвоприношение до нашего Намаза, то эта овца не Курбан, а просто мясо, и пусть режет заново».

Имам Аль-Бухарий передал от Аль-Бараʼ ибн ʻАзиб следующий Хадис Пророка Мухаммада, мир ему:

Это означает: «Первое, с чего мы начинаем в этот наш день (Праздника) – мы выполняем Намаз (Праздника), затем возвращаемся и режем (приносим в жертву скот). Кто сделает именно так – поступит согласно нашей Сунне. Ну, а кто зарежет до того, как выполнит Намаз, то это – просто мясо, которое он поднёс своей семье и это никакое ни жертвоприношение…».

Время для Курбана продолжается до захода солнца третьего дня ташрик, то есть можно резать в течение четырех дней, а по школе имама Абу Ханифа время Курбана продолжается до захода солнца второго дня ташрик, то есть можно резать 3 дня, начиная с праздничного дня.

Кто не успел совершить дополнительный Курбан до окончания этого времени, тот пропустил этот ритуал. А кто дал торжественный обет – назр, то должен выполнить его как долг.

Мусульманские учёные сказали, что запрещается продавать, что-либо от Курбана – мясо, жир, шкуру, шерсть, рога и др. Имам Аль-Байhакый передал от Абу hурайры следующий Хадис:

مَنْ بَاعَ جِلْدَ أُضْحِيَتِهِ فَلَا أُضْحِيَةَ لَهُ

Это означает: «Кто продал шкуру своего жертвенного животного, у того нет жертвоприношения».

Также не разрешается давать шкуру или что-либо другое из жертвенного животного как оплату за труд в разделке или резании животного, но можно давать тому, кто резал как Садака (милостыня). Можно оплатить такую услугу деньгами.

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от ʻАли ибн Абу Талиб следующие слова:

Это означает: «Посланник Аллаhа, мир ему, велел мне стоять над его верблюдами и распределять и раздавать из их мяса, внутренностей, шкур. И он велел мне не давать ничего из этого мяснику. И он сказал: «Мы дадим ему сами от себя».

Местом жертвоприношения может быть земля того мусульманина, который совершает Курбан. И лучше, если Курбан делается в своем доме перед близкими и родными.

А если это искупление для тех, кто совершает Паломничество, то это должно быть там, в местах совершения Хаджа.

Одного верблюда режут за семерых человек, также одну корову режут за семерых человек, например, если они вместе участвуют в совершении Курбана, а овцу режут только за одного человека.

Мудрость совершения Курбана

Священный Курʼан содержит рассказы о Пророках и святых. В рассказе о Пророке Ибраhиме, мир ему, говориться, что Аллаh Всевышний повелел Пророку Ибраhиму принести в жертву своего единственного сына (на то время). Когда Пророк Ибраhим пошел выполнять это повеление, по дороге к горам трижды являлся шайтан. И в те места, где находился шайтан, Пророк Ибраhим, мир ему, трижды бросал камни. Мы также обязаны бросать камни в эти три места, так как это входит в ритуал Хаджа (Паломничества).

Теологи, ученые, детально знающие истории о Пророках, толкование Курʼана и Хадисы Пророка Мухаммада, мир ему, сказали:

«Что, когда Пророк Ибраhим, мир ему, хотел принести своего сына в жертву, он сказал сыну: «Пойдем совершать наш Курбан ради Аллаhа».

Он взял нож и веревку, и они пошли, а когда они дошли до гор, сын спросил у отца: «А где же наш Курбан?» Пророк Ибраhим ответил, как об этом сказано в Священном Курʼане (Сура «Ас–Саффат», Аят 102):

يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَىٰ فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ

Это означает: «Дитя мое, я видел во сне, что я тебя режу».

Сон Пророка – это Повеление Творца, это Пророчество и является истиной. Об этом сказал мусульманский теолог по имени Катада.

Исмаʻиль сказал отцу: «Покрепче завяжи меня, чтобы я не бился и постарайся, чтоб моя кровь не попала на твою одежду, а то моя мать увидит это и загрустит. И пусть нож быстро пройдет по моему горлу, чтобы я не сильно мучился. А когда вернешься к маме, то передай ей от меня Салям».

Тогда Ибраhим поцеловал его и, заплакав, сказал:

نِعْمَ الْوَلَدُ أَنْتَ يَا بُنَيَّ عَلَى تَنْفِيذِ أَمْرِ اللَّهِ

Это означает: «Благой мой сын! Ты помогаешь мне выполнить повеление Аллаhа Всевышнего».

После чего, взял нож и хотел зарезать, но нож не резал. Имам Муджаhид сказал, что когда Пророк Ибраhим хотел резать горло, то нож отворачивался. И резать не получалось.

В тот момент Исмаʻиль сказал: «Ударом заколи меня!»

Они оба хотели выполнить повеление Всевышнего.

Пророк Ибраhим был решителен в выполнении повеления Творца и занес свою руку, но услышал слова Ангела: «Ты хотел исполнить то, что Ты видел во сне, а взамен твоего ребенка – овца».

Сказано об этом в Священном Кур’ане (Сура Ас–Саффат, Аят 107):

وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ

Это означает: «Взамен Исма‘иля в качестве жертвы был дан большой баран».

То есть, по Воле Аллаhа Всевышнего Пророку Ибраhиму из Рая был ниспослан баран с большими рогами».

Истории о Пророках, как эта история о Пророке Ибраhиме, полны мудростей и полезны для размышления, чтобы мы брали пример с великих людей, чтобы каждый из нас был богобоязненным в любом случае: и в горе, и в радости. Чтобы мы всегда надеялись только на Аллаhа Всевышнего. И это дает нам еще больше уверенности в том, что Пророки – избранные и самые великие создания Творца.

О Них в Священном Кур’ане сказаны прекрасные слова (Сура «Аль-Анʻам», Аят 86):

وَكُلًّا فَضَّلْنَا عَلَى الْعَالَمِينَ

Это означает: «Каждому из них Аллаh даровал преимущество над мирами».

Каждый из них – лучший из миров.

Дорогие мусульмане! Жизнь на этом свете коротка, используйте ее для поклонения, наши страсти влекут нас к мимолетным наслаждениям, научите себя довольствоваться малым.

Говоря это, я прошу у Аллаhа прощения грехов для себя и для вас.

1. Что такое жертвоприношение (Удхия)?

Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.

В определении факихов слово «удхия» означает: животное, закалываемое с целью приближения к Аллагьу в определенное время. Название пришло от первого дня времени, кода начинают жертвоприношение – «ад-духа» (когда солнце чуть приподнялось).

Основой того, что жертвоприношение установлено Шариатом, являются Коран, сунна и единогласное подтверждение всех ученых исламской уммы. Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Жертвенных верблюдов (также крупный рогатый и мелкий рогатый скот) Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллагьа». Также Всевышний в Коране говорит: «Посему, совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву».

Аиша, да будет доволен ею Аллагь, рассказывает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День . И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны».

2. Принести в жертву животное в дни Курбан-байрама – это обязанность или желательное действие (фард или сунна)?

Закалывание животного на Курбан является «суннату муаккад» (настоятельно рекомендуемая к исполнению сунна) по отношению ко всем людям, помимо Пророка, мир ему и благословение, для него это являлось обязанностью, ссылаясь на его слова: «Мне повелели закалывать жертву, а для вас это является сунной». В другом риваяте говорится: «Меня обязали совершать жертвоприношение, а на вас нет такой обязанности». Также передается, что «Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллагь, не закалывали жертву на Курбан, боясь того, что люди подумают, что это является обязанностью».

Жертвоприношение на Курбан не является обязательным, кроме того случая, когда человек взял на себя его совершение, т.е., дал обет (сделал назру) на закалывание животного на Курбан.

3. Для кого жертвоприношение является сунной?

Жертвоприношение является сунной для свободного (от рабства), совершеннолетнего, разумного мусульманина, который в состоянии совершить жертвоприношение, имея на это средства, сверх тех средств, которые должны идти на обеспечение семьи и самого себя на этот день, будь он в сафаре, на хадже в местности Мина или жителем пустыни – кочевником. Доводом этому приводится то, что «Пророк, мир ему и благословение, во время хаджа в местности Мина принес в жертву корову от своих жен».

4. Какие действия являются желательными для намеревающегося сделать жертвоприношение?

Для того, кто намеревается принести в дни Курбана животное в жертву, суннатом является – если, конечно, он в это время не совершает Хадж — не удалять ни волосы, ни ногти со своего тела в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пока он не заколет жертвенное животное. Совершение этого является макрухом (нежелательным). Доводом для этого являются слова Пророка, мир ему и благословение: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!». Тут под словом «волос» подразумеваются все волосы на теле человека, а также части его тела, кроме тех, которые обязательно или желательно удалять, например, обрезание совершеннолетнему (обязательное) или несовершеннолетнему (желательное) и отрубание руки вору. Если человек хочет принести в жертву нескольких животных, то нежелательность данных действий спадает с него с принесением в жертву первого животного, но все-таки будет лучше, если он воздержится от этих действий, пока не принесет в жертву всех животных.

Также желательно, заколоть свою жертву именно в день праздника Ид аль-Адха (10 Зуль-хиджа), не откладывая на последующие три дня (Аям ат-ташрик).

5. Дозволяется ли поручить закалывание жертвенного животного другому?

Поручение закалывания жертвенного животного другому разрешается и подтверждением этому приводится хадис, что Пророк, мир ему и благословение, привел сто верблюдов, из них собственноручно заколол 63 верблюда, а потом отдал нож к Али, да будет доволен им Аллагь, и остальных принес в жертву он.

Наилучшим является поручить закалывание жертвенного животного мусульманину, разбирающемуся в вопросах жертвоприношения. Нежелательно поручать его детям и слепому человеку. Также не подобает поручать жертвоприношение женщине, у которой идет менструальный цикл или послеродовые выделения.

6. Получает ли вознаграждение вся семья, если один из членов семьи совершит жертвоприношение?

Если в семье находится несколько человек, то для каждого из них жертвоприношение является суннат аль-кифаят (суннат, который совершением одного человека спадает с других, как и фард аль-кифаят), если с одного члена семьи заколоть жертвенного барана, то вознаграждение получит вся семья. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: «Однажды Абу Айуба спросили: «Как совершалось жертвоприношение во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Во времена Посланника Аллагьа, мир ему и благословение, человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите»”.

Но это не означает, что остальные члены семьи получат вознаграждение, которое получил тот, с кого принесли в жертву это животное.

7. Какие животные могут быть использованы в качестве праздничного жертвоприношения?

Для праздничного жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия.

Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их». Ни от Пророка, мир ему и благословение, ни от его сподвижников не передали, что они приносили в жертву других животных, кроме перечисленных.

8. Должно ли животное достигать определенного возраста?

Что касается верблюдов, то им должно быть от 5 лет, крупнорогатому скоту (коровам и быкам) и козам (козлам) от 2 лет, а баранам и овцам от 1 года.

9. Сколько человек может совместно приносить в жертву одно животное?

Верблюда и корову (и быка) можно принести в жертву с семерых, ссылаясь на тот хадис, что передал Муслим от Джабира, да будет доволен им Аллагь, где сказано: «Мы вышли вместе с Посланником Аллагьа, мир ему и благословение, на совершение хаджа и он повелел нам, чтобы мы совместно поучаствовали всемером в закалывании одного верблюда, а также коровы, каждый из семи человек в одном верблюде».

С данного хадиса можно понять, что они не были членами одной семьи, что объясняет дозволенность совместного жертвоприношения не только членами одной семьи, но также в нем может участвовать и любой посторонний человек.

Не рассматриваются намерения членов коллективного жертвоприношения, одинаковое у них намерение или разное, в том смысле, что один может намереваться на праздничное жертвоприношение, а другой на жертвоприношение, которым выплачивается штраф хаджа или же один может намереваться на получение мяса, а другие на праздничное жертвоприношение.

Примечание: верблюд и крупный рогатый скот не обособлены именно праздничным жертвоприношением, т.е., если у одного человека семь штрафов, связанных с хаджем, с каждого из которых он должен принести в жертву одного барана, то он может со всех принести в жертву одного верблюда или корову (быка).

А одного барана (овца, козел, коза) можно принести в жертву только с одного человека. Если же зарезать его за самого себя со своей семьи, или сделать намерение на участие постореннего человека в воздаянии (жертвоприношения), то это разрешается. Доводом тому приводится, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, принес в жертву двух баранов и сказал: «О, Аллагь, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада».

10. Какое животное является наилучшим для праздничного Жертвоприношения?

Наилучшим для жертвоприношения животным является, верблюд (верблюдица), так как мяса в нем больше, чем в других, пригодных для жертвоприношения, животных. Ведь сутью этого обряда является возможность помочь как можно большим беднякам.

После верблюда идет крупный рогатый скот, так как мяса верблюда больше, чем мяса крупного рогатого скота, а также опираясь на хадис Пророка, где говорится: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву верблюда. Отправляющийся на молитву позднее, подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен, принесшему в жертву рогатого барана».

После крупного рогатого скота идут овцы (и бараны), а потом козы (и козлы), так как мясо овец приятнее.

Принести в жертву семь голов мелкого рогатого скота (бараны, овцы, козы) лучше, чем один верблюд или одна корова (бык), по той причине, что мясо мелкого рогатого скота приятнее, чем у крупных и кровь на жертвоприношение проливается больше. Также, принести в жертву одного барана (овца, коза, козел) лучше, чем входить в число семерых, за которых режут верблюда или крупный рогатый скот, так как он отдельно проливает жертвенную кровь и мясо тоже приятнее.

11. Если баран, то какого цвета?

Самый предпочтительный цвет для жертвенного барана – это белый (чисто белый, без смешивания других цветов, белоснежный), потом желтоватого цвета, а потом цвета пыли (не чисто белый), потом красноватого цвета, потом пестрый, а после черный. Имам Ахмад передает хадис, где говорится: «Поистине, кровь барана пыльного цвета (нечисто белого) любимее для Аллагьа, чем кровь двух черных».

12. Каким условиям должно отвечать жертвенное животное?

Условием действительного Удхия является отсутствие дефектов, из-за которых у жертвенного животного может уменьшиться мясо или же оно может испортиться. Если у животного есть очевидный в настоящее время недостаток или отсутствует большой кусок мяса, например, на бедре, или есть недостаток, который даст последствия только в будущем, например, слепота, которая приведет к тому, что животное будет плохо пастись и похудеет, то такое животное не пригодно к жертвоприношению.

А если человек сделает назру (даст обет) принести определенное животное в жертву, которое непригодно для этого, например, человек сделал назру принести в жертву Удхия животное с недостатком или не достигшее нужных лет или же он скажет «Я делаю это животное жертвой удхия (курбаном)», то он обязан зарезать его в дни удхия, но оно не будет у него засчитано действительным жертвоприношением, даже если он вынужден зарезать его в дни праздника, и если даже израсходует его мясо куда положено. Если же он сделает назру на определенное, пригодное для жертвоприношения животное и после этого оно получит недостаток, который делает его непригодным для удхия, то он должен принести его в жертву, и это будет считаться действительным жертвоприношением.

Примечание: беременное животное не пригодно для жертвоприношения, так как беременность приводит животное к похуданию и к потере качества мяса.

13. Какие дефекты делают жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения?

Для жертвоприношения не пригодны животные со следующими недостатками:

  • Истощенное – мясо, которого не пожелает взять тот, кто думает приобрести его. Ат-Тирмизи передает хадис Пророка, мир ему и благословение, где говорится: «Не дозволено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна».
  • Сумасшедшее – которое ходит по пастбищу, но не пасется нормально (не питается нормально), что приведет его к истощению. Такое животное не пригодно для жертвоприношения, даже если оно тучное, так как сумасшествие является недостатком.
  • Животное, у которого отрезана хоть небольшая часть уха, т.е., отделена от уха. Также не пригодно животное, у которого отроду отсутствует хоть одно ухо. А если отроду отсутствуют хвост, курдюк или вымя, то такое животное пригодно для жертвоприношения. Но стоит отметить, что, если эти три органа с роду присутствуют у животного, но они целиком или их часть были отрезаны, то это делает его непригодным. Также, если часть языка жертвенного животного была отрезана, то оно не пригодно к жертвоприношению. Если с какого-нибудь большого органа животного, такого, как ляжка, отрезан маленький кусочек, то это не делает его непригодным.
  • Хромое — то есть, если оно хромает так, что отстает от стада или если в поисках хорошей травы другие животные опережают его. Если при жертвоприношении у животного сломается нога или еще что-нибудь, то это животное становится непригодным.
  • Одноглазое – животное, у которого отсутствует зрение одного глаза. Становиться понятным, что животное, слепое на оба глаза, тем более непригодно, будь это полным обелением глаз или частичным. А если у животного «куриная слепота», т.е., животное не видит ночью, то оно пригодно для жертвоприношения, главное, чтобы животное видело днем, когда оно пасется. Также не вредит то, что у животного слабое зрение, вместе с тем, что у него часто слезятся глаза, так как это не влияет на его мясо.
  • Больное – животное, очевидная болезнь которого приводит к его истощению, к потере массы. К нему же относится животное, больное чесоткой, в какой бы степени не была болезнь, так как она губит мясо и жир (также курдюк) животного.

Стоит отметить, что все четыре вышеперечисленных дефекта (истощенность, хромота, слепота, болезнь) допустимы в малом количестве, так как это не влияет на мясо животного.

Пригодно безрогое животное или с поломанными рогами, если это не нанесло ущерб мясу животного. Но рогатое животное является предпочтительным, ссылаясь на хадис: «Лучшая жертва – это рогатый баран». Также пригодно животное, у которого отсутствуют некоторые зубы, но не разрешается резать животное, у которого отсутствуют большинство или все зубы, так как это влияет на состояние животного. Если отсутствие небольшого количества зубов также плохо влияет на него, то такое животное тоже является непригодным.

Также, пригодно животное, у которого ухо порвано, рассечено или проколото так, что от уха не отделилось ничего, даже малая его часть.

14. Когда наступает время праздничного жертвоприношения?

Время праздничного жертвоприношения наступает после того, как взошло солнце первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа) и прошло время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).

Если человек совершит жертвоприношение до этого времени, то оно у него не засчитывается, ссылаясь на хадис Пророка, мир ему и благословение: «Первое, с чего мы начинаем этот наш день — молитва. Затем, возвращаемся и режем (скот). Кто сделает именно так — поступит по нашему Суннату. Ну, а кто зарежет до этого, то оно — (просто) мясо, которое он поднёс своей семье, и оно не является жертвой ни в чём».

Предпочтительное время начинается тогда, когда, после восхода первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа), солнце поднимется на высоту копья и пройдет время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).

И продолжается оно до захода солнца последнего дня из «Аям ат-ташрик» (11, 12, 13 зуль-хиджа), так как Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Вся местность горы Арафа пригодна для стояния и все Аям ат-ташрики тоже пригодны для жертвоприношения».

Нежелательно резать жертву ночью.

15. Как сделать намерение на Удхия?

Одним из условий жертвоприношения является намерение. Сделать намерение нужно вместе с началом закалывания животного. Делается оно следующим образом: «Я намерился совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя Аллаха». В случае, когда сделали назру (обязали себя), намерение будет таким: «Я намерился совершить обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».

16. Как делать намерение, когда уполномочил кого-то?

Если человек сделает кого-то вакилем, чтоб он зарезал с него Удхия, то тот (за кого закалывают животное) обязан сделать намерение, когда он будет передавать к нему (к вакилю) жертвенное животное, или когда вакиль будет закалывать животное.

В том случае, если дали полномочия и в намерении, тогда достаточно намерение, сделанное им (вакилем) во время закалывания.

17. Как поступить с мясом жертвенного животного?

Что касается мяса жертвенного животного, которого человек обязал себя (сделал назру) заколоть на Удхия, то он обязан раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам) полностью, ему не разрешается оставлять себе что-либо из этого.

А что касается желательного жертвоприношения, то можно покушать часть его мяса, если жертва была принесена именно с едока, это даже является желательным, следуя словам Всевышнего: » …Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!», также ссылаясь на хадис Пророка, мир ему и благословение, что Он, мир ему и благословение, ел от печени своего жертвенного животного, но это не является обязательным. А если жертва была заколота с другого человека, то другой человек не может покушать с него без разрешения хозяина. Если же она была заколота с покойного, то другой человек вовсе не может употребить это мясо, так как нет возможности взять разрешение у покойного, и мясо нужно израсходовать полностью, куда положено. Если человек покушает мясо жертвенного животного в том случае, когда оно ему запретно (как случай с покойным), то он должен его возместить.

Также, мясом жертвы Удхия можно угостить состоятельных людей, если они являются мусульманами, но нельзя им его отдать или продать, кроме как отправить им его в виде подарка. И в этом случае они тоже имеют право только употребить его, не более (нельзя продать или отдать его другому человеку).

Желательно, чтобы мясо, которое человек оставляет себе на употребление, не превышало треть от жертвенного животного.

Достоверным является то, что человек от суннат-жертвенного животного обязан отдать кусок мяса куда положено (мискины и факиры), а остальное может оставить себе на употребление. При этом необходимо, чтобы мясо было в сыром виде (не жареным, не вареным и т.д.), чтобы тот, кто его получит, мог сделать с ним все, что пожелает (продать, отдать, пожарить, сварить и т.д.).

Недостаточно приготовить это мясо и позвать бедных и нуждающихся на трапезу, так как они должны иметь право поступить с этим мясом так, как они пожелают, а не только поесть его. Также, человек не выполнит обязанность Удхия, если он отдаст беднякам внутренности своего жертвенного животного. Обязанность выполнится, когда он отдаст чистое сырое мясо, в не вареном и не сушеном виде. Также недостаточно, если человек отдаст слишком маленький кусок мяса.

Наилучшим из того, что человек может сделать с мясом своего жертвенного животного – полностью раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам), кроме маленьких кусочков, которые он оставит на употребление, чтобы получить баракат (благодать) от мяса Удхия.

18. Можно ли оставить мясо Удхия про запас?

Дозволяется оставить мясо Удхия про запас, после того, как отдали кусок мяса в положенное место, и при этом желательно, чтобы оно также не превышало трети всего мяса.

19. Что делать со шкурой жертвенного животного?

Шкуру жертвенного животного желательно отдать на садака, также как и мясо, если это желательное Удхия, а если обязательное, то, как мы указывали выше, обязательно раздать его полностью.

20. Дозволено ли продать какую-либо часть жертвенного животного?

Харамом является продавать шкуру или какую-либо другую часть жертвенного животного, или отдавать как плату тому, кто зарезал животное. Доводом этому приводятся слова Пророка, мир ему и благословение: «Кто продаст шкуру своего жертвенного животного, тот не совершил жертвоприношение». А рога животного подобны его шкуре, т.е., хукм (решение) для них одинаковое.

21. Можно ли совершить жертвоприношение с другого человека или за ребенка, который все еще находится в утробе матери?

Не будет считаться действительным жертва, принесенная с другого человека без его разрешения. Также, жертва, принесенная за ребенка в утробе матери.

22. Разрешается ли опекуну маленького ребенка или душевнобольного совершить с них жертвоприношение?

Опекуну разрешается совершить жертвоприношение со своего маленького ребенка, который еще не является мумайизом или душевнобольного, если он совершает его со своего имущества. Но опекуну не разрешается совершать за них жертвоприношение с их же имущества.

23. Можно ли совершить жертвоприношение с покойного?

Не засчитывается жертва, принесенная с умершего человека, опираясь на слова Всевышнего: «Человек получит только то, к чему он стремился». Считается она в том случае, если он завещал это (сделал васият) и в этом случае исполнитель его завещания должен раздать жертвенное животное полностью, как положено.

24. Перечислите желательные действия во время закалывания животного?

— Милосердие и жалость к животному.

Абу Умама рассказывал: «Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Кто проявит милосердие во время жертвоприношения, к тому Свое милосердие проявит Аллагь в День воскрешения».

— Не тащить его сурово к месту закалывания.

— Не валить на землю жестоким образом.

В хадисе говорится:

«Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно…» (Муслим 1955)

— Завязать ноги, кроме правой задней ноги, её оставляют свободной.

— Точить нож в недоступном для животного месте, т.е., не перед животным.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк, мир ему и благословение, спросил этого человека: «Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить ее на землю?! Неужели ты хочешь умертвить ее дважды?!».

Имам Ахмад говорил: «Животных следует вести к месту закалывания мягко и пряча от них нож, доставая его только непосредственно во время закалывания». См. “Джами’уль-’улюми уаль-хикам” 157

— Не закалывать животное перед другим животным, особенно детеныша перед его матерью или мать перед детенышем.

Имам ан-Навави сказал: «Не следует закалывать одно животное в присутствии другого». См. “Шарх Сахих Муслим” 13/93.

— Провести ножом по месту закалывания, чуть надавив, двигая его вперёд и назад.

— Перерезать обе шейные (яремные) вены.

— Отложить сдирание кожи до полного остывания туши.

В это время человеку подобает признавать и благодарить Аллаха за его огромное благо, за то, что сделал для нас это животное дозволенным и подчинил его нам, ведь Он мог бы его сделать запретным и направить его против нас.

— Также, является желательным человеку самому закалывать свою жертву.

В хадисе говорится:

«Пророк, мир ему и благословение, привел сто верблюдов, из них собственноручно заколол 63 верблюда, а потом отдал нож к Али, да будет доволен им Аллагь, и остальных принес в жертву он».

Женщине же является желательным уполномочить человека, чтобы он заколол с нее жертву. Если человек по каким-то обстоятельствам сам не в состоянии заколоть жертву, то ему желательно присутствовать при совершении жертвоприношения уполномоченным им человеком, в том числе и женщине. Доводом этому является хадис, переданный Хакимом, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал своей дочери Фатима, да будет доволен ею Аллагь: «Совершай жертвоприношение и присутствуй при его закалывании, поистине, оно с первой же каплей крови смоет все твои предыдущие грехи».

— Произнести такбир трижды следующим образом:

«Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар ва лиЛлаhиль хlамд».

Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему».

В хадисе от Анаса ибн Малика говорится:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву двух белых баранов с черными пятнами, которых он зарезал их своими руками, то произнес: «Бисми-Лляхи Аллаху Акбар», и поставил ногу на их бока» (Аль-Бухари, 5558; Муслим, 1966)

— Потом желательно произнести «БисмиЛлаh».

Даже в нашем мазхабе его оставление является нежелательным, а в трёх остальных мазхабах намеренное оставление «бисмиЛлях» является харамом и мясо животного, заколотого без его произношения, не дозволяется. Учитывая слова имамов других мазхабов, нам не подобает оставлять это без внимания.

— Потом прочитать:

«Инна салати ва нусуки ва махIйайя ва мамати лиЛлаhи раббиль гIаламин ля шарика ляhу ва бизалика умирту ва ана миналь-муслимин»

Смысл: «Мои молитвы, богослужение, моя жизнь и смерть находятся во власти Аллаха, Господа миров. Нет Ему соучастника, мне было велено признать Единственность Аллаха, и я являюсь мусульманином».

— После, прочитать салават (благословение) Пророка:

«Аллаhумма салли гIала саййидина МухIаммадин ва гIала али саййидина МухIаммадин ва саллим»

— Затем такбир, как и в предыдущий раз, трижды.

Но произнесение краткой формы: «БисмиЛляhи Аллаhу акбар» будет считаться исполнением сунны, как об этом пишется в книге «Бажжури» 418/2

— Далее, желательно тому, кто закалывает животное, повернуться в сторону киблы.

— Затем, повернуть и жертвенное животное в сторону киблы, и прочитать: «Аллаhумма hаза минка ва иляйка фатакаббаль минни» («Сунануль кубра ли Байхаки» 286/9)

Имам ан-Навави сказал: «Сошлись ученые на том, что животное перед закланием следует положить на левый бок, поскольку это облегчает закалывание, ибо закалывающий, таким образом, берет нож в правую руку, а голову животного в левую». См. “Шарх Сахих Муслим” 13/122.

Самым предпочтительным является раздать все мясо, кроме малого его количества, оставленного себе и своей семье. Лучше всего оставить печень, следуя за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Он ел от жертвы курбана печень.

В хадисе говорится:

«Пророк, мир ему и благословения, в Ид уль-фитр (ураза байрам) не выходил, пока не съест что-нибудь, а в день Ид уль-Адха (курбан байрам) не ел ничего, пока не возвращался (с намаза), а при возвращении ел печень» («Сунануль кубра лиль Байхаки» 283/3)

— Сунной является не оставлять себе больше 1/3 жертвенного мяса, чтоб можно было его раздать как милостыню беднякам и как подарок состоятельным людям.

— И также сунной является, чтоб его садака (милостыня) не оказалась меньше 1/3 части.

Хвала Аллаху — Господу миров!

«Аль-Хадж», аят 36
«Аль-Кавсар», аят 2
Ат-Тирмизи, №1493; Хаким, 4\222
Ат-Тирмизи, №15020
Дарукутни, 4\282
Этот асар передает Аль-Байхаки, 9\264,265
Бухари, №294
Муслим, №5041
Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905
Ибн Маджах № 3147; ат-Тирмизи №1541
аль-Хадж, аят 34
Муслим, №2932
Муслим №2932
Бухари №881, Муслим №1921
Ахмад 2\417, Хаким 4\227
Ат-Тирмизи №1497
Хаким, 4\228
Бухари №951, Муслим №5046
Аль-Байхаки, 5\239; Ибн Хибан №3854
«Аль-Хадж», аят 28
Аль-Байхаки, 10\7
Хаким, 2\390
Мумайиз ( المميّز ) – это ребёнок, не достигший совершеннолетия. Он назван мумайизом (различающим), потому что в состоянии уже различать, понимать речь и отвечать на вопросы. Некоторые ученые сказали, что момент становление ребёнка мумайизом зависит не от возраста, а от приобретения им соответствующих качеств.
«Ан-Наджм», аят 39
Бухари 381
Ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/140/1 и “аль-Аусат” 1/31.
Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905
Хаким, 4\222

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль-хамд»

Вопрос от Фархата: Почему мы произносим такбиры-ташрик от дня Арафа до намаза аср четвертого дня?

Ответ: Слово «ташрик» означает «движение прямо», «сияние», а также «вяление мяса на солнце».

Такбиры-ташрик – это такбиры произносимые в дни праздника Курбан-байрам, после каждого фард-намаза. Первый день праздника Курбан-байрам называется «Йауму-нахр», а остальные три дня именуются «Йауму-ташрик». День, предшествующий первому дню праздника, именуется «день Арафа».

Начиная с утреннего намаза дня Арафа и до полуденного намаза четвертого дня праздника, то есть после двадцати трех фард-намазов, произносится следующий такбир: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль-хамд». Этот такбир называется такбир-ташрик.

История произнесения такбира-ташрик восходит к истории, когда Ибрагим (алейхи салям) хотел принести в жертву своего сына Исмаила (алейхи салям). Повинуясь правдивому сну, Ибрагим принял решение принести своего сына Исмаила в жертву ради Аллаха. В это время Джибриль (алейхи салям) принес с небес барана в качестве выкупа за Исмаила. Когда Джибриль достиг нашего неба, то произнес такбир, сказав «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар». Услышав этот голос, Ибрагим (алейхи салям) поднял голову к небу и увидев Джибриля, несущего барана, сказал: «Ля иляха илляллаху валлаху акбар». А Исмаил, который уже был готов к тому, чтобы быть принесенным в жертву, сказал: «Аллаху Акбар, ва лилляхиль-хамд». Именно с этого события и берет свое начало сунна, которая будет продолжаться до самого конца света (Мавсили, аль-Ихтийар ли Талилиль-Мухтар, I, 87, 88).

Почему именно баран стал жертвенным животным?

Всевышний отправил барана, чтобы Халиль оказался правым

Вопрос: Почему Аллах отправил Ибрахиму (а.с.) барана для жертвоприношения? Почему не отправил верблюда или быка?

Ответ: Расставаясь с Хаджар, Ибрахим (а.с.) взял с собой нож и веревку и сказал, что может быть принесет в жертву овцу ради Аллаха. Всевышний отправил барана, чтобы Халиль оказался правым. Или же Он соизволил сделать так из опасения, что у бедных людей не хватит средств, чтобы приносить в жертву верблюда.

От Джафара Садыка (р.а.) передается, что пророк Ибрахим (а.с.) обратился к Аллаху и спросил, по какой причине Исмаил (а.с.) не был принесен в жертву. Всевышний сказал, что у него на лбу есть луч света Хабибуллаха (с.г.в.), поэтому Он не может заставить его зарезать. Ибрахим (а.с.) взмолился: «Йа Рабби! Поведай мне немного о достоинствах этого пророка». Аллах убрал все завесы между ними и показал Ибрахиму (а.с.), каких высоких степеней достигнут пророк Мухаммад (с.г.в.) и его сподвижники, а затем сообщил, что все они будут его потомками. Среди них он увидел хазрати Хусейна (р.а.), достигшего степени мученика за веру. Узнав о том, что имам Хусейн был сыном дочери Хабибуллаха, и за что он удостоился таких почестей, Ибрахим (алейхи салям) воскликнул: «Йа Рабби! Я люблю Хусейна сильнее, чем Исмаила». Всевышний сказал: «Я принес его в жертву ради Исмаила».

Согласно преданию, когда Ибрахим (а.с.) принес в жертву того барашка, они вдвоем с сыном сварили и съели его печень. А все оставшееся мясо раздали людям и направились домой. Хаджар стояла в дверях и ждала мужа и сына. Исмаил (а.с.) увидел, что мать ожидает их около дома, и не удержался, заплакал. Мать спросила: «Сынок мой, почему ты плачешь?» Ибрахим (а.с.) рассказал обо всем, что произошло. Хаджар прижала к себе сына. Она плакала и благодарила Аллаха.

Из книги «История пророков»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *