Дух божий

Пастор Мирон ВОВК

Изучая Библию, мы приходим к познанию Бога совершенно иным путем, отличным от того, когда просто приобретаем знания. Мы не можем поставить себя выше Бога и рассматривать Его как объект анализа и количественных измерений. В наших поисках знания о Боге покоримся авторитету Его откровения о Самом Себе, т.е. Библии. Без библейского руководства Бога познать невозможно. И все же нужно подчеркнуть, что всё необходимо нам для ежедневной жизни, нам известно о Боге.

Большинство христиан признаёт истину о том, что Бог – это Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. Между этими Святыми Личностями существуют уникальные, таинственные взаимоотношения. Между Ними нет разобщения, однако каждая Личность имеет Свои божественные полномочия и свойства. В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица – президента, царя или премьер-министра. У Бога верховная власть принадлежит всем трём Личностям Божества. И хотя Бог существует не в одном Лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Факт существования разных Личностей Божества не противоречит идее единобожия, которая подчеркивается в Писании, свидетельствующем, что Отец, Сын и Святой Дух – Бог единый.

Теперь конкретно о ваших вопросах. Когда в Священном Писании мы встречаем выражения «Дух Божий», «Дух Отца вашего», «Мой Дух», «Святой Дух» и подобные, под ними подразумевается одна и та же личность Божества – Святой Дух. От Святого Бога может исходить только Святой Дух. Да, Господу подвластны различные духи, но от Него исходит Святой Дух. В различных местах Священного Писания мы читаем, что Его Дух – это Святой Дух. «Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1 Фес. 4:8).

Дух Святой пребывал на нашей земле с самого начала. Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в творении, о чём свидетельствует Его присутствие при сотворении земли, которая была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).От Него берёт начало жизнь, Им же она поддерживается. Когда Дух уходит, наступает смерть. Вот как об этом размышляет Иов: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь… Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею Вселенною? Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 33:4; 34:13-15). Об этом же писал апостол Павел: «…Создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор. 5:5).

Согласно Божьему замыслу, Дух Святой должен был обитать в человеке изначально. Но грех Адама и Евы лишили их сада Едемского и постоянного личного общения со Святым Духом. Этот разрыв творения с Творцом привёл допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками…» (Быт. 6:3).

Из библейской истории мы знаем, что в ветхозаветные времена именно Дух Святой Своим воздействием формировал ту или иную личность, готовя к особому служению: Валаама (Числ. 24:2), Гедеона (Суд, 6:34), Саула (1 Цар. 10:6). Известны случаи, когда Он пребывал в сердце отдельных людей. Из Евангелия узнаём, что Дух Святой воздействовал на сердце Елизаветы, Захарии, Симеона (Луки 1:41, 67; 2:25). Истинные верующие всегда желали и сознавали Его присутствие. Когда Никодим не понимал работы Святого Духа в жизни человека, Христос упрекнул его в этом: «Ты – учитель Израилев, и этого не знаешь?» (Иоан. 3:10).

Ученики Христа во время Его земной жизни также находились под влиянием Святого Духа. Об этом свидетельствует сам Христос. Обратите внимание на Его слова: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17). Ещё раз хочу обратить ваше внимание на последние слова: «…вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Ученики знают о Святом Духе, Он с ними пребывает и будет пребывать. Однако в библейских пророчествах говорится также об особенном времени – излитии Духа «на всякую плоть» (Иоил. 2:28), когда более сильное проявление Духа ознаменует новую эру.

До искупительной жертвы Христа на Голгофе наделение Духом в полной мере предполагалось в будущем и его следовало ожидать. Христос, по промыслу Божьему, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и лишь после этого Дух Святой мог быть излит в полноте на всякую плоть. Указывая на служение Христа как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым…» (Матф. 3:11).

Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек…» (Иоан. 14:16). После Своего воскресения Иисус излил Святой Дух на учеников. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан. 20:22). В Евангелии от Луки читаем: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (24:49). Последователи Учителя должны были принять силу в результате действия Духа Святого и стать Его свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поэтому евангелист Иоанн писал: «…Ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Иоан. 7:39). По замыслу Божьему, полное излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.

Заря новой эры взошла, когда наш Господь – Победитель воссел на небесном престоле. Только после этого Он излил Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, «быв вознесен десницею Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33). Ученики с волнением ожидали этого события и, собравшись, «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:5-14). День Пятидесятницы, наступивший через 50 дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал начало новой эпохи. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики. – Авт.) находились… И исполнились все Духа Святого…» (Деян. 2:2-4).

Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого взаимосвязаны. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа, крещён Духом, водим Им, совершал Свои чудеса посредством Духа, принёс Себя в жертву на Голгофе через Духа (Евр. 9:14), был воскрешён Духом (Римл. 8:11). Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто всем сердцем стремится к Нему.

Сегодня участие Святого Духа в жизни человека очень разносторонне. Если говорить об этом служении коротко, можно отметить, что Святой Дух

1.помогает верующим, духовно поддерживая их;
2.открывает истину о Христе;
3.делает реальным присутствие Христа в сердцах людей;
4.руководит деятельностью Церкви;
5.наделяет Церковь особенными дарами;
6.присутствует в сердцах верующих людей.

И все Свои действия Бог, в том числе Дух Святой, совершает для людей даром. Слова «даром получили, даром давайте», в первую очередь, относятся к чудесам, которые совершали ученики и которые должны были служить подтверждением данной апостолам силы. Но, в более широком смысле, эти слова учат нас, что Его ученики не должны извлекать выгоды из проповеди Евангелия. Спасение мы получаем даром. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар…» (Ефес. 2:8). «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22:17). Поэтому спасение предлагается всем даром, но, в то же время, следует помнить, что «трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10:10).

Библейская история рассказывает нам о человеке по имени Симон, который думал получить дар Духа за деньги. Что из этого вышло, читаем в словах Петра, сказанных Симону: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в этом части и жребия, ибо сердце твоё не право перед Богом» (Деян. 8:20-21). Все преимущества спасения обретаются людьми даром, поэтому и делиться этими преимуществами с другими тоже нужно даром.

У каждого человека от рождения есть желание поклоняться Богу. Но, под влиянием различных обстоятельств, человек либо разрешает Духу Святому всё в большей мере воздействовать на его жизнь, либо закрывает своё сердце от Его влияния, что ведёт его к греху против Святого Духа, т.е. к вечной погибели. Если же человек открывает своё сердце и готов прислушиваться к голосу Святого Духа, Бог посылает Его в ещё большей мере, что приводит к возрождению и проявляется в христоподобном характере человека, а также в дарах Святого Духа, которые используются в служении. И все дары даются для пользы людям, а руководит ими не человек, а Дух Святой. «Но каждому даётся проявление Духа на пользу… Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7, 11).

Молитесь о том, чтобы сила Святого Духа постоянно пребывала в вашей жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *