Духов монастырь

Справка об истории Новосильского Свято-Духова монастыря

Документальная история Новосильского мужского Свято-Духова монастыря начинается в 1619 году (первое упоминание в писцовых книгах). Однако, согласно благочестивому преданию, Свято-Духова обитель была основана еще в XII веке иеромонахом Киево-Печерской лавры Авраамием, учеником священномученика Кукши, крестителя вятичей.

В течении веков обитель выступает не только центром православного духовного просвещения для населения южных окраин Московской Руси, но и важнейшим укрепленным форпостом, игравшим важную роль в формировании и укреплении третьего оборонительной линии русских земель, Богородичного засечного пояса. Обитель пользовалась благоволением русских государей. В 1644 году игумен Свято-Духова монастыря Симон обращается с челобитной к царю Михаилу Федоровичу Романову, где описывалось бедственное положение оборонительной линии, нуждавшейся в укреплении против набегов крымских татар. Государь Михаил Федорович откликнулся, лично посетил обитель, осмотрел крепости Новосиля и Свято-Духова монастыря и распорядился укрепить их ратными людьми и вооружением. Новосильским казакам была выдана царская грамота на владение землей: это государево решение было распространено на все засечные линии и сыграло ключевую роль в создании социально-правового статуса казачества, преобразовании его из буйной кочующей вольницы в оседлое военное сословие России.

Неоднократно посещал Новосильский Свято-Духов монастырь государь Алексей Михайлович Романов, подаривший обители чудотворный образ Святителя Николы Новосильского Доброго, написанной в XI веке знаменитым подвижником Киево-Печерской Лавры Алимпием. Согласно благочестивому сказанию Пролога, чудо произошло в 11 веке с пленником-половцем, который перед образом святого Николая Чудотворца пообещал своему хозяину киевлянину, пригнать табун лошадей, если тот даст ему волю. Половцу была подарена свобода. Бывший пленник не спешил исполнять обещание. Однако половцу стал являться Святитель Николай, грозно напоминая о данном обете. В конце концов половец был наказан Святителем: клятвопреступник был сброшен на всем скаку с коня и тяжко заболел. В священном ужасе, половец приказал слугам пригнать два табуна — один для киевлянина и второй для постройки церкви святому Николе, после чего получил исцеление.

На поклонение иконе Святителя Николы Новосильского Доброго в Свято-Духов монастырь стекалось множество православных верующих.

Крестные ходы с иконой в XVII, XVIII, XIX и XX веках (вплоть до самой революции) проводились непрерывно и постоянно. Егор Русаков, учитель Новосильского духовного училища, размещавшегося на территории Свято-Духовой обители, писал: «Жители почти каждого села Новосильского уезда ежегодно брали икону к себе. Для сего в известное время жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и, взяв святую икону, несут ее пешком иногда верст 40-50. Самый продолжительный ход бывает после праздника Святой Троицы: он продолжается до сентября месяца». В самом монастыре, указывает Русаков, поклонение иконе не прекращалось круглый год; это происходит каждый воскресный день,особенно на праздники Святому Николаю и святой Троицы: » в эти дни бывает почти неумолкающее пение перед иконою».

По вере наших благочестивых предков, при обращении со святыми молитвами к святому угоднику Божию происходили многочисленные случаи исцеления недужных.

В 1770 году был воздвигнут соборный храм Живоначальной Троицы, в 1821 году завершен храм во имя Святителя Николая Мирликийского, в 1844 году построена церковь во имя Спаса Нерукотворного. Убранство храмов поражало богатством и красотой. В числе благотворителей обители были представители самых знатных русских родов — князья Голицыны, Долгорукие, Шуйские, Васильчиковы, Воротынские и др.

В XIX веке в ограде обители размещалось сначала уездное духовное училище, а затем начальное сельское училище, где обучались дети крестьян близлежащего многолюдного села. Смотрителями, инспекторами, законоучителями этих училищ в ряде случаев выступали настоятели монастыря.

При монастыре существовали также больница для монашествующих и богадельня.

После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря — церкви Живоначальной Троицы, построенной по древним образцам русской церковной архитектуры начала XVI века, превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.

Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года, когда по благословению старца Илии (Ноздрина), схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне схиархимандрита, и духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, началось возрождение обители.

В настоящее время возрожден соборный храм Живоначальной Троицы и начато восстановление взорванной церкви во имя Святителя Николая Мирликийского (от церкви этой остались только стены); восстановлена монастырская ограда; возведены каменный братский корпус, временное деревянное здание богадельни и самые необходимые хозяйственные строения; обустроен скотный двор; создан машинно-тракторный парк и др. В 2015 году свершилось знаменательное событие: на основе сохранившейся фотографии и дореволюционных описаний в московской мастерской была воссоздана «в меру чудотворного образа» икона Святителя Николы Новосильского Доброго. Сегодня восстановлена традиция постоянных молитвословий перед чудотворною иконою (молебны, акафисты). 26 мая 2019 года состоится вновь (впервые за сто лет) всенародный крестный ход с иконою Николы Доброго, в котором примут участие паломники из разных городов России.

Уважаемая Оксана Михайловна!

Обращается к Вам наместник Новосильского Свято-Духова мужского монастыря Александр (Маслов). По благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Кирилла и правящего епархиального архиерея, с 2005 года я выполняю послушание по руководству восстановлением Свято-Духовой обители.

В настоящее время наш монастырь остро нуждается в благотворительной помощи.

Новосильский мужской Свято-Духов монастырь, является одной из самых древних и славных обителей России. Высокий внутренний склад жизни духовной в Свято-Духовом монастыре, его старцы и древние святыни привлекали тысячи паломников со всех концов России.

После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, святыни разграблены, церкви взорваны и осквернены.

Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года, когда, по благословению старца Илии (Ноздрина), схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне схиархимандрита, и духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, началось возрождение обители.

В настоящее время мы делаем все возможное для восстановления обители во всей ее былой красоте и величии.

Как и до Октябрьского переворота, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество: бездомные, немощные, несчастные. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу.

Мы не можем отказать в помощи никому из сирых наших братьев, которые обращаются к нам за помощью. Для многих приют и работа в монастыре — последняя надежда в жизни. Однако при этом нам приходится сталкиваться с очень большими экономическими трудностями. Само расположение монастыря вдалеке от железных дорог и шоссейных магистралей, в самом бедном и малонаселенном районе Орловской области, которая, в свою, очередь, занимает одно из последних мест в рейтинге регионов ЦФО по уровню экономического и инфраструктурного развития, создает чрезвычайно тяжелые материальные обстоятельства для жизни обители. Мы находимся на полном самообеспечении, немнагочисленные прихожане и редкие паломники не могут способствовать удовлетворению нужд монастыря в полном объеме.

Обращаемся к вас с нижайшей просьбой оказать материальную помощь монастырю продуктами длительного хранения и другими материалами, необходимыми для жизнеобеспечения и благоустройства монастыря.

Продукты на год (50 человек):

— сахар — 400 кг

— масло растительное (нерафинированное) — 400 л.

— рыбные консервы для питания монашествующих, несущих послушания в полях, а также для заправки супов (горбуша: производство дальневосточных рыбных заводов) — 700 банок

— макаронные изделия (из твердых сортов пшеницы) — 500 кг

— горох — 250 кг

— чечевица 150 кг

— фасоль (белая) — 150 кг

— томатная паста — 200 банок (0,5 л.)

— маслины (оливки) — 200 банок

— оливковое масло холодного отжима — 50 л.

— консервированный зеленый горошек — 100 банок

— консервированная кукуруза — 100 банок

— чай (черный, крупнолистовой: рассыпной или пакетированный) — 40 кг

— какао (порошок) — 8 кг

— кофейные напитки из зерновых — 10 кг

— крахмал — 50 кг

Материалы и оборудование для монастырской швейной мастерской:

— оверлок ASTRALUX — модель 822g

— ткань (для пошива подрясников, летних и зимних жилетов; цвет — черный)

— габардин — 60 метров (ширина 1,5 м)

— поплин — 60 метров (1,5 м)

— шерсть — 60 метров (ширина 1,5 м)

— полушерсть — 60 метров (ширина 1,5 м)

— сукно — 30 метров (ширина 1,5 м)

— драп — 20 метров (ширина 1,5 м)

Материалы для благоустройства монастыря:

— кафельная плитка (цвет бежевый) — 150 кв.м.

— линолеум (цвет коричневый) — 250 кв.м.

С любовью о Господе наместник монастыря игумен Александр (Маслов)

Третий каменный храм монастыря во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя был построен в 1884 году на средства Новосильской помещицы Марии Алексеевны Бордуковой. В семейном склепе, под алтарем этого храма, впоследствии были погребены сама строительница, её супруг и два сына.

На западной стороне монастыря вскоре был построен каменный двухэтажный настоятельский корпус, на восточной каменная двухэтажная гостинница, а между нею и соборным храмом Святой Живоначальной Троицы — каменная колокольня, увенчанная крестом. Колокольня имела три пролёта, в верхнем висело 13 (тринадцать) колоколов, самый большой из них весил 140 (сто сорок) пудов. В нижнем пролёте колокольни были устроены въездные врата. Все монастырские здания и хозяйственные постройки покрыли железом и окрасили медянкой. Была обновлена каменная монастырская ограда с высокими башнями по углам. Вторые въездные Святые Врата, увенчанные крестом, располагались с северной стороны. Снаружи их были изображения Святых икон: вверху — Святой Живоначальной Троицы, по сторонам, в медальонах — образа Знамения Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобных Антония и Феодосия Печерских. Третьи врата монастыря, с южной стороны, вели на экономический двор. Идеальный порядок был наведен на братском кладбище, расположенном на восточной стороне монастыря ближе к соборному храму. Здесь хоронили не только иноков, но и родовитых дворян, благотворивших Свято-Духовой обители. Надписи на памятниках свидетельствовали, что тут были погребены многие представители славных родов Голициных, Долгоруких, Хилковых, Шуйских, Васильчиковых, Воротынских, бояр Бордуковых, Соймоновых, Орлинских, Тимирязевых, Казаковых, и многие другие.

…Особо ощутимый подъём Свято-Духова монастыря, начавшийся со второй половины ХVII века и имевший своё продолжение в ХVIII — XIX столетиях, был обусловлен не только периодом относительного спокойствия, когда инородцы не терзали Новосильскую землю. Укрепление древней обители (время основания — первая четверть XII в.) в первую очередь связано с появлением в Свято-Духовом монастыре чудотворного образа Святителя Николая в августе 1663 года, обладающего огромной притягательной силой.

С различных городов и весей России в монастырь потянулись многочисленные потоки паломников. В их числе было достаточное количество знатных, обладающих значительными финансовыми возможностями людей. Они считали своим долгом оказать монастырю благотворительную помощь. Посильные пожертвования на развитие обители вносили и простые паломники.

Свято-Духову чудотворную икону Святителя Николая с трепетом и благоговением встречали верующие крупных Российских городов, в храмы которых она периодически доставлялась. В 1843 году в Москве для чудотворного образа известным мастером Клоковским была изготовлена «сребро-позлащенная» риза чеканной работы. «В венце её 5 камешков, осыпанных жемчугом. Вышина 1 аршин 6 вершков, ширина 1 аршин. Весу в ризе 12 ф. 23 зол.», говорится об этом в монастырских записях…

Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

Становление Свято-Духова монастыря относится к первой четверти 12 века. Основан он был учениками просветителя вятичей — преподобного священномученика Иоанна Кукши.

Первоначально монастырь располагался близ нынешней деревни Кресты Новосильского района Орловской области и насчитывал около 600 человек братии, умевших не только исполнять церковные требы, но и при необходимости с оружием в руках постоять за православную веру и Отечество…К примеру, в 1380 году группа монахов Свято-Духова мужского монастыря в составе засадного полка, в который входила новосильская дружина, участвовала в Куликовской битве.

В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой. Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества. В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович. Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей. Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской. Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила. Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После прихода к власти одержимых сатанинской идеей, большевиков след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек оказались частично или полностью разрушенными. Первоначально имел статус прихода.

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия.

Решением Священного Синода от 27.12.2005 (Журнал № 117) приход преобразован в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь.

В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжилось благоустройство монастырской территории. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной. Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Дай, Господи, ему здоровья на многие лета. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Братии в Свято-Духовом монастыре, слава Богу, с каждым годом все прибавляется. К настоящему времени уже насчитывается девять монахов (в т.ч. три иеромонаха и два иеродиакона) и семь послушников. Добросовестно, во славу Божию, выполняют работы по реставрации и строительству монастырских объектов пятнадцать трудников.

Игумен Александр (Маслов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *