Духовенство юридический статус

диссертационные исследования.

Экскурс в историю нрава

правовой отлтуо духовенства

По законодательству Российской империи

В Российской империи во второй половине XIX в. все природные подданные были разделены на четыре сословные группы: дворяне; духовенство; городские и сельские обыватели1. В каждой из указанных групп существовали разряды, принадлежавшие к которым значительно отличались друг от друга по своему историческому происхождению, правам и обязанностям.

Духовенство составляло вторую сословную группу природных подданных. Православное духовенство делилось на монашествующее (черное) и белое (приходское). К монашествующему духовенству принадлежали духовные власти, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, игуменьи и настоятельницы и другие монашествующие братья. К белому духовенству относились главные священники и протопресвитеры, протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы, диаконы и иподиаконы, церковные причетники в звании псаломщиков2.

Вступить в монашество дозволялось лицам всех сословий: мужчинам, достигшим 30 лет, а женщинам — 40. Производилось вступление посредством пострижения, на которое давали разрешение епархиальные архиереи. От желающих принять постриг требовалось: от служащих — увольнение со службы, а от лиц податных состояний — разрешение губернатора, выдаваемое на основании увольнительного свидетельства от обществ и согласия казенной палаты. Не разрешалось вступление в монашество мужу при живой жене, законно с ним не разведенной, и малолетним детям (пострижение лиц, состоящих в браке, допускалось только в случае, если пожелают постричься оба супруга, по обоюдному согласию); малолетним детям, родители которых пожелали их пострижения в монашество, если по достижении соответствующего возраста они сами не пожелают постричься; лицам, обремененным долгами или привлеченным к суду.

В то же время законодательство давало возможность поступления в монастыри «даже в противность тем ограничениям, которые указаны выше», так как позволяло «епархиальным архиереям своей властью и по собственному усмотрению разрешать принятие известного лица в монастырь в качестве послушника»3.

Преимущества монашествующего духовенства состояли в освобождении от податей, телесного наказания и в подсудности их духовному суду в строго определенных законом случаях.

Пострижение в значительной степени ограничивало правоспособность, в частности, монашествующие не могли владеть недвижимым имуществом; им прекращалась выдача пенсий; они не могли торговать, кроме продажи собственных изделий; не могли отдавать денежные капиталы под частные долговые

обязательства. Монашествующие, кроме духовных властей, не могли делать духовных завещаний, и их движимое имущество не наследовалось, а поступало в монашескую казну; монашествующие и их настоятели не могли принимать от кого-либо на сохранение вещи, деньги или иное имущество; им запрещалось быть поручителями и поверенными в делах, не касающихся духовного ведомства.

Следует заметить, что закон допускал оставление монашества. Однако при этом требовалось, чтобы снятию монашеского сана предшествовали в течение шести месяцев убеждения в необходимости сохранения обета сначала со стороны настоятеля, затем специальных лиц, назначенных епархиальным начальством, и, наконец, полного состава консистории.

Для тех, с кого монашество было снято, закон устанавливал различные ограничения в правах — лишение права поступления на гражданскую службу, местожительства и приписки к обществам в той губернии, где жил монахом, а также в обеих столицах в течение семи лет. В случае, когда о снятии сана просил монах, наказанный за предосудительные поступки, имевший порицания за недостойное поведение со стороны монастырского начальства или подозреваемый в предосудительном поведении, он предавался духовному суду, по решению которого с него снимался сан. Уволенный из монашества навсегда лишался права поступления на государственную службу и местожительства в той губернии, где был монахом, а также в обеих столицах. Лица, возвратившиеся из монашества в мир, пользовались только теми правами, которые им принадлежали по происхождению.

Монахи, уличенные в неблаговидных поступках или пороках, оскорбляющих монашеский сан и обязанности, сопряженные с ним, и не исправившиеся после наказаний, лишались духовным судом сана и отсылались в распоряжение гражданского начальства4.

Права белого духовенства приобретались вступлением в него, которое разрешалось лицам всех состояний; при этом лица податных сословий принимались в белое духовенство только при условии увольнения их из своего общества после рассмотрения вопроса казенной палатой и утверждения губернатором, а также в случае подтверждения епархиальным начальством недостатка в его епархии лиц духовного звания и того, что поведение и образование желающего вступить в него соответствуют этому званию.

Права белого духовенства передавались через законный брак их женам. Вдовы священнослужителей не сохраняли после смерти своих мужей прав духовного состояния. Они пользовались правами личного дворянства, а вдовы церковнослужителей — правами личного почетного гражданства.

Закони право 08 • 2007

&иссер.&.ационнме исследования.

Преимущества белого духовенства заключались в свободе от всяких личных податей и воинской повинности, в освобождении от телесного наказания, в подсудности в точно определенных законом случаях духовному суду, в различных льготах относительно их домов и выполнения воинской постойной повинности, в освобождении их домов в местностях, где не было введено Городовое положение 1870 г., от городского поземельного сбора и большинства других городских повинностей.

Правоспособность лица, вступившего в белое духовенство, ограничивалась меньше, чем лиц, относившихся к монашествующему духовенству. Относительно приобретения имущества белое духовенство приравнивалось к другим сословиям. В основном ограничения касались обязательственных прав и прав в области торговли и промыслов. Представители белого духовенства не могли быггь поручителями по подрядам и поставкам, иметь обязательства по векселям, выдавать купеческие и промысловые свидетельства5.

Законом допускалось сложение духовного сана лицами белого духовенства. Однако для сложивших это звание устанавливались определенные ограничения в правах. Так, лицам белого духовенства, просящим об увольнении, в течение трех месяцев устраивались испытания в решимости покинуть принятое на себя звание, их убеждали не делать этого. С тех, кто не поддался уговорам, с разрешения Святейшего Синода слагался сан. Сложившим сан запрещалось поступать на какую-либо государственную службу: священникам — ранее 10 лет, дьяконам — ранее шести. Церковнослужители, уволенные по собственному желанию, принимались на гражданскую службу, если они имели на это право по происхождению или образованию.

Священнослужители, лишенные сана, не могли поступать на гражданскую службу: священники — ранее 20, а дьяконы — ранее 12 лет. Священнослужители, исключенные из духовного звания за пороки, вообще не принимались на государственную службу6.

В России римско-католическое духовенство разделялось на белое и монашествующее. Однако, в отличие от православного духовенства, в римско-католическом духовные власти принадлежали к белому духовенству. К нему принадлежали также все приходские священнослужители, а именно: священники-настоятели, их викарии, дьяконы и поддьяконы. К черному духовенству принадлежали настоятели и настоятельницы монастырей, монахи и монашки.

Преимущества римско-католического монашествующего духовенства состояли в освобождении от податей и воинской повинности, в подсудности в духовных делах духовному суду, в освобождении от телесных наказаний.

В целом ограничения правоспособности римско-католического монашествующего духовенства были такими же, как у православного монашествующего духовенства.

Преимущества римско-католического белого духовенства состояли в освобождении от личных податей и воинской повинности, в подсудности по духовным делам своему духовному начальству, в освобождении от телесных наказаний и отбывания воинской постойной повинности.

Ограничения правоспособности римско-католического белого духовенства были идентичны ограни-

чениям белого православного духовенства. Однако каноническими правилами для римско-католического духовенства было установлено безбрачие7.

Армяно-католическое духовенство пользовалось теми же правами, что и римско-католическое. Кроме того, в Российской империи существовало еще два главных протестантских исповедания: евангелическо-лютеранское и евангелическо-реформатское.

Евангелическо-лютеранское духовенство состояло из проповедников и высших духовных сановников, занимавших должности в церковной администрации. Евангелическо-реформатское духовенство состояло из пасторов, дьяконов и высших духовных сановников, находившихся в подчинении Виленско-го евангелическо-реформатского синода.

Вступление в лютеранское духовенство разрешалось лицам всех состояний евангелическо-лютеранс-кого исповедания, окончившим в одном из российских университетов полный курс богословских наук и выдержавшим экзамены. Для занятия проповеднической должности требовалось также достижение 25-летнего возраста.

Евангелическо-реформатские пасторы избирались самими прихожанами и утверждались в этом звании Министерством внутренних дел по представлению местных евангелическо-лютеранских консисторий.

Законом не устанавливалось особых прав состояния для протестантского духовенства, но указывалось, что потомственные и личные дворяне, получившие протестантское духовное звание, пользовались правами своего состояния, а лица других сословий, пока они состояли в духовном звании, — всеми правами личного дворянства. Кроме того, священнослужители освобождались от воинской повинности.

От лиц, принадлежавших к протестантскому духовенству и желавших сложить с себя духовное звание, требовалось, если они были дворянами или почетными гражданами, чтобы они избрали в определенный срок новый вид занятий. Возможно было также лишение духовного сана, что

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *