Духовная безопасность

«Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», — записано в уставе Всемирной организации здравоохранения. В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое. Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности. Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания. Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила безопасного поведения на водоемах зимой.

Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах.

Основные из этих правил заключаются в следующем: — надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен; — опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла; — места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины; — преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости; — при движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м; — при наличии рюкзака необходимо предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече). Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно переместиться в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них.

В общем понятии здоровья различают индивидуальное и общественное здоровье. Под индивидуальным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по данным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, культуры, а также от других факторов (наследственности, состояния здравоохранения и т. д.). Общественное здоровье складывается из состояния здоровья каждого из членов общества. Большое влияние на его уровень оказывают политические, социальные, экономические и природные условия. Большое влияние на состояние и индивидуального, и общественного здоровья оказывают физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды. Физическое воздействие выражается во влиянии электромагнитных и электрических полей, солнечного света. Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств. Биологические факторы способны отрицательно влиять на здоровье, вызывая инфекционные заболевания. Социальное воздействие связано с жизнью общества. Поступательное и спокойное развитие общественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обычаев, традиций и устоев. Важное значение для здоровья имеет психологический климат в семье, школе, трудовом коллективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конфликты, неумение общаться, как правило, приводят к стрессам и не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Студентам

Самойлова А. Семья и духовность. Зачем семье нужна духовность?

Семья и духовность. Зачем семье нужна духовность?

Я начнусвое рассуждение с легкого разминочного упражнения. Называется оно «Ассоциации». Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться ответить на поставленные вопросы.

-Если семья – это страна, то она называется

-Если семья – это фрукт, то это…

-Если семья – это известный литературный.персонаж, то это….

-Если семья – это животное, то это….

В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно.

Итак, что же такое семья?

Как говорят словари, «семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью». Подчеркну, что семья связанна (я имею в виду здоровую семью, со здоровыми отношениями) не только (и не столько) общностью быта, сколько отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. А это, в свою очередь, должно базироваться на взаимоуважении, взаимопринятии и взаимной любви.

Итак семья! Семья – это союз двух свободных, самодостаточных личностей. Семья – это живой организм, который постоянно претерпевает изменения Семья – это микромодель или даже аналог государства. Семья – это система. Семья – это образ жизни!….

Семья – это «яблоки в корзине». Они находятся все в одном месте (объединены корзиной), но при этом каждое остается самостоятельным яблоком (как и любой член семьи всегда остается самостоятельной личностью). Итак, чтобы сделать совместную жизнь возможной, эти два набора ценностей (два спелых яблока) со временем надо привести в соответствие.Каждый должен научиться: слушать, слышать, доверять, уступать, видеть и уважать в партнере самостоятельную личность. При этом возможна небольшая частичная потеря самоиндивидуальности, но зато приобретается чувство принадлежности к семье, к системе,к Союзу.

Семья – это живая система, которая постоянно претерпевает изменения. И значит никогда не поздно эти и многие другие вопросы проговорить, обсудить и передоговориться!

Функция семьи:

Репродуктивная функция является основной функцией семьи, а воспитание является основной целью родителей. Воспитать хорошего человека можно в духовной семье, гдедети прежде всего ориентированы на духовные, семейные ценности, а не на материальные.

Нам всем надо помнить правило: «В браке мы учимся друг у друга и приспосабливаемся друг к другу. И это происходит на протяжении всей жизни».

Дисфункциональные семьи – это семьи, в которых выполнение функций нарушено, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом

Причины возникновения семейной дисфункции могут быть разнообразные, это:

-особенности личности членов семьи и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни

-отсутствие соответствующих знаний, умений, а главное желаний и стремлений к гармонизации взаимоотношений.

Гармония в семье — это постоянный осознанный труд.

Хочу заметить, что для российской семьи характерна определеннаяособенность, которая может выступать как причиной дисфункции семьи.

-Молодые люди все реже стремятся к созданию семьи

Этому способствовало:

— разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая бы позволила личности обрести чувство принадлежности, защищенности, выстроить и реализовать морально-нравственные ценности

— в обществе возросла потребность в иллюзиях и чудесах,с одной стороны это обусловлено стремлением к поверхностным, ни к чему не обязывающим контактам, – с другой,именно это и является отсутствием духовности в семье,это говорит о том,что им не прививали семейные духовные ценности.

Что же такое духовность семьи?

Духовность семьи – это довольно философский вопрос и в наш век деградации он не всем понятен.

Духовность – проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром. Эти качества дают человеку возможность внутреннего роста с целью обретения им силы творца.

Поэтому, для начала, необходимо выяснить,а что такое духовность семьи? И только после этого можно понять, для чего она нужна.

Духовность семьи – это когда как у мужа так и у жены есть духовные и материальные ценности.

» А действительно, зачем вообще нужна духовность семьи?» На самом деле, еще не так давно я и сама до конца не осознавала что такое вообще духовность, а тем более не знала, как ее можно применить в жизни, а тем более в семейной жизни.

Дело в том, что наша культура устроена таким образом, что нам сейчас постоянно навязывают материальные ценности и дают понять, что чем больше у тебя будет дом, чем разнообразней и дороже твоя одежда – тогда ты успешен и счастлив в жизни.

Но, как показывает жизнь – это далеко не так, потому что вся суть кроется не в накоплении материальных благ. Я не хочу сказать, что нам необходимо выбросить все свои вещи, продать квартиру, машину, мебель, и пойти в монастырь на вечную молитву и поклоны.

Здесь суть абсолютно другая. Конечно же, так как мы живем в этом материальном мире – нам необходимо жилье, в котором нам будет комфортно, средство передвижения, хорошая и теплая одежда и прочие вещи. Но главное разделить духовные и материальные ценности. И если духовные ценности стоят на первом месте,вы скоро заметите,что проблемы развития семьи начнут испаряться сами собой, и если хотя бы половина нашего общества начнет понимать.,что такое духовность семьи и следоватьвышесказанному служению – наше общество и мир станут лучше!!!

Счастливая семья – это духовная семья

«Путь к счастью начинается с желания блага и любви для своих близких людей, даже, несмотря на то, что они имеют недостатки и несовершенства»

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовно-нравственная безопасность — это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований.

Национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.

Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Это наиболее устойчивый общественный институт. Религиозные верования разнообразны. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Процесс формирования религиозных систем продолжается и в наши дни. Он характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, обществ.

В этом плане следует заметить, что Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможных религиозных культов и сект.

Борьба с сектами — задача всего общества. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

В секту чаще всего попадают люди, которые не имеют духовного опыта, духовных знаний. Поэтому для противодействия сектам необходимо всемерно повышать духовную культуру общества. Духовная культура — это особая сфера и форма деятельности. Она выступает необходимым условием существования всего общества.

Основными компонентами духовной жизни общества является наука и образование. Важнейшая функция науки — это накопление объективных, обоснованных знаний о природе, обществе, человеке. Сегодня научные знания стали неотъемлемой частью материального производства и других областей общественной жизни, важным фактором обеспечения безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Существенное влияние на безопасность общества оказывает система образования. Государство, не способное дать определенный уровень образования своим гражданам, обречено на гибель.

В немалой степени духовно-нравственная безопасность российских граждан зависит от их физического здоровья. «В здоровом теле — здоровый дух», — утверждал основоположник медицины Гиппократ.

Здоровье — благо и счастье для каждого человека и необходимое условие существования государства.

Угроза национальной безопасности России в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень обшей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Лacca и Эбола и др. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков.

Нерешенными проблемами остаются:

  • высокий уровень обшей смертности населения;
  • низкая продолжительность жизни, которая в 2004 г. составила 65,5 года, в том числе у мужчин — 59 лет, женщин — 72 года. По этому показателю Россия занимает 134-е место в мире;
  • низкая укомплектованность первичного звена здравоохранения;
  • высокий износ основных фондов учреждений здравоохранения, оборудования и санитарного транспорта.

Напрасно думать, что духовность доступна только людям образованным, людям высокой культуры. История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают ту непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Ум, порвавший с глубиной чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения и поэтому оказываемся в отношении духовной культуры не строящим, а разрушающим началом. Напротив, у людей наивно-непосредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать. Человек малой «культурности» гораздо более способен прислушиваться к показаниям внутреннего опыта, т.е. прежде всего сердца, совести, чувства справедливости, чем человек хотя бы и большей, но рационалистической культуры. Простая душа наивна и доверчива; может быть, потому она легковерна и суеверна, и верит, где не надо, но зато самый дар веры у нее не отнят, а потому она способна верить и там, где надо.

Пусть духовность эта — некритическая, малоразумная, недифференцированная, тянет к мифу и к магии, пусть она связана со страхом и может заблудиться в колдовстве. Но духовность эта несомненна и подлинна — и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически-жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности. И напрасно образованный горожанин стал бы воображать, будто все это недоступно «необразованному крестьянину»!.. Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности. И всюду, где она обнаруживается, она является истинным источником прочности и красоты семейной жизни.

В самом деле, человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно — в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особливость его характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит лишь телесным выражением или живым органом. Любовь только тогда является простым и кратковременным вожделением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного, любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами — когда он ставит свою любовь пред лицо Божие и Божиими лучами освещает и измеряет любимого человека… И в этом — глубокий смысл христианского «венчания», объединяющего супругов венцом радости и муки, венцом духовной радости и нравственной чести, венцом пожизненной и нерасторжимой духовной общности. Ибо вожделение может быстро пройти, оно бывает подслеповатым. И предчувствовавшееся наслаждение может обмануть или надоесть. И что тогда? Взаимное отвращение прикрепленных друг к другу людей?.. Судьба человека, который в ослеплении связал себя, а прозрев — проклял свою связанность? Пожизненная унизительность лжи и лицемерия? Или развод? Прочность семьи требует иного; люди должны желать не только утех любви, но и ответственного совместного творчества, духовной общности в жизни, в страдании и в ношении бремен, по древнеримской брачной формуле: «где ты, Кай, там и я, твоя Кая»…

То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно то, чему ты поклоняешься? чему молишься? что любишь? чего желаешь себе в жизни и смерти? чем и во имя чего ты способен жертвовать? И вот жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить… Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим, а с этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, как взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Поэтому можно сказать, что счастливый брак возникает не просто из взаимной естественной склонности («по милу хорош»), но из духовного сродства людей («по хорошему мил»), которое вызывает непоколебимую волю — стать живым единством и соблюсти это единство во что бы то ни стало, соблюсти его не только напоказ людям, но на самом деле, перед Лицом Божиим. В этом глубочайший смысл религиозного освящения брака и соответствующего церковного обряда. Но это составляет и первое, необходимейшее условие для верного, духовного воспитания детей.

Я уже указывал на то, что ребенок вступает в семью своих родителей как бы в доисторическую эпоху своей личности и начинает дышать воздухом этой семьи со своего первого физического вздоха. И вот в душном воздухе несогласной, неверной, несчастной семьи, в пошлой атмосфере бездуховного, безбожного прозябания не может расти здоровая детская душа. Ребенок может приобрести чутье и вкус только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье, а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.

1. Так семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни. Блаженный Августин сказал однажды, что «человеческая душа — христианка от природы». Это слово особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и в семье человек учится от природы любить, из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть не что иное, как христианская любовь. Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христианской любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруисткого образа мыслей. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. В этом умягченном, любовном настроении она предварительно прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа.

2. Далее, семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша индоевропейская и христианская культура — культура священного очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков, с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. И сама идея «родины» — лоно моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков — возникла из недр семьи как телесного и духовного единства. Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала — место-жилище, источник тепла и питания, потом — место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое понимание «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного. Она есть для него лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действования. Не ясно ли, что истинный гражданин и сын своей родины воспитывается именно в здоровой семье?

3. Далее, ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и научается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного «гнета» посредством любви и уважения. Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения, и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.

В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый — властвующий и организующий авторитет в семейной жизни, в этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благодатною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

Так, семья есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания.

4. Пока семья будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности. Нетрудно убедиться, почему это так обстоит.

Семья есть данное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в заработке и в имуществе. Чем прочнее, чем сплоченнее семья, тем обоснованнее являются ее притязания на то, что творчески создали и приобрели ее родители и родители их родителей.

Это есть притязания на их хозяйственно-овеществленный труд, всегда сопряженный с лишениями, страданиями, с напряжением ума, воли и воображения; притязание на наследственно передающееся имущество, на семейно приобретенную частную собственность, которая является сущим источником не только семейного, но и всенародного довольства.

Здоровая семья всегда была и всегда будет органическим единством — по крови, по духу и по имуществу. И это единое имущество является живым знаком кровного и духовного единства, ибо это имущество в том виде, как оно есть, возникло именно из этого кровного и духовного единения и на пути труда, дисциплины и жертв. Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений.

Ребенок научается пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи; ибо семья, как целое, устраивает свою жизнь именно по частной, собственной инициативе — она есть самостоятельное творческое единство, а в своих собственных пределах семья есть настоящее воплощение взаимопомощи и так называемой «социальности». Ребенок научается постепенно быть «частным» лицом, самостоятельной индивидуальностью и в то же время ценить и беречь лоно семейной любви и семейственной солидарности; он научается самостоятельности и верности — этим двум основным проявлениям духовного характера. Он научается творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время — подчинять начала частной собственности (в данном случае некоторой высшей, социальной — семейной) целесообразности… А это и есть то самое умение или, лучше сказать, искусство, вне которого не может быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи.

Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции,— может дать ребенку очень мало или же не может дать ему ничего. Конечно, и в здоровой семье могут совершаться ошибки, могут слагаться в том или ином отношении «пробелы», которые способны повести к общей или частичной неудаче.

Идеала нет на земле… Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут всегда благословенны в сердцах детей… Ибо из этих двух основ вырастает и личный характер, и прочное счастье человека — общественное благополучие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *