Духовная консистория

Московская улица

Старое здание духовной консистории

Консисторией в дореволюционной России называлось здание при епархии, в котором размещались учреждения административного и судебного характера.

Летом 1752 года на Вятке случился едва ли не самый опустошительный пожар за всю историю города. Сгорели деревянные постройки, крыши каменных церквей, даже вмурованные в стены дубовые связи Святотроицкого собора. Епископ Антоний сообщал, что в Трифоновом монастыре «на больших и малых девять колоколов от сильного жару все растопились». Необходимо было строить новый Кафедральный собор и архиерейские палаты, повреждённые ещё прежними пожарами. Удалось отстоять от пожара только недостроенное здание консистории. К осени закрыли его тесовой крышей, и в новом здании поселился архиерей, каменные палаты которого лежали в развалинах. Как выглядело здание консистории в середине XVIII века, можно представить по сохранившемуся рисунку 1802 года семинариста Петра Анисимова под названием «Вид здания с главной торговой площади города Вятки».

В последующие годы здание много раз перестраивали, надстраивали, увеличив его почти втрое, и сейчас в жилом доме по Динамовскому проезду, 18 трудно узнать бывшие каменные палаты Вятской духовной консистории. Однако центральный объём дома без двух боковых пристроек и последнего этажа и представляет собой палаты консистории. Это старинное здание построено из большемерного кирпича, отобранного при разборке архиерейских палат XVII века. Подвал и нижний этаж перекрыты цилиндрическими каменными сводами, как строили только в первой половине 18 века. Внешнее оформление здания очень скромное. Первый этаж совершенно лишён декора, и лишь скромные плоские лопатки членят стены 2 и 3 этажей. Кирпичный карниз напуском трёх рядов кладки, поясок в виде необработанных кирпичных полочек на полметра ниже карниза и такой же поясок на полметра выше уступа – вот и все детали декоративного убранства.

После революции палаты консистории были заняты Вятским Советом солдатских и рабочих депутатов, затем губернским военным комиссариатом, классами промышленно-экономического техникума, а после 1933 года переоборудованы под квартиры. На территории бывшего Хлыновского кремля это самое старое здание, оно, пусть и переделанном виде, остается бесценным памятником истории.

ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ — учреждение епархиального управления и духовного суда Русской православной церкви, непосредственно подчинённое епархиальному архиерею и подведомственное Святейшему Синоду

Духовная консистория впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ука­зе Си­но­да о соз­да­нии московской кон­си­сто­рии (ди­ка­сте­рии) для управ­ле­ния си­но­даль­ной об­ла­стью (март 1722 года). Духовной консистории пред­ше­ст­во­ва­ли ана­ло­гич­ные административно-су­деб­ные уч­ре­ж­де­ния при епар­хи­аль­ных ар­хие­ре­ях: кон­си­сто­рии, ди­ка­сте­рии (тер­мин впер­вые встре­ча­ет­ся в Ду­хов­ном рег­ла­мен­те 1721 года), ду­хов­ные ар­хие­рей­ские прав­ле­ния, ду­хов­ные до­мо­вые прав­ле­ния и др.

Духовная консистория, по­ми­мо административных дел, в со­от­вет­ст­вии с ука­зом Си­но­да от сентября 1722 года при­ни­ма­ла к рас­смот­ре­нию де­ла: бо­го­хуль­ные, ере­ти­че­ские, рас­коль­ни­чьи, о вол­шеб­ст­вах, о не­за­кон­ных бра­ках, о рас­тор­же­нии бра­ков, о при­ну­ж­де­нии к всту­п­ле­нию в брак, о на­силь­ст­вен­ном по­стри­же­нии, о по­хи­ще­нии цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва, по об­ви­не­ни­ям в кра­же, рас­пра­ве, бес­че­ст­ном по­ве­де­нии лиц ду­хов­но­го зва­ния и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, о пра­во­на­ру­ше­ни­ях ар­хие­рей­ских и мо­на­стыр­ских слу­жи­те­лей и кре­сть­ян цер­ков­ных и мо­на­стыр­ских вот­чин. В слу­чае жа­лоб на не­удов­ле­тво­ри­тель­ное рас­смот­ре­ние де­ла пе­ре­да­ва­лись в Си­нод. До 1809 года в ве­де­нии Духовной консистории на­хо­ди­лись ду­хов­но-учеб­ные за­ве­де­ния.

Духовные консистории со­стоя­ли из при­сут­ст­вия (3-4 ду­хов­ных ли­ца) и кан­це­ля­рии во гла­ве с сек­ре­та­рём, на­зна­чае­мым Си­но­дом по пред­став­ле­нию обер-про­ку­ро­ра Си­но­да. По ука­зу Си­но­да от сентября 1768 года в со­став при­сут­ст­вия ста­ли вклю­чать не толь­ко мо­на­ше­ст­вую­щих, но и пред­ста­ви­те­лей бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва — про­тои­е­ре­ев, ие­ре­ев.

По ини­циа­ти­ве обер-про­ку­ро­ра Си­но­да Н. А. Про­та­со­ва для со­вер­шен­ст­во­ва­ния дея­тель­но­сти Духовной консистории и вве­де­ния еди­но­об­раз­ных пра­вил управ­ле­ния и су­да по об­раз­цу гражданских уч­ре­ж­де­ний был вве­дён при­мер­ный ус­тав Духовной консистории (1838 год), с ис­прав­ле­ния­ми и до­пол­не­ния­ми он был вы­со­чай­ше ут­вер­ждён в мар­те 1841 года и дей­ст­во­вал до апреля 1883 года, ко­гда был за­ме­нён но­вым (ус­тав был ис­прав­лен в со­от­вет­ст­вии с про­изо­шед­ши­ми из­ме­не­ния­ми в за­ко­но­да­тель­ст­ве и с ча­ст­ны­ми рас­по­ря­же­ния­ми по ду­хов­но­му ве­дом­ст­ву).

Ус­тав 1838 года за­кре­пил сло­жив­ший­ся со­став и функ­ции Духовной консистории, рег­ла­мен­ти­ро­вал фор­мы и по­ря­док епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния и су­да, уни­фи­ци­ро­вал ве­де­ние де­ло­про­из­вод­ст­ва.

К пред­ме­там ве­де­ния Духовной консистории бы­ли от­не­се­ны: ох­ра­на и рас­про­стра­не­ние пра­во­слав­ной ве­ры; на­блю­де­ние за про­ве­де­ни­ем бо­го­слу­же­ний в церк­вах; строи­тель­ст­во, бла­го­ус­т­рой­ст­во и со­дер­жа­ние церк­вей; кон­троль за дея­тель­но­стью ду­хо­вен­ст­ва и со­стоя­ни­ем при­хо­дов, сбо­ром по­жерт­во­ва­ний, ре­ше­ние хо­зяйственных во­про­сов епар­хии; осу­ще­ст­в­ле­ние епар­хи­аль­но­го су­да, ко­то­ро­му под­ле­жа­ли как ду­хо­вен­ст­во, так и ми­ря­не. Ус­тав Духовной консистории оп­ре­де­лял по­ря­док воз­бу­ж­де­ния дел: де­ла о долж­но­ст­ных про­ступ­ках и пре­сту­п­ле­ни­ях лиц ду­хов­но­го зва­ния и свя­щен­но­слу­жи­те­лей мог­ли быть воз­бу­ж­де­ны по со­об­ще­нию при­сут­ст­вен­но­го мес­та или долж­но­ст­но­го ли­ца, до­не­се­нию бла­го­чин­но­го или чле­нов при­чта, по прось­бе при­хо­жан, по жа­ло­бам ча­ст­ных лиц, по за­ме­ча­ни­ям в кли­ро­вых ве­до­мо­стях, по све­де­ни­ям, по­сту­паю­щим к епар­хи­аль­но­му ар­хие­рею из других ис­точ­ни­ков или по собственному при­зна­нию ви­нов­ных.

Кон­си­стор­ский суд пред­ва­рял­ся след­ст­ви­ем, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­лось до­ве­рен­ным ду­хов­ным ли­цом (по на­зна­че­нию ар­хие­рея) или ду­хов­ным прав­ле­ни­ем. Су­деб­ное ре­ше­ние мог­ло быть вы­не­се­но двоя­ким об­ра­зом — не­по­сред­ст­вен­но ар­хие­ре­ем ли­бо че­рез кон­си­сто­рию. Все ре­ше­ния Духовной консистории но­си­ли пред­ва­рительный ха­рак­тер и под­ле­жа­ли ут­вер­жде­нию пра­вя­щим ар­хие­ре­ем. При не­со­гла­сии с Духовной консисторией ар­хие­рей при­ни­мал ре­ше­ние по сво­ему ус­мот­ре­нию, но в этом слу­чае де­ло обя­за­тель­но пе­ре­да­ва­лось в Си­нод для при­ня­тия окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния по не­му.

Ис­пол­не­ние рас­по­ря­же­ний Духовной консистории осу­ще­ст­в­ля­лось под­ве­дом­ст­вен­ны­ми ей уч­ре­ж­де­ния­ми и ли­ца­ми: ду­хов­ны­ми прав­ле­ния­ми, бла­го­чин­ны­ми, на­стоя­те­ля­ми мо­на­сты­рей. По но­во­му ус­та­ву 1883 года юри­дическим ос­но­ва­ни­ем функ­цио­ни­ро­ва­ния Духовной консистории яв­ля­лись: по­ста­нов­ле­ния Все­лен­ских и По­ме­ст­ных со­бо­ров, Ду­хов­ный рег­ла­мент, вы­со­чай­шие ука­зы, ука­зы и по­ста­нов­ле­ния Се­на­та и Си­но­да, а так­же гражданские су­деб­ные по­ста­нов­ле­ния. При­сут­ст­вие Духовной консистории, по ус­та­ву 1883 года, со­стоя­ло из 5-7 чле­нов; из­би­ра­лось из ар­хи­ман­д­ри­тов, игу­ме­нов, ие­ро­мо­на­хов, про­тои­е­ре­ев и ие­ре­ев, имев­ших ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, опыт ра­бо­ты и безу­преч­ную ре­пу­та­цию, и ут­вер­жда­лось Си­но­дом по пред­став­ле­нию епар­хи­аль­но­го ар­хие­рея. В со­став кан­це­ля­рии Духовной консистории вхо­ди­ли сек­ре­тарь, сто­ло­на­чаль­ни­ки, ка­зна­чей, ре­ги­ст­ра­тор, ар­хи­ва­ри­ус, а так­же кан­це­ляр­ские слу­жи­те­ли.

В 1870-1880-е годы с це­лью свое­вре­мен­но­го раз­ре­ше­ния дел Духовной консистории Си­нод при­нял pяд ча­ст­ных мер: чле­нам Духовной консистории за­пре­ще­но бы­ло со­сто­ять в управ­ле­ни­ях ду­хов­ных се­ми­на­рий и учи­лищ (1880 год), в со­ве­тах епар­хи­аль­ных учи­лищ (1889 год), епар­хи­аль­но­му ар­хие­рею раз­ре­ше­но бы­ло са­мо­стоя­тель­но на­зна­чать низ­ших чи­нов­ни­ков в по­мощь сто­ло­на­чаль­ни­кам (1888 год). Чле­нам Духовной консистории за­пре­ща­лось вме­ши­вать­ся в дея­тель­ность съез­дов ду­хо­вен­ст­ва и из­би­рать­ся их де­пу­та­та­ми (ука­зы Си­но­да от августа 1870 года, сентября 1875 года). Для ре­гу­ляр­но­го кон­тро­ля за де­ло­про­из­вод­ст­вом Си­нод на­зна­чал ре­ви­зии Духовной консистории (пре­имущественно вы­со­ки­ми свет­ски­ми чи­на­ми), а с 1890 года ре­ви­зии на­зна­ча­лись еди­но­лич­но обер-про­ку­ро­ром.

Со­вме­ще­ние в Духовной консистории административных и су­деб­ных функ­ций, пе­ре­гру­жен­ность ма­ло­важ­ны­ми де­ла­ми и за­держ­ки в де­ло­про­из­вод­ст­ве, про­из­вол в кон­си­стор­ских ре­ше­ни­ях тор­мо­зи­ли рас­смот­ре­ние дел, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во в об­ще­ст­ве. Кро­ме то­го, за­час­тую в Духовной консистории ус­та­нав­ли­ва­лось еди­но­вла­стие сек­ре­та­ря или од­но­го из чле­нов при­сут­ст­вия (ино­гда в ущерб вла­сти ар­хие­рея).

С уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ст­ва епар­хий воз­рас­та­ли объ­ё­мы де­ло­про­из­вод­ст­ва в ду­хов­ном ве­дом­ст­ве, уч­ре­ж­да­лись но­вые кон­си­сто­рии. В 1826 году су­ще­ст­во­ва­ло 34 Духовные консистории (и 3 ди­ка­сте­рии), в 1881 году — 55 в 1917 году — 64.

В со­от­вет­ст­вии с оп­ре­де­ле­ни­ем Си­но­да от 06(19) .07.1910 года Духовным консисториям бы­ла пре­дос­тав­ле­на бо́льшая са­мо­стоя­тель­ность. Во­про­сы ре­фор­ми­ро­ва­ния Духовной консистории об­су­ж­да­лись так­же Пред­со­бор­ным со­ве­ща­ни­ем (дей­ст­во­вав­шим в 1912-1917 годах), но пре­об­ра­зо­ва­ния не бы­ли про­ве­де­ны. Рег­ла­мен­ти­рую­щее свой­ст­во ак­тов ор­га­нов цер­ков­ной вла­сти, в том числе и Духовной консистории, бы­ло при­зна­но ут­ра­тив­шим юри­дическую си­лу в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­том СНК от 20.01(2.2).1918 года «О сво­бо­де со­вес­ти, цер­ков­ных и ре­ли­ги­оз­ных об­ще­ст­вах». В свя­зи с тем, что По­ме­ст­ный со­бор 1917-1918 годов ре­фор­ми­ро­вал по­ря­док епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния, функ­ции Духовной консистории бы­ли пе­ре­да­ны епар­хи­аль­ным со­ве­там.

Ис­торические источники:

Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 2-е. М., 1841. Т. 16. № 14409;

Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 3-е. М., 1883. № 1495..

I. Церковные награды Московской епархии (далее награды) являются формой поощрения духовенства, монашествующих и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах на епархиальном уровне.

II. К епархиальным наградам относятся:

— Грамоты Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского;

— Епархиальные медали.

1. Имеются две грамоты Управляющего Московской епархией: Благословенная и Благодарственная.

2. Епархиальные медали учреждены в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 г. (журнал № 43, п. 3), в котором говорится: «Учитывая высокую значимость общецерковных наград, являющихся формой поощрения клириков и мирян за дела, имеющие общецерковное значение, и с целью награждения клириков и мирян за церковные заслуги перед епархиями Русской Православной Церкви считать полезным повсеместное учреждение епархиальных медалей трех степеней».

В Московской епархии учреждены три медали:

— «За усердное служение» трех степеней;

— «За дела милосердия» трех степеней;

— «За жертвенные труды» трех степеней.

3. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский

— утверждает положение о грамотах и медалях Московской епархии Русской Православной Церкви и их описания;

— принимает решение о награждении грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви;

— вручает грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви;

— благословляет викарным архиереям, ректору Коломенской Духовной семинарии, председателям епархиальных отделов, благочинным или другим лицам вручать грамоты и медали награжденным.

4. Викарные архиереи, ректор Коломенской Духовной семинарии, председатели синодальных отделов, благочинные имеют право ходатайствовать о награждении отличившихся грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви. Порядок ходатайства о награждениях устанавливается настоящим Положением.

5. Награждаться орденами и медалями могут как отдельные лица, так и организации.

6. Грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви вручаются в торжественной обстановке. Награжденным медалью одновременно выдаются соответствующие удостоверения.

7. Повторное награждение одноименной медалью той же степени не производится.

8. Выдача дубликатов грамот и медалей допускается лишь при их утере в результате случаев, когда не было возможности предотвратить утрату. Ходатайство о выдаче награжденному дубликата грамоты или медали направляется на имя Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского лицом, имеющим право ходатайствовать о награждении грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви, при наличии письменного прошения со стороны лица, утратившего награду.

9. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви с удостоверениями к ним после смерти награжденного остаются у наследников для хранения как память без права ношения.

10. С согласия наследников грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви с удостоверениями к ним после смерти награжденного могут быть переданы в церковные музеи.

11. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский может отменить решение о награждении, если выявится недостоверность или необоснованность представления к награждению.

12. Лишение грамот и медалей Московской епархии Русской Православной Церкви может быть произведено распоряжением Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского в случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются епархиальных грамот и медалей.

13. Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали.

14. Межнаградные сроки для грамот Московской епархии Русской Православной Церкви составляют два года, а для медалей три года.

15. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви имеют номер, выбитый на реверсе и указываемый в удостоверении.

16. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви располагаются на левой стороне груди, ниже общецерковных медалей и медалей других Поместных Церквей, последовательно, согласно рангу, справа налево.

17. При награждении одноименной медалью следующей степени носится на груди соответственно медаль высшей степени.

III. Положение о грамотах Московской епархии.

1. Благословенной и Благодарственной грамотой Московской епархии награждаются священнослужители, монашествующие и миряне в качестве поощрения за труды во славу Церкви.

2. Первой епархиальной наградой является Благословенная грамота.

IV. Положение о медалях Московской епархии.

1. Медали Московской епархии учреждены Указом Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 г. (журнал № 47, п. 3).

2. Медалью «За усердное служение» награждаются священнослужители и монашествующие за особый вклад в созидание церковной жизни в Московской епархии.

Медаль имеет три степени.

На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и указание номера медали.

Медаль 1 степени золотого цвета с горячей эмалью ленты (белая) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с золотой лентой (1 степень имеет одну продольную красную полосу слева, 2 степень — две, 3 степень — три).

Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее девиз со сноской на Священное Писание, степень, номер, имя награжденного и дата награждения.

3. Медалью «За дела милосердия» награждаются священнослужители, монашествующие и миряне в поощрение за усердие на ниве социального служения и благотворительности в Московской епархии.

Медаль имеет три степени.

На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: Человек милосердый благотворит душе своей. На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, а в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и номер медали.

Медаль 1 степени — золотого цвета с горячей эмалью ленты (голубая) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с голубой лентой (1 степень имеет одну продольную красную полосу слева, 2 степень — две, 3 степень — три).

Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее девиз со сноской на Священное Писание, степень, номер, имя награжденного и дата награждения.

4. Медалью «За жертвенные труды» награждаются миряне, внесшие особый вклад в возрождение епархиальных святынь, а также в развитие той или иной формы общественного служения Церкви в Московской епархии.

Медаль имеет три степени.

На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: «Плод добрых трудов славен». На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, а в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и номер медали.

Медаль 1 степени — золотого цвета с горячей эмалью ленты (красная) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с красной лентой (1 степень имеет одну продольную золотую полосу слева, 2 степень — две, 3 степень -три).

Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее степень и номер, имя награжденного и дата награждения.

V. Порядок представления к наградам Московской епархии Русской Православной Церкви.

1. Награждения приурочиваются к значимым событиям в жизни епархии: освящению храмов или церковных строений, юбилеям, общеепархиальным мероприятиям, а также к Пасхе Христовой и, в отдельных случаях, к престольным праздникам.

2. Направлять прошения Управляющему Московской епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому о награждении епархиальными наградами имеют право лица, указанные в п. II. 4 настоящего Положения.

3. Прошения подаются не позднее чем за 1 месяц до предполагаемого награждения.

4. В прошении следует указывать фамилию, имя и отчество представляемого к награде, его дату рождения, должность (если трудится в церковной организации — указать стаж работы), заслуги перед Церковью, уже имеющиеся епархиальные награды и даты награждения, а также испрашиваемую награду.

5. Награждение осуществляется сначала грамотами, затем медалями, начиная от низшей степени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *