Московская улица
Старое здание духовной консистории
Консисторией в дореволюционной России называлось здание при епархии, в котором размещались учреждения административного и судебного характера.
Летом 1752 года на Вятке случился едва ли не самый опустошительный пожар за всю историю города. Сгорели деревянные постройки, крыши каменных церквей, даже вмурованные в стены дубовые связи Святотроицкого собора. Епископ Антоний сообщал, что в Трифоновом монастыре «на больших и малых девять колоколов от сильного жару все растопились». Необходимо было строить новый Кафедральный собор и архиерейские палаты, повреждённые ещё прежними пожарами. Удалось отстоять от пожара только недостроенное здание консистории. К осени закрыли его тесовой крышей, и в новом здании поселился архиерей, каменные палаты которого лежали в развалинах. Как выглядело здание консистории в середине XVIII века, можно представить по сохранившемуся рисунку 1802 года семинариста Петра Анисимова под названием «Вид здания с главной торговой площади города Вятки».
В последующие годы здание много раз перестраивали, надстраивали, увеличив его почти втрое, и сейчас в жилом доме по Динамовскому проезду, 18 трудно узнать бывшие каменные палаты Вятской духовной консистории. Однако центральный объём дома без двух боковых пристроек и последнего этажа и представляет собой палаты консистории. Это старинное здание построено из большемерного кирпича, отобранного при разборке архиерейских палат XVII века. Подвал и нижний этаж перекрыты цилиндрическими каменными сводами, как строили только в первой половине 18 века. Внешнее оформление здания очень скромное. Первый этаж совершенно лишён декора, и лишь скромные плоские лопатки членят стены 2 и 3 этажей. Кирпичный карниз напуском трёх рядов кладки, поясок в виде необработанных кирпичных полочек на полметра ниже карниза и такой же поясок на полметра выше уступа – вот и все детали декоративного убранства.
После революции палаты консистории были заняты Вятским Советом солдатских и рабочих депутатов, затем губернским военным комиссариатом, классами промышленно-экономического техникума, а после 1933 года переоборудованы под квартиры. На территории бывшего Хлыновского кремля это самое старое здание, оно, пусть и переделанном виде, остается бесценным памятником истории.
ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ — учреждение епархиального управления и духовного суда Русской православной церкви, непосредственно подчинённое епархиальному архиерею и подведомственное Святейшему Синоду
Духовная консистория впервые упоминается в указе Синода о создании московской консистории (дикастерии) для управления синодальной областью (март 1722 года). Духовной консистории предшествовали аналогичные административно-судебные учреждения при епархиальных архиереях: консистории, дикастерии (термин впервые встречается в Духовном регламенте 1721 года), духовные архиерейские правления, духовные домовые правления и др.
Духовная консистория, помимо административных дел, в соответствии с указом Синода от сентября 1722 года принимала к рассмотрению дела: богохульные, еретические, раскольничьи, о волшебствах, о незаконных браках, о расторжении браков, о принуждении к вступлению в брак, о насильственном пострижении, о похищении церковного имущества, по обвинениям в краже, расправе, бесчестном поведении лиц духовного звания и церковнослужителей, о правонарушениях архиерейских и монастырских служителей и крестьян церковных и монастырских вотчин. В случае жалоб на неудовлетворительное рассмотрение дела передавались в Синод. До 1809 года в ведении Духовной консистории находились духовно-учебные заведения.
Духовные консистории состояли из присутствия (3-4 духовных лица) и канцелярии во главе с секретарём, назначаемым Синодом по представлению обер-прокурора Синода. По указу Синода от сентября 1768 года в состав присутствия стали включать не только монашествующих, но и представителей белого духовенства — протоиереев, иереев.
По инициативе обер-прокурора Синода Н. А. Протасова для совершенствования деятельности Духовной консистории и введения единообразных правил управления и суда по образцу гражданских учреждений был введён примерный устав Духовной консистории (1838 год), с исправлениями и дополнениями он был высочайше утверждён в марте 1841 года и действовал до апреля 1883 года, когда был заменён новым (устав был исправлен в соответствии с произошедшими изменениями в законодательстве и с частными распоряжениями по духовному ведомству).
Устав 1838 года закрепил сложившийся состав и функции Духовной консистории, регламентировал формы и порядок епархиального управления и суда, унифицировал ведение делопроизводства.
К предметам ведения Духовной консистории были отнесены: охрана и распространение православной веры; наблюдение за проведением богослужений в церквах; строительство, благоустройство и содержание церквей; контроль за деятельностью духовенства и состоянием приходов, сбором пожертвований, решение хозяйственных вопросов епархии; осуществление епархиального суда, которому подлежали как духовенство, так и миряне. Устав Духовной консистории определял порядок возбуждения дел: дела о должностных проступках и преступлениях лиц духовного звания и священнослужителей могли быть возбуждены по сообщению присутственного места или должностного лица, донесению благочинного или членов причта, по просьбе прихожан, по жалобам частных лиц, по замечаниям в клировых ведомостях, по сведениям, поступающим к епархиальному архиерею из других источников или по собственному признанию виновных.
Консисторский суд предварялся следствием, которое осуществлялось доверенным духовным лицом (по назначению архиерея) или духовным правлением. Судебное решение могло быть вынесено двояким образом — непосредственно архиереем либо через консисторию. Все решения Духовной консистории носили предварительный характер и подлежали утверждению правящим архиереем. При несогласии с Духовной консисторией архиерей принимал решение по своему усмотрению, но в этом случае дело обязательно передавалось в Синод для принятия окончательного решения по нему.
Исполнение распоряжений Духовной консистории осуществлялось подведомственными ей учреждениями и лицами: духовными правлениями, благочинными, настоятелями монастырей. По новому уставу 1883 года юридическим основанием функционирования Духовной консистории являлись: постановления Вселенских и Поместных соборов, Духовный регламент, высочайшие указы, указы и постановления Сената и Синода, а также гражданские судебные постановления. Присутствие Духовной консистории, по уставу 1883 года, состояло из 5-7 членов; избиралось из архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев и иереев, имевших духовное образование, опыт работы и безупречную репутацию, и утверждалось Синодом по представлению епархиального архиерея. В состав канцелярии Духовной консистории входили секретарь, столоначальники, казначей, регистратор, архивариус, а также канцелярские служители.
В 1870-1880-е годы с целью своевременного разрешения дел Духовной консистории Синод принял pяд частных мер: членам Духовной консистории запрещено было состоять в управлениях духовных семинарий и училищ (1880 год), в советах епархиальных училищ (1889 год), епархиальному архиерею разрешено было самостоятельно назначать низших чиновников в помощь столоначальникам (1888 год). Членам Духовной консистории запрещалось вмешиваться в деятельность съездов духовенства и избираться их депутатами (указы Синода от августа 1870 года, сентября 1875 года). Для регулярного контроля за делопроизводством Синод назначал ревизии Духовной консистории (преимущественно высокими светскими чинами), а с 1890 года ревизии назначались единолично обер-прокурором.
Совмещение в Духовной консистории административных и судебных функций, перегруженность маловажными делами и задержки в делопроизводстве, произвол в консисторских решениях тормозили рассмотрение дел, что вызывало недовольство в обществе. Кроме того, зачастую в Духовной консистории устанавливалось единовластие секретаря или одного из членов присутствия (иногда в ущерб власти архиерея).
С увеличением количества епархий возрастали объёмы делопроизводства в духовном ведомстве, учреждались новые консистории. В 1826 году существовало 34 Духовные консистории (и 3 дикастерии), в 1881 году — 55 в 1917 году — 64.
В соответствии с определением Синода от 06(19) .07.1910 года Духовным консисториям была предоставлена бо́льшая самостоятельность. Вопросы реформирования Духовной консистории обсуждались также Предсоборным совещанием (действовавшим в 1912-1917 годах), но преобразования не были проведены. Регламентирующее свойство актов органов церковной власти, в том числе и Духовной консистории, было признано утратившим юридическую силу в соответствии с декретом СНК от 20.01(2.2).1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». В связи с тем, что Поместный собор 1917-1918 годов реформировал порядок епархиального управления, функции Духовной консистории были переданы епархиальным советам.
Исторические источники:
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. М., 1841. Т. 16. № 14409;
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. М., 1883. № 1495..
I. Церковные награды Московской епархии (далее награды) являются формой поощрения духовенства, монашествующих и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах на епархиальном уровне.
II. К епархиальным наградам относятся:
— Грамоты Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского;
— Епархиальные медали.
1. Имеются две грамоты Управляющего Московской епархией: Благословенная и Благодарственная.
2. Епархиальные медали учреждены в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 г. (журнал № 43, п. 3), в котором говорится: «Учитывая высокую значимость общецерковных наград, являющихся формой поощрения клириков и мирян за дела, имеющие общецерковное значение, и с целью награждения клириков и мирян за церковные заслуги перед епархиями Русской Православной Церкви считать полезным повсеместное учреждение епархиальных медалей трех степеней».
В Московской епархии учреждены три медали:
— «За усердное служение» трех степеней;
— «За дела милосердия» трех степеней;
— «За жертвенные труды» трех степеней.
3. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский
— утверждает положение о грамотах и медалях Московской епархии Русской Православной Церкви и их описания;
— принимает решение о награждении грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви;
— вручает грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви;
— благословляет викарным архиереям, ректору Коломенской Духовной семинарии, председателям епархиальных отделов, благочинным или другим лицам вручать грамоты и медали награжденным.
4. Викарные архиереи, ректор Коломенской Духовной семинарии, председатели синодальных отделов, благочинные имеют право ходатайствовать о награждении отличившихся грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви. Порядок ходатайства о награждениях устанавливается настоящим Положением.
5. Награждаться орденами и медалями могут как отдельные лица, так и организации.
6. Грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви вручаются в торжественной обстановке. Награжденным медалью одновременно выдаются соответствующие удостоверения.
7. Повторное награждение одноименной медалью той же степени не производится.
8. Выдача дубликатов грамот и медалей допускается лишь при их утере в результате случаев, когда не было возможности предотвратить утрату. Ходатайство о выдаче награжденному дубликата грамоты или медали направляется на имя Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского лицом, имеющим право ходатайствовать о награждении грамотами и медалями Московской епархии Русской Православной Церкви, при наличии письменного прошения со стороны лица, утратившего награду.
9. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви с удостоверениями к ним после смерти награжденного остаются у наследников для хранения как память без права ношения.
10. С согласия наследников грамоты и медали Московской епархии Русской Православной Церкви с удостоверениями к ним после смерти награжденного могут быть переданы в церковные музеи.
11. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский может отменить решение о награждении, если выявится недостоверность или необоснованность представления к награждению.
12. Лишение грамот и медалей Московской епархии Русской Православной Церкви может быть произведено распоряжением Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского в случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются епархиальных грамот и медалей.
13. Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали.
14. Межнаградные сроки для грамот Московской епархии Русской Православной Церкви составляют два года, а для медалей три года.
15. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви имеют номер, выбитый на реверсе и указываемый в удостоверении.
16. Медали Московской епархии Русской Православной Церкви располагаются на левой стороне груди, ниже общецерковных медалей и медалей других Поместных Церквей, последовательно, согласно рангу, справа налево.
17. При награждении одноименной медалью следующей степени носится на груди соответственно медаль высшей степени.
III. Положение о грамотах Московской епархии.
1. Благословенной и Благодарственной грамотой Московской епархии награждаются священнослужители, монашествующие и миряне в качестве поощрения за труды во славу Церкви.
2. Первой епархиальной наградой является Благословенная грамота.
IV. Положение о медалях Московской епархии.
1. Медали Московской епархии учреждены Указом Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 г. (журнал № 47, п. 3).
2. Медалью «За усердное служение» награждаются священнослужители и монашествующие за особый вклад в созидание церковной жизни в Московской епархии.
Медаль имеет три степени.
На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и указание номера медали.
Медаль 1 степени золотого цвета с горячей эмалью ленты (белая) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с золотой лентой (1 степень имеет одну продольную красную полосу слева, 2 степень — две, 3 степень — три).
Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее девиз со сноской на Священное Писание, степень, номер, имя награжденного и дата награждения.
3. Медалью «За дела милосердия» награждаются священнослужители, монашествующие и миряне в поощрение за усердие на ниве социального служения и благотворительности в Московской епархии.
Медаль имеет три степени.
На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: Человек милосердый благотворит душе своей. На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, а в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и номер медали.
Медаль 1 степени — золотого цвета с горячей эмалью ленты (голубая) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с голубой лентой (1 степень имеет одну продольную красную полосу слева, 2 степень — две, 3 степень — три).
Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее девиз со сноской на Священное Писание, степень, номер, имя награжденного и дата награждения.
4. Медалью «За жертвенные труды» награждаются миряне, внесшие особый вклад в возрождение епархиальных святынь, а также в развитие той или иной формы общественного служения Церкви в Московской епархии.
Медаль имеет три степени.
На аверсе медали внутри ленты по нижнему периметру обозначено ее название. В верхней части изображение восьмиконечного креста в обрамлении лавровых ветвей. По центру девиз: «Плод добрых трудов славен». На реверсе по кругу надписание: Русская Православная Церковь Московская епархия, а в центре графическое изображение Новодевичьего монастыря и номер медали.
Медаль 1 степени — золотого цвета с горячей эмалью ленты (красная) и венка (зеленый) на аверсе. 2 степень — золотого цвета, 3 степень — серебряного. Имеет колодку с красной лентой (1 степень имеет одну продольную золотую полосу слева, 2 степень — две, 3 степень -три).
Медаль помещается в бархатном футляре с прозрачной крышкой. Рядом с медалью в футляре находится удостоверение, подписанное Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским, в котором указаны название медали, ее степень и номер, имя награжденного и дата награждения.
V. Порядок представления к наградам Московской епархии Русской Православной Церкви.
1. Награждения приурочиваются к значимым событиям в жизни епархии: освящению храмов или церковных строений, юбилеям, общеепархиальным мероприятиям, а также к Пасхе Христовой и, в отдельных случаях, к престольным праздникам.
2. Направлять прошения Управляющему Московской епархией митрополиту Крутицкому и Коломенскому о награждении епархиальными наградами имеют право лица, указанные в п. II. 4 настоящего Положения.
3. Прошения подаются не позднее чем за 1 месяц до предполагаемого награждения.
4. В прошении следует указывать фамилию, имя и отчество представляемого к награде, его дату рождения, должность (если трудится в церковной организации — указать стаж работы), заслуги перед Церковью, уже имеющиеся епархиальные награды и даты награждения, а также испрашиваемую награду.
5. Награждение осуществляется сначала грамотами, затем медалями, начиная от низшей степени.