Духовная поэзия

В. Афанасьев (монах Лазарь)

Собор святых славных и всехвальных двенадцати апостолов
На рассвете
Благодатное
посещение
Жук
Жаворонок

Сергей Бехтеев

Николай II
Молитва

Иван Бунин

Ангел
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ночь и день

Л. Бутовский

Симеон Богоприимец

Пётр Андреевич Вяземский

Молитва

Николай Васильевич Гоголь

К Тебе, о Матерь Пресвятая

Княжна Е. Горчакова

Воскресение Христово

Старец Николай Алексеевич Гурьянов, протоиерей

В неизвестности смиренно…
Терпение

Священник Сергий Гусельников

Прости меня, Спаситель мой…
Пасхальное
У Вифлеемской иконы

Ф. М. Достоевский

Божий дар

В. Ермолов

В дни скорбные

Сергей Есенин

За горами, за желтыми долами…
Тебе одной плету венок…

А. Круглов

При чтении «Жития святых»
Ночь в деревне
Сын любит мать свою…

Людмила Крюкова

Божественная литургия
Собирающим милостыню у церковной ограды
Закрываю глаза, чтобы легче внимать…

Татьяна Лазаренко

Храни меня, мой Крест святой…
Жизни вечный смысл
Тропинка над пропастью

Михаил Юрьевич Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива
Молитва
Молитва странника
Пророк

Е. Львова

В Великую субботу

Аполлон Николаевич Майков

В Городце в 1263 году
Не говори, что нет спасенья…
Христос Воскрес!

Иеромонах Роман (Матюшин)

Гора Голгофа. Вижу три креста…
Молись, народ
Земное воплощенье Чистоты…
Народу!
Пресвятая Богородице!
Господи, помилуй!
Горе мне (Я лежу на холме…)
Станем пред Царицею Небесною…
Родник (Если тебя неудача постигла…)
Покаяние
То, что имеем, то даём…
Мир принимает «на ура»…

Лев Мей

То были времена чудес…

Николай Мельников

Поэма «Русский Крест»
Монах
Поле Куликово
Гражданину

Неизвестные авторы

Ищите Бога

Алексей Никуленков

Покров
Симон Киринейский
Царь Давид

Схиигумен Савва (Остапенко)

Всё я с Господом могу!
Душа
Терпи

Геннадий Пономарёв

Песня о Святых Царственных мучениках
Царь Николай

Александр Сергеевич Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны…
Отче наш
Странник

Николай Рачков

Крестный ход

М.П.Розенгейм

Не осуждай
Пустая церковь

Константин Константинович Романов (К.Р.)

Тебе, Воскресшему, благодаренье!
Когда креста нести нет мочи…
Научи меня, Боже, любить…
Рождество Христово

Иеромонах Василий (Росляков)

Мой Бог — Любовь моя
Речь былинная
Научи меня Боже, ушедшие годы считать…
Боже, спаси мою Родину…

Митрополит Владимир (Сабодана)

Рождество

Священник Леонид Сафронов

Пётр и Феврония

Преподобный Серафим Вырицкий

Слава Великому Господу Богу!
Монах

Владимир Соловьев

Рождество Христово
С нами Бог
О Всесвятая, Благословенная

Александр Солодовников

Смотря на детей
Тюрьма (Шесть тюремных стихотворений)

Алексей Константинович Толстой

Иоанн Дамаскин

Фёдор Иванович Тютчев

В дни поста

Афанасий Афанасьевич Фет

Явление ангела пастырям

Константин Фофанов

Еще те звезды не погасли…

О. Чумина

Святой Алексий — человек Божий
Илия в огненной колеснице

В. Шидловский

Рождественский кондак

Николай Михайлович Языков

Подражение псалму 1
Подражение псалму 136

Александр Ясень

О Боге — значит о Любви

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ

К разряду духовной поэзии сейчас могут отнести любые стихи, либо содержащие в себе религиозную эмблематику, либо выстроенные на библейских и евангельских сюжетах и мотивах, либо даже попросту демонстрирующие почтительное (обычно говорят – «молитвенное») отношение автора к православной вере и ее символам. И соответственно выходят объемистые антологии и сборники духовной поэзии – вплоть до таких книг, как «Дорога к Храму: Духовные стихи поэтов Прикамья» (Пермь, 2000) или «Собор стихов: Стихи-свидетельства о пути к Христу, написанные поэтами Кузнецкого края» (Кемерово, 2003), где, – по словам Бориса Бурмистрова, – «настоящая поэзия соединяется с молитвой, а вернее, переходит в молитву». И пополняются ряды духовных стихотворцев – как за счет мирян (Зинаида Миркина, Александра Истогина, Александр Зорин, Владимир Богатырев, почти 90 поэтов Кузнецкого края…), так и за счет взявшихся за перо монахов и священников: назовем, например, иеромонахов Романа (Матюшина), Анатолия (Берестова), Василия (Рослякова), монаха Михаила (Богачева) инокини Натальи (Аксаментовой), инока Стефана (Киселева) или инока Всеволода (Филипьева) из Свято-Троицкого монастыря (США). А на руинах Союза писателей возникают (и исчезают) такие новые ассоциации авторов, как Общество православных писателей Санкт-Петербурга, екатеринбургское епархиальное Общество православных литераторов во имя святителя Иоанна Златоуста, Объединение духовной поэзии «Именем Твоим» в Москве и Подмосковье, проводятся многочисленные конкурсы, вечера и фестивали духовной поэзии, издаются специализированные газеты, журналы и альманахи.

Жизнь, словом, кипучая, позволяющая говорить о том, что, с одной стороны, публичное обнаружение своей религиозности стало своего рода литературной модой, а с другой, сам эпитет «духовный» стал оценочным, заведомо повышающим акции того или иного автора и столь же заведомо снимающим с обсуждения (как и в случае авангарда) вопрос о его таланте и мастерстве.

А между тем духовная поэзия – явление вполне конкретное, определяемое ясными признаками и восходящее в русской традиции к фольклору, к тем эпическим и лиро-эпическим песням религиозного содержания, что исполнялись, как правило, нищими слепцами – каликами перехожими. У духовной поэзии есть и ориентир – литургические песнопения, которые, – как отмечает архимандрит Рафаил (Карелин), – «нельзя отнести к какому-либо известному нам виду искусства. Это особая поэзия, которая отличается от поэзии мирской – лирики, эпоса и драмы – не только содержанием, но и формой, и языком. В священной поэзии отсутствуют яркие, как бы кричащие краски. Там нет эмоциональных взрывов, лирической грусти или натурализма в изображении человеческих страданий и царящего в мире демонического зла. Круг ее изобразительных средств сознательно ограничен, в ней нет того, что мы назвали бы эстетизмом. Эта поэзия не дает человеку душевного наслаждения. В ней отсутствует, из нее как бы вычеркнуто и выброшено все то, что делает привлекательной и чарующей поэзию мирскую: отсутствуют душевно-ассоциативные связи, неожиданные сравнения и метафоры, которые являются скрытыми парадоксами поэзии, страстные и яркие образы, от которых душа напрягается, как струны скрипки, во внезапном порыве чувств. ‹…› Неверующему человеку эта поэзия чужда, она не вызывает отголосков в его душе, он, и слушая, не слышит ее. Для него она сливается, как звуки прибоя, в монотонный гул. ‹…› Душа, которая ищет разнообразия внешних впечатлений, которая ищет театральных эффектов для удовлетворения своих страстей, не может почувствовать и понять красоту церковных песнопений, услышать в них тихий голос благодати. Для нее они так и останутся закрытой книгой».

Сказано так хорошо и так точно, что читатель, думается, не пожалеет о своем знакомстве с этой обширной выпиской. Тем более, что нам и добавить к ней особенно нечего. Кроме разве лишь указания на то, что к духовной поэзии, в строгом смысле этого термина, мы тем самым сможем отнести совсем не многое и из национальной классики, и из современной стихотворческой практики. Но в любом случае, вне всякого сомнения, должен быть учтен литературный опыт Сергея Аверинцева, который в предисловии к своей последней книге «Стихотворения и переводы» (СПб., 2003) специально подчеркнул, что его стихи – не вполне стихи и что он мечтал бы уйти от авторства, раствориться в анонимности или скрыться под псевдонимом. Об этом же свойстве поэзии С. Аверинцева, отмечая «внеличность» его духовных стихов, «из которых изъят максимум «душевного”», – пишет и Данила Давыдов, – свидетельствуя: «Его поэзию сложно назвать религиозной (подобно стихам Ольги Седаковой, например). То, о чем эти стихи, для Аверинцева заведомо выше стихосложения, которое, тем не менее, дисциплинирует и учит смирению».

Можно предположить, что именно эта преднамеренная формульность, апсихологизм и эмоциональная сухость стали причиной, по которой опыты С. Аверинцева были с недоумением встречены профессиональной критикой, а читателями стихов оценены, – по словам Бориса Колымагина, – как всего лишь «парадоксальный комментарий к его научным сочинениям». Еще меньше внимания досталось прозаику Юрию Куранову, который в последние годы жизни писал и (под псевдонимом Георгий Гурей) издавал свои духовные стихи, так же, как и С. Аверинцев, подчеркивая их косвенное, впрочем, отношение к собственно поэзии: «Когда я стал верующим, мне захотелось писать четверостишия, потому что ими очень точно можешь что-то выразить из состояния душевного. Я попросил Господа: Господи, дай мне силы и возможности писать четверостишия. И месяцев через восемь я начал писать эти четверостишия. ‹…› И я не рассматриваю эти стихи как литературное творчество, я их рассматриваю как послушание».

Такое авторское самоумаление, как и вообще умаление творческого начала в духовных стихах, превращает их в явление, маргинальное для художественной словесности. Что в принципе не исключает прикладного потенциала современной духовной поэзии, совершенно, правда, не востребованного пока Русской Православной Церковью. Хотя и тут есть исключения: Б. Колымагин, например, вспоминает, как в общине священника Георгия Кочеткова «не совсем поэтичные», с точки зрения критика, «псалмы в переводах Аверинценва пели во время службы, и они звучали совершенно нормально, то есть проникновенно, как и положено».

См. МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА; ПРАВОСЛАВНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ПРИКЛАДНАЯ ЛИТЕРАТУРА; ФОРМУЛЬНОЕ ПИСЬМО

Следующая глава >>

«Стыдливость» художественной формы и ее духовная природа.

«Стыдливость» художественной формы и ее духовная природа. По универсальности охвата жизни поэзией, по полноте и целостности восприятия мира русская литература XIX века озадачивала западноевропейских писателей-современников. Она напоминала им о творцах эпохи

Поэзия

Поэзия Евгений Абрамович Баратынский (1800–1844) Евгений Абрамович Баратынский родился в 1800 году в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 году будущий поэт поступил в Петербургский пажеский корпус, однако через четыре года был из него исключён за

Поэзия Яков Лазаревич Аким (1923–2013) Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря 1923 года в городе Галич. Это маленький городок недалеко от Костромы. Когда Акиму было 10 лет, семья переехала в Москву. В мае 1941 году Яков Аким окончил девятый класс и поехал вожатым в пионерский лагерь,

Поэзия Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец выслужился до председателя уездной земской управы. Мать была образованной женщиной, она и ввела сына в

Поэзия Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) Жуковский Василий Андреевич родился в 1783 году в Тульской губернии. Из тульского пансиона был отчислен за неуспеваемость. Но в 14 лет Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион, который окончил с

Поэзия Валентин Дмитриевич Берестов (1928–1998) Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время войны, в эвакуации в Ташкенте,

Поэзия Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии.Из тульского пансиона был отчислен за неуспеваемость. Но в 1797 году 14-летний Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион, который окончил с

Поэзия Константин Дмитриевич Балмонт (1867–1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в июне 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец выслужился до председателя уездной земской управы. Мать была образованной женщиной, она и ввела сына в мир

РОК-ПОЭЗИЯ

РОК-ПОЭЗИЯ Теперь произведения рок-поэтов можно не только слушать, но и читать. Собрано, текстологически выверено и прокомментировано наследие Майка Науменко, Виктора Цоя, Александра Башлачева и Янки. Многократно переизданы Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич,

САУНД-ПОЭЗИЯ, ЗВУЧАРНАЯ И СОНОРНАЯ ПОЭЗИЯ

САУНД-ПОЭЗИЯ, ЗВУЧАРНАЯ И СОНОРНАЯ ПОЭЗИЯ от лат. sonorus – звучный и англ. sound – звук, звучание.Один из видов актуального творчества, состоящий в соединении поэзии не с изображением, как в случае с визуальной поэзией, но со звуком. Первые упоминания об экспериментах такого

ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ

ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ Предостережем от распространенных заблуждений. Университетская поэзия – это отнюдь не общее название для стихов дипломированных филологов и уж тем более профессоров, так что Михаила Панова, Сергея Аверинцева, Вячеслава

II. Духовная практика, синергийная антропология и проект Фуко

II. Духовная практика, синергийная антропология и проект Фуко В числе прочего, Фуко был главным проводником аскетических ценностей и понятий среди крупнейших интеллектуалов нашего времени. В данном разделе нам предстоит провести сопоставление проекта практик себя с

Поэзия Троица Ещина / Шкарин / Лизогуб – увы, составляет не весь этот раздел. В итоге имеем и такие поэтические откровения, как «Мой самый главный человек / сопит тихонечко в кроватке, и время замедляет бег, / запутавшись в пижамной складке…» (Виктор Коноплёв), «…О, как мне

Глава седьмая Духовная драма

Глава седьмая Духовная драма 1″Мертвые души» явились крупнейшим событием в писательской судьбе Гоголя и совпали с очень важными процессами, вызревавшими в общественной жизни России.Это было бурное чрезвычайно интересное время в истории страны. Оно отмечено серьезным

Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры

Духовная и анакреонтическая ода как лирические жанры Для ранней русской поэзии XVIII в. сам термин «ода» (в переводе с греческого – «песнь») был родовым понятием, обозначавшим лирическое произведение вообще. Жанровая принадлежность произведения определялась эпитетом к

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *