Духовная семинария Казань

Казанская духовная академия — высшее духовное учебное заведение Российской империи, располагавшееся в Казани. Существовало в 1797—1818 и 1842—1921 годы.

История

Духовные школы в Казани в XVIII веке

Основанная в 1723 году в Казани, архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 году в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки. В силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.

Казанская духовная академия (1797—1818)

Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовно-учебного заведения был поставлен ещё в конце XVIII века. Дело в том, что Казань уже в то время получила значение центра религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а Казанская духовная семинария получила настолько значительное развитие, что её приравнивали к Киевской и Московской академиям; к тому же на практике сказалось неудобство управления из далёкой по условиям сообщений того времени Москвы духовно-учебными заведениями восточной России. В видах всего этого Казанская духовная семинария указом от 18 декабря 1797 году была переименована в академию.

Для пополнения образования воспитанники академии посещали Казанский университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии.

Таково было происхождение так называемой старой казанской духовной академии, просуществовавшей до 1818 года. Совершившееся в царствование Императора Александра I (в 1808 и 1810 годах) преобразование духовно-учебных заведений, по плану которого в России предполагалось сохранить все существовавшие в то время четыре духовные академии, в том числе и казанскую, Казани, однако, не коснулось. Без достаточных материальных средств и без достаточных сил преподавательских эта старая академия влачила своё более нежели скромное существование.

21 сентября 1818 года Казанская Духовная академия была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус академии только у трёх высших духовных школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Возрождение Казанская духовная академии в 1840-е годы

Отдаленность Казани от других центров духовно-религиозного просвещения, а в особенности важное значение этого города в миссионерском отношении к концу 1830-х годов снова выдвинули вопрос о необходимости учреждения здесь высшего духовного учебного заведения, которое могло бы сделаться центром духовного просвещения и приготовления миссионеров для всего восточного края и Сибири. Особенно горячо взялся за осуществление этой идеи тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Протасов.

25 мая 1842 года состоялось Синодальное предположение об учреждении в Казани духовной академии на 60 воспитанников, которое и удостоилось Высочайшего утверждения, а 30 июня 1842 года воспоследовал и Высочайший именной указ об учреждении в Казани духовной академии.

По сношению графа Протасова с казанским архиепископом Владимиром и с военным губернаторам Шиповым, немедленно же преступлено было к избранию места для сооружения здания академии, которое и было выбрано на Арском Поле, за военным госпиталем и против урочища, известного под названием «Русской Швейцарии». Составлен был избирательный комитет, объявлены торги на поставку материалов и на производство работ, и 8 мая 1845 года состоялась торжественная закладка нынешнего здания академии.

Казанскую духовную академию решено были открыть, не дожидаясь окончания постройки проектированного для неё собственного здания на Арском Поле, и на первое время новое учебное заведение приютилось в помещениях Спасо-Преображенского монастыря, в стенах которого 8 ноября 1842 года и состоялось торжественное открытие академии — день, который впоследствии являлся днём ежегодного торжественного академического акта.

В комплект студентов академии в первый год существования её зачислено было 33 воспитанника, в числе которых находились покойный директор местной учительской семинарии, известный миссионер Николай Ильминский и протоиерей Александр Владимирский (профессор богословия в казанском университете, а затем ректор академии) — студенты первого выпуска 1846 года.

Общий строй академической жизни определялся уставом 1814 года, общим для всех духовных академий; отличительную черту составляло вызванное местными потребностями преподавание языков турецко-татарского, арабского, монгольского и калмыцкого.

В Спасо-Преображенском монастыре академия пробыла менее года; в 1843 году под помещение её наняты были верхние два этажа только что отстроенного после пожара каменного дома купца Мельникова, на Большой Проломной улице.

Здание духовной академии, заложенное на Арском Поле, строилось и отделывалось в течение трёх лет, и только летом 1848 года казанская духовная академия переведена в новое, собственное, помещение, в котором 8 ноября этого года уже праздновала обычный годичный акт свой.

Казанская духовная академия во второй половине XIX века

В 1854—1855 годы, в период правления архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова), в академии были открыты миссионерские отделения, направленные на просветительскую работу в среде старообрядцев («противораскольничье»), мусульман («противомусульманское»), буддистов («противобуддийское»), а также марийских и чувашских язычников.

В 1855 года на хранение в Казанскую духовную академию была сдана выдающаяся библиотека Соловецкого монастыря, когда Соловецкой обители угрожала вошедшая в Белое море английская эскадра. В дальнейшем эта библиотека, заключающая в себе множество важных в научном отношении рукописей, так и осталась при академии, послужив членам её материалом для целого ряда ценных ученых трудов и монографий, не говоря уже о предпринятом академиею научном описании сокровищ этой библиотеки. Заслуживает внимания и фундаментальная библиотека академии, отличающаяся своею полнотою и, в особенности, образцовым устройством и порядком.

С 1855 года казанская академия издавала и свой собственный учёный журнал — «Православный Собеседник», за время существования которого там было опубликовано немало материалов и исследований по богословским, историческим и словесным наукам.

По уставу 1884 года в академии Казанской полагается группа предметов миссионерских, подразделяющаяся на отделы татарский и монгольский.

В 1892 году академия праздновала 50-летие своего существования; к этому торжеству профессором её Петром Знаменским была изготовлена обширная и обстоятельная история этого учебного заведения.

Казанская духовная академия в XX веке

В августе 1917 года Казанская духовная академия была выселена Временным правительством из здания на Арском поле. В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.

В 1917—1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлёвской).

Перед угрозой прекращения существования Казанской Духовной академии её совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 году профессор Константин Харлампович писал Николаю Глубоковскому, что «Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно». Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем.

В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы. О состоянии, в котором академия оказалась к началу 1919 года, её последний ректор, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), писал: «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии».

В марта 1921 года был арестован ректор академии епископ Анатолий (Грисюк) и 20 её преподавателей. В ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.

Попытки возрождения

В июне 2014 года новый ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) рассказал, что есть благословение Патриарха Кирилла всесторонне изучить вопрос о возрождении Казанской духовной академии, отметив, что предпосылки для возрождения академии существуют.

Прибывший в июле 2015 года в Казань митрополит Феофан (Ашурков) заявил о желании возродить Казанскую духовную академию:

Это не только моё желание, это наша церковная боль, что мы до сих пор ещё не возродили Казанскую духовную академию, которая действительно занимала особое место в жизни не только Русской Православной Церкви, не только в научном сообществе, но, я бы сказал, и на межправославном, международном уровне. Поэтому очень важно возродить и прерванную традицию, и духовную жизнь, и научную деятельность, и, как вы говорите, педагогическую, просветительскую. <…>

Уже сейчас, поскольку существует духовная семинария с магистратурой, нужно готовить и профессорско-преподавательский состав путём отбора. Ведь в Казани довольно серьёзная научная школа. И есть очень толковые профессора, преподаватели, научные сотрудники, которые с энтузиазмом восприняли весть о возможном возрождении Казанской духовной академии. И у нас ведь есть уже выкристаллизованная профессура: Московская, Санкт-Петербургская академии, Свято-Тихоновский университет. Есть уже ядро научного сообщества в Церкви. И, наверное, столицам придется и поделиться, чтобы кто-то из профессуры приехал к нам на постоянное место жительства. Что при сегодняшних коммуникационных средствах, в том числе и передвижения, не будет большой проблемой.

Ректоры

Инспекторы

Преподаватели

Профессора

  1. Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1808 — 1816)
  2. Воскресенский Иван Степанович (1809 — 1837)
  3. Григорьев Василий Дмитриевич (1809 — 1841)
  4. Холмогоров Михаил Семенович (9 октября 1842 — 1845 )
  5. Беневоленский Андрей Игнатьевич (16 сентября 1844 — 26 апреля 1857 )
  6. Серафим (Протопопов) (11 июля 1851 — ?)
  7. Вениамин (Благонравов) (21 апреля 1857 — 21 января 1858)
  8. Гвоздев Иван Петрович (1857 — 1873)
  9. Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
  10. Малов Евфимий Александрович (1863 — ?)
  11. Добротворский Иван Михайлович (12 ноября 1864 — 27 апреля 1865 )
  12. Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
  13. Гренков Александр Иванович (7 ноября 1867 — ?)
  14. Владимирский Александр Поликарпович (1871 — 1886)
  15. Красин Михаил Яковлевич (? — 1877)
  16. Будрин Евлампий Андреевич
  17. Беляев Николай Яковлевич (1879 — 1885)
  18. Снегирев Вениамин Алексеевич (5 октября 1841 г. — 1889)
  19. Миротворцев Василий Васильевич
  20. Богородский Яков Алексеевич (1882 — ?)
  21. Гусев Дмитрий Васильевич (1885 — ?)
  22. Бердников Илья Степанович (1885 — 1895, с 1895 — сверхштатный)
  23. Гренков Александр Иванович
  24. Богословский Михаил Иванович (21 января 1886 — 3 июля 1915)
  25. Машанов Михаил Александрович (1887 — 1910, с 1910 — сверхштатный)
  26. Гусев Александр Федорович (8 марта 1889 — июль 1902)
  27. Волков Андрей Кононович
  28. Некрасов Александр Александрович
  29. Виноградов Николай Петрович (12 декабря 1894 — 3 марта 1908) и/д
  30. Попов Алексей Васильевич (1895 — 9 ноября 1909)
  31. Несмелов Виктор Иванович (14 декабря 1895 — 1920)
  32. Нарбеков Василий Андреевич (1897 — ?)
  33. Потехин Александр Николаевич
  34. Царевский Алексей Александрович
  35. Юнгеров Павел Александрович
  36. Писарев Леонид Иванович (1899 — ?)
  37. Благовидов Федор Васильевич (10 июля 1899 — не ранее 1911)
  38. Родников Николай Павлович (1902 — 1912)
  39. Дружинин Алексей Иванович (5 апреля 1902 — не ранее 1 октября 1915)
  40. Керенский Владимир Александрович (1902 — 1917)
  41. Протопопов Василий Иванович (19 декабря 1904 — не ранее 1918)
  42. Петров Николай Васильевич (1908 — 1921)
  43. Григорьев Константин Григорьевич
  44. Покровский Иван Михайлович (1908 — 1921)
  45. Виноградов Николай Петрович (3 марта 1908 — ноябрь 1910)
  46. Пономарёв Павел Петрович (19 августа 1909 — ?)
  47. Анастасий (Александров) (1910 — ?)
  48. Полянский Евлампий Яковлевич (1910 — ?)
  49. Писарев Николай Николаевич (29 сентября 1910 — ?)
  50. Григорьев Иван Федорович (14 января 1913 — ?)
  51. Терновский Сергей Алексеевич (? — 1916)
  52. Касторский Александр Петрович (? — 1921)
  53. Лапин Павел Дмитриевич (1914 — ?)
  54. Васильевский Михаил Николаевич (4 ноября 1915 — ?)
  55. Катанов Николай Федорович (1915 — ?)
  56. Иванов Михаил Григорьевич (1916 — ?)
  57. Лебедев Александр Васильевич (1916 — 1921)
  58. Коблов Яков Дмитриевич (1917 — 1918 )

Доценты

  1. Ивановский Николай Иванович (1869 — 25 октября 1913) с 17 марта 1896 — сверхштатный
  2. Остроумов Николай Петрович (1870 — 1877 )
  3. Милославский Петр Алексеевич (? — 1884)
  4. Богословский Михаил Иванович (2 ноября 1871 — 21 января 1886)
  5. Машанов Михаил Александрович (с 1878 — приват-доцент, 1884 — 1885 и/д, 1885 -1887)
  6. Юнгеров Павел Александрович (с 21 октября 1879 — приват-доцент , ? — ?)
  7. Говоров Алексей Васильевич
  8. Виноградов Николай Петрович (19 августа 1881 — 1884, 1884 — 12 декабря 1894 и/д)
  9. Попов Алексей Васильевич (1884 — 1895)
  10. Царевский Алексей Александрович
  11. Красносельцев Николай Фомич (? — 1889)
  12. Гусев Александр Федорович (1887 — 8 марта 1889)
  13. Волков Андрей Кононович
  14. Потехин Александр Николаевич
  15. Несмелов Виктор Иванович (30 октября 1888 — 14 декабря 1895)
  16. Нарбеков Василий Андреевич (1889 — 1897) до 1890 — и/д
  17. Благовидов Федор Васильевич (1 марта 1892 — 1899)
  18. Иннокентий (Ястребов) (1893 — ?) до 1898 — и/д
  19. Попов Иван Васильевич (1893 — 1912) до 1898 — и/д
  20. Писарев Леонид Иванович (1895 — 1899) до 1896 — и/о
  21. Керенский Владимир Александрович (1895 — 1902)
  22. Покровский Иван Михайлович (1896 — 1908) до 1898 — и/д
  23. Родников Николай Павлович (1898 — 1902)
  24. Дружинин Алексей Иванович (13 сентября 1896 — 5 апреля 1902) до 30 ноября 1900 — и/д
  25. Протопопов Василий Иванович (1899 — 19 декабря 1904)
  26. Пономарёв Павел Петрович (1900 — 19 августа 1909)
  27. Петров Николай Васильевич (1900 — 1908)
  28. Писарев Николай Николаевич (1902 — 29 сентября 1910) до 1904 — и/д
  29. Полянский Евлампий Яковлевич (1905 — 1910) до 1907 — и/д
  30. Григорьев Константин Григорьевич
  31. Афанасий (Малинин) (1910 — ?)
  32. Григорьев Иван Федорович (1910 — 14 января 1913)
  33. Курганов Федор Афанасьевич (1910 — ?)
  34. Амфилохий (Скворцов) (16 августа 1911 — ?)
  35. Иванов Михаил Григорьевич (1911 — ?) до 1915 — и/д
  36. Лапин Павел Дмитриевич (1911 — 1914)
  37. Васильевский Михаил Николаевич (1911 — 1915) и/д
  38. Варсонофий (Лузин) (1912 — 1921) до 1919 — и/д
  39. Касторский Александр Петрович (1912 — ?) до 1914 — и/д
  40. Суханов Валентин Васильевич (? — 17 апреля 1921) и/д
  41. Катанов Николай Федорович (1912 — 1915)
  42. Лебедев Александр Васильевич (24 октября 1914 — 1916) и/д
  43. Васильев Яков Васильевич (1916 — сентябрь 1918) и/д
  44. Воронцов Александр Александрович, священник (+ 1919) и/д

Известные выпускники

Полный список выпускников КазДА→

КАЗАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

ДУХОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР НА 2020/21 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Обеспечивает подготовку к поступлению на бакалавриат пастырско-богословского отделения. Принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие полное среднее или высшее образование.

Форма обучения — очная Срок обучения — 1 год

ПАСТЫРСКО-БОГОСЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

  • Бакалавриат осуществляет подготовку священнослужителей, церковнослужителей и церковных работников. Принимаются выпускники подготовительного отделения, а также лица мужского пола, имеющие полное среднее, среднее профессиональное или высшее образование.

Форма обучения — очная, заочная

Срок обучения — 4 года (очная форма обучения);5 лет (заочная форма обучения)

  • Магистратура обеспечивает подготовку преподавателей духовных учебных заведений, церковных специалистов в области православного богословия. Обучение ведется по профилю «История Церкви». Принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте от 21 года до 35 лет, имеющие высшее духовное или светское образование (бакалавриат, специалитет).

Форма обучения — очная

Срок обучения — 2 года

РЕГЕНТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Готовит регентов церковных хоров, певчих, псаломщиков и преподавателей. Обучение музыкальным предметам обеспечивает кафедра церковно-певческих и музыкальных дисциплин.

На отделение принимаются лица православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие полное среднее образование. Приветствуется наличие музыкального образования.

Форма обучения — очная Срок обучения — 4 года

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На отделение принимаются лица православного вероисповедания, имеющие полное среднее или высшее образование, по рекомендации правящего архиерея, благочинного или настоятеля храма.

  • Программа «Подготовка церковных специалистов в сфере приходского просвещения (единый профиль)».

Форма обучения — очно-заочная

(два учебных дня в неделю в вечернее время).

Срок обучения — 3 года

  • Программа «Подготовка певчих и псаломщиков».

Форма обучения — очно-заочная

(два учебных дня в неделю в вечернее время).

Срок обучения — 2 года

  • Программа «Подготовка православных экскурсоводов»

Форма обучения — очно-заочная

(два учебных дня в неделю в вечернее время).

Срок обучения — 2 года

2 и 3 ноября 2018 года в Казанской духовной семинарии состоялась XVII Всероссийская (с международным участием) научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

В этом году конференция посвящена 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь, 80-летию кончины священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского (†1938), и 20-летию возрождения Казанской духовной семинарии.

На пленарных заседаниях конференции выступили ведущие специалисты по истории Церкви, богословию, религиоведению, религиозной философии и иконоведению, сообщает сайт Казанской духовной семинарии.

Пленарное заседание 2 ноября открыл доклад «Антропологические воззрения блаженного Августина в исследованиях профессоров и выпускников Казанской духовной академии (1870-1910-е гг.)», который сделала Н.Ю Сухова — доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Русской Православной Церкви, заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва).

Далее с докладом на тему «Синтез православной агиологии и светской медиевистики в книге Г.П. Федотова «Святые Древней Руси»» выступил доктор богословия, член богословско-канонической комиссии при Синоде Украинской Православной Церкви, преподаватель Одесской духовной семинарии протоиерей Димитрий Предеин.

Третий доклад представил доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ К.М. Антонов, выступивший с сообщением «Психология религии в духовных академиях в дореволюционной России».

В завершение первого пленарного заседания кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии Л.А. Армеева представила сообщение об основных тенденциях и проблемах развития современного церковного искусства.

На пленарном заседании 3 ноября выступили: доктор богословия, кандидат теологии, декан Богословского факультета ПСТГУ, заведующий кафедрой практического богословия протоиерей Павел Хондзинский; доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, профессор кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.Р. Фокин; кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований, член русской команды Кестонского института (Keston Institute, Oxford), сотрудник проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», заместитель главного редактора журнала общественно-политических исследований Института Европы РАН «Современная Европа» Р.Н. Лункин.

В тот же день в Казанской духовной семинарии прошли научно-просветительские чтения «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», организаторами которых выступили Казанская епархия, Министерство культуры Республики Татарстан, мэрия города Казани и Казанский (Приволжский) федеральный университет.

В рамках чтений прошли три секционные заседания: «Духовные аспекты явления и почитания чудотворного Казанского образа Божией Матери во граде Казани» (Казанская духовная семинария), «Культурно-историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» (Казанский федеральный университет) и «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» (Государственный музей изобразительных искусств РТ).

На пленарном заседании чтений прозвучали приветствия главы Татарстанской митрополии, ректора Казанской духовной семинарии митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, председателя Патриаршего совета по культуре митрополита Псковского и Порховского Тихона, министра культуры Республики Татарстан И.Х. Аюповой, проректора Казанского федерального университета Л.Н. Латыпова. Со словами приветствия к участникам также обратились ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий и заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе. В президиуме присутствовали гости чтений: архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий.

Пленарное заседание завершилось отчетом руководителей секционных заседаний и принятием итоговой резолюции чтений, в которой подчеркивается особое значение Казанской иконы Пресвятой Богородицы для истории и культуры России, а также необходимость дальнейшего изучения богословских и историко-культурных аспектов явления Казанского образа Божией Матери.

В завершение пленарного заседания было принято решение направить обращение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в поддержку деятельности Его Святейшества по сохранению единства мирового Православия.

Участники мероприятия также отметили высокий уровень его организации.

Резолюция чтений «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»

Обращение участников чтений к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *