Духовные потребности удовлетворяет

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека.

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.
В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают. Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире.

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери духовной культуры как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты личности.

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru — Статьи на тему «Театр, спектакли»

Статья «Удовлетворение души» написана копирайтером Flarenskaya.

Как часто наша душа, нуждается в эмоциях, которые способны проникнуть в наше сердце и наполнить его желанием биться сильнее. Каждый день, мы можем проходить мимо театра , бросать взгляды на афиши и задавать себе вопрос : «почему бы не сходить в театр?».

Театр, — это место, где замедляется жизнь, отстраняются все проблемы и заботы и человек с легкостью проникает в мир фантазии. В мир, где можно, наблюдать со стороны за обществом, за происходящими событиями с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. А самое интересное, что мы можем увидеть себя и свои действия со стороны. Игра актеров на сцене может помочь нам определить, на сколько правильны наши мысли и их последствия.

Не раз, покидая стены театра, мы ощущает прилив желания творить добро. Мы словно хотим расправить свои крылья и лететь за наградами которые жизнь приготовила для каждого любящего и ценившего ее человека.

Давайте не будем забывать про источник изобилия для нашего духовного мира. Посещая театр, мы даем волю нашим эмоциям и чувствам. Мы не даем сердцу закаменеть, мы даем себе возможность жить на полную.

Автор Таня Хохлова в 02.07.2019. Опубликовано Психология

Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники Pinterest

Человеку очень часто чего – то не достает, чтобы ощутить себя счастливым в полной мере.

Одним не хватает дорогого автомобиля, другим домика у моря. Но добиваясь заветной цели, человек не ощущает удовлетворения, и все равно ощущает себя несчастным и опустошенным.

Духовные потребности

В случае, если ваша мечта – заработать большую сумму денег, поинтересуйтесь у успешных и богатых людей, чувствуют ли они себя счастливо? Вероятно большая часть этих людей ответит, что они несчастны. И причина здесь не только в том, каким способом человек добыл необходимую сумму и как использует свои накопления.

Еще с древних времен философы пытались найти истинный смысл счастья, утверждая, что оно находится ближе, чем, кажется. Природа наших истинных потребностей берет начало в духовном совершенствовании.

Основная черта духовных потребностей в том, что они представляют собой высшую потребность отдельно взятого человека и имеют большое значение для основного числа людей. Степень развитости духовных потребностей — самое важное в личности человека.

Каждый из нас стремится к самореализации, определению смысла и познанию мира. Эти желания можно отнести к духовным потребностям. Очень важно, чтобы ценности, необходимые человеку, были для него достижимы.

Виды духовных потребностей

Многие аспекты человеческой жизни напрямую связаны с духовными потребностями, наиболее тесную связь можно наблюдать с социальной, политической и юридической сферами жизни индивида. Развитие духовных ценностей помогает личности расширять мировосприятие и тренировать положительные социальные качества.

Удовлетворение духовных потребностей тесным образом связанно с внутренним состоянием гармонии и умиротворения.

Можно выделить различные виды духовных потребностей. К ключевым можно отнести:

  • потребность в творчестве;
  • стремление к признанию и самовыражению, самоутверждению;
  • стремление к приобретению знаний познанию окружающего мира;
  • изучение произведений искусства.

Под духовными потребностями обычно понимается стремление личности к совершенствованию, как себя, так и мира вокруг себя, желание удовлетворить чувство прекрасного.

Взаимодействие с реальностью вокруг индивида происходит не только благодаря действиям отдельно взятого человека, но и осуществляется социальной общностью, именно поэтому выделяются различные духовные потребности отдельной личности и общества в целом.

Под духовной потребностью личности понимается психическое свойство организма. Данное состояние особенно ощущается в тот период времени, когда материальные блага больше не приносят желаемого удовлетворения и личность стремится к удовлетворению нравственных потребностей.

Духовный человек постоянно стремится к улучшению собственной личности, развитию нравственных качеств и творческого потенциала.

Выделяют ценности, при развитии которых возможно достигнуть высокого уровня духовных потребностей.

Духовность – это неизменное движение к своему самосовершенствованию и саморазвитию. В таком устремлении наилучшими инструментами достижения духовных потребностей становятся три главных человеческих ценности:

  • Доброта. Под данным понятием подразумевается общая оценка деяний индивида, противопоставляется злу.
  • Красота. Комплекс различных личностных качеств, доставляющих наслаждение и моральное удовольствие человеку, привлекательны на слух и вид.
  • Истина. Под истиной понимается отношение личности к окружающей реальности, без иллюзий, приукрашивания. Нахождение в той действительности, которой она является.

Самое главное богатство человека – духовный мир. Основное личностное достижение скрывается не только в достижении удовлетворения духовных нужд, но и использование духовного потенциала для пользы другим.

Духовность общества включает в себя объединение потребностей большого количества человек. Сфера духовной жизни общества содержит в себе общие потребности и возможности их удовлетворения.

Благодаря совершенствованию духовных потребностей появились такие направления жизни как эстетика, нормы и правила, моральные устои, искусство, научное знание, творческое начало, философия и религия. Недостаток духовности можно компенсировать воспитанием и самовоспитанием, образованием.

Развитие духовных потребностей общества — отражение устремления к идеализированному мировосприятию. Так же к данным потребностям относятся стремление к прекрасному, стремление к истине и справедливости, противоборство добра со злом, тем самым общество выражает свое отношение к окружающей реальности.

Удовлетворение духовных потребностей

Духовные потребности начинают формироваться уже в детском возрасте. В этот период события воспринимаются более ярко и красочно детским сознанием. Именно поэтому для родителей особенно важно закладывать эстетические и духовные качества еще с раннего возраста.

Благодаря развитиям духовных качеств ребенок не только развивается духовно, но и учится позитивно взаимодействовать с окружающим миром.

В подростковом возрасте ему будет намного легче пережить кризис, установить правильные моральные устои. Духовное развитие придает личности силы для преодоления трудностей и невзгод.

Удовлетворить духовные потребности можно различными методами:

  1. Общаться с природой. Для некоторых выезд на дачу воспринимается как мучение, не приносящего удовлетворения. Попытайтесь отдохнуть от городской суеты и отправиться на природу, расслабьтесь и полюбуйтесь закатом, вдохните чистый лесной воздух, пройдитесь по вытоптанным тропкам.
  2. Окунитесь в мир искусства. Определите для себя интересующее направление и попробуйте изучить его с разных сторон. Для удовлетворения духовных потребностей посетите театр, концерт любимой группы, отправьтесь в галерею или сходите в кино.
  3. Слушайте себя. Прислушиваясь к внутреннему голосу можно получить много полезной информации. Найдите время на диалог с собой, окунитесь собственные мысли. Постарайтесь ответить себе на вопрос: «Что я хочу?».
  4. Проводите время с животными. Общение с живой природой способно поднять настроение и зарядить позитивными эмоциями.

Даже в удовлетворении простых потребностей может скрываться путь к гармонии и душевному равновесию. Удовлетворение духовных потребностей поможет открыть личностный потенциал, отвлечет от обыденности, поможет справиться со стрессом.

X. ДУШЕВНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Исчезновение кабельной флотилии вызвало в Англии множество различных толков. Упорно поговаривали о том, что «Грейт Истерн» якобы переломился на океанской волне и затонул со всем экипажем. Эти слухи, явно рассчитанные на то, чтобы бросить тень на качество конструкции корабля-гиганта, не могли, конечно, волновать умершего шесть лет назад Брюнеля. Однако они вызвали бурные споры на страницах лондонской «Таймс» и угрожали авторитету Проекта. Чтобы прекратить их, Телеграфная компания созвала чрезвычайное собрание, на котором не только заявила о своей уверенности в успешном ходе работ кабельной флотилии, но и высказала решимость начать в скором времени новые работы по прокладке второй трансатлантической телеграфной кабельной линии.

То был рискованный приём, но он полностью оправдал себя. В это же время далеко в океане, на «Грейт Истерне», делалось всё возможное, чтобы не расстроить планы предприятия.

Около 6 часов утра второго августа, находясь в кабельном тенксе, Сайрус Филд услышал неприятный скрежет металла и одновременно крик рабочего: «Опять проволока»! Моментально сообразив, в чём дело, Филд отдал распоряжение вахтенному, но, к сожалению, ни судно, ни вытравливающий механизм нельзя было остановить мгновенно. Прежде чем удалось это сделать, повреждённая часть кабеля выскользнула за борт. На сей раз, как показали приборы, кабель не имел короткого замыкания. Он был пригоден к использованию, но не отвечал требованиям спецификации. Профессор Томсон подсчитал, что по нему можно будет передавать до четырёх слов в минуту, а этого достаточно, чтобы окупить стоимость линии. Но главный инженер Кэннинг решил не рисковать. Заказчик мог не принять такой кабель, что привело бы фирму к банкротству.

Во всяком случае, поднятие повреждённого участка на борт было теперь уже привычным делом. За время плавания люди накопили достаточно опыта в таких работах, и Кэннинг не имел оснований сомневаться, что после нескольких часов задержки «Грейт Истерн» вновь продолжит свой путь и закончит прокладку оставшихся 1200 километров кабеля.

Как и прежде, кабель для подъёма на борт занесли на носовую палубу. Пока шла работа, один из матросов обнаружил в тенксе множество мелких кусков бронепроволоки, которые, как шелуха, сыпались с верхних витков уложенного в бухту кабеля. Это открытие моментально изменило ход мыслей: «То, что мы раньше принимали за убийство», — писал Рассел, — на самом деле оказалось «самоубийством»». Металл, из которого была изготовлена броня, оказался очень хрупким и под действием огромной тяжести уложенных друг на друга витков кабеля ломался, как хворост. Никому раньше не пришло в голову испытать кабель именно с этой стороны.

Теперь кабель находился на глубинах порядка 3500 метров (точнее, определить глубину нельзя было, поскольку единственный лот остался на «Сфинксе»), и «Грейт Истерн», обладавший огромной массой и к тому же лежавший в дрейфе, создавал значительную угрозу обрыва наглухо закреплённого на его борту кабеля. С самого начала подъём пошёл неудачно: отказал механизм; затем судно развернуло и кабель стал тереться о борт. Видимо, создалось напряжение больше того, которое он мог выдержать… «Кабель лопнул… Всплеск… И ни одна морщинка на гладкой, залитой солнцем поверхности улыбающегося океана, не указывала теперь место, где утонуло так много надежд…»

«Грейт Истерн», август 1865 годи.

Момент спуска сигнального буя, устанавливаемого над местом обрыва кабеля

Началась тяжёлая борьба с океаном, один на один, борьба, которая несомненно вызвала бы восхищение во всём мире, если бы кто-нибудь мог наблюдать её. Несмотря на то, что «Грейт Истерн» не был снабжён соответствующим оборудованием, Сэмюэль Кэннинг решил выловить кабель, лежащий теперь в пучине Атлантического океана. Однажды его команде уже удалось поднять в Средиземном море кабель с глубины 1260 метров. Но здесь глубина в три раза больше, и успех предприятия был сомнительным. Трудно было рассчитывать на то, что кабель выдержит огромное напряжение, которое возникнет при его подъёме из этой бездны, если его вообще удастся зацепить.

Грапнель — приспособление типа крюка-кошки.

Грапнель с пятью лапами, при помощи которой экспедиция «Беспредельное отчаяние» (так называли её газеты того времени) собиралась выудить свою добычу, стоящую более миллиона, прикрепили к стальному тросу длиной в девять километров и выпустили за борт. Прошло более двух часов, прежде чем это приспособление достигло дна. «Грейт Истерн» зашёл на наветренную сторону, остановил машины и, подняв паруса, медленно дрейфовал в ночном океане. Как отмечает Дьюган, это было грандиозное зрелище: такого большого парусного корабля ещё никогда не видел мир.

Всю ночь грапнель волочилась по дну в кромешной тьме океанской пучины. Рано утром 3 августа крюк за что-то зацепился. Началась расшатывающая нервы работа по выволакиванию на гигантской удочке неизвестной добычи.

Стальной трос, который использовался для поднятия кабеля, был малопригодным для этой работы. Никто не мог предположить, что в ней вообще возникнет необходимость. Трос состоял из двадцати четырёх кусков, соединённых между собой скобами; прочность их, видимо, была недостаточной. Уже около двух тысяч метров троса выбрали на борт, как вдруг одна из скоб не выдержала и вся оставшаяся часть троса вместе с крюком и кабелем, который несомненно сидел на нём, вновь пошла ко дну.

Поднялся туман. Невозможно было определить местонахождение судна. Но в полдень 4 августа солнце, к счастью, вновь появилось. Судно оказалось в 85 километрах от места, где был потерян кабель. Вышли к этому месту и зафиксировали его буем, на установку которого ушло ещё 5500 метров троса. Теперь «Грейт Истерн» мог работать, имея ориентир, без которого место гибели кабеля могло быть легко утеряно.

Последующие два дня стояла неблагоприятная ветреная погода. 7 августа ветер стих, и Кэннинг предпринял вторую попытку найти и поднять кабель. Но, к сожалению, повторились прошлые мучения. Кабель удалось довольно быстро зацепить и почти наполовину поднять над грунтом, но вновь не выдержала одна из скоб. Эта неудача поглотила весь оставшийся корабельный запас троса.

Однако азарт не давал людям покоя. В корабельных кладовых собрали все куски троса, какие только можно было найти, и срастили их. Но начался шторм, продолжавшийся до 10 августа. Когда он кончился, крюк вновь выбросили за борт. Как будто что-то зацепили, но, судя по слабому натяжению троса при подъёме, кабеля на нём не было. Оказалось, что крюк запутался в образовавшейся петле троса и волочился впустую.

Четвёртая попытка была сделана на следующий день — 11 августа. Кабель вновь удалось зацепить.

«Это было уже слишком, — писал Рассел, — стоять рядом и быть свидетелем ужасной борьбы между кабелем, который сейчас быстро поднимался на поверхность, и жестокой, непоколебимой жадностью океана. Не было сомнений в том, что кабель зацеплен и отрывается от своего покрытого тиной ложа… Какая смена надежд и опасений! Некоторые умышленно отвлекали себя каким-нибудь занятием, чтобы не поддаться волнению, заставлявшему возбуждённо биться сердце… Я не выдержал и поднялся на палубу. Было темно и сыро. Взад и вперёд расхаживал я под навесом гребного колеса, с тревогой и надеждой ожидая исхода этого поединка. Минуты казались вечностью. Вдруг — свист и крики: «Останови! Осторожно!» — вывели меня из прежнего состояния. Затем наступила неестественная тишина… Я понял, что всё кончено…

Оборвалась наша последняя надежда. Машины бездействовали, люди стояли неподвижно, как окаменевшие. К проволочному нагромождению, которое устроил «Грейт Истерн» на дне Атлантики, добавилось ещё около четырёх километров троса.

Но вот заработали машины великого корабля-труженика и, поклонившись рассерженному океану, как бы признавая своё поражение, «Грейт Истерн» начал медленно поворачиваться навстречу восходящему солнцу.

На «Грозном» огни просигналили: «Прощайте!». Огни нашего судна печально ответили: «До свидания! Спасибо». Затем каждый корабль пошёл своей дорогой к родным берегам».

Экспедиция 1865 года опять окончилась неудачей. Но теперь уже в возможности проложить трансатлантический кабель нельзя было сомневаться. «Грейт Истерн» доказал, что по своей остойчивости и маневренности он является прекрасным кораблём для выполнения этой задачи; оказалась удачной и конструкция кабеля, если не считать хрупкой брони, которую вполне можно было заменить. Кроме того, что не менее важно, всем стало ясно, что потерянный кабель можно найти и поднять с глубины более трёх километров.

В этом смысле само поражение вселяло веру в победу. Нельзя не восхищаться Сайрусом Филдом и его соратниками, решившими, несмотря на все несчастья, проложить новый кабель, а затем отыскать, поднять кабель этой экспедиции, две трети которого уже протянуты, и завершить его прокладку.

Чтобы обойти некоторые юридические трудности, нужно было создать новую компанию и собрать ещё 600 000 фунтов стерлингов. К началу 1866 года Филду с помощью Дэниэля Гуча и Ричарда Гласса (управляющего «Телеграф Констракшн энд Мейнтененс Компани») удалось это сделать. Свидетельством доверия, которое питала к ним публика, явилось то, что сумма в 370000 фунтов стерлингов, необходимая для организации новой Англо-американской телеграфной компании, была собрана в две недели.

Немедленно заказали 3700 километров нового, усовершенствованного кабеля. Его конструкция была несколько прочнее прежней. Будучи погружённым в воду, кабель обладал ещё более лёгким весом; на этот раз он имел броню из мягкой стальной оцинкованной проволоки.

Произошли также значительные улучшения и на «Грейт Истерне»: устройство для подъёма кабеля установили на корме; был разработан метод непрерывного электрического контроля целости кабеля. Теперь уже не могло быть такого положения, когда повреждение обнаруживается лишь после того, как вытравили несколько километров кабеля. Взамен неудачного троса, не давшего возможности поднять затонувший кабель, запасли не менее 35 километров специального стального троса, который мог выдерживать нагрузку до 30 тонн. Корпус «Грейт Истерна» подвергся крайне необходимой ему очистке. Его днище заросло ракушками слоем в полметра. На бортах развевались длинные усы морских водорослей. Удаление этих морских наростов должно было способствовать увеличению скорости судна, по крайней мере, на пару узлов. Теперь Сэмюэль Кэннинг располагал обновлённым и более приспособленным для прокладочных работ судном. После всех приготовлений 30 июня 1866 года «Грейт Истерн» покинул Темзу.

На этот раз Адмиралтейство смогло дать только один корабль — «Грозный». Тем не менее, в составе экспедиции судов было больше, чем в прошлом году, так как компания зафрахтовала ещё два корабля — «Албани» и «Медуэй». На последнем находилось несколько сот километров прошлогоднего кабеля, а также 185 километров кабеля в более тяжёлой броне для прокладки его по мелководью в заливе Святого Лаврентия (Восточная Канада).

Кабелеукладочная машина на корме «Грейт Истерна»

«Массивный конец берегового кабеля, каждый километр которого весил 5 тонн, — писала «Лондон Ньюс»,- был с помощью понтона из 40 рыболовных ботов уложен на дно бухты Валенсия. На этот раз церемония начала похода разительно отличалась от прежней. В спокойной и почтительной торжественности зрителей было гораздо больше трогательного, чем в бурной весёлости провожавших экспедицию в прошлом году… Старухи в лохмотьях с глиняными трубками во рту; босоногие дети, мальчишки, девчонки; неяркие краски юбок, плащей или рубищ, едва удерживаемых на теле верёвкой».

Таков был вид жителей этого нищенского места. Нетрудно понять их интерес к «волшебной» проволоке, которая уходила к берегам, куда в поисках лучшей доли отправилось так много их земляков.

В пятидесяти пяти километрах от берега, ожидая доставки конца берегового кабеля, стоял великолепный «Грейт Истерн». Как только конец кабеля доставили к судну и подняли на борт, быстрые умелые руки матросов освободили его от защитных покровов, сняли изоляцию, зачистили токопроводящую жилу и тщательно сплели её с жилой основного кабеля. Затем это капризное дитя моря обернули в «пелёнки» — покрыли несколькими слоями гуттаперчи, пеньки и металлической проволоки, а все вместе — просмолённой парусиной. Сросток был готов.

Кабель в процессе прокладки выматывается из одного из трюмов — баков «Грейт Истерна»

Итак, в пятницу, 13 июля 1866 года «Грейт Истерн» вновь направился к берегам Северной Америки. Тем, кому эта дата не нравилась, напоминали, что Колумб отправился на поиски Нового Света тоже в пятницу и открыл его в этот же день недели.

Со скоростью пять узлов шедевр Брюнеля продвигался к намеченной цели. Кабель за его бортом ровной лентой уходил на дно Атлантики. За все 14 дней плавания не произошло никаких происшествий, если не считать небольшой заминки из-за образовавшейся петли кабеля.

В Англии, где каждую минуту знали о делах экспедиции, волнение и уверенность росли день ото дня. Иначе обстояло дело в Соединённых Штатах. Там не имели никаких сведений о происходящем. Да их и не могло быть до тех пор, пока не придут корабли (если это вообще произойдёт). Некоторые всё же ожидали появления кораблей, расположившись на берегу Ньюфаундленда. Но таких было немного.

«Очень свежи были воспоминания о неудаче прошлого похода, — пишет Генри Филд, — и большинство откровенно опасалось её повторения. Однако те, кто верил в успех, несли как бы ежедневную вахту… В пятницу 27 июля, вглядываясь в освещенную восходящим солнцем даль океана, люди увидели на горизонте корабль; взялись за подзорные трубы… Корабль подходит всё ближе и ближе, за ним ещё один и ещё…! Наконец, отчётливо видны очертания «Грейт Истерна». Они идут! В одну секунду на берегу всё приходит в состояние крайнего возбуждения. Вот корабли уже совсем близко. «Албани» и «Грозный» первыми входят в залив. «Медуэй» задерживается, чтобы подсоединить конец берегового кабеля. Затем «Грейт Истерн» спокойно и скромно, несмотря на свой величественный вид, входит в залив и становится на якорь. Как будто ничего не случилось. Как будто не протащил он за собой цепь длиной в три тысячи семьсот километров для того, чтобы соединить Старый Свет с Новым».

Никакое другое название не могло бы больше подойти к месту, где бросили свои якоря корабли экспедиции: Хартс-Контент — по-русски «душевное удовлетворение» — так называлось оно. Это была небольшая, со всех сторон хорошо защищенная бухта, в которой обычно корабли укрывались от непогоды. Она представляла собой часть залива Тринити — длинного рукава протяжённостью примерно 120 километров, окружённого высокими холмами.

27 июля 1866 года. Бухта Хартс-Контент (о. Ньюфаундленд).

Завершение успешной прокладки трансатлантической телеграфной линии —

доставка последних метров 3700-километрового кабеля на берег

Утром в пятницу 27 июля в Нью-Йорк была отправлена первая телеграмма:

«Xартс-Контент, 27 июля. Мы прибыли сюда сегодня в 9 утра. Благодарим господа, всё в порядке. Кабель проложен и работает отлично. Сайрус У. Филд».

(Из-за обрыва кабеля, пересекающего залив Святого Лаврентия, эта телеграмма была доставлена в Нью-Йорк через двое суток, т.е. в воскресенье 29 июля.)

В первый же день кабель «заработал» 1000 фунтов стерлингов. Наконец, океан стал возвращать проглоченные им деньги. Филд был счастлив, но его душевное удовлетворение было неполным. Ни он, ни его коллеги не могли быть спокойны, пока там, в ледяной и тёмной пучине Атлантического океана, в тысяче двухстах километрах от бухты лежит оборванный конец прошлогоднего кабеля…

***

Немного о коренных усовершенствованиях, которым подверглась конструкция кабелей 1865-1866 гг., по сравнению с конструкцией кабелей 1857-1858 гг. Ведь кабель — главное действующее лицо десятилетней трансатлантической телеграфной эпопеи.

Семь лет, с 1858 по 1865, не прошли для кабельной техники даром. Был накоплен и освоен огромный опыт, позволивший в корне изменить конструкцию кабеля, поднять на совершенно новую ступень уровень его производства и испытаний, повысить требования к материалам и к качеству сращивания отдельных строительных длин. За этот период компания «Гутта-Перча» успешно изготовила 44 подводных кабеля общей длиной около 17000 км, а фирма «Гласc, Эллиот и К°» — 30 подводных кабелей.

Был успешно проложен кабель через Средиземное море. Линия длиной 2500 км соединила телеграфом остров Мальту с Александрией. Другая линия, длиной 2250 км, пересекла Персидский залив и явилась последним эвеном телеграфной цепи, соединившей Англию с Индией.

К составлению технических условий на кабель 1865 г. были привлечены научные учреждения. Задачу сформулировали так: изготовить кабель настолько совершенный, насколько способен на это человеческий опыт.

Каковы же существенные различия кабелей 1865-66 и 1857-58 гг? Диаметр семи медных проволок, из которых скручивалась токопроводящая жила, был увеличен с 0,71 до 1,25 мм (каждой). Благодаря этому сечение жилы, а следовательно, и её электропроводность возросли в три раза. Совершенно иначе накладывалась изоляция. Хотя толщина её и осталась практически неизменной, примерно 2,8 мм, она состояла теперь не из трёх, а из четырёх тонких слоев гуттаперчи. Сама токопроводящая жила и каждый слой гуттаперчи покрывались специальным влагозащитным клейким компаундом, так называемой «мастикой Чаттертона», состоящей из трёх частей гуттаперчи, одной части смолы и одной части гудрона.

Изолированный сердечник кабеля обматывался слоем просмолённой пеньки и покрывался бронёй, на сей раз из 10 одинарных стальных мягких неецинкованных проволок диаметром по 2,25 мм. Новым явилось то, что каждая бронепроволока была покрыта слоем пропитанной пеньки до диаметра примерно 8 мм. Делалось это с двоякой целью: во-первых, для защиты стальных проволок от коррозии и, во-вторых, для того, чтобы уменьшить вес кабеля при погружении в воду. Действительно, увеличение на 11 — 12 мм наружного диаметра кабеля лишь незначительно сказалось на повышении его веса, ибо удельный вес самой пеньки (примерно 0,65 г/см3) значительно меньше удельного веса меди (8,9 г/см3) и стали (7,8 г/см3), из которых были сделаны проволоки жилы и брони.

Наружный диаметр кабеля равнялся 28 мм, т.е. почти вдвое превышал диаметр кабеля 1857-1858 гг. Вдвое больше весил новый кабель в воздухе, однако в воде его вес лишь на 20% превышал вес кабеля-предшественника. Благодаря усилению конструкции в целом разрывная прочность кабеля 1865-1866 гг. по сравнению с кабелем 1857-1858 гг. повысилась в два с лишним раза — с 3 до 7 т. Береговые концы кабеля (ирландский длиной 55 км и ньюфаундлендский длиной 9 км) имели усиленную, двойную, броню для защиты от повреждений при трении о камни во время приливов и отливов и от случайных ударов корабельных якорей. Поверх секций глубоководного бронированного кабеля накладывались подушка из пропитанной пеньки и вторая значительно более мощная броня. При этом впервые были введены три варианта брони для кабеля, прокладываемого от береговой станции до места начала укладки основной глубоководной линии: тяжёлая броня, средняя броня и лёгкая броня. Такая градация типов брони подводных кабелей связи принята и в настоящее время.

Наиболее тяжёлая броня в береговом кабеле 1865 г. состояла из 12 пучков, каждый из которых был скручен из трёх стальных проволок диаметром 8 мм. На береговой кабель 1866 г. наложили 10 одиночных стальных проволок диаметром 10 мм. Наружный диаметр этого кабеля (57 мм) был вдвое больше диаметра глубоководного кабеля.

Не совсем полно осветил А. Кларк и начало операций по прокладке трансатлантического кабеля в 1865 и 1866 гг. Оба раза кабель был изготовлен на заводе в Гринвиче. Однако «Грейт Истерн» не мог принять весь груз кабеля, находясь в русле Темзы. Поэтому его поставили в 25 км южнее Темзы в более глубоких водах залива Медуэй. Кабель перевезли на «Грейт Истерн» на вспомогательном судне. Два береговых конца погрузили каждый на свое вспомогательное судно. В частности, ирландский береговой конец прокладывали в 1865 г. «Каролина», а в 1866 г. «Уильям Керри». В бухте Валенсия один конец кабеля со вспомогательного судна при помощи лодочного понтона доставляли на берег и в здании оконечной станции подключали к сухопутной телеграфной сети. После этого вспомогательное судно, удаляясь от берега, укладывало кабель по направлению к «Грейт Истерну», на котором затем производилось сращивание концов обоих кабелей — глубоководного и берегового.

Д. Шарле

Следующая глава >>

ФИЛОСОФИЯ

Е.Ю. Зелинская

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Как сделать духовную культуру потребностью человека? Вот важная пробле-.ма нашего общества. Ведь культура определяет меру человеческого в человеке. Перспектива сегодняшнего дня имеет тенденцию к созданию «рыночной» личности, удовлетворяющей только одному условию: личность должна иметь спрос!? Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья — потреблением, высших идеалов — практицизмом, духовности — сухим рационализмом, — вот реальный путь духовной деградации личности. Массовое бескультурье — причина многих бед. Как возможно при неисчерпаемом потенциале нашей родной культуры духовное обнищание народа? Упадок морали, ожесточенность, рост агрессии и насилия — злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю, некультурный педагог увечит детские души… Почему потребность в духовной культуре не является доминирующей в обществе? Что же такое потребности с точки зрения философии?

Потребности — это побудительные силы человека, «пусковой механизм», стартер в его структуре. Они побуждают человека к деятельности, определяют его мотивации. Потребность определяется как противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека: противоречие между тем, что «есть», и тем, что «надо», между сущим и должным, между реальным и идеальным.

Потребности объективны, то есть возникают и существуют независимо от сознания людей, хотя они могут отражаться, осознаваться в разных субъективных формах, образуя мотивацию деятельности человека: влечения, желания, стремления, хотения, интересы, ориентации, убеждения, цели, программы деятельности. Потребности всегда обусловлены особенностями мировосприятия, воспитания, мировоззрения, внутреннего духовного мира, образуя духовный потенциал

человека. Формирование духовных потребностей возможно лишь на основе русской культуры, содержащей духовно важное, присущее только ей особое качество, превращающее его в действенный инструмент переустройства мира, возвышения человеческого духа.

Поэтому необходимо вернуть нашим детям незаслуженно утраченное, должное отношение к родной культуре, повернуть духовные запросы нового поколения к неисчерпаемому источнику русской культуры, возродить патриотизм, любовь к наследию своих отцов и дедов, чтобы восстановить преемственность поколений, передачу духовной мудрости, чтобы дать нашим детям духовную опору — знание своих корней, как основу формирования духовных потребностей, дабы обрести крылья, взрастить силу духа для жизненного полета в будущее. Неисчерпаемо наследие русской философской мысли, сохранившей фундаментальные идеи всеединства, соборности, всемирного боления за всех, сострадания, милосердия, полноты духовного содержания и смысловой наполненности жизни. Русская философия дает ответы на любые вопросы о духовных потребностях человека. Какие же духовные потребности являются главными?

Во-первых, духовная потребность человека в познании. Всю свою жизнь человек познает этот мир, подняться до вершин духовной культуры нельзя без знаний. «Жажда познания движет человека по духовной лестнице, увеличивая духовную силу общества, — писал академик В.И. Вернадский, — а учащийся народ — основа широкого и мирного развития человечества». «Познавая разумность сущего, человек опознает и глубины в себе самом» (Н.К. Рерих).

Другая важная духовная потребность — эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения — все это грани единой эстетической потребности. «Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна света. Каждое любование природой создает луч

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

© Е.Ю. Зелинская, 2007

победы. Научитесь радоваться каждому листку, проснувшемуся в жизни, и с любовью привносить в текущую повседневность» .

Следующая важнейшая духовная потребность — этическая. Это проблемы морального выбора, нравственной ответственности, касающиеся всех сторон жизнедеятельности человека. Определение собственной иерархии ценностей и согласование в соответствии с этим своей жизни, это возможность выбирать свой путь и брать ответственность за его выбор на себя. «Стремление человека к нравственности определяет в конечном итоге, кем он становится» (Д.С. Лихачев).

Нравственные искания человека, это всегда отношения Добра и Зла, тяжелейшая работа души и ума по освоению этих понятий и балансирование на грани человечности, ведь Зло есть всего лишь недостаток Добра. Потребность чувствовать, понимать и творить Добро требует творческих усилий, самовоспитания, самосовершенствования. Становление нравственности — сложный процесс, процесс согласования собственной совести с общечеловеческими моральными ценностями.

А высшие нравственные ценности, прошедшие сквозь фильтр веков и поколений — Истина, Красота, Добро, как раз соответствуют духовным потребностям, обнаруженным философией.

Вся русская философия утверждает силу духовности в триединстве абсолютных ценностей -Добра, Истины, Красоты, смыслом такого единения является Любовь, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности, всякой раздельности, воссоединяющая и одухотворяющая человечество. Любовь как высшее проявление духовности, нейтрализующая зло и расчищающая дорогу нравственного совершенствования. «Любовь освобождает дух для постижения смысла, дает ключ для понимания духовного смысла бытия как мгновенно вспыхнувшая определенность в потоке призрачной неопределенности, как момент открытия, озарения» (М.М. Бахтин).

Почему же духовные потребности, замыкаясь на абсолютных ценностях человеческого существования не работают как побудительные силы духовного совершенствования человека? Почему инстинктивно, на каком-то подсознательно-генетическом уровне чувствуя, где Добро, мы сознательно делаем выбор в пользу зла?

Потому что из этой духовной цепи ускользает самое главное — Любовь: Любовь к своим близким, Любовь к своей Родине, Любовь к своему

делу, Любовь к своему дому — планете Земля. Любовь, к сожалению, нами понимается слишком узко, как чувство к своему любимому человеку, любовь к своим детям, как любовь к матери или еще уже, сжимаясь до любви к самому себе. Вот мы опять и возвращаемся к эгоизму, индивидуализму, крайнему эгоцентризму, который завел человечество в тупик духовного кризиса.

Русская философия и русская культура открывает пути формирования духовных потребностей в пространстве Любви, обогащенного духовными потоками Истины, Добра и Красоты. Современная педагогика в содружестве с русской философской мыслью способна воспитать, заложить в наших детях новое мировоззрение, опирающееся на духовный стержень Любви.

Бедствие нашего времени заключается в установившемся страшном разнобое между умом и сердцем. Вся культурная эволюция человека привела к преобладанию разума над сердцем. Духовное сознание отстало от физического знания. Развитие разума обездушило человека, сухой рационализм огрубил сердечность человека.

В русской философии единство Добра, Истины, Красоты и Любви рассматривается как единство воли, разума и чувства, реализующееся через область сердца. Где Добро — реализующаяся воля, Истина — реализующееся размышление, Красота — реализующееся чувство, Любовь -реализующаяся сердечность. «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. из любви родится вера и вся культура духа» . Для духовного постижения Истины необходимо «воцарение добра в сердце человеческом» (В.С. Соловьев). «Русскому человеку тесно в пределах разума», потому что ему свойственно «искание добра для всего человечества», он глубоко верит в «созидающую силу любви в космическом размахе» (Н.Ф. Федоров). Спасет ли мир красота? Только в том случае, если «красота — символ нравственно доброго, а нравственность ныне требует космической ответственности духа, соединенного с сердцем» . Развитие разума достигло своего апогея, человек большую часть мыслительной деятельности, освоения информации перекладывает на технику, компьютеры. «Тех-нологизм убивает душевную органичность, человеческую сердечность. Жизнь делается все более и более технической. само мышление становится техническим, всякое творчество и всякое искусство приобретает все более бездушный техничес-

кий характер» . «Человек нуждается в любви как творческом — эстетическом — действии, ибо она приносит радость творящего понимания другого и самого себя» (М.М. Бахтин).

Любовь исходит от сердца, это область души, душевного тепла, мягкой сердечности. Однобокое развитие сознания несет опасность, необходимо объединение сердца и ума, чтобы «ум был сердечным». «Нет истины без любви, отсутствие любви рождает зверство ума» (В.С. Соловьев). «Добро надо делать с умом», а «красота без добра — обман, фальшь, пустота» (П.А. Флоренский). «Можно думать мозгом, а можно — сердцем. Сейчас время сердца, и мы должны сосредоточить наши стремления по этому направлению. Так, не освобождая мозг от труда, необходимо признать сердце двигателем. Мы должны ввести в сферу сердца весь мир, ибо сердце есть микрокосм сущего» . Необходимо довести состояние сердца до уровня развития ума, чтобы восстановить утраченный баланс. «Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно выровнять отсталое» .

Сердце — центр души человека, центр «сердечности» — чуткости, задушевности, центр самоотверженной любви и сострадания, центр великодушия, преданности и героизма. Сердце есть то, что называется совестью человека, каждое стремление, каждый поступок проверяется мерой собственного сердечного отношения, говоря: «Сердце не лежит.» Когда мы чувствуем Любовь, идущую от другого человека, когда ощущаем созвучность своих мыслей с мыслями собеседника, понимаем проникновение «от сердца к сердцу».

Русская духовность культивирует сострадательность, которая тоже есть ничто иное как Любовь в союзе с прощением, а прощение всегда идет от сердца. Для русского человека характерно следовать «велению сердца» в судьбоносных решениях, русский человек ждет, когда «сердце подскажет» при выборе своего суженого и отвергает, если избранник «не по сердцу». А к традиционным поздравлениям и пожеланиям здоровья обязательно добавляет «от всей души», «из глубины сердца».

В России ищут не просто новые ценности и новые идеалы, а обязательно ищут ценности «вечные» — «абсолютное добро», «вечную нетленную красоту» и внеисторическую мудрость, которые определяются видением сердца. Тогда нравственные нормы обращаются не к внешним делам и проявлениям, а к внутренней мотивации,

к «внутреннему человеку». Тогда высшей нравственной инстанцией становится совесть. Совесть есть голос сердца, голос свободного духа, делающей личность независимой от природы и общества, подчиняющей ее только высшей правде. «Нужно очищать сознание от сора, думать об очищении сердца, обнаружить Любовь в своем сердце и наполнять Любовью окружающее пространство» . Только пропуская Любовь через сердце, человек может почувствовать свое высокое духовное предназначение.

Понимание собственного духа помогает человеку осмыслить себя в качестве существа открытого миру, совершенствующегося, творческого, универсального, свободного. Нужно понять, что в основании эволюции лежит само-усовер-шенствование — это движение к пониманию универсальных духовных законов, это восхождение человеческого духа по пути обретения Истины, Добра, Красоты и других высших ценностей. «Задача человека — озарять землю светом идеала, ради того лишь, что в нем живет дух, горящий правдой и творящий ее на земле». «Человек, во имя которого создано все ценное, все вечно сущее, пронизанное любовью Творца, — есть полнота бытия — сосуд божественных ценностей» . Ведь человек как раз имеет внутри себя Истину как развивающийся разум, Добро как развивающуюся волю, Красоту как развивающиеся чувства и Любовь как развивающуюся духовность. В человеке изначально заложены самые главные духовные координаты, самые главные духовные центры развивающегося мира. Нужно только привести их в состояние гармонии, изживая из себя леность мысли, необузданность чувств, слабость воли и жестокость сердца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любовь — это духовная энергия созидания, которая пронизывает весь мир, тогда как ненависть, зло — энергия разрушения. Любовь, гармонизируя все существо человека, рождает вдохновение, открывая неограниченную творческую силу личности, расчищая путь саморазвития духа, духовного совершенствования. «Каждый человек испытывает явление вдохновения, но эти искры высокого подъема бывают отдельными проблесками и не преображают всю жизнь. Представим себе, что такое возвышенное состояние духа станет постоянным и даст еще высшее вдохновение. Ведь все бытие так же повысится» .

Человечеству необходимо осознать законы мироздания, они так просты — это единство Истины,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

Красоты, Добра, Любви, осознать единство жизни, единство Вселенной, черпать Любовь из неиссякаемой сокровищницы космоса для постоянного умножения сил в стремлении преображения своего земного пути. «Умейте беречь и уважать, возвеличивать и усовершенствовать человеческую любовь — самое тонкое и самое капризное, самое нежное и самое сильное, самое хрупкое и самое крепкое, самое мудрое и самое благородное богатство человеческого духа» (Д.С. Лихачев).

Русская философия и ее фундаментальные идеи убедительно доказывают поистине всемирное значение русской мысли, собравшей мировую мудрость, имеющую общечеловеческий характер. Русская философия явила такую мощь дарования, такую тонкость анализов и такую силу интуитивных созерцаний, что всем этим бесспорно претендует на особую значимость для нашего времени.

Русская мысль разработала универсальную по своему охвату философскую проблематику, универсальную духовную систему, вбирающую в себя все основные духовные смыслы Бытия. Русская философия выводит человеческую мысль из порочного круга земных представлений, устремляя ее на универсальную всеохватность целостности Мира. Потому что только те законы Бытия универсальны, которые пронизывают все мировое пространство. А это законы космического Духа, духовные нити Добра, Истины, Красоты, которые переплетаясь с энергией Любви, строят этот Мир от микрочастицы до макрокосмоса, которые живут и внутри Человека и ждут только часа, когда Человек озарится осознанием этого.

Русская философия несет удивительную веру в могучую преобразовательную силу Человека. Ведь возрождение России, решение глобальных проблем современности лежит, в первую очередь, на плечах самого Человека. Как изменить этот Мир? Надо начать с самого себя. Самое главное изменить сознание Человека, чтобы оно стало созвучным законам мироздания, Мировой Гармонии.

Русская философия должна установить союз с современной педагогикой, чтобы донести духовную мудрость до Человека, удовлетворив его духовную потребность в познании Истины, раскрыть глаза Человека, удивить простотой и Красотой этих законов, удовлетворив его духовную эстетическую потребность, убедить Человека в неизбежности самосовершенствования по доро-

ге Добра, одухотворенного Любовью, удовлетворив его духовную нравственную потребность. Воспитывая наших детей на духовной культуре русской философии, которая по крупицам собирала духовную мудрость многих поколений русских людей, мы обретем новое сознание, приобщимся духом к новой реальности.

Библиографический список

1. БахтинМ.М. Философия поступка. — М., 1992.

2. Бердяев Н.А. Воля к культуре и воля к жизни. — М., 1993.

3. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе, духовности. — М., 1999.

4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. — М., 1994.

5. ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. — М., 1995.

6. Додонов В.И. Духовность — высшее проявление человеческой сущности в воззрениях отечественных философов-гуманистов конца XIX -начала XX вв. — М., 2000.

7. Ильин И.А. Путь духовного восхождения. Т.1. — М., 1996.

8. Ильин И.А. Путь духовного обновления. -М., 1996.

9. Ильин И.А. Путь к очевидности. — М., 1993.

10. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб., 1997.

11. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Экология человеческого духа. — Таврия, 1990.

12. ЛосевА.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

13. Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1988.

14. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. — М., 1994.

15. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. — М., 1991.

16. МеньА. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. — М., 1995.

17. РерихН.К. Семь великих тайн Космоса. -М., 1999.

18. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М., 1992.

19. Русская идея / Сост. М.А. Маслин. — М., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Священник Павел Флоренский. Соч. В 4 т. — М., 1994.

21. СоловьевВ.С. Смысл любви. — М., 1991.

22. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. — М., 1996.

23. ТрубецкойЕ.Н. Смысл жизни. — М., 1994.

24. Флоренский ПА. Сочинения. В 2 т. — М., 1990.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *