Духовные традиции

УДК 37.034

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

© Ирина Ильинична НИКОЛАЕВА

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри, Республика Саха, Якутия, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения, e-mail: irinanikil@yandex.ru

Главной целью национального воспитания является передача молодому поколению богатств духовно-нравственной культуры народа, возрождение его национального менталитета. Таким образом, одной из главнейших задач в профессиональном образовании является не только подготовка соответствующего специалиста, но и формирование у него духовно-нравственной культуры. Целью исследования являлась попытка современного определения термина «духовно-нравственная культура» на основании анализа его толкований такой наукой, как педагогика. Предложено обобщенное толкование понятия «духовно-нравственная культура» — составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты, характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственной культуры входит познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура; национальное воспитание; профессиональное образование; государство; социальный институт.

Реформирование и усовершенствование системы национального образования и воспитания являются основой успеха возрождения нашего государства, преодоления общего кризиса общества.

Главной целью национального воспитания является передача молодому поколению богатств духовно-нравственной культуры народа, возрождение его национального менталитета. В условиях становления государственности особое значение приобретает проблема ценности человека. Главным принципом современного образования провозглашена гуманизация, которая определяется как создание условий для развития и формирования лучших качеств и способностей личности, как внимание к личности, понимание запросов, интересов личности, воспитание осознания ее достоинства.

Также актуальность темы обусловлена существующими противоречиями, объективной потребностью общества в духовно-нравственном развитии каждой личности и теми деструктивными, бездуховными процессами, которые отрицательно влияют на их решение . Среди современных проблем развития духовно-нравственной культуры актуальной является проблема развития духовно-нравственной культуры личности, а также конструктивной роли государства и

социальных институтов в преодолении отрицательных явлений в этой сфере и предотвращении их дальнейшего распространения.

Таким образом, одной из главнейших задач в профессиональном образовании является не только подготовка соответствующего специалиста, но и формирование у него духовно-нравственной культуры. Под духовностью мы понимаем систему морально-этических ориентиров личности, в частности христианских, которая реализуется в субъективном выборе идеалов и объективной системе оценивания конкретных поступков человека. Человеческую личность определяет ее духовный мир. Формирование духовного мира личности — дело чрезвычайно сложное, особенно тогда, когда перед нами реальная жизнь с ее разногласиями, проблемами, деформациями ценностей.

Целью исследования является попытка современного определения термина «духовно-нравственная культура» на основании анализа его толкований такой наукой, как педагогика.

В научной отечественной и зарубежной педагогической литературе особое внимание ученые уделяют разным аспектам исследования духовно-нравственной культуры, механизма ее функционирования, роли в этом государства и социальных институтов.

Как педагогическое понятие духовно-нравственная культура и ее формирование предусматривает в содержании следующие признаки: целеустремленность; наличие какого-то образца, даже наиболее общего, как социально-культурного ориентира; соответствие процесса развития социально-культурных ценностей в историческом прогрессе общества; присутствие определенной системы организованных влияний.

Впервые определение духовно-нравственного воспитания представлено в работе князя Енгаличева «Словарь физического и нравственного воспитания» в двух частях (1827). Автор отмечал, что формирование духовно-нравственной культуры является суммой христианских добродетелей, которые образовывают благородство человека. Он придерживался убеждения в решающем значении сердца, указывая, что «один ум не образовывает истинной славы человека… знания делают человека только ученым, но еще не добрым» .

Сегодня существует большое количество разнообразных подходов к определению понятия «духовно-нравственная культура». Ученые толкуют это понятие по-разному.

Анализируя духовно-нравственную культуру как самореализацию личности индивида, которая включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые особенности, необходимо раскрыть различные ее составляющие, такие как развитие и сущность духовно-нравственной культуры личности, условия развития, духовные творения, потребности, способности и состояния.

Например, В.Д. Шадриков рассматривает духовность как основную силу становления человечности . В основе истоков появления духовности автор указывает на такие факторы, как развитие мозга, интеллекта, формирование сознания и др. Основным источником духовности автор считает осознание человеком самого себя и своих взаимоотношений с другими, и уже посредством этого — осознание добра и зла, понимание выгоды и отказа от нее для блага другого.

Так, Л. Буева отмечает, что «духовность является интегральным качеством, которое принадлежит к сфере личностных ценностей, которые определяют содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» .

П. Симонов считал, что духовность выражает качество личности, которое представляет собой социальную ценность, потребность в познании, в стремлении к добру, сопереживание .

Компонентами духовной культуры личности являются: интеллектуальная культура знания и мышление; нравственной культуры -совесть, честь, достоинство, культура общения и чувств; национальное самосознание, политически-экологическая, правовая культура; эстетичная культура.

По нашему мнению, духовная культура тесно связана с нравственной культурой, которая формируется нравственным воспитанием. Нравственное воспитание определяется как воспитательное взаимодействие воспитателей и воспитанников и имеет целью сформировать стойкие нравственные качества, потребности, чувства, поведение на основе идеалов, норм и принципов нравственности, участия в практической деятельности.

Духовно-нравственная культура — сложная, многоотраслевая система, которая охватывает язык, искусство (любительское и профессиональное), науку (естественную и общественную, идеологию, право, религию, традиции, обычаи и верования), т. е. все то, что представляет духовный мир народа, его сознание, совокупность его убеждений и взглядов . Духовная культура основывается на мировоззрении народа, специфике его восприятия действительности, естественного и социального окружения.

Духовно-нравственное развитие личности предусматривает социокультурный процесс влияния общества на человека и, собственно, активность человека относительно критического, творческого осмысления определенных ролей, ценностей, исторического опыта в современных социально-экономических, политических условиях.

Результатом духовно-нравственного развития личности является усвоение ею системы нравственно-этических норм, основ культуры, сформированность духовных запросов, потребностей, интересов, выявление культуры чувств и гуманных взаимоотношений с окружающими.

В.А. Сухомлинский приводит важные нормы нравственности, соблюдение которых сводится к воспитанию в себе добра, правды, чести, духовной красоты, нравственного достоинства, доблести, а также противостоянию злу, неправде, бесчестию, уродливости, изо-

бличению нравственной бесхребетности, беспринципности, эгоизма, приспособленчества. Эти знания он называет «азбукой самопознания и самоутверждения, культурой духовной жизни личности» .

В современных исследованиях проблем общественной нравственности и духовно-нравственного воспитания приоритетным направлением является определение системы связей между нравственным развитием личности и общества в целом. Поэтому основной воспитательной задачей высшей школы является воспитание личности, способной к нравственному самосовершенствованию и автономной саморегуляции своей деятельности и поведения, которое не может быть подвластно влиянию стихийных или целенаправленных деструктивных социальных факторов. Это достигается благодаря развитию высокой духовно-нравственной культуры под влиянием научно взвешенных целенаправленных учебно-воспитательных технологий .

Первостепенная роль в духовно-нравственном развитии личности принадлежит единству сознания и нравственных чувств. Духовное благородство личности формируется в обучении «ощущать человека, познавать не только умом, но и сердцем все, что происходит в ее душе» .

Х.Ю. Боташева предлагает рассматривать феномен духовно-нравственной культуры в двух ракурсах: как социальное явление и как качество личности. В данный феномен входят три составляющие: духовность, нравственность, культура .

По мнению Н.С. Пичко духовно-нравственная культура представляет собой развитый механизм личностной саморегуляции, который обеспечивает реализацию индивидуальных ценностей и смыслов с учетом безопасного и гуманного взаимодействия с самим собой и другими. Духовно-нравственная культура — это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания. Закономерности ее становления и присвоения культурного опыта сравнительно мало изучены, несмотря на то, что одной из задач формирования и развития личности в целом является формирование общей культуры, а следовательно, и духовно-нравственной .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д.Н. Денисова в своем исследовании подчеркивает, что под духовно-нравственной культурой личности можно подразумевать часть общей культуры человека; совокуп-

ность усвоенных им норм общечеловеческой морали, сформированной потребности жить и действовать для других на основе приоритета духовных ценностей .

Духовно-нравственную культуру учащегося Н.Е. Шилова определяет как неотъемлемую часть личной культуры учащегося, состоящую из целостной системы элементов, включающих: духовную культуру, культуру этического мышления, когнитивную культуру, культуру чувств, рефлексивную культуру, коммуникативную культуру, креативную культуру, эстетическую культуру .

На основе изложенного можно сделать такие выводы: 1) духовно-нравственное развитие личности может осуществляться на гуманистических началах; 2) наиболее оптимальным в развитии духовно-нравственной личности является соблюдение ряда педагогических условий: стимулирование внутренней эстетично-чувственной культуры, формирование интеллектуально-познавательной составляющей личности, развитие регуля-тивно-волевой сферы на основе их диалектической взаимосвязи, создание нравственных взаимоотношений воспитанников как субъектов общественно значащей деятельности, обеспечение надлежащей профессиональной, психолого-педагогической подготовки педагога.

Проанализировав разные определения термина «духовно-нравственная культура», можем отметить, что духовно-нравственная культура как понятие определяется учеными по разным признакам: как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитание, духовное творчество (занятие наукой, политикой, этикой, искусством, философией, религией, правом и т. д.); как система ценностей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; как средство самореализации личности или группы в социальной жизни. Кроме того мы также должны понимать, что духовно-нравственная культура формирует личность, ее взгляды, мировоззрение, ценностные ориентации, установки. Также благодаря наследственности духовно-нравственной культуры можно передавать знание, умение, навыки, художественные произведения и литературные произведения от поколения до поколения, от личности к личности.

Учитывая многообразие существующих определений термина «духовно-нравственная культура», на наш взгляд, можно предложить

такое его обобщенное толкование: духовно-нравственная культура — составляющая общей системы культуры, которая включает в себя духовную деятельность и ее продукты. Характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей. В состав духовно-нравственной культуры входит познание, нравственность, воспитание, образование, право, политика, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, мифология, религия.

1. Беляева В.А., Черных А.П. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. 1998. № 5. С. 67-69.

2. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представлениях. М., 1898. Гл. 16.

3. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

4. Буева Л. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 5-7.

5. Симонов П. Происхождение духовности. М., 1989.

6. Колесов М.С. Человек и культура: философские размышления. К., 1991.

7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979.

8. Формирование профессиональной направленности студентов педагогических вузов // Этико-педагогическое образование и нравственное воспитание / под ред. З. Гришина,

B. Момова . Владимир, 1976.

9. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.

10. Боташева Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2008. № 12.

C. 12-18.

11. Пичко Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 267-275.

1. Belyaeva V.A., Chernykh A.P. Dukhovno-nravstvennoe stanovlenie budushchego uchitelya // Pedagogika. 1998. № 5. S. 67-69.

2. Demkov M.I. Russkaya pedagogika v glavneyshikh ee predstavleniyakh. M., 1898. Gl. 16.

3. Shadrikov V.D. Dukhovnye sposobnosti. M., 1996.

4. Bueva L. Dukhovnost’ i problemy nravstvennoy kul’tury // Voprosy filosofii. 1996. № 2. S. 5-7.

5. Simonov P. Proiskhozhdenie dukhovnosti. M., 1989.

6. Kolesov M.S. Chelovek i kul’tura: filosofskie razmyshleniya. K., 1991.

7. Sukhomlinskiy V.A. Rozhdenie grazhdanina. M., 1979.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sukhomlinskiy V.A. Metodika vospitaniya kol-lektiva. M., 1981.

Поступила в редакцию 2.08.2014 г.

UDC 37.034

SPIRITUAL AND MORAL CULTURE AS OBJECT OF PEDAGOGICAL ANALYSIS

Бухарский технологический институт пищевой и лёгкой промышленности

Реформы, осуществлённые в отраслях мировой педагогики, создали возможность всестороннего усовершенствования личности, также определения целей и задач воспитательной, духовно-просветительской, агитационно-пропагандистской работы, проводимых в образовательных учреждениях.

Развитие роли духовно-нравственного воспитания в жизни общества, воспитание молодого поколения на основе самых лучших традиций и общечеловеческих ценностей, также расширение знаний во вложении вклада наших просветителей на мировую культуру и науку, являются ярким свидетельством мыслей.

Задача духовно-нравственного воспитания учащихся, во всех государствах являясь в сущности сложной и многогранной, требует теоретического и практического подхода.

Известно, что духовность воспитывает всесторонне развитого человека. Вместе с тем, прививая безграничную любовь к своей Родине, развивает у молодёжи настоящий патриотизм, призывает активно участвовать в самых благородных созидательных делах своего великого будущего. Так как «Духовность» (Вост., по-арабски «манаъвият») – свод понятия, смысл – есть комплекс философских, правовых, научных, художественных, религиозных представлений и понятий людей. Духовность являясь близким по смыслу к понятиям идеология и мышление, соответствует им.

По определению духовность является источником, отражающим философско-правовые, религиозно-нравственные представления человека, на этом основании она является сокровищем, которое сближает людей, помогает им достигать солидарности и открывает новые грани содружества.

Духовность, составляя основу нашей истории и ценностей, развивает у молодёжи уважение к ней, призывает к овладению современных знаний, высоких опытов и к строению в будущем экономически сильно развитого государства.

Духовность, имея глубокий и широкий смысл, резко отделяет человека от всего живого существования сознанием, умом восприятием и мышлением, призывает к воспитанию молодёжи в духе верности к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания в них человечности, великодушия, щедрости, милосердия, дружелюбия, убеждений, трудолюбия, патриотизма, честности, справедливости, бережного отношения к природе, любви к науке, литературе, искусству. Корень слова «маънавият» (духовность) – «маъно»(узб.) («смысл») иногда употребляется как «маъни» т.е. («смысл»). Человек, который ищет смысл у вселенной стремиться к духовности. Чем больше развивается духовность, тем выше процветание общества и наоборот, чем ниже духовность – общество придет в конечном счёте – к упадку.

Духовность является важным фактором и фундаментом развития нации и общества. Значит духовность, являясь очень широким понятием, воплощает в себя просвещение, культуру, нравственность, искусство, литературу.

Сущность духовности так глубока, так безгранична, что её нельзя ни измерить, ни достичь ее предела. Национальная и общечеловеческая духовность неотделимы друг от друга. Обе развивают общество, усовершенствуют человека, национальность. Духовность человека и общества, являясь близким по существу, дополняют и обогащают друг друга.

Духовность человека является структурой духовности нации, государства и общества. Духовность человека, духовное совершенствование личности формируется и осуществляется на основе возможностей, условий, обстоятельств, многогранных отношений, которые существуют в обществе. А культурно-духовное развитие нации, государства и общества является основой духовного совершенствования человека.

Духовность – это комплекс внутренних чувств, которые отражают образованность, патриотизм, нормы нравственности и поведения, трудолюбие человека. Потому что, являясь ценнейшим качеством и достоинством, духовность формирует человека, имеющего значение в судьбе общества.

Большинством ученых глубоко анализировано и то, что сущность духовности человека есть целостная цепочка умственных, нравственных, научно-практических, идеологических достоинств.

Такие качества, как патриотизм, чувство национальной гордости; любовь к родному языку, охрана природы, поддержка при любых обстоятельствах, духовность к Родине – матери, самостоятельности, государству, уважительное отношение к национальным ценностям, восточным, обычаям, законам связаны с духовностью. Это в свою очередь связывается и с нравственностью.

Нравственность, являясь одной из форм социального сознания, формирует у молодёжи такие достоинства, как честность, целомудрие, обязанность, совесть, благородность, самоотверженность.

Нравственность в качестве широкого понятия оказывает влияние на все области деятельности человека. Нравственность во всех отраслях: в производстве, в жизни, в семье приводит в порядок поведение людей и человеческие отношения.

Нравственность, отличаясь от других форм социального сознания, выполняет экономические, политические, духовные задачи, имеет важное место в направлении людей к единственной цели – укреплению общества.

Нравственность, являясь своеобразным методом познания мира, приводит в порядок поведение людей с точки зрения доброты и зла. Формируя важные для человека нормы поведения, выполняет задачу правильного подхода к миру социальных ценностей.

Нравственность, нормируя, запрещая, оценивая поведение людей, формирует такие достоинства, как совесть и обязанность, т.е. совесть призывает человека к доброте, призывает противостоять злу, а обязанность призывает выполнять возможную ответственность, честно и добросовестно держать достоинство и гордость.

Мировоззрение человека непосредственно связано с нравственными задачами. Это требует определения ценности человека, его месте в мире, смысле жизни, отношения к обществу, ответственность, также определения своего идеала жизни.

Нравственность (вост.) – есть совокупность поступков, поведений воспитанности, которая отражается во взаимоотношениях людей, в отношениях к семье, к обществу. Выполнение или невыполнение требований нравственности определяется формами духовного воздействия (оценка со стороны общественности).

В развитии человечества нравственность играет особую роль. Великие просветители Востока важным фактором развития общества считали нравственное совершенство, всестороннее развитие, формирование духовного облика человека.

В процессе нравственного, культурно-просветительного совершенствования человек преодолевает разные исторические этапы – от дикости к человечности, от жестокости к благодеянию, от невежества к познаниям, в таком же порядке развивается и общество.

Взаимная борьба двух противоположных начал зла и добра, невежества и совершенства определила развитие человека и общества, привела к самопознанию человека в качестве владельца проницательности.

Борьба этих двух противоположных сил по отношению к обществу отражается в социальных отношениях, существующих в нем, а по отношению к самому человеку отражается во внутренней борьбе страсти и души, ума и безумия. Нравственность в определенном обществе и на определенном этапе не подвергается изменениям, не развивается и не угасает. Своеобразная нравственность каждой нации и народа есть норма общечеловеческой нравственности. Такая норма нравственности оказывает эффективное воздействие на всеобщее развитие общества.

Существуют важные понятия нравственности, при этом воспитание направляет человечество к их соблюдению. Это – благодеяния (благотворительность), снисходительность, терпеливость, правдивость, красноречивость, уважение родителей, взрослых, честь и совесть, преданность и другие. Указывая на сущность понятий отрицательного поведения, воспитание призывает остерегаться таких проявлений, как жадность, зависть, корысть, лживость, высокомерность, сплетни, измена, разврат. В таком порядке вся практическая деятельность человечества разделяется на добро и зло. Взаимное призыв людей к доброте и великодушию, удержание от недостойных поступков отражает отношение их к нравственности.

В сегодняшней образовательно-воспитательной системе уделяется большое внимание проблемам нравственности.

Забытые ценности в межличностных отношениях, взаимном общении, правила поведения, обычаи, церемонии начали восстанавливаться заново. Исторические, национальные нравственные, экономические, политические изменения, происшедшие в жизни общества создают благоприятную обстановку для формирования нравственности у молодёжи. Такое условие обеспечило единство социальных и личных интересов, взаимо-нравственных отношений граждан, соответствие интересов личности и общества создал своеобразную даровую духовно- нравственную среду. При таких обстоятельствах совершенство личности, приобретая социальную сущность, превратилось в потребность общества. Формирование нравственно-социального единства народов привело к совершенствованию нравственного очищения людей, разработаны задачи обеспечения духовно-психологической целостности всего общества.

Действительно, в настоящее время духовно-просветительские задачи занимают прочное место в незыблемых направлениях политики всех государств. Основной причиной каждодневного развития являются потребности и требования к духовности подрастающего поколения совершенных людей, которые являются будущим государства. При этом важное место занимает их нравственное восприятие. Проявляясь в постоянных поисках, нравственность совершенствует человека при устранении недостатков поведения и их помыслов.

Это цепочка, которая связывает ежедневное нравственное состояние с потребностями и в будущем. Сущность течения жизни человека в том, что она постоянно усложняется. Это в свою очередь требует от человека постоянного развития нравственных представлений.

Нравственные задачи очень важны и многогранны. Трудно найти отрасль деятельности человека, которая полностью освобождена от требований норм, правил, нравственности. Поэтому нравственные нормы является очень древним, развиваются и обогащаются вместе с народом. Из выше указанных понятий можно прийти и к такому выводу что понятие «Духовность» («Маънавмят») и нравственность (ахлок) близки по смыслу и дополняют друг друга. Эти понятия соответствуют друг другу, обозначают органическую связь идеологических взглядов всех положительных качеств, поведения, убеждения, восприятия человека. Поэтому оба понятия объединены и носят название – духовно-нравственное воспитание. Воспитание является явлением, формирующим совершенное поколение.

Воспитание (вост.) – социальное явление, которое развивает и формирует сознание людей соответственно целям и задачам общества. И духовно-нравственные представления личности осуществляются благодаря воспитанию. Это также служит одним из основ создания понятия духовно-нравственного воспитания.

В соответствии с этим, и в развитии духовности личности, и в подрастании совершенного человека духовно-нравственное воспитание имеет значение, потому что духовная, нравственно-воспитанная личность вносит свой вклад в процветание страны, осознаёт обязанность и ответственность. То есть духовно-нравственное воспитание – есть процесс, воплощающий в себе конкретные цели, обеспечивающий созидательные идеи в высшей степени.

20

х § Н.П. Рынковая

|1 Формирование духовно-нравственных

ориентиров учащихся в современной школе

^

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у школьников. Показано, что нравственное воспитание является одной из самых важных сторон процесса формирования личности ребенка. В наше время, когда общество зачастую способствует размыванию нравственных норм, происходит утрата духовно-нравственных ориентиров, необходимо серьезно задуматься о путях преодоления духовно-нравственного кризиса в человеке.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, развитие личности, духовные ценности, духовно-нравственная культура, культура личности.

У современных детей по сравнению со своими сверстниками предыдущих поколений становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. Родители и опытные педагоги констатируют, что сегодня большинство детей не умеют общаться, играть, выстраивать свои отношения со сверстниками и пр. Все чаще учителя начальных классов обеспокоены поведением «оригинальных детей» с нестандартным поведением, которые мешают вести занятия и учиться другим детям. Причем если раньше таких личностей было 1-2 человек на класс, то сейчас их количество увеличивается. Причин тому множество. Одна из них — практически полное отсутствие семейного воспитания. Все отчетливее проявляется в детях дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Родители все меньше общаются со своими детьми. При этом при первой же неудаче многие первоклашки с истерикой забиваются под парту, крича, что его не любят и не понимают. Совершенным явным и очевидным становится планомерное и сознательное развращение наших детей.

Подобные проблемы снежным комом несут свое продолжение в средней школе. Что же делать нам, сеющим разумное, доброе, вечное? Современные дети открыты для любой информации, они смелые и стремительные. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается наедине с самим собой и не останавливается послушать шуршание осенних листьев. Дети не чувствуют опасности, они поглощают море информации и живут в мире спайдерменов в уверенности, что они такие же сильные и неуязвимые.

Одной из целей школьного образования является научить ориенти- к роваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и | о мировоззрения. При формировании духовно-нравственных ценностей | § важно ориентироваться на саморазвитие личности: 1) осознание само- с ^ ценности личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, а также ее творческого саморазвития; 3) приоритете внутренней свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Воспитание личности должно включать в себя: овладение культурой мышления; выработку навыка мыслить самостоятельно; привитие интереса к исследованию явлений социальной, духовной, гражданской жизни и к анализу их причин и следствий.

Понятие «нравственность» (от нравить — любить) относится и к мировоззренческому уровню. Наши дети живут не на сказочной планете, они буквально выживают в этом неприветливом мире. И наша первостепенная задача как педагогов подвести детей к осознанию, пожалуй, самых главных вопросов: «Кто Я?» и «Для чего я живу на этой земле?». И, поверьте, на эти вопросы у современной школы нет запланированных часов. В наших детей «запихивают» знания о чем угодно, но не о самих себе и мире вокруг.

На уроках по духовно-нравственому воспитанию важно показать детям, что жизнь — это деятельность, созидающая и преобразующая работа. И на этом пути не следует впадать в панику, сваливать вину на внешние обстоятельства (правительство, чиновников, современное общество и т.п), а смело привносить в этот не всегда приветливый мир настоящие мысли, чувства и поступки. Надо учить детей не бояться ошибок, учить способности переживать разнообразные эмоции: радоваться, волноваться, страдать, надеяться, достигать, разочаровываться.

Русский психолог Н.Н. Ланге, показывая особенности формирования устойчивых волевых мотивов, проследил, как из первоначально бессистемных действий, беспорядочности желаний, бессвязной последовательности мотивов с течением времени и под воздействием воспитания вырабатывается единство, формируются детерминирующие тенденции поведения.

Ум, чувства, воля — три кита, на которых должно строиться формирование духовно-нравственных ориентиров. При этом, несомненно, чрезвычайно важна роль личного авторитета педагога, превосходства ума, знаний, душевных свойств. Но свой личный авторитет взрослый должен использовать не для подавления учащегося, а для стимулирования его сил в направлении совершенствования личности.

х к Важную роль в формировании нравственного чувства играет атмос-| л фера семьи, где и должно начинаться его развитие. Наиболее важным § периодом является подростковый возраст, где от ребенка требуется уже £ ш способность к более или менее широким обобщениям, к оценке окружаюсь щего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках. Единство нравственного чувства и интеллекта выражается понятием «совесть». Всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.

Первый урок по духовно-нравственному воспитанию в шестом классе я начала с вопроса: «Что должен уметь человек в 11-12 лет?». Общими усилиями пришли к заключению, что, помимо чисто практических учебных навыков, человек должен уметь дружить, общаться, но при этом необходимо главное — способность к состраданию, сопереживанию, умение слышать и слушать. Именно здесь коренится древо, именуемое любовью друг к другу.

Надо заметить, что зачастую дети сами предлагают оригинальную творческую идею, которая в дальнейшем способна вырасти в целый творческий проект. При обсуждении понятия «совесть» один из учащихся вдруг таинственно произнес:

— А я знаю, как выглядит совесть.

На лицах детей недоумение. Ловлю момент и даю на дом творческое задание изобразить совесть. Признаюсь честно, что не ожидала такого бурлящего потока мыслей и образов, который излился в работах детей. Он не пересыхает и посей день. На нашей страничке в «Фейсбуке» даже устроили конкурс на лучшую работу по данной теме. Непременным условием для меня является поощрение любых творческих начинаний учащихся. Поэтому на страничке размещаются работы всех детей, без деления на «одаренных» и «посредственных». По этому же принципу выбирается и «лучшая» из работ, которая меняется каждую неделю, красуясь на обложке альбома.

Обсуждая ту или иную тему, стараюсь быть тактичной, уважать и серьезно относиться ко всем «детским» вопросам. Умение выслушать -непременное требование наших уроков. Это довольно сложно, поскольку современный мир буквально кипит и клокочет, отнимая у человека время и силы на внутреннюю тишину и сосредоточенность. Именно поэтому многие из людей так боятся одиночества. Непросто обстоит дело и с выражением добрых мыслей и эмоций.

На одном из уроков предлагаю учащимся поиграть в простую игру под названием «Пожелание другу». Согласно правилам игры, дети по цепочке должны передавать своему соседу по парте добрые пожелания и чувства,

начиная фразу следующими словами: «Дорогой друг! Я желаю тебе…». к Из тридцати человек только десять сумели сформулировать свое поже- | о лание по стандартной формуле-подсказке: «Желаю хорошо учиться, не | § болеть и т.п.» Лишь некоторые из учащихся смогли связать эти поже- с ^ лания с нравственными категориями: «Желаю счастья, хороших друзей, хорошего настроения и пр.» Встретилось и одно оригинальное пожелание: «Желаю найти остров вечной радости». Необходимо отметить, что в процессе игры дети неумело выражали свои мысли и чувства, чувствовали себя довольно скованно, стеснялись посмотреть в глаза своим одноклассникам, боясь, вероятно, выглядеть смешными.

Предлагаю новое творческое задание — «Письмо другу». Есть время поразмыслить. Надеюсь, что на бумаге мысли детей станут глубже, а чувства более искренними: «Андрей, я желаю тебе быть всегда веселым. Если я чем обидел тебя — прости. Я хочу, чтобы ты хорошо учился, и исправлялся, если что-то не получается. Ты — мой друг навсегда, я постараюсь тебе помогать и не обижать»; «Дорогой друг! Не болей никогда. Мои маленькие пожелания: быстро сделать уроки, посмотреть хороший фильм, доехать до конца велодорожки на Москва-реке, погулять в парке, а завтра — удачно ответить у доски»; «Я хочу, чтобы мой друг был честным, добрым, счастливым. Хочу, чтобы родители любили своих детей больше всех».

Искажается и ограничивается такое высокое понятие, как любовь. Многие из детей, давая определение данному понятию, суживают его значение до слова с «неприличным содержанием». А ведь именно на любви основаны все ценностные смыслы! И как важно готовить подростка к верности, к хранению чувства, научить его верить в любовь, помочь понять, что любовь — это труд души.

Основным же фундаментом нравственности, бесспорно, является семья. Проблема неполных семей становится все более распространенным явлением и особую важность приобретает вопрос о его влиянии на детей и подростков. На своих уроках я стараюсь как можно больше и глубже раскрывать тему семьи и семейных взаимоотношений, используя различные примеры из жизни святых, наших предков и современников. Яркими примерами и идеалом семейной верности и любви является жизнь царственных страстотерпцев, история Маргариты и Александра Тучковых, жертвенная любовь к своему мужу Анны Григорьевны Достоевской и др. Особо в таких беседах подчеркиваю роль женщины как преданной жены, любящей матери.

При этом важно отметить то, что даже самый «неблагополучный» ребенок из самой «неблагополучной» семьи мечтает о доме, где всегда горит

х к свет, и где непременно ждут твоего возращения, где любят и принимают | л тебя — любым. Приведу лишь некоторые из многочисленных цитат из § творческих работ шестиклассников на тему «Свет родного окна»: «Когда я смотрю на свет в окне моей квартиры, мне хочется поскорее зайти туда о и почувствовать заботу своих родителей: Любимый свет в моем окне Дрожит, как трепетная тайна, Дрожит и тихо шепчет мне:

Всё в этой жизни неслучайно.» (Роксана, 12 лет); «Я знаю и чувствую, что дома меня ждут и любят мои близкие, родные люди. Моя семья для меня самое главное на свете. В моей семье всегда тепло и уютно. Я всегда с нетерпением жду возвращения домой» (Катя, 11 лет); «Вот идешь ты домой вечером и видишь, что в твоем окне горит свет. Думаешь, что твои мама с папой переживают за тебя. Ведь ты для них — всё» (Глеб, 11 лет); «Свет родного окна — это тепло моей мамы.» (Олеся, 11 лет).

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Данный идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Ведь душа ребенка особенно нацелена на динамику, экспрессию, героический пафос в жизни. Особое внимание на уроках уделяю таким понятиям, как честь и достоинство. На нашей страничке в «Фейсбук» есть рубрика «Мысли о главном», где ребята помещают свои творческие работы о «незаметных» героях нашего времени. Среди них — Сергей Солнечников, российский офицер, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты, Саша Ершова, девочка, совершившая подвиг во время ужасной катастрофы в аквапарке «Трансвааль» 14 февраля 2004 г., Женя Табаков, ценой своей жизни спасший сестру от преступника, и другие. Важен тот факт, что эти примеры — из сегодняшней жизни, потому и воспринимаются детьми с особым вниманием и чуткостью. Подобные примеры наполняют сердце верой в человека, раскрывают абсолютную ценность каждой личности перед Богом. Эта вера для учителя — действительная убежденность в том, что в каждом ребенке есть то самое доброе и прекрасное, что может послужить основанием к тому, на чем построится его последующая жизнь. И это не просто «способности» или «таланты». Нет людей, лишенных способностей к любви, к милосердию, к мужеству, к доброте. Эти истинные таланты мы и должны помочь ребенку открыть в себе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом направлении должна строиться и работа с родителями. Приведу к самый распространенный в моей практике пример. Что ожидают услы- | о шать родители о своем ребенке, приходя на родительское собрание? Не | § знает, не понимает, не умеет, не хочет, а отсюда, конечно же, не уважает с ЕЕ и не любит. Как быть, если ребенок не вписывается в рамки педагогического стандарта? Какие воспитательные меры принять обескураженным и пристыженным родителям? Вопрос непростой и неоднозначный. Но знаю точно, нельзя подрубать корни еще неокрепшему растению. Поливать и удобрять. Направлять и поощрять. Терпеть и любить. И на это тепло дети непременно откликнутся, и в сердце прорастут посеянные нами семена. Подтверждением тому, самые сокровенные слова и мысли, сказанные близкому человеку. Жизнь дает новое творческое задание для детской души.

И мы, взрослые, прежде всего, должны сами полюбить жить по-настоящему, не растворяясь в телевизоре, пустых разговорах, компьютерных игрушках и пр. Только тогда дети, видя наше деятельное участие в преобразовании себя и окружающего мира, тоже научаться любить и ценить жизнь, не убегая от трудностей, а шаг за шагом следуя радостным путем добра.

Библиографический список

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *