Духовный подвиг

Святейший Патриарх Кирилл

Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом.

Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом.

Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем бОльшую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить, как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел… Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

К сожалению, мы меньше всего, начиная постное поприще, думаем о добрых делах. Многие считают, что пост ограничивается только воздержанием от скоромной пищи, но это совсем не так. И не случайно, еще раз хотелось бы подчеркнуть, Исаак Сирин на первое место ставит совершение добрых дел, а затем — бдение, молитвы.

У преподобного Никодима Святогорца находим замечательные слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою». И завершает преподобный Никодим эту мысль такими словами: молитвой мы привлекаем помощь Божию.

Каждый верующий человек молится. И нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу, достигает или не достигает она Божиего престола. Но в какие-то отдельные моменты жизни, и, наверное, это переживает большинство верующих людей, происходит нечто и становится ясно, что вот эта молитва отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются. И не столько умные слова — кстати, умные наши слова Богу не нужны — сколько голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву.

Но как же достичь этого состояния, которого действительно достигали подвижники, отцы Церкви, преподобные угодники? Тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне. Какие же он слова произносил? Да никаких слов не хватит, чтобы молиться тысячу дней и ночей. Значит его молитва была молитвой не слов, а молитвой сердца — особым состоянием, испытывая которое человек сознает одновременно, что Бог рядом с ним и слышит его, и отвечает на молитву.

Для того чтобы так молиться, нужно, по слову преподобного Никодима Святогорца, утруждать себя молитвенным деланием. Когда нам иногда кажется, что слишком длинны великопостные службы, слишком это утомительно, слишком много всего читается, поется, успокоить себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, сам факт молитвенного делания, предстояния пред Господом имеет огромное духовное значение.

Можно простоять долгую службу и в какое-то лишь мгновение почувствовать, что молитва состоялась. А можно простоять всю службу и не почувствовать ничего. Но не следует огорчаться. Преподобный Никодим не случайно говорит: утруждайте себя. Молитвенное правило имеет огромное духовное значение даже тогда, когда мы в полной мере этого не сознаем, потому что молитва превращается в нашу жертву Богу. Наше стояние, ограничение себя, преодоление усталости, концентрация мысли — это все та самая благоуханная жертва, которая Богу угодна более, чем всесожжения, что приносили древние на своих алтарях.

И, наконец, пост. Можно много рассуждать о вере, о духовной брани, о молитве Иисусовой. Мне приходилось встречаться с такими людьми, которые любят порассуждать на эти темы. Но соприкосновение с ними убеждало, что в душах этих людей ничего особенного не происходит, и вряд ли они по-настоящему молятся, вряд ли живут теми мыслями, которые с удовольствием излагают вслух. Потому что мало слов, мало считать себя человеком верующим. Нужно доказать это и принести Господу жертву. И таким доказательством нашей верности Богу является пост.

Маленькие усилия — не вкушать пищи, не пить крепких напитков, ограничить себя в веселии, изменить образ жизни. Но как часто люди неспособны на этот маленький подвиг. А он нужен, потому что пост — это не слова, пост — это дело. По делам их узнаете. И если мы приносим Господу дело свое — такое небольшое, такое скромное, в виде самоограничения в соответствии с требованиями церковного устава о посте, то мы реально свидетельствуем по крайней мере о нашей готовности принять Его милость, о нашем стремлении получить от Него прощение грехов, о нашей надежде быть с ним в Царствии Божием.

Труд, бдение и пост вместе образуют замечательную систему духовного упражнения, духовной работы, направленной на то, чтобы и мы — дети сего века, настолько занятые, настолько уставшие, настолько обремененные заботами — могли найти для себя возможность сделать то, к чему призывает нас великая мудрость духовно одаренных людей, на опыте своем познавших, что такое духовный подвиг и насколько этот подвиг способен изменить жизнь человека. Дай Бог нам последовать этой мудрости и действительно на своем опыте ощутить и осознать, сколь милостив Господь, отвечающий на наши скромные и немощные усилия.

Всех вас сердечно поздравляю с завершением четверга первой седмицы Великого поста.

Доклад и.о. проректора по учебной работе Казанской православной духовной семинарии иерея Александра Ермолина на научно-исторической конференции «1917—2017: уроки столетия в Казанском крае», прошедшей 3 декабря в рамках регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Досточтимые отцы, уважаемые коллеги, дорогие участники и гости конференции!

Мой доклад одновременно посвящен и истории, и современности. В центре его внимания находится подвиг новомучеников и исповедников Российских и, вместе с тем, он посвящен вопросу оценки их подвига в современных средствах массовой информации.

XX век — это время невиданных по своей жестокости и размаху гонений на Церковь. С времен раннего христианства известно, что «кровь мучеников есть семя христианства». И это очень непростое время дало Русской Церкви большое количество новых святых — мучеников, священномучеников, исповедников.

Святые — это в первую очередь пример для живущих ныне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одном из заседаний церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской отметил, что «новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация». Действительно, подвиг новомучеников для современного человека должен быть примером, нравственным ориентиром, на который необходимо равняться.

Многое делается для увековечивания их памяти. Недавно были разработаны методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, разработано учебное пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе» и многое другое.

Но, вместе с тем, в наши дни мы видим, как многие пытаются очернить память новомучеников Российских. Вспомним хотя бы о дискуссии по вопросу канонизации царской семьи и многочисленных обвинениях Церкви во вмешательстве в политическую жизнь.

Некоторые ресурсы либеральной направленности скептически отзываются о подвиге новомучеников, критикуют отдельные аспекты жизни Церкви в советский период. Для них подвиг новомучеников, равно как и любой подвиг за веру, является антипримером, так как сами они исповедуют совершенно иные ценности. Вместо жизни по вере, вместо следования за Христом даже до смерти, они предпочитают блага мира сего и жизнь по своим эгоистическим потребностям. Поэтому и подвиг новомучеников вызывает у них столь сильное неприятие.

И тут нужно сказать несколько слов о глобальном вопросе — вопросе нравственности в современном мире. Как уже было сказано выше, новомученики — это пример нравственной жизни. Наш мир предлагает другой, антихристианский, пример нравственности. И мы должны противопоставить ему свои традиционные ценности. Мы, как ученики Христовы, призваны быть светом миру. «Вы — свет мира» (Мф. 5:14), — говорит Господь. И этим светом мы должны быть везде: в быту, в общении с окружающими людьми и так далее. Как я уже сказал, подвиг новомучеников подвергается критике в ряде СМИ. Значит и в виртуальном пространстве мы должны быть светом миру. Напомню прекрасные слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что верующие должны защищать свою Церковь и в Интернет-дискуссиях: «молчать, ссылаясь на то, что, мол, это все чепуха, не надо. Это грех — не ответить».

Недавно имел честь принять участие в одном проекте, целью которого было научить пользователей нравственности в Сети. «Студия нравственной журналистики» — это проект, осуществленный при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива», а также таких площадок как «Живой журнал» и православная социальная сеть «Елицы». Мы с коллегами провели четыре группы вебинаров, каждая из которых была посвящена тому или иному аспекту нравственности в Интернете. Были рассмотрены многие вопросы: что такое нравственность и почему мы должны быть нравственными, как писать нравственные тексты, как создать нравственный Интернет-ресурс, как вести грамотную дискуссию и многое другое.

Разговор о нравственности в современном мире — это важный и востребованный разговор. Убежден, что мы, православные христиане, должны противопоставить распущенности современного мира свою нравственность. Мы должны быть «светом миру» и свет этот должен сиять везде, а нам нужно быть достойным подвига новомучеников и исповедников Российских.

Теги: новомученики и исповедники Церкви Русской иерей Александр Ермолин региональные Рождественские чтения Рождественские чтения 1917—2017: уроки столетия

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *