Душевное уныние


Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким, как печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия. Иногда эти слова считаются синонимами. В клиническом состоянии грусть переходит в депрессивные состояния организма. Это может повлечь за собой постоянные приступы меланхолии, плохого настроения, неспособность делать обычные повседневные дела.
Грусть характеризуется несильным, неглубоким и кратковременным переживанием. В отличие от сходных эмоций, грусть имеет наименьшую неприятность переживания. В некоторых случаях она может быть приятна (так называемая «светлая грусть»). Грусть не обязательно является следствием сильного потрясения или психотравмы, зачастую это обыденное неклиническое явление. В отличие от более сильных эмоций, грусть не нарушает нормальную работоспособность человека, она лишь снижает его оживление.
Тоска
Тоска является наиболее сильным, интенсивным и продолжительным чувством. Она характеризуется наибольшей неприятностью переживания.
Уныние
Уныние (лат. acedia), в отличие от грусти и тоски, заведомо не имеет мотивационной силы. Если грусть и тоска могут сопровождаться желанием изменить ситуацию к лучшему, то при унынии такого желания нет. Уныние характеризуется наибольшей двигательной заторможенностью и снижением работоспособности. Уныние, в отличие от тоски и грусти, в некоторой степени определяется предрасположенностью человека к плохому настроению. Оно может обозначать длительное хроническое плохое настроение.
В Википедии записано: «Уныние (лат. acedia) — отрицательно окрашенное настроение, подавленное состояние духа, сопровождающееся общим упадком сил. Сильное уныние характерно для депрессии и может предварять самоубийство».
Печаль
Печаль является в данном аспекте более неопределённой. Она занимает промежуточное положение между тоской, унынием и грустью, склоняясь ближе к одному или другому.
Скорбь
Скорбь, как правило, возникает в результате утраты или потери дорогого человека. Любая утрата, даже потеря какой-либо ценности, вызывает тяжелые чувства, но самая большая боль связана со смертью любимого человека и потерей физических или умственных возможностей — инвалидностью (Википедия).
Ошо ( Ocho) о печали.
Депрессия это подавленный гнев. Слово депрессия – слово говорящее. Пресс – значить давить. Когда ты слишком часто подавляешь гнев, он превращается в печаль. Печаль негативная ипостась гнева. Печаль больше присуща женщинам. Если ты перестанешь её подавлять, она превратится в гнев. Мы на что-то злились,- возможно, даже в детстве, но никак не выражали; отсюда депрессия. У депрессии нет проблемы. Настоящая, истинная проблема – гнев. Продолжая осуждать депрессию, мы боремся с тенью. Откуда происходит депрессия. В нас заключён гнев – по отношению к матери, отцу, к самому себе, к окружающему миру. Так как считается, что гневаться плохо, с самого детства мы стараемся улыбаться. Нас научили этому хорошо. Мы натягиваем на себя улыбку, мы подавляем гнев. Теперь мы не можем от него избавиться – вот что такое депрессия.

Давайте гневу выход. Как только гнев выйдет на поверхность, депрессия исчезнет. Замечали ли вы когда-нибудь, насколько хорошо иногда становится после вспышки гнева?
Выполняйте медитацию гнева каждый день …достаточно 20 минут. На третий день вы уже будете приступать к выполнению этого упражнения с нетерпением. Это принесет вам огромное облегчение…вы увидите, ваша депрессия исчезнет. Вы впервые по-настоящему улыбнетесь. В состоянии депрессии вы не могли улыбаться, вы притворялись. Так как человек не может не улыбаться, он вынужден притворяться — но это очень ранит. Это не делает вас счастливым; но это напоминает вам, насколько вы несчастны. Если вы это осознаёте — хорошо.Всё, что причиняет нам боль, приносит пользу. Люди настолько больны, что даже то, что приносит им пользу, причиняет им боль. Но это хорошо.
А.С. Пушкин писал:
* * *
«На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может».
Е.П. Ильин в книге «Эмоции и чувства» пишет:
«Печаль
Печаль, согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, — состо­яние душевной горечи. Она хорошо описана С. Есениным:
Грустно… Душевные муки
Сердце терзают и рвут,
Времени скучные звуки
Мне и вздохнуть не дают.
Ляжешь, а горькая дума
Так и не сходит с ума…
Голову кружит от шума.
Как же мне быть… и сама
Моя изнывает душа.
Нет утешенья ни в ком.
Ходишь едва-то дыша.
Мрачно и дико кругом.
Доля, зачем ты дана!
Голову негде склонить,
Жизнь и горька и бедна,
Тяжко без счастия жить.
Печаль может быть вызвана разлукой, психологической изоляцией (так называемым чувством одиночества) и неудачей в достижении цели, разочарованием, т. е. несбывшейся надеждой. Последняя означает не что иное, как утрату мечты. Таким образом, главной и универсаль­ной причиной печали является утрата чего-либо значимого для чело­века: непосредственного психологического контакта с дорогим чело­веком или с другими людьми (ощущение одиночества), утрата перс­пективы в достижении желаемой цели.
Роль печали в духовной жизни человека, в формировании устой­чивых связей с людьми, которыми мы дорожим, очевидна (напри­мер, проявление печали в виде скорби о смерти любимого человека; см. п. 7.8). Правда, хотя печаль относят к негативным эмоциям, она может сопровождать и положительные переживания и чувства чело­века. Недаром в одной песне поется, что «любовь никогда не бывает без грусти», потому что разлука с любимым человеком приводит к пе­чали. Тихая печаль может быть приятна человеку.
Как отмечает Изард, «печаль, замедляя общий темп жизни челове­ка, дает ему возможность «оглянуться назад». Замедление психиче­ских и соматических процессов, которыми сопровождается эмоция пе­чали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумы­вался. Так, в печали вы вдруг осознаете, сколько драгоценных возмож­ностей, предоставленных вам жизнью, вы упустили. Подчас, только потеряв близкого человека, мы начинаем понимать, что значат в на­шей жизни родственные и семейные узы. Печаль может напомнить вам, как важно оказывать знаки внимания дорогим людям, позволит остро оценить ценность жизни» (2000, с. 201). Важна и сигнальная роль эмоции печали: выражая печаль, человек показывает другим людям, что ему плохо, он нуждается в помощи, поддержке. И действи­тельно, выражение печали вызывает сочувствие со стороны окружа­ющих, даже если эта печаль — печаль преступника (Savitsky, Sim, 1974).
При печали происходят сдвиги, обратные тем, которые наблюда­ются при радости: торможение моторики, сужение кровеносных сосу­дов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосу­дов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать не­достаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди. Стараясь облегчить это состояние, он начинает делать продолжительные и глубокие вздохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения мед­ленные, руки и голова опущены; голос слабый, а речь замедленная, растянутая. Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями.
У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, уголки рта опущены. Ха­рактерно при этом, что отчетливо мимика печали может выражаться всего несколько секунд, а ее переживание может длиться очень долго. Правда, при этом кое-какие мимические признаки все же остаются: лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза ка­жутся тусклыми.
Характерным для переживания печали является ощущение тяже­сти во всем теле. Воспринимая окружающий мир, человек видит во­круг себя только мрак и пустоту, жизнь кажется ему серой и унылой. При сильной печали у человека появляются болезненные ощущения в груди.
Печаль замедляет не только физическую, но и умственную актив­ность человека. Эмоция печали лежит в основе такого психического расстройства, как депрессия.
По С. И. Ожегову, безнадежная печаль — это уныние, а легкая пе­чаль — грусть.
Уныние
Данное эмоциональное состояние С. И. Ожеговым (1985) понимает­ся двояко: как гнетущая скука и как безнадежная печаль. Мне пред­ставляется это понимание уныния с психологической точки зрения не совсем точным. Понимание уныния как скуки скорее бытовое, что иллюстрирует, например, устойчивое словосочетание «унылый пей­заж», т. е. однообразный, наводящий скуку, Вспомним А. С. Пушки­на, писавшего про осень: «Унылая пора! Очей очарованье!» Другое дело уныние как эмоциональное состояние человека. Конечно, в ка­кой-то степени в нем может присутствовать и скука как потеря инте­реса к происходящему, но главной когнитивной составляющей данной эмоции представляется оценка безысходности ситуации, связанной с удовлетворением потребности, влечения, с достижением задуманно­го и желаемого. Уныние охватывает болельщиков после проигрыша их любимой командой матча, который являлся важным для завоева­ния призового места. Уныние испытывает абитуриент, получивший на первом вступительном экзамене в институт низкую оценку, остав­ляющую ему мало шансов на общий успех. Таким образом, уныние связано с неблагоприятным прогнозом на исход еще не закончивше­гося процесса, когда все же остаются какие-то шансы на успех, дости­жение цели. Когда же человеком завладевает ощущение безнадежно­сти или итог становится окончательно ясным, возникают другие эмо­ции — разочарование, отчаяние, печаль, горе» (1, с. 183-186).
Литература:
1.Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб,:Питер, 2008.
2. Ошо. О чувствах М.:ООО София, 2010.
Печаль
Автор Н.И.Козлов
Печаль имеет много лиц. Это сожаление, огорчение, грусть, тоска, уныние, боль, скорбь, горе, меланхолия… — так проявляет себя одна из распространенных негативных базовых эмоций, возникающая при отсутствии удовлетворения либо потере чего-либо. Какой бы ни была печаль, она всегда противоположна радости.
Что представляет собой печаль на уровне физиологии мозга? Субъективно это переживается как снижение настроения, но на деле — это не отсутствие эмоции, это не подавление и не торможение нейропсихических процессов. Нижние медиальные отделы префронтальной коры, обслуживающие эмоциональный интеллект, демонстрируют стойкое возбуждение у людей в переживании печали либо депрессии. То есть с точки зрения нейронов, с точки зрения материального субстрата психики,- то, что мы воспринимаем как подавленность и отсутствие настроения, это на деле очень яркая, сильная, стабильная эмоция, к тому же склонная уходить в самоподдерживающийся цикл.
В чем смысл и внутренняя выгода печали?
Классический психоанализ по поводу печали создает очень сложные смысловые конструкции: «В чем же состоит работа, проделываемая печалью? Я полагаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление…»
«Реальность подсказывает»? — или человек интерпретирует реальность определенным образом? «Сопротивление поднимается» — само поднимается? — или человек начинает сопротивление тому, что его не устраивает? — к концепции печали, изложенной Фрейдом, есть много вопросов. Если это не физиология, а душевная жизнь, то в свободном пространстве душевной жизни само ничего не происходит: все делает кто-то, почему-то или зачем-то…
В синтон-подходе печаль понимается по-другому, а именно как авторское действие, как небольшое убийство собственной жизненности, мелкое душевное членовредительство. Ребенок, которому не понравилось то, что сказали ему родители, вполне может опустить несчастно плечи, сделать несчастное лицо с выражением страдания и пойти вдаль, едва волоча ноги и показывая всем своим существом, как противные родители уничтожили его радость и лишили его желания в этом мире радоваться и вообще жить… Это спектакль, который вполне распространен и, как правило, эффективен. Со временем это становится просто дурной привычкой к внутреннему негативу.
Печаль — выражение неблагодарности к жизни. Вместо того, чтобы благодарить жизнь за то, что она тебе дала, печалящийся упрекает жизнь за то, что дали поздно или ненадолго. Слушай песню группы «Лейся, песня!»: «Где же ты была?» Человек наконец-то нашел свою любовь. У него радость — огромная, колоссальная! Которую он выражает в тоске — а вот чего же эта радость у него только сегодня, а не со вчерашнего дня?
Тот, кто умеет и любит быть счастливым, найдет счастье во всем. Вот, например, что делать, если перед вами Озеро Печали, и оно тянет вас? Нормальное большинство в него ныряет — и тонет. Рассудительные все-таки остаются на берегу и Озеро наблюдают как очередной природный объект. А самые веселые смело в него ныряют — и плещутся в сладкой Печали, наслаждаясь ее прозрачностью. А когда время купания заканчивается, они с Печалью благодарно прощаются и спокойно идут себе дальше.
Склонность к печали воспитывают художественные произведения романтического крыла, где печаль показывает возвышенность натуры. Для Романтика, как этикотипа, очень характерно чередование необоснованного энтузиазма и неоправданной печали. С возрастом количество энтузиазма уменьшается, печаль становится преобладающим эмоциональным фоном. В мелких дозах печаль украшает жизнь, как приправа делает пищу вкуснее. Если печаль становится основным фоном жизни, такая жизнь становится малосъедобной, как и блюдо, состоящее из одной приправы.
Деятельные люди к печали не склонны, и если им что-то не нравятся, они или покидают место, которое их не устраивает, или ищут возможность там что-то изменить.
Материал психологос
Печаль по Фрейду
Сопоставление меланхолии и печали оправдывается общей картиной обоих состояний. Также совпадают и поводы к обоим заболеваниям, сводящиеся к влияниям жизненных условий в тех случаях, где удается установить эти поводы. Печаль является всегда реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлеченного понятия, как отечество, свобода, идеал и т. п. Под таким же влиянием у некоторых лиц вместо печали наступает меланхолия, отчего мы подозреваем их в болезненном предрасположении. Весьма замечательно также, что нам никогда не приходит в голову рассматривать печаль как болезненное состояние и предоставить ее врачу для лечения, хотя она влечет за собой серьезные отступления от нормального поведения в жизни. Мы надеемся на то, что по истечении некоторого времени она будет преодолена, и считаем вмешательство нецелесообразным и даже вредным.
Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим до бреда ожидания наказания. Эта картина становится нам понятной, если мы принимаем во внимание, что теми же признаками отличается и печаль, за исключением только одного признака: при ней нет нарушения самочувствия. Во всем остальном картина та же. Тяжелая печаль — реакция на потерю любимого человека — отличается таким же страдальческим настроением, потерей интереса к внешнему миру, поскольку он не напоминает умершего, — потерей способности выбрать какой-нибудь новый объект любви, что значило бы заменить оплакиваемого, отказом от всякой деятельности, не имеющей отношения к памяти умершего. Мы легко понимаем, что эта задержка и ограничение «я» являются выражением исключительной погруженности в печаль, при которой не остается никаких интересов и никаких намерений для чего-нибудь иного. Собственно говоря, такое поведение не кажется нам патологическим только потому, что мы умеем его хорошо объяснить.
Мы принимаем также сравнение, называющее настроение печали страдальческим. Нам ясна станет правильность этого, если мы будем в состоянии экономически охарактеризовать это страдание.
В чем же состоит работа, проделываемая печалью? Я полагаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление, — вообще нужно принять во внимание, что человек нелегко оставляет позиции либидо даже в том случае, когда ему предвидится замена. Это сопротивление может быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект удерживается посредством галлюцинаторного психоза, воплощающего желание… При нормальных условиях победу одерживает уважение к реальности, но требование ее не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает повышенную активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать, почему эта компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью. Замечательно, что эта боль кажется нам сама собою понятной. Фактически же по окончании этой работы печали «я» становится опять свободным и освобожденным от задержек.

Проявления уныния:
Первый и самый достоверный признак – состояние внутренней слабости, неустойчивости душевных порывов. Всё доступное не устраивает: ни местопребывание, ни работа, ни общество родных и знакомых, всё хочется чуть-чуть изменить. Всё недоступное – вожделенно, мечты окутывают, делают неподвижным, неспособным к делу.
Человек испытывает смутное и расплывчатое чувство неудовольствия, отвращения, усталости по отношению к себе, к своему окружению, и к любому виду деятельности. В некоторых случаях уныние наводит на человека глубокое и постоянное отвращение к месту его жительства, указывает ему на причины к неудовольствию этим местом, приводит его к мысли о том, что в другом месте будет лучше. Уныние толкает человека к оставлению своей работы и на поиски новой, наводя его на мысль, что она будет интересней и сделает его более счастливым. Если человек находится в одиночестве, то ему тяжело оставаться на одном месте: страсть толкает его выйти из своего дома, пойти куда-нибудь в разные места. Порой человек становится праздношатающимся и начинает бродяжничать. Как правило, он ищет любых контактов с другими людьми. Эти контакты не являются объективно необходимыми, но подталкиваемый страстью, человек чувствует в них нужду и находит для оправдания их «благие» предлоги. Человек устанавливает и поддерживает пустые связи, которые он питает бесполезными разговорами, проявляя в них обычно праздное любопытство. Хорошее настроение окружающих вызывает у него недоумение, раздражение и явный или скрытый протест. Унылого ничто не утешает и не радует, он не надеется ни на что и никому не верит. Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом.
Другой характерный признак уныния — леность, расстройство сил душевных и телесных, труд кажется непосильным, обязанностей – слишком много, ощущение крайнего переутомления с одновременным желанием самому, своими силами справиться с этим состоянием, и тайным восхищением своими подвигами и благородством.
Становятся характерными упадок сил, потеря мужества, вялость, оцепенение, небрежность, беспечность, сонливость, отягчение тела и души. Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться снижение артериального давления. Народная мудрость гласит: «Унылый дух сушит кости». Конфликт человека с самим собой перерастает в соматический недуг, грех постепенно просачивается в телесную оболочку человека, приобретая черты реальной болезни. Уныние относят к так называемым «смертным» грехам, в частности потому, что разрушение души приводит и к серьёзным физиологическим нарушениям. Определить, насколько далеко зашли процессы разрушения тела можно по таким симптомам уныния, как: нарушения сна в виде сонливости или бессонницы; изменение аппетита (переедание либо полная его утрата); нарушения функции кишечника (чаще всего запоры); снижение энергии, слабость, повышенная утомляемость даже при самых обычных интеллектуальных или физических нагрузках; неприятные ощущения или боли в различных частях тела (в мышцах, желудке, сердце и пр.). Способности человека становятся непостоянными; ум не может сосредоточиться и переходит с одного предмета на другой. Такие люди также подвергаются бессмысленной тревоге, общей тоске, периодическому или постоянному чувству угнетенности, беспричинной усталости, психической и телесной заторможенности. От состояния общей расслабленности возникает чувство пустоты и тошноты, изнеможение, короче, уныние приводит человека к психическому и телесному неравновесию.
Следует также указать на фактор протяженности во времени. Уныние — это хроническое состояние, которое может длиться годами, причем нередко без явной на то причины, и относится к тем состояниям души, которые возникают даже при полном, казалось бы, благополучии. Если другие помыслы приходят и иногда достаточно быстро отступают, как например, блуд или кощунство, то уныние задерживается подолгу, поскольку по своей «сложной» природе связано со всеми остальными страстями. Отсюда возникает особое состояние душевного упадка, которое может принять хроническую форму, более или менее открытую, особенно в тех случаях, когда мы не хотим в нем признаться и прибегнуть к надлежащей помощи.
Уныние порождает чувство безнадёжности, сожаление о якобы потерянном времени, внушает, что человек не может спастись, что усилия его тщетны, труды пропали даром и прочее; приводит его в физическое изнеможение, вызывает смятение ума, волнение души, которая лишается в это время своих благоприобретённых добродетелей и твёрдости. Человек становится не способным сражаться с осаждающими его помыслами, прежде всего — печали. Под воздействием этой страсти человек теряет вкус ко всему, находит всякую вещь пошлой и безвкусной, не ждет более ничего.
Со временем усиливается состояние подавленности духа, потери надежды, сомнения в правильности выбора образа и смысла жизни, нарастает отчаяние. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления — человек потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Совершается бегство — сначала из дома, в поисках развлечений либо выхода из ощущаемого тупика,- а когда исчерпаются все виды развлечений и попыток разорвать замкнутый круг, человек, внутренне опустошившись, переходит в бегство из самой жизни.

Причины уныния
О причинах уныния много написано и у святых отцов и у современных богословов. Преподобный Макарий указывает в качестве причины на неверие. Преподобный Иоанн Лествичник перечисляет несколько причин происхождения уныния: от многословия, чрезмерности трудов; бесчувствия души, забвения небесных благ, от наслаждения, а иногда от того, что страха Божия нет в человеке, или от гордости и самолюбия.
Преподобный Григорий Синаит при перечислении главных страстей вместо слова «уныние» употребляет слово «лень». Это такая лень, которая проявляется по отношению к духовным и нравственным предметам. Не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. Почему? Потому что мы видим, как много в нашей душе страстей и как много надо сделать, чтобы ее очистить.
По мнению современного богослова Г.Бунге основной причиной уныния является уязвлённое «эго» человека, вызвавшее человека на изматывающее единоборство с самим собой. «Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат — угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть..» — пишет наш современник, архимандрит Лазарь Абашидзе.
Практически всегда уныние и тоска возникают по причине внутренней неудовлетворённости собственных амбиций, присущих человеку, а также — излишней праздности и пустого времяпрепровождения. Эта же пустота, в свою очередь, является следствием обращённости человека на земные и чувственные удовольствия, с одновременным отодвиганием на задний план нравственного и духовного содержания жизни. Скорби и страдания в этом случае для человека — что-то отвратительное, совершенно ненужное. Собственно говоря, это закономерное следствие философии гедонизма, жизни «в свое удовольствие», к которой стремятся очень многие.
Святитель Иннокентий Херсонский различал причины, возбуждающие уныние у подвижников, и у неверующих, и маловерных людей и подробно описал их (статья «Врачество от уныния»):
1) Уныние это есть следствие потери веры, маловерия. Люди неверующие вследствие пустоты в душе часто находятся в состоянии сильнейшего уныния. Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».
2) Уныние часто вызывает и сопровождается ропотом, который проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога. Себя же считает безвинно страдающим, и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется.
В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого, а крайним, естественно, оказывается Самый Терпеливый.
3) Гордыня — по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием».
Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.
А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.
Человек смиренный и надеющийся на Бога, знает что Он не даст испытаний выше сил, а потому не унывает даже в тяжких обстоятельствах.
Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.
4) Неудовлетворенность страстей — унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам. По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния. Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться. И так глубоко это состояние овладевает человеком, что даже «по утрам может проявляться сонливостью, обусловленной не физиологической потребностью человека во сне, а его желанием не просыпаться и не включаться в ту жизнь, в которой, как он знает заранее, не будет того, что ему хочется и как ему хочется».
Многие ученые на Западе объективно подчеркивают, что это «болезнь среднего класса», удел амбициозно настроенных личностей, ставящих собственные достижения и успехи выше всяческих условностей и крайне болезненно относящихся к своим поражениям.
Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. О них подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:
«Источников уныния много – и внешних и внутренних.
1) Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.
2) Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не смогши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.
3) Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.
4) Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Перестав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: приходит внутренняя пустота, недовольство и, как следствие, скука и уныние.
5) Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это сопряжено со скорбями и неприятностями. Однако по закону нашего естества печаль должна со временем уменьшиться, а после исчезнуть вовсе. Но при этом человек должен употребить все средства для своего воодушевления и не поддаваться печали. В противном случае может развиться уныние.
6) Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не в свете веры и Евангелия. Например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире и о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют, приходя в итоге к мысли, что все в мире отдано на произвол слепой судьбы и человеческих страстей.
7) Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов». Св. Церковь учит, что всякая «болезнь, печаль, воздыхание», всякая немощь, в том числе и усталость, вошли в человеческую природу после грехопадения наших прародителей.

Описание депрессивного состояния
Проявления страсти уныния, описанные святыми отцами сходны с основными симптомами депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил». Психиатрами в свое время была описана так называемая депрессивная триада: пониженное, тоскливое настроение; замедленное мышление; двигательная заторможенность, вялость.
Депрессия (от латинского слова depressio, что означает прижимать, угнетать, подавлять) – это эмоциональное расстройство, проявляющее себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, беспомощности, вины, снижения или утраты способности испытывать удовольствие от ранее приятных занятий.
В когнитивной (мыслительной) сфере возможны нарушения ясности или эффективности мышления, замедление его темпа. Могут наблюдаться трудности принятия решений, преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом, мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни. Депрессия сопровождается повышенным вниманием к собственному внутреннему миру и снижением интереса к внешней действительности. Человек убежден, что какой-то аспект его личности плох, нездоров.
В поведении депрессия проявляется пассивностью, снижением целенаправленной активности, стремлением к уединению, потерей интереса к другим людям, отказом от развлечений, злоупотреблением алкоголем и психоактивными веществами, дающими временное облегчение. Депрессия часто сопровождается различными видами зависимостей: от алкоголизма и наркомании до трудоголизма и нарушений пищевого поведения. Отмечается снижение работоспособности, повышенная утомляемость, отсутствие мотивации — человек перестает видеть смысл в своей деятельности, не понимает, зачем ему утром вставать с кровати, умываться, идти на работу. Он теряет интерес к тому, что раньше его радовало. Сужается круг его занятий, круг общения.
Характерные признаки депрессивных состояний:
1.Тягостное чувство подавленности, угнетенности, утраты, сопровождающееся ощущением душевной боли, тяжести в груди.
2.Чувство беспокойства, тревоги, волнения, надвигающегося несчастья, беды, пессимизм.
3.Ощущение безразличия, равнодушия, утраты желаний, интереса к чему бы то ни было. Болезненное психическое бесчувствие — крайне тягостное и мучительное переживание потери чувств, отсутствия эмоционального отклика в отношении близких людей или значимых событий, ситуаций.
4.Неспособность радоваться и получать удовольствие от жизни
5.Немотивированная раздражительность, брюзжание, недовольство происходящим вокруг.
6.Невозможность концентрироваться и принимать решения, сосредоточиться, отвлечься от одних и тех же, крайне тягостных, пессимистичных размышлений и воспоминаний.
7.Нерешительность, неуверенность в своих силах, плаксивость.
8.Убежденность в своей виновности, греховности, бесполезности, неполноценности.
9.Мысли о самоубийстве.
10.Снижение активности, отсутствие энергии и упадок сил. Двигательная заторможенность проявляется в снижении активности, человек не в силах заставить себя чем-либо заняться, становится вялым и пассивным, для выполнения обычных, элементарных задач (почистить зубы, одеться) требуются неимоверные усилия (либо наоборот – неусидчивость)
11.Ипохондричность, обеспокоенность состоянием своего здоровья, сопровождающаяся различными неприятными ощущениями в теле.
12.Нарушение сна — бессонница, ранние утренние просыпания, либо избыточная сонливость.
13.Нарушение аппетита — отсутствие, или чрезмерное усиление аппетита.
14.Сексуальные расстройства.
15.Иногда депрессия сопровождается страхами, паническими атаками и некоторыми другими психическими расстройствами.

Депрессия – это состояние, для которого характерны негативное восприятие всех проявлений своей жизни и глубокий пессимизм в отношении собственного будущего, которое видится как нескончаемые страдания. Человек чувствует себя никому не нужным, чувствует подавленность, апатию, полное отсутствие желаний. Человек, пораженный депрессией, убивает в себе радость жизни. Теряется упование на Бога, любовь и открытость на ближних. Приходят мысли о собственной никчемности, возникает ступор доверия Богу, страх сделать следующий шаг из боязни промахнуться.
Причины невротической депрессии
Сразу оговорюсь, что в данной статье речь пойдёт о преодолении состояния психологической или невротической депрессии, при которой ещё не наступили серьёзные физиологические изменения на уровне тканей центральной нервной системы. В случае таких изменений, которые могут быть как следствием длительного порабощения страстью уныния, так и врождёнными или соматически обусловленными, депрессия называется клинической (или эндогенной) и лечится психиатром.
Исследования в области психиатрии выявили следующие психологические факторы депрессий:
— особый стиль мышления, т.н. негативное мышление, для которого характерна фиксация на отрицательных сторонах жизни и собственной личности, склонность видеть в негативном свете окружающую жизнь и свое будущее;
— специфический стиль общения в семье с повышенным уровнем критики, повышенной конфликтностью;
— повышенное число стрессогенных жизненных событий в личной жизни (разлуки, разводы, алкоголизация близких, смерть близких);
— социальная изоляция с малым числом теплых, доверительных контактов, которые могли бы служить источником эмоциональной поддержки.

Одной из причин депрессии считают накопившееся за длительный срок эмоциональное напряжение (стресс), которое вызвано неправильным отношением к миру и себе, что приводит к накоплению неудач и снижению внутренней гармонии в человеке.

Социальный контекст депрессий складывается от отношений в семье до ситуации в обществе в целом. Рост депрессий в современной цивилизации связывают с высоким темпом жизни, повышенным уровнем ее стрессогенности: конкурентностью в современном обществе, социальной нестабильностью — высоким уровнем миграции, трудными экономическими условиями, неуверенностью в завтрашнем дне. В современном обществе культивируется целый ряд ценностей, обрекающих человека на постоянное недовольство собой — культ физического и личностного самосовершенствования, культ силы, превосходства над другими людьми и личного благополучия. Это заставляет людей тяжело переживать и скрывать свои проблемы и неудачи, лишает их эмоциональной поддержки и обрекает на одиночество.
Психологическая депрессия всегда имеет внешнюю причину, она возникает как реакция на какие-то события в жизни. Очень часто подобные состояния возникают из-за того, что «жизнь сложилась не так, как хотелось бы»; не осуществилось желаемое, произошел какой-то конфликт, нанесена была та или иная обида.
С психоаналитической точки зрения, депрессии могут быть вызваны утратой значимого человека — его смертью, отвержением или разочарованием в нем. Среди других причин отмечается крушение иллюзий и идеалов, чувство беспомощности перед непреодолимыми трудностями. Ещё одна причина депрессии — реакции человека на конфликт между собственными высокими притязаниями и осознанием собственной неспособности их осуществить (чувство никчемности). Злость на себя является неизбежным следствием чувства беспомощности и бессилия (интроективная депрессия). Например, может быть выявлен конфликт между желанием быть независимым и одновременное желание получать в большом объеме поддержку и заботу от других людей. Другим типичным конфликтом является наличие гнева, обиды на весь белый свет в сочетании с потребностью быть всегда хорошим и сохранять расположение близких.
Когнитивный психолог Аарон Бек считал, что проблемы с депрессией — результат ошибочных допущений и предпосылок, которые возникают главным образом из-за искаженного восприятия реальности. Мышление многих людей часто тенденциозно, когда они требуют от себя и от мира невозможного. А.Бек выявил триаду депрессии — негативный взгляд на себя, на мир, на своё будущее. При этом возникают так называемые когнитивные искажения, среди которых наиболее часто встречаются:
Персонализация — склонность объяснять и приписывать негативным событиям в мире личную причинную значимость. При депрессии человек обвиняет самого себя в случившемся, узнав, например, о несчастном случае в соседнем доме. Или думает – «Как я могу спокойно есть, когда дети в Африке голодают». Дихотомическое мышление – Всё на свете у таких людей — черное или белое. Нет нейтральности. «Кто не с нами — тот против нас», и если мир не таков, каким я хочу его видеть и не могу изменить – то мир ужасен и всё плохо и, следовательно, есть причины для мрачного взгляда исподлобья. Произвольное умозаключение — заболел ребенок, и женщина думает про себя: — «Я ужасная мать! И нет мне прощенья!” Катастрофизация событий: — «Это ужасно, если обо мне кто-то будет плохого мнения.» Или: — «Это ужасно, если меня сократят и я останусь без работы!»
Установки, предрасполагающие к депрессии, от которых надо избавляться: Чтобы я был счастлив, меня все должны любить. Чтобы быть счастливым, надо везде добиваться успеха. Хорошо быть знаменитым, а если я не знаменит, то я — посредственность. Невозможно жить без любви. Если меня разлюбили, то я ничего не стою. Если кто-то не согласен со мной, то это — ужасно плохо, так как я ничего не значу. Если я совершил ошибку, то значит я – неспособный, дурак и ничтожество.
Карен Хорни говорила о тирании долженствования, при помощи которой человек загоняет себя в депрессию. Согласно этому подходу, невротик, страдающий от депрессии, как бы говорит сам себе: — Я должен: …Быть великим по благородству, достоинству и храбрости, самоотверженности. …всегда быть счастливым и безмятежным. …быть лучшим любовником, другом, родителем, учителем, супругом. …хладнокровно вынести любое испытание. …должен уметь найти быстро решение любой проблемы. …всё знать, понимать и предвидеть. …всегда быть искренним и управлять своими чувствами. …отстаивать своё достоинство и никогда не должен причинять вреда окружающим. …всегда быть максимально продуктивным. И кроме всего этого: никогда не должен уставать и болеть, не должен испытывать тревогу или печаль.
Все эти идеи долженствования требует от человека слишком больших нервно-психических затрат. Когда эти ресурсы заканчиваются, наступает депрессия. Поэтому отказ от нереалистических требований к самому себе, которые, скорее всего, заложены в человеке его родителями, приводит к значительному смягчению симптомов депрессии. Когда мир не оказывается таким, каким его хочется видеть, инфантильный человек впадает в депрессию. Но этого не происходит, когда человек не требует от окружающего мира всего, что ему хочется. А невротику, как правило, хочется очень много, всего и сразу.
С точки зрения экзистенционального анализа, депрессия — это психическое расстройство, тяжесть которого определяется степенью нарушения переживания ценности жизни.
Священник Андрей Лоргус отмечает также такой вид уныния, как «религиозная депрессия, которая происходит от неправильного понимания духа христианства. Некоторые православные христиане поддерживают в себе мысль: «Мир лежит во зле, радоваться нечему, все тлен, пустота». Некоторые считают, что страдать – полезно для души. И когда им страдания посылаются обстоятельствами жизни, то есть Господом, то вместо того, чтобы их достойно принимать, осмыслять духовно, воспринимать как школу, как испытание, начинают унывать, разрушая душу страстью, что в свою очередь может приводить к клинической депрессии, к серьезным и необратимым изменениям личности. … Депрессия может стать хронической, превратиться в черту характера. Человеку начинает казаться, что он такой по природе….Более того, есть разряд людей, которые свою депрессию любят, холят и лелеют. Одна из причин этого — неадекватное чувство вины, то есть вины, которой на самом деле нет. Есть люди, которые несут в себе эту иррациональную вину всю жизнь, думая, что такая тотальная виновность помогает их покаянию. Ещё в депрессию часто впадают люди, стоящие в принципиальной жизненной позиции жертвы: «Я маленький, я слабый, бедный-несчастный, я никому не интересен!» Они заранее убеждены, что ничего хорошего в их жизни не будет. Позиция жертвы имеет множество выгод: с жертвы меньше спрос, она ни за что не отвечает и, соответственно, ни в чем не может быть виновата. Поэтому человек с неизбывным чувством вины очень часто прячется за ролью жертвы. А жертва должна все время поддерживать имидж несчастного человека, то есть подогревать в себе состояние депрессии, состояние уныния».
На данном семинаре нами были рассмотрены внешние проявления и причины состояний уныния и депрессии, а способы преодоления данных состояний будут подробно изложены на следующем семинаре.

Вся электронная библиотека >>>

Деловая психология

Деловая психология

Раздел: Экономика и юриспруденция

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio — отклонение) — поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм (основные виды такого поведения — преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение).

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona — личность, лицо — обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio — подавление) — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare — определять) — философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

ДИАЛОГ (греч. dialogos) — попеременный обмен репликами двух и более людей.

ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека.

ДУША ~ понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.

К содержанию: Деловая психология. Курс лекций

Практическая психология Психология Учебник по психологии

Сферы практического применения психологического знания. Особая…

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

Психология

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

…и нормативные документы, относящиеся к практической психологии

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления…

Общие сведения о психологии и психики

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

Психология и педагогика

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов…

Тематические цитаты определения терминов

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане…

Эволюция этнологических воззрений в России и во всем мире….

Трансерфинг реальности — перемещение энергии мыслей

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной…

Психолог Владимир Крупин, работавший ранее в столичной психиатрической клинической больнице №4 им. Ганушкина, прокомментировал в эфире Радио «КП» (radiokp.ru) эту информацию.

По словам психолога, на эти средства можно спасти очень многих людей от отчаяния и депрессии. Специалист подчеркнул, что отчаяние — это бытовой термин, а депрессия — психиатрический.

«Все это похоже на какие-то превентивные меры. Может, память о великой депрессии не ушла далеко. Формулировки, которые приведены, очень размыто звучат. Что такое борьба с отчаянием? Я не знаю исследований, при которых там все отчаялись, может они и есть.

Но мы вообще знаем, что американское правительство, как могло, поддерживало своих граждан. И если эти деньги планируется потратить на пропаганду здорового образа жизни, то это прекрасно», — сказал Крупин.

Он отметил, что для борьбы с отчаянием должны приниматься эффективные меры, а не просто лозунги и мотивация. Однако пункт о повышении ответственности, который значится в целях расходования средств, не понятен.

«Видимо волнуются американцы, что общество в уныние впадет. Это все равно все завязано с экономикой. Все меры-то направлены, Чтобы экономика не рухнула, мне кажется.

Когда у человека есть доход, который позволяет ему жить так, что даже что-то откладывать, то у него можно чаще увидеть отчаяние, чем у человека, который борется за выживание, который условно ищет себе возможность купить кусок хлеба.

Мне кажется, что у нас это так не работало бы. Ну, что? Развесить плакаты везде: «Будь ответственней!», «Не вешай нос!». Есть большое сомнение, что это как-то работает», — отмечает психолог.

Федерация независимых американских страховщиков провела исследование и предоставила отчет, в котором рассказала о проблемах поколения миллениалов.

По сравнению с предыдущим поколением (Х), их здоровье намного хуже, а смертность выше на 40%. Виной тому, в частности, депрессия.

Психический иммунитет капризен. Изо дня в день мы подтачиваем его мелкими расстройствами и с завидной регулярностью обрушиваем на него проблемы вселенского масштаба. Микрострессы сменяются глубокими душевными травмами, кратковременная печаль — затяжной депрессией…

А меж тем давайте согласимся: человек создан не для страданий. А для счастья — как птица для полёта… Можно вспомнить и ещё одно менее избитое выражение, авторство которого приписывают Сократу: «В человеке есть солнце. Дайте ему светить!»

Пройдите тест, чтобы понять, депрессия у вас или просто приступ плохого настроения, который случается у каждого.

Клиническая депрессия требует лечения у специалиста — психотерапевта или психиатра. Но если мы имеем дело с затянувшимся периодом уныния, которое в быту тоже именуется депрессией, можно попробовать простые, но эффективные способы вернуться к душевному равновесию.

Откажитесь от негативных идей

Существуют определённые деструктивные мысли, которые можно сразу отнести к разряду ложных: «у меня такая карма», «я притягиваю несчастья», «меня сглазили». Это разрушительные для развития личности заблуждения.

Не лучше и обобщения: «я живу в плохой стране», «меня никто не любит», «мне ни на что не хватает денег» и так далее…

Если вы принимаете такие «объяснения» своих несчастий, появляется мнимое чувство контроля над ситуацией. Кажется, стоит найти нового спутника жизни, поменять работу, пойти на карате, уехать за границу — и депрессия тоже пройдёт.

Однако основная проблема кроется в нашем собственном восприятии. Искажённый взгляд на мир — это способность видеть только негативное. Мы начинаем обращать внимание на плохие стороны жизни, наши недостатки кажутся огромными, проблемы непреодолимыми, а жизнь — чередой бессмысленных страданий.

Но суть депрессии в том и состоит, что она создаёт иллюзию действительности, а вовсе не отражает истинное положение вещей.

Говорят, после любого краха можно восстановиться за 7 дней.

Измените искажённое восприятие:

  • Найдите аргументы в пользу того, что дела идут не так уж плохо. Поспорьте со своим сознанием. Объясните ему, что ситуация в действительности гораздо лучше, чем кажется: «Развод — это плохо, но теперь дома стало спокойнее, не нужно постоянно выяснять отношения, у меня появилось больше времени на общение с друзьями» и т.д.
  • Развейте дурные мысли… холодной водой. Низкие температуры бодрят организм. Иногда достаточно несколько раз умыться или принять прохладный душ, и разрушительные идеи начнут отступать.
  • Перестаньте обсуждать плохое, чтобы не думать о плохом. Когда делишься своими переживаниями с родственниками, знакомыми или коллегами по работе, ты нанизываешь одну негативную мысль на другую, множишь их и в определённом смысле раздуваешь.
  • Старайтесь жить настоящим, не возвращайтесь мыслями в прошлое, где осталось множество обид и огорчений. И не тревожьтесь о будущем, поскольку единственный способ повлиять на него — сделать что-то полезное прямо сейчас. Впрочем, если очень захочется «помянуть старое», сделайте это добрым словом. Вспомните день, когда вы испытали самый большой прилив восторга и счастья.
  • Восстановите это состояние. Переживите его заново.

Приведите себя в форму

То, как мы себя чувствуем, зачастую зависит от того, как мы выглядим. Если человек себе нравится, если он доволен собой, у него куда больше причин для радости. Когда мы принимаем себя такими, какие мы есть, справиться с душевными томлениями куда проще. Иногда, чтобы полюбить себя, требуется полная смена имиджа.

Читайте советы эксперта по позитивным переменам.

Кроме того, депрессия связана и с состоянием нашего организма в целом. Повышенная утомляемость и вредные привычки — провокаторы стрессов. А вот здоровый образ жизни, правильное питание, режим дня и спорт — залог хорошего самочувствия и радостного взгляда на мир. Кстати, самый быстрый способ отпугнуть лёгкую печаль — сделать 20 приседаний.

Медитируйте

Медитация — хороший способ обретения внутреннего баланса. Духовные практики, которые сочетают в себе лёгкие физические упражнения и методику визуализации, легко снимают напряжение, успокаивают ум и сердце.

Медитация — один из самых безвредных и в то же время эффективных способов борьбы со злобой, беспокойством, нервозностью и ленью, перерастающей в депрессию.

Как отпустить глубинные страхи и боль, читайте в статье «Проблема как шанс на лучшую жизнь».

Развивайте силу воли

Без силы воли нельзя отказаться от вредных привычек. Невозможно начать регулярно заниматься спортом, контролировать вес, быть трудолюбивым.

Праздность чревата развитием лени, тоски, недовольства окружающими и самим собой. Так недалеко и до депрессии, которая подпитывается безволием и растёт как на дрожжах от слабости.

Придерживайтесь тактики небольших шагов. Разберите полку в шкафу или вымойте кухню — сделайте что-нибудь сегодня, прямо сейчас. А завтра побалуйте себя чтением любимого журнала или ванной с морской солью. И обязательно повторите свой маленький подвиг.

Запомните 10 правил счастливого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *