Душевный и духовный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ

«ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМ. П.П. ЕРШОВА»

Реферат

Духовность и душевность в общении

Выполнила: студентка 911 группы, II курса

Проверил: Андреенко В.М.

2013г.

Духовность и душевность в общении.

Душа (по-еврейски «нефеш) есть сама личность. Душа состоит из разума, чувств (эмоций) и воли.

Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Душевные христиане живут и водятся чувствами, т.е. принимают решения, основанные на своих чувствах или своих мыслях, добиваются чего-то собственной волей, а духовные христиане живут ВЕРОЙ в Слово Божие, и принимают решения на основании личного откровения («рэмо»), согласованного с записанным словом Божьим. Душевный человек ходит перед людьми, а духовный — ходит пред Господом.

Душевная мама, спасающая ребенка от наркомании, будет думать: «Если Бог не поможет, то пойду к бабке», — и у нее не возникает мысли об абсурдности такого умозаключения! Хотя она знает из Библии, что это грех. Но она сознательно делает неправильный выбор. Потому, что душевная любовь к своему ребенку для нее выше слова Божьего. Духовная мама скажет: «Господь Всемогущий, мне некуда больше идти, потому что у Тебя глаголы вечной жизни!».

Душевные христиане будут давать взятки судьям (может, осудят не так сурово), выпивать с сослуживцами (чтобы никого не обидеть).

На душевной домашней группе будут обсуждать власть, жаловаться на болезни, делиться рецептами блюд. На 8 марта даже поздравят соседских бабушек. Все как в миру. Читают вместе Библию, ну и что? Просто «так надо», ну и …есть повод поговорить! Много народа приходит на такую группу? На концертах эстрадных звезд народа собирается гораздо больше, но это не говорит о его духовности.

Примеры душевных поступков, или душевных проявлений.

Пример чувственного.

Душевная незамужняя сестра, которая стремится выйти замуж, будет посещать места, где собираются братья, создавать условия для общения, пытаться строить отношения с понравившимся братом. Духовная незамужняя сестра будет служить Господу, в терпении и смирении ожидая устройства своей жизни только от Него.

Пример волевого.

Человек сам бросил курить или пить, и говорит соседу: «Ты как я не сможешь, у тебя силы воли нет! А у меня воля сильная! Я сам бросил!» Кто в таком случае прославляется? Да он сам! Другое дело, когда человек говорит: «Это Господь меня освободил! Слава Ему!». Чувствуете разницу? Дух всегда будет прославлять Христа, а душа — себя.

Вот такие характеристики душевных и духовных отношений приводит в своей проповеди «Общение» (2003г.) Константин Михайлов:

Характеристика душевных отношений

1) в душевных отношениях в основании лежит человеческое — душа, с ее переживаниями, размышлениями, желаниями;

2) человек устремляет взгляд в себя, а не на Господа;

3) в общении душевных людей присутствуют корыстные мотивы.

Цель душевного общения: угодить себе, желаниям своего сердца.

Характеристика духовных отношений:

1) в духовных отношениях в основании лежит истина Слова Божьего;

2) человек смотрит не на себя, а на Господа;

3) нет корыстных мотивов в общении духовных христиан («любовь… не ищет своего» 1Кор.13:5)

Цель духовного общения: угодить Господу, Его желаниям.

Возлюбленные, когда кто-нибудь в церкви молиться за меня: «Господь, исполни желания ее сердца», я всегда мысленно прошу, что бы Господь исполнил во мне желания Своего сердца. Для меня это имеет решающее значение.

И еще хочется сказать, что духовный рост всегда идет через боль, через умирание для себя, через распятие души. Но каков результат — исполнение воли Божьей! Давайте же принимать от Господа с благодарением те моменты нашей жизни, когда душа скорбит смертельно, а дух ликует от радости о том, что угодил Своему Господу.

Качества души
Шримад Бхагаватам (7.7.19) перечисляет следующие 12 качеств, которыми обладает каждая душа – как индивидуальная душа, так и Сверхдуша. В комментарии Шрила Прабхупада пишет: «Следует помнить, что хотя Верховная Личность Бога и живые существа по своей природе качественно одинаковы, в количественном отношении Господь намного превосходит любое живое существо». Итак, качества души таковы:
1) нитйах – вечность (душа никогда не рождается и не умирает);
2) авйайах – неиссякаемость (душа никогда не истощается. Из нее всегда исходит энергия сознания);
3) шуддхах – чистота.
В саму душу никогда не проникает материальная скверна. Однако сознание индивидуальной души может соприкасаться с материей и так оскверняться или окрашиваться ей. Сознание Сверхдуши или Абсолютной Личности всегда чисто.
4) эках – уникальность и (каждая душа индивидуальна и неповторима, т.е. отлична от других душ);
5) кшетра-гьях – знание тела (душа сознает это материальное тело и потому отлична от него);
6) ашрайах – основа тела (материальное тело не может существовать без духовной души).
7) авикрийах – неподверженность переменам;
Душа неподвержена изменениям, которые происходят с телом. В зависимости от времен года цветы и плоды, растущие на дереве, проходят через шесть стадий развития: рождение, существование, рост, преобразование, увядание и смерть, однако само дерево при этом остается прежним. Подобным образом душа (атма) независима от перемен, происходящих с материальным телом.
8) сва-дрик – самоочевидность присутствия в теле;
Душа самоосвещаемая или лучезарная. Не нужно прилагать усилий, чтобы выявить присутствие души; это выявляется само по себе (если, конечно, разум не осквернен абсурдизмом).
9) хетух – причина всех причин;
Чтобы понять этот пункт, нужно вспомнить, что все эти качества присущи равным образом как индивидуальным душам, так и Сверхдуше. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:
В «Бхагавад-гите» (15.7) Господь Кришна ясно говорит: «Все живые существа являются Моими частями». Таким образом, в качественном отношении живое существо неотлично от Верховной Личности Бога, главенствующего, верховного живого существа. Как сказано в Ведах: Господь — это наделенное индивидуальностью верховное живое существо, которому подчиняются все остальные живые существа.
Будучи частицей или крошечным подобием Бога, живое существо обладает теми же качествами, что и Верховный Господь. В качественном отношении оно едино с Господом, подобно тому как капля морской воды едина по химическому составу с самим морем. Таким образом, в качественном отношении они едины, тогда как в количественном различны.
Постигнув частицу Бога, живое существо, может постичь Самого Верховного Господа, так как все Его качества в незначительной степени присутствуют в живом существе. Живое существо неотлично от Господа, но в то же время Бог бесконечно велик, а живое существо бесконечно мало. Душа по своему размеру не превышает даже размеров атома, тогда как Господь безграничен.
По нашим представлениям небо является необъятным, поэтому Господа можно сравнить с небом, однако на самом деле Он гораздо больше неба. Аналогичным образом мы знаем, что по своему размеру, который составляет одну десятитысечную кончика волоса, живое существо меньше, чем атом, однако по своим качествам оно, так же как и Верховная Личность Бога, является высшей причиной всех причин. По сути дела, только благодаря присутствию в теле живого существа оно функционирует и развивается. И точно так же, именно благодаря присутствию Верховного Господа, во вселенной происходят те или иные изменения, которые продиктованы законами материальной природы. … Бог велик, а душа мала, но оба они суть причина всех причин: Сверхдуша – безграничная причина всех причин на уровне вселенной, а индивидуальная душа – это ограниченная причина всех причин на уровне тела.
10) вйапаках – всепроникновение в границах тела посредством сознания (душа проникает во все части тела посредством сознания).
11) асанги – независимость от тела (душа способна переходить из одного тела в другое);
12) анавритах – непокрытость (душа не покрывается материальной скверной; см. пункт 3)
Таковы основные качества души. Все они описаны в Бхагавад-Гите (2.11-30).

Мы тут обсуждали, что делать, если человек вроде ничего плохого тебе не сделал, но хочется его послать куда подальше или самому сбежать в Пампасы. У меня такое обычно бывает с душными людьми, они вроде бы стараются вести себя дружелюбно, а на деле вызывают чувство, будто никак не можешь отодрать от одежды репейник.

Кто такой для вас «душный человек»?
Для меня это тот, кто пытается обрушиться на меня всей своей массой — пишет 100500 сообщений в час, напрашивается в гости, предлагает быть друзьями до гроба и т.д.
Еще тот, кто с порога начинает рассказывать о своих проблемах («я бедный-несчастный, но вы меня наверное не примете, потому что все плохие, но вы-то может не такие?») или о своих супер-успехах (такое встречается намного реже).
А если первые два пункта сочетаются, то это вообще атас.
Еще я как душность воспринимаю, когда человек всегда изображает полное внимание, ничего о себе не рассказывает, приговаривая «вау, ты такой классный, а вот я-то такой ничтожный, мне про себя сказать нечего».
А вы как определяете душного человека?

Алексей Титков 1354 4 года назад Социолог

Различие «души» и «духа» (греческие psyche и pneuma, латинские anima и spiritus) приходит из поздней античности, в основном из раннего христианства и неоплатонизма. Главная разница в том, что душа входит «в комплект» человеческой природы в течение всей жизни (человек получает душу, когда рождается, и умирает, когда душа отделяется от тела), а дух, духи представляют собой что-то изначально внешнее.

Душа человека, как и его тело, все время одна и та же, при этом душа, как и тело, меняется, развивается, болеет и выздоравливает. Духи, наоборот, неизменные по своей природе, но человек может иметь дело с множеством разных духов, соединяться с одними и и сопротивляться другим. Человек получает или теряет определенный дух, направляется духом, различные духи могут входить в человека и уходить из него.

Соответственно, «душевная жизнь» в литературе примерно XIX века относится к тому, как мы чувствуем, страдаем, переживаем, а «духовная жизнь» — как мы усваиваем или отвергаем различные идеи и правила (религиозные или светские), перестраиваем свою жизнь в соответствии с ними.

В современной науке и современном здравом смысле такое различие по-прежнему значимо, только выражается другими словами. Если сказать, что одни модели восприятия, мышления, поведения определяются устройством и состоянием человеческого организма, а другие человек получает готовыми из внешнего мира, и одни связывать с «инстинктами» и «опытом», а другие с «культурой», «социальной средой» («плохой» или «хорошей»), мы получим примерно ту же самую мысль, но уже в более знакомом виде.

Представить, что культурные модели это тоже своего рода живые существа, которые, как духи в античности, хотят нас захватить, заставить действовать в своих интересах — на первый взгляд кажется чем-то эксцентричным, ненаучной фантастикой, но, скажем, понятие «мема» Ричарда Докинза и Сьюзан Блэкмор предполагает именно такую схему.

Для нас, воспитанников Нового времени, различие «психика — культура» кажется понятнее, чем «душа — дух». Можно представить, что когда-нибудь картина мира снова радикально поменяется и наши потомки точно так же будут спрашивать, что за странные сущности мы имели в виду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *