Две лепты

Знаешь ли ты, дорогой друг, как выглядел храм, куда так часто приходил Иисус Христос? Он был просто прекрасен! Его строили с особой любовью и не жалели никаких драгоценностей, чтобы украсить место молитвы. Также в храме находилась сокровищница, в которую каждый мог положить свое пожертвование — монеты, на которые позже покупалось что-то необходимое для храма.

И вот однажды Господь сидел напротив сокровищницы и смотрел на людей, которые проходили мимо.

Вот подошел один очень богатый человек… Он достал из своего кошелька несколько мин. А знаешь, как выглядела монета с таким необычным названием? Она была прямоугольной! И, скорее, это была даже не монета, а небольшой слиток.

— Большие деньги! — ахнул от изумления кто-то в толпе.

И действительно — это пожертвование было весьма щедрым…

Тем временем к сокровищнице подошли другие — тоже весьма знатные и уважаемые люди. Не поскупились и они, доставая увесистые кошельки.

Жертвователи неторопливо проходили мимо Христа и Его учеников, ловя на себе одобрительные взгляды толпы. Многие из них гордо поднимали головы, довольные тем, что их щедрость оценили по достоинству.

Но вот к сокровищнице подошла одна женщина…

— Что может дать эта бедная вдова? — усмехнулся кто-то из богачей и презрительно посмотрел в ее сторону.

Женщина, смущаясь, достала платок, в который были бережно завернуты две крохотные монетки.

— У нее всего две лепты! — никак не мог угомониться богач. — Разве они нужны Богу? На них ничего-то и не купишь!

Надо тебе сказать, что в те давние времена лептой называлась монета самого низкого достоинства. И на самом деле на нее можно было приобрести лишь самую скромную еду, да и то совсем немного…

Женщина, не поднимая глаз, стыдливо опустила монеты в сокровищницу, а затем отошла. Никто больше не обращал на нее внимания, и лишь Господь, подозвав Своих учеников, сказал:

— Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу!

Однако никто не мог понять, каким образом две лепты могут быть больше нескольких мин, и тогда Христос стал объяснять, что богатым было совсем не сложно жертвовать, ведь у них накоплены целые состояния. А у этой вдовы не было ничего, кроме двух мелких монеток, на которые она могла бы купить хоть немного еды. Но она отдала эти две лепты ради Бога. Так ее дар стал намного более ценным, чем у богатых вельмож.

Видишь, дорогой друг, бывают настоящие чудеса, и что-то маленькое и незначительное вдруг становится дороже и важнее всех богатств на свете! Так, если человек научится делиться тем, что нужно ему самому, душа его станет такой же красивой, как у бедной вдовы из притчи…

Иллюстрация Ирины Саврицкой

Лк 20:45b –21:4 (зач. 103):

Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы).

Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

А ситуация предельно проста: богатые люди клали в храмовую сокровищницу довольно большие суммы в абсолютном исчислении, однако незначительные – относительно тех средств, которые находились в их распоряжении; бедная же вдова положила, как прозрел Христос, «всё пропитание своё, какое имела» – т. е. 100% тех денег, которые у нее были. Она отдала эти две лепты, две медные монетки, – и осталась без денег вообще.

Вряд ли она слышала Нагорную проповедь Спасителя, однако поступила она так, как будто руководствовалась Его словами: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Такова была ее вера, ее надежда – и ее любовь к Богу.

Казалось бы, мораль из этого эпизода евангельской истории совершенно прозрачна. И коль скоро этот фрагмент Нового Завета читают в Церкви уже двадцать веков, то всем христианам – монахам и иерархам, клирикам и мирянам – должно быть ясно, что такое хорошо и что такое плохо. Однако на деле не так: по-прежнему мы видим богатых, поедающих домы вдовиц, вметающих свои неправедно нажитые богатства в церковные сокровищницы и получающих за это церковные ордена, и бедных, отдающих на храм многое из того немногого, что у них есть.

Впрочем, это неудивительно: было бы наивно думать, что Христос обличал исключительно своих современников. То, о чем Спаситель говорит в Евангелии – это универсальное свойство падшей человеческой природы, не зависящее от времени, места, национальности и даже религиозной принадлежности человека, одержимого страстями.

Жертву вдовы можно понимать и метафорически – и это несколько труднее. Не для разума, конечно – здесь нет ничего сложного – а для нашего сердца. У разных людей разные дары, разные таланты – и различны они не только качественно, но и количественно. Попросту говоря, есть люди талантливые, способные – и люди «обычные», «посредственные», «серые». И если человек, наделенный Творцом теми или иными способностями, захочет послужить Богу – его дар может быть велик и ярок. Один напишет икону, другой построит храм, третий организует миссию в епархии…

Люди же обычные гораздо менее заметны, их помощь Церкви воспринимается как нечто само собой разумеющееся и не достойное особой благодарности: баба Маша каждое воскресенье бросает в церковную кружку 50 рублей; баба Глаша после каждой службы моет пол в храме; мама пятерых детей Наташа покупает цветы и украшает иконы…

Но и это – больше о внешнем, чем о внутреннем.

Если же осмелиться вести речь о более высоких материях, то богатые среди нас – те, кто наделен от Бога духовными дарами. Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом.

Человек с детства рос в неблагополучной семье – и не может отвыкнуть от матерной брани; рано начались беспорядочные половые связи – и очень трудно отказаться от этой опустошительной, как сам человек понимает, страсти; кто-то вспыхивает как порох по поводу и без повода и может наговорить такого, что потом сам сгорает от стыда; а кто-то сознаёт окаменение своего сердца и не знает, как сокрушить эту греховную скорлупу.

И вот для последних любой – даже самый малый – шаг к свету, к чистоте – это результат огромного труда, огромной работы над собой, это их посильный (а часто – сверх силы) дар Богу. Но, конечно, в глазах праведников всё это малозначительно и не заслуживает ни похвалы, ни подражания. А ведь должно быть не так.

И хотелось бы, чтобы мы, если удостоил нас Господь быть «праведниками», стали опорой для наших немощных братьев и сестер, чтобы у нас нашлось для них слово утешения и ободрения. А если мы сознаем свою бедность и скудость – то постараемся не унывать и не отчаиваться, но возложить упование на Бога и принести Ему в дар две лепты – наши душевные и телесные силы. А Господь, приняв этот дар, вернет его нам приумноженным.

Почему дар бедной женщины Христу вызвал возмущение иудеев.
За что Иисус выгнал менял из храма. Что можно было купить на тридцать сребреников. Какую зарплату получал Пилат.

«Две лепты, что составляет кодрант»

Христос плохо знал Храм — главную святыню и центр религиозной жизни еврейского народа — и недолюбливал это место. Однажды ученики, которые ориентировались в Иерусалиме лучше учителя, хотели обратить его внимание на красоту постройки, богатство украшений и даров.

«Видите ли все это? — сказал им Иисус. — Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне». И ничему он не хотел удивляться и радоваться, разве только бедной вдове, которая проходила мимо в эту минуту и бросила свой дар в сокровищницу храма. «Две лепты, что составляет кодрант», — уточняет евангелист Марк. И далее по Св. Марку: «Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».

Для пожертвований существовали специальные монеты — сикль и полусикль — ими торговали в храме.

Современный читатель вряд ли догадается, почему малый дар вдовы потребовал специального заступничества Иисуса. Не говорит об этом и Св. Марк. Мы-то сегодня знаем, что жертва на церковь — дело добровольное, кто сколько может — столько и дает. Но в Иерусалимском храме действовали совсем другие порядки. Лепты вдовы вызвали искреннее возмущение тех, кто присутствовал в храме. Скандал был такой же, как если бы кто-нибудь подарил на 9 Мая ветерану войны значок с портретом Гитлера.

Лепта — мелкая медная монета, 1/6 греческой драхмы. Мало того что эта сумма по номиналу раз в 12 меньше минимального размера дара в Храм, установленного Синедрионом, так на ней еще и изображено было что-то совершенно непотребное с точки зрения иудейского закона. Это могла быть голова царя, греческого или парфянского, изображение Афины Паллады с совой или просто сова без своей повелительницы. А то и раскоряченная в неприличной позе женщина — такие лепты до сих пор хранятся в нумизматических коллекциях. Закон строго запрещал вносить в Храм изображения людей или животных, а уж бросать их в сокровищницу!

Вертеп разбойников

Для пожертвований существовала специальная монета — сикль и полусикль — и торговали этими монетами тут же, в священной ограде Храма. И не только монетами, здесь же расположились лавки торговцев животными для жертвоприношений. Ягнята, козлята и даже голуби — все это стадо бекало, мекало и гулькало под сводами галерей, окружавших первые два двора Храма. Вся эта суета очень раздражала Учителя. Настолько, что один раз он не смог сдержать гнева и выхватил бич из рук погонщика, пригнавшего новое стадо жертвенных агнцев.

Вот как описывает все, что произошло дальше, Жозе Сарамаго в «Евангелие от Иисуса»: «Иисус, направившись туда, где сидели менялы, сказал своим: — Вот зачем мы здесь, — и тотчас принялся крушить и переворачивать столики, расталкивая и колотя продающих и покупающих, отчего поднялся шум и грохот столь невообразимые, что безнадежно потонули бы в них слова, им произносимые, если бы по необъяснимой странности не стал голос его звучней бронзового колокола: — Дом мой есть дом молитвы, вы же обратили его в вертеп разбойничий, — и продолжали лететь наземь столы меновщиков, рассыпались по земле столбики монет, к вящей радости иных зевак, бросившихся собрать эту манну».

Валютный обмен в Иерусалиме

Читателю, встречающему сегодня окошко «Обмен валют» десятки раз на дню в самых неожиданных местах, трудно понять, отчего Христос так разгневался на менял. И действительно, система валютного обращения в римских провинциях делала эту профессию жизненно необходимой. Римский денарий, греческие и парфянские драхмы, иудейский сикль, монеты уже разрушенного к тому времени Карфагена, золото, серебро, медь и бронза разных весов и достоинств, просто серебро в виде маленьких слиточков, ювелирный лом — все это буйство денег требовало внимания специалистов с весами, пробным камешком и большим опытом работы.

И беда не в том, что иногда менялы обманывали своих клиентов и отчаянно торговались при пересчете каждой лепты в ассарий (разница в цене составляла несколько копеек на сегодняшние деньги). Вина менял состояла в том, что они принимали самое непосредственное участие в сомнительной финансовой операции под названием «пополнение казны Храма».

Сикль по отношению к денарию

Сикль = шекель

Сикль — единственная валюта, которая пережила тысячелетия и сегодня является валютой Государства Израиль. В русском языке эта валюта называется «шекель». У единственного сохранившегося фрагмента Храма — Стены Плача — сейчас тоже стоит дарохранительница, наполненная шекелями, и металлическими, и бумажными.

На монетках, как и две тысячи лет назад,— чаша, виноградная кисть и ритуальный семисвечник менора.

Официальной валютой римских провинций был серебряный денарий (3,89 г), а также более мелкий сестерций (1/25 денария). Официальность его заключалась в том, что этими монетами жители провинций платили подати. Внести в иудейский храм такую монету не было никакой возможности, так как на ней изображались римские цезари и боги языческого пантеона. Поэтому местная администрация Иудеи получила, единственная из провинций, позволение чеканить собственную ритуальную монету — серебряный сикль. На нем изображалось то же самое, что и на священном сикле IV–V веков до н. э.: чаша и виноградная лоза.

Сикль был довольно крупной монетой — 14,55 грамма серебра. В описываемые нами времена сикль составлял недельную плату верному работнику. Дар в Храм, установленный еще в ветхозаветные времена, составлял «беку», или полсикля. Столько же составляла подать при переписи населения. Но вот как раз монеты в полсикля во времена императора Тиберия и не чеканилось. Хочешь внести пожертвование — покупай целый сикль или приводи с собой жену и вноси от двоих. И только жену! Складчина с другими родственниками осуждалась служителями храма. Стоил сикль у менял в ограде храма 5 денариев, то есть по весу серебра ровно на денарий больше, чем следовало бы. Но и это еще не все.

Жертвенные животные

Жертвенные животные продавались в храме только на сикли. И стоил ягненок два сикля — втрое дороже, чем на базаре вне стен храма. А если учесть, что большинство прихожан имели родственников в деревне и могли получать животных и вовсе задаром, то организация храмовой торговли представлялась людям возмутительным надувательством. Правила ничего не говорили о том, что животное должно быть куплено непосредственно в храме. Но иудейский закон регламентировал некоторые требования к жертвенному животному: ягненок, козленок или теленок должен быть без единого анатомического порока, нормально упитан, без парши или коросты, с чистой шкуркой под хвостом, и , как особо отмечает закон «должны быть изгнаны прочь те, кто принес жертву, у которой ятра (мужские половые железы. — Ред.) разбиты, раздавлены, оторваны или вырезаны».

Уж не знаем, как там с ятрами, но шансов пригнать своим ходом козленка из Галилеи (путешествие занимало у паломников 12 дней) без колтунов у простых иудеев не было. Служители храма браковали скот за надорванное ушко, оцарапанный бок и другие мелкие дефекты. Такое животное можно было продать за оградой храма перекупщику за денарий и купить уже снова в лавках на паперти за сикль. Жертвенные животные из «лицензированных» лавок принимались служителями храма в любом состоянии.

И наконец, самым эффективным способом пополнения казны Храма был валютный арбитраж. Цена на золото в Иерусалиме была значительно ниже, чем в Риме. 1 грамм золота в метрополии стоил 12,6 грамма серебра, а в восточных провинциях за тот же грамм золота давали 4,7 грамма серебра. Менялы у храма разменивали золотую монету (римские ауреусы или персидские дарики) на сикли, золото отправлялось в Рим, где на них покупалось слитковое серебро, из которого в Иерусалиме снова лили сикли на собственном монетном дворе. Арбитраж с 300% прибыли на одну операцию — такое не снилось валютным спекулянтам ни до, не после Христовой эры. Вот на весь этот хорошо поставленный бизнес Иисус и посягнул.

«Отдавайте кесарево кесарю»

Есть и еще одна версия, объясняющая неадекватно жесткую реакцию администрации Храма на действия Христа. За два года до последнего визита Иисуса в Иерусалим фарисеи уже жаловались в метрополию на действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Он фактически силой заставил Синедрион оплатить из средств Храма ремонт иерусалимской канализации. Во всех провинциях деньги, собираемые в виде местных налогов, формировали бюджет провинции или города и расходовались на благоустройство. Лишь в Иерусалиме налог носил ритуальный религиозный характер и деньги поступали в полное распоряжение Синедриона. Такая ситуация не устраивала не только Пилата, но и многочисленные партии диссидентов, представители которых не только ходили по улицам древнего города за бродячими пророками, но и даже имели свое крыло в Синедрионе, среди саддукеев.

Приведем известный сюжет из Нового завета (Мар. 12–15 и далее):

— Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить его (Иисуса) в словах. И посылают к нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак скажи нам: как тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли ему денарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Многие интерпретаторы Нового завета толкуют этот сюжет буквально: Христос предлагал передать управление над казной Храма римской администрации. Очевидно, что деятельность такого опасного смутьяна требовала, по мнению фарисеев, немедленных мер пресечения. И тем более удивительно, что за поимку Иисуса была назначена такая низкая плата.

Легендарные сребреники

Тридцать сребреников — легендарная цифра, интересно, что же можно было купить за эти деньги. По Тациту, денарий был ежедневной платой солдату во времена Тиберия. В период дороговизны за денарий можно было купить хиникс (около литра) пшеницы и три хиникса ячменя. Сребреник, а это уже хорошо знакомый нам серебряный сикль, был по содержанию серебра в четыре раза весомее денария. Так что получается, выгода Иуды состояла в паре мешков пшеницы. Трудно поверить, что Иуда, выполнявший обязанности казначея партии Христа, соблазнился столь незначительной суммой. Новый завет донес до нас историю незначительного инцидента между Учителем и Иудой, в основе которого лежала сравнимая с 30 сребрениками сумма. За неделю до Пасхи, в субботу 8 нисана, Христос достиг пригорода Иерусалима — Вифании, — где и остановился в доме у Симеона Прокаженного. Мария, прислуживавшая за столом, внесла во время обеда кувшин с благовониями и умастила ноги Христа. После чего нарочно разбила полный драгоценной жидкости сосуд, соблюдая обычай уничтожать посуду, которая служила при приеме особо почетного гостя. Комната наполнилась дивными ароматами к удовольствию всех присутствующих, кроме скупого Иуды. Казначей сразу подсчитал, сколько можно было бы выручить денег, продав благовония. Сегодня мы знаем, что стандартный 2,5-литровый кувшин мирры стоил в то время около 20 серебряных сиклей. Когда Иуда заметил Учителю, что эти деньги можно было бы положить в кассу и затем раздать бедным, Христос резко возразил: » Нищих вы всегда имеете с собой, а меня не всегда имеете».

Серебро Пилата

Лепта канула в евро

Название монеты происходит от древнегреческого π (лептос — мелкий, тонкий). Эта медная или бронзовая монета вошла в употребление после Александра Великого (356–323 гг. до н. э.) В Греции нового времени лепта употреблялась с 1827 по 2002 год, когда была заменена евроцентом.

Есть в истории о предательстве Христа и еще один сюжет, связанный с деньгами, только со значительно большими, чем 30 сребреников. Апокриф под названием «Деяния Пилата» утверждает (кстати, эти сведения подтверждаются и Иосифом Флавием), что за неправосудное решение по делу Христа Пилат получил от первосвященника Киафы 30 талантов серебра. Вот эта сумма заслуживает внимания. Ветхозаветный талант — 3000 сиклей, то есть около 43 килограммов серебра. Мы знаем, что годовое жалованье Пилата составляло около 3000 денариев в год, именно такую сумму он имел право удержать из собираемых податей в свою пользу. Итак, взятка римскому чиновнику составила приблизительно жалованье за четыре года.

Аппетиты Пилата следует признать очень умеренными по сравнению с нашими временами. Тем более что апокрифы утверждают: 30 талантов были истрачены прокуратором на жалованье солдатам своей когорты.

Алексей Савин

ДВЕ ЛЕПТЫ БЕДНОЙ ВДОВЫ

От Марка 12:41-44

Ключевой стих 12:44

«Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое”

Наверное, вы удивились, увидев этот прекрасный стол, украшенный разными плодами земли. Эти плоды – часть обильного урожая, который Господь даровал нам и нашей стране в этом году. Глядя на них, давайте вспомним о том, как обильно и всесторонне Господь благословил нас в этом году, как духовно, так и материально. И когда мы смотрим на эти плоды, пусть наши сердца наполнятся благодарностью Господу за все Его блага для нас.

Хранить благодарность Господу за то, что Он сделал, является самым важным для верующих. Тогда давайте подумаем о природе благодарности. Когда в сердце появляется благодарность? Когда у нас есть достаток и хорошая зарплата? Или когда есть здоровье? В сегодняшнем отрывке Иисус открывает нам истинный смысл пожертвования и благодарности, и говорит о том, как мы можем жить с благодарностью в сердце и угодить Господу Богу.

I. Она положила всё, что имела (41-44)

Взгляните на 41 стих. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много”. Когда Иисус вошёл в Иерусалим, Он осмотрел всё в храме и на следующий день Он очистил храм на глазах религиозных лидеров, которые имели политическую власть и силу (11:15). Ученики Иисуса были напуганы действиями Наставника, в которых проявились Его авторитет и сила.

Пётр был исполнен человеческой жаждой к власти и силе, какую имел Иисус. Когда ученики, простые наивные парни из деревни, вошли в Иерусалим, они сразу потеряли духовное направление. Ведь в столице соприкоснулись политическая власть и религиозная красота. Здесь молодые люди носили роскошные и непонятные одежды, здесь осуществлялись мечты. Они увидели проходящих мимо книжников в длинных блестящих одеждах. Увидели, как люди со всех сторон кланялись им и уважительно приветствовали. Они увидели священников в величайшем Иерусалимском храме и выглядели, как истинные слуги Бога. Каждый из 12 учеников тоже хотел сидеть на месте первосвященника и получать признание, уважение и служение от людей. Они завидовали плавным возвышенным речам мудрых людей. Но, одновременно глядя на себя, они чувствовали себя не в своей тарелке. Ученики молча посматривали друг на друга, на свою грязную старую одежду, покрытую многими заплатами.

Иисус понимал состояние, в котором находились Его ученики, и предупредил их, сказав: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях” (38). Но это слово Иисуса уже не могло дойти до сердец учеников. Иисус чувствовал необходимость учить их истинному служению Богу и тому, что Бог хотел получить от них.

Взгляните на 41 стих. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много”. Иисус вывел учеников из храма и сел вместе с учениками перед храмом. Из этого места была хорошо видна сокровищница. Когда ученики смотрели на то, как люди кладут деньги, они вновь сильно удивлялись. Богатые люди стояли гордо и вынимали пачки денег из своих мантий и медленно клали их в сокровищницу. Когда ученики Иисуса увидели пачки денег, они чуть не сошли с ума. Они никогда даже не прикасались к такой огромной сумме денег. Но богатые люди клали большие пачки денег в сокровищницу.

Именно в это время произошло очень странное событие. Посмотрите на 42. «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант»

Когда богатые люди стояли гордо и клали пачки денег в сокровищницу, одна бедная женщина подошла и положила туда один кодрант. Когда бедная вдова положила две лепты, что по нынешним расценкам составляет примерно одну гривну, ученики совсем не обратили внимания ни на неё, ни на её совсем маленькое пожертвование. Иисус очень хорошо понимал Своих учеников, видел, что им нравятся пачки денег, поэтому Он не стал упрекать их, говоря: «Почему вы так сильно любите деньги?” Вместо этого Он открыл им Божью истину.

Взгляните на стихи 43,44. «Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое”. В этих стихах мы учимся сердцу Иисуса. Мы учимся взгляду Иисуса на пожертвование.

Во-первых, Иисус сказал, что богатые клали от избытка своего. Но вдова положила всё, что имела, всё пропитание свое. Конечно, пожертвование вдовы совсем ничтожно, даже не заметно. Ведь в те времена, лепта была самой мелкой монетой в Израиле. Это даже невозможно сравнить с приношением богатых. Но Иисус хвалил эту женщину говоря: «эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое”. Здесь мы узнаём, что богатые люди гордо клали деньги в сокровищницу. Но вдова готовила пожертвование всем сердцем и изо всех сил. Она положила в сокровищницу не деньги, а свое сердце. Ученики видели только сумму денег, но Иисус видел сердце человека.

Она принесла пожертвование с благодарностью в сердце и положила все, что имела, все пропитание свое. Здесь мы видим, что истинный смысл пожертвования – это выражение благодарности Богу. Благодарность Богу за то, что Он спас меня. Благодарность за то, что Он сделал меня своим дитем. Благодарность Богу за то, что Он защитил и сохранил меня. Благодарность Богу за то, что Он дал мне питание, одежду и жилье. Мы можем с уверенностью сказать, что пожертвование без благодарности – это не пожертвование.

Когда Давид решил строить Божий храм, он заранее принес пожертвование (1Пар.29:34) с сердцем благодарения. Когда Израильский народ восстанавливал храм, они также пожертвовали с радостью и благодарностью (2Пар.24:10). Также мы хорошо знаем о том, как жертвенно жили ранние христиане, строя общую жизнь (Деян.4:34,35). Апостол Павел сказал, что пожертвование – это выражение любви (2Кор.2:8; «Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви”). Мы видим, что на самом деле Бог хочет видеть в нас радостное и благодарное сердце.

Также сердечный дар может выражать наше покаяние перед Богом. Однажды царь Давид серьёзно согрешил перед Богом. Но он пришёл к Богу и скромно и искренно просил прощения грехов до тех пор, пока у него не стали ломить все кости. Он сказал в Псалме 50:3,4: «Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха очисти меня”. Потом он сказал в Псалме 50:19. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже”. Бог принял сокрушённое сердце Давида и позволил ему и дальше оставаться царем своего народа.

Сердечный денежный дар вдовы может быть выражением истинной любви к одному ближнему. Как Бог любит нас, так Он любит и наших ближних. Бог хочет, чтобы все люди познали великую любовь Бога и имели жизнь вечную. Поэтому мы можем принести сердечный дар вдовы через то, что будем любить одного ближнего. Один пастырь помогал трудному агнцу. Этот пастырь всем сердцем постарался служить ему с любовью Бога. Но агнец не признал его пастырем или учителем Библии и оставил рану в сердце пастыря. Этот пастырь не оставил надежду Бога на него и без конца молился на коленях, прося милости Господа для этого агнца, чтобы он смог уверовать в Евангелие и получить спасение. Разве это не удивительная история, произошедшая в нашем эгоистичном мире?! Этот пастырь мог поступать так потому, что он любит Бога всем сердцем и одного ближнего, как самого себя, а также имеет решение практиковать любовь Бога в маленьком деле.

Этот пастырь принёс сердечный дар вдовы, который угоден Богу. Наш Бог хочет, чтобы у нас было именно такое сердце. Для нас сердечным даром вдовы может стать изучение Библии с агнцами. Мы не можем приносить Богу пачки денег, но мы можем помогать одному агнцу через изучение Библии 1:1. В наши дни, когда мы проповедуем Евангелие в ВУЗах, мы почти не встречаемся с теми, кто принимает нас со словами: «О, слава Богу, я давно хотел изучать Библию!” Наоборот, студенты хмурятся и молчат, будто они увидели что-то странное. Поэтому только тогда, когда мы принесём Богу всё наше сердце, мы сможем проповедовать Евангелие через изучение Библии с агнцами.

Христианство началось не в дворцовой роскоши, а в хлеву, на который никто не обращал внимания. Иисус избрал 12 учеников из числа самых обыкновенных людей, но именно тех, у кого было искреннее сердце. Христианство было действительно живым и действенным тогда, когда верующие вынуждены были жить в пещерах и катакомбах из-за гонений мира. Люди рождались, женились и заканчивали свой земной путь в катакомбах, искренне и всем сердцем служа Богу. Такая сильная вера победила Римскую империю, и, в конце концов, император Константин принял христианство государственной религией.

Но, к сожалению, все беды начались именно с этого момента. В катакомбах был оставлен дух христианства, и верующие начали с того, что стали строить красивые храмы. Духовные лидеры сменили простые одежды на одеяния, своей красотой превосходившие одеяния Римских императоров. Церковь по своим богатствам и роскоши стала сравнима с Римской империей. Эта церковь уже любила не сердечный денежный дар вдовы, а пачки денег, которые давали богатые люди. Это очень грустная история, которая произошла с церковью. Иисус сказал: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мк.10:45). Это и есть суть и дух христианства.

Иисус Христос Сам принес Богу сердечный дар вдовы и отдал Свою душу для искупления грешников и открыл нам путь к вечной жизни. Не каждый может жертвовать пачками денег, но каждый может принести сердечный дар вдовы. История жизни происходит только там, где принесён сердечный дар благодарности. Бог призывает не мудрых по плоти, не сильных, не благородных. Он благословляет людей, которые имеют сердце, любовь и дух христианства. Бог не хочет, чтобы мы служили Ему формально, как книжники. Но Он хочет, чтобы, как сказано в Библии (Откр.3:16), мы были либо горячими, либо холодными. Бог хочет, чтобы наше сердце горело любовью к Богу и служению людям.

Мы благодарим Господа за то, что Он помог нам хранить такой дух сердечного дара вдовы. Как мы знаем, нет среди нас особенно богатых или властных. У нас нет тех, кто живет в материальном богатстве и роскоши. Но Бог щедро благословил нас и нашу церковь, чтобы мы были очень богатыми в Иисусе. Господь благословил нас, чтобы мы послали ещё одного миссионера и построили такой прекрасный Божий дом, где есть слово Бога, завет Божий, любовь Господа, истинное общение и вкусная еда. Причиной того, что Бог обильно благословил нас и нашу церковь, является дух сердечного дара вдовы. Сегодня мы ещё раз хотим вспомнить то, что Бог сделал для каждого из нас, для наших братьев и сестёр, для наших семей и для нашего народа. Мы сердечно хотим праздновать, принося свои первые плоды как выражение любви и благодарности Господу, подобно тому, как бедная вдова принесла Господу две лепты. Пусть Бог примет наш скромный дар и благословит нас различными прекрасными плодами с небес и от земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *