Эдикт императора

30 апреля 311 года в Никомедии (древний город на подступах к Константинополю) римский император Гай Галерий Валерий Максимиан (более известный как Галерий) издал эдикт терпимости, прекращавший все гонения на христианскую религию.

Из эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после публикации этого текста все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены.

Стоит отметить, что Галерий вовсе не всегда проявлял лояльность к христианству. С момента основания тетрархии (фактического раскола Римской империи) все императоры были тесно связаны с языческой религией. Согласно новой идеологии, каждый правитель посвящал себя определённому богу: Диоклетиан и Галерий — Юпитеру, а Максимиан Геркулий и Констанций Хлор — Гераклу.

Однако эта новая языческая концепция находилась в полном противоречии с быстро развивавшимся христианством. Поначалу власть не придавала этому значения, но по мере распространения новой религии и усиления ее влияния в обществе ситуация стала меняться.

После нескольких лет бездействия предшественник Галерия Диоклетиан наконец решил бороться с христианством и в течение двух лет (303−304) издал четыре указа. В соответствии с этими эдиктами, наместники провинций должны были разрушить церкви и конфисковать священные книги, а тех, кто отказывался приносить жертвы римским богам, пытать и казнить.

Однако эта политика не смогла искоренить христианство, зато привела к появлению многочисленных христианских мучеников, которые были впоследствии канонизированы. Самым известным из них является, пожалуй, знаменитый Георгий Победоносец, который после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен в Никомедии.

Галерий продолжил политику Диоклетиана, причем именно при нем репрессии против христиан достигли своего пика. Однако император не был фанатичным приверженцем язычества и руководствовался исключительно политическими соображениями. Благодаря этому Галерий смог понять тщетность противостояния учению Христа.

Целью указов, объявляющих о начале преследований в 303 и 304 годах, было, по сути, вернуть христиан силой убеждения к языческой вере. Но вопреки тому, что ожидали Диоклетиан и Галерий, насильственные антихристианские меры оказались совершенно непродуктивными.

Выяснилось, что даже те, кто публично отрекался от религии Христа, не возвращались к традиционным римским культам, продолжая в душе хранить верность прежней религии. Констатируя провал преследований, которые не смогли искоренить христианство, Галерий решает прекратить их окончательно.

Зимой 310 года, во время подготовки празднования виценналий Галерий серьёзно заболел. С того момента, когда стало ясно, что болезнь императора смертельна, история с его Никомедийским эдиктом об отмене гонений на христиан приобретает ореол легендарности.

Латинские католические тексты, посвященные периоду античности, попытались представить мучительную болезнь Галерия как божественное наказание. Согласно этим представлениям, находящийся на смертном одре Галерий «поменял» свои убеждения, вероятно, надеясь на «ответную благодарность» Бога христиан.

На самом деле стоит отдать должное усопшему императору — даже умирая в муках, он заботился о политической стабильности и процветании свей страны. Именно поэтому в подписанном им Никомедийском эдикте христианам предписывается молиться за процветание Римского государства. И нет указаний на то, что они должны просить своего Бога излечить императора.

5 мая 311 года цезарь скончался в возрасте 61 года в Дардании спустя несколько дней после подписания эдикта. Сам Галерий своим верованиям не изменил и до последнего сохранял верность Юпитеру, обращая мольбы о своем исцелении именно к нему.

Также в этот день:

1945 год — над Рейхстагом водрузили Знамя Победы

1789 год — инаугурация первого президента США

1471 год — В Москве заложен Успенский собор

Кодекс Юстиниана — часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в К. Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизмененные согласно потребностям времени. Рост новелл, противоречие их со старыми предписаниями, огромное количество конституций, потерявших всякую практическую цену, но включенных в старые К., побудили Юстиниана к изданию нового К., рядом с другими законодательными трудами (см. Дигесты и Институции, а также Corpus juris civilis). Комиссии, назначенной в феврале 528 г., было предписано выработать новый К., имея в виду лишь современные практические нужды. Поэтому ей предоставлено было право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отмененное позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и выяснять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д. Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. К. был обнародован и с 16-го вступил в действие. Последовавшее затем издание Дигест и Институций, принесшее с собой ряд изменений в праве, сделало, однако, необходимой переработку этого кодекса, она была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда, и в 534 г. был издан, вместо К. 529 г., К. 534 г., названный «Codex repetitae praeleclionis» (К. 2-го изд.). Этот К. только и дошел до нас, в том виде, в каком он существует в изданиях Corpus’a juris civilis, т. е. не совсем полным. Веронеский палимпсест начала VII столетия, содержавший в себе полный К., дошел до нас с пробелами. Остальные древнейшие рукописи К. представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг К. Они начинают пополняться с XI столетия; в конце XII столетия появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг, а три последние составляли особый отрывок, известный под названием «tres libri». Греческие конституции (К. был издан по-латыни, хотя и был тотчас переведен по-гречески), заключенные в К., которые всегда выпускались западными рукописями (Graeca non leguntur), были прибавлены только к печатному изданию XVI в. из источников церковного и светского права византийской империи. Цельное издание сделано было впервые Готофредом в его «Corpus juris civilis» (см.). Практическое значение К. Юстиниана на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции (XII в.) — и на Западе, было больше значения К. Феодосия, так как к нему, вместе с другими частями Corpus’a juris, приурочилось применение и изучение римского права. Научная цена его для понимания чистого римского права гораздо меньше. Изменения, внесенные в текст Трибонианом и его сотрудниками, характерны лишь для эпохи Юстиниана и совершенно затемняют многие стороны исторического развития римского права. К. распадается на 12 книг, книги на титулы, титулы на отдельные императорские постановления (leges или constitutiones), эти последние на параграфы. Цитируют К., указывая обыкновенно lex или constitutio с относящимся к делу §, затем ставят буквы С. (= codicis), название титула и дальше в скобках книгу и титул. Например: l. или с. 11 § 1 С. (цитируя с. вместо l. можно букву С. выбрасывать) depositi (4, 34). Новейшее критическое издание К. сделано Р. Krüger’ом (1877). См. также Krüger, «Kritik des Justinianischen С.» (1867). Остальные издания см. Corpus juris civilis. Ср. Krüger, «Geschichte der Quellen und Litteratur des R. R.» (Лейпциг, 1888); Karlowa, «Römische Rechtsgeschichte» (I).

В. Н.

Политико-экономические условия жизни Церкви

Е.А. Соколов

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЦЕРКВИ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ КОДЕКСА ЮСТИНИАНА

Данная статья посвящена исследованию основ экономического функционирования христианской Церкви на самых ранних этапах ее развития. Поскольку основа экономического функционирования Церкви была обусловлена правовым режимом Римской империи и напрямую зависела от него, статья раскрывает представленную тему, основываясь на законодательстве Кодекса Юстиниана как самом полном сборнике императорских конституций, относящихся к Церкви исследуемого периода.

Ключевые слова: Кодекс Юстиниана, имущественные права Церкви, римское право, законодательство, имущество Церкви, Юстиниан, император, свод законов, новелла, конституция.

Одной из важных задач правительства Юстиниана было преумножение богатств Церкви и расширение ее влияния на народные массы. В этом отношении Юстиниан сделал так много, как ни один другой византийский император раннего средневековья.

Важным фактором укрепления экономической мощи Церкви было запрещение отчуждать церковные имущества, санкционированное новеллами Юстиниана. Особенно показательна в этом смысле знаменитая VII Новелла от 535 года. Ареал ее действия был очень широк: он включал как столицу и соседние города, так и провинции — Восток, Иллирик, Египет, Ликаонию, Ликию, Африку, а также западные области — «от древнего Рима до пределов океана». Закон распространялся также на церкви, находившиеся под властью остальных епископов, т.е. носил всеобъемлющий характер, поскольку был адресован Епи-фанию, архиепископу Константинополя и вселенскому патриарху. Именно это заставило Юстиниана издать его не на «отечественном» (т.е. латинском), а на понятном для всех подданных империи греческом языке. Согласно VII Новелле, запрещалось отчуждать недвижимое имущество, принадлежавшее церковным учреждениям: дома, поля, сады, а также занятых на обработке земли рабов и государственные хлебные выдачи. Запрет был наложен на все виды отчуждения: продажу, дарение, обмен, бессрочную аренду (эмфитевсис), отдачу имущества в залог кредиторам. Исключение было сделано только в пользу императора.

Евгений Александрович Соколов — магистр богословия, преподаватель Кузбасской православной духовной семинарии (neo_falcon@mail.ru).

Закон разрешал ему в случае необходимости в интересах государства производить обмен государственного имущества на имущество Церкви.

В законе содержатся существенные положения относительно взаимоотношений светской и церковной властей. Юстиниан отстаивает идею главенства императора над Церковью. По его словам, «источником всех богатств церквей является щедрость императора». Именно он, как верховный собственник всего имущества в империи, мог одарить Церковь всеми благами, для него же «давать церквам без меры является лучшей мерой». Забота о преумножении богатств Церкви есть первейшая забота императора, но сама Церковь должна постоянно помнить о его благодеяниях.

Многое было сделано Юстинианом и для поднятия престижа церковных учреждений. В его законодательстве местные церковные общины впервые признавались корпорациями1; они наделялись правами юридического лица и могли обладать собственным имуществом. Духовенство добилось предоставления церковным организациям серьезных привилегий. По своим социально-экономическим последствиям важнейшей стала привилегия Церкви выступать наследником любого лица в соответствии с его завещанием. Именно это право обеспечило в дальнейшем быстрый рост церковных имуществ за счет пожертвований верующих. Подобной привилегией до того времени пользовались лишь государство и городские общины. Особенно крупные последствия возможность приобретать имущество по завещанию имела для монастырей. Одновременно законодательство Юстиниана признало статус юридического лица за учреждениями, основанными с благотворительной целью. Отныне больницы, богадельни, сиротские и странноприимные дома получили право владеть имуществом, правда, под надзором местного епископа.

Для того, чтобы лучше проиллюстрировать имущественные права, которые получила Церковь к VI веку, следует обратиться к императорским конституциям Кодекса Юстиниана.

Первая конституция2 второй книги Кодекса Юстиниана дает разрешение на посмертное завещание любой собственности в пользу Церкви, присваивая та-

1В императорский период религиозные объединения — коллегии — стали именоваться корпорациями. Термин «корпорация», в свою очередь, достаточно ограничен по сравнению с термином коллегия, и в буквальном смысле означает «объединение предметов, тел, вещей». В свою очередь, коллегия — это объединение людей и их имуществ для достижения конкретно поставленной цели и разрешенное государством. Христианская Церковь именно тогда получила название Согрогайа christianoшm.

2С.1.2.1.

ким завещаниям юридическую силу. Данный закон издавался по повелению императора Константина в городе Риме 3 июля 321 года, и был адресован всему народу. Кроме этого, следует отметить, что Кодекс Феодосия, написанный столетием ранее, также включает данную конституцию3. Исходя из первой конституции, можно отметить, что Церковь могла владеть любой собственностью.

Процесс передачи собственности в руки Церкви имел свою специфику и был подробно отражен в двадцать третьей и двадцать пятой конституциях Кодекса Юстиниана.

Конституция С.1.2.23., изданная в Константинополе 28 марта 530 года по повелению императора Юстинина и адресованная Юлиану, префекту претория, постановила, что собственность, приобретенная Церковью через передачу наследства, завещательного отказа, передачу доверительного управления, получение дара или покупку должна отходить Церкви более, чем на сто лет. Таким правом пользовались любые церковные учреждения, в том числе госпитали, приюты для бедных, монастыри, женские монастыри, сиротские приюты, попечительства о подкидышах и дома престарелых.

В случаях, когда деньги, движимая, недвижимая и самодвижущаяся (т.е. транспорт) собственность оставлялась законным образом и предназначалась для выкупа пленных, право на возврат откладывалось на более длительный период и являлось почти бессрочным.

По истечении 100 лет (период равный сроку жизни человека) взыскание переданного имущества было запрещено. Запрещено было также устанавливать другие какие-либо сроки. Дано было право подавать личные иски и иски по ипотекам в соответствии с положениями закона С.6.43.1., который давал это право легатам: право подачи исков по ипотекам.

Следует отметить, что действие конституции С.1.2.23. было откорректировано Новеллами 9 и 131,6.

Конституция 1.2.25., изданная в 530 году и также адресованная Юлиану, префекту претория, определила, что церкви имеют преимущество перед другими религиозными учреждениями, в то время как никакие другие юридические лица не могли претендовать на права, которые даны святой Церкви.

Конституция С.1.2.6., изданная императорами Гонорием и Феодосием и адресованная Филиппу, префекту претория Иллирии, дает некоторые полномочия церковному собранию в решении имущественных вопросов, с условием уве-

3СТИ. 16.2.4.

домления Константинопольского епископа. Следует также отметить, что данная конституция также отражена в Кодексе Феодосия4.

Конституция C.1.2.14., изданная в 470 году в Константинополе по повелению императоров Льва, Антемия и адресованная Армасию, префекту претория, архиепископу и настоятелям имперского города Константинополя, постановила отчуждать любую недвижимую собственность, слуг или рабов, работающих на таких землях, общественные хлебные запасы, которые были оставлены по завещанию любого типа.

Однако данный закон разрешил делить, возделывать, увеличивать и расширять такое имущество, лишив права расставаться с ним полностью.

Кроме этого, данная конституция запретила обменивать собственность, переданную Церкви под предлогом выгоды, и отчуждать такую собственность даже при согласии всего духовенства, епископов и надзирателя. Также, в данной конституции подчеркивается важность сохранения церковной собственности во всей ее целостности.

Запрещая всякого рода отчуждение и обмен в неблагочестивых целях, данная конституция разрешает благочестивым и почтенным настоятелям совершать то, что они посчитают выгодным, соблюдая при этом необходимую осторожность. В случае церковной выгоды разрешалась передача собственности на временное владение в виде узуфрукта5. Процесс передачи регулировался с помощью заключения письменного договора настоятеля и просителя. В договоре указывались согласованное время (возможно было на весь срок жизни просителя) и выгоды, которые получит от данной сделки каждая сторона. По истечении указанного в договоре времени такое имущество возвращалось под управление и власть Церкви.

Нарушение представленных выше условий договора автоматически делало передачу имущества незаконной.

Конституция C.1.2.15., изданная по повелению императора Зенона, регламентирует процесс пожертвования на строительство храмов, часовен, госпиталей, лазаретов, для бедных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с данным законом жертвователь обязан:

4СТИ. 16.2.45.

5Узуфрукт — вещное право пользования чужим имуществом с правом присвоения выгоды от полученного имущества, при условии сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения.

• сделать свой дар объектом общественной записи;

• завершить строительство и передать плоды сделанного ранее дара.

В случае невыполнения жертвователем своих обязательств настоятели и епископы могут подавать на него иск.

По завершении постройки управление переданной собственностью должно осуществляться в соответствии с указаниями поручителя.

Следует отметить, что, в соответствии с новеллой 67, земля, на которой храм, монастырь или часовня построены, должна сначала быть освящена, а здание не может быть построено без согласия и поддержки епископа. Предмет, затрагиваемый конституцией C.1.2.15, регламентируется также новеллами 5, 57, 131.

Конституция C.1.2.17., изданная по повелению императора Анастасия, предписывает, что положения закона и привилегии в отношении церкви имперского города, под которыми также необходимо понимать святые дома, собственность, diariotum (дневное пособие) и выплата других расходов, которые управляются Церковью, должны оставаться неприкосновенными.

Отчуждение всей недвижимой собственности и гражданских хлебных запасов, принадлежащих религиозным организациям, должно быть признано недействительным, кроме случаев, когда продажа, залог или обмен такой собственности не был выгоден и необходим6. К таким случаям относятся:

• отчуждение собственности для выплаты долгов, возникших в результате

принятия наследства;

• отчуждение собственности в срочном порядке с целью приобретения

необходимой собственности для сохранения религиозных объектов.

В соответствии с данной конституцией те же самые причины могли служить для заключения договоров и предоставления залога по ним.

Церковная земельная собственность может быть сдана в бессрочную аренду (эмфитевсис) для получения большего дохода. В случае отсутствия прибыли и наличия убытков от собственности церковная земельная собственность может быть подарена или отчуждена.

6В данном случае выгоду следует понимать как продажу бездоходного или малодоходного имущества с целью покупки более доходного имущества.

В соответствии с данной конституцией, сделка может быть юридически зарегистрирована при следующих условиях:

• причина отчуждения собственности должна быть отражена в общественных записях в столице — перед начальником стола записей, в провинциях — перед адвокатами, в присутствии Священного Писания;

• организация, осуществляющая отчуждение собственности, должна иметь представителя: храм — настоятеля или духовенство, монастырь — управляющего или других монахов, приют — управляющего и тех, кто участвует в управлении.

• Должно быть согласие местного епископа.

Данная конституция запретила отчуждать собственность, если церковная организация имела движимую собственность (кроме священных сосудов), которая могла бы покрыть необходимые расходы.

Следовательно, можно заключить, что отчуждение собственности осуществлялось следующим образом: сделка перед магистратом совершалась в устной форме с объяснением причин, он их записывал и составлял запись, которая, возможно, переводилась в постоянную запись и хранилась в архиве. В документе, свидетельствующем об отчуждении собственности, указывались причина сделки, факт составления документа, имена присутствовавших сторон, а также сторона, перед лицом которой была совершена сделка.

В случае несоблюдения одного из вышеперечисленных условий, кредитор и покупатель теряли собственность, долг и заплаченную цену; а тот, кто совершал обмен, терял как то, что он дал, так и то, что он получил.

Данная конституция обязала начальника стола записей или адвоката безвозмездно заниматься отчуждением церковного имущества. В случае их отказа им был назначен штраф в размере 20 фунтов золота.

Следует также отметить, что данный закон был изменен седьмой новеллой.

Конституция С.1.2.24. определила:

• сдавать церковную собственность в бессрочный эмфитевсис только богатым людям (в целях необходимости ее восстановления);

• настоятели, которые по своей небрежности сдают имущество в бессрочный эмфитевсис бедным людям, должны из собственных средств возмещать ущерб, причиненный церковной организации;

• выплачивать, согласно традиции, от выписки эмфитевсиса (бессрочной аренды) два процента, по (другим) арендам и другим договорам — один процент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• архиерей должен по распоряжению патриарха тщательным дознанием проверять расходы, сообщаемые получателями эмфитевсиса (бессрочными арендаторами) или (другими) арендаторами и управляющими;

• архиерей должен наводить справки в вопросах, относящихся к врученной ему епархии;

• другие (сЬагШ1аги) должны по письменному распоряжению патриарха, подписать отчеты словами «Я изучил» (recognovi);

• хранители архивов получают один процент всех денег, выплачиваемых и получаемых, по которым они ведут учет;

• настоятели должны предоставлять каждый месяц, или, по-крайней мере, один раз в два месяца, отчеты по счетам казначейству Великой Церкви.

Все эти императорские постановления, издававшиеся зачастую по просьбам церковных иерархов, свидетельствуют об упорном стремлении Церкви к расширению своих привилегий. Они заложили фундамент ее экономического благосостояния в последующие века.

Однако, несмотря на общую тенденцию к христианизации ранневизантий-ского общества, рост земельных богатств византийской Церкви порождал недовольство представителей светского землевладения, в частности — сенаторской аристократии. Прокопий, идеолог сенаторской аристократии, резко осуждает Юстиниана за покровительство церковному землевладению в ущерб светскому. По его словам, Юстиниан всячески потворствовал тому, что духовенство грабило своих соседей, захватывая их земли. В судебных процессах по делам о захвате имущества Церковью правительство неизменно было на стороне духовных лиц. «Справедливость, — пишет Прокопий в 13-й главе своей «Тайной истории», —

он (Юстиниан) видел в том, чтобы церковнослужители всегда оказывались победителями своих противников»7. Сам император, незаконно конфискуя имущество у сенаторов и других представителей аристократии, жертвовал земли Церкви, «прикрывая свои преступления покровом благочестия».

Не меньшему осуждению со стороны Прокопия подвергаются мероприятия Юстиниана по упрочению прав церковного землевладения. Так, большое негодование старой римской знати вызвал закон, по которому срок давности для подачи судебных исков о возврате церковных земель увеличивался до 100 лет.

Данное воздействие сенаторской аристократии и приверженцев старых языческих обычаев, не желающих мириться с новой религией и ее привилегиями, а также старавшихся всячески ущемить христианскую Церковь в ее имущественных правах, пресекалось рядом императорских конституций.

Конституция C.1.2.14., изданная в Константинополе в 470 году по повелению императоров Льва и Антемия и адресованная Армасию, префекту претория, запретила обменивать собственность, переданную Церкви под предлогом выгоды, и отчуждать такую собственность даже при согласии всего духовенства епископов и надзирателя.

В случае нарушения данного закона конституция предписывала:

• стоимость имущества и дары, которые были заплачены настоятелю или другому лицу, зачислить в пользу Церкви;

• само имущество, а также все, что с ним связано (плоды, плата за аренду, прирост), должны быть востребованы духовенством или действующим настоятелем, поскольку продажа собственности была совершена незаконно;

• настоятель, позволивший или совершивший данное преступление (кроме случаев, когда закон разрешает отчуждение), лишался должности и самостоятельно возмещал все убытки, а его наследники, преемники и потомки могли быть привлечены к суду церковными властями;

• судьи, сделавшие записи о договорах и дарах такого рода, лишались своих должностей и собственности.

7Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. А.А. Чекаловой; отв. ред. Г.Г. Литаврин. М.: Наука, 1993. 570 с.

Конституция C.1.2.21., изданная в 529 году по повелению императора Юстиниана и адресованная Демосфену, префекту претория, на основании древних законов, которые предписывали изъятие собственности, посвященной Богу из людских обязательств, запрещает продавать и отдавать под ссуду священные и святые сосуды, облачения и другие вещи, необходимые для богослужения.

Священные сосуды и вещи, необходимые для богослужения, должны быть возвращены без права возмещения цены и получения процентов на деньги, за которые была заложена собственность.

Если священные сосуды или другие богослужебные атрибуты были расплавлены или изменены, или сломаны, право на возврат собственности все равно остается, либо на возврат ее стоимости, либо как вещный иск, либо как личный иск с требованием о возвращении (condictio), либо как иск по факту (in factum).

Однако для выкупа пленных данная конституция разрешила продажу, заклад и сдачу под ссуду любой собственности, посвященной Богу.

Следует отметить, что дальнейшие изменения данного закона были предприняты в новелле 120.10.

Конституция C.1.2.24., изданная по повелению императора Юстиниана в 530 году, запретила:

• сдачу той церковной собственности8 в длительную аренду (colonario jure), имя которой утеряно и (соответственно) неизвестно закону;

• отчуждение церковной собственности в пользу префектов имперского города;

• сдачу церковной земли в аренду на срок более 20 лет;

• сдачу в аренду на срок превышающий жизнь человека, которому она сдается, и жизнь двух последовательных его наследников;

• перечисление более шестой части арендной платы (того, что она приносила ранее), которая была зафиксирована на момент (старой) аренды9;

• хранителям архивов получать недвижимую собственность Великой Церкви.

8Имеется в виду недвижимая собственность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9Т.е. арендная плата была уменьшена в шесть раз.

Следует отметить, что зачастую законодательство защищало церковную собственность не только от посягательств иноверных, но и предусматривало санкции против христиан, которые так или иначе нарушали имущественные права Церкви.

Конституция С.1.2.14., изданная в Константинополе в 470 году по повелению императоров Льва и Антемия и адресованная Армасию — префекту претория, установила следующие санкции для ее нарушителей:

• настоятель, позволивший или совершивший данное преступление (кроме случаев, когда закон разрешает отчуждение), лишался должности и самостоятельно возмещал все убытки, а его наследники, преемники и потомки могли быть привлечены к суду церковными властями);

• судьи, сделавшие записи о договорах и дарах такого рода, лишались своих должностей и собственности.

Конституция С.1.2.24., изданная по повелению императора Юстиниана в 530 году, определила следующее наказание для ее нарушителей:

• изгонять арендатора в случае порчи собственности в течение действия срока аренды и требовать от него возмещения всего ущерба;

• аннулировать договор по факту раскрытия его нелегальности и взыскать штраф в размере цены имущества с префекта, прикрывающего незаконность сделки;

• в случае недействительности и незаконности сделки, цена за имущество, переданная церковнику, должна быть передана Церкви, а получатель и пытавшийся заключить незаконную сделку должны выплатить штраф в размере 20 фунтов золота, причем получатель выплачивает в двойном размере полученную сумму и она передается Церкви;

• настоятель несет финансовую ответственность за любую сумму, признанную надлежащей к уплате (сотрш1аШт егк), когда не соблюдается данное положение;

• хранители архивов получают один процент всех денег, выплачиваемых и получаемых, по которым они ведут учет. Тот, кто получит больше, будет

немедленно отстранен от своей должности хранителя архива, а также от его сана в Церкви;

• настоятели должны предоставлять каждый месяц, или по-крайней мере один раз в два месяца, отчеты по счетам казначейству Великой Церкви, а настоятели, пренебрегающие этим, рискуют лишиться должности.

За превышение установленного данной конституцией числа хранителей архивов человек, которого назначили на данную должность, должен был выплатить 15 фунтов золота Церкви, а тот, кто назначил его, — 20.

Конституция С.1.2.23., изданная в Константинополе 28 марта 530 года по повелению императора Юстинина и адресованная Юлиану, префекту претория, установила сроки подачи исков в суд (по истечении 100 лет — периода, равного сроку жизни человека) на взыскание имущества переданного Церкви. В соответствии с положениями закона С.6.43.1., легатам было дано право подавать личные иски и иски по ипотекам.

Все вышеперечисленное показывает, что при Юстиниане значительно обострилась борьба представителей светского и церковного землевладения, причем в этой борьбе Юстиниан, как правило, был на стороне Церкви.

Стоит отметить, что одной из причин благоприятного отношения к христианской Церкви в то время послужила способность Церкви к благотворительности, к преобразованию всех сфер человеческой жизни, в том числе — и правовой сферы.

Завершить данную статью хотелось бы словами немецкого правоведа XIX века Рудольфа фон Иеринга: «Стоит лишь бросить взгляд, — говорит Иеринг, — на множество религиозных институтов, упоминаемых в конституциях христианских императоров, чтобы убедиться, в какой мере христианство — как бы высоко или низко ни оценивалось его нравственно-обновляющее влияние на римско-византийский мир — в одном направлении все-таки оказало бесспорно облагораживающее влияние: это именно есть возбуждение к благотворительности и гуманности. Только с христианством добродетель благотворения воспрянула на степень влиятельного социального фактора. Этой добродетели не только выпало прекрасное призвание смягчить бедственную участь целых классов населения — социальная задача, которую гражданский оборот, руководившийся простым эгоизмом, везде оставлял неразрешенной, — но вместе с тем всемирно-историческая миссия участвовать в труде насаждения христианской

Церкви путем доставления необходимых к тому экономических средств. Для того, чтобы сделать это возможным, христианство должно было одержать верх над эгоизмом в римском праве»10.

Источники и литература

1. Codex Iustinianus libri I recognovit Paulus Krueger. Vol. 2. Berolini, 1888. XXIX, 513 pp.

I, 2.1 2.6 2.14

2.15 2.17 2.21

2.23 2.24

VI, 43.1

3 Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis. qd Kruger P., Mommsen Th. Berolini, 1905. 931 pp.

XVI, 2.4 2.45

4 Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. А.А. Чекаловой; отв. ред. Г.Г. Литаврин. М.: Наука, 1993. 570 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: СТАТУТ, 2000. 299 с.

10Цит. по: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: СТАТУТ, 2000. С. 51-52.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Памятники римского права
Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана.
Учебное пособие

От издательства

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ

ИНСТИТУЦИИ ГАЯ

Книга первая

Книга вторая

Книга третья

Книга четвертая

ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КОНСТИТУЦИЙ ЮСТИАНА О СОСТАВЛЕНИИ ДИГЕСТ, ОБ ИХ ОБНАРОДОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ

I. Из конституции «О составлении Дигест»

П. Из конституции «OMNEM»

Ш. Из конституции «Об утверждении Дигест»

ВЛАДЫКИ НАШЕГО СВЯЩЕЙНЕЙШЕГО ПРИНЦЕПСА ЮСТИНИАНА ПРАВО, ОЧИЩЕННОЕ И СОБРАННОЕ ИЗ ВСЕГО ДРЕВНЕГО ПРАВА. ДИГЕСТЫ И ПАНДЕКТЫ

КНИГА ПЕРВАЯ

Титул I. О правосудии и праве

Титул II. О происхождении права и всех должностных лиц и о преемственности мудрецов

Титул III. О законах, сенатусконсультах и долговременном обычае

Титул IV. О конституциях принцепсов

Титул V. О положении людей

Титул VI. О тех, кто являются (лицами) своего или чужого права

Титул VII. Об усыновлении и освобождении из-под власти и о других способах прекращения власти

Титул VIII. О делении вещей и свойствах их

Титул IX. О сенаторах

Титул X. О должности консула

Титул XI. О должности префекта претория

Титул XII. О должности префекта города

Титул XIII. О должности квестора

Титул XIV. О должности преторов

Титул XV. О должности префекта ночной стражи

Титул XVI. О должности проконсула и легата

Титул XVII. О должности августального префекта

Титул XVIII. О должности презеса

Титул XIX. О должности прокуратора цезаря или управляющего имуществом цезаря

Титул XX. О должности окружного судьи

Титул XXI. О должности того, кому поручено осуществлять юрисдикцию

Титул XXII. О должности асессоров

КНИГА ВТОРАЯ

Титул I. О юрисдикции

Титул II. Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же положения могут быть применены и в отношении его самого

Титул III. Если кто-либо не подчинится лицу, выносящему решение

Титул IV. О вызове в суд

Титул V. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет или если кто-либо вызовет лицо, которое он не должен был вызвать на основании эдикта

Титул VI. Пусть вызванные в суд идут или представят поручителей или (иное) обеспечение

Титул VII. Чтобы никто не задерживал силой того, кто вызывается в суд

Титул VIII. О тех, которые принуждаются к предоставлению обеспечения или которые дают клятвенное обещание или (просто) обещание

Титул IX. Каким образом должно быть предоставлено обеспечение, если предъявлен ноксальный иск

Титул X. «О лице, действия которого воспрепятствовали кому-нибудь явиться в суд

Титул XI. Если кто-либо не выполнит обещания явиться в суд

Титул XII. О днях, когда не производится суд, и об отсрочках, и о различных сроках

Титул XIII. О сообщении формулы иска ответчику

Титул XIV. О договорах

Титул XV. О мировых сделках

КНИГА ТРЕТЬЯ

Титул I. О предъявлении требований в суде

Титул II О тех, которые объявлены пользующимися дурной славой

Титул III. О прокураторах и защитниках

Титул IV. Об исках, предъявляемых от имени какой-либо совокупности или против нее

Титул V. О ведении дел

Титул VI. О сутягах

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *