Абиссинское нагорье. Крыша Африки и колыбель человечества. Ещё каких-то три миллиона лет назад здесь бегали австралопитеки, а затем и первые люди. Если подняться из речного каньона Текезе, то на юге разглядишь силуэты гор Симиен. Будто грозные боги тысячи лет назад играли в шахматы, слепив из лавы доску высотою в два километра. Вот стоит боевой слон, а вон башня ладьи подёрнута рубином заката. Там, где лес подбирается к скалам, застыл поверженный конь. И вдали – королева, окружённая охраной из пешек. Лишь когда люди создали язык и шум их речей дошёл до поднебесья, боги оставили партию, сменив игру на оборону против человечьих затей. А фигуры так и стоят в ожидании безмолвия мира, когда боги снова вернутся и поставят на кон одну-две звезды.
На подходе к горам Симиена с севера.
Горы Симиена.
Эфиобус.
Нагорье – массив-бастион, с крутыми труднодоступными склонами и глубокими долинами рек, что обособляют отдельные вулканические вершины. Всюду – сплошные разломы зарождающегося океана. Пока он лишь зреет цепочками озёр в котловинах, часть из которых лежит ниже уровня моря.
Панорама нагорья.
Цивилизация здесь появилась в незапамятные времена, и государств за это время было немало. От колонии Сабейского царства и страны Агази до империи Аксум и династии царя Соломона. Именно в горах Абиссинского плато возникла Эфиопия — старейшая христианская страна и одно из древнейших государств современного мира.
Столица Эфиопии – Аддис-Абеба. Мне нужно задержаться здесь всего на день, чтобы найти путь в сердце христианской части страны – городок Лалибела, расположенный к северу ровно на таком же расстоянии, как Санкт-Петербург от Москвы. Вот только здесь прямых дорог нет, а те, что есть, – асфальтированы пятнами и напоминают заплаты-лоскуты на переднике моей бабушки.
Эфиопы живут исключительно по солнцу, то бишь с шести утра до шести-семи вечера. И мало того что в местном календаре 13 месяцев в году (правда, 13-й насчитывает всего несколько дней), а летоисчисление отстает от европейского на восемь единиц, так и часы начинают отсчет от нижней точки циферблата. То есть европейские шесть часов вечера на эфиопских часах выглядят как ноль часов ночи, а шесть утра — ровно как полдень. Поначалу голова пухнет от постоянных переводов стрелок. Хорошо хоть минут в часе по-прежнему шестьдесят.
Если хочешь успеть на автобус в Эфиопии, то встать надо не рано, а очень рано. Без десяти пять (или без десяти одиннадцать по-местному) – самое оно. Автобусная станция Аддис-Абебы – часть огромного рынка, раскинувшегося на несколько окрестных кварталов. Толпы штурмуют автобусы, на которых написаны лишь номера – остальное иностранцу (по-местному – фаранджи) здесь не понять: эфиопский алфавит далек как от латыни, так и от привычной кириллицы. Набираю полную грудь воздуха и кричу: «Лалибела!» Через мгновение рядом со мной возник мелкий парнишка: схватил за рукав и потащил в автобус до… Дессие.
Оказывается, в Лалибелу из столицы за один перегон не доедешь – нужно заночевать на полдороге, а затем уже следовать далее. По ночам передвигаться опасно и транспорт в это время не ходит. Если доехать за день не получается, автобус останавливается в ближайшем приличном населенном пункте и замирает на ночь.
Эфиопский закат.
Места в таком эфиобусе – только сидячие (стоя ехать нельзя – по пути тормозят проверяющие), сидеть в нем очень тяжко. Особенно тем, кто выше эфиопов ростом. Сидят по трое на каждую сторону ряда, колени упираются в железную окантовку впередистоящей скамьи. Пыль, весьма своеобразный запах пота аборигенов, орущие дети и закрытые окна. Закрытые не потому, что невозможно открыть, а потому, что местным холодно от ветра. При +35С снаружи. Кое-кто не выдерживает, и его начинает рвать. Хорошо хоть по очереди, а не все сразу. Автобус при этом не останавливается – иначе он не успеет засветло доехать до пункта назначения. А дорожка еще та: серпантин, три тоннеля, перепады высот от 1400 до 3100 метров над уровнем моря. И двенадцать часов в этом бедламе…
Это — эфиобус.
Лалибела.
В XII веке нашей эры это чудное место звалось деревушкой Роха. А поэтичное имя Лалибела носил один из царей эфиопской династии Загве. Как гласит предание, царя попытался отравить его завистливый брат Харбе. И надо сказать, это ему удалось. Лалибела вознесся на небо и говорил там с Господом, который дал указание ему вернуться на землю и построить церкви у селения Роха. Господь даже показал, как они должны выглядеть. Лалибела ожил и принялся исполнять волю Создателя. Он лично разработал проекты церквей, но человеческих сил явно было недостаточно для такой огромной работы, и поэтому каждую ночь ангелы спускались со своих высот и помогали благочестивому царю.
Церковь святого Георгия. Размеры здания 19,9х12,5 метра.
Высота — 13 метров. Размер ямы, соответственно, больше.
Современные исследования подтверждают, что царь на самом деле был благочестив и вел полумонашеский образ жизни. И одиннадцать удивительных церквей действительно были созданы в период его правления. Но какой силой удалось вырубить в скалах такие помещения и проходы – до сих пор неизвестно. По некоторым оценкам, в строительстве храмов должны были принимать участие не менее 40 тысяч человек.
Церкви вырубались прямо в скале, строго вниз от будущей крыши до основания на глубине десяти-двенадцати метров. Глубокими рвами отделялся монолитный блок, в котором уже высекали помещения, колонны, украшения, окна и дверные проемы. Далее храмы украшали росписями, фресками, предметами культа. И все эти здания стоят буквально в двух шагах двуг от друга! Десять церквей соединены между собой системой подземных переходов. Лишь церковь Святого Георгия построена особняком. И ни одно сооружение не похоже на другое.
Семья дьякона.
И его жилище.
По масштабу и красоте эти монументальные храмы превосходят многие подобные в других точках планеты, включая Петру в Иордании, пещерные поселения в Каппадокии или крепость Сигирия в Шри-Ланке. По преданию, после создания такой красоты Лалибела отрекся от престола и стал отшельником. Он жил в пещере и питался лишь кореньями да овощами. Для эфиопских христиан он — один из самых великих святых. Эфиопская православная церковь справедливо канонизировала имя царя Лалибелы и переименовала городок в его честь.
Конечно, такое нельзя не увидеть. Но как увидеть то, что скрыто от взора простого туриста? Просто. Нужно лишь, чтобы люди считали тебя в чем-то своим. Моим пропуском во все святые места явились… наши копейки. Наверняка вы и не задумываетесь о том, что на копейках Банка России с обратной стороны изображен один из наиболее почитаемых святых ортодоксальной церкви, эфиопской церкви в частности: Георгий Победоносец, поражающий змия. К концу моего путешествия вся горсть копеек, специально захваченная из домашней копилки, разлетелась. Потому как нет более на этой планете страны, которая бы печатала на монетах символ православия.
Дебре Дамо.
Но не одной Лалибелой богата история Эфиопии. На северных землях Аксума, буквально в пяти километрах от границы с Эритреей, расположен монастырь Дебре Дамо. Основан он еще в VI веке нашей эры За-Микаэлем Арегави на вершине горы-останца, размер которой — 1000 на 400 метров и высотой над уровнем моря 2216 метров. Единственный путь наверх – 25-метровая стена. Я стою у подножья, и мне немножечко страшно: просто так наверх не залезешь.
Вход на плато, где расположен монастырь.
По легенде, к Арегави во сне явился сам Господь и указал на место будущего монастыря, сказав, что даст в помощь огромного змея, чтобы монах поднялся наверх. Сам архангел Гавриил стоял на страже с мечом, дабы змей не передумал исполнять Божью волю. Змей, однако, оказался правильный и, обернувшись вокруг За-Микаэля, поднял его на верхний уступок, где монах вытесал крест на скале.
За-Микаэль Арагави.
Полотно висит в мужском монастыре Дебре Дамо.
Разрешение на просмотр женщинами фотографий из монастыря получено.
Дебре Дамо уникален и незабываем, но женщинам в него вход запрещён – монастырь исключительно мужской. У всех монахов — а их тут более 600 — обет безбрачия. Даже животные – только мужского пола. Исключение составляют кошки, ибо они, подобно монахам, могут лезть по скале. И – курицы, потому что птицы. А птицам, как известно, границы неведомы. Женщины могут лишь подойти к подножью скалы. Считается, что именно труднодоступность монастыря позволила оставить в целостности все его сокровища на протяжении более чем 1400 лет шумной истории. Церковь монастыря – старейшее подобное сооружение во всей Эфиопии.
Главное здание монастыря. Вида дерева, из которого сделаны балки здания уже не существует.
Этой библии — 800 лет, а по виду и не скажешь.
Толстый канат, подобный змею, сплетённый из шкур и жил животных, свисает до самого низа. Есть ещё две ленты из того же материала: с их помощью поднимают грузы и страхуют желающих подняться. Высоко, но монахи очень быстро преодолевают этот подъём – сказывается многолетняя практика.
Специально вызванный мужчина старой камерой Leica фотографирует пожилого монаха в уважительном, жёлтом одеянии. На мой вопрос: «Зачем?» — последовал ответ одного из служителей: «Нашему брату – 120 лет и он готовится встретиться с Богом. Мы хотим сохранить его фотографию на память для всех наших братьев». Стодвадцатилетний брат в знак согласия кивнул головой и поднялся как тридцатилетний. Я, стараясь закрыть рот от изумления, быстро спросил: «А сколько самому старшему?»
— Было сто тридцать четыре, когда он встретился с Богом семь лет назад.
Ну что тут скажешь?
Этому бодрому старичку — 90.
Эфиопия на протяжении многих столетий играла роль «христианского острова в мусульманском море». Эфиопская Церковь относится к дохалкидонским Восточным Церквам и является православной по самоназванию, однако Православные Церкви считают ее монофизитской. Она всегда играла важную идеологическую и политическую роль в жизни эфиопского государства и была от него практически неотделима. Но в наши дни эта ситуация быстро меняется. Бросается в глаза рост влияния ислама и создается впечатление, что «мусульманское море» буквально захлестывает некогда неприступный «христианский остров».
Однако Аддис-Абеба пока демонстративно не замечает все большего ослабления позиций Эфиопской Церкви. Официальная точка зрения правительства состоит в том, что численность мусульман (на них приходится половина жителей страны) практически не меняется, а их присутствие стало более заметным лишь благодаря демократизации общественной жизни – мусульмане получили возможность наглядно проявлять приверженность своей религии. Это выражается в стремлении следовать мусульманским обычаям в одежде, причем значительное число женщин (и даже совсем маленьких девочек) уже не ограничиваются ношением платков по иранскому образцу, а предпочитают аравийские накидки-паранджи. Однако было бы неверно сводить проблему исключительно к бытовому уровню.
Рост численности мусульман в Эфиопии оказывает большое влияние и на политическую жизнь. Происходит он благодаря более высокому уровню рождаемости на мусульманском юге страны по сравнению с христианским севером. Одним из проявлений роста влияния ислама является массовое строительство мечетей. За последние два десятилетия только в столице страны Аддис-Абебе их число возросло более чем в десять раз.
Большое количество новых городских мечетей появилось не только на юге, но и в традиционно христианских районах на севере страны. Наибольшее впечатление производит массовое строительство мечетей в сельской местности. Это свидетельствует о скоординированной политике исламизации Эфиопии, которая проводится такими мусульманскими государствами, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и другие, а также международными исламскими организациями – «Исламская мировая лига», «Международная Исламская организация возрождения» и т.д. Цель этой политики в том, чтобы в кратчайшие сроки добиться полной исламизации юга Эфиопии путем обращения в ислам тех народов, которые сохраняют приверженность древним традиционным религиям, а также той части населения, которая была обращена в христианство в результате завоеваний эфиопского императора Менелика II в конце ХIХ века (тогда в христианство перешла и значительная часть местных мусульман).
Рост численности эфиопских мусульман создает основу для повышения их роли в политической жизни страны. Основные социально-экономические проблемы не были решены ни под лозунгами христианской монархии, ни социализма с его государственным атеизмом, ни пришедшей им на смену демократии западного образца. В результате дискредитации прежних идеологий альтернатива им в виде исламского пути получает все большую популярность.
Эфиопская (Абиссинская) церковь, антихалкидонитский патриархат с центром в Аддис-Абебе (Эфиопия). Насчитывает ок. 20 млн. членов (1990) Согласно эфиопским источникам, эта численность оценивается в 30 миллионов человек или около 60% от общего числа населения .
Содержание
История
Христианство было принесено в Эфиопию апостолом от 70 Филиппом который крестил Аетия, евнуха Эфиопской царицы Кандакии, сделавшегося просветителем этой земли. Окончательно вера утвердилась здесь в IV веке святым Фрументием, первым епископом Абиссинской Церкви. Фрументий был римским гражданином из Тира, потерпевшим кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы (около 347 г.) св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил проповедь.
Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале VI в. отпали от союза со Вселенскою Церковью, вслед за коптами приняв монофизитскую ересь. Впрочем, по замечанию С.В. Булгакова, тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи.
Около 480 года в Эфиопию прибыли «Девять Святых» и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре Св. Пахомия в Египте. Их влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская церковь отвергла Халкидон. «Девять Святых», как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.
Эфиопская церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, активно велась миссионерская деятельность.
Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская церковь только недавно начала выходить.
Эфиопская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Коптской церковью: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял «абуна» (или «папас» — отец наш), – коптский епископ, присылаемый из Александрии. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви.
В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом (абуной) эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Церкви.
После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов.
В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В том же году Эфиопская церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди эфиопов — дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть «Центров обучения священников». Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.
До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгинсту Хайле Мариама, Эфиопская церковь была государственной. Вскоре после революции она была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.
После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла.
Архиепископ Иезехак, эфиопский архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.
В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 — дипломы.
Эфиопская церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.
Особенности Эфиопской церкви
Священное Писание и богословие
В Библии абиссинцы насчитывают 81 книгу, включая сюда, наряду с каноническими, почитаемые ими неканонические книги и апокрифы (Книгу Еноха и Книгу Юбилеев). При этом у них редкая рукопись псалтири, Евангелия, а также и служебника не профанируется вздорными и иногда прямо кощунственными приписками, в которых подбор бессмысленных сочетаний звуков объявляется именами Божьими, имеющими магическую силу, в уста святых и Божией Матери влагаются странные тексты, и про них рассказывают невероятные истории.
В Эфиопии существовали необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли .
Храмы
По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали — на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты.
Иконопись
Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов.
Богослужение
Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным. Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Помимо обрезания в Эфиопской церкви есть и другие религиозные обычаи, характерные для иудаизма, например, употребление пищи и соблюдение субботы в субботний (как и в воскресный) день. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства.
Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети.
Рядовые службы те же, что и у православных.
Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык.
Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: «Молитесь о мире и лобзайте друг друга» (соответствующего нашему: «Возлюбим друг друга…»), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления.
Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники.
В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник пред закатом солнца все сходят в воду и купаются при молитвах священников.
Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.
Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий.
Посты
Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам.
За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами.
Литература
Использованные материалы
- «ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ», энциклопедия Кругосвет:
- «Эфиопская Православная церковь», из книги Робертсон Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник:
Рональд Робертсон. Из книги «Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник»