Ефросиньи полоцкой 1

Про судьбу национальной реликвии и предсказание Ванги о том, когда святыня вернется в Беларусь

Евфросиния Полоцкая. Фото velvet.by

5 июня верующие отмечают День памяти Евфросинии Полоцкой. Евфросиния (до пострига – Предслава) стала первой женщиной на территории Беларуси, причисленной к лику святых. Ее церковное почитание началось практически сразу после смерти, и сегодня огромное количество верующих ежедневно посещают Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке, чтобы попросить у святой покровительства во всех делах, мира на земле и здоровья себе и близким.

С именем Евфросинии связано и появление важной христианской святыни – золотого Креста, который бесследно исчез 75 лет назад и о возвращении которого на родную полоцкую землю молятся верующие по всей Беларуси.

Какие же интересные факты о Кресте Евфросинии Полоцкой мы знаем?

1. Изготовил его по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой 855 лет назад местный полоцкий мастер Лазарь Богша.

Известно, что у Креста было кипарисовое основание, в которое были заложены частицы святых для каждого христианина мощей: кровь Христова, часть гроба господня и гроба Богородицы, частицы мощей святых Пантелеимона и Стефана, кровь святого Дмитрия.

Украшали Крест лики святых из Нового Завета, для создания которых мастер использовал золото (21 пластина), серебро (20 пластин) и драгоценные камни. Также на Кресте, высота которого составляла почти 52 сантиметра, были сделаны надписи.

Крест Евфросинии Полоцкой. Фото mogilevnews.by

2. Один из текстов, помещенных на Крест, содержал слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка.

«… кто изнесет из монастыря да будет проклят святою животворящей троицею и святыми отцами», – говорилось на нем. В то время это было самое страшное проклятие.

3. Хранить Крест Евфросиньи Полоцкой у себя поостерегся даже сам Иван Грозный. Когда в ХІІІ веке смоленские князья захватили Полоцк, они перевезли Крест к себе. Согласно летописям, святыня на русской земле пользовался популярностью – ему поклонялись многие прихожане и верили в его чудотворную силу. В Смоленске же была изготовлена и копия Креста, вероятно, для того, чтобы пользоваться ее при водосвятии.

В XVI веке, после того, как Смоленск был захвачен войсками Василия III, Крест был перевезен в Москву, где хранился в царской казне и при богослужениях использовался редко. Отправляясь в поход на Полоцк в 1563 году, глубоко верующий Иван Грозный взял Крест с собой и пообещал, что если он поможет ему вернуть город, то он вернет реликвию на место. Так Крест вновь оказался в Полоцке, сначала в келье преподобной Евфросиньи, затем – в Софийском соборе.

Памятник святой в Полоцке. Фото Евгении Москвиной

4. Полоцкие монахи как могли берегли святыню. Заказывали копии реликвии, замуровывали его в тайнике во время войны с французами 1812 года…

В середине ХІХ века епископ Василий Лужинский повез Крест в Москву и Санкт-Петербург, где ему поклонялись верующие с пяти часов утра до десяти часов вечера. А ночью Крест возили по домам местных богачей, где производили обряды водосвятия. Таким способом епископ пытался заработать средства на восстановлении Полоцкой епархии.

5. В 1920 году Крест Евфросинии Полоцкой вместе с другими святынями был конфискован в пользу государства. За ним в Полоцк приезжал известный писатель и историк Вацлав Ластовский.

Ластовский сделал описание Креста, которое и сегодня вызывает много вопросов.

Так он указал, что Крест был изрядно испорчен. На нем не хватало двух кусков золота, трех эмалей, а вместо драгоценного камня голубого цвета было вставлено стекло. Но самое интересное: историк писал, что основание Креста – дубовое, между тем как доподлинно известно, что оно было сделано из кипариса.

Почему в описание закралась ошибка, и было ли это ошибкой – неизвестно. Однако, основываясь на этом факте, некоторые историки стали выдвигать версии, что Ластовский привез в Минск не настоящий Крест, а одну из его подделок. А оригинал, мол, был где-то надежно спрятан верующими. Но никаких доказательств этой версии нет.

6. Известно что в в 1928 году Крест был передан на хранение в Белорусский государственный музей в Минске, затем перевезен в Могилев, где был спрятан в специльной комнате-сейфе Могилевского обкома партии. В национальном архиве сохранился документ от 21 ноября 1929 года – акт передачи реликвии из Минска в Могилев.

В Могилеве Крест хранился в комнате-сейфе за двумя стальными дверями – бронированной и решетчатой. Его никому не показывали, но в июле 1941 году, после того, как город захватили немецкие войска, Крест таинственным образом исчез.

7. Сегодня в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря хранится копия Креста, выполненная брестским мастером Николаем Кузьмичем и освященная митрополитом Филаретом.

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке. Фото Евгении Москвиной

8. Существует порядка десятка версий того, куда мог исчезнуть Крест Евфросинии Полоцкой. Его и сегодня ищут по всему миру, а в 1991 году к поискам подключился Интерпол. Искали Крест в Германии, полагая, что он был вывезен немцами из захваченного Могилева, в Америке, в фондах Морганов и Рокселлеровском центре, куда он мог попасть после продажи реликвии на аукционе. Но все тщетно.

Есть и версия, что нашу святыню вывезли в Россию вместе с другими ценностями из Могилева, который вот-вот должен был быть захвачен войсками Гитлера. Причем, до конечного пункта его могли не довезти – так как дороги часто бомбили.

Если же он все-таки попал в Россию, почему не значится в фондах ни одного из музеев? А может он хранится, скажем, в Троицко-Сергиевой лавре, как думают некоторые историки?

Хочется верить, что рано или поздно мы получим ответы на все эти вопросы, и наша национальная святыня вернется на родную землю.

Ведь известно, что даже знаменитая Ванга, когда ее спросили про судьбу белорусского Креста Евфросинии Полоцкой, ответила:

«А чего белорусы волнуются? Крест скоро найдется»…

Краткое житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

празднование совершается 23 мая/5 июня

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира (+1015; память 15 июля) и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота — с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предиславы, однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя — игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей. Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния.

По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.

Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время — это уже было при князе Борисе Всеславиче (+1128) в 1125 году — епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги — «все свое имение».

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная — Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова.

Предметом особого попечения преподобной Евфросинии был основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку (1156 — 1169) и византийского императора Мануила (1143 — 1180) прислать ей список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, некогда написанный святым евангелистом Лукой. Ефесская икона Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского (+1263; память 23 ноября) и дочери князя Полоцкого Брячислава.

Свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее.

На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, желала поклониться Живоносному Гробу Господню. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она вместе с другой сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась в Святую Землю. После паломничества к святыням Константинополя, она прибыла в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, святая Евфросиния приняла мирную и блаженную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме 23 мая 1173 года. (По другим сведениям она была погребена в обители святого Феодосия в паперти храма Пресвятой Богородицы.)

3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими в Киево-Печерскую Лавру. В 1910 году мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее время.

Асобы. Список

  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
  • Алексиевич Светлана
    Нобелевский лауреат по литературе
    • Белорусская Народная Респулика

    • Булак-Балахович Станислав
      командир Белорусской Народной Армии
    • Васильковский Олег
      глава дипмиссии БНР в Прибалтике
    • Гениюш Лариса
      «птица без гнезда» — поэтесса, хранительница архива БНР
    • Дуж-Душевский Клавдий
      автор эскиза национального флага
    • Кондратович Киприан
      министр обороны БНР
    • Ластовский Вацлав Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
    • Луцкевич Антон
      Старшыня Рады Міністраў БНР
    • Луцкевич Иван
      культуртрегер Беларуси
    • Лёсик Язеп
      Председатель Рады БНР, академик АН БССР
    • Скирмунт Роман
      элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна «Погоня»
  • Богушевич Франтишек
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 — 1316)
      «измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем»
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • Кейстут (1381-1382)
      «Клятва Кейстута» и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало «Золотого века» ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос «Песня о зубре»
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Гошкевич Иосиф
    первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Достоевский Ф. М.
  • Дроздович Язеп
    «вечный странник», астроном и художник
  • Дунин-Марцинкевич Винцент
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Копиевич Илия (Галляш)
  • Кит Борис Владимирович
    «беларус нумар адзін ва ўсім свеце»
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой «Трилогии»
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, «св. апостол единения»
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник «лисовчиков»
  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
    • Магнатский род

    • Воловичи
      от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
    • Кишки
      шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
    • Кезгайлы
      старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, «границе Литвы и Жмуди»
    • Огинские
      «magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego»
    • Острожские
      защитники отечества и фундаторы просвещения
    • Пацы
      «во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома»
    • Радзивиллы
    • Сапеги
    • Тышкевичи
      шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
    • Ходкевичи
      воины великого княжества
  • Малевич Казимир
    Витебское общество УНОВИС и «Черный квадрат»
  • Мицкевич Адам
  • Минейко Зигмунд
    почетный гражданин Греции
  • Надсон Александр
    апостольский визитатор белорусских греко-католиков
  • Наркевич-Иодко
    «электрический человек» — профессор электрографии и магнетизма
    • Нобелевские лауреаты

    • Светлана Алексиевич
      литература, 2015
    • Жорес Алферов
      физика, 2000
  • Олехнович Франтишек
    «бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист
  • Орда Наполеон
    инсургент и художник
  • Острожский Константин
    герой битвы под Оршей
  • Острожский Константин-Василий
    фундатор православия
    • Полоцкое княжество

    • Рогволод (920-978)
      первый летописный князь Полоцка, основатель династии Рогволодовичей
    • Рогнеда и Изяслав
      легенда о чести и смелости
    • Торвальд Кодранссон (950-1002)
      креститель Полоцка (986)
    • Брячеслав
      князь Полоцкий (1003-1044) и герой «Саги об Эймунде»
    • Всеслав Чародей
      князь-язычник (1044-1101), герой битвы на Немиге
    • Рогволод-Борис
      князь Полоцкий (1101-1128) и Двинские камни
    • Ефросиния Полоцкая (1101-1167)
      внучка князя-язычника, покровительница просвещения
    • Кирилл Туровский (1130-1182)
      богослов и писатель
  • Пржевальский Н. М.
    путешественник и натуралист
  • Радзивилл Януш
    герой битв под Лоевомй
  • Рейтан Тадеуш
    Дон Кихот Речи Посполитой
  • Рылло Максимилиан
    первый исследователь древнего Вавилона
  • Сапега Лев
  • Святополк-Мирские
    последние хозяева Мирского замка
  • Семенович Казимир
    основопложник ракетостроения
  • Сербов Исаак
    археолог и фотограф («Беларусы ў фотаздфмках» 1911)
  • Симеон Полоцкий
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Скирмунт Хелена
    1876 «З жыцьця літвінкі» — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў
  • Скорина Франциск
  • Скосырев Борис
    первый и единственный король Андорры
  • Смотрицкий Мелетий
    ревнитель православия, принявший униатство
  • София Слуцкая
    католичка, канонизированная православными
  • Судзиловский Николай
    первый Президент сената Территории Гавайи
  • Станкевич Ян
    историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги
  • Тарашкевич Бронилав
    филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси
  • Тяпинский Василий
    гуманист и еретик
  • Ходзько гербу «Костеша»
    и «Товарищество Литовское и Земель Руских» 1832
  • Шагал Марк
    художник
  • Шостакович Д. Д.
    композитор
  • Шидловский Сымон Визунас
    легендарный хорунжий Витебский
  • Федоров Иван
    первопечатник в Московии и Украине
  • Янка Купала

XII в. Полоцк
худ. П. Татрников

Одигитрия
Торопецкая (Полоцкая)

Евфросиния Полоцкая (1101 — 1167) — внучка князя-язычника Всеслава Чародея, достроившего Софийский собор в Полоцке и племяница первого Полоцкого князя, носившего крестильное имя и крестившего языческие капища (Двинские камни) — Рогволод-Бориса.

Княжна, достигнув совершеннолетия, отказалась от династического брака и стала монахиней — приняла постриг под именем Евфросиния.

Преподобная Евфросиния основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора (взорван войсками Петра I) и велось полоцкое летописание (рукописи утеряны в архивах Императрской АН, последним на них ссылался Татищев). По заказу Евфросинии был создан знаменитый крест, названный ее именем.

Евфросиния сама сочиняла музыку, покровительствовала живописи. С ее именем связана Византийская икона, известная как Одигитрия Полоцкая. Сегодня иконы с таким именем нет — «Одигитрией Полоцкой» называют Торопецкую икону. Считается, что ее либо вывезли из оккупированного Полоцка во время Ливонской войны, либо это ее копия.

На средства княжны-монахини и по ее заказу в 50-е годы XII века была построена церковь святого Спаса, а также мужской и женский монастыри, При женском монастыре были открыты учильни и библиотека, скрипторий и иконописная мастерская.

Именно со Спасо-Преображенского собора св. Ефросинии РПЦ начала крестовый поход на белорусскую архитектуру — замену золочеными луковками традиционных силуэтов колоколен.

Мясцовае царкоўнае шанаванне ў Полацкай зямлі пачалося ўжо ў канцы XII ст., калі тут ужо існавала царкоўная служба прападобнай Ефрасінні Полацкай, і было складзена агіяграфічнае «Жыціе».

Московская церковь до XIX века не имела к Ефросинии Полоцкой никакого отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой, первая служба МП РПЦ преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году.

Крест Ефросинии четырех- и шести-конечный канон

Св. Ефросиния — внучка Всеслава Чародея, просветительница Полоцкого княжества. Она и Торвальд Кодранссон стали первыми святыми, почитавшимися на беларуских землях.

Прошло почти 200 лет с прибытия в Полоцк крестителя-Торвальда, но языческие традиции были еще сильны. Дед Ефросинии, Всеслав, «был рожден волхованием» и почитался, как колдун-оборотень. Не был причислен к лиу святых несмотря даже на строительство Софийского собора. Ее дядя, Рогволод-Борис, был первым князем, носившим крестильное имя. Он же провел массове крещение языческих капищ (Двинские камни).

Напрестольный крест, созданный в 1161 по ее заказу стал первой значимой христианской реликвией Края. Хранился в Полоцке, в результате войн XIII в. попал в Москву. Войска Стефана Батория, освобождавшие Полоцк в 1579, отбили у Ивана Грозного и город и крест, привезенный туда во время оккупации. Утрачен во время эвакуации в 1941 году.

Крест, наряду со святыми мощами, кровью Христа и частицей гроба Господня, нес в себе традиционные для Края изображения крестов — креста греческой и креста римской ветви христинства. Об апелляции к католичеству говорит надпись на кресте: «и ни игумен ни бискуп» не должны выносить крест из монастыря.

Четырех- и шести-конечные кресты были традиционными для нашего Края до XX века — от Двинских камней до герба Вильни, от храмовых шпилей до могилак и придорожных крестов.

Беларуские деревянные кресты Любовь Зорина

«Беларускія могілкі»
H. Weyssenhoff, 1889

«После 1839 года православная церковь запрещала установку придорожных и кладбищенских крестов, украшенных резьбой и тканью. Они часто просто уничтожались администрацией, которая подозревала в них польско-католическое происхождение на том основании, что подобные кресты не встречаются в Великороссии.

Смертельный удар по развитию декоративного искусства украшения крестов и алтарей на территории современной Беларуси нанес указ от 8 июня 1864 года М.Н. Муравьева, в соответствии с которым запрещалось не только устанавливать новые кресты, но и реставрировать старые. Это был один из способов русификации и укрепления российского православия в крае.

Императорский указ от 14 марта 1896 года отменял циркуляр генерал-губернатора, но одновременно вводились ограничения на сооружение крестов из прочных материалов. Для деревянных крестов наступила новая эпоха, они стали появляться вдоль дорог и в полях, но в ограниченном количестве.»

Читать полностью…

«Русский крест» восьми-конечный канон

Russian крест

Восьмиконечный крест в России до 20 века был, как свастика до Гитлера — ординарным символом, иногда употреблявшимся. Но не удостоившийся чести быть ни на Исакиевском соборе, ни на Василия Блаженного, ни на шапке Мономаха, ни на императорской державе, ни на вершине «1000-летия России».

И только в новой России с приходом термина «Русский Мир» он обрел «сакральный смысл». Как свастика с приходом Гитлера.

И сегодня, наряду с «золотыми цыбулинами» служит Русскому Миру в качестве метки «своих территорий». Даже на эмблеме черносотенной организации «Союз Русского Народа» (основана в 1905, воссоздана в 2005) он заменил более традиционный шестионечный крест. Его же используют в своей символике всяческие «казаки» и тп.

За последние годы количество золотых цыбулин (даже на шпилях виленского барокко) и «русских крестов» в Беларуси увеличилось в десятки раз. И это при том, что сам термин «православие» появился у нас только в XIX веке, после Разделов Речи Посполитой.

Русская Церковь как основа Русского мира, Русский мир как основа Вселенской Церкви

«Мне хотелось бы привлечь внимание собравшихся к проблеме понимания Русского мира, или Русской цивилизации, к вопросу о взаимосвязи Русского мира и Русской Церкви, а также к тому, какое значение имеет Русский мир для судеб мирового Православия… Каноническая территория Русской Православной церкви — территория Русского мира… без конкретных территорий, на которых проживает русский народ — носитель духовно-национальной традиции, Русский мир не может рассматриваться как полноценный субъект исторического процесса…

Интересно отметить, что на сегодняшний день, территория, которая объявляется Русской Православной Церковью как канонически ей принадлежащая, практически полностью совпадает с территорией Российской империи» BOGOSLOV.RU

«Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос… Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, чего по гордости не понимают католики.» www.pravoslavie.ru

Одному из полоцких «Индиана Джонсов» по имени Алексей после многолетних поисков удалось найти настоящий крест Евфросиньи Полоцкой, созданный мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Место, где находится православная святыня, перед самой кончиной указала старушка (назовем ее Верой Петровной), которая в свое время ухаживала за инокиней Ольгой (Дорожко) и провожала ее в последний путь. Эта женщина была последней, остававшейся в живых, хранительниц креста – монашек Спасо-Ефросиньевского монастыря. Во исполнение воли умершей, реликвию положили в гроб и упокоили в земле. Ольга говорила, что не пришло еще время ей вновь возвращаться к людям.

Фото: sluck-eparchiya.by

Ольга, как непосредственная участница событий почти вековой давности, рассказывала Вере Петровне, что с началом смутных времен гонения на церковь монахини подменили древний крест. Они заказали ювелиру изготовить копию, на которую пожертвовали все свои сбережения. Впоследствии святыню иногда приносили на богослужения, и Ольга неоднократно к ней прикладывалась, но в начале по молодости лет, а потом по незнанию не представляла ее истинной ценности.

Шли годы. Инокини скрывали крест Евфросиньи от мирских властей, поскольку возвращать его было некому и некуда. Государственная политика атеизма сопровождалась притеснением верующих, которые были вынуждены скрывать свои истинные чувства. Храмы и сооружения монастыря находились в плачевном состоянии. Свято-Евфросиниевский храм и Кресто-Воздвиженский собор были разрушены, а Спасо-Преображенской церкви требовался капитальный ремонт.

В конце 70-х годов инокиня Ольга осталась совсем одна, тяжело болела, а поскольку родственников у нее не было, то остаток своих дней она провела с Верой Петровной, которой доверилась, открыла и душу. Вера Петровна, как человек верующий и набожный, не осмелилась перечить последней воле близкого человека, и всё сделала так, как ей было наказано. Остается только проверить, насколько правдивым был ее рассказ.

Фото: А. Буховецкий

История выглядит вполне убедительно, если принять во внимание одну весьма интересную деталь. В июне 2003 года митрополит Филарет неожиданно для всех представил священнослужителям, собравшимся на традиционные Епархиальные чтения, подлинное Слуцкое Евангелие XVI столетия. Это была самая настоящая сенсация. Данный фолиант в период 1929…1941 годов находился в специальном бронированном сейфе Могилевского комитета партии, где хранился вместе с другими древними святынями, в числе которых был и крест Евфросинии Полоцкой. Перед приходом немцев все сокровища были эвакуированы и приняты, согласно описи, на хранение одним из государственных учреждений.

Сенсационная находка вызвала к себе неподдельный интерес среди журналистов и исследователей. Однако, на все обращения за получением подробностей они получали лаконичные, а точнее сказать – скупые ответы. Некая прихожанка, пожелавшая остаться неизвестной, передала Евангелие в один из приходов по завещанию своего родственника.

Данное обстоятельство переворачивает с ног на голову всю историю креста Евфросиньи. Делает ее еще более запутанной, чем было ранее. И все же попробуем разобраться.

Начнем с самого начала

По первоначальному замыслу крест создавался для того, чтобы вечно «животворить» души жителей родной земли. Для него выбрали намоленное место — полоцкую Спасо-Преображенскую церковь. Работу поручили искусному мастеру Лазарю Богше. Шестиконечная форма, символизирующая каждый день сотворения мира, имела 52см в длину и 2,5см в ширину. Верхнее и нижнее перекрестие, соответственно, были длиной 14 и 21 сантиметр. Для основы мастер взял кипарисовое дерево (запомните эту важную деталь), которое покрыл 22-мя золотыми пластинами, украшенными искусными орнаментами, драгоценными камнями и 20-ю иконками, выполненными в технике перегородчатой эмали.

Надпись, выгравированная на одной из пластин, увековечила стоимость изделия – 100 гривен за материалы и 40 гривен — мастеру за работу. «Гривна» — это денежная единица XII века, которая в среднем представляла собой 200 граммов чистого серебра. По современным ценам изготовление «церковной утвари» обошлось заказчику в 14тыс. долларов. Однако, в тем времена это был годовой доход всего Полоцкого княжества, которое, как известно, считалось одним из самых богатых и процветающих.

Истинная ценность святыни на самом деле не имеет материального эквивалента. Она являлась ковчегом, в котором находились бесценные дары, полученные Евфросиньей от патриарха Луки Хризоверха и Византийского императора Мануила:

  • капля крови Христа
  • мощи первомученика Стефана
  • капля крови святого Димитрия
  • мощи святого Пантелеймона
  • частица Креста Господня
  • частица камня от гроба Пресвятой Богородицы.

    Лазарь Богша завершил работу в 1161 году, что подтверждает соответствующая надпись на золотой пластине: «В лето 6669 года покладает Еввфросиния сей честный Крест в церкви Спаса Святого, что в монастыре ее». Помимо чисто «информационных» сообщений, автор послал через столетия ряд заклятий и оберегов. Одно из них категорически запрещало выносить крест за пределы монастыря. Кто «дерзнет сотворить сие», тот будет навеки проклят «святыми 318 Отцами, Святою Животворящею Троицею, Семью соборами святых отцов» и постигнет его участь Иуды Искариота.

    Подобные заклятия для церковного и монастырского добра были делом вполне обычным. Верующий христианин никогда бы не пошел против них, поскольку подобные деяния считались страшных грехом, за которым могли последовать «страшные беды» и отлучение от церкви. Однако, как показали последующие события, кары Господней в этой жизни боятся далеко не все.

    В Спасо-Преображенской церкви святыня пробыла недолго. В 1222 году князь смоленский Мстислав Давыдович покорил Полоцк и перевез ее в Успенский собор своего города, где она находилась до 1514 года. После захвата Смоленска князем Василием ІІІ крест «переезжает» в Москву.

    Фото: itd1.mycdn.me. Икона Евфросиньи Полоцкой

    В летописи Никона написано, что Иван IV Грозный в 1563 году пошел войной на Великое княжество Литовское. Духовную поддержку в ратном деле ему обеспечивали христианские реликвии, в числе которых упоминается «крест Полоцкий, украшенный златом и дорогими каменьями». После взятия Полоцка царь повелел возвратить крест на его исконное место.

    Через 16 лет — в 1579 году – полки Речи Посполитой отбили город у Московского царства. Чтобы в очередной раз не потерять святыню, монахини спрятали ее в соборе Святой Софии. После Брестской унии Софийский собор, наряду с другими православными храмами, перешел в лоно греко-католической церкви, прихожане которой также почитали крест Ефросиньи и относились к нему с благоговением.

    В 1841 году реликвию торжественно перенесли в Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря. Надо отметить, что в середине XIX века полоцкий крест неоднократно выставлялся для поклонения в крупных городах Российской империи, включая Москву и Санкт-Петербург.

    В 1922 году Республике Советов срочно потребовались деньги на восстановление экономики, что привело к массовому изъятию церковных ценностей. Реквизировали и крест Евфросиньи. Неким образом об этом узнали в Москве и потребовали выяснить место хранения и обеспечить сохранность. Однако, реликвия затерялась. Ее искали шесть лет, и нашли в местном финотделе. Изъяли и перевезли в Минск.

    Поскольку в это время уже было принято решение о переносе столицы БССР в Могилев, то все собранные ценности переправили на ответственное хранение в местный обком партии, в здании которого была оборудована специальная комната-сейф больших размеров. Там они неотлучно находились до лета 1941 года. Передовые немецкие части вошли в город через месяц после начала войны. Что творилось в эти дни, даже трудно себе представить. Однако, мы не только представим, но и послушаем непосредственных участников эвакуации ценностей.

    Туман только сгущается

    Перед войной в Могилеве скопились сокровища достойные сказочной пещеры Али-Бабы. Среди них были серебряный и золотой ключи Могилева, а также серебряные печати, полученные при предоставлении городу Магдебурского права; золотые украшения с раскопок Помпеи, подлинная серебряная булава Жигимонта Вазы — короля Речи Посполитой. Кроме них, в «сокровищнице» находилось несколько десятков старинных Евангелий, включая уже упомянутое Слуцкое; икона Богоматери Белынической XV века с драгоценными камнями, икона XVII века Спасской Богоматери, а также другие образа «в богато украшенных бриллиантами серебряных и золотых окладах».

    А еще полторы сотни икон белорусского письма XIII…XVIII веков. Золотые и серебряные дарохранительницы, дискосы, потиры, кадильницы, «кресты золотые, украшенные брильянтами», «кольца с драгоценными камнями», «оружие, отделанное позолотой и серебром, работы зарубежных и российских мастеров XVII—XVIII веков». Добавьте к этому сани Наполеона, трон Екатерины II, картины Боровиковского, коллекцию старинной белорусской одежды, коллекцию фарфора, минералов, старопечатных и рукописных книг, и общий масштаб ценностей вам станет более понятым.

    Фото: upload.wikimedia.org. Церковнослужители у святыни. Проведение службы.

    В сентябре 1990 года газета «Советская Белоруссия» опубликовала статью, посвященную поискам креста Ефросиньи, на которую пришли отзывы, в том числе от непосредственного участника событий Петра Поддубского. Он был тем самым водителем полуторки, на которой производилось имущество из сейфа обкома партии. «Иконы, золото, серебро, картины и прочие вещи доставили в Москву и по описи сдали в одно из государственных учреждений. Всего свыше двух тысяч единиц хранения».

    Сохранился и подробный пересказ его воспоминаний, опубликованный в 1997 году в сборнике «Вяртанне-4». В нем, в частности, говорится, что «13 июля красноармейца Поддубского, служившего шофером полуторки, вызвал комендант Воеводин и отдал приказ подогнать машину к зданию обкома партии. Из него вышли люди в гражданской одежде, которые загрузили кузов упаковками и мешками. Петру Харитоновичу, находившемуся рядом с машиной, хорошо запомнились слова, сказанные одним из штатских своему товарищу: «Смотри, какой красивый крест»».

    Затем «в машину Поддубского сел первый секретарь ЦК КП(б)Б Пантелеймон Пономаренко и они колонной из трех маши (две полуторки, груженые банковскими ценностями) выдвинулись в сторону Москвы. Маршрут был сложным, поскольку часто бомбили, но груз доставили без потерь и сдали в государственное учреждение, здание которого находилось на Ленинских горах».

    Напомним, что кольцо вокруг Могилева замкнулось 15 июля, то есть, через двое суток после описываемых событий. Если бы не успели, то всё досталось бы врагу. Педантичные немцы из управления ценностей Розенберга в своих скрупулезных отчетах указывают, что из Могилева в Белосток в 1943 году вывезено 300 ящиков древних книг и иных предметов, представляющих интерес для Рейха.

    Когда в послевоенные годы, белорусское правительство обратилась в Москву с просьбой о возврате упомянутых ценностей, сданных на хранение, то их не нашли. Сослались на общую неразбериху и хаос, царившие в столице после вероломного нападения гитлеровской Германии. Город сам готовился к эвакуации, а могилевские ценности были далеко не единственные в своем роде. Подобные вещи везли отовсюду, а некоторые, как, например, Янтарную комнату вообще эвакуировать не удалось.

    Прошли годы, но ни один предмет, представляющий собой значимую историческую, культурную и материальную ценность, из Могилевской комнаты-сейфа не всплыл. Кроме Слуцкого Евангелия, которое появилось неизвестно откуда, как будто выросло из-под земли.

    Чтобы не упустить одну тонкость

    Вы уже обратили внимание, что крест в период 1922-1928гг вместе с другими церковными ценностями «валялся» в губернском финотделе. На его розыск отправили не революционного матроса и красноармейца, а академика, историка и руководителя государственного музея Вацлава Ластовского. Другими словами, человека, который видел предмет поиска своими глазами.

    Если внимательным образом почитать его описание найденной реликвии, опубликованное в «Запiсах», то оно содержит массу интересных деталей. Как опытный эксперт и собиратель музейных ценностей, Ластовский не мог не знать, что Лазарь Богша сделал крест из кипариса. Между тем, в акте о передаче реликвии черным по белому написано, что она сделана из дуба. Ученый также фиксирует неоднократные факты замены драгоценных камней цветными стеклами.

    Как человек верующий и интеллигентный Ластовский также, вероятно, не пошел против заклятия креста и решил не поднимать лишнего шума по поводу откровенной подделки. Не исключено, что драгоценные камни «выковыряли» представители новой власти, руководствующиеся ленинским призывом «Грабь награбленное!». С другой стороны, где эти люди с церковноприходским образованием взяли точные копии драгоценностей и как смогли их вставить? Здесь нужен опытный ювелир.

    Версия копии с этой точки зрения выглядит более правдоподобно. Здесь мы должны учесть, что в эмигрантской печати того времени публиковались сообщения о наличии аналогичного или похожего полоцкого креста в одном из храмов на территории Польши. Значит, рассказ Веры Петровны – правда?

    P.S.

    В свое время у знаменитой прорицательницы Ванги спросили о судьбе бесценной христианской святыни. Она ответила примерно следующее:

    «Пускай белорусы не волнуются. Крест скоро отыщется».

    Может, имелось в виду создание в 1997 году точной копии креста Евфросиньи брестским художником Николаем Кузьмичом. Получив благословение владыки Филарета, он трудился целых пять лет. В новом шедевре ювелирного искусства также находятся частицы камней Гроба Господня и Пресвятой Богородицы, Животворящего древа Креста Спасителя, а также мощи святых. Его освятили и поместили в полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь.

    Или Ванга говорила о чем-то другом?

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *