Египтяне и евреи

Шалом, уважаемый Владимир!

Спасибо, это очень верный вопрос, более того, в Торе упоминается еще одно число — 430 лет. Как это ни удивительно, «правильные» годы — и те, и другие, и третьи.

Вкратце эти «расхождения» объясняются так:400 лет прошло с рождения Ицхака, первого человека, признанного настоящим «потомством Авраама», до Исхода из Египта. Ицхак жил хоть и в Святой земле, но как гость. А 430 лет отсчитываются от того момента, когда Всевышний предсказал Аврааму, что его потомкам предстоит изгнание.

210 же лет — это время, фактически проведенное евреями в Египте — с момента ухода Яакова с семьей к Йосефу до Исхода.

Напоследок заметим интересную вещь: Яаков, отправляя сыновей в Египет за зерном и предваряя тем самым переселение всей семьи, говорит — רדו (рду), «спуститесь». Числовое значение слова רדו — 210. Яаков намекнул, возможно, сам того не подозревая, каков будет срок пребывания его потомков в Египте. Также во многих источниках, включая Агаду на Песах, упоминается слово קץ (кец), означающее «конец» (изгнания). Это же слово появляется и в стихе 41 12-ой главы, где говорится об окончании галута. Интересно, что числовое значение слова קץ — 190. Евреи покинули Египет именно на столько лет раньше предсказанного срока (400 лет).

Более подробно и аргументировано см. на сайте статью «Годы египетского рабства».

С уважением, Овадья Климовский

Цитируется с сайта Толдот:

И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день вышли все воинства Господа из земли Мицраима. И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день. Указывает (на то), что поскольку пришел конец — קץ (т. е. наступила пора избавления), Вездесущий не задержал их ни на миг, — пятнадцатого нисана ангелы-служители пришли к Аврааму, чтобы известить его (о рождении Ицхака), и пятнадцатого нисана родился Ицхак, и пятнадцатого нисана было предопределено (при заключении завета) между частями рассеченных животных (что потомки Авраама будут порабощены, а затем избавлены). (Раши)

«Евреи Египта» перенаправляются сюда. Чтобы посмотреть фильм, см. Евреи Египта (фильм) . Расположение Египта в Африке

Египетские евреи
اليهود المصريون
יהודי מצרים

Всего населения

57 500+

Регионы со значительным населением

Израиль

57 500

Египет

Языки

Иврит , египетский арабский

Религия

Иудаизм

Родственные этнические группы

Мизрахим , сефарды , ашкенази , эфиопские евреи , йеменские евреи

Часть серии по

Евреи и иудаизм

  • Этимология
  • Кто такой еврей?
  • Категория
  • Портал

Часть серии о
История Египта
Доисторический Египет до 3150 г. до н. э.
Древний Египет
Ранний династический период 3150–2686 гг. До н. Э.
Старое королевство 2686–2181 гг. До н. Э.
1-й промежуточный период 2181–2055 гг. До н. Э.
Поднебесная 2055–1650 гг. До н. Э.
2-й промежуточный период 1650–1550 гг. До н.э.
Новое Королевство 1550–1069 до н.э.
3-й промежуточный период 1069–664 гг. До н. Э.
Поздний период 664–332 гг. До н. Э.
Греко-римский Египет
Династии Аргеада и Птолемеев 332–30 гг. До н. Э.
Римский и Византийский Египет 30 г. до н.э. — 641 г. н.э.
Сасанидский Египет 619–629
Средневековый Египет
Рашидун Египет 641–661
Омейядский Египет 661–750
Аббасид Египет 750–935
Династия Тулунидов 868–905
Династия Ихшидидов 935–969
Династия Фатимидов 969–1171
Династия Айюбидов 1171–1250
Мамлюкские династии 1250–1517
Ранний современный Египет
Османский Египет 1517–1867
Французская оккупация 1798–1801
Династия Мухаммеда Али 1805–1853 гг.
Хедиват Египта 1867–1914 гг.
Поздний современный Египет
Британская оккупация 1882–1922 гг.
Султанат Египта 1914–1922
Королевство Египет 1922–1953 гг.
Республика 1953 – настоящее время
Египетский портал

Египетские евреи составляют одну из старейших и самых молодых еврейских общин в мире. Историческое ядро ​​еврейской общины Египта состояло в основном из арабоязычных раббанитов и караимов . После изгнания из Испании все больше евреев-сефардов и караимов начали эмигрировать в Египет, и их число значительно увеличилось с ростом торговых перспектив после открытия Суэцкого канала в 1869 году. В результате евреи со всех территорий Османской империи Империя, а также Италия и Греция начали селиться в главных городах Египта, где они процветали. Ашкенази сообщество, в основном ограничивается Каирского Дарб аль-Barabira квартале «s, начали прибывать в период после волны погромов , которые попали в Европу во второй половине 19 — го века.

В 1950-х годах Египет начал изгнание своего еврейского населения (по оценкам, от 75 000 до 80 000 человек в 1948 году), а также секвестировал собственность евреев в это время.

В 2016 году статья в египетском периодическом издании содержала цитату Магды Тании Харун (президента еврейской общины Каира), которая, казалось, подразумевала, что во всей стране осталось всего 6 евреев, все женщины старше 65 лет. в последующей статье в другом периодическом издании пояснялось, что она конкретно имела в виду евреев, оставшихся в Каире (где она живет), и что еще 12 евреев проживают в городе Александрия , духовным лидером которого является Бен Юсеф Гаон. После смерти матери Магды Марсель Харун в возрасте 93 лет в июле 2019 года в Каире осталось всего пять евреев.

Египетские еврейские девушки из Александрии , вероятно, между концом 50-х и началом 60-х годов, во время бат-мицвы

Часть серии по

Евреи и иудаизм

  • Этимология
  • Кто такой еврей?
  • Категория
  • Портал

Согласно еврейской традиции, Иаков , изображенный борющимся с ангелом на этой картине Рембрандта , был отцом колен Израилевых .

Еврейская история — это история евреев и их нации, религии и культуры по мере их развития и взаимодействия с другими народами, религиями и культурами. Хотя иудаизм как религия впервые появляется в греческих записях в эллинистический период (323–31 гг. До н.э.), а самое раннее упоминание об Израиле начертано на стеле Мернептах, датируемой 1213–1203 гг. До н.э., религиозная литература повествует историю израильтян, по крайней мере, как насколько c. 1500 г. до н.э. Еврейская диаспора начала с ассирийским пленом и продолжала в гораздо большем масштабе с вавилонским пленением . Евреи также были широко распространены по всей Римской империи , и это продолжалось в меньшей степени в период византийского владычества в центральном и восточном Средиземноморье . В 638 году Византийская империя потеряла контроль над Левантом. Арабская исламская империя при халифе Омаре завоевала Иерусалим и земли Месопотамии , Сирии и Египта . Золотой век еврейской культуры в Испании совпал с Средневековьем в Европе, в период правления мусульман на протяжении большей части Пиренейского полуострова . В то время евреи были общепринятыми в обществе, и еврейская религиозная, культурная и экономическая жизнь процветала. Между XI и XV веками евреи-ашкенази подвергались жестоким преследованиям в Центральной Европе, что привело к их массовой эмиграции в Польшу .

В классический период Османской империи (1300–1600 гг.) Евреи вместе с большинством других общин империи достигли определенного уровня благосостояния. В 17 веке в Западной Европе проживало много значительных еврейских поселений. В период европейского Возрождения и Просвещения в еврейской общине произошли значительные изменения. Евреи начали в 18 веке кампанию за освобождение евреев от ограничительных законов и интеграцию в более широкое европейское общество. В то время как евреям в Западной Европе все чаще предоставлялось равенство перед законом, они сталкивались с растущими преследованиями и правовыми ограничениями в черте оседлости , включая массовые погромы , которые привели к массовому исходу более двух миллионов евреев в Соединенные Штаты в период с 1881 по 1924 год. В течение 1870-х и 1880-х годов еврейское население Европы начало более активно обсуждать эмиграцию обратно в Израиль и восстановление еврейской нации на своей национальной родине. Официально сионистское движение было основано в 1897 году. Тем временем евреи Европы и Соединенных Штатов добились успехов в области науки, культуры и экономики. Среди тех, кого обычно считают самыми известными, были ученый Альберт Эйнштейн и философ Людвиг Витгенштейн . Многие лауреаты Нобелевской премии в то время были евреями, как и сейчас.

В 1933 году, с приходом к власти Адольфа Гитлера и нацистов в Германии , положение евреев ухудшилось. Экономический кризис, расовые антисемитские законы и страх предстоящей войны заставили многих евреев бежать из Европы в Палестину , в Соединенные Штаты и Советский Союз . В 1939 году началась Вторая мировая война, и до 1941 года Гитлер оккупировал почти всю Европу , включая Польшу, где в то время жили миллионы евреев, и Францию . В 1941 году, после вторжения в Советский Союз, началось » Окончательное решение» , обширная организованная операция беспрецедентного масштаба, направленная на уничтожение еврейского народа и приведшая к преследованию и убийству евреев в политической Европе, включая европейские страны. Северная Африка ( пронацистские Виши — Северная Африка и итальянская Ливия ). Этот геноцид , в ходе которого было методично истреблено около шести миллионов евреев, известен как Холокост или Шоа (термин на иврите). В Польше три миллиона евреев были убиты в газовых камерах во всех концлагерях вместе взятых, причем один миллион — только в лагерном комплексе Аушвиц .

Палестина, которая находилась под британским мандатом с 1920 по 1948 год, пережила большие волны еврейской миграции до и во время Холокоста. После истечения срока полномочий в 1948 году Давид Бен-Гурион 14 мая провозгласил создание еврейского государства в Эрец-Исраэль, которое будет называться Государством Израиль . Сразу после этого все соседние арабские государства атаковали, но вновь сформированная Армия обороны Израиля оказала сопротивление. В 1949 году война закончилась, и государство Израиль начало строить государство и поглощать огромные волны сотен тысяч евреев со всего мира. Сегодня (2019 г.) Израиль — это парламентская демократия с населением более 9 миллионов человек, из которых около 7 миллионов — евреи . Самые большие еврейские общины находятся в Израиле и США , с основными общинами во Франции, Канаде, Аргентине, России, Великобритании, Австралии и Германии . Статистические данные, относящиеся к современной еврейской демографии, см. В разделе » Еврейское население» .

ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)

С точки зрения египтян

Аркадий Ковельман

Представьте себе, что вы египтянин и живете в Египте. В стране, которая вся – райский сад. А рядом с вами живут евреи. Они построили виллы на протоках Нила, занимаются бизнесом и служат при дворе. Они дышат здоровым египетским воздухом. И каждую весну справляют Песах. Возлежат на обеденных ложах в триклиниях, пьют вино и вспоминают смерть египетских первенцев. Они радуются гибели царя египетского, его колесниц и войска его. Они отмечают Исход из Египта в Египте.

Сцена охоты в нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV века до н. э.

Наверняка у вас как египтянина будет своя версия пасхальной истории. Например, вы скажете, что евреи ушли из Египта не по своей воле. Их просто выгнали. Некогда царь Аменофис решил очистить страну от увечных и прокаженных. Он собрал их и отправил в каменоломни, но потом пожалел и дал для жилья заброшенный город Аварис. В этом городе прокаженные выбрали себе предводителя – жреца по имени Осарсиф, который стал зваться Моше. Под его главенством прокаженные захватили Египет и тридцать лет оскверняли храмы и грабили страну. Фараон, получив предсказание о грядущих бедствиях, бежал со своим войском в Эфиопию. Через тридцать лет он вернулся, одержал над прокаженными победу и изгнал их вон. Так родилось нечестивое и безбожное племя евреев. Так совершился Исход.

Эту историю для просвещенных греков записал египетский жрец Манефон в третьем столетии до христианской эры. История приобрела популярность и испортила евреям репутацию. Их считали потомками прокаженных и поминали это при каждом удобном случае. Например, в правление Нерона в Кесарии Приморской, столице римской провинции Иудея, какой-то грек поставил у входа в синагогу дном кверху большой глиняный кувшин и начал приносить на нем в жертву птиц. «Это привело евреев в не­описуемую ярость: законы их были осквернены и все место осквернено», – пишет Иосиф Флавий. Откуда такая ярость? Иосиф не сообщает, но мы догадываемся. Ведь сказано в Торе: «И сказал Г‑сподь Моше: «Вот закон о прокаженном, когда должно очистить его: да приведут его к священнику. И выйдет священник за стан, и, если увидит священник, что исцелилась язва проказы на прокаженном, то прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа. И прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою”» (Ваикра, 14:1-5).

С этого-то намека на родство евреев с прокаженными и началась Иудейская война. А закончилась она разрушением Иерусалима, сожжением Храма и рассеянием евреев по лицу земли.

Суд Соломона (карикатурное изображение). Настенная роспись. Помпеи. 79 год н. э.

* * *

Представьте себе, что вы – египетский грек. Или одесский грек. Вы живете в городе на берегу винно-чермного моря в доме стиля ампир с перистилем и росписью по стенам. И рядом с вами живут евреи. Они торгуют в районе порта близ дворца Птолемеев, они заселили три городских квартала из пяти. Они ссужают ваших купцов под проценты, грабят бедных феллахов, которые тупы и сластолюбивы, но, как и вы, ненавидят евреев. Еврейский кукольный царь, Агриппа, внук Ирода, убийцы детей, явился в ваш город проездом из Рима в Иудею и ходит повсюду с важным видом в сопровождении расфуфыренной стражи. Тогда вы устраиваете легкое шоу, маленький водевиль. Ведь недаром вы подарили миру Эсхила и Аристофана. Вы ловите городского сумасшедшего по имени Карабас, надеваете ему на голову папирусный венец, а в руку даете папирусную трость и поклоняетесь ему со словами: «Радуйся, царь иудейский». Тут дела принимают неслыханный оборот. Египетская чернь врывается в синагоги и еврейские дома, евреи получают то, что они заслужили, – погром.

Представьте себе, что вы живете в египетской глубинке и занимаетесь самиздатом. Вы переписываете сценки допроса в Лукулловых садах, где судят александрийских граждан, философов и риторов. Судят за защиту родного города от евреев. Обвинитель – кукольный царь Агриппа. Судья – старый козел Клавдий, которого так и называют козлом, ведь он живет на Козлином острове (на Капри) и падок до мальчиков и девочек. Обвиняемый – ритор Исидор. «Ради богов, – восклицает Клавдий, – не обвиняй моего друга Агриппу. Ведь ты уже погубил двух моих друзей – Теона и Невия, когда я еще не был императором». – «Мне приказал обвинять их в суде правивший тогда император, – отвечает Исидор. – Прикажи, и я обвиню кого ты пожелаешь. Что за дело тебе до Агриппы, двухкопеечного еврея?» – «Да ты наглец, Исидор, – говорит Клавдий, – ты сын гетеры». – «Я не раб и не сын гетеры, – отвечает Исидор, – а гимнасиарх славного города Александрии. Ты же – незаконный сын Саломеи, еврейки». – «Присуждаю Исидора к смерти», – говорит Клавдий.

И поскольку это самиздат и еще не изобрели Интернета, песок занесет клочки папируса на две тысячи лет, пока археологи их не откопают, а папирологи не издадут под уважительным заглавием «Протоколы александрийских мучеников». А в Александрии и в Одессе почти не осталось греков. Ветшают дома в стиле ампир, где жили когда-то греки, евреи и итальянцы. Произошел Исход.

Увы, Исход обратим, хотя трижды Тора запрещает возвращение. Как сказано у Гомера,

Страшно, предавшись тревогам

туманного моря,

Вновь продолжительно-трудным путем

возвращаться в Египет.

Исход и переход через Чермное море. Фреска из синагоги Дура-Европос

Мы думаем, что есть «мы» и есть другие. Но это не так. Нас окружают и нас ненавидят многие «мы». Со своими пророками, своей памятью и мудростью. И своей точкой зрения. И надо надеяться, что есть еще точка зрения Б‑га, которая не всегда и не всем понятна. Она очень диалектична, эта точка зрения. Вот как ее толкует трактат «Сангедрин» (39б), говоря о гибели в Чермном море фараона, его колесниц и войска его. Тогда воспел Моше и сыны Израилевы песнь Г‑споду, песнь моря.

«Сказал рабби Аха бен Ханина: «При погибели нечестивых – песнь радости” (Мишлей, 11:10) <…> А разве радуется Святой, благословен Он, при погибели нечестивых? <…> Сказал рабби Шмуэль бар Нахман со слов рабби Йонатана: «О чем это сказано: «Вошел в середину между станом Египетским и станом Израилевым, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Шмот, 14:20)?” В тот час хотели ангелы служения сказать песнь перед Святым, благословен Он. Сказал им Святой, благословен Он: Творения рук моих тонут в море, а вы говорите песнь предо Мной? Сказал рабби Йоси бар Ханина: «Г‑сподь не радуется, но другие радуются. Ведь также написано: «И как радовался Г‑сподь, делая вам добро и умножая вас, так обрадует Г‑сподь, погубляя вас и истребляя вас» (Дварим, 28:63). Не «будет радоваться», но «обрадует»”».

Представьте себе, что вы египтянин и живете в Египте.

Сталин на II Всесоюзном съезде колхозников. 1935 год.
Фото РИА Новости

Десятки историков, писателей и журналистов у нас и за рубежом решали этот вопрос исходя из слухов и предположений. И вот впервые произведено обстоятельное исследование подлинных архивных документов, которые показывают, как было в действительности.

Предыстория слухов

Слухи о переселении евреев на Дальний Восток, в Еврейскую автономную область, появились в январе 1948 года, когда заговорили, что в действительности лидер советских евреев Соломон Михоэлс был убит, а не погиб в результате несчастного случая, как об этом сообщали официальные источники. После роспуска 20 ноября 1948 года Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) начались массовые аресты его активистов и деятелей еврейских кругов из мира науки, культуры и медицины. Это еще больше усилило слухи о надвигавшейся катастрофе. И уж совсем паническое состояние слухи породили, когда 13 января 1953 года было объявлено об аресте врачей-вредителей, большинство которых составляли евреи.

Известно, что Сталин ничем не дорожил так, как созданной им советской империей. Он отдавал себе отчет, что в процветании его империи, в конечном счете, все решают кадры, существенную часть которых составляют евреи. И он понимал, что ядерная энергетика, ракетная техника, электроника, авиация, медицина, генетика, кибернетика и вообще наука, искусство – все это во многом держится на еврейских талантах.

Сталин шел на репрессии только тогда, когда разведка (кстати, во многом опиравшаяся на еврейские таланты) предоставляла ему сведения исключительной важности. И вот тогда летели головы и начинались тюрьмы, лагеря и ссылки независимо от того, к какому народу относились обвиняемые. Примеры тому – процесс по «ленинградскому делу» и разработка целой серии «грузинских дел» как раз тогда, когда поползли слухи о подготовке к массовому переселению евреев.

Феликс Чуев рассказывал мне, что друживший с ним Каганович категорически отверг даже намеки на то, что Сталин собирался выселять евреев. Причем утверждал это Каганович тогда, когда общественное мнение времен перестройки было, как никогда, настроено против Сталина.

Это суждение Кагановича, конечно, не отменяет того, что Сталин, так скажем, не питал симпатий к отдельным «коленам израилевым». Сталин настаивал, что «любой еврей-националист – это агент американской разведки. Евреи-националисты считают, что их нацию спасли США┘ Они считают себя обязанными американцам». И в то же время Сталин предупреждал, что это не значит, что каждый еврей в СССР – националист! При этом Сталин руководствовался тем, что основоположники коммунистического учения (которому, между прочим, он служил всю жизнь) Маркс и Ленин (по матери) были евреями. И личности их при Сталине были окружены особым почтением.

Что касается Соломона Михоэлса, то он оказался обречен на смертный приговор, когда Сталину были поданы материалы с установками Михоэлса своему окружению о необходимости внедриться в семью Сталина через мужа (еврея) его дочери Светланы┘ Загадочный интерес артиста Михоэлса к политике, сопровождавшийся продолжением завязавшейся в годы войны дружбы с некоторыми гражданами США, явно насторожил инстинкт самосохранения Сталина. И вождь отдал приказ на уничтожение Михоэлса и преследование особо близких к Михоэлсу людей. Есть сведения, что аудиозаписи прослушивания разговоров отдельных деятелей ЕАК по сей день хранятся в российских архивах госбезопасности.

Таким своим интересом Михоэлс не мог не навлечь серьезные подозрения на представителей советской еврейской элиты, которые хотели выдвинуть его на пост руководителя Еврейской Советской Социалистической Республики, создать которую в Крыму предлагал именно Михоэлс. Разведка доложила, что инициатива эта была подсказана Михоэлсу в Америке «отдельными руководителями» националистической организации «Джойнт», заинтересованными взять под контроль США важный в стратегическом отношении Крымский полуостров. Этот факт документально установил и обнародовал Геннадий Костырченко, отмеченный, между прочим, премией и дипломом Федерации еврейских общин России как один из лучших авторов по истории еврейства.

Таким образом, вопрос о переселении в необжитые края возник так же, как на основании действовавшего тогда Постановления Совета Министров СССР (от 29 ноября 1951 года) были высланы многие семьи грузин, проходивших по аналогичному делу, или родственники русских руководителей, осужденных по делу «ленинградскому».

Тайны письма в «Правду»

13 января 1953 года была опубликована хроника ТАСС об аресте «террористической группы врачей-вредителей». «Большинство участников террористической группы (Вовси, Б.Коган, Гринштейн, Этингер и другие)» были объявлены «растленными еврейскими буржуазными националистами», «завербованными филиалом американской разведки – международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт» с целью «истребления руководящих кадров СССР» «путем вредительского лечения». При этом Михоэлс (с ведома Сталина, собственноручно редактировавшего эту публикацию) впервые был назван «известным еврейским буржуазным националистом», что, кстати, косвенно подтверждало неслучайность его гибели. Вместе с тем в публикации нигде не говорилось, что эти характеристики и обвинения касаются всех евреев.

Тем не менее в обществе начались разговоры, а потом и действия, исходящие из того, что, дескать, все евреи такие┘ Положение накалялось и грозило выйти из-под контроля. В этой связи было решено (разумеется, опять-таки не без участия Сталина) организовать со стороны лучших представителей еврейского народа письмо в газету «Правда», в котором, так сказать, законопослушные советские евреи отмежевались бы от своих сородичей-националистов – «убийц в белых халатах».

В результате этого решения был подготовлен «Проект обращения еврейской общественности в редакцию газеты «Правда».

Однако «Проект», вероятно, не устроил не только Сталина, но и Маленкова, курировавшего его подготовку. Так появился «отредактированный текст» или «Проект» № 2, о чем секретарю ЦК КПСС Н.А.Михайлову, ответственному за смысл вносимых поправок, доложил тогдашний главный редактор газеты «Правда» Д.А.Шепилов. Именно Шепилову поручили редактирование первого «Проекта», который уже 29 января 1953 года в отредактированном виде был отправлен Маленкову, а от него скорее всего – сразу Сталину.

Но, судя по всему, и «Проект» № 2 вождя не устроил, причем настолько, что он дал указание переделать его в корне и срочно! Так появился «Проект» № 3, который уже 3 февраля повезли Илье Эренбургу с предложением: подписать! (Подтверждением, что Эренбургу дали на подпись именно «Проект» № 3, является тот факт, что в двух первых вариантах говорилось лишь о «еврейском населении» СССР, а в третьем появилось уже новое для Советского Союза той поры понятие «еврейский народ», привлекшее, кстати, пристальное внимание Ильи Эренбурга.)

И тут вдруг многоопытный и осторожный Эренбург, прежде чем подписывать, решил, так сказать, письменно посоветоваться с вождем. В тот же день 3 февраля 1953 года он написал: «Дорогой Иосиф Виссарионович Тов. Минц и Маринин сегодня ознакомили меня с проектом «Письма в редакцию газеты «Правда» и предложили мне его подписать. Я считаю моим долгом изложить мои сомнения и попросить Вашего совета. В тексте «Письма» имеется определение «еврейский народ», которое может ободрить националистов и смутить людей, еще не осознавших, что еврейской нации нет».


Исполнитель роли короля Лира помешал реальному правителю.
Натан Альтман. Портрет Михоэлса. РИА Новости

Дальше шли рассуждения по положениям «Проекта» № 3, отражавшие сомнения Эренбурга и его предложение «опубликовать статью или даже ряд статей, подписанных людьми еврейского происхождения, разъясняющих роль Палестины, американских буржуазных евреев и пр.». А в завершение Эренбург предусмотрительно написал: «Вы понимаете, дорогой Иосиф Виссарионович, что я сам не могу решить эти вопросы и поэтому я осмелился написать Вам. Речь идет о важном политическом акте, и я решаюсь просить Вас поручить одному из руководящих товарищей сообщить мне – желательно ли опубликование такого документа и желательна ли под ним моя подпись. Само собой разумеется, что, если это может быть полезным для защиты Родины и для движения за мир, я тотчас подпишу «Письмо в редакцию».

Это обращение Эренбурга, можно предположить, оказало на Сталина такое сильное воздействие, что Михайлову и Шепилову было поручено еще более основательно исправить и дополнить «Проект» свежими фактами и предложениями. Так появился «Проект» № 4, о чем Шепилов 20 февраля 1953 года сообщал Михайлову так: «Представляю Вам исправленный текст проекта письма в редакцию газеты «Правда». В «исправленном тексте», то есть в «Проекте» № 4, дополнительно указывалось на обострение «еврейского вопроса» в мире из-за «взрыва бомбы (9 февраля 1953 года. – Н.А.Д.) на территории миссии СССР в Тель-Авиве» и подчеркивалось, что каждый простой еврейский труженик понимает, «что еврей еврею рознь, что нет и не может быть ничего общего между людьми, добывающими себе хлеб собственным трудом, и финансовыми воротилами».

4-й «Проект письма еврейской общественности в «Правду» завершался предложением: «Учитывая важность сплочения всех прогрессивных сил еврейского народа, а также в целях правдивой информации о положении трудящихся евреев в разных странах, о борьбе народов за укрепление мира, мы считали бы целесообразным издание в Советском Союзе газеты, предназначенной для широких слоев еврейского населения в СССР и за рубежом. Мы уверены, что наша инициатива встретит горячую поддержку всех трудящихся евреев в Советском Союзе и во всем мире».

На необходимость издания всемирной газеты советских евреев Сталина явно подтолкнули замечание Эренбурга, что «в Советском Союзе больше не существует еврейских школ и газет на еврейском языке», и его же предложение «опубликовать┘ ряд статей, разъясняющих» планы Запада и позицию СССР по «еврейскому вопросу».

«Проект» № 4 опубликован не был и до нашего времени хранился в архиве президента РФ без рукописных подписей, что свидетельствует о продолжении работы над «Проектом» до последних дней жизни Сталина. К сожалению, все эти инициативы были похоронены сразу после похорон вождя: 16 марта 1953 года «Проект» № 4, находившийся в распоряжении ЦК КПСС, был сдан в архив возглавившим Секретариат ЦК Хрущевым┘

Итак, появление (с 13 января по день смерти Сталина, 1–5 марта 1953 года) все более либеральных вариантов «Письма еврейской общественности в «Правду» свидетельствует, что «еврейский вопрос» чрезвычайно и основательно беспокоил Кремль и его Хозяина и что все шло не к ужесточению положения советских евреев, а к его либерализации, причем до такой степени, что предполагалось разрешить даже издание всемирной газеты советских евреев!

Эта либерализация со стороны Сталина отражала его реакцию не только на обращение к нему Эренбурга и других влиятельных советских евреев, но и реакцию на мировую волну протестов, связанных с арестом еврейских врачей, обвиненных в неправильном лечении. Поэтому в последнем «Проекте» (по сравнению с предыдущими документами) уже все арестованные врачи (независимо от их происхождения!) обвиняются в одной связке как «враги народа»┘

Итак, все говорит о том, что к 20 февраля 1953 года в Кремле даже мыслей не было ни о каком переселении. Более того, вся эта либерализация для советских евреев (которые теперь именовались не пренебрежительно «еврейским населением», а «еврейским народом») происходила по прямому указанию Сталина, который вместе с тем, думаю, не отказался от мысли продолжить жестокое наказание зачинщиков смуты в среде советских евреев, начало которому было положено расстрелами активистов ЕАК. Эта настроенность подогревалась «Делом врачей», обвиненных, помимо всего прочего, еще и в связях с осужденными за «национализм» еаковцами. Сталин опасался, что национализм, как заразная болезнь, может перекинуться на всех, кто соприкасался с зачинщиками националистической смуты. По его представлениям, именно к националистической смуте должны были привести легкомысленные планы и действия Соломона Михоэлса и его единомышленников по ЕАК под влиянием лидеров все той же организации «Джойнт»┘

Таким образом, высылка евреев все-таки намечалась, но не всех, а только осужденных по «делам» врачей и ЕАК плюс их семей, родных и близких, то есть не в массовых масштабах (!) и преимущественно представителей элиты, попавших под влияние националистических настроений.

Разумеется, не все осужденные были бы отправлены в лагеря и «на вечное поселение» – против некоторых как «агентов влияния» американского империализма могли быть заведены «расстрельные дела».

В связи со всем этим распространяемое сейчас предположение, что «еврейский вопрос» стал причиной убийства Сталина евреями, представляется мне несостоятельным. Что же касается Берии, то у него (хотя он и был евреем по матери) и у его сообщников были иные основательные причины для убийства Сталина, и именно 2 марта 1953 года. Однако, как говорится, это совсем другая история, которой я посвящу специальное исследование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *