В стенах Екатеринбургской духовной школы воспиталась целая плеяда светских и церковных деятелей, прославивших науку и культуру России. Уральские писатели Павел Петрович Бажов и Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, выдающийся русский ученый, изобретатель радио Александр Степанович Попов и известный церковный историк, последний обер-прокурор Святейшего Синода Антон Владимирович Карташев. Из числа студентов и преподавателей Екатеринбургского училища вышло множество и таких, кто прославился своим мученическим подвигом: священномученики Владимир Сергеев, Павел Чернышев, Аркадий Гаряев, Алексей Меркурьев, Константин Богоявленский и другие. В настоящем докладе хотелось бы освятить историю Екатеринбургской духовной школы с момента становления до второй половины XIX в.
История духовного образования в Екатеринбурге начинается с 1818 г., с открытия Приходского духовного училища при Екатерининском кафедральном соборе. Согласно уставу 1814 г. срок обучения в нем составлял два года. В 1825 г. приходское училище было перемещено в Богоявленский собор
Несмотря на открытие духовных училищ, уровень образования, особенно в низшем церковном причте, оставался низким. Святитель Мелетий (Леонтович) в бытность свою на Пермской и Екатеринбургской кафедре (1828–1831) после обозрения епархии писал в консисторию, что «при некоторых церквах из наличных причетников нет ни одного, который бы порядочно умел писать».
25 декабря 1833 г. в уездном городе Екатеринбург было открыто самостоятельное викариатство, после чего в Екатеринбурге и Соликамске были открыты уездные духовные училища. Первоначально Екатеринбургское уездное духовное училище находилось в небольшом двухэтажном особняке, расположенном с юго-западной стороны бывшего Екатеринбургского женского монастыря, но это здание было слишком тесным и неприспособленным для нужд учебного заведения, поэтому епархиальные власти старались подыскать для уездного училища более удобное помещение.
В 1841 г. епархия выкупила у наследников купца Ф.И. Коробкова просторный двухэтажный кирпичный дом, который и был перестроен под духовное училище. Над вторым этажом, в углу северо-восточной части корпуса, была выстроена домовая церковь, освященная 14 октября 1858 г. епископом Екатеринбургским Ионой (Капустиным) в честь иконы Божией Матери Казанской. Через год была надстроена деревянная колокольня храма.
В уездном духовном училище готовили юношей для занятия должностей церковных причетников. Средний возраст поступающих в училище детей – 8 лет. Воспитанники, окончившие курс Екатеринбургского духовного училища, могли получить дальнейшее образование в Пермской семинарии. Программа обучения в училище включала в себя изучение русской грамматики, арифметики, церковного пения, греческого и латинского языков, пространного Катехизиса и церковного устава. Преподавание языков, и в особенности латинского, стояло на достаточно высоком уровне. После окончания училища и поступления в семинарию ученики могли достаточно свободно владеть им, так как большая часть занятий в семинарии велась именно на латинском языке.
Рассматривая историю всякого учебного заведения, нельзя останавливаться только на его внешней стороне, так как у всякого заведения, кроме внешней, существует еще и внутренняя жизненная история. Это, наверное, то же, что разглядывать издалека древнее красивое здание и не приближаться к нему. Можно обойти его и спереди, и сзади, можно определить его архитектурный стиль, отметить примерный возраст и окончить на этом свой осмотр. Но куда интересней зайти во внутреннюю ограду, заглянуть в чуть приоткрытые врата. Так и история нашего учебного заведения будет неполной, если остановиться только на ее историческом описании, не коснувшись внутренней жизни.
Всю историю Екатеринбургского духовного училища можно условно разделить на дореформенную и послереформенную. Если послереформенное училище отличалось большей свободой и либерализмом, то дореформенное, наоборот, большей строгостью и суровостью нравов. Обучение в дореформенном духовном училище было тяжелым испытанием для молодых юношей. На начальный период существования училища (1835–1839 гг.) пришлось обучение отца будущего известного уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка Наркиса Матвеевича Мамина, впоследствии писатель вспоминал: «Отец всегда страшно волновался, когда разговор заходил о духовном училище. Он был отдан туда восьми лет, прямо в бурсу, и не мог вспоминать о своем ученье без ужаса». Иллюстрацией этого периода жизни училища, так схожего с жизнью других училищ, могут служить всем известные «Очерки Бурсы» Н.Г. Помяловского.
14 мая 1867 указом императора Александра II был утвержден проект нового устава для духовных школ. Духовное училище, согласно проекту, было преобразовано из шестилетнего в четырехлетнее. Поступать в духовные училища получили право представители любых сословий. После окончания училища воспитанники имели право поступать не только в семинарии, но и в другие светские учебные заведения. Свободен стал и вопрос выбора семинарии, поэтому выпускники Екатеринбургского духовного училища могли поступать не только в Пермскую, но и в близлежащую Тобольскую семинарию. На годы этих реформ в Екатеринбургском духовном училище и пришлось обучение известного уральского писателя, будущего летописца училища Дмитрия Наркисовича Мамина. Только благодаря его воспоминаниям мы имеем возможность прикоснуться к внутренней жизни училища.
К сожалению, объем доклада не позволяет привести даже небольшую часть из воспоминаний Д.Н. Мамина-Сибиряка о годах, проведенных в Екатеринбургском духовном училище, поэтому приходится ограничиться лишь некоторыми выдержками, характеризующими те или иные стороны жизни в училище. Полностью ознакомиться с текстом воспоминаний можно в рассказе «Отрезанный ломоть», приведенном в авторском цикле рассказов «Воспоминания».
Начинает свои воспоминания Дмитрий Наркисович повествованием об устройстве училища: «Дореформенное духовное уездное училище делилось на три двухгодичных курса – низшее, среднее и высшее отделения. Высшеотделенцы представляли собой своего рода школьную аристократию, и это чувствовалось с первого раза…»
После подробного описания своего нового положения в качестве воспитанника духовного училища Мамин переходит к характеристике самой системы духовного образования: «Все новички проходят через целый строй горьких и тяжелых испытаний, но alma mater возвела их в настоящую систему, которая установилась, как выражаются старинные учебники истории, с незапамятных времен. Отдельные лица теряли всякое значение сами по себе, а действовала именно система, безжалостная, всеподавляющая, обезличивающая и неистребимая, как скрытая болезнь…»
О качестве преподавания в духовном училище у Дмитрия Наркисовича остались не самые приятные воспоминания: «Наша педагогия стояла очень невысоко, и вся наука сводилась на самое отчаянное зубрение, в силу установившихся взглядов, что умнее книги не скажешь. Мы просто не умели учить своих уроков и брали их на память. Здесь проявлялась старая бурсацкая закваска, которой были пропитаны самые стены заведения, как пропитываются миазмами стены госпиталей, лазаретов и больниц. Но не все можно было взять зубрежкой, и нужно было видеть те отчаянные усилия, которые затрачивались на арифметику».
Но, несмотря на критичность и некоторое бунтарство против «системы» Мамина-писателя, назвать бунтарем и критиканом Мамина-ученика, наверное, нельзя. Сохранилась учебная ведомость выпускника Екатеринбургского духовного училища Дмитрия Мамина, свидетельствующая о его очень хорошем прилежании и усердии в учебе, а также демонстрирующая нам высокие учебные оценки выпускника.
Единственные предметы, по которым у будущего писателя были невысокие отметки, – это церковное пение и катехизис. О последнем писатель впоследствии вспоминал: «Из всех предметов училищного курса мне не давался один «Устав церковной службы», как я его ни зубрил. Происходило это оттого, что я, вероятно, по-настоящему не умел зубрить, а главное — не понимал мудреного языка, каким он был написан. В самом деле, ведь нужно осилить такие слова, как «предпразднство» и «попразднство»».
Наименование предметов |
Успехи |
|
1 |
Священная История (Ветхого и Нового завета) |
оч. хорошо |
2 |
Катехизис |
оч. хорошо |
3 |
Церковный устав и Богослужебные книги |
посредств. |
4 |
Русский и Церковнославянский языки |
весьма хорошие |
5 |
Русская История |
оч. хорошо |
6 |
География |
хорошо |
7 |
Арифметика |
хорошо |
8 |
Латинский язык |
хорошие |
9 |
Греческий язык |
довольно хорошие |
10 |
Церковное пение |
посредств. |
Поведение |
усердное |
|
Прилежание |
оч. хорошее |
Павел Петрович Бажов, сравнивая описания Мамина-Сибиряка и Помяловского, впоследствии писал: «…Оба они – Помяловский и Мамин – выходцы из духовной среды, оба описывали годы своего обучения в духовной школе, оба правдивы.
Но какая разница!
Ужасом веет от «Бурсы» Помяловского, а «Из далекого прошлого» читается современниками Мамина с легким налетом грусти: «Как тень дорогого, умершего друга, с пленительной лаской проходят минувшие дни».
Описывая самые отвратительные сцены из быта дореформенного духовного училища, Мамин не может обойтись без пометки, что «делает это для того, чтобы нынешние дети поняли и оценили по достоинству гуманизм новой школы».
Мало того, — у Мамина сохранились и светлые воспоминания об училище. Описав ужасы бурсы, Мамин не забыл рассказать и о празднике старой школы – рекреации. «Для этого дня, говорил он, забывалось все: и инспекторские субботы, и зубренье и строгие порядки. Старая школа умела на один день быть действительно гуманной, выкупая этим счастливым днем все свои педагогические, вольные и невольные прегрешения».
Этой выдержкой хотелось отметить умение Мамина видеть везде с одинаковой отчетливостью свет и тени…».
Открытие Екатеринбургского духовного училища было важным моментом в истории православного Урала. Конечно, как и в любом начинании, были свои трудности и недочеты. Тем не менее, там давалось качественное духовное образование, что подтверждается наличием блестящих выпускников, имена которых упоминались выше.
Хотелось бы подчеркнуть, что мы были бы вынуждены ограничиться только историческими данными (когда открыто училище, когда проведена реформа и т.д.), если бы не имели такой сокровищницы, как «Воспоминания» Д.Н. Мамина-Сибиряка. Именно они позволяют вдохнуть жизнь в сухие факты и пролить свет на непростую внутреннюю жизнь подобных заведений, и раскрыть еще одну страничку в деле изучения истории духовного образования на Урале и в России.
В настоящее время оба кафедральных собора в Екатеринбурге разрушены.
Шестаков И., свящ. История Пермской духовной семинарии.Екатеринбург: Тип. газ. «Уральская жизнь». 1901. Ч. 3. С. 125.
Там же. С. 132.
Голобородский М. Фасада вид помпезный // Экономист . № 6 (972). 10 октября 2008. С. 9.
Там же.
В справочнике И. И. Симанова «Город Екатеринбург» (1889 г.) С. 306 указывается, что по адресу ул. Уктусская 62-18 (по общему счету домов – 1104) «располагалось духовное ведомство Екатеринбургской епархии — каменный трехэтажный дом, каменный флигель и службы; духовное училище, при нем церковь и больница».
Доклад Комитета о усовершенствовании духовных Училищ. СПб, 1809. С. 45-50.
Там же С. 352.
Ведомость о успехах, прилежании и поведении ученика Екатеринбургского Духовного уездного училища высшаго отделения Димитрия Мамина за Генварскую треть 1867 учебного года // ЦГЛА Ф.316 ед. хр.1 Л.1.
Храмы Екатеринбургской епархии продолжили проводить публичные богослужения, несмотря на предписание главного государственного санитарного врача по Свердловской области Дмитрия Козловских. Вчера он издал постановление о запрете массовых религиозных обрядов и церемоний, а также посещения кладбищ из-за пандемии коронавируса COVID-19. Как выяснил Znak.com, вечерние богослужения с присутствовавшими на них прихожанами прошли во многих храмах города: Свято-Троицком кафедральном соборе, Храме-на-Крови, в Иоанно-Предтеченском соборе возле здания епархии на улице Репина. Впрочем, людей на них было немного.
В Свято-Троицком кафедральном соборе на богослужении, начавшемся в 17:00, было немноголюдно. К началу пришли четыре прихожанина. Кроме них в помещении находились священник, сторож и женщина, заведующая церковной лавкой, где продаются свечи и прочая утварь. Она сообщила корреспонденту нашего издания, что на Пасху (19 апреля) закрывать собор никто не планирует. «Будут и транслировать богослужение, и самим можно прийти. Обсуждается сейчас, правда, что вход будет по пропускам. Как решат, на сайте информация вся появится», — сообщила женщина.
В Свято-Троицком кафедральном соборе служащие сказали, что на Пасху закрываться не собираются. Но, возможно, будут пускать по пропускам
В Храме-на-Крови вечернее богослужение проходило при куда большем скоплении прихожан. Послушать его и помолиться пришли около двух десятков человек. Для необходимого сейчас социального дистанцирования на полу храма сделаны метки. Но не все пришедшие ориентируются на них. Периодически то тут, то там возникали небольшие скопления по три-четыре человека.
Народа на вечерних службах немного
Одна из прихожанок, спешившая в храм, заявила корреспонденту Znak.com, что «в деле общения с Господом никакой врач ей не указ». И решение о посещении богослужений она будет принимать «без чьей-либо указки».
Прихожанка сказала Znak.com, что не собирается ориентироваться на мнение врачей в вопросах веры
Священник, не назвавший своего имени, заявил, что, по его мнению, никто из молящихся в храме не нарушает предписания главного санитарного врача региона. «Никто никого на богослужение не звал. Но раз люди сами пришли, не выгонять же их с охраной?», — сказал он.
Вход в Иоанно-Предтеченский собор на Репина также сегодня был открыт, прихожанам никто не препятствовал слушать богослужение. Для желающих на входе поставили коробку с медицинскими масками (в аптеках их не купить) и пульверизатор с дезинфицирующим раствором для рук. Одна из женщин, работающих в храме, на вопрос корреспондента Znak.com о том, будет ли проводится Пасхальное богослужение, ответила утвердительно. «Все будет. Свободно приходите, никто запираться не станет», — сказала женщина.
Иоанно-Предтеченский храм — редкое место, где в свободном доступе есть одноразовые медицинские маски
Пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Анжела Тамбова сегодня не стала комментировать ситуацию с предписанием главного санитарного врача Козловских и порядок работы храмов в предстоящую Пасху, сообщив, что она в отпуске. При этом Тамбова рекомендовала ориентироваться на заявления епархии, которые должны вскоре появиться на ее официальном сайте.
Заместитель свердловского губернатора Павел Креков сегодня на брифинге сообщил, что правительство региона создало рабочую группу, которая будет вести переговоры с Екатеринбургской епархией по поводу массовых мероприятий в храмах, в том числе во время Пасхи.
«Я хотел бы, чтобы все нас понимали, и в первую очередь сейчас обращаюсь к верующим. Очень важно проявить гражданскую ответственность. Мы не хотим никаких конфликтов, и мы их не допустим. Но мы хотели бы, чтобы люди не подвергали себя дополнительным рискам, в первую очередь пожилые люди. Вера человека, наверное, от этого не пострадает», — отметил Креков. Он также добавил, что рабочая группа будет в ближайшие дни «искать разумные компромиссы для проведения крупных мероприятий в храмах».
Как церковные и светские власти региона поспорили из-за коронавируса
Вспышка коронавируса COVID-19 началась в Китае в конце 2019 года. В марте текущего года ВОЗ объявила о пандемии коронавируса. В мире на сегодня заболели уже более 1,9 млн человек, умерли более 110 тыс. человек. В России на сегодня официально подтвердились более 21 тыс. случаев заболевания. Умерли 170 человек. В Свердловской области на данный момент коронавирусом заболели 93 человека.
В связи со складывающейся ситуацией в нескольких субъектах России на сегодняшний день храмы официально закрыты. В Свердловской области прямого запрета на проведение служб до вчерашнего дня не было, однако действовало ограничение на проведение мероприятий численностью свыше 50 человек и рекомендация не покидать квартиры без необходимости.
В Свердловской области главный санврач ограничил посещение храмов и кладбищ из-за COVID-19
Митрополит Кирилл в Вербное воскресенье обратился к верующим с заявлением, которое можно было трактовать как призыв посетить храмы: «В этих сложных условиях мы должны с особенным усердием не только наполнить наши храмы молитвой, как это происходит всегда в священные дни Страстной Седмицы и Святой Пасхи, но сделать храмы местом безопасным и во всех смыслах чистым», — заявил он. После этого губернатор Евгений Куйвашев на своей странице в Instagram раскритиковал посетителей храмов за несоблюдение социальной дистанции в условиях пандемии коронавируса. Епархия ответила, что «имея открытыми магазины, детские сады, парикмахерские и др., странно говорить о закрытии храмов, где меры санитарно-эпидемиологической безопасности соблюдаются неукоснительно». После этого управление Роспотребнадзора по региону ограничило проведение мероприятий в храмах и на кладбищах.
Первым просветителем Урала по праву считается сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского святитель Стефан Пермский. Прекрасно зная местный язык, он силою убеждения в короткое время обратил в Православие большое число язычников. Итогом этих трудов стало учреждение в 1383 г. Великопермской епархии, что дало возможность расширить миссионерскую деятельность и продолжить освоение и Зауралья. В состав Великопермской епархии вошли тогда все осваиваемые земли к востоку от Перми, Урал, Зауралье, Сибирь. Таким образом, и вся территория будущей Екатеринбургской епархии.
В 1620 г. царь Михаил Романов, «по совещании с родителем своим» – Патриархом Филаретом учредил Сибирскую епархию с кафедрой в Тобольске. Огромная Великопермская епархия была ограничена с востока по Уральскому хребту. Все что находилось за водоразделом, в азиатской части континента, а значит и большая часть территории будущей Екатеринбургской епархии, вошло в состав Сибирской епархии. В итоге, в течение почти 180 лет церковью на Среднем Урале управляли Сибирские иерархи.
С появлением нового административного деления – устроения губерний – стало меняться и внутрицерковное управление. 16 октября 1799 г. указом императора Павла I учреждена самостоятельная Пермская епархия с кафедрой в Перми. Территория епархии совпадала с территорией Пермской губернии. В течение следующих 85 лет церковью на Среднем Урале управляли Пермские иерархи. В 1799 – 1833 гг. они носили титул Пермских и Екатеринбургских, в 1833 – 1885 гг. — Пермских и Верхотурских.
Все эти годы в Зауральской части Пермской губернии быстро росло число населенных мест, а, следовательно, и число церквей, что затрудняло управление приходами. 25 декабря 1833 г. при епископе Аркадии (Федорове) состоялось учреждение Екатеринбургского викариатства. Викарий получил титул епископа Екатеринбургского.
За 51 год существования викариатства сменилось 12 викарных епископов. В эти годы шло бурное церковное строительство. К 1885 г. количество церквей в Пермской епархии достигло 827.
Управление обширной епархией становилось все более обременительным для одного самостоятельного епископа, жившего в Перми. В связи с этим Синод доложил императору Александру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола», поэтому взамен Екатеринбургского викариатства предлагалось образовать самостоятельную епархию. В состав ее предполагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно:
Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский.
11 февраля (29 января по старому стилю) 1885 г., в день святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских и Усть-Вымских, доклад Синода был высочайше утвержден. Викарный епископ Нафанаил (Леандров) стал первым самостоятельным Екатеринбургским архиереем. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись две самостоятельные епархии.
В 1917 г., общее количество приходов равнялось 504 (465 православных и 39 единоверческих). Все приходы объединялись в 31 благочиннический округ, из которых три являлись единоверческими. Земельная собственность церквей в 1917 г. превышала 32 303 гектара. В епархии имелось 14 монастырей (3 мужских и 11 женских) и две женские общины, объединенных в два благочиннических монастырских округа. Количество насельников составляло 455 монашествующих и 2709 послушников. При монастырях и общинах имелось 12 церковно-приходских школ с 715 учениками. Земельная собственность монастырей в 1917 г. составляла 3 890 гектаров.
15 июля 1919 г. из состава Пермской губернии выделилась Екатеринбургская губерния. Она практически соответствовала территории Екатеринбургской епархии.
В результате последовавших гонений от богоборческой власти почти все епархиальные структуры были уничтожены. К началу Великой Отечественной войны в епархии действовало всего 12 православных приходов. Все они непосредственно подчинялись Москве. Митрополит Сергий (Страгородский) управлял приходами через областного благочинного протоиерея Николая Адриановского в Свердловске.
Только в 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия. Ее границы включали территорию Свердловской и Курганской областей.
В конце 1984 г. на кафедру был назначен аpхиепископ Мелхиседек (Лебедев). На годы его правления пришлось начало церковного возрождения епархии. В 1988 г. было открыто 6 приходов и возвращено 4 храма. В январе 1988 г. был повсеместно разрешен колокольный звон, запрещенный в 1960-е гг. Были отменены правила предъявления паспорта при оформлении обрядов. Количество крещений в 1988 г., по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 3 раза и составило 17 000.
В 1991 г. Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, после чего и епархия вновь стала Екатеринбургской. Знаменательной вехой в истории епархии стало возвращение мощей праведного Симеона Верхотурского. 24 сентября 1992 г. мощи праведного Симеона были торжественно перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. В этом же году состоялось обретение мощей блаженного Космы Верхотурского.
В 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). В том же году в Екатеринбурге был преобразован в мужской монастырь приход Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь. 9 июля 1994 г. состоялось
торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Появились новые монастыри в Алапаевске, Туринске и Кpаснотуpьинске. С 1994 г. стала выходить епархиальная «Православная газета».
В 1999 г. Правящим Архиереем Екатеринбургской епархии назначен Высокопреосвященный Архиепископ Викентий (Морарь).
В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, первым из Патриархов, посетил Екатеринбургскую епархию. Он побывал в монастырях Верхотурья и Алапаевска, освятил Свято-Троицкий кафедральный собор в Екатеринбурге, благословил устроение мужского монастыря во имя Царственных Страстотерпцев, заложил два храма в Нижнем Тагиле, которые ныне уже возведены.
В 2010 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархию, освятив нижний придел Храма-памятника на крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Он побывал в монастырях Новомучеников Российских Алапаевска и Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма, а также в Ново-Тихвинском в Екатеринбурге. Святейший Патриарх встретился с молодежью Уральского Федерального округа, а также с рабочими на предприятии УГМК в Верхней Пышме.
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла установлен праздник собора Екатеринбургских святых.
В июле 2011 года Правящим Архиереем Екатеринбургской епархии назначен Высокопреосвященный архиепископ (ныне — митрополит) Кирилл (Наконечный). На территории области решением Священного Синода создано две новые епархии – Нижнетагильская и Каменская, объединенные в октябре того же года с Екатеринбургской в Екатеринбургскую митрополию.
В 2013 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархию, побывав в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, где заложил храм, в Храме-на-Крови, храме «Большой Златоуст». Центральным событием визита стало великое освящение отреставрированного Александро-Невского монастырского собора в Екатеринбурге.
2015 — Екатеринбург посетили Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III.
2016 — прославлен доктор Евгений Боткин, принявшего мученическую кончину вместе с Царственными страстотерпцами.
2018 — празднование 150-летия со дня рождения святого страстотерпца царя Николая и 100-летия мученической кончины святых Царственных страстотерпцев. 13 июля 2018 г., для участия в торжествах в Екатеринбург прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На следующий день, 14 июля, в Духовно-просветительском центре «Царский» состоялось первое в истории Екатеринбургской епархии и всего Урала, заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 15 июля, Предстоятель Русской Церкви совершил в городе Алапаевске чин великого освящения храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а затем возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме в сослужении постоянных членов Священного Синода и Преосвященных Екатеринбургской митрополии. В ночь c 16 на 17 июля 2018 г., в сотую годовщину расстрела Царской семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении 37 архипастырей совершил Божественную литургию на площади перед Храмом-памятником на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил традиционный Царский крестный ход от места мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Маршрут длинной 21 км прошли около 100 тыс. человек.
Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал №111) из состава Каменской и Екатеринбургской епархий выделена Алапаевская епархия.
В год своего 135-летия Екатеринбургская епархия также отметит 30-летие возрождения Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (25 мая), 20-летие основания обители святых Царственных страстотерпцев (23 сентября), 20-летие основания Храма-Памятника на Крови.