Экстаз, что это?

Экстази – это термин, используемый в древнегреческой, христианской и экзистенциальной философии. Различные традиции, использующие концепцию, имеют совершенно разные перспективы.

Концептуальная история
В грекоязычном мире древности экстаз обычно означал опыт «выхода» в том смысле, что он находится вне пределов досягаемости. К ним относятся, в частности, состояния религиозного безумия и опьянения, которые искали и часто испытывали коллективно.

Греческое слово «экстазис» было принято латинскоязычными отцами древних церквей как иностранное слово на латыни (экстаз, в вульгарном латинском написании также экстаз или экстази). В средние века и в ранний современный период на связанные идеи влияла популярная агиографическая литература (описания жизни святых). В основном изначально написанные латинские биографии святых были переведены на разные языковые языки. Таким образом, слово появилось как выражение на французском языке.

На немецком языке это слово впервые использовалось в раннем современном периоде только как латинский терминологический экстаз и переводилось с «экстазом». Только в конце восемнадцатого века он стал известен на немецком языке как «экстаз» или (часто) «экстаз», причем импульс был не только латинским, но и французским. В дополнение к традиционному религиозному значению (экстазу святых), начиная с середины XVII века, значение французского термина имело переданное значение: экстаз как усиленный энтузиазм, восхищение, энтузиазм и экстаз, как буйное изобилие, особенно в области искусства и поэзии, но и в дружбе и любви. Такие эмоции были в эпоху чувственности, особенно ценной и подчеркнутой. С конца 18 века прилагательное «экстатическое» («восторженное», «экстатическое», «буйное», «фанатическое») стало обычным явлением. В XIX веке образовалось существительное «Экстатикер».

В этом смысле, даже в сегодняшнем сленге, экстаз – это состояние сильно возросшего радостного эмоционального волнения, в частности необычайное удивление с восхищением и энтузиазмом. Этот термин используется в образном и сплющенном смысле, когда говорят, что кто-то «впадает в экстаз» без смысла, превышающего царство нормального познания. Это также может быть связано с отрицательным коннотацией, если окружающая среда оценивает опыт как ненормальный и преувеличенный или даже как патологический.

С другой стороны, современный экуменический язык использует экстазы как экстраординарные религиозные состояния опыта.

Благоприятные или стимулирующие факторы
Возникновение экстатических переживаний может быть вызвано или улучшено за счет уменьшения (ослабления или устранения) нормальных функций организма человека и слабости стимулов, а также путем увеличения внешних раздражителей.

Смягчение включает аскетизм, изоляцию, лишение раздражителя (например, в изолирующем баке), болезнь, пост, длительную молитву и медитацию. Даже обморок и переживания смерти могут сопровождаться восторгом.

С другой стороны, многочисленные сенсорные стимулы могут также вызвать экстатические или экстази-подобные переживания. К ним относятся музыка, танцы (например, танцы дервиша, танцы транса), барабаны, песни, световые эффекты (например, использование Mindmachine), опьяняющие напитки (Soma), гипервентиляция, сексуальные приемы (например, Neotantra), наслаждение как натуральными, так и синтетическими интоксикантами (например, MDMA, также известный как экстази, или опиаты) или опасные для жизни ситуации в бою. Сегодня экстаз часто исследуется прямым «синтетическим» путем потребления музыки и интоксикантов без религиозного опыта, также связанного с медитативными практиками.

Древнегреческая философия
Согласно Плотину, экстаз – это кульминация человеческой возможности. Он противопоставил эманацию (πρόοδος, prohodos) от Единого – с одной стороны – с экстазом или реверсией (ἐπιστροφή, эпистроф) назад к Единому – с другой.

Это форма экстаза, описанная как видение или соединение с каким-то потусторонним существом (см. Религиозный экстаз) – форма экстаза, которая относится к индивидуальному транселичному опыту священного или Бога.

Христианская мистика
Среди христианских мистиков Бернар из Клерво, Майстер Экхарт и Тереза ​​из Авилы были мистические переживания экстаза или говорили о восторженных видениях Бога.

Экзистенциальная философия
Этот термин в настоящее время используется в философии, как правило, означает «вне себя». Например, сознание человека не является самозакрытым, так как человек может осознавать другого человека, который плохо падает вне себя. В некотором смысле сознание обычно «вне себя», поскольку его объект (то, о чем он думает или воспринимает) не сам. Это противоречит термину «энстазис», который означает «стоящий внутри себя», который относится к созерцанию с точки зрения спекулянта.

Это понимание энстаза сменяется примером использования «экстази», поскольку это может быть «вне себя» со временем. Во временном отношении каждое из следующего: прошлое («бывшее»), будущее («еще не») и настоящее («творение-подарок») являются «вне себя» друг от друга , Термин ecstasy (немецкий: Ekstase) использовался в этом смысле Мартином Хайдеггером, который в своем «Бытии и времени» 1927 года утверждал, что наше бытие в мире обычно сосредоточено на каком-то человеке, задаче или прошлом ( см. также существование и Dasein). Говорить кому-то о «оставаться в настоящем» тогда могло бы быть самопротиворечивым, если бы настоящее только появилось как «вне себя» будущих возможностей (нашей проекции, Entwurf) и прошлых фактов (наша тоска, Geworfenheit).

Эммануэль Левинас не согласился с положением Хайдеггера относительно экстаза и экзистенциальной временности с точки зрения опыта бессонницы. Левинас говорил о Друге в терминах «бессонницы» и «бодрствования». Он подчеркнул абсолютную инаковость Другого и установил социальные отношения между «Другим» и «Я». Более того, он утверждал, что экстаз или внешность к Другому навсегда остается за пределами любой попытки полного захвата; эта инаковость бесконечна или бесконечна. Эта «бесконечность» Другого позволила бы Левинасу вывести другие аспекты философии как вторичные по отношению к этой этике. Левинас пишет:

Другие, которые одержимы мной в другом, не затрагивают меня как примеры одного и того же рода, объединенного с моим соседом по сходству или общей природе, индивидуумам человеческого рода или обломам старого блока … Другие относятся ко мне с первого , Здесь братство предшествует общности рода. Мои отношения с Другим как соседом придают смысл моим отношениям со всеми остальными.

Другие виды использования термина
Термин «экстази» также используется одновременно философами для обозначения повышенного состояния удовольствия или области сознания, которые могли быть проигнорированы другими теоретиками; к сексуальным переживаниям с другим человеком или как к общему состоянию интенсивного эмоционального восторга. Они могут включать в себя прозрение, интенсивное сознание к другому или необычные физические связи с другими.

эмоция
Экстази (от древнегреческого ἔκστασις ékstasis) – это субъективный опыт полного вовлечения субъекта, с целью его осознания. В классической греческой литературе это относится к удалению ума или тела «из его нормального места функции».

Полное участие в объекте, представляющем интерес, не является обычным опытом из-за осознания других объектов, поэтому экстаз является примером измененного состояния сознания, характеризующегося уменьшенным осознанием других объектов или полным отсутствием осознания окружающих и всего вокруг объект. Слово также используется для обозначения любого повышенного состояния сознания или интенсивно приятного ощущения. Он также используется более конкретно для обозначения состояний осознания необычных ментальных пространств, которые могут восприниматься как духовные (последний экстаз часто принимает форму религиозного экстаза).

Описание
С психологической точки зрения, экстаз – это потеря самоконтроля, а иногда и временная потеря сознания, которая часто связана с религиозным мистицизмом, половым актом и употреблением определенных наркотиков. В течение экстаза экстаз не связан с обычной жизнью и не способен ни общаться с другими людьми, ни предпринимать нормальные действия. Опыт может быть кратким в физическом времени, или он может продолжаться в течение нескольких часов. Субъективное восприятие времени, пространства или самости может сильно измениться или исчезнуть во время экстаза. Например, если сосредоточиться на физической задаче, то любые интеллектуальные мысли могут прекратиться. С другой стороны, совершение духовного путешествия в экстатическом трансе предполагает прекращение добровольного телесного движения.

Типы
Экстази можно сознательно навязывать с помощью религиозных или творческих занятий, медитации, музыки, танцев, дыхательных упражнений, физических упражнений, полового акта или потребления психотропных препаратов. Особая техника, которую человек использует для стимулирования экстаза, обычно также связана с конкретными религиозными и культурными традициями этого человека. Иногда экстатический опыт происходит из-за случайного контакта с чем-то, или кто-то воспринимается как очень красивый или святой, или без какой-либо известной причины. «В некоторых случаях человек может ошибочно получить экстатический опыт». Возможно, человек непреднамеренно запускает один из, вероятно, многих физиологических механизмов, через которые может быть достигнут такой опыт. В таких случаях не редко можно найти что человек позже, читая, ищет интерпретацию и, возможно, находит ее в рамках традиции «.

Люди интерпретируют опыт позже в соответствии с их культурой и убеждениями (как откровение от Бога, путешествие в мир духов или психотический эпизод). «Когда человек использует технику экстаза, он обычно делает это в рамках традиции. Когда он достигает опыта, традиционная интерпретация его уже существует». Опыт вместе с его последующей интерпретацией может сильно и надолго изменить систему ценностей и мировоззрение субъекта (например, вызвать религиозное обращение).

В 1925 году Джеймс Леуба писал: «Среди самых нецивилизованных популяций, как среди цивилизованных народов, некоторые экстатические условия рассматриваются как божественное владение или как соединение с Божественным. Эти состояния индуцируются с помощью наркотиков, физического возбуждения или психическими средствами Но, как бы они ни производились и на каком бы уровне культуры они ни находились, они обладают определенными общими чертами, которые позволяют даже поверхностному наблюдателю иметь какую-то глубокую связь. Всегда описываемые как восхитительные вне выражения, эти удивительные экстатические переживания обычно заканчиваются умственным покоем или даже в полном бессознательном состоянии «. Он готовит своих читателей «… признать непрерывность импульса, цели, формы и результата между экстатическим опьянением дикаря и поглощением в Боге христианского мистика».

«В повседневном языке слово» экстази «означает интенсивный, эйфорический опыт. По понятным причинам он редко используется в научном контексте, это понятие, которое чрезвычайно сложно определить».

шаман
Шаманы достигают сознательного экстатического состояния посредством ритуалов, которые часто включают использование шаманских барабанов, погремушек, пение и танцы, а в некоторых культурах – использование травяных лекарств, таких как мухомор, пейот, айауаска и каннабис. Цель шаманского путешествия заключается в получении информации из обычно недоступных сфер реальности. В зависимости от задачи шаман переходит в нижний, средний или верхний мир. В подземном мире он ищет контакта с земным сознанием (животными, растениями, элементами), в верхнем мире чисто духовным, в среднем мире он занимается разумным царством. (см. также: шаманизм)

Древние религии
Дионис (Вакх), один из древнейших и самых популярных греческих богов, считается истоком оригинальных восторженных переживаний через опьяняющее вино или эротическое наслаждение (см. Сатирскую пьесу). Он выступает за высшим восторженным наслаждением. Инфляционная свирепость выражается как у мужчин в вакханалии, так и у женщин, которые разрывают диких жертвенных животных как дикую кукурузу. Позже Дионис почитается в Орфике как главная фигура Искупителя.

Из Delphi – оба описания масс падающего Thyaden, переданного, а также Einzelekstasen. Пифия опьяняет себя пар, поднимающийся из колонны земли, чтобы объявить оракулы.

Культ вознесения, как и культ Исиды, также учитывает восторженные переживания как его основные элементы. Литургия Митры описывает восторженные переживания в виде восторгов и ассоциаций с божеством, которые дышат и выходят, как дыхание.

В дополнение к культовому экстазу были также переживания экстази философов, чьи философские убеждения обладали метафизическим измерением и были связаны с религиозными идеями. Как философский экстаз встретил Гераклита, который обратился к бушующей Сибири. Платон создал источник искусства в восторженном Восхищении. Кроме того, Неоплатоники сообщают об экстатических переживаниях.

иудейство
Танах изображает экстатическое видение лестницы Иакова, которое дается патриарху Якобу, убегающему от Исава во сне. Он знает форму Наби, Пророка, которому даны видения, на основе которых он пророчествует. Также описаны Ecstatikerinnen (Debora). Даже великие пророки, особенно Иезекииль, действующие в Вавилонии, ссылаются на видения и прослушивания (Исаия 6, Иер. 1, Ez.1). Изображения апокалипсиса основаны в основном на восторженном опыте (Книга Даниила).

И раввинский иудаизм знает экстатические поезда, и особенно хасиды изображает интенсивный опыт экстази, где Ваал Шем Тов является самым важным экстазом.

ислам
Исламская литература описывает разные восторги. Шии и мистические приказания (Тарикас) суфиев с их аскетическими практиками (танцы, песнопения, редко и самобичевания) во время Дикра (память о Боге) создали систематические условия для экстатических переживаний. Однако в течениях суфизма экстаз – это не цель, а просто возможное средство приблизиться к Богу. Однако суфии также предупреждают, что пребывание в экстазе может быть завесой на пути к Богу, что затрудняет достижение цели.

христианство

Библия и Старая Церковь
Иоанн Креститель описывается Новым Заветом как аскетический восторг. Иисус рассказывает об опыте восторга вокруг своего крещения (Марка 4) или его преображения (Марк 9). Являются ли они понятными как прямые экстатические видения, частично сомневаются. В раннем христианстве видения и прослушивание растут с событием Пятидесятницы и сопровождают первых мучеников (Стивен). Апостол Павел, даже после его преобразования живой экстатики, отвергает чрезмерное внимание к этим переживаниям.

Старая церковь, а также еретические движения (например, монтанизм) знают много частично агрессивных экстатиков. Поликарп Смирны увидел во сне пламя в пламени, после чего он пророчествовал о своем мученичестве.

Писания Псевдо-Дионисия Ареопагиты, написанные около 500 лет и написанные до наших дней как подлинные произведения ученика апостола, описывают экстаз как выход из себя и возвышение до высшего луча божественной Тьмы.

Средний возраст
Средневековая духовность находит z. Например, в Bonaventure 1221-1274 он описывает руководство через экстатический опыт, который он классифицирует как огонь, помазание, экстаз, созерцание, дегустацию, отдых, славу (gloria). В экстазе душа увлекается «соблазнительным запахом предыдущего помазания и отбирается от всех телесных ощущений».

Фламандский ученый Ян ван Руйсбрук был назван врач-экстатик из-за его интенсивного участия в феномене экстаза. Даже Фрэнсис Ассизский является одним из получателей экстази, переживших откровения.

Женская мистика, особенно немецкий мистицизм, описывала основные моменты экстатического опыта в основном с помощью эротических категорий. Вот соответствующие отрывки записи и отражения Песни Песней.
Экстатическое благочестие и преданное увлечение сливаются с Мехтильдом Магдебургским (1210-1285)

О Бог вливает в ваш дар!
О, ты плачешь Богу в своей любви!
О, ты сожжешь Бога по своему желанию!
О, ты плачешь Бога в согласии с твоей возлюбленной!
О, ты отдыхаешь бог на моих грудях, без которых я не могу быть!
или:

Господи, я очень, часто и долго. Чем больше вы мне поможете, тем богаче я стану. Чем больше ты мой, тем красивее я буду. Чем дольше вы мне поможете, тем более святым я буду здесь на земле.
Подобные переживания и желания были описаны такими женщинами, как Мехтильд фон Магдебург и Гертруд фон Хелфта, или такие люди, как Бернхард фон Клерво.

Экхарт (1260-1328) характеризовал немецкий эквивалент восточного восторга восточного восторга и восторга.

Современное время
Радикальное крыло Реформации понимало восторженные переживания пятнадцатого века как духовную легитимность своих действий против установленной церкви. Если Мартин Лютер также опубликовал мистическую теологию на немецком языке, он был непостижим и полностью отвергнут силой этого явления, которое нашло своего богословского представителя в Томасе Мюнцере. В рационализации Реформации он придумал уничижительный термин «swarmers» для восторженных восторженных писателей.

Тем более, что возникающая контрреформация обнаружила в этой ситуации благодатную почву для экстатических переживаний, в которых укоренились многочисленные экстатики. Один из них – Тереза ​​Авила (1515-1582), которая в религиозном экстазе почти нарушила различие между духовной и телесной преданностью: есть только одна любовь, и последовательность шагов перешла от «союза» к «экстазу» к «экстази» «любовная рана». Скульптор Джан Лоренцо Бернини выразил это недвусмысленное столкновение физического и духовного наслаждения в скульптурной группе «Экстази святой Терезии». Ее тесно связанный и духовно связанный Иоанн Креста. Важным экстазом был также святой Филипп Нери.

Среди известных немецких экстатов Якоба Бёме, который также объединил благочестие и эротизм в своих экстатических описаниях:

целомудренная девственница … приведет вас к вашему жениху, у которого есть ключ к воротам глубокого … кто даст вам поесть от небесной манны: это освежит вас, и вы станете сильными и сражаетесь с вращает глубину. Вы прорветесь как рассвет.
В Англии в XVII веке это был провидческий, экстатический и странствующий проповедник Джордж Фокс, вызванный массовым экстазом, в результате которого выражался тремор, после чего он основал «Сообщество друзей квакеров» (землетрясения назывались).

Для Джона Уэсли и методистской миссии экстазы были испытанием ее миссионерского успеха, и Уэсли делал дотошные записи во время своих воскресных речей о своей жестокости и силе. Женщины и афроамериканцы были особенно затронуты массами и массами начала девятнадцатого века во время совещаний методистских лагерей в Соединенных Штатах.

В рамках харизматического движения экстатические переживания вновь приобрели значение, став известным под лозунгом Торонтозген.

Эротические аспекты
Некоторые женщины после экстатического переживания проявили себя особым образом как Возлюбленный Бога, о чем свидетельствует традиция иеросовских гамос или загадочных повествований, таких как Бытие 6: 1-4.

В вуду женщины отмечают благочестивые свадьбы вплоть до выдачи похоронных свидетельств и рождения детей-призраков. Не всегда эти мистические экстазы сублимации и «чисто символические» (Walter Nigg).

В Кудагаме, Шри-Ланка, навязчивые женщины бегут к католической святыне в поисках исцеления. В экзорцизме демон вытесняется путем мистификации его места со Христом. При этом «женщины застегивают вал святого креста ногами и мастурбируют на нем». Цель состоит в том, что проникновение Христа и оргазма совпадают. В этом случае нет символической сублимации, эротики и религии совпадают в опыте экстази.

Экстатическое состояние

Некоторая зависимость между откровением и личными обстоятельствами, однако, усматривается, причем достаточно определенная.

Иоанн Богослов предваряет свой «Апокалипсис» («Откровение») такими словами: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный…» Действительно, откровение, как правило, сопровождается необычными состояниями сознания. Иакову оно явилось во сне, Иисусу — когда он молился, Будде — во время медитации. В каждом случае открытие сопровождалось экстатическим состоянием, что является признаком сверхъестественного способа обретения истины. Другими признаками откровения являются неизреченность, интуитивность, кратковременность и бездеятельность воли.

Состояние экстаза (от греч. ???????? — «смещение, нахождение вне себя») — это необычное психическое состояние человека.

Греческие метафизики верили, что во время экстаза «внутреннее Я» человека покидает его тело и в него входят Бог или Муза, которые говорят его устами. Платон говорил, что экстаз присущ поэтам, когда они творят. Во время экстаза, по утверждению Плотина, восточных и христианских мистиков (напр. Бернара Клервоского), совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога (cognito Dei experimentales).

В орфизме, отдельных мистериальных и гностических культах пытались достичь экстаза различными средствами, в том числе через литургические элементы, воздействие голодом (посты), опьянение, применение психотропных веществ и специальных психотехник. Такие способы действительно позволяют спровоцировать так называемый «религиозный транс» — состояние, напоминающее экстаз, однако, в отличие от настоящего, искусственно вызванный экстаз, как оказалось, не сопровождается откровением.

Настоящие экстатические состояния, хотя их и можно продлевать, обычно нечасты и быстро проходят, оставляя впечатление необычности и чрезвычайной важности пережитого.

Илл. 15. Пророческий экстаз. С гравюры Г. Дорэ.

Согласно показаниям очевидцев, наступление экстаза сопровождается внезапным светом (хотя порой разница между светом и тьмой перестает восприниматься), ощущением подъема и парения. Часто встречается образ ключа, бьющего из-под земли, или струящегося потока. Наличие экстаза указывает на интеллектуальную напряженность, обостренное восприятие, парадоксально сочетающееся с ощущением покоя и умиротворения.

Экстаз несет чувство освобождения, избавления от самого себя, от грехов, горестей и желаний; ведет к совершенно новому знанию, к отождествлению себя со вселенной, со всем живым, с Богом; дает ощущение вневременности, славы, радости и счастья.

Иногда экстатический опыт определяют как не поддающийся описанию и невыразимый.

Некоторые источники сравнивают экстатическое состояние с состоянием, переживаемым во время секса, когда окружающий мир как бы перестает существовать. Об этом говорится, например, в Ведах.

«Как в объятиях любимой жены не сознает ничего ни вне, ни внутри, так и этот пуруша в объятиях познающего Атмана не сознает ничего ни вне, ни внутри. Поистине, это его образ, достиг желаний, имеет желанием Атмана, лишен желаний, свободен от печали. Здесь отец — не отец, мать — не мать, миры — не миры, боги — не боги, Веды — не Веды; здесь вор — не вор, убийца — не убийца, чандала — не чандала, паулкаса — не паулкаса, нищенствующий монах — не нищенствующий монах, аскет — не аскет. За ним не следует добро, за ним не следует зло, ибо тогда он преодолевает все печали сердца», — так описывает подобное состояние Брихадараньяка-упанишада (IV, 3:21–22).

В другом ведическом тексте дается такое описание этого состояния: «Размышление направлено вовнутрь на высшее существо и предметы, итак, неразличающее распознавание становится различающим. Когда же разум растворен, то счастье, свидетель которому — Атман, и есть Брахман, бессмертный, сияющий. Это путь, мир. <…> Тот, чьи чувства скрыты, словно во сне, и мысли полностью очищены, видит, как бы в сновидении, в пещере чувств и не подвластный , зовущегося пранавой, вожатого, образ света, не знающего сна, лишенного старости, смерти и печали, и сам становится зовущимся пранавой, вожатым, образом света, не знающим сна, лишенным старости, смерти и печали» (Майтри-упанишада, 6:24–25).

«Энциклопедия мистицизма»{53} дает такое определение экстаза:

«С физиологической точки зрения экстаз представляет собой род транса, сопровождаемый угнетением дыхания и кровообращения, а иногда и полной анестезией. Такие психофизические проявления чрезвычайно часто сопутствуют истериям; люди, пережившие откровение, умеют отличать собственные истерические состояния от того, что они определяют как истинный мистический экстаз. Мерилом подлинности мистического экстаза, как считают, являются не внешние проявления, но внутреннее ощущение.

С точки зрения психологии экстаз есть совершенная поглощенность одной идеей, полное сосредоточение на одном-единственном предмете. Таким образом, это крайняя форма созерцания. Хотя личная воля и может способствовать достижению состояния экстаза, человек не способен прекращать его по своему усмотрению.

С мистической точки зрения экстаз есть живое восприятие трансцендентного».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

b) Состояние спасения

b) Состояние спасения Употребление слова «спасение», «избавление» таит в себе опасность определенного догматизма и мистицизма, жертвой которого пал Шопенгауэр. Шопенгауэр приводит свое учение в соответствие с августинско-лютеровской мистикой о предопределении. Отказ

c. Правовое состояние

c. Правовое состояние 1. Значимость лица Всеобщее единство, в которое возвращается живое непосредственное единство индивидуальности и субстанции, есть лишенная духа общественность, которая перестала быть лишенной самосознания субстанцией индивидов и в которой

ПЛАВАЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗНАКОВ

ПЛАВАЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗНАКОВ Будучи современницей политической экономии, мода, как и рынок, представляет собой универсальную форму. В ней взаимообмениваются всевозможные знаки, подобно тому как в рыночной игре эквивалентностей участвуют всевозможные продукты. Это

В. Состояние

В. Состояние Стр. 216: «Да будет каждый из Вас всемогущим Я!»Стр. 353: «Думай об увеличении Своего состояния!»Стр. 420: «Помните цену Своих дарований;»Не роняйте их цены,»Не поддавайтесь тому, кто хочет заставить Вас снизить цену,»Не слушайте того, кто говорит, что достоинство

«ТРЕТЬЕ» СОСТОЯНИЕ{16}

«ТРЕТЬЕ» СОСТОЯНИЕ{16} Начать мне хотелось бы с определения характера нашего социального мышления, под которым я подразумеваю не деятельность в профессиональных департаментах социальных наук, а социальное мышление людей в их повседневной жизни. Иными словами, состояние

В. Состояние Стр. 216: «Да будет каждый из Вас всемогущим Я!» Стр. 353: «Думай об увеличении Своего состояния!» Стр. 420: «Помните цену Своих дарований; Не роняйте их цены, Не поддавайтесь тому, кто хочет заставить Вас снизить цену, Не слушайте того, кто говорит, что достоинство

СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Социальные объекты (явления, предметы, феномены) суть объединения людей и люди как члены этих объединений. О социальных объектах думают, говорят, пишут и читают фактически все нормальные взрослые люди. Причем даже самая примитивная

ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ

ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ В случае с эмпирическими предметами между этими двумя состояниями имеет место еще третье состояние — переходное. Это состояние характеризуется тем, что в это время невозможно установить, существует предмет (уже или еще) или нет, обладает он некоторым

ОСНОВНОЕ СОСТОЯНИЕ

ОСНОВНОЕ СОСТОЯНИЕ До того, как я тщательно проанализировал собственные убеждения, я считал, что «счастье» представляет собой личное, индивидуальное, внутреннее ощущение радости, приходящее и исчезающее по воле случая. Когда я не испытывал его, я стремился к нему —

6.1.2. Состояние благодати

6.1.2. Состояние благодати Состояние благодати есть совершенное функционирование организмического в непосредственной гармонии с сознанием. Знание и сосуществование могут быть соотнесены со следующей формулой: 1+1=1. Состояние сознания «Я» равно раскрытию онто

Амнезия и промежуточное состояние

Амнезия и промежуточное состояние Но взгляните, через что только не пришлось пройти душе для того, чтобы родиться! Из предельного Единства, ясного света вездесущей Дхармакайи, через тонкое состояние Самбхогакайя, божественное и озаряющее блаженство, через грубо —

СОСТОЯНИЕ БОГАТОГО ЧЕЛОВЕКА

СОСТОЯНИЕ БОГАТОГО ЧЕЛОВЕКА Один миллионер решил отправиться к суфию за благословением.Он совершил длительное путешествие в сопровождении пышной свиты и наконец достиг дома мудреца.»О Просветленнейший! — воскликнул богач, входя в зал приемов. — Учитель, чьи молитвы

Состояние в феноменальности

Состояние в феноменальности Я пытаюсь как-то соотнести это — различие между просветлением и Сознанием-в-покое.Состояние Сознания-в-покое — это субъективное состояние.Значит ли это, что ничего нет?Это значит, что все находится в потенциальном состоянии.Но означает ли

Состояние приговоренного

2. Состояние приговоренного Открытие неминуемости рокового конца возбудило в нас незнакомые эмоции. До этого казалось, что человечеству предназначено еще очень долгое будущее, и каждый индивидуум приучен смотреть вперед и планировать на многие тысячелетия своей жизни,

Состояние (État)

Состояние (?tat) Способ быть.

ЭКСТАЗ (греч. ekstasis — нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) — состояние измененного сознания, сопровождающееся: потерей человеком ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным упоением, нередко зрительными и слуховыми галлюционациями; род транса, сопряженный с анестезией, снижением активности дыхания и кровообращения (физиологический Э.). Состояния Э. в обыденной жизни людей, как правило недолговременны и традиционно ассоциируются с любовными, либо героическими (совершение жертвенного подвига) переживаниями. Особой разновидностью экстатических состояний (могущих иногда быть долговременными — от 0,5 часа до 35 лет с перерывами — по преданиям, легендам и хроникам) выступают религиозный и мистический Э. Было принято полагать, что состояния последних служат постижению людьми тех новых знаний, которые невозможно помыслить традиционным образом (откровение), отождествлению индивидом себя со всей Вселенной, с Богом (Плотин, Бернар Клервоский). Выступая в психологическом контексте как предельная форма созерцания какого-либо предмета или явления, как абсолютная поглощенность какой-либо одной единственной идеей, Э. может трактоваться и как совершенная процедура созерцания (живое ощущение и, вслед за этим, восприятие) трансцендентного. 20 в. с его широко распространившимися в европейской и северо-американской культуре массовыми методиками наркотического обретения состояний Э., с одной стороны, и теоретическими изысками ряда философов и ученых (Э. — пребывание в «ничто» у экзистенциалистов, экстатические эксперименты, описанные Кастанедой и т.д.), с другой, — перевел проблему обретения человеком состояния Э. из личностно-индивидуальной, глубоко-интимной, жертвенно-мистической ипостаси — в разряд социальных и медицинских проблем массового порядка.

Исследователи из университета штата Юта (США) пригласили для участия в эксперименте девятнадцать молодых мормонов. В религии мормонов вхождение в религиозный экстаз, «ощущение Святого Духа» играет центральную роль, и приверженцы этой веры часто испытывают это в повседневной жизни.

В лаборатории фактически воспроизводили мормонское богослужение. Испытуемые молились, читали свои священные тексты, слушали религиозную музыку, а в это время их мозг исследовали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Когда участники эксперимента чувствовали религиозный экстаз, они нажимали на кнопку, и исследователи могли проследить связь между субъективными ощущениями испытуемых и объективными показателями активности их мозга.

Оказалось, что происходит активация вентромедиальной префронтальной коры, отвечающей за эмоциональную оценку информации, областей лобной коры, отвечающих за внимание, а главное — за пару секунд до того, как религиозные переживания достигают пика, — происходит активация прилежащего ядра — это отличительная черта нейрофизиологических процессов, связанных с работой системы вознаграждения (подкрепления). Известно, что прилежащее ядро активируется при ряде состояний, вызывающих острые положительные эмоции, — например, это любовь, как романтическая, так и родительская, выигрыш в карты или эйфория, вызванная наркотиками, включая кокаин и амфетамины. Удовольствие вызывает дофамин, связывающийся с соответствующими рецепторами нейронов прилежащего ядра.

Кстати, известно, что склонность к религиозности связана с полиморфизмом гена рецептора дофамина DRD4, а пациенты с болезнью Паркинсона, у которых разрушаются производящие дофамин нейроны, с прогрессированием болезни становятся менее религиозными. Дофамин, похоже, играет ключевую роль в восприятии эйфорического религиозного опыта, а некоторые люди, возможно более склонны к поиску удовольствия в религии, чем другие — так же, как некоторые люди склонны, скажем, к алкоголизму.

Таким образом, склонность к получению религиозных переживаний и откровений похожа, с одной стороны, на наркотическую зависимость, а с другой — на обычный условный рефлекс в ответ на комбинацию слов и интонаций. При этом смысловая составляющая может меняться; у лютеранки из Миннесоты и приверженца ислама включатся одни и те же процессы в мозге в ответ на разные молитвы, хотя социальные последствия этих процессов могут быть разными. Подобный рефлекс может формироваться и у нерелигиозных людей в ответ, к примеру, на патриотические образы.

На основе этих экспериментов можно по крайней мере предположить, что субъективный религиозный опыт возможно описать с точки зрения работы нейронных цепей. Дальнейшие исследования могут прояснить механику возникновения отдельных компонентов религиозных переживаний, в том числе, у людей, придерживающихся разных религиозных традиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *