Экстремизм

В современной науке нет однозначного определения понятия экстремизм, как таковое, единое отношение отсутствует и в мировой юридической практике. Этимологически происходит от лат. «крайний» и может быть интерпретировано как приверженность крайним взглядам и мерам. Основное определение экстремизма в РФ дано в федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года.
Экстремистская деятельность предполагает:
-насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
-публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
-возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
-пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
-пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения и т.д.
Основные принципы противодействия экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
-признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
-законность;
-гласность;
-приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
-приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
-сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
-неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Основные направления противодействия экстремистской деятельности:
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
-принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
-выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Профилактика экстремистской деятельности:
Экстремистская деятельность это действия отклоняющиеся от нормы, правонарушения. А экстремистское поведение – это девиантное поведение. Поэтому необходим комплекс мероприятий направленный на профилактику экстремизма. Профилактика экстремизма осуществляется по следующим направлениям:
-организация досуга обучающихся;
-патриотическое воспитание школьников;
-правовая грамотность и законопослушность обучающихся;
-воспитание толерантности.
Основные меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, обращении с опасными предметами, поведении в толпе напуганных людей. Никто, ни родители, ни учителя, ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность может поджидать и в маршрутке, и в метро. Внимательность, осмотрительность, акценты на необычных мелочах (чужая машина во дворе, оставленный без присмотра пакет или коробка, подозрительный человек и тд.) – это то, что может спасти жизнь не одному человеку. Но только взрослые должны предпринимать меры по устранению угрозы! Трогать подозрительные тюки, сумки и коробки запрещено! Если ситуация вышла из-под контроля, и ребенок оказался в руках террористов, он не должен им перечить, бунтовать, пытаться убежать. Спокойствие, покладистость, терпение, вежливость – главные помощники. Ребенок должен знать, что безопасные места – это дверные проемы, углы, любые выемки в стенах. А если помощь подоспела, но его несет течение напуганной толпы, то следует держаться в ее центре, не высовывать руки, не наклоняться за упавшими вещами, сторониться неподвижных предметов (решетки, столбы, стены).

Нормативно-правовая база

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 10 января 2000 года
Концепция по противодействию терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 г.
Концепция общественной безопасности ( утв. Президентом РФ 20.11.2013 г.)
Указ Президента РФ № 1167 , от 13.09.2004 г. » О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом
Указ Президента РФ № 851 ,от 14.06.2012 г. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Указ Президента РФ № 116 , от 15 февраля 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму»
Указ_Президента_РФ_№ 537 , от 01.07.2014 г. О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.
Федеральный закон № 96-ФЗ ,от 03.05.2011 г. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон № 2487 О частной детективной и охранной деятельности в РФ
Федеральный закон № ФЗ-130 ,от 25.07.1998 г.-«О борьбе с терроризмом»
Федеральный закон № ФЗ-35 ,от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму».
Федеральный закон № ФЗ-114, от 25.07.2002 О противодействии экстремистской деятельности
Федеральный закон № ФЗ-115 ,от 07.08.2001 г. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма
Федеральный закон № 56-ФЗ , от 20.04.2006 г. О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма
Федеральный Закон № ФЗ-158 ,от 02.10. 2006 г. О ратификации международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма
Федеральный закон № ФЗ- 153 , от 27.07.2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 гг., утвержденный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным (приказ от 26.04.2013 г. № 1069)
Постановление правительства РФ № 1040 , от 15.09.1999 г. О мерах по противодействию терроризму
Постановление Правительства РФ № 300 ,от 18.05.2006 г. » О признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ
Постановление правительства РФ № 304 ,от 21 мая 2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление правительства РФ № 662 , от 11.11. 2006 г. «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие в борьбе с терроризмом». (об организации разработки паспортов безопасности объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта).
Постановление правительства РФ № -352 ,от 06.06. 2007 г. » О мерах по реализации Федерального Закона » О противодействии терроризму»
Постановление правительства РФ №278/ , от 16.04.2008 г.» О возмещении расходов , связанных с использованием при проведении контртеррористических операций транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам «
Постановление правительства РФ № 333 ,от 04.05. 2008 г » О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, в области противодействия терроризму»
Постановление правительства РФ № 1244- , от 25.12.2013 г. «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» (с изменениями и дополнениями)
Постановление правительства РФ № 272 ,от 25.03. 2015 г «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов ( территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов ( территорий) «
Постановление правительства РФ № 425 , от 14.07.2006 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму».
Постановление правительства № 6 , от 12 января 2007 г. » Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом».
Распоряжение правительства РФ № 1629 ,от 02.11.2009 г. Перечень объектов , подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ
Уголовный кодекс РФ ( извлечения) ст.205, 206, 207, 208,218, 222,223,224, 225,226, 277,360
МВД РФ, Главное управление вневедомственной охраны. РД 78.36.003-2002 «Инженерно- техническая укрепленность . Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств
Mетодические рекомендации . Письмо МО и науки РФ №09-1467 от 16.06.2016г. для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в ОО.
Письмо МО и науки РФ №42-15/42-11 , от 15.10.2001 «О проведении учебных занятий по вопросам противодействия химическому и биологическому терроризму»
Федеральный список экстремистских материалов -источник: сайт Министерства юстиции РФ
Литература
Антитеррор. Практикум для горожанина.
УМК- Современный терроризм часть 1
УМК- Современный терроризм часть 2
ИГИЛ- угроза человечеству _

Федеральный список экстремистских материалов

Источник: сайт Министерства юстиции РФ
Статьей 13 Федерального закона № ФЗ-114,от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.
При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.
Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения

Профилактика экстремизма.

Для России, уникального многонационального государства, экстремизм особенно опасен, поскольку угрожает мирному сосуществованию различных этнических и социальных групп, пытается посеять недоверие и разлад среди населения страны, посягает на основные принципы государственного устройства.

В целях противодействия экстремисткой деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности.

Во все, даже самые тяжелые времена Россия оставалась сильна тем, что при всем национальном и конфессиональном многообразии в обществе сохранялись атмосфера взаимоуважения, взаимовыручки, умение совместными усилиями противостоять всем внешним, внутренним угрозам и вызовам времени. Меняется и мировоззрение наших граждан на бытовом уровне. Они понимают реальную опасность экстремизма, важность таких понятий, как «толерантность», «веротерпимость», «интернационализм». Не сомневаемся, уникальный исторический опыт поможет нам преодолеть все трудности и сегодня.

В России экстремизм известен давно. Экстремизм в самом общем виде характеризуется, как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Базовой основой экстремизма является агрессивность, однако обязательно наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом).

Экстремизм может иметь различную идеологическую ориентацию и вторгаться в разные сферы социально-экономических отношений: национальную, религиозную, экономическую, внутреннюю и внешнюю политику и т.д. В то же время, под экстремизмом можно понимать и любую форму экстремального социального поведения. Он может быть политическим и бытовым, национальным и религиозным. Под экстремизм могут попадать действия отчаявшихся (захват банка с целью возврата вкладов) или неуравновешенных (психически больных) людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы.

Следовательно, экстремизм – многоликое социальное явление, проявляющееся в различных формах, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений.

С учетом того, что носителями экстремизма в конечном итоге выступают живые люди, выделим наиболее существенные черты экстремизма. Главными из них являются:

  • Предпочтение силовых вариантов при решении жизненных задач
  • Стремление идти к цели кратчайшим путем
  • Нечувствительность к боли и потерям
  • Неприятие консенсуса
  • Относительно низкие показатели интеллекта
  • Неразборчивость в средствах достижения поставленных целей
  • Крайний эгоизм
  • Ярко выраженный социальный маргинализм

Важно подчеркнуть, что не каждая в отдельности характеристика, а именно их совокупность определяет тип носителя экстремиста.

В современной России термин в основном используется для обозначения националистических взглядов и движений. Вопросами экстремизма и борьбы с его проявлениями занимается Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел, созданный в ноябре 2008 г.

Главной и определяющей в существовании молодежных экстремистских организаций является идеология. Многие экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма.

Остановимся подробнее на экстремистских политизированных субкультурах. Прежде всего, какие существуют виды и разновидности экстремизма. Самым распространенным является политический экстремизм.

Политический экстремизм – это идейно-политическое течение, проповедующие приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Выделяют «левый» и «правый» экстремизм.

Наиболее распространенными формами политического экстремизма являются: фашизм, расизм, этнический и религиозный радикализм. Исторический опыт показывает, что политический экстремизм в любой форме захватывает общество постепенно. Именно поэтому в противодействии ему решающую роль должны играть меры раннего предупреждения насилия.

Одной из самых опасных форм проявления политического экстремизма является терроризм. Наша страна очень серьезно пострадала от экстремизма, в частности террора, который имеет место не только в южных региона РФ. Однако не всякий политический экстремизм может быть назван терроризмом, а лишь тот, который допускает (и реально применяют)политически мотивированное насилие против гражданского населения.

Таким образом, терроризм является разновидностью политического экстремизма в его крайнем, насильственном применении, проявлении. Это узкое по своей социальной базе явление зарождается в замкнутой, конспиративной группе или может быть характерно даже для отдельного индивида.

В эпоху глобализации терроризм достигает пика своего развития. В последние десятилетия резко увеличилось число террористических актов и их жертв, появились новые виды терроризма.

Этнический экстремизм – еще один распространенный вид насилия.

Проблема этнического (или национального) экстремизма остается актуальной для России на протяжении двух десятилетий. Данная проблема является одной из острейших для российского общества и государства, она непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности и территориальной целостности страны.

Противодействие и борьба с экстремизмом, выработка эффективных мер возможна лишь на основе глубокого понимания закономерностей и тенденций его развития, предпосылок и условий его возникновения, то есть на основе выявления и учета факторов этнического экстремизма.

Факторы этнического экстремизма в политическом процессе России можно разделить на две основные группы. Первую группу составляют факторы общероссийского масштаба, объективно обусловленные процессами, происходящими в обществе и государстве. Вторая группа – факторы, имеющие региональную и этническую специфику.

К первой группе факторов, прежде всего, относится системный кризис и последующее разрушение социалистической системы в СССР, охвативший не только непосредственно сам режим, но и всю политическую систему общества в целом и вызвавший нестабильность складывавшихся в течении длительного времени общественных отношений. Наибольший всплеск этнической и религиозной нетерпимости, лежащей в основе экстремизма, наблюдается в периоды масштабных исторических перемен, подобно тем, которые пережили народы бывшего Советского Союза.

Вторым фактором данной группы является разрушение авторитарной политической системы. Данный процесс является закономерным и неизбежным последствием кризиса государственной власти советского периода. Ослабление государственной власти, в первую очередь – центральной, в совокупности с иными причинами и условиями, явилось причиной так называемого «парада суверенитетов» 1990-1991 годов. Так называемый глобальный «этнический парадокс современности», этнизация общественной и политической жизни является третьим фактором первой группы рассматриваемой классификации. Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста экстремистских проявлений в период краха советской политической системы.

Во второй группе факторов, в которой представлен региональный аспект, первостепенными являются экономические причины. Прежде всего, это наличие в отдельных регионах значительной материальной базы в области добычи ресурсов и связанная с этим проблема их перераспределения в переходный период.

Другим примером геоэкономических детерминант этнического экстремизма может служить обострение отношений между людьми разных национальностей, основных причиной которых явилось распределение земельных участков и передела колхозной собственности. Решение подобных проблем, как правило, сводилось к выделению этнических территорий и созданию отдельных автономий.

Следующей составляющей экономических факторов экстремизма являются социально-экономические проблемы регионов. Сокращение рабочих мест, массовая безработица, миграция – проблемы, с одной стороны, обусловленные экономическим несовершенством системы, а с другой – социальными противоречиями в этнизированном обществе. Проблемная социальная адаптация и интеграция мигрантов на новой территории пребывания, энокультурные и этнопсихологические различия влекут за собой ряд субъективных и объективных экстремистских проявлений – межэтническую напряженность, дискриминацию по национальному признаку, вероисповеданию, языку, рост преступности и т.д.

Следующая группа факторов этнического экстремизма представлена причинами и условиями политического характера. Прежде всего, к данной группе необходимо отнести фактическое отсутствие государственной политики в сфере этнических отношений на первом этапе эскалации межнациональных конфликтов и дальнейшее ее несовершенство на протяжении длительного периода времени.

Необходимо отметить, что выработка эффективных мер противодействия и борьбы с проявлениями этнического экстремизма не исчерпывается осознанием его причин и условий. Искаженное восприятие прав этносов, их законных и противозаконных действий, излишняя политизация национального вопроса ведут не просто к негативным, а порой, к фатальным последствиям. Следует начать работу по коренному изменению общественного сознания в понимании и отношении к данной проблеме

Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»
Федеральный Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности»

Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизма в молодежной среде

Явление экстремизма в молодежной среде:
фанат, спортивный болельщик, экстремист
Отличие неформальных молодежных объединений от группировок экстремистской направленности и ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

Что необходимо знать об истории создания и развития псевдоисламских течений правого толка

Памятка «8 признаков вербовщика террористической организации»
Памятка для родителей «Как выявить вовлеченность ребенка в «Группы смерти»
Как понять, что материал экстремистский?
Евробуклет «Противодействие экстремизму» (2019)
Брошюра «Действия населения в случае угрозы совершения террористических актов с использованием опасных химических и отравляющих веществ» (2019)
Брошюра «Синдром бесчеловечности. Правда об ИГИЛ» (2019)
Брошюра «Петербург. Толерантность. Общество» (2019)
30.07.2020 года выпущен календарь карманный по теме «Воспитание толерантности, как профилактике экстремизма и терроризма» в количестве 500 шт.
Статья «Запрещенная пропаганда» в газете «Кронштадтский муниципальный вестник» от 30.01.2020 № 1 (страница 6)
Статья «Скажи терроризму: «НЕТ!» в газете «Кронштадтский муниципальный вестник» от 28.05.2020 № 5 (страница 6)

27 июня 2016

Проблема экстремизма в России в последние годы приобретает остроту. В первую очередь это касается молодежной среды, где его проявления непредсказуемы, молниеносны и особенно опасны.

Молодежный экстремизм – это взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью, является школа (и шире система образования), которая также выступает в качестве инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Функция учреждений образования сводится к просвещению, разъяснению и рекламе позитивных, конструктивных и социально одобряемых образцов поведения: проведение профилактических мероприятий в учреждениях образования и воспитания, в том числе и для самых маленьких детей.

Не следует забывать, что большинство населения, в том числе и молодежь, не воспринимают экстремистских лозунгов. С другой стороны, около трети молодых людей в России (при норме не более 5 – 10%) способны, согласно исследованиям НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, пойти по этому пути. Причем, в основной своей массе это дети из так называемых неблагополучных семей.

Если есть подозрение, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не нужно паниковать, но необходимо действовать быстро и решительно. Несколько советов:

— во избежание протеста со стороны ребенка не осуждайте категорически его увлечение, идеологию группы. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения;

— начните «контрпропаганду», основой которой должен стать тезис: человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются;

— приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей;

— ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Напоминаем, что за производство и распространение экстремистских материалов (в том числе на страницах социальных сетей, открытых для просмотра другими лицами), предусмотрен административный арест на срок до 15 суток (статья 20.29 КоАП РФ), как и за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (в том числе размещение изображений свастики в разделе «Фотографии» в социальной сети) (ст. 20.3 КоАП РФ).

Кроме административной, предусмотрена и уголовная ответственность за:

— публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности до 5 лет лишения свободы (ст. 280 УК РФ);

— публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ до 5 лет лишения свободы (ст. ст. 280.1 УК РФ;

— возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства до 5 лет лишения свободы (ст. 282 УК РФ);

— организацию экстремистского сообщества до 10 лет лишения свободы (ст. 282.1 УК РФ;

— организацию деятельности экстремистской организации до 8 лет лишения свободы (ст. 282.2 УК РФ);

— финансирование экстремистской деятельности до 6 лет лишения свободы (ст. 282.3 УК РФ).

Источник: Прокуратура Тюменской области
Дата создания: 27.06.2016
Дата обновления: 27.06.2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *