Эмилиан вафидис

Жизнь православного подвижника скрыта от глаз людей. Книга с древних времен была связующей нитью между нами и его духовным опытом. Каждое слово в ней прошло через огонь искушений, и все они будто бы обращены лично к нам. Одной из таких бесценных книг стал новый сборник «Жить в присутствии Бога» по трудам архимандрита Эмилиана (Вафидиса).

Архимандрит Эмилиан (Вафидис, 1934–2019), великий старец наших дней, посвятил себя возрождению монашества в Греции. Он возобновил иноческую жизнь в монастыре Преображения Господня в Великих Метеорах и обители Симонопетра на Афоне. Под его непосредственным духовным руководством сформировался ныне крупнейший греческий женский монастырь Ормилия. Благодаря старцу Эмилиану большая часть афонских обителей вернулась от особножития к традиционному общежительному устройству. Он оставил богатое богословское наследие, которое по глубокому смирению подвижника при его жизни почти не публиковалось. Сегодня в Греции и других православных странах выходят в свет толкования святых отцов Церкви, монашеских канонов, библейских текстов, проповеди и другие творения архимандрита Эмилиана.

Божественный Промысл и свобода человеческой воли, грехи и добродетели, молитва и богослужение, семейная жизнь и монашество – так пунктиром можно обозначить основные темы сборника «Жить в присутствии Бога». Слова архимандрита Эмилиана – это многовековая традиция Православной Церкви, пережитая им заново. Известно, что старец был опытным делателем Иисусовой молитвы, настоящим подвижником. Он стремился приблизить, сделать понятным для его духовных чад святоотеческое наследие. Архимандрит Эмилиан устремляет нас к духовным вершинам, пробуждает в нас тоску по Небесному Иерусалиму, чтобы мы были упорны в своей борьбе с грехом: «Бог создал нас не для рабства, Он создал нас для свободы, для той свободы, которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1). Однако свобода — это обоюдоострый меч, она ведет нас или в рай, или в ад». Те, кто хочет использовать свою свободу во благо, найдут ответы на многие вопросы в словах отца Эмилиана. Тонкий знаток человеческой природы, он обнаруживает истинные причины даже, казалось бы, незначительных слабостей. Так, например, о том, стоит ли сидеть на службе, он замечает: «Устаем мы в большинстве случаев не от работы, а от душевной вялости».

Отец Эмилиан учит нас тому, что подвизаться призван каждый христианин, будь он человеком семейным или монахом. Мирян он спрашивает: если вы не можете ужиться с людьми на земле, то как будете жить на небе? Он показывает, как правильно относиться к ближним и к себе, чтобы нас связывали любовь и согласие. Иноков он побуждает быть достойными своего высочайшего призвания. Архимандрита Эмилиана можно назвать певцом монашества. «Нет в мире ничего подобного монашеской жизни, разве что жизнь ангельская. Легкий трепет ангельских крыл наполняет весь мир, и ангелы невидимо присутствуют повсюду. Ангельского чина подражателями призваны стать мы, монахи», – так проникновенно пишет старец. Эта книга исполнена истинно монашеского духа, и свидетельствует об огромной духовной силе иночества, которое молитвенно предстоит перед Богом.

Мистический опыт архимандрита Эмилиана, как яркое пламя, способен осветить путь многим христианам. Он призывает нас совлечь с себя ветхого человека, порабощающее «я», и увидеть, что каждую секунду мы находимся в присутствии Бога. Именно богообщение способно изменить наши сердца. А как говорит старец, «поучение Божие — это присутствие Бога в истории, в Писании и в нашей личной жизни, благодаря которому Он нас оправдывал, очищал, избавлял от страстей и грехов, являл нам чудеса или откровения. Нет человека, у которого не было бы такого личного опыта». Нужно только правильно посмотреть.

Приобрести книгу «Жить в присутствии Бога» можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный странник». Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, и ремонт древних храмов Псковской епархии.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

9 мая 2019 года почил один из самых известных афонских подвижников современности, духовник афонского монастыря Симонопетра схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Предлагаем вниманию читателей материал, подготовленый в память старца Александро-Невским Ново-Тихвинским женским монастырем г. Екатеринбурга.

«Наконец-то! Столько лет я боролся и уставал в земной жизни, столько лет страдал от болезней и лекарств, но вот теперь я обрел покой. Зачем вы плачете обо мне, глухие и слепые? Я вошел в вечное Царство, обрел неизреченную радость и счастье. Я пребываю вместе с ангелами, праздную со всеми святыми! Я вошел в славу Божию!» – такие дерзновенные слова сказал старец Эмилиан после кончины своего отца, Хри́стоса Вафидиса, в 1977 году. Старец утверждал, что именно так сказал бы его усопший отец, если бы собравшиеся у гроба могли его слышать. И, наверно, те же самые слова сказал бы нам теперь сам старец Эмилиан, если бы мы могли его слышать. Девять дней назад он ушел в жизнь вечную – свершилось то, чего он ждал и чаял всю свою жизнь.

Человек не может быть счастлив, если его не влечет к себе небо

Это была главная тайна великого старца наших дней, схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса). Он жил, каждый миг вожделея Царства Небесного. Этим и объяснялась та удивительная радость, которая передавалась всем, кому посчастливилось с ним общаться. Сам старец говорил, что «человек не может быть радостным, счастливым, достойным небес и любезным Богу, если его не притягивает к себе небесный мир, если он не ощущает, как душа его влечется к небу».

То, что многим кажется далеким и непостижимым – Царство Небесное, Бог, святые, – для старца Эмилиана было близко, просто и реально. Приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17), – эти слова Господа он переживал всей душой. И для всех, кто его знал, он был глашатаем Царствия Божия. Впрочем, не только для тех, кто знал его лично. Достаточно прочитать любую его книгу – и вот, ты словно выпил живительный напиток, прогоняющий любую печаль. Как можно печалиться, если есть Христос, есть небо?

Старец Эмилиан говорил о Царстве Небесном так, словно оно здесь, за дверью. Он, например, советовал своим духовным чадам: «Мы должны уже сейчас задуматься о том, как нам вести себя в час, когда Бог призовет нас, говоря: «Иди сюда, чадо”. Когда мы идем куда-то по делу, то заранее обдумываем, чтó мы там скажем. Вот так же давайте подумаем: когда я предстану перед Христом, чтó я Ему скажу? Что скажу Богородице? Что скажу Небесному Отцу? Что скажу Святому Духу, Который меня крестил, постриг в монахи, дал мне то, чего просила моя душа? Что я скажу святым, которых любил и чьим мощам поклонялся? Как я их отблагодарю? Давайте подумаем об этом сейчас, ведь очутившись на небе, мы можем растеряться, и потому нам нужно приготовиться заранее».

Новый старец Силуан

Сам старец непрестанно «готовился заранее» к тому мигу, когда предстанет пред Господом лицом к лицу. Еще в детстве он дал обет посвятить себя Богу. Его духовный сын, схиархимандрит Елисей Симонопетрит, говорил, что Александр (будущий отец Эмилиан) «с раннего детства воспринимал себя как приношение Богу и добровольную жертву».

В 26 лет он стал монахом и уже в самом начале своей монашеской жизни удостоился высочайшего благодатного опыта, по силе подобного тому, какой был дарован преподобному Силуану Афонскому. После отчаянной внутренней борьбы, сердечного плача, молодой монах сподобился явления Христа.

– Это Ты, Боже мой? – безмолвно вопросил отец Эмилиан.
– Да, это Я, – таинственно ответил Явившийся. – Столько времени ты зовешь Меня и сейчас не узнаёшь?

Так отец Эмилиан впервые увидел Егоже возлюби душа его (ср. Песн. 3: 1). Каким образом увидел? Это знает только Бог. Но после этого всесветлого видения отец Эмилиан увидел также и всетемную тьму. Это был образ его внутреннего человека. Он отлично увидел его во свете Божием. Это было невыносимое зрелище. Он с болью заплакал, и в этот момент словно услышал таинственный призыв Божий:

– Если желаешь быть со Мной, тебе надо принять свою наготу. Тогда я наполню тебя всяким благом и очищу от всякого зла. Если же не признаешь своей наготы и скажешь, что представляешь из себя нечто, – тогда ты навсегда останешься таким, какой есть. Если решишь скрыть всю правду о себе и не примешь ее, Я уйду.

С болью подвижник решился ответить «да». Но лишь только он на это решился, радость вернулась в его сердце. В его смирившейся душе теперь было ликование о Возлюбленном. Божественный Свет проник в самые глубины его существа.

– Итак, ты принимаешь, что ты ничто, а Я всё для тебя? Тогда Я с тобой, – таинственно сказал в его сердце Господь.

С этого времени для отца Эмилиана началась новая жизнь. Он глубоко осознал падение человека и повреждение человеческой природы. Он понял, что такое подлинное покаяние и смирение. И впоследствии он смог научить этому своих чад. Очень часто он говорил, что духовная жизнь начинается с того момента, когда человек увидит, что он наг, грешен и немощен и что единственная истинная жизнь для него – это Христос.

«Не откладывай духовную жизнь на завтра!»

Светильник не мог быть сокрыт под спудом. В 27 лет отец Эмилиан был уже игуменом. Сердце его горело любовью к монашеству, он прочитал всё, что смог найти, об устроении монашеской жизни: творения святых отцов, древние монашеские уставы, каноны Церкви. Он проник в самую их глубину, понял дух истинного монашества.

Старец Эмилиан говорил, что для Церкви очень важна мистическая жизнь. Главное в Церкви – это не внешняя деятельность, не упорядоченная нравственная система, а таинственная жизнь во Христе. И монастыри есть средоточие этой таинственной жизни, глубокого общения со Христом. Как говорил старец, монахов ценят не за активную деятельность, а за горячее стремление к Богу, за то, что они, живя в Боге, становятся богоподобными и привлекают других к жизни по Богу.

О монашестве старец говорил, что это «колесница, везущая нас на небо», и призывал своих духовных чад, монахов и монахинь: «Какими хотели бы мы быть в тот последний миг, когда Христос, Богородица, святые обнимут нас и перенесут на небеса? То доброе, что мы хотели бы иметь в своей душе в оный час, – за приобретение этого начнем бороться прямо сейчас, не откладывая на завтра!»

И старец не только вдохновлял пламенными словами, но и объяснял очень просто и практично, как монаху пользоваться «колесницей, везущей на небо», то есть как проводить подлинную монашескую жизнь: как общаться с ближними, как исполнять послушание, как молиться, как относиться к своим болезням, к родственникам, вещам – ко всему. Он помогал увидеть Бога во всем: в любом человеке и обстоятельстве.

«Например, ты молишься в келье. В этот момент в твою дверь стучится брат и просит тебя помочь ему в работе. Ты отвечаешь: «Сейчас я молюсь”, и брат уходит. Разве ты сможешь после этого молиться? Захлопнулось твое сердце – прочь из него молитва. Ты вступил в противодействие ближнему, оставил брата одного без помощи, поэтому ты не сможешь помолиться ни в этот вечер, ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц. Ведь на самом деле ты прогнал от себя Бога, Который подошел к тебе в этот час. Если же ты примешь просьбу брата, то сохранишь покой души и единство с ближним, и значит, сможешь помолиться».

«Послушание, которое я исполняю в монастыре, поручил мне Сам Бог, и от исполнения послушания зависит то, как будут развиваться мои отношения с Богом. Мои руки и все мое существо должны трепетать, когда я прикасаюсь к порученной мне работе».

«Если бы не существовало в нашей жизни трудностей и скорбей, то мы стали бы жестокими и беспощадными, наши сердца были бы каменными и не способными дать ближнему ни капли нежности и любви. Человеческое сердце черствеет, если не испытывает боли и трудностей. Настоящий христианин выходит из испытаний более смиренным, более благородным, более деликатным, зрелым, укрепленным, утешенным. Его душа радуется, он сильнее любит Бога, а Бог любит его».

Слово старца пробуждало души, оно было как вспышка света. У человека вдруг открывались глаза, и он видел самого себя, ближних, все свои обстоятельства во свете любви Божией.

Христос воскресе, отче!

С недавнего времени голос старца Эмилиана звучит и в России: несколько его книг, вышедших на русском языке, приобрели большую любовь у монашествующих и мирян Русской Церкви.

Истинный монах, аскет, богослов, опытный духовник, психолог, златоустый проповедник, схиархимандрит Эмилиан был дарован нашему времени во свидетельство того, что благодать Божия не оскудевает в Церкви. И его уход нельзя назвать утратой. Как Церкви навсегда принадлежат святитель Василий Великий, преподобный Серафим Саровский, преподобный Паисий Святогорец – так же навсегда ее богатством стал старец Эмилиан.

Схиархимандрит Елисей, прощаясь со своим духовным отцом, сказал на его погребении:

– Без преувеличения скажем, что сегодня мы все переживаем торжество, праздник! Ликует Церковь, что и сегодня в ней воздвигаются столпы, подобные древним великим столпам – святителям и преподобным. О Старец! Сердце твое всегда было устремлено к Богу, не уклоняясь ни вправо, ни влево; прямыми были стези твои, и блаженна твоя кончина. Кто не помнит, что всегда до последнего момента ты был сияющим, радостным и благородным? Кто, встретив тебя, не полюбил тебя? Кто, разговаривая с тобой, и кто, повстречавшись с тобой, не обретал утешения?

Как во время земной жизни, так и после своего ухода старец вдохновляет миллионы душ своими словами: «Мы именно на небе получили свое начало, мы родом с небес. Вновь мы вкусили небесных благ, когда приняли Святое Крещение, а затем и во время пострига. Всю свою жизнь мы думаем о Небесном Царстве, и его одного чаем. Наконец, в Небесном Царстве мы будем жить вечно, никогда не умирая».

И наверно, неслучайно Старец ушел именно в то время, когда Церковь торжествующе поет: «Христос воскресе!»

«Воистину воскресе Христос! – отвечает нам старец Эмилиан. – Я знаю это, чада, я это вижу».

***

Архимандрит Эмилиан нес послушание игумена монастыря Симонопетра с 1973 по 2000 годы.

Александр Вафидис (мирское имя старца) родился в 1934 году в Никее Пирейской (пригород Афин) в семье благочестивых родителей. В 1959 году окончил богословский факультет Афинского университета. В 1960 году митрополитом Трикальским и Стагонским Дионисием (Хараламбусом) был пострижен в монахи с именем Эмилиан. Затем поступил в монастырь святого Виссариона (Дусику), был рукоположен во диакона и, в 1961 году, в иеромонаха. С 1961 по 1973 годы исполнял послушание настоятеля монастыря Великие Метеоры и стал одним из первых, кто возродил монашескую жизнь на Метеорах. После кончины в 1970 году митрополита Дионисия братство Великих Метеор искало возможность жить в большем уединении и в 1973 году избрало местом пребывания монастырь Симонопетра на Святой Горе Афон, где в то время оставалось лишь несколько престарелых монахов. После кончины симонопетрского игумена архимандрита Харалампия, 17 декабря 1973 года старец Эмилиан был избран братией игуменом обители.

Архимандрит Емилиан оказал существенное влияние на переход большинства монастырей Святой Горы от идиоритмического образа жизни к общежительному. Неизменно велик был его авторитет среди современного православного монашества. В активный период своей деятельности старец избегал публикации своих богословских трудов, но впоследствии ряд его работ был издан: поучения и проповеди, толкования Писания и аскетических текстов, размышления о практике монашеской жизни.

С 1995 года здоровье архимандрита Эмилиана стало серьезно ухудшаться, и в 2000 году он передал управление монастырем нынешнему настоятелю архимандриту Елисею, удалившись на покой в монастырь Ормилия в Халкидиках, выросший в свое время из женской общины под духовным руководством старца Эмилиана.

Смотри также

Предсмертный завет, или духовное завещание, писанное преподобным Афанасием Афонским собственноручно в 969 году, в наставление собранному им духовному стаду. …Как мы уже писали, власти Османской империи сравнительно терпимо относились к «монашеской республике» на Святой Горе, не препятствуя инокам свободно … Все хотят иметь душевный мир, но как этого достичь? Предлагаем вашему вниманию пять поучений афонских старцев о том, как преодолевать … Христос вознесся на небеса. Человеческую природу, которую Он неразделимо, неизменно и неделимо соединил с Божественной, согласно учению Четвертого Вселенского Собора, … Духовная дочь святого Порфирия Кавсокаливита игумения Феосемни (в миру Анастасия-Аристея Димца) родилась в г. Лариса в Фессалии в 1938 году. Окончила …Схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся с Афона почти столетним старцем в родной город Макеевку. Утешитель и прозорливец – многие … Они вели ангельскую безмолвную жизнь и перевели на грузинский язык греческие церковные книги, что было крайне необходимо для просвещения народа. Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от … Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается … В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как Живо …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *