Финансирование земской школы было смешанным: от земства и крестьянской общины. Учителю платило земство, но за его жилье платила община, строительство и ремонт зданий, заготовка дров, жилье преподавателей шло за счет общины.
Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; после 5 лет службы: 37 рублей 50 копеек; 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. Предусматривалась казенная квартира или оплата съемного жилья. В сельских школах преподавали чаще всего выходцы из самих же крестьян. Например, в 1880 году в начальных школах среди учителей дети крестьян составляли 36%, дети церковнослужителей — еще 36%, дети мещан — 10%.
В штате сельской земской школы, как правило, был сторож.
Большую роль в развитии земских школ играли попечители — или в привычных терминах «спонсоры». Земства старательно подбирали их из помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян.
К 1877 году существовало уже около 10 000 земских школ, в 1910 — более 27 000 (27 486, из них 75% однокомплектные с 3-летним обучением, остальные — двухкомплектные и 4 года обучения), а к 1913 году — свыше сорока тысяч начальных школ — еще одна треть от общего числа образовательных учреждений страны. Доля ассигнований на школьное дело в земском бюджете выросло за это время с 14,5% до 30%. В местностях, где не было земских школ, средства зачастую выделялись на поддержку церковно-приходских. Земские заведения были лучше обеспечены материально. Их здания сразу строили как учебные. Кроме классной комнаты и других необходимых помещений в них была предусмотрена квартира для преподавателя (а там, где работали два педагога, — две).
Земства старались охватить образованием возможно большее число детей: семьям, в которых росли два и более мальчика, предлагалось одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям. Выпускник земской школы мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение. Самых способных учеников земства старались направлять в гимназии, выделяли для них стипендии.
Двор Пролетарки (Морозовский городок, Морозовские казармы) — одно из самых впечатляющих мест Твери. Огромный комплекс (более 50 зданий) был построен в 1856 — 1913 годах для бывшей Тверской мануфактуры и включал в себя производственные корпуса, рабочие казармы, магазины, больницу, клуб, библиотеку и даже Народный театр. Первоначальная застройка была деревянной, но на рубеже XIX и XX столетий она стала заменяться каменной, и к 1917-му году сформировался удивительно эффектный ансамбль. В его строительстве участвовали А. Э. Эриксон, К. В. Терский и другие архитекторы. Внешние фасады оформлены в переходном, от неоготики к модерну, стиле. По периметру городок был окружен стеной, имевшей двое врат. Создание Морозовского городка стало важным этапом в развитии градостроительства в Твери, и одной из первых попыток создания микрорайона в России.
В 1997 году в казарме 15 в промежутке между Народным театром (ныне спорткомплекс «Пролетарка») и жилым домом, с куполом настоящей Обсерватории, разместилась наша школа. Администрация города Твери, в качестве компенсации за изъятые у Церкви здания учебных заведений, передала в безвозмездное пользование Тверской епархии это здание бывшего учебного комбината Тверской Мануфактуры.
Школа была открыта в 1994 году попечением архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и получила лицензию на право ведения образовательной деятельности. Учредителем школы является Тверское Епархиальное управление.
В 1995 году состоялся первый выпуск учащихся 9 класса. Школа входит в число первых школ России, объединивших в образовательном процессе духовно — нравственное воспитание и образование с выполнением государственного общеобразовательного стандарта.
С 1996 года директор школы — протоиерей Леонид Водолазский — руководитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ, почетный работник науки и образования Тверской области, кандидат биологических наук.
В 1997 году в связи с первым выпуском учеников 11-ого класса Школа прошла аттестацию и получила право выдавать аттестат о полном среднем образовании. С этого момента школа именуется Тверской епархиальной православной средней общеобразовательной школой и носит имя святителя Тихона Задонского — первого ректора Тверской семинарии, православного педагога и богослова, внесшего большой вклад в дело образования Российского государства.
На сегодняшний день в школе отремонтировано и оборудовано: 45 учебных кабинетов; библиотека (сейчас библиотечный фонд школы составляет 9748 единиц); домовая церковь святителя Тихона Задонского; спортивный зал; актовый зал (на 200 мест); трапезная; кабинет здоровья и медицинский кабинет.
В оборудовании и комплектации кабинетов помогает администрация города Твери и Тверской области.
В 2009 году школе исполнилось 15 лет. На юбилее присутствовали глава города, представители городской администрации и архимандрит Закхей (Вуд), настоятель храма св. вмц. Екатерины Представительства Православной Церкви в Америке.
В 2010 году школа прошла очередную государственную аккредитацию и получила статус общеобразовательного учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и имеет право на выдачу выпускникам аттестатов государственного образца. В школе осуществляется непрерывное православное образование с 1 по 11 класс на основе принципа единства Церкви, семьи и школы.
Система образования состоит из 3‑х образовательных ступеней:
1. Начальное образование (4 года);
2. Основное общее образование (5 лет);
3. Среднее (полное) общее образование (2 года).
В 2011 году Школа прошла конфессиональную аттестацию и получила Конфессиональное Представление от Русской Православной Церкви. В 2014 году школа вновь подтвердила образовательный и конфессиональный ценз, пройдя лицензирование, аккредитацию и конфессиональное представление. В настоящее время деятельность школы регламентируется следующими нормативными документами.(нажмите на ссылку для просмотра документов)
В январе 2012 школу посещали митрополит всей Америки и Канады Иона, архимандрит Закхей (Вуд), епископ Мелхиседек.
В настоящее время в школе обучаются 230 учащихся. Это дети из разных приходов города, а также воспитанницы Вознесенского Оршинского женского монастыря и Богородицкого Житенного женского монастыря города Осташкова (Тверская область). Кроме общеобразовательных предметов дети изучают религиоведческие дисциплины: Основы православной веры, Церковной гимнографии, Истории Церкви, Церковного пения, Церковно-славянского языка. Православный компонент общего образования представляет собой систему непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания в традициях православия, которая реализуется в школе посредством включения в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
Важно отметить, что воспитание детей в духе церковности, осуществляется не только теоретическим путем — беседами, уроками, наставлениями, но и практическим — совершением молитв в начале и по завершению занятий, посещением храма, деятельным участием в богослужении. Мы видим своей духовной задачей — приблизить учащихся к литургической жизни Церкви, ввести детей в нее, а не только заложить основы церковных знаний и привить первоначальные навыки церковной жизни.
В рамках дополнительного образования учащиеся занимаются в различных кружках, студиях и спортивных секциях работающих в школе. Учащиеся школы неизменно занимают призовые места в областных олимпиадах по православной культуре, а также в Международном Московском Форуме «Одаренные дети» в номинации «Юный богослов» Беговатова Мария, выпускница 2007 года, стала дипломантом областной (I степени) и Всероссийской (II степени) Олимпиады школьников по русскому языку. С 2001 по 2011 гг. школу окончили с медалями «За особые успехи в учении» 12 выпускников. В 2010 году из восьми выпускников трое окончили школу с золотыми медалями. Выпускник школы Ходченко Андрей, проходивший срочную службу, на Северном Кавказе, в 1998 году награжден орденом Мужества им. А.В. Суворова посмертно.
В школе крепкий стабильный преподавательский коллектив (более 30 человек), продолжают служить преподаватели, отработавшие в школе 15 и более лет. Преподаватели школы участвуют во Всероссийском конкурсе на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» по Центральному Федеральному округу в области духовно-нравственного воспитания молодежи. В 2006 году сертификат участника финального этапа конкурса в номинации «За лучшую инновационную разработку года» получил директор нашей школы. В 2009-2010 году победителем конкурса в ЦФО и по РФ (диплом II степени в номинации «Лучший издательский проект года») стала преподаватель русского языка и литературы Т.А.Чирина, сертификат участника финального этапа конкурса по ЦФО в 2009 году получили завуч школы, преподаватель русского языка Чайка О.Г. и преподаватель английского языка Шарова Е.Е.. Новой ступенью воспитательного развития школы стало осуществление проекта «Православная школа – центр духовно-нравственного воспитания молодежи г.Твери». Проект разработан коллективом ТЕПСОШ (руководитель проекта Крупко Е.А.) и стал победителем конкурса «Православная инициатива — 2011», объявленного Благотворительным Фондом прп. Серафима Саровского.
В коллектив вливаются новые силы — наши выпускники, которые закончили тверские и московские ВУЗы, создали свои семьи и ведут благочестивую жизнь. Многие девочки продолжают обучение в музыкальном училище, а также на регентском и иконописном отделениях семинарий и духовных Академий, в медицинских и других учебных заведениях. Юноши учатся в светских, военных и духовных учебных заведениях, заканчивают кафедру теологии ТВГУ и Московский Свято-Тихоновский православный университет. Теперь уже они приводят в школу своих детей.
ЧОУ «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского» является центром по православному воспитанию и образованию в Твери и Тверской области, решая задачу подъема Российского образования на качественно новый нравственно-воспитательный уровень в традициях Русской Православной Церкви. Школой пройден путь многих испытаний и накоплен уникальный опыт православного воспитания, образования и выживания в современных условиях.
ПРИХОДСКИ́Е УЧИ́ЛИЩА, один из основных типов начальной школы в Рос. империи в 19 – нач. 20 вв. Учреждались в соответствии с Уставом учебных заведений, подведомственных ун-там от 5(17).11.1804, а также Уставом гимназий и училищ уездных и приходских от 8(20).12.1828 (в отношении П. у. действовал до 1918). Первоначально предполагалось, что и в городе, и в деревне П. у. будет открываться в каждом приходе или в каждых двух малолюдных приходах (отсюда название), обязательно – по ходатайству и при участии жителей, однако идея всеобъемлющего распространения П. у. не получила массовой поддержки прихожан и вскоре была оставлена. В П. у. принимались дети обоего пола. Продолжительность обучения – 3–4 года (одноклассные начальные училища), с 1860-х гг. открывались также П. у. повышенного типа с 5–6 годами обучения (двухклассные). Находились в ведении Мин-ва нар. просвещения, под непосредственным управлением приходского священника и одного из представителей мирян, в крепостной деревне – помещика, которые самостоятельно приглашали учителей; в 1860-х гг. перешли в осн. под управление инспекторов и директоров народных училищ, часть П. у. – под управление училищных советов. В 1860–70-е гг. мн. П. у. преобразованы в земские школы, а также городские училища по Положению 1872; одноклассные П. у. стали терять своё значение в связи с развитием др. типов начальной школы (земских школ, церковно-приходских школ, «министерских» училищ), однако двухклассные П. у. в городах до 1907 оставались единственными начальными училищами повышенного типа, в которых могли обучаться девочки. П. у. содержались за счёт казны, органов местного самоуправления, сословных обществ. Учителя П. у. имели права гос. служащих, чин 14-го класса и намного раньше др. учителей начальной школы получили право на пенсию (с 1845), что обеспечивало хороший педагогич. состав. В 1911 насчитывалось 785 двухклассных (105,3 тыс. учащихся) и 3136 одноклассных (266 тыс. учащихся) П. у.; всего в них обучалось 5,6% от общего числа учащихся начальной школы. В 1918 преобразованы в школы 1-й ступени.