Епархия марий эл

В республике Марий Эл располагается множество озер и рек, природных родников, всевозможных водоемов, которые по своему минеральному составу являются очень насыщенными, а значит целебными. Ежегодно сюда направляются сотни тысяч туристов с разных уголков России, чтобы искупаться в теплых и холодных источниках, испить кристально чистой воды. Немало источников освещены Православной церковью, однако у некоторых до сих пор проводятся традиционные языческие обряды марийских народов. В любом случае, вода в родниках и ключах очень полезная и приносит исключительно пользу людям.

Наибольшее число источников насчитывается на территории Вятского увала, включающего в себя Куженерский, Параньгинский, Сернурский и Ново-Торъяльский районы, где их порядка 300 штук. О многих из них сложены легенды и предания, однако, чтобы узнать об этом подробнее, следует записаться на экскурсию с опытным гидом-проводником. Каждый родник уникален по своему, причем многие из них образуют небольшие водоемы, в которых можно окунуться. Интересно отметить, что на поверхность выходят порою не только поверхностные и межпластовые воды, но и артезианские, имеющие уникальный минеральный состав.

Чтоб увидеть своими глазами различные источники, искупаться как в студеных, так и в теплых геотермальных источниках, стоит записаться на экскурсию, организуемую компанией «Семейный чемодан». Мы занимаемся туризмом уже много лет, беря на себя решение всех технических и организационных маршрутов. В ходе организуемого нами автобусного турне, человек побывает на Вятском вале, посетит деревню Визимбирь, попьет воды из родника Хрустальная Ель, а также совершит восхождение на Лисью Гору. Мы гарантируем, что экскурсия принесет много положительных эмоций, а поэтому человек сможет замечательно и комплексно отдохнуть.

Родниковые термины:

  • Дебит — количество воды, получаемой из источника (скважины, колодца или другой горной выработки) в единицу времени. Выражается в м3/сутки или в л/с.
  • Каптаж — сооружение для перехвата подземных вод и вывода их на поверхность. Примерами каптажных устройств служат колодцы, скважины, водосборные галереи. Основной задачей является сохранения качества подземных вод и предохранение их от загрязнения.
  • Дренаж — осушение сельскохозяйственных земель, инженерных сооружений при помощи специальных гидротехнических средств.
  • Жерло – (грифон) отверстие в земле, откуда изливается вода родника.
  • Артезианские воды – межпластовые восходящие подземные воды.
  • Термы – горячие водные источники.
  • Бадаран – болотный источник, вокруг которого образуется опасная и вязкая трясина, в которой может утонуть человек или животное, такое место ещё называется окном или болотной еланью.
  • Криница, живица – название родника у древних славян (белорусов, украинцев).
  • Водоупор — породы с очень мелкими порами, или практически не имеющие трещин являются препятствием для передвижения воды.
  • Кипун – ключ, который бьёт из-под земли с напором, как фонтанчик, под давлением водоносных слоёв.

По происхождению родники бывают:

  • нисходящими — безнапорными;
  • восходящими — напорными;
  • временно действующими (сезонными или пульсирующими);
  • постоянно действующими.

Кармазикова Марина Леонидовна,

учитель ИКН и марийского (государственного) языка

высшей квалификационной категории

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

Урок ИКН (9 класс)

Тема: Первые школы в Марийском крае (XVIII – начало XX вв.)

Эпиграф к уроку:

Воспитатель есть художник, школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества.

К.Д. Ушинский.

Технологическая карта

  1. Предпосылки возникновения школ в Марийском крае.

  2. Малое народное училище в Козьмодемьянске.

  3. Учебные заведения в I половине XIX века.

  4. Школы «Братства святителя Гурия».

  5. Профессиональные учебные заведения.

  6. «Единственная в России» (о первой Российской школе по изготовлению музыкальных инструментов).

Цели:

  1. Обучающие

  1. Развивающие

  1. Воспитательные

Обосновать предпосылки возникновения школ в Марийском крае; проследить, как развивалось народное образование в дальнейшем; обратить внимание на учебные заведения Козьмодемьянского уезда.

Обучающиеся должны уметь использовать ранее изученный материал для выполнения исследовательских и познавательных заданий, осмыслить теоретический материал, прочувствовать связь времен.

Осознать значимость школ в жизни человека, необходимость приобретения знаний, подчеркнуть, что знания – бесценное достояние; воспитывать уважение к истории своего края.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Форма занятия – комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя и обучающихся: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей.

Новые понятия и термины

Миссионер, миссионерские школы, Катехизис, резонансное дерево.

Источники информации, оборудование к уроку

  1. Карта РМЭ

  2. Портрет академика В.П. Мосолова

  3. Стенд «Мастера струнных дел»

  4. «Марш Акпарса» в исполнении ансамбля гусляров

    1. Организационный момент.

— Ребята, пожалуйста, объясните значение этих слов: миссионер, миссионерские школы, катехизис, резонансное дерево. К какой теме мы можем отнести эти слова? (на доске записаны новые слова: миссионер, миссионерские школы, катехизис, резонансное дерево).

— Правильно, эти слова связаны с православием. Давайте, прочитаем определение этих слов:

Миссионер – человек, господствующий церковью для религиозной пропаганды среди людей другой веры (иноверцев).

Миссионерские школы – специальные учебные заведения, которые ставили цель обратить в православную веру и учащихся, и их родителей. Здесь довались основы православного учения: Закон Божий, церковное песнопение, учили по Катехизису.

Катехизис – религиозная книга, в которой изложено христианское вероучение в форме вопросов и ответов.

Резонансное дерево – дерево, обладающее особой звучностью, пригодное для изготовления музыкальных инструментов.

Вводная беседа:

  1. Когда, при каком правителе Русь приняла христианство?

  2. Когда и почему стала проводиться христианизация в Марийском крае?

  3. Каким было отношение местного населения к православной вере?

  4. Что дала христианизация Марийскому народу?

      1. Учитель:

Как известно, у марийцев была языческая религия. После присоединения Марийского края к Русскому государству царское правительство и православная церковь стали проводить политику христианизации. Заметные усилия по внедрению православной христианской веры в среду нерусских крестьян – язычников Русское государство стало прилагать в конце XVII – первой четверти XVIII века. Царские указы 1720-1722 годов обещали 3-летнее освобождение от податей, повинностей и отдачи рекрутов всем крестившимся «иноверцам». Однако проповеди священников среди языческого населения почти не находили отклика. Польстившись на временные льготы, крестились лишь немногие. Основная масса Марийцев продолжала придерживаться традиционных языческих верований, тесно связанных с народными обычаями, культурой, бытом, родным языком, национальным самосознанием.

«Проведение массовой христианизации» в 40-60 годах XVIII века ухудшило положение марийских крестьян и потому, что в течение льготных трех лет за новокрещеных подушные деньги и другие повинности обязаны были нести некрещеные и ранее крестившиеся «старокрещены». Это привело оставшихся в иноверии крестьян к разорению. Насильственная христианизация вызвала упорное сопротивление крестьян. В некоторых селениях были даже попытки расправ с православными священниками. Но в то же время с началом христианизации связано распространение письменности, грамотности и открытие школ.

По словам Ю.Я. Протасова, заведующего республиканским музеем народного образования, «организованное обучение детей — мари» началось в школе «монастырского типа» в 1707 году.

Эта школа при Зилантовом монастыре в Казани просуществовала 2 года (1707-1709 гг.). В Марийском крае первая школа была открыта в 1749 году в Царевококшайске при Троицкой церкви.

В конце XVIII века в России стала создаваться система начального образования народных масс. Вышел царский указ о создании в стране народных училищ, главных и малых. Главные открывались в губернских центрах со сроком обучения 5 лет, малые – в уездных центрах, где учились 2 года.

Учитель: — А теперь подумайте, как можно назвать тему нашего урока? (учащиеся называют тему урока).

— Да, правильно, тема нашего урока называется «Первые школы в Марийском крае (XVIII-XX вв.)»

    1. Изучение новой темы:

      1. Сообщение обучающегося о Малом народном училище в Козьмодемьянске.

Первое в Марийском крае народное училище было открыто в Козьмодемьянске в 1791 году. Это была первая светская (нецерковная) школа в Марийском крае. В нем работал один учитель и обучалось 24 ученика. В первые годы его работы детей марийской национальности не было. Но в дальнейшем в стенах этого учебного заведения получили грамоту сотни марийских детей, которые потом работали при церквях, служили «толмачами» (переводчиками).

В данном училище впервые в Марийском крае была введена классно-урочная система, в котором учителя начали заниматься одним и тем же предметом «враз» с целой группой учеников, а не «порознь» с каждым.

Козьмодемьянское малое народное училище в 1818 году было преобразовано в уездное. Эту информацию узнали из статьи Ю.Я. Протасова, заведующего республиканским музеем народного образования «Типы школ в Марийском крае от истоков образования до октября 1917 г.», напечатанной в «Материалах 8-ой республиканской научно-практической конференции», Йошкар-Ола, 2002 год.

      1. Учитель:

Первое в Царевококшайском уезде училище было открыто в Морках в январе 1821 года, где обучение было организовано на родном языке учащихся. Инициатором его создания был священник местной церкви Я.А. Смирнов, дед будущего народного просветителя, профессора И.Н. Смирнова. Немалую помощь оказал профессор Казанского университета П.С. Кондырев, который на собственные средства приобрёл учебники, учебные пособия и передал их Моркинскому училищу.

В дальнейшем открывались приходские училища: в 1821 г. в селе Малый Сундырь, в 1825 г. – в Царевококшайске, в 30-е годы – в Ронге, Сотнуре, Козьмодемьянске, Отарах, Юледуре (показать на карте). Обучение в них велось на русском языке.

В 1842 году в деревне Вараксино Царевококшайского уезда (ныне ул. Чапаева г. Йошкар-Олы) стала работать первая удельная школа (так называлась, поскольку открыта Удельным ведомством). «Вараксинская удельная школа является исключением для тех лет». Как правило, собственных зданий школы не имели, и обычно обучение проводилось либо в церковной сторожке, либо на кухне священника. Во время занятий учитель «восседал» на высоком стуле, посредине «класса» и внимательно следил за усердием своих учеников. Каких-либо скамеек для обучающихся не было, учились «стоя».

В 60-е годы ХIХ в. большое внимание стало уделяться обучению нерусских народов Поволжья. Широко обсуждался вопрос об использовании родного языка в учебном процессе школы. Марийский просветитель С.А. Нурминский предлагал вести обучение на первых порах на родном языке. Для этого нужно было помочь национальной школе в подготовке необходимых учебников, пособий.

С предложением «новой системы просвещения инородцев» выступил профессор Казанской духовной академии Н.И. Ильминский. Он предложил обучать детей на родном языке. Обращалось внимание на подготовку учителей из числа самих «инородцев», на издание необходимой литературы. По системе Ильминского большое внимание уделялось таким предметам, как Закон Божий, церковное пение. Для претворения этих идей в Казани в 1867 г. было создано «Братство святителя Гурия» в честь первого казанского митрополита Гурия. Оно открывало для детей «инородцев» православно-миссионерские школы с родным языком обучения, были подготовлены учебники на марийском языке, специальные пособия для обучения детей марийскому языку. Школы «Братства» послужили толчком для появления передовых учителей – просветителей из мари, которые хотели разбудить народ от векового сна и темноты… Создали благоприятные предпосылки и для развития марийской письменности.

Учителями в «братских» школах были грамотные марийцы. Следуя идеям Ильминского, в деревне Цыганово Козьмодемьянского уезда в своем доме открыл школу Михаил Герасимов в 1867 году, где обучались 31 мальчик, 7 девочек. «В том же году Иван Захаров в д. Шелаболки открыл марийскую школу. Крестьянин Петр Никифоров безвозмездно предоставил под школу свой дом».

      1. Чтение обучающимися отрывка из книги А.Т. Трефиловой «Очерки истории марийской национальной школы»:

«Они были первыми: Михаил Герасимов» хрестоматия «История и культура марийского народа», Йошкар-Ола, 1996, с. 199.

      1. Беседа по содержанию прочитанной статьи:

  1. Как была поставлена учебно-воспитательная работа?

  2. Как оценил инспектор Заболотский педагогическую деятельность М Герасимова?

Учитель отмечает, что школы «Братства святителя Гурия» просуществовали 40 лет и с 1907 года не нашли дальнейшего развития.

      1. Учитель:

В конце XIX века стали действовать профессиональные учебные заведения. В 1893 году в селе Нартас Уржумского уезда (показать на карте) открылась сельскохозяйственная школа, преобразованная в 1923 году в сельскохозяйственный техникум.

      1. Чтение по учебнику статьи «Был в Нартасе техникум …» (записки агронома А.И. Романова) с. 198.

      2. Беседа по вопросам:

  1. Какие специальности можно было получить в данной школе?

  2. В каких условиях жили и учились в Нартасской школе?

  3. Какие известные ученые здесь получили образование?

Показать портрет В.П. Мосолова и подчеркнуть, что в нашем районе есть сельхозпредприятие им. академика В.П. Мосолова.

      1. Обучающиеся выступают с сообщениями о Первой Российской школе инструкторов по изготовлению музыкальных инструментов.

  1. Единственная в России

Наш город Козьмодемьянск – тихий, будничный, словом, провинциальный, не очень-то приметный на первый взгляд. Но его можно сравнить с айсбергом, в котором скрывается нечто громадное и таинственное. Чтобы это понять, нужно изучить историю города, которая на редкость богата удивительными событиями, фактами, биографиями людей. Как известно, Козьмодемьянск был первым в Марийском крае во многих отношениях. Уникальным явлением стало и появление Всероссийской школы инструкторов по производству музыкальных инструментов. (показывается фотография здания школы)

Как пишет академик К.Н. Сануков, наш земляк, «была основана в 1913 году выходцем из Эстонии А. Юрисоном». А предшествовала этому большая экспедиция по Волге ученых – лесоводов из Германии и России с целью поиска и выявления подходящей сырьевой базы для производства струнных инструментов, хотя до 1907 года считалось, что единственным источником резонансной древесины в Европе являются горные леса Карпат и Баварских Альп. Участники экспедиции обнаружили большие площади резонансной ели в Руткинском лесничестве между Руткой и Ветлугой и кленовый рощи на горной стороне. Сначала это богатство большими партиями вывозилось в Германию, затем было решено построить в Козьмодемьянске свою мастерскую.

  1. Уникальность резонансной ели

Известно, что спил дерева – это его паспорт, по которому можно определить прошлую его жизнь: пережитые засухи, наводнения, пожары. Об этом свидетельствуют годичные кольца, их форма, толщина и плотность. Но встречаются виды ели, у которых кольца удивительно тонкие и правильной формы. Природа как бы не оказывала влияния на дерево. Вот эта ель, ее дивная кружевная ткань, нежная, тонкая, легкая, способна передать все очарование звуков, тончайший трепет струн, пробудить в наших сердцах восторг. Без ели не было бы ни Паганини, ни Моцарта, ни Плетнева. Великий Страдивари также работал с елью, он использовал деревья из альпийских лесов. Пишут, что он выбирал нужные куски дерева, бросал их на пол, определял нужный по звуку. Эту информацию получил из статьи «Секрет Страдивари», напечатанной в газете «Марийская правда» за 14 августа 1992 года.

  1. Секреты скрипичного мастера Рудакова И.И.

В историческом отделе музея им. А.В. Григорьева узнали, что инструкторами школы были высококвалифицированные специалисты. Многие выпускники в своих воспоминаниях подчеркивали мастерство и душевность Ильи Ивановича Рудакова (1890-1939 г.г.) (Показать фотографию). Он был одним из первых выпускников школы. За хорошие успехи его оставили здесь же, в 1916 году он был помощником инструктора. Скрипки Рудакова выставлялись на ВДНХ, он был награжден дипломом признательности. Есть также в музее им. А.В. Григорьева сведения о том, что в Московской консерватории им. Гнесина в музее хранится скрипка Рудакова, удостоенная серебряной медали на международной выставке в Париже. Но судьбу И.И. Рудакова в 1937 году коснулось кровавое крыло репрессий: в 1937 году он был по доносу заключен в тюрьму, а в 1939 году скончался от туберкулеза.

  1. Победитель всесоюзных конкурсов Г.К. Изиков. (Показать фотографию)

Григорий Кириллович Изиков (1899-1942 г.г.) – уроженец села Паратмары Козьмодемьянского уезда. Учился в этой школе, в 1922-1926 г.г. работал здесь же инструктором. В апреле 1939 г. был участником I-го Всесоюзного конкурса музыкальных мастеров, где был отмечен Похвальной грамотой Комитета по делам искусств при СНК СССР. Эти интересные сведения узнали в архиве музея им. А.В. Григорьева, материал собран научным сотрудником Шерстневым В.Л.

      1. Учитель:

В 1930-е годы в музыкальном отделении инструктором работал Федор Степанович Якимов, уроженец деревни Еникеево «Вытламары» Козьмодемьянского уезда. Учился в молодости в этой же школе. Эти сведения сообщила дочь Федора Степановича Нина Федоровна Якимова, которая в нашей школе работала преподавателем английского языка.

Много талантливых людей выявила данная школа. Но, к сожалению, в 1940 году она прекратила свое существование. Но ее традиции продолжили прекрасные мастера, такие, как Венедикт Степанович Кашутин (1909-1978 г.г.), Балыбердин Степан Павлович, Сорокин Николай Васильевич и другие. Сын Венедикта Степановича Кашутина Роберт Венедиктович жил в деревне Юлъялы Горномарийского района и также был мастером «золотые руки» по изготовлению музыкальных инструментов (Показываются фотографии отца и сына Кашутиных)

      1. «Марш Акпарса» в исполнении ансамбля гусляров Еласовской музыкальной школы под руководством Эшмяковой Ф.В.

    1. Закрепление изученного материала.

  1. Обобщающая беседа по вопросам:

  1. Какие типы школ существовали в Марийском крае в XVIII-начале XX веков?

  2. Сравните начальную школу того времени со своей. Что общего? Каковы различия?

  3. Оцените программу обучения «инородцев», подготовленную профессором Казанской духовной академии Н.И. Ильминским. Как ее претворение в жизнь способствовало просвещению нерусских народов?

  1. Обобщение учителя:

На этом уроке мы проследили, как появились первые школы в нашем крае, как в них был поставлен учебно-воспитательный процесс, что знание – сила на всех этапах истории, хотя путь к знаниям тернист.

  1. Основные мысли в тезисном плане записать в тетради обучающихся.

    1. Заключительный этап урока:

  1. Подводятся итоги, оцениваются ответы учащихся.

  2. Домашнее задание:

    1. Учить конспект.

    2. Сочинение «История моей школы» или «Школа моих родителей» (бабушек, дедушек).

mari.eparhia.ru

У самой окраины марийской столицы бьет из земли чудотворный ключ. Православные верующие считают, что его вода исцеляет от болезней, дарует счастье и отгоняет хвори.

Поселение картов

Деревня Корта в наше время находится лишь в паре километров от окраины города. Но были времена, когда Корта пряталась на холме за топким болотом. Когда от Йошкар-Олы (тогда Царевококшайска) добраться до этих мест можно было лишь пройдя по непроходимым топям пешком или проехав особыми тропами верхом на лошади.

По одной из версий, на склоне оврага, из которого бьет сейчас чудотворный источник, в те времена селились почитаемые местными жителями жрецы – карты. Название поселения якобы произошло именно от них. По другой версии, название деревни происходит из языка коми и значит «высокое место». Деревня действительно находится рядом с холмом.

mari.eparhia.ru

Так или иначе, Корта быстро росла, в нее прибывали все новые поселенцы. Селились и православные христиане и последователи традиционной религии. Но сейчас о далеком языческом прошлом этих мест почти не вспоминают.

Святой источник

Небольшой ключ с удивительно холодной и приятной на вкус водой находится сразу за деревней на дне большого распадка. Вокруг растет густой смешанный лес, а у самого ключа построены небольшая купальня и часовня. Места тут необычайно спокойные и живописные. И это всего в трех километрах от города!

Иные верующие ходят к источнику с конечной троллейбусной остановки в микрорайоне «Звездный», другие приезжают на автомобилях из других регионов России. На церковные праздники к источнику выстраиваются целые очереди. В обычные дни у родника бывает не так людно, но воду из него берут круглый год – ключ не замерзает даже в сильные морозы.

Статус святого источник получил 20 сентября 2005 года, когда архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил родник во имя Николая Чудотворца Мирликийского. При жизни святой был известен как целитель и примиритель враждующих. В католической традиции его бескорыстная доброта легла в основу рождественских приданий, а сам святой Николай стал прообразом знаменитого Санта-Клауса.

mari.eparhia.ru

В православии Чудотворца почитают как покровителя сирот, путешественников, невинно осужденных и просто всех страждущих. Так ли это, узнать может каждый на собственном опыте. Достаточно потратить пару часов, своими глазами увидеть святой источник на окраине Йошкар-Олы и умыться его чудотворной водой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *