Епископ никодим кононов

Автором монумента стал белгородский скульптор, руководитель творческого союза «Гильдия мастеров» Максим Баранов. Он состоял в комиссии по идентификации останков святителя Никодима и предложение создать скульптурный образ священномученика посчитал для себя честью. По мнению Баранова, горожанам стоит относиться к памятнику как к месту, где нужно остановиться и задуматься о жизни.

В композиции владыка Никодим – в тюремном заточении: оно обозначено стеной с зарешечённым окном. Мученик протягивает руки к белому голубю, олицетворяющему Святой Дух.

«Здесь действительно соединяется прошлое с настоящим. Вот эта решётка подлинная. Когда разрушалось здание тюрьмы, то сохранили кирпичи. Из них воздвигнута эта стена, – рассказал митрополит. – Сквозь решётку Святой Дух – он не знает ни границ, ни расстояний – пробивается и вдохновляет святителя Никодима. Как и всех тех, кто жил правдой Божией, кто любил, верил, кто исповедовал и исповедует Христа».

На возвышенность под стеной можно будет возлагать цветы и ставить свечи в знак почитания епископа.

Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 г. в семье священника-миссионера Архангельской губернии. Закончил духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1896 г. пребывал в иноческом лике, служил архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий.

*

В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. — ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. выходит его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел».

*

В 1908 г. ему была изъявлена признательность Св.Синода как составителю акафиста Св.Иоанну Златоусту, напечатанного для церковного употребления, за пожертвование оного в собственность Св.Синода. Акафист был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Духовной Академии. Цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений», а не какой-то безвестный иеромонах. Спустя десятилетие Преосвященный обратился в Св.Синод с письмом: у него имеется несколько вариантов акафиста Св.Иоанну Златоусту, написанных разными лицами, и пусть в Св.Синоде сами посмотрят, выберут из них наиболее достойный и утвердят, если сочтут нужным. А чтобы не было предвзятости, имена авторов он не указывает. Синод остановился на одном из акафистов — а к тому моменту Преосвященный скончался. Синод обратился с поисками автора акафиста с просьбой, чтобы автор откликнулся. Автор — архимандрит Никодим и откликнулся…

*

В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин.

*

Епископ Никодим прибыл на Рыльскую кафедру незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского и свой перевод расценивал как явный Промысел Божий. В своей речи при наречении в епископский сан он говорил об этом так: «Восстающий во славе нетления и чудес святитель Иоасаф да укрепит и умудрит в сослужении архипастырю Церкви Курской! Господь сподобил меня побывать в Белгороде, и я стал у раки святителя Иоасафа в бытность ректором семинарии в Петрозаводске. У нового чудотворца земли Русской одного просил от всего сердца моего — да будет он добрым руководителем во все дни жизни моей в служении Церкви Христовой. Прошло около полугода с той поры, и в самый день кончины святителя Государю Императору угодно было утвердить избрание Вашим Святейшеством меня на служение в пределах епархии святителя Иоасафа. В этом усматриваю явное Божие смотрение и в надежде на помощь святителя Белгородского смиренно предаюсь изволению святителей, как воле Самого Господа нашего Иисуса Христа». 20 февраля 1911 года г. Рыльск торжественно встретил владыку, который тепло благословил паству: «Привез я вам с далекого и холодного севера сердце любящего отца…».

*

Он снискал известность в церковных и просветительских кругах как исследователь святого подвижничества и истории монастырей Русского севера.

*

Архимандрит Никодим составлял жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители» и др. «Архангельский патерик» стал самым полным жизнеописанием соловецких святых.

*

В 1913 г. епископ Никодим был переведен на кафедру в Белгород, где приложил немало сил для изучения биографии святителя Иоасафа, и его народного почитания. Владыка собирал для музея личные вещи святителя, опубликовал книгу «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых» (1916). Как отмечают специалисты, этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала.

*

Епископ Никодим составил свой акафист свт. Иоасафу. Сохранилось суждение протопресвитера Михаила Польского: «Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России… Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию».

*

В 1918 году к Белгороду подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками.

*

2 ноября 2012 года в Белгороде был найден склеп с останками православного иерарха, предположительно принадлежащими священномученику Никодиму, обнаруженный при строительстве здания Белгородской митрополии на Свято-Троицком бульваре.

После проведения идентификации останков Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима 20 октября / 2 ноября 2012 года».

Епископ Никодим (Кононов)

Никодим (Кононов) (1871 — 1919), епископ Белгородский, священномученик

Память 28 декабря, 22 октября (обретение мощей в 2012), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах новомучеников и исповедников Белгородских и Соловецких, в Соборах Санкт-Петербургских и Московских святых

В миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила Семеновича Кононова, настоятеля Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губ. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников — северных миссионеров.

В 1886 году окончил Архангельское духовное училище по II разряду , в 1892 году — Архангельскую духовную семинарию первым студентом и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

10 февраля 1896 года он был пострижен в монашество с именем Никодим, 24 февраля — рукоположен в сан иеродиакона, 21 апреля — в сан иеромонаха.

В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Кроме того состоял председателем Комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища с 18.04.1898 г. по 18.03.1900 г.

30 августа 1904 был возведен в сан архимандрита «за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища по представлению Его Преосвященства от 20 августа 1901 г. определением Св.Синода от 28 августа 1901 г».

В 1904 году был назначен ректором Калужской духовной семинарии.

С 21 сентября 1908 по 14 января 1909 года состоял в особом совещании начальников средних мужских и женских учебных заведений г. Калуги под председательством Калужского губернатора, по выработке правил внешкольного надзора.

Получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, — если не навсегда, то на продолжительное время, — не подчиняться законным распоряжениям начальства».

Священномученик Никодим Кононов, епископ Белгородский, Икона работы Александра Сорокивского, Санкт — Петербург, 2013

В 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии.

С 1 июня 1909 года состоял председателем заседаний Олонецкого Миссионерского Совета и Совета Александро-Свирского Братства.

Указом Св.Синода от 13 октября 1909 года, вследствие представления Его Преосвященства, назначен редактором неофициального отдела «Олонецких Епархиальных Ведомостей»

Ему была выражена признательность Святейшего Синода за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».

9 января 1911 года хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии . Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие.

С 15 ноября 1913 года — епископ Белгородский, викарий той же епархии.

Всё время своей архипастырской деятельности был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.

Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 столетий». В 1910 была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.

Много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.

В 1917 удостоен степени магистра богословия.

8 января 1919 года был арестован комиссаром Саенко прямо в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия.

По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.

Священномученик епископ Никодим (Кононов). Икона.

Тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом .

После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия не смертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре и близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

2 ноября 2012 года на месте захоронения святителя Никодима были обретены его нетленные останки. После проведения идентификации останков патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима». Рака с мощами священномученика Никодима находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.

Тропарь, глас 4:

Православия и благочестия ревнителю,/ священномучениче Никодиме,/ святителя Иоасафа велегласный прославителю,/ душу свою за овцы стада Христова положивый,/ моли о нас всемилостиваго Бога,/ да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.

Кондак, глас 8:

Избранный светильниче земли Белоградския,/ страдания и кончину Христа ради восприявый,/ темже обретый благодать несокрушимую,/ помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия,/ да с верою зовем ти:/ Радуйся, священномучениче Никодиме,/ архипастырю и молитвенниче усердный!

Сочинения

Награды

  • набедренник (1898, за предоставление слушателям и слушательницам курсов 1897 и 1898 года всевозможных удобств)
  • наперсный крест (1899)
  • Библия от Святейшего Синода (1901, в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною)
  • орден св.Владимира 4 степени (1901)
  • наперсный крест (1904, за встречу Государя-наследника на осенних маневрах 1903г. в с.Феофилова-Пустынь)
  • орден св.Анны 2-й степени (1904, за отлично-усердную службу)
  • орден св.Владимира (1906)
  • орден св.Владимира 1 степени (1910)
  • орден св.Анны 1 степени (1914)

Литература

Использованные материалы

«Разрядный список учеников Архангельского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1886 года», Архангельские епархиальные ведомости, 1886, № 15, с. 12.

«Разрядный список студентов Архангельской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1892 года», Архангельские епархиальные ведомости, 1892, № 13, с. 269.

В БЭС т. II, стб. 1642 ошибочно указан год хиротонии 1910-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 3, с. 126

Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский (Его жизнь и прославление). Епископ Никодим Кононов. Курск. 1915 г. —

По ortho-rus.ru, «скончался трагически 3 сентября 1921 г. в Белгороде».

Священномученик епископ Никодим (Александр Михайлович Кононов), родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила и Клавдии Кононовых. Окончил Архангельскую духовную семинарию (1892), Санкт-Петербургскую Духовную академию (1896). Принял монашество с именем Никодим, в честь преподобного Никодима Кожеезерского. Рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. Кандидат богословия. Был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища (С.-Петербург, 1896). Был удостоен сана архимандрита (1901).

Священномученик Никодим

Епископ Никодим и его роль в прославлении Соловков

Архимандрит Никодим составлял жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители» и др. «Архангельский патерик» стал самым полным жизнеописанием соловецких святых.

В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. — ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. выходит его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел».

В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин.

15 ноября 1913 г. о.Никодим стал епископом Белгородским. Здесь он служил до 1917 года, когда революционные события докатились и до Белгорода. В 1918 году к городу подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками.

Три версии убийства преосвященного Никодима

В 1918 году Преосвященный Никодим был расстрелян чекистами, которые попытались скрыть зверское убийство. И это им почти удалось.

Версия первая: расстрелян во дворе тюрьмы

По воспоминаниям старшего уполномоченного Белгородского уездного ЧК С.Набокова (1966), которого многие считают одним из убийц владыки Никодима, все произошло так: «Контрреволюционным духовенством руководил Белгородский Архиерей, который чувствовал, что для него час расплаты приближается и во время отступления немцев из Белгорода в конце 1918 г. Белгородский Архиерей и несколько высоких священнослужителей эвакуировались в Харьков.

Примерно в конце декабря или в начале января получаю задание от председателя ЧК т.Васильева немедленно выехать в г.Харьков найти Белгородского Архиерея и привезти в Белгород… нам удалось найти Белгородского Архиерея и тогда мы установили и проверили, что Белгородский Архиерей и один игумен собираются возвратиться в Белгород… Мы ехали с Архиереем в одном вагоне приехали в Белгород рано утром примерно часов в 6 утра духовенство мужского монастыря знало время приезда в Белгород Архиерея и для встречи на станцию выслали Архиерейскую карету с игуменом и как только Архиерей с игуменом сели в карету закрыли дверцы и спустили на окна шторы мы моментально на козлы к кучеру и в вежливой форме предложили ему сидеть тихо и спокойно мы взяли бразды управления конями в свои руки и рысью приехали прямо в тюрьму… в мужском и женском монастыре поднялась суматоха начали приходить делегации от духовенства с ходатайством чтобы Архиерея освободили но результаты были таковы и Архиерея не освободили и некоторые делегации высокого Свещено-духовного ранга обратно не возвратились их постигла та же участь как самого Архиерея.

В скорости после ареста Белгородский Архиерей был расстрелян во дворе тюрьмы и там же был закопан. Об этом никто не знал кроме троих человек в присутствии Председателя ЧК т.Васильева таковая операция была произведена в ночное время. После когда все успокоилось к председателю ЧК т.Васильеву пришла делигация Свещенников и просили чтобы он сказал где и в каком месте закопан труп Архиерея и разрешит выкопать и похоронить с почестями Васильев им сказал — труп Белгородского Архиерея закопан за кладбищем там тогда закапывали такие трупы.

И когда в 1919 г. летом Деникинцы заняли Белгород церковное духовенство с помощью белогвардейцев начали искать труп Архиерея за кладбищем. В том месте выкопали несколько трупов из них они одного определили, что то был труп Архиерея… После когда мы возвратились из эвакуации после освобождения г. Белгорода от Деникинцев… с председателем бывшим ЧК Васильевым проверили во дворе тюрьмы где был закопан труп Архиерея таковой откапавали и убедились что труп Архиерея на месте и закопали обратно.» ( Протоиерей Олег Кобец и др. Новомученики земли святого Белогорья. 2003 ).

Версия вторая: расстрелян на пожарном дворе

Когда после Рождественского богослужения (7.01 (25.12) 1919 г.) владыка принимал у себя белгородское духовенство, явился комиссар С.А.Саенко. Епископу было приказано немедленно следовать в ЧК. Весть об аресте владыки распространилась по городу, группы верующих белгородцев стали собираться и требовать освобождения архипастыря. Одну из них возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии М.Д. Кияновская (по некоторым источникам учительница Каенская ). Мария Дмитриевна сразу же была арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна.

Опасаясь волнений, епископа выпустили. На второй день Рождества владыка Никодим во время вечернего богослужения был арестован прямо в алтаре и тайно выведен из храма. Его содержали в подвале здания ЧК и подвергали допросам и пыткам. По приказу комиссара Саенко ( 10.01.1919 ) священномученик Никодим был расстрелян. Расстреливала епископа на пожарном дворе группа солдат, состоявшая из китайцев. Владыка сам благословил приготовившихся к расстрелу солдат и те, видя святость Владыки, отказались стрелять. Епископа Никодима возвратили в тюрьму, переодели в солдатскую шинель и отряд красноармейцев выполнил приказ Саенко — убил Святого. Тело тайно захоронили в общей могиле за городским кладбищем. Люди как-то узнали место погребения своего любимого архипастыря. Его могилу верующие тайно стали украшать цветами, на ней стали появлялись кресты и иконки.

После освобождения Белгорода Добровольческой армией генерала А. И. Деникина братскую могилу вскрыли, тело епископа было опознано по монашескому параману. Кроме огнестрельной раны груди, были обнаружен пролом черепа, огромная гемотома в верхней части головы и поломанные гортанные хрящи. В Николаевской церкви тело владыки Никодима облачили по архиерейскому чину и, духовенство города при большом стечении народа, перенесло тело в Троицкий собор мужского монастыря. Останки священномученика Никодима похоронили у северной стены собора вблизи раки святителя Иоасафа. ( По материалам статьи Александра Крупенкова. Белгородский некрополь. Подъем, №2, 2003 ).

Версия третья: рассказ палача

Чекист Степан Саенко «из всех яблок любит только глазные»

«Сегодня расстрелял 85 человек. Как жить приятно и легко!» — такими внутренними эмоциями своими делился с очередной партией обреченных жертв знаменитый садист Саенко.
(Аркадия Аверченко. «Перед лицом смерти»)

В 1974 году газета начала печатать статьи об «активном борце с контрреволюцией» Степане Афанасьевиче Саенко. В них есть рассказ самого Саенко, проживавшего в г. Харькове вплоть до своей смерти в 1973 г. В части «Заговор в монастыре» описывается арест епископа Никодима. Саенко рассказывал, как Секретарь Курского губкома предупредил Саенко, что «…в городе действует сильная контрреволюционная организация. Возглавляет её архиепископ ( правильно — епископ. Прим. Ред. ) Никодим. Это сильный и опасный враг, с которым придется вести длительную борьбу».

В Белгороде Степан Саенко взял под контроль Свято-Троицкий монастырь и покои владыки Никодима. Для наблюдения под видом богомольцев туда неоднократно направлялись чекисты. Однажды ночью шпионы донесли, что в покоях епископа Никодима собралась контрреволюционная группа. Саенко решил застать епископа Никодима в расплох. Чекисты связали привратника и забрались в монастырь. Когда они стояли у двери комнаты Владыки, утверждал Саенко, они слышали как епископ призывает собравшихся к саботажу против советской власти.

«Я комендант города, именем Советской власти вы арестованы!»- заявил ворвавшийся в комнату Саенко. Комнату обыскали, арестованных привели в комендатуру и всю ночь допрашивали. Утром, перепуганный председатель исполкома Меранвиль сообщил, что у здания исполкома собралась огромная толпа белгородцев, требующая освобождения владыки Никодима. Прибывший туда Саенко, предложил собравшимся избрать представителей для переговоров, а остальным разойтись. Избранные продолжали настаивать на освобождении епископа и Саенко отправил их в тюрьму. В тот же вечер епископ Никодим был отправлен в курскую ГубЧК, где его следы теряются. ( Э.Звоницкий. Комендант. Газета «Коммунист», Прохоровка. 7.11.1974 )

Вокруг ареста, кончины и места захоронения Владыки ходит много легенд. «Пока ясно одно, что к злодеянию, совершенному в январе 1919 г., имеют непосредственное отношение следующие революционные «деятели»: военный комендант города Белгорода С. Саенко, Председатель Белгородской уездной ЧК Васильев М.А., старший оперуполномоченный ЧК Набоков С., Председатель Белгородского уездного ревкома Меранвиль». ( Андрей Королёв. Привёз я вам с далекого и холодного севера сердце любящего отца. Белгородские епархиальные ведомости. №4 (78), 2003 г. ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *