Эпоха великих реформ 1860 1870

Определение 1

Причины реформ Александра II – это основания, предпосылки реформирования страны во время правления Александра II.

Реформы Александра II проводились в период с 1860 по 1870-е гг., всего проведено было девять реформ в следующей последовательности.

  1. 1861 – отменено крепостное право.
  2. 1863 – финансовая реформа.
  3. 1863 – реформа высшего образования.
  4. 1864 – земская реформа.
  5. 1864 – судебная реформа.
  6. 1865 – цензурная реформа.
  7. 1870 – реформа городского самоуправления.
  8. 1871 – реформа среднего образования.
  9. 1874 – военная реформа.

Все перечисленные реформы смогли решить многие наболевшие проблемы страны, была расчищена дорога для становления капитализма, расширены границы гражданского общества и правового государства, но до конца преобразования доведены не были.

Предпосылки реформ

Главной предпосылкой для проведения реформ стало то, что Россия дольше других европейских стран оставалась феодальной, это сильно тормозило развитие страны, в особенности развитие ее экономики. К началу 19 века крепостное право окончательно изжило себя, страна погрязла в убытках, все это усугублялось напряженной обстановкой в стране, еще в конце 18 века противостояние между властью и крестьянами было весьма ощутимым, а к началу 19 века оно и вовсе достигло своего апогея, все это могло перерасти в очередное восстание или в революционное движение. Власть этого допустить не могла, поэтому государственную систему необходимо было менять.

Постепенно необходимость в ручном труде уходила на второй план, развивались технологии, открывались заводы, на которых не хватало рабочих. В это время домашние хозяйства перестали приносить хорошую прибыль, но крестьяне по-прежнему не могли покинуть помещиков, что вызывало бунты и недовольства. Помещики также оказались не в лучшем положении, крепостное хозяйство не приносило им денег, государство имело все меньше средсв, что отрицательно сказывалось на экономике страны.

В период с 1859 по 1861 гг. крестьянские восстания вспыхивали уже по всей России и достигли своего апогея. Крымская война показала, что военная и экономическая система страны оставляют желать лучшего, тем самым усугубилось недоверие народа к власти и к государю. Страну необходимо было реформировать – это понимали и правительство, и народ.

Замечание 1

Крымская война длилась три года, с 1853 по 1856, её еще называют Восточная война, – война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. Война была проиграна.

default/handbook/article/yandexContextRtb.twig

В 1855 году к власти приходит император Александр 2, который на одном из своих первых выступлений перед дворянами говорит о том, что необходимо как можно скорее упразднить крепостное право указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу с помощью революции, так начались великие реформы Александра II.

Причины реформ Александра II

Таким образом, главными причинами для проведения реформ стали:

  • необходимость отмены крепостного права, которое сильно тормозило экономику страны;
  • проигранная Крымская война;
  • отсутствие возможностей у разных сословий страны хоть как-то влиять на её деятельность.

Крестьянская реформа

Главной причиной крестьянской реформы стал кризис крепостной системы и последовавшие за этим народные волнения, особенно все это усилилось во время Крымской войны. Царская власть обратилась за помощью к крестьянам, в ополчение, крестьяне же расценивали это так, что своей службой они заслужат свою свободу от крепостного право, но их надежды не подтвердились. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Важную роль в отмене крепостной системы играла нравственная сторона и вопрос престижа страны среди других государств.

Земская и городская реформы

Причинами для проведения реформы послужила необходимость решения вопросов связанных со сбором налогов, утверждением бюджета. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали преобладание дворянства. Гласные из числа крестьян составляли меньшее число.

Городская реформа 1870 года – реформа, которая изменила ранее функционировавшие сословные городские управления городскими думами. Система выборов в городскую думу обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Владельцы крупных капиталов руководили коммунальным хозяйством городов, часто исходили лишь из своих собственных интересов и занимались развитием только центральных районов города, а окраинам практически внимания не уделяли.

Судебная реформа

Причины – сделать систему судопроизводства более открытой и усилить демократичность судебных процедур, прежняя система не отвечала потребностям капиталистического развития государства, все еще присутствовали отголоски крепостного права, для крестьян были отдельный суду, где применяли телесные наказания.

Судебный устав 1864 года ввел новую систему судебных учреждений, которая исходила из равенства перед судом и законом всех социальных групп. Судебные заседания теперь проходили с участием заинтересованных сторон и были открытыми, а отчёты о заседаниях печатали в газетах.

Военная реформа

Основной причиной для реформы стала проигранная Россией Крымская война, война наглядно показала насколько вся система была ветхой и нуждалась в реформировании. Целью военных реформ было сократить армию в мирное время и вместе с этим обеспечить возможности её увеличения во время военных действий.

Реформа образования

Причиной для проведения реформы послужила нехватка учебных заведений, как высших, так и средних. В ходе реформ 1860-х годов была увеличена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. В 1864 был разработан новый Школьный устав, согласно которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

К концу правления Александра II под давлением консерваторов такие реформы как судебная, земская были ограничены. Контрреформы, развёрнутые его преемником Александром III, затронули также положения крестьянской реформы и реформы городского самоуправления.

ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II

Правление Александра II (1855-1881 гг.)

Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е. Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности. Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ.

Предпосылки реформ

Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах. Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация — императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований. Поэтому в 1856 г . Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Отмена крепостного права

Важнейшим событием правления Александра II , за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г ., отменившая крепостное право. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г . с создания очередного Секретного комитета, полностью подчинявшегося императору. Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений. Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати.

В феврале 1858 г . Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который начал рассматривать составленные губернскими дворянскими комитетами проекты. В ходе обсуждений был разработан проект, по которому крестьянам предоставляется свобода, но без наделения землей. Это вызвало активизацию крестьянского движения в 1858 г . Правительство решило пересмотреть проект освобождения крестьян и провести реформу более радикально. С целью переработки проекта в феврале 1859 г . в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии, в которые вошли преимущественно либералы, под руководством Н. Милютина. К осени 1859 г . ими был составлен проект «Положения о крестьянах».

19 февраля 1861 г . была проведена реформа, отменившая крепостное право. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. Помещик терял право наказывать крестьян, они становились юридическими лицами, т. е. могли покупать землю, недвижимость, заключать сделки, открывать предприятия. Однако крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности.

Кроме того, крестьяне получали пашенные наделы по довольно сложной схеме, что тоже существенно ограничивало их передвижение. За два года должны были быть составлены уставные грамоты — соглашения между помещиками и крестьянами, оговаривавшие условия выкупа. После этого в течение 49 лет крестьяне становились «временнообязанными» и должны были выплатить помещику выкуп. Лишь после этого наделы становились собственностью крестьян. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, оно платило помещику при заключении выкупной сделки около 75% выкупной суммы. Крестьяне должны были ежегодно вносить государству 6% от этой суммы в течение 49 лет.

Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку.

«Положение» делило губернии на три части (черноземные, нечерноземные и степные земли). Внутри губерний выделялись местности, которые и делились на участки между помещиками -владельцами земель и их крестьянами. Нормы дележа устанавливались так, что помещик мог выбирать самые лучшие участки в свою долю, в том числе вклинивая свои земли в середину крестьянских полей. Это привело к возникновению «чересполосицы». Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики. В ходе подавления этих волнений было убито более 300 человек. В 1861 г . было зарегистрировано более 1370 выступлений, позже волна выступлений пошла на убыль. В целом освобождение крестьян было прогрессивным шагом, уничтожившим феодальный пережиток — крепостное право, что привело к денежным вливаниям в сельское хозяйство, подорвало «натуральный» уклад хозяйств, способствовало развитию капитализма.

Реформы 60~х гг. XIX в.

Проведение крестьянской реформы потребовало изменений и в других областях жизни.

Реформа финансов. В 1860 г . был создан Государственный банк для проведения выкупных расчетов между помещиками и крестьянами. В 1862 г . единственным распорядителем казенных средств стало Министерство финансов, которое самостоятельно планировало государственный бюджет и совместно с Государственным советом утверждало сметы отдельных ведомств. Для контроля над средствами в 1864 г . был реформирован Госз^дарственный контроль, который теперь не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности расходования бюджетных средств. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными.

Реформа местного самоуправления (земская реформа).

1 января 1864 г . были учреждены земства (всесословные органы в уездах и губерниях), в компетенцию которых входили: местное хозяйство, распределение государственных податей, устройство школ, больниц, приютов, содержание тюрем и путей сообщения. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы — «собрания гласных» (депутатов) — занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы — «земские управы» — занимались исполнением решении распорядительного сектора. Финансирование на выполнение постановлений было смешанным: 80% средств поступало от государства, остальное — за счет местных налогов (самофинансирование).

Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия — депутаты от землевладельцев — состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости (стоимостью от 15 тыс. руб.) Вторая курия — депутаты от городов — объединяла собственников промышленных и торговых заведений (годовой оборот не менее 6 тыс. руб.). Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства.

В конце 70-х гг. земства были введены только в 35 из 59 российских губерний. В дальнейшем, на протяжении 1870-1880 гг. компетенция земств постепенно урезалась, а состав становился все более дворянским. Но, несмотря на множество недостатков, работа земств способствовала формированию гражданского сознания, решению части местных проблем образования и здравоохранения.

Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г . Ее проект, представленный в 1864 г ., долго обсуждался и переделывался. 16 июня 1870 г . было утверждено «Городовое положение», по которому в городах создавались Городская дума (законодательный орган) и Городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении.

Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую — более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью — все остальные. Каждое собрание избирало представителей в Городскую думу. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова (избирался Городской думой на 4 года) утверждался губернатором или министром внутренних дел, они же могли приостанавливать решения Городской думы.

Судебная реформа. 20 ноября 1864 г . была проведена судебная реформа. Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией.

Предварительное расследование велось судебными исполнителями. Вводилась адвокатура. Эта система дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении Верховного уголовного суда, который назначался императором в исключительных случаях. В 1863 г . был принят закон, отменивший телесные наказания по приговорам судов. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Реформа образования и печати была проведена в 1863-1865 гг. В 1863 г . издан новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую свободу и самоуправление. Летом 1864 г . введен «Устав гимназий и прогимназий». Реформа народного просвещения провозглашала принцип общего и всесословного образования. В 1865 г . согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий.

Военная реформа началась в 1857 г . с ликвидации системы военных поселений и сокращения срока службы нижних чинов (с 25 до 10 лет). В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями, а в течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии. В 1862 г . началась реформа военного управления. Страна была разделена на 15 военных округов с целью более оперативного руководства войсками. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. В 1864-1867 гг. численность армии сократилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.

В 1865 г . началась военно-судебная реформа. В 60-е гг. для оперативной переброски войск была построена железная дорога к западным и южным границам России, а в 1870 г . были созданы железнодорожные войска. В армии появились новые уставы. В ходе реформы военно-учебных заведений были организованы военные гимназии и юнкерские училища для всех сословий с двухгодичным сроком обучения. Была улучшена подготовка офицерского состава. 1 января 1874 г . издан «Устав о воинской повинности», по которому вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность. По достижении 21 года все мужское на селение должно было нести действительную службу. Все это позволило создать довольно сильную, подготовленную армию.

Дальнейшая реформационная деятельность была прервана 1 марта 1881 г . убийством Александр II в результате террористического акта.

Внешняя политика

Основными задачами внешней политики России в этот период было освобождение от условий Парижского мирного договора (1856), подписанного по итогам Крымской войны. Кроме того, важными направлениями оставалось балканское, кавказское и среднеазиатское.

Летом 1870 г . российское правительство решило воспользоваться ослаблением Франции и разорвало кабальный Парижский договор. Пруссия поддержала Россию и в результате возник «Союз трех императоров» (Россия, Пруссия, Австрия).

Балканская проблема была связана с активизацией освободительных движений славянских народов, закабаленных Османской империей. Россия, претендовавшая на территории, охваченные восстаниями (Герцеговина, Босния, Болгария), пыталась вынудить Турцию дать этим народам конституцию. В июле 1876 г . Сербия и Черногория объявили Турции войну, что вызвало в России подъем панславизма (идеи политического объединения всех славян). В апреле 1877 г . Россия решает воспользоваться волнениями на Балканах, чтобы начать с Турцией войну. Исход русско-турецкой войны (1877-1878) решили победы русских войск в сражениях под Плевной и на Шипкинском перевале. В результате в феврале 1878 г . был заключен Сан-Стефанский мирный договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, Болгария становилась автономным княжеством под двухлетним протекторатом России. Кроме того, к России отходила Южная Бессарабия, а на Кавказе — Батум и Каре. Этот договор вызвал протесты ведущих европейских стран, которые тоже претендовали на эти территории. В июле 1878 г . был подписан Берлинский трактат, перечеркнувший Сан-Стефанский договор.

На среднеазиатском направлении Россия действовала более решительно. В 60-х гг. XIX в. был захвачен Ташкент, в 1867 г . здесь создается Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г . завоеван Бухарский эмират. В 1873 г . — Хивинское ханство, а в 1876 г . — Кокандское ханство. До 1864 г . продолжалась Кавказская война (1817-1864) в ходе которой были присоединены территории народов Дагестана, Чечни, Адыгеи.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Что за строй сложился после смерти Петра? Было ли это новым явлением или продолжением старого?

Некоторые историки называют государственное устройство, сложившееся после смерти Петра, олигархией, характерным примером которой являлся Верховный тайный совет, фактически управлявший страной от смерти Петра до царствования Анны Иоанновны, и составленный из «верховных господ», выдвинувшихся и получивших огромную власть при Петре I (Покровский, т. III, с. 219; Ключевский, LXX).

После смерти Петра верховные господа «принялись торговать Россией как своей добычей. Никакого важного дела нельзя было сделать, не дав им взятки; всем им установилась точная расценка… Это были истые дети воспитавшего их фискально-полицейского государства с его произволом, его презрением к законности и человеческой личности, с притуплением нравственного чувства» (Ключевский, LXIX).

Князь Меншиков имел огромную власть в течение всего царствования Петра I. Как писал в 1705 г. о Меншикове в донесении своему правительству английский посол Витворт, «ничто не делается без его согласия, хотя он, напротив, часто распоряжается без ведома царя»; датский посол Юст Юль в 1708 г. приводил слова самого Петра I: «Без меня князь может делать, что ему угодно; я же без князя ничего не сделаю и не решу» (Павленко Н.И. Вокруг трона. М., 1998, с. 57).

В последние годы царствования Петра I между двумя группировками «верховников» (Меншиков, Головкин, Брюс – Д.М.Голицын, Г.Ф.Долгорукий, Шафиров) разгорелась острая борьба, во время которой они «вели себя непристойно даже по воззрениям того времени» (Павленко. Петр Великий, с. 710-711).

По словам Покровского, все государственные дела при Петре I «решались «верховными господами” совершенно самостоятельно; Петр вмешивался в них лишь спорадически» (Покровский, т. III, с. 167)

Почти все петровские мануфактуры оказались в руках крупных купцов, которые и получали от государства субсидии и привилегии в ущерб мелким купцам и ремесленникам, интересы которых ущемлялись (Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 26, 14-19)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *