Если бог хочет наказать

Вопрос:

Батюшка, правда ли что, если Господь желает наказать человека, то отнимает разум (человек становится умалишенным или душевнобольным). Моей матери врачи поставили диагноз-шизофрения. Как человеку жить с таким диагнозом? Что нам (родным) делать?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).

Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390 — 324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной и умственной болезни применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели.

Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.

Душевная или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, — не трагедия, а крест. Особенно тяжел он для самых близких ему людей. Нужно отнестись к этому с полным доверием к Божественной воле, непоколебимо веря, что она ведет ко спасению, как самого больного, так и родных, которые проявляют деятельную христианскую любовь. От нас сокрыто в Премудрости Божией то, что ведомо только Господу. Родственники должны осознать, что болезнь близкого им человека является испытанием их христианских добродетелей и духовной школою, без которой трудно спастись.

Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5).

Правда ли, что если Господь желает наказать человека, то отнимает разум?

иеромонах Иов (Гумеров)

Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).

Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390–324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной и умственной болезни применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели.

Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.

Душевная или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, — не трагедия, а крест. Особенно тяжел он для самых близких ему людей. Нужно отнестись к этому с полным доверием к Божественной воле, непоколебимо веря, что она ведет ко спасению, как самого больного, так и родных, которые проявляют деятельную христианскую любовь. От нас сокрыто в Премудрости Божией то, что ведомо только Господу. Родственники должны осознать, что болезнь близкого им человека является испытанием их христианских добродетелей и духовной школою, без которой трудно спастись.

Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Если бог захочет наказать, то отнимет прежде разум

Если бог захочет наказать, то отнимет прежде разум — эта мысль известна со времен античности. Встречается в произведениях античных авторов.

Deus quos vult perdere dementat prius (Дэус квос вульт пэрдэрэ дэмэнтат приус, лат. ) — Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума.

Так, Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. (1904 г.) указывает на источники:

Crede mihi, miseros prudentia prima relinquit. Et sensus cum re consiliumque fugit (лат.) — Поверь, несчастных прежде всего оставляетъ мудрость (Овидий. de Ponto).

Quos vult perdere Jupiter, dementat prius (лат.) — Если Юпитер захочет погубить, то отнимет разум (Athenagoras. Трагедии Еврипида 2, 497).

Фраза известна и в древней Индии — Боги, кому хотятъ помочь, снабжаютъ пониманием и рассудком, а когда хотят кого мучить, отнимают у него понимание и разум (Панчатантра, санскрит).

В России выражение известно как слова Городничего, в финале пьесы «Ревизор» (1836 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852). Городничий произносит ее тогда, когда выяснилось, что Хлестаков никакой не ревизор, а всего лишь небогатый проезжий дворянин и в письме осмеял Городничего (гл. 5, 8):

«Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор!».

Эта фраза была известна в России намного раньше. Так, она упоминается в Ипатьевской летописи (15 в.):

«Бог, егда хочет показнити человека, отнимает у него ум».

Вадим Серов в Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003 г. пишет, что латинская версия этой фразы: Deus quos vult perdere dementat prius — «Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума» принадлежит английскому филологу Джошуа Барнсу. Он использовал эту фразу в своих комментариях к одному из текстов, приписываемых древнегреческому поэту, драматургу Еврипиду (480 – 406 до н. э.). Его собрание сочинений (со своими комментариями) Варне издал (1694 г.) в Кембридже (Англия).

Примеры

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть I, II:

«Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями – одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, – сделал третье распоряжение – о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d’honneur), которой Наполеон был главою. Qnos vult perdere – dementat. «

Мельников-Печерский Павел Иванович (1818 – 1883)

Красильниковы, 2:

«Тут уж меня никто не уговаривал: захочет кого Господь наказать — разум отымет, слепоту на душу нашлет!…»

Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)

«Идиот» — Лебедев говорит князю Мышкину:

«Переменяя одежду, забыл в сюртуке бумажник… Подлинно, когда бог восхощет наказать, то прежде всего восхитит разум. И только сегодня, уже в половине восьмого, пробудясь, вскочил как полоумный, схватился первым делом за сюртук, — один пустой карман! Бумажника и след простыл».

Даль Владимир Иванович (1801 – 1872)

Пчелиный рой:

«Дочь уж именно ни с кожи, ни с рожи, но кого Бог захочет наказать, на того нашлет слепоту… Человек одурел, и стал свататься… Так судьба в петлю и потянула.»

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837)

«Не дай мне бог сойти с ума» (1833 г.)

Ипатьевская летопись (1178 г.):

«Бог егда хочет показнити человека, отнимет у него ум.»

Дополнительно

«Ревизор» (1836 г.)

Цитаты из «Ревизор» Гоголя Н.В.

Гоголь Николай Васильевич

Цитаты Гоголя Н.В.

Произведения Гоголя Н.В.

Пошло это оттуда, что человек самопровозгласил себя царем природы, и сыном божьим. Основание для такой гордыни — самолюбование собственной деятельностью, которую человек считает разумной. Ну и, соответственно, люди решили, что разум это некое исключительное качество, утрата которого — величайшая беда. Я как-то спрашивал у докт. биол. наук Маркова насчет разума: Может ли человечество утратить это качество — естественным путем, в ходе эволюции? Вот фрагмент диалога:
timur_nechaev77:
«Очень интересно насчет самосознания. Если разум человека рассматривать не как дар господа Бога, а как качество приобретенное данным видом в ходе эволюции, то чем это качество для людей лучше эхолокации для летучих мышей или способности хамелеона менять цвет? То есть, качество как качество. Никакой сакральности в нем нет, не так ли? Но тогда, ведь суть эволюции в том, что в замен одних качеств (характеристик) существо приобретает другие. Но первые-то УТРАЧИВАЮТСЯ. Значит эволюция это утрата одних качеств и приобретение других. Но если разум это всего лишь качество свойственное нам на данном этапе эволюции, то вечное и абсолютное ли это качество? Не может ли быть оно утрачено при изменении среды и взамен его приобретено другое более важное для выживания? Или разум уникальное качество, которое в отличие от эхолокации или способности дышать через жабры — не может быть утрачено никогда, ни при каких обстоятельствах?»
macroevolution:
«Классные вопросы. Я думаю, что разум — не вечное и не абсолютное качество, и он при определенных обстоятельствах может быть утрачен. Например, в условиях изоляции на каком-нибудь острове, в неких условиях, когда для выживания разум вообще не нужен, а нужна только, допустим, сила и острые зубы. Мне кажется, есть два основных фактора, которые (пока) препятствуют эволюционной утрате разума у людей:
1) Культурно-социальный: наша жизнь и репродуктивный успех теперь зависят прежде всего от нашей адаптации к социальному окружению, а не к дикой природе. Культура и социальная организация не благоприятствуют распространению мутаций, приводящих к ослаблению интеллекта. То есть иногда, конечно, благоприятствуют, но общем и целом тенденция все-таки обратная. Чем больше в обществе тупых, тем выгоднее быть среди них умным, поэтому будет работать как минимум балансирующий отбор, поддерживающий определенную пропорцию умных и дураков.
2) Цивилизация уже привела к тому, что мы утратили многие качества, необходимые для неразумного существования. Мы изнежились, у нас все ослабло, и мы теперь зависим если не от собственного ума, то по крайней мере от продукции и благ, придуманных и изготовленных другими (умными) людьми. Мы потеряли адаптации для дикой жизни, за которые отбор мог бы зацепиться и начать их совершенствовать, попутно избавляя нас от разума. Получается своего рода эволюционный тупик. Нам остается только продолжать полагаться на разум.
Но в определенных условиях, опять же, все может быть. Вот птицы, полагаются на крылья и полет, но иногда это становится ненужным. И в условиях отсутствия конкурентов птица может перестать летать и занять нишу млекопитающиего (самый известный пример — нозеландский киви). Но при этом крылья не превращаются обратно в передние лапы. Они просто редуцируются почти до нуля, превращаются в крошечные рудименты. Дальше можно подумать об аналогии (крылья и полет / большой мозг и разум).
На острове Флорес у людей за несколько сот тысячелетий уменьшился мозг раза в 2-3. В Тасмании за 10000 лет изоляции люди вернулись на уровень раннего палеолита (т.е. в культурном плане вернулись на миллион лет назад). В общем, тут есть о чем подумать :-)»

Бог дал человеку Разум, чтобы он им пользовался

Знания Духовные от Учителя в виде бесед через проводника Анну Тихоновну Горобец. Текст бесед печатается по согласованию с автором.
Узнать о ней вы можете в первой статье, которая называется «Анна Тихоновна Горобец».
30.07.2002. – 2ч.30м. Поговорим сегодня о том, что касается каждого человека, о делах земных.
Много изменений происходит на планете. Эти изменения наблюдаемы человеком даже за одно земное воплощение. Особенно повезло в этом отношении поколениям землян XX –го века. Сколько разных эпох, политических, экономических и экологических, сменилось за одно столетие. Неизменным осталось только сознание человека. Если быть объективным, то надо честно признать, что, вместо роста и расширения, оно ещё более ограничилось. Ушла из сознаний человеческих Духовность, а вместе с ней потеряна и нравственность. Искажены все понятия о ценностях.
Во главу всего существования человека поставлены ценности материальные. Не задумывается человек об их тленности и о бренности своего физического тела. Чтобы напомнить ему об этом, и происходят те катастрофы и катаклизмы, которые стирают с лица земли то, к чему человек привязан, во многих случаях и самого человека, его физическое тело.
И наполняется пространство информацией, которая несёт различные знания. Источники этой информации тоже различны, так же, как и знания, которые человеку предлагаются.
Земные источники информации, в основном, наполняют пространство негативными вибрациями, воздействуя на сознание человека сообщениями негативного характера. Такое целенаправленное воздействие разрушает не только психику, но и сознание человека, понижая и ограничивая его. Есть силы, которым это выгодно, ибо ограниченным и низким сознанием легче управлять, легче подчинить его себе.
Но человеку земному Бог дал Разум, чтобы он им пользовался, а не подменял его своим умом и логикой, качествами лукавыми, чисто человеческими, порождёнными гордыней и самостью, способными оправдать любую ложь, и обелить любое зло.
Для тех, в ком Разум преобладает, идёт информация, несущая Свет знаний, знаний Духовных. Эти знания действительно несут Свет. Они дают объяснение многим явлениям глобального характера, которые происходят на Земле. Эти знания знакомят человечество с мудрейшим Законом Кармы. Это Закон о причинно-следственных связях. Оттого, что люди о нём на протяжении веков ничего не знали, он не перестал существовать и действовать. Действовать неумолимо.
Каждая, совершаемая человеком ошибка, нарушающая Законы и Заповеди Божьи, влечёт за собой следствие расплаты. Так же, как и каждое проявление доброты и милосердия, возвратится к нему добром и радостью. Чтобы жить в добре, надо самому быть добрым, ибо зло может породить только зло.
Зная об этом Законе, каждый разумный человек примет его к сведению, и сделает соответствующие выводы, принимая на себя всю ответственность за свои поступки. Этот же Закон действует в рамках семьи, в рамках рода, в рамках каждого народа и даже государства. Так выстраивается цепочка взаимосвязи всех и вся, и взаимозависимости. Прежде за ошибки далёких предков расплачивались потомки. Сейчас Время сжалось. Расплата за всё доброе и злое приходит быстро, в одном земном воплощении. Поэтому прошедший век был таким насыщенным разными событиями и ситуациями, как локального, так и глобального характера.
Человек не ведал, что творил, но это не снимало с него ответственности. Теперь, получив знания Духовные, человек ведает, что творит, и сознательно принимает на себя ответственность за все свои деяния.
Анна Горобец

ЗАЧЕМ ДАН ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ?

Можно сказать, что тяга к знанию — самая характерная черта человека, это как тяга к жизни. Стремление к знанию Бог вложил в сердце человека, и человек только тогда живет полноценной жизнью, когда удовлетворяет эту жажду своего сердца.

Как в жизни, так и в познании главной ценностью является свобода, вне которой невозможно ни духовное (нравственное), ни интеллектуальное развитие. Но как в жизни, так и в познании свобода предполагает вероятность и отрицательной реализации ее, что представляет постоянную опасность для человека. Потому Святая Православная Церковь, заботясь о безопасности своих членов, главной задачей своей считает обучение их духовной грамоте. И, обучая, прежде всего, предупреждает о том, что есть знание злое, и оно всегда подается под видом доброго знания.

Зло всегда паразитирует на добре, ибо добро изначально и вечно, а зло есть продукт свободы, отхождение от добра. Следовательно, и знание зла связано со знанием добра. Может, поэтому в Св. Писании запретное древо было древом познания добра и зла. Некую аналогию такого смешения мы наблюдаем в природе: красивые ягоды могут быть ядовитыми, грибы ядовитые похожи на съедобные. Но есть определенные признаки несъедобных ягод и грибов, которые просто необходимо знать. Подобные разъяснения в духовном плане предлагает Церковь.

Относительно знания в Св. Писании сказано, что посреди Рая Бог насадил древо познания «добра и зла» и оградил его заповедью «…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16,17). И в жизни каждого человека Бог «насадил» совесть и разум, которые охраняют его.

Если же человек в процессе познания пренебрегает совестью и разумом, то над ним неотвратимо совершается приговор: смертью умрете. Этот приговор исполняется по сей день, ибо познание зла есть вкушение смерти, т. е. оно есть, это древо, и человек должен знать, что это знание существует, но прикасаться к нему он не должен, чтобы жить.

Однако мы видим, что сегодня многие познают зло и не умирают. Что здесь имеется в виду? В православном понимании смерть умных сил души может наступить прежде физической смерти. Например, если человек психически болен, то можно сказать, что он умер для нормальной жизни. Хаос психических состояний делает жизнь человека чем-то более трагичным, чем сама смерть. Когда человек познает зло, то он умирает для добра, для разума, для Бога.

Процесс познания зла в идеале не должен реализовываться, ибо знание зла отравляет рассудок человека, и тяга его познавать зло есть тяга к самоуничтожению, потому что, познавая зло, он становится причастен к демоническим силам разрушения.

Православие, имея 20-вековой опыт пребывания в мире и храня традиции святоотеческого понимания Св. Писания, запрещает знание зла. Церковь знает, что есть зло, но в Церкви нет знания, что есть зло в себе, ибо зло — безумие, а безумие разумно познать нельзя, и кто пытается это сделать, тот теряет разум.

Если человек, вопреки разуму, суть которого как раз в том и состоит, чтобы определять границы добра и зла, все-таки стремится к этому знанию, то происходит процесс нейтрализации ума, «опрокидывания» его. Человек обо всем начинает судить превратно: на разрушение он смотрит — как на созидание, на уничтожение жизни грехом — как на получение удовольствия, на потерю Бога — как на обретение свободы.

Сколько накоплено знаний! Но большинство из них дают горькие плоды, ибо злой ум рождает злые дела, ум «прахом соделается» от зла. Количество ученых увеличилось, наука дает высокие результаты, а жизнь стала хуже, а люди стали злыми. Это от того, что обогащение ума не делает добрым сердце. Ученость без благочестия несет погибель, ибо если закрыть свое сердце и работать только головой, то сатана начинает руководить нашими мыслями.

Православие категорически запрещает и всякого рода оккультные знания, которые расщепляют душу и разум человека, делают его незащищенным от диавольских приражений. Самовольное проникновение в невидимый мир недопустимо. Сегодняшняя свобода в чтении оккультной литературы обернулась для очень многих утратой разума психического равновесия, что, как правило, сопровождается более или менее открытым беснованием. И это также подтверждает многовековой опыт Святой Церкви.

Нужно всегда помнить: Бог запретил лишь то, что разрушает, обессмысливает человека. Например, всем известно, что стыд ограждает нас от постыдного знания. Сегодня это знание каждому доступно, но знать такое неприлично, такое знание не сделает человека ни умней, ни лучше, ни счастливее. И если он пренебрегает стыдом, разрушает эту естественную преграду, то впоследствии это всегда сказывается на его характере. Это примерно так: когда у человека грязные руки, то что бы он ни взял — все пачкает. Или так: каждый все понимает, оценивает в меру своей испорченности.

Другими словами, противоестественные знания разрушают красоту ума, строй и лад души человека, и тогда знание благого, доброго не может войти в него. Оно если и входит, то отвлеченно, призраком и никак не влияет на его жизнь.

Помимо опасности познания зла, всякого человека подстерегает и другое искушение — знание суетного, бесполезного, которое тоже маскируется под необходимое знание. У современных людей, особенно у тех, кто претендует на интеллигентность, распространено убеждение в полезности разностороннего знания, якобы от многого знания человек умнеет. Этот процесс тем зол, что уводит человека от жизненно необходимого знания. Он теряется в знании — слишком его много — и одновременно теряет себя, рассеивает.

А Церковь указывает на скоропреходящее время и предлагает сразу приступить к нужному знанию. Святые Отцы научают нас, что ум не в том, чтобы все перезнать, а в том, чтобы из многого выбрать необходимое — «едино на потребу». Православие предлагает знание «принципов знания», которые позволяют правильно ориентироваться в области бесконечного знания. Христианство дает общие законы, вечные правила жизни и этим попутно отвечает на все жизненные вопросы.

Сам подход к знанию в Православии совсем другой. Современный человек знание понимает как чисто интеллектуальное, рассудочное, отвлеченное. Для него знать — это логически мыслить. Православие такое знание оценивает как знание поверхностное, нежизненное, неполноценное, которое не может удовлетворить сердце. Такое знание льстит самолюбию, так как оно почти всегда конкретно, ясно, ум хорошо себя чувствует в этой конкретности. Но и только. Такой подход к знанию понуждает избегать жизненно сложных понятий, которые для рассудка, как «неведомая земля».

Истина не укладывается в узкий гроб логики. Истина жива — логика мертва, буква убивает — дух животворит. Истина всегда раздражает голый, страстный рассудок своей неуловимостью, ибо истинное знание глубже рассудка. Истинное знание — сложный процесс взаимодействия всех сил души. Только органическая связь разума, сердца, совести в процессе познания дает правильное представление о вещах и понятиях, только при такой организации человек способен проникнуть в их суть, увидеть их объемно, целостно.

Все наши познания в конечном счете должны сводиться к одному — сделать в жизни правильный выбор, не ошибиться, т. е. под личиной добра увидеть зло, ибо мир стремится смешать эти понятия, притупить способность человека различать добро и зло. А смысл жизни человека — спастись от зла, миновать скрытые ямы. Вот где нужны истинные знания — на дороге жизни и смерти. И такое познание по разумной необходимости приведет человека к познанию Бога, к вере в Него.

Неправда, что неверие происходит от высокой учености, ибо истинная ученость только укрепляет веру, а не ослабляет ее (чему есть множество примеров). А к неверию приводит горделивое невежество.

Откровение, данное человеку, наставляет: познание Бога осуществляется через познание окружающего мира и себя, через миропознание. Познавая Бога, мир, самого себя, человек узнает цену всякого знания. В этом смысле «знающий Бога знает все».

Бог даровал нам разум, и святая вера наша никогда не подавляла пытливости человеческого ума, его стремления познавать мир. Она только заповедует: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 12). Священное Писание, отвечая на сокровенное стремление души к свободному знанию, говорит: познайте Истину. Ум, даже глубокий, оригинальный, но оторванный от Бога, несостоятелен (нет корня, нет точки опоры), ибо не оказывает влияния на человека. Ум призван вести человека из времени в вечность, а этого не происходит, он весь — в материи. И для ума это мучение — всегда искать и никогда не находить. Искушение диавола как раз в том и состоит, чтобы отвлечь человека от Бога и запустить его, в «дурную бесконечность», на поиски знания, которое в себе ничто.

Древо познания добра и зла, по мысли некоторых толкователей, есть знание «всего», т. е. знание отвлеченного, для жизни ненужного и опасного.

Разум — великий дар Божий, но он не источник истины, а только преемник ее, он наделен способностью познавать Истину. И если бы разум выполнял свое предназначение, т. е. если бы человек направил разум к тому, чтобы понять и принять Божественное Откровение, если бы он попытался понять Бога, говорившего с людьми через пророков, то результаты были бы удивительные — жизнью правил бы разум и жизнь была бы разумной.

Ибо рассудок возвратился бы сам в себя и прекратились бы его странные странствования.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Разум есть способность создавать принципы.
Иммануил Кант

Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.

Человек – разумное существо, но это не относится к человечеству.
Раймон Арон

От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают.
Наполеон I

Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.
Эмпедокл из Агригента

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; представь ему руководить собой.
Пифагор Самосский

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.
Софокл

Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума™
Пифагор Самосский

Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания.
Иммануил Кант

Сам разум не может быть теоретическим, не будучи практическим: в человеке невозможна никакая интеллигенция, если в нем нет некоторой практической способности…
Иоганн Готлиб Фихте

Вера в разум есть не только вера в наш разум, но также — и даже более того — вера в разум других.
Карл Раймунд Поппер

Мы можем сказать, что обладаем разумом, как и языком, для общения с другими людьми.
Карл Раймунд Поппер

Предвзятость есть тягчайшее преступление интеллекта.
Имре Лакатос

Интеллектуальный элемент не является настолько значительным шансом в жизненной борьбе, чтобы быть всегда решающим.
Вильгельм Виндельбанд

Находиться в оковах созерцания времени — таков, боюсь, наследственный грех интеллекта.
Вильгельм Виндельбанд

Преимущество человека есть разум.
Эдмунд Гуссерль

У одного голова более ясная, у другого — менее.
Эрнст Симон Блох

Разум не сам себе господин, он всегда находится в зависимости от
тех реальных условий, в которых проявляется его деятельность.
Ханс Георг Гадамер

Именно тот, кто упорно держится за свои планы, прежде всего почувствует бессилие своего разума.
Ханс Георг Гадамер

Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку.
Освальд Шпенглер

Разум нам дан для того, чтобы «довести до разума» неразумное.
Юрген Хабермас

Разум пытает и не может не пытать новых взлетов и, однако, каждый такой взлет неизбежно сопровождается и падением.
Сергей Николаевич Булгаков

Рассудок знает лишь вещи, для него нет ничего живого, т. е. невещного.
Сергей Николаевич Булгаков

Разум совсем не огнедышащий Дракон. Без ярости и без радости, равнодушно и как бы безжизненно умерщвляет и разлагает он всякое желание и высмеивает всякую цель.
Лев Карсавин

Разумного человека легче всего упрекнуть в бессердечности и бездуховности.
Франтишек Крышка

Разум — это умение выходить из неблагоприятных обстоятельств.
Франтишек Крышка

Именно Разум включает в себя такие абстрактные чудовища, как Обязанность, Долг, Мораль, Истина и их более конкретных предшественников, богов, которые использовались для запугивания человека и ограничения его свободного и счастливого развития.
Пол Карл Фейерабенд

Наш разум смущается, когда мы пробуем измерить глубину мира под собой.
Пьер Тейяр де Шарден

Род человеческий оказался бы в опасности и был бы повергнут вскоре в отчаяние, если бы уклонился от прекрасных опасностей интеллекта и разума.
Жак Маритен

Сегодня разум должен бороться против иррационалистического обожествления диких и инстинктивных сил, которые угрожают разрушить всю цивилизацию.
Жак Маритен

Разум должен подчиниться науке.
Гастон Башлар

Что представлял бы собой рассудок без повода для рассуждения?
Гастон Башлар

В ответы разума поверили, даже не заметив, что они выдают себя за божественный авторитет, подражая откровению.
Жорж Батай

Только разум властен разрушить то, что было им сделано, низвергнуть то, что он воздвигал.
Жорж Батай

Интеллект, стремящийся свести себя к логическому формализму, себя уничтожает.
Эмманюэль Мунье

Иррациональное всегда клерикально. Оно преувеличивает, чтобы ошеломить. Разум не вызывает сомнений, он не искажает, не приспосабливается, не мистифицирует: он просто-напросто ограничен и бесполезен.
Эмманюэль Мунье

Первейшей задачей разума является сведение неизвестного к известному.
Эмманюэль Мунье

Разум не может оставаться пассивным, сталкиваясь с технологическими и экономическими условиями, связанными с природным окружением.
Кюд Леви-Строс

Роль интеллектуала состоит не в том, чтобы говорить другим, что им делать.
Поль Мишель Фуко

Свет разума находится со стороны тех, кто стремится снять шоры с глаз.
Пьер Бурдье

Интеллект — это определенная форма равновесия.
Жан Пиаже

Ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий, то есть разум человечества.
Виссарион Григорьевич Белинский

Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.
Виссарион Григорьевич Белинский

…Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой.
Виссарион Григорьевич Белинский

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
Николай Васильевич Гоголь

Иной русский разум гораздо превосходнее бывает заморского; но поелику оный не имеет еще столько уважения и одобрения, как иностранный разум, то он часто от того тупеет.
Николай Иванович Новиков

Разум показывает человеку не токмо внешний вид, красоту и доброту каждого предмета, но и снабдевает его действительным оного употреблением.
Козьма Прутков

Нельзя считать разумным человека, который не умеет быть одержимым, когда это нужно.
Генри Уорд Бичер

Твой собственный разум — единственный оракул, данный тебе небом,
и ты ответственен не за правильность, а за честность решения.
Томас Джефферсон

Человек может открыть Бога лишь с помощью своего разума. Отнимите разум, и человек окажется неспособным понять что-либо; тогда все равно будет, кому читать Библию — лошади или человеку.
Томас Пейн (Пэн)

Разум фанатика подобен зрачку глаза — чем ярче свет, изливаемый на него, тем больше он суживается.
Оливер Уэнделл Холмс

Поле битвы, на котором сражается разум, страшнее, чем поле битвы, где умирают; его труднее возделывать, чем пашню.
Оноре де Бальзак

Можно уступить силе, но безропотно покоряются только разуму.
Луи Огюст Бланки

Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом.
Виктор Мари Гюго

Разум — счастливый дар человека и его проклятие.
Эрих Фромм

Целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого «чуда» в нечто постигаемое…
Альберт Эйнштейн

Разум, не организованный идеей, — еще не та сила, которая входит в жизнь творчески.
Максим Горький

Надо понять, что разум — наше светило. Нет ничего чудеснее человеческого мозга, нет ничего более изумительного, чем процесс мышления, ничего более драгоценного,
чем результаты научных исследований.
Максим Горький

Разум создавался в мире закономерных явлений и для него, а для мира чудес достаточно юродивых и кликуш.
Климент Аркадьевич Тимирязев

Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.
Если разум не указывает тебе твоего места в мире и твоего назначения, то знай, что виновато в этом не дурное устройство мира, не твой разум, а ложное направление, которое ты дал ему.
Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо — худой разум.
Лев Николаевич Толстой

Прежде всего надо верить в разум.
Лев Николаевич Толстой

Разум есть указатель пути жизни.
Лев Николаевич Толстой

Разумное и нравственное всегда совпадают.
Лев Николаевич Толстой

Разум есть детище Ритма.
Амброс Бирс

Первым делом разума является различие истинного и ложного.
Альбер Камю

Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы.
Жан Анри Фабр

Разум, если даже его притесняют и пренебрегают им, в конечном счете всегда одерживает верх, ибо жить без него невозможно.
Анатоль Франс

Наш разум хватается за отдельные сменяющие друг друга такты и не улавливает целой мелодии.
Альфред Адлер

Только тот интеллект мы можем назвать разумом, который содержит в себе чувство общности и который тем самым ориентирован на служение всеобщей пользе.
Альфред Адлер

Разум можно сравнить с силой гравитации, слабейшей из природных сил, но, в конце концов, создающей Солнце и звездные системы.
Альфред Норт Уайтхед

Тот факт, что разум слишком часто терпит поражения, не служит законным основанием для истеричного заключения, что он никогда не достигает цели.
Альфред Норт Уайтхед

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать ее нелепости.
Уильям Шекспир

Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.
Рене Декарт

Разум без благоразумия — двойное безумие.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Разумному больше пользы от недругов, чем глупцу от друзей.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Ведь никто не может верить никому и ничему и ни во что без убеждения; и вообще нельзя никому ничего объяснить без помощи разума и интеллекта.
Анджей Виноватый

Желать., без помощи разума понять истину и защищать ее — такая же самая нелепица, как и желать без очей или зажмуривши их видеть и различать цвета, без ушей или заткнувши их слышать, без руки хватать или же метать снаряды.
Анджей Виноватый

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
Франсуа де Ларошфуко

Самое причудливое безрассудство бывает обычно порождением самого утонченного разума.
Франсуа де Ларошфуко

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?
Мольер

Не рассудок управляет любовью.
Мольер

Веления разума гораздо более властны, чем приказания любого повелителя: неповиновение последнему делает человека несчастным, неповиновение же первому — глупцом.
Блез Паскаль

Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум.
Блез Паскаль

Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.
Блез Паскаль

В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя.
Джордж Савил Галифакс

Наибольшая польза от нашего разума состоит в том, чтобы догадаться, что думают о нас другие. Догадаться частично — опасно; полностью — увы, грустно.
Джордж Савил Галифакс

Нет для нас ничего более отталкивающего, чем разум, когда он не на нашей стороне.
Джордж Савил Галифакс

Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям.
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Не легко убедить людей пользоваться рассудком вместо глаз.
Бернар Ле Бовье де Фонтенель

Разум обладает естественной властью… Ему оказывают сопротивление, но это сопротивление — его победа; подождите еще немного,
и человек вынужден будет вернуться к нему.
Шарль Луи Монтескье

Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.
Вольтер

Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Наиболее существенное и наиболее благородное из всего присущего нам — это разум.
Габриэль Бонно де Мабли

Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего.
Жан Жак Руссо

Наш разум скорее проницателен, нежели последователен, и охватывает больше, чем в силах постичь.
Люк де Клапье Вовенарг

В тисках ремесла и легковерия задыхается голос разума.
Эдмунд Бёрк

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость.
Эдмунд Бёрк

Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.
Никола Себастиан Шамфор

Учить разуму и быть разумным — совсем разные вещи.
Георг Кристоф Лихтенберг

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума.
Михаил Васильевич Ломоносов

Разумный человек всегда может найти упражнение.
Екатерина II Алексеевна

Живой человек, лишенный разума, — страшнее, чем мертвец.
Чарльз Диккенс

Разум! Когда же кончится столь долгое несовершеннолетие твое!
Уильям Хэзлитт

Разум представляет собой сумму лучших наших чувств.
Перси Биш Шелли

Между разумом и рассудком такая же разница, как между книгой кулинарных рецептов и пирогом.
Карл Людвиг Берне

Кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума.
Софокл

Кого Юпитер хочет погубить, того он лишает разума.
Еврипид

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.
Пифагор Самосский

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.
Демокрит

…Кто способен принимать решения, тот и рассудителен в общем смысле слова.
Аристотель

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
Аристотель

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума быть счастливым.
Эпикур

Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости.
Цицерон Марк Туллий

Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой.
Цицерон Марк Туллий

Это существо, которое мы зовем человеком, одно лишь из стольких родов живых существ получило в удел разум и способность мыслить, тогда как остальные существа все лишены этого.
Цицерон Марк Туллий

В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Раздумье научает смертных разуму.
Публилий Сир

Разумом дух покорен и старается быть побежденным.
Персии Флакк Авл

Знатное происхождение есть благо, но это — благо предков. Богатство почетно, но это — дело счастья. Слава желательна, но непостоянна. Красота прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легко разрушимо. Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями. Образование — единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи — лучшие в человеческой природе: разум и речь.
Плутарх

Если бы показания глаз имели большую силу, чем свидетельства разума, то пальму первенства в мудрости пришлось бы присуждать, несомненно, орлу.
Апулей

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь.
Конфуций (Кун-цзы)

Скудоумный высказывает презре- л ние к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

На разумного сильнее действует выговор, чем на глупого сто ударов.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого.
Ветхий Завет. Сирах

С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи.
Ветхий Завет. Сирах

Самое большое богатство — разум.
Али ибн Аби-Талиб

Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум — богатство, нужда без него.
Фирдоуси

Пусть разум твои направляет дела.
Он душу твою не допустит до зла.
Фирдоуси

Даруют мудрость тому, кто ее желает, а тот, кто приобрел разум, уже приобрел много благ.
Ас-Самарканди

Ни один разумный человек не станет навлекать на себя кару и упреки людей ради удовлетворения страсти и вожделения, не станет пренебрегать истиной ради преходящего и мнимого.
Ас-Самарканди

Только разум нас возвысил: без его даров
Были б лучше человека худшие из львов.
Ас-Самарканди

Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.
Никколо Макиавелли

Разум человека сильнее его кулаков.
Франсуа Рабле

Никакой авторитет не должен господствовать над разумом; разум, напротив, должен господствовать над авторитетом и управлять им.
Рамус

Рассудком воевать с любовью — безрассудно.
Чтоб сладить с божеством, потребно божество.
Пьер де Ронсар

Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.
Мишель де Монтень

Разум, опутанный страстями, оказывает нам такую же пользу, какую крылья оказывают птице со склеенными ногами.
Пьер Шаррон

Близкие темы

  • Вся рубрика «Разум , Ум»
      • Афоризмы и цитаты про благоразумие
      • Цитаты и афоризмы про безумие
      • Разум – цитаты

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства …

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

… Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;

подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Корень в том, что Люди не заботились иметь Бога в разуме, это уже есть превратный ум. Человек, который принимает ложные понятия, противиться истине, идет по пути нечестия, осквернения, саморазрушения.

Как вы видите, «предал превратному уму» означает то, что Бог перестал сдерживать их, позволил им жить так, как их ум говорит, а не как ОН, Бог, желает, чтобы они жили.

Люди не заботились иметь Бога в разуме, это уже превратный ум.

Такой Человек принимает ложные понятия, противиться истине, идет по пути нечестия, осквернения, саморазрушения…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *