Если больше есть не в силах скажем

Задачи: совершенствовать речевой этикет детей, куль­туру общения.

Учитель с детьми готовится к игре.

Примерные этапы игры

Первый этап. «Слова-волшебники».

Учитель гово­рит о том, что в нашей речи есть слова, которые определя­ют наше настроение, желание работать, учиться, быть лучше и др.

А где хранятся в классе эти слова? (В «Волшебном сун­дучке».) Как мы их называем? (Волшебными.)

Группе детей предлагается посчитать в «Волшебном сундучке» слова-волшебники, а затем вслух зачитать их.

Второй этап. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».

Дети включаются в игру.

Условия поэтической игры1: один из детей называет в стихотворной форме начало предложения, а все хором за­канчивают его.

1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого … (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы … (спасибо).

4. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости, Говорим … (прости, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

Третий этап. «Добрые слова».

Задается вопрос: «Можно ли вежливые слова назвать добрыми? Почему? (Они делают людей добрее, радостнее, заставляют улыб­нуться и т. п.) А как называют человека, который пользу­ется такими словами? (Вежливым.) Что же такое вежли­вость? Вежливость — это моральные качества, характери­зующие поведение человека, для которого уважение к лю­дям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

Четвертый этап. «Секрет».

Нескольким человекам (родителям, старшим ребятам) было поручено записать все вежливые слова, которые были сказаны детьми. Эти слова еще раз называются.

Детей просят предположить, сколько же их сказано -добрых слов (называются цифры).

Учитель подытоживает игру. Говорит о том, что правил этикета очень много и ребята будут постигать их постепен­но. Самые главные из них — приветствие и прощание. Как это делать? Что говорить? Что желать? — с этим мы уже поз­накомились. Призывает детей стараться выполнять прави­ла, ибо от этого все будут радостнее, добрее. Вот как об этом говорится в стихотворении, которое прочитают дети.

Советы организаторам

1. Проведение игры постройте на доброте, радости по отношению друг к другу.

2. К выполнению заданий по возможности привлеките родителей.

3. Помогите детям, которые затрудняются в меру своей некоммуникабельности, стеснительности, произносить слова: «пожалуйста», «извините», «будьте добры» и др. Они, как правило, меньше улыбаются, радуются. В разго­воре со старшими часто опускают голову, нервничают и т. п. Развеселите их и «защитите» от их же собственного плохого настроения.

Смотрите так же:

Младшим школьникам — о добродетелях

В гостях у нас матрешки

Его называли великим интеллектуалом, а кинокритики удивлялись особому творческому пути: 166 ролей и ни одной проходной.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Я видел такое, во что вы, люди, просто не поверите. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Я смотрел, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. Все эти мгновения исчезнут во времени, как слёзы под дождём. Пришло время умирать»…

Сегодня в постах миллионов людей по всему миру появились эти слова. Когда-то в далеком 1982 еще молодой красавец Рутгер Хауэр со светящейся от белизны шевелюрой, произнес их в последней сцене культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию».

Эти несколько финальных минут «сделали» ленту. Ведь, положа руку на сердце, сюжет был довольно стандартный. Крутого полицейского просят, чтобы он нашел и обезвредил особо опасных сбежавших роботов под предводительством андроида Роя Батти. Весь фильм ждешь крутой погони, перестрелки или, на худой конец, мордобития. Однако ничего такого не происходит. Но ближе к финалу вдруг оказывается, что вся соль заключена в последних словах. Искусственные люди, представлявшиеся злодеями всю ленту, просто хотят жить. Создатель отвел им недолгие четыре года существования. Финальная сцена под дождем и монолог умирающего робота-андроида в исполнении Хауэра воздействовали на зрителей необыкновенно. Во время просмотров зрители ревели в голос.

Рутгер Хауэр в культовом фильме «Бегущий по лезвию», 1982 г.Фото: EAST NEWS

«Я хочу забыть этот фильм и пересмотреть снова», — пишут сегодня фанаты «Бегущего по лезвию».

В чем магия последней фразы? Почему-то каждый, кто смотрел «Бегущий по лезвию» — запомнил ее на всю жизнь, и эти слова — первое, что прокрутилось в голове, когда вечером 24 июля мы узнали о смерти Рутгера Хауэра.

Создатель отвел ему больше, чем его герою. Целых 75 лет. Он умер у себя дома, в Нидерландах после непродолжительной болезни.

У Хауэра была удивительная особенность. Даже в самом дурацком боевике или эпизоде он выглядел значительней и больше своей роли. Есть ли хоть кто-то, кто не вжимался в кресло, смотря «Попутчика», не чувствовал себя героем, сражаясь рядом с ним во всех этих «Ночных ястребах», «Считанных секундах», «Слепых яростях»…

Его называли великим интеллектуалом, а кинокритики удивлялись особому творческому пути: 166 ролей и ни одной проходной. Неслучайно у себя на родине в Нидерландах Хауэр стал лучшим актером столетия… хотя, думается, если бы наши зрители решали, кому выдать эту премию, то и у нас лауреатом был бы он. В России его очень любили и, похоже, это было взаимно. «Люблю бывать у вас. Здесь ко мне относятся, как к леди Гаге какой-то. Просто носят на руках», — шутил он (конечно, еще в те времена, когда не случилась знаменитая история с «гагачатом»). За последние десять лет сыграл в двух наших фильмах и даже состоял в попечительском совете Высшей школы режиссеров и сценаристов в Петербурге, относясь к своей должности серьезно: сам приезжал на занятия школы и разбирал работы студентов.

В последние годы Хауэр разочаровался в Голливуде и признавался, что маленькое, частное кино ему гораздо интереснее, чем голливудская машина. Однако добровольный уход в тень никак не сказался на его популярности. В прошлом году у нас активно вспоминали Хауэра в связи с выходом фильма Хабенского «Собибор».

Рутгер Хауэр в роли Александра Печерского в фильме «Побег из Собибора» 1987 годаФото: кадр из фильма

Дело в том, что в восьмидесятых годах, на пике славы, Хауэр исполнил роль нашего заключенного Печерского в «Побеге из Собибора» и получил за нее «Золотой глобус». Зрители не только помнили фильм почти сорокалетней давности, но, сравнивая Хабенского и Хауэра, сыгравших одну и ту же роль, делали однозначный выбор в пользу Хауэра. Казалось, лидер восстания Александр Печерский должен выглядеть только так, как Хауэр, и никак иначе.

В большинстве фильмов он играл отрицательных персонажей, но, как сказал о нем Пол Верховен, сотрудничество с которым прославило актера, Рутгер всегда выражал «светлую сторону естества», всегда играя настоящих мужчин: сильных, надежных, непобедимых.

Что еще сказать про Хауэра? То же, что скажут все.

«Он родился в Голландии».

«Появился на театральной сцене в пять лет». «С детства славился вольнодумством и непослушанием». «Мальчишкой играл со спичками и поджёг стог сена». «В 15 лет сбежал из дома, нанялся на торговое судно своего деда и почти на год ушёл в плавание». «Во время путешествия обнаружил у себя способности к языкам и выучил их огромное количество». «Будучи известным актером, натренировался говорить на американском английском без акцента — это было необходимо, чтобы выстроить карьеру в Голливуде…»

Карен Шахназаров вспоминал, что Рутгер вполне мог бы сыграть роль отца в его фильме «Американская дочь». Эту роль потом сыграл Владимир Машков, но Рутгера рассматривали всерьез и даже вели переговоры. «Хауэру была интересна эта история, — вспоминал Шахназаров. — Он ведь и сам оказался в подобной ситуации.

В первый раз он женился совсем молодым, еще живя в Нидерландах, а потом — грянул развод и жена увезла его дочь в Америку, разлучив с отцом на двадцать лет. Это расставание Хауэр считал главной трагедией своей жизни.

«Мне нравится чувствовать, что у меня внутри горит огонь», — любил повторять Хауэр.

Рутгер Хауэра ушел из жизни у себя дома, в Нидерландах после непродолжительной болезни.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

До конца жизни Хауэр обожал езду на мотоцикле. В свое время он сам выполнял трюки в знаменитом триллере «Попутчик», где сыграл не просто убийцу, но сам образ смерти, гоняющийся за человеком.

А еще — всю свою жизнь писал стихи. Последние слова для роли в фильме Ридли Скотта — придумал сам. Первоначально сцена смерти андроида состояла из более чем трехсот слов технотрепотни. «Но я подумал, что проповеди не нужны, особенно — роботу, у которого садится батарейка», — рассказывал Рутгер. К счастью, режиссер разрешил делать, что угодно. И тогда актер оставил своему герою всего два предложения, которые уже были в сценарии, и добавил еще одно, последнее: Пришло время умирать.

Когда его, уже немолодого, спросили, знает ли он, в чем секрет воздействия этой фразы на людей, он ответил, что знает. «Мне удалось создать тишину и скорость. Мне кажется, это самое важное в жизни».

Светлая память большому актеру.

Сегодня миллионы людей, еще раз пересмотрев сцену под дождем, плакали вместе с Роем Батти.

Потому что, как написал Евтушенко,

…если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Умер актёр Рутгер Хауэр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *