Этика и аксиология

Уровни развития этического сознания социального работника

Профессионально-этическое сознание социального работника — это сформированная в процессе его профессиональной деятельности высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной этико-аксиологической модели социальной работы в форме словесных понятий и чувственных образов. В его функции входят осуществление познавательных процессов, различение субъекта и объекта, креативность, формирование временной картины мира, отношение к миру и самому себе, формирование целей деятельности. Профессионально-этическое сознание развивается у специалиста только в профессиональных контактах в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, сознание как внутренняя модель, отражающая профессиональную среду социального работника и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает ему эффективно действовать в реальной профессиональной жизни.

Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей. Можно выделить следующие уровни развития профессионального этико-аксиоло- гичсского сознания специалиста.

• Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний философской и профессиональной этики, аксиологии, деонтологии и аретологии, в особенности в области профессиональной социальной работы. Развитие сознания до этого уровня означает, что специалист свободно ориентируется в этико-аксиологическом пространстве, умея вычленить в нем нормы, принципы, требования, идеалы и другие элементы профессионально-этической системы. Социальный работник получает этические знания в процессе профессионального обучения, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Эти знания лишь частично носят системный и научно обоснованный характер, поскольку та их часть, которая получена в процессе профессионального обучения, дополняется знаниями, полученными в практике профессиональной деятельности и обыденной жизнедеятельности, обусловливая противоречивый в целом характер знаний.

Поэтому следует отметить, что знания в области этики и аксиологии, деонтологии и аретологии еще не означают моральности поведения как в профессиональной, так и в обыденной деятельности. Относительно практики профессиональной деятельности этико-аксиологические знания, в том числе и профессионально значимые, сохраняют значительную самостоятельность — они могут не использоваться или использоваться частично, оставаясь формальными. В этом случае можно даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали». Такая личность может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиологии, в том числе и профессиональной, неплохо разбираясь в теории, но по разным причинам не считать для себя обязательным следовать их требованиям. Такой феномен можно наблюдать в случае, если реальная жизнь и профессиональная деятельность предлагают личности в качестве положительного образца противоположные ценности, идеалы и схемы деятельности, реализация которых приводит к жизненному и профессиональному успеху. В этом случае личность оказывается в ситуации выбора между этичным поведением и поведением, гарантирующим успех. К сожалению, выбор в пользу этичности в данном случае не гарантирован.

• Этико-аксиологические убеждения — это основанная на опыте и знаниях уверенность специалиста в справедливости требований профессиональной морали, объективности и значимости профессиональных ценностей, приоритете профессионального морального долга перед субъективными желаниями. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует не только о наличии разностороннего профессионального опыта, но и о более высоком уровне развития личностного сознания специалиста, поскольку убеждения основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей этических норм и ценностей, проверке их социальной и профессиональной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно верных. Наличие сформированных этико-аксиологических убеждений предполагает, помимо прочего, способность личности к осуществлению этико-аксиологического анализа социальной и профессиональной реальности, выработки оценки теории и практики профессиональной деятельности с этико-аксиологических позиций. Оно определяет теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, является основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы, поскольку они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует также о потребности специалиста в профессиональном росте и самосовершенствовании.

Однако относительно профессиональной практики этикоаксиологические убеждения социального работника также обладают относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности специалиста может возникнуть ситуация, в которой приходится действовать вопреки своим убеждениям. Ситуативно могут возникнуть основания, кажущиеся (или в действительности являющиеся) более значимыми, нежели собственные убеждения. Убеждения — ценность высокого ранга, но существуют ценности ранга не менее высокого — например, человеческая жизнь, здоровье и др., и в общем случае выбор может быть сделан в пользу любой из них. В этом случае личность находится в разладе с собой.

• Этико-аксиологические потребности — высший уровень развития этико-аксиологического сознания специалиста. Их наличие характеризует этико-аксиологическую, профессиональную и социальную зрелость социального работника. Она выражается в наличии моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики, сознательной организации деятельности с целью реализации этических ценностей и морального долга. Когда соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится внутренней потребностью личности, оно способно мобилизовать все ее волевые, интеллектуальные и эмоциональные качества, направить усилия на решение проблем с позиции профессиональной этики и аксиологии.

В этом случае соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится устойчивым качеством личности, важнейшим фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства, мерилом добра и зла. Будучи мотивированным своими этико-аксиологическими потребностями, специалист не может совершить действия, не отвечающие критериям добра и зла, даже если они ситуативно обусловлены как необходимые или представляются таковыми. Специалист в полной мере осознает личную ответственность за результаты своей деятельности, деятельности коллег и всей системы социальной работы и свою профессиональную деятельность воспринимает как моральный долг перед обществом и государством, профессией и коллегами, клиентом и самим собой.

Таким образом, профессионально-этические знания, убеждения и потребности безусловно связаны с практической деятельностью, однако в различной степени детерминируют ее. Наиболее однозначная и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста этико-аксиологических потребностей. Теоретическое изучение будущим или уже состоявшимся специалистом объективных социальных и профессиональных ценностей может оказаться явно недостаточным: моральная проповедь становится бессильной, если ее содержание и требования формальны, не совпадают с реальными интересами человека и опровергаются социальной и профессиональной реальностью.

Более того, схоластический подход может привести к прямо противоположному результату. Специалист, сравнив теорию с профессиональной и социальной практикой, может сделать вывод о том, что в социальной работе, как и в других видах профессиональной и обыденной деятельности, царит так называемая «двойная мораль», в соответствии с которой декларируются общечеловеческие гуманистические и профессиональные ценности, но реализуются иные, иногда — прямо противоположные. Может быть даже сделан вывод, что такого рода «двойная мораль» является общепризнанной нормой и положительным образцом, вследствие чего профессионально-этические ценности могут не являться для него действенным мотиватором. В этом случае социальный работник будет следовать в своей профессиональной деятельности не столько требованиям профессиональной этики, сколько требованиям других регулирующих систем, и, оказавшись вне их контроля, может демонстрировать поведение, несовместимое с требованиями профессиональной этики.

В сознании социального работника представлены как этико-аксиологические знания, так и этико-аксиологические убеждения и потребности. Поэтому процесс формирования морального и ценностного сознания должен носить творческий характер и быть ориентирован на формирование в первую очередь его знаний, а на их основе — ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно надежно детерминирующих его деятельность.

  1. общекультурные

  2. индивидуальные

  3. ролевые

  4. групповые

2. Язык мифологии можно отнести к ______ знаковым системам.

  1. функциональным

  2. конвенциональным

  3. вторичным моделирующим

  4. письменным

3. К числу отличительных особенностей человека не относится …

  1. речь

  2. способность к труду

  3. понятийное мышление

  4. способность приспосабливаться к окружающей среде

4. Культура в обществе проявляется в …

  1. росте благосостояния людей

  2. динамике развития производительных сил

  3. социальных технологиях

  4. уровне воспитанности людей

5. Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является …

  1. К. Ясперс

  2. Э. Кассирер

  3. З. Фрейд

  4. Г. Риккерт

6. Языком культуры называется(-ются) …

  1. принятые в обществе вежливые слова и выражения

  2. система художественных стилей

  3. представление культуры в словах, образах, жестах

  4. язык классической литературы

7. С точки зрения эволюционной теории, основной причиной культурогенеза является …

  1. необходимость в адаптации человеческих сообществ к новым условиям существования

  2. стремление человека к игре, в которой общество выражало свое понимание жизни и мира

  3. необходимость выживания человека, являющегося слабым животным

  4. необходимость контролировать агрессивные и сексуальные влечения человека

8. Отношения человека и природы в современном обществе можно охарактеризовать следующим высказыванием:

  1. люди зависимы от природы и то, что ими создано, лишь иллюзия свободы от среды, в которой человек появился на свет

  2. люди покорили природу и могут жить, как им заблагорассудится

  3. люди всегда организуют свою жизнь в гармонии с природой

  4. техническая цивилизация обеспечит человечество новыми планетами, когда это потребуется

9. Символ позволяет …

  1. понять достоинства своей культуры

  2. повысить эффективность учебы

  3. получить общественное признание

  4. отличить своих от чужих

10. Изменения в культуре происходят …

  1. после экономических кризисов

  2. по приказу

  3. вместе с поколениями

  4. ежегодно

11. Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется …

  1. этнизацией

  2. национализацией

  3. социализацией

  4. инкультурацией

12. Знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, называется …

  1. символом

  2. намеком

  3. образом

  4. артефактом

13. Процесс развития человеческого общества сопровождается …

  1. ослаблением индивидуальной активности

  2. освобождением человека от диктата традиций

  3. исчезновением традиций

  4. усилением роли традиций

14. Экологическая культура представляет собой …

  1. убеждение человека в необходимости жить в гармонии с окружающим миром

  2. соблюдение правил гигиены и стремление к здоровому образу жизни

  3. правила поведения человека в природной среде

  4. модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде

15.К числу финальных ценностей не относится (-ятся) …

  1. деньги

  2. свобода

  3. любовь

  4. счастье

16. Культура как коллективный интеллект и коллективная память, то есть надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений и выработки новых, элементами которого являются знаки и знаковые системы, рассматривается в рамках _______ подхода.

  1. психоаналитического

  2. историко-типологического

  3. функционального

  4. информационно-семиотического

17. Механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом, называется …

  1. инновацией

  2. инкультурацией

  3. мифом

  4. традицией

18. Социокультурный институт представляет собой …

  1. пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом

  2. государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

  3. устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами

  4. объединение людей с общим социальным статусом

19. Культурный процесс предполагает …

  1. адаптацию человека к нововведениям

  2. освоение новых компьютерных технологий

  3. перемены в общепринятых нормах поведения

  4. творческую активность человека

20. Культурный ландшафт включает в себя агросферу и …

  1. стратосферу

  2. биосферу

  3. техносферу

  4. атмосферу

21. Система норм представляет собой …

  1. поучения, направленные на закрепление в поведении человека образцов хорошего тона

  2. кодекс социального поведения, установленный обществом

  3. набор запретов, подавляющих волю человека

  4. типичное в поведении человека в разных жизненных ситуациях

22. Культурный код представляет собой …

  1. систему специальных шифров

  2. набор символов, передающих информацию внутри группы

  3. тайный язык творческой элиты

  4. каллиграфическое письмо

23. Картографические знаки можно отнести к …

  1. знакам-индексам

  2. функциональным знакам

  3. иконическим знакам

  4. естественным знакам

24. Изменения в культуре связаны с появлением в ней …

  1. социализации

  2. культурного шока

  3. инноваций

  4. стратификации

25. Под ценностями понимается …

  1. артефакт, демонстрирующий высшие достижения человеческой практики в области искусства

  2. предмет конкурентной борьбы в обществе, обладание которым позволяет человеку изменить свой социальный статус

  3. все то, что дорого стоит, привлекает внимание и является модным

  4. жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода

26. Культурные традиции представляют собой …

  1. объекты культурного наследия, которые охраняются государством

  2. основания для продолжения культурной динамики

  3. актуальные ценности и нормы, унаследованные от предыдущих поколений

  4. не изменившиеся на продолжении тысячелетий элементы культуры

27. Культурная норма представляет собой …

  1. кодекс строителя капитализма

  2. правило, обязательное для исполнения социальных ролей

  3. норму права, закрепленную законодательством

  4. рефлекс, выработанный обществом

28.Одной из важнейших особенностей современной культуры является …

  1. отказ от унификации

  2. стремление к изоляции

  3. ограничение коммуникации

  4. рост информации и информационных потоков

29. Конфликт между культурной и другими подсистемами общества приводит к появлению …

  1. кризиса

  2. новшеств

  3. однообразия

  4. традиций

30. Вторая стадия инкультурации характеризуется …

  1. широким использованием игровой формы

  2. освоением основных элементов культуры в процессе воспитания

  3. принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда

  4. воспроизведением уже существующих образцов

31. Ответом культуры на общественный вызов можно считать появление …

новшеств

традиций

деконструкций

современного искусства

32. Культурные нормы и традиции соотносятся следующим образом:

традиция входит в состав норм

традиция и норма – синонимичные понятия

норма отрицает традицию

традиция отрицает норму

33. Культура в обществе представляет собой сумму …

социальных технологий

производственных технологий

правовых норм

шедевров современного искусства

34. Искусственными языками культуры называют …

языки науки

языки поэзии

языки искусства

символические языки

35. Под словом «текст» в культурологии можно считать …

любую вещь

только письменное сообщение

только произведение искусства

исключительно литературное произведение

36. Характеристикой субъекта культуры, выделяющей его из природного мира, не является …

социальность

сознательность

воспитанность

креативность

37. Темпы культурного процесса измеряются …

поколениями

десятилетиями

столетиями

формациями

38. Знания в культуре складываются из …

набора значений и смыслов повседневной жизни

врожденных идей и мистических озарений

социальных и биологических инстинктов

сообщений средств массовой информации

39. На определенный образец для подражания опираются ________ нормы.

эталонные

искусственные

художественные

национальные

40. Изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры – это культурный …

процесс

прогресс

регресс

генезис

41. Отличительной особенностью текста культуры является его …

универсальность

опубликованность

логичность

предметность

42. В процессе инкультурации новый элемент культуры проходит процедуру …

адаптации к прежнему образу жизни индивида, группы, сообщества

модернизации по отношению к своему первоначальному состоянию

унификации всех своих внешних проявлений

символизации с учетом будущей культуры индивида, группы, сообщества

43. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему, называется _______ институтом.

социальным

политическим

культурным

традиционным

44. К языкам культуры нельзя отнести _______________.

инстинкты

этику

ритуалы

философские сочинения

45. Ценности человека складываются в процессе …

социализации

депривации

индивидуализации

натурализации

46. Причиной культурогенеза является …

необходимость в адаптации к меняющимся условиям существования

развитие технологий

изменение социальных структур

потребность в культурных инновациях

47. Одной из проблем экологической культуры является …

вмешательство в естественный отбор

эксплуатация ландшафтов

использование природных материалов

рост человеческой популяции

48. Народные традиции являются ______________ нормами.

статистическими

этносоциальными

конвенциональными

публичными

49. Под ценностью понимается(-ются) …

жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям

артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения

объекты конкурентной борьбы в обществе

все то, что дорого стоит или является современным

натуралистической

креационистской

космологической

трансцендентальной

51. Процесс инкультурации предполагает освоение …

моральных норм

норм политической лояльности

социальных ролей

ремесленных навыков

52. Язык культуры описывает реальность при помощи …

формализации, метафоризации, искажения

системы художественных стилей

верификации, концептуализации, отождествления

конечных значений и смыслов

53. Культурогенез – это процесс …

постоянного самообновления культуры

распространения культуры

культурного взаимодействия

появления новых феноменов культуры

54. Экологическая культура – это …

культура природопользования

экологическое сознание

развитие энергосберегающих технологий

контроль рождаемости

55. Модель поведения, созданная предыдущими поколениями, востребованная в изменившихся обстоятельствах, называется …

традицией

новацией

модернизацией

ностальгией

56. В соответствии с классификацией языков культуры национальные языки следует отнести к ______________ языкам.

естественным

искусственным

коммуникативным

историческим

57. К числу витальных ценностей можно отнести …

безопасность

толерантность

любовь

законность

58. Добро, любовь, честь относятся к ___________ ценностям.

моральным

социальным

религиозным

витальным

59. Функцией социальных институтов культуры является …

инкультурация

сегрегация

стандартизация

идентификация

60. Инструментом социализации является …

профессиональное образование

политическая система

мораль

искусство

61. Под символом понимается …

ориентир, позволяющий человеку определиться в ситуации

математический знак, необходимый для исчисления

артефакт культуры, охраняемый государством

образ мира, запечатленный на глобусе

62. Распространение образцов культуры в пространстве и во времени, способствующее социальному и культурному взаимодействию, называется …

культурной диффузией

культурогенезом

реинтерпретацией

реконструкцией

63. Изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры – это культурный …

процесс

прогресс

регресс

генезис

64. Отбор ценностей в обществе происходит в процессе …

практической деятельности

духовного самосовершенствования

формирования правовой системы

социализации

65. Личность является не только продуктом и потребителем культуры, но и ________ культуры.

производителем

инструментом

символом

реципиентом

66. Культурогенез включает процесс …

генезиса культурных форм

демонтажа культурных систем

стагнации культурной деятельности

консервации традиционных культурных систем

67. Под культурным кодом понимается …

набор символов, передающих информацию внутри группы

тайный язык творческой элиты

каллиграфическое письмо

система специальных шифров

68. Стандарты социального бытия людей отражаются в …

нормах

праве

морали

литературе

69. Невербальные языки культуры преимущественно различаются …

стилем

символикой

семиотикой

самобытностью

70. Мир человека от мира природы отличается большей …

сложностью

простотой

гармоничностью

продолжительностью

71. В процессе антропогенеза сформировался такой механизм адаптации к природному окружению, как …

изменение стереотипов поведения

родовая структура человеческих коллективов

изменение обрядовых форм

развитие различных форм художественного творчества

72. Функцией социальных институтов культуры не является …

консервация общественной системы

воспроизведение форм культурной деятельности

передача информации

консервация культурных феноменов

73. Модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде, – это _______ культура.

экологическая

этическая

позитивная

гармоническая

74. Динамика культуры реализуется в процессе …

инноваций

модернизаций

специализаций

социализаций

75. Культурные нормы, зафиксированные в официальных документах, называются _____________ нормы.

институциональные

политические

юридические

религиозные

76. Статистические нормы складываются на основе …

обычая

закона

заимствования

декрета

77. Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …

Ф. Энгельс

Э. Тайлор

Л. Фробениус

К. Леви-Стросс

78. Одной из функций социальных институтов культуры является …

регулирование общественного поведения

идеологический контроль

политическое регулирование

79. Типами культурной изменчивости, помимо развития, являются …

деградация

десемантизация

актуальность

эффективность

80. Движущей силой и созидателем культуры, а также главной целью ее становления является …

личность

государство

природа

антропология

81. Древнейшей формой норм является …

запрет

этикет

мораль

вира

82. Процесс культурной изменчивости включает _______ изменчивость.

социальную

историческую

политическую

технологическую

83. Одним из механизмов инкультурации является …

имитация

вкус

гедонизм

гуманизм

84. Знаковая функция является главной и основной для ______ знаков.

иконических

естественных

функциональных

конвенциональных

85. Качественно новую ступень во взаимодействии природы и культуры дает эпоха …

Возрождения

Архаики

Средневековья

Античности

86. Семиология как наука занимается …

изучением функционирования знака в языке

интерпретациями текстов

реконструированием смыслов

анализом эволюционных изменений языка

87. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее …

семиотическое поле

контекст

культурные нормы

культурный плюрализм

88. Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется …

культурными нормами

мифологической картиной мира

народной культурой

образом жизни

89. К основным типам знаков и знаковых систем не относятся …

топографические

естественные

функциональные

иконические

90. Способом передачи культурной информации не является ______ трансмиссия.

механическая

горизонтальная

непрямая

вертикальная

91. Предчувствием глобальной экологической катастрофы проникнуто творчество …

Х. Ортеги-и-Гасета

З. Фрейда

Ф. Ницше

Э. Тайлора

92. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано …

И. Кантом

Э. Тайлором

Ф. Ницше

М. Хайдеггером

93. Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, называется …

культурным кодом

культурными нормами

культурными заимствованиями

образом жизни

94. Процесс усвоения человеком нормативно-ценностных регуляторов социальной практики родной культуры является …

инкультурацией

образом жизни

отчуждением

реституцией

95. Нормы, сложившиеся в процессе общественного договора, но не закрепленные в законодательстве, называются …

конвенциональными

институциональными

национальными

социальными

96.Ценности культуры – это… 1) полезные предметы 2) материальные блага 3) усмотренная человеком способность предмета удовлетворять потребности и быть источником положительных эмоций 4) объекты как таковые

98.Правильное суждение относительно элементов культуры – это… 1) ценности оправдывают нормы поведения 2) знания оправдывают ценности 3) нормы поведения оправдывают ценности 4) нормы поведения определяют идеалы

99.Направленность альтруистической ценностной ориентации – ради… 1) свободы 2) себя 3) близких 4) других

100.Ценность жизни относится к ___________ ценностям. 1) витальным 2) познавательным 3) эстетическим 4) политическим

101.Установите соответствие между семиотическим явлением и его характеристикой: (1-1, 2-3, 3-2) 1) язык 2) текст 3) значение 1) система элементов и правил, служащая средством человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению 2) информация, существующая и передаваемая в языковой форме 3) упорядоченная и осмысленная последовательность знаков

102.Установите соответствие между семиотическим явлением и его определением: (1-3, 2-1, 3-2) 1) язык 2) речь 3) письмо 1) деятельность говорящего или пишущего, направленная на взаимодействие с другими людьми 2) знаковая система фиксации мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние 3) знаковая система, служащая средством, человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению

108.Основными движущими причинами модернизации являются … 1) научный прогресс 2) индустриализация 3) социальные революции 4) образование

109.Аспектами модернизированной социокультурной системы являются … 1) выраженное гендерное неравенство 2) множество специализированных ролей 3) ценность автономии личности 4) религиозное мировоззрение

110.Аспектами традиционной социокультурной системы являются … 1) ослабление религиозности общества 2) религиозное мировоззрение 3) массовое промышленное производство 4) преобладание предписанных статусов

111.Аспектами традиционной социокультурной системы являются … 1) массовое промышленное производство 2) высокий уровень рождаемости 3) низкая социальная мобильность 4) свободомыслие

112.Аспектами традиционной социокультурной системы являются … 1) всеобщее базовое образование 2) сакрализованность ценностей 3) равенство возможностей 4) низкая социальная мобильность

УДК 37.015.3

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МОРАЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ

© 2014 А.И.Салов

ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»

Статья поступила в редакцию 17.07.2014

В статье обосновывается, что в ситуации социальных перемен образование и воспитание должны стать направляющей силой формирования мировоззрения, которое обосновывает «участие» морального сознания в создании соответствующих происходящим в обществе переменам социокультурных программ, задает цели и ориентиры деятельности; раскрывается назначение мировоззренческих представлений морального сознания; обосновывается, что мировоззрение «корректирует» выявляемое несоответствие моральных норм и принципов социальным переменам.

Ключевые слова: образование, мировоззрение, мораль, мировоззренческие представления морального сознания.

Современная школа функционирует в условиях, происходящих в нашем обществе социальных перемен, затрагивающих его материальную и духовную жизнь, влияющих на социокультурное пространство, в котором живет учащийся, учитель. В условиях таких перемен становится очевидным, что без воспроизведения и созидания моральных ценностей, придающих жизни общества и отдельного человека изначально самоценный смысл, не удастся создать условий для жизни, достойной человека. В практике образования подобное понимание ценностей, должно составить основу для целенаправленного формирования мировоззрения сотворчества.

Идея мировоззрения сотворчества есть непреложная для человечества истина, поскольку она шествует в мыслях людей на протяжении многих столетий. К этой идее «причастны все течения мировой мысли и культуры, стремившиеся как-то совместить свободу человека и любовь к миру, уйти от абсолютных приоритетов и инфернальной борьбы человека и мира, развить идеи паритета, диалога и сотворчест-ва»1. Мировоззренческая позиция сотворчества, означающая «все для гармонизации человеко-мирных отношений»2 должна прийти на смену таким мировоззренческим позициям, как позиция «ухода» («уход человека от себя, угасание потребностей, слияние с миром») и позиция «насилия» («власть над миром»)3.

Салов Александр Игоревич, ректор. E-mail: salovalex69@mail. ru

2 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии …. — С. 28.

3 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гар-

монии .. — С. 28.

В ситуации социальных перемен образование и воспитание должны стать направляющей силой формирования мировоззрения, основной вопрос которого, как подчеркивает В.Н. Сагатовский, это вопрос «о месте человека в мире (статический аспект), об отношениях между человеком и миром (динамический аспект), о смысле человеческой жизни (во имя чего живет человек? — аксиологический аспект): Человек ^ Мир»4.

Осмысление сформулированного В.Н.Сага-товским основного вопроса мировоззрения показывает, что оно «проясняет» человеку его место в мире, его отношения с миром и смыслы его жизни, которые есть не что иное как ценности, являющиеся образующими «ценностного слоя сознания», введенного (слой) В.П.Зин-ченко назывным образом5.

Содержание ценностного слоя морального сознания человека, как мы полагаем, во многом определяется мировоззренческими представлениями, концентрирующимися на верхнем ярусе такого сознания. «Мировоззренческий материал концентрирует особый, верхний ярус морального сознания. Посредством этого яруса данное сознание участвует в производстве знаний, удовлетворяющих специфические мировоззренческие потребности человека (группы) в самосознании, интегральной оценке деятельности -не обособленных, специализированных фрагментов социально практики, а всего ее поведенческого аспекта»6.

4 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии …. — С. 14.

5 Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. — 2011. — № 8. — С. 85 — 98. -С. 12.

6 Согомонов Ю.В., Ландесман П.А. Этапы становления мировоззренческих представлений в нравственном сознании // Моральный выбор / под общ. ред.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(4), 2014

Осмысление взглядов В.Н.Сагатовского об основном вопросе мировоззрения, П.А.Лан-десмана и Ю.В.Согомонова о мировоззренческом ярусе морального сознания показывает, что, не смотря на то, что ученые осмысливают проблему связи мировоззрения и морального сознания, исходя из того, как она вписывается в круг их научных интересов, они в целом единодушны в том, что должна быть «мировоззренческая «надстройка» морального сознания»7.

При решении проблемы формирования мировоззрения учащейся молодежи важным становится выявление соотношения между мировоззрением и моралью, стороной которой является моральное сознание, при помощи которого осуществляется духовно-практическое освоение мира. Выявим соотношение между мировоззрением и моралью. Проблема такого соотношения, как показывает анализ научной литературы, представлена в работах В.П.Коблякова8, П.А.Ландесмана, Ю.В.Согомонова9. В определенной мере данная проблема исследуется О.Г.Дробницким10, Т.С.Лапиной11, П.Н.Федосеевым12. Мы написали «в определенной мере» потому, что О.Г.Дробницкий обращается к проблеме мировоззрения при определении собственно морали, Т.С.Лапина — при осмыслении функций морали, П.Н.Федосеев — при раскрытии взаимодействия философии и мировоззрения, а также мировоззренческой функции морали. Обратимся к идеям ученых о соотношении между мировоззрением и моралью. Заметим, что они переводят решение данного вопроса в плоскость соотношения между мировоззрением и моральным сознанием как элементом общественного и индивидуального сознания.

Мировоззрение, как подчеркивает В.П.Коб-ляков, представляя собой особую историческую

А.И.Титаренко. — М.: МГУ, 1980. — С. 251 — 280. -С. 253 — 254.

7 Согомонов Ю.В., Ландесман П.А. Этапы становления мировоззренческих представлений …. — С. 251 -280; 255.

9 Согомонов Ю.В., Ландесман П.А. Этапы становления мировоззренческих представлений .. — С. 251 -280. — С. 253 — 256.

10 Дробницкий О.Г. Понятие морали. — М.: Наука, 1974. — 388 с. — С. 224.

11 Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория / под редакцией О.П.Целиковой. — М.: Наука, 1974. — С. 50 — 105; 63

— 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука.

— М.: Знание, 1979. — 64 с. — С. 48 — 60.

форму движения познания, специфический синтез и преобразование всех результатов познания, интегральную теоретическую оценку человеком действительности, есть стратегическая программа социального познания и социального действия, дающая личности и обществу средства методологической ориентации в конкретных условиях общественных бытия. Как система идей, научное мировоззрение не содержит каких-либо предписаний для конкретного действия в конкретной ситуации, а намечает общую линию поведения личности и социальных групп13.

Близкую к взглядам В.П.Коблякова точку зрения о том, что мировоззрение не содержит каких-либо предписаний для конкретного действия в конкретной ситуации, мы находим у П.А.Ландесмана и Ю.В.Согомонова, отмечающих, что мировоззренческие представления морального сознания «не указывают прямо на модель надлежащего поведения, а лишь предписывают, каким быть объекту моральной регуляции»14.

Осмысление взглядов ученых о мировоззрении и моральном сознании дает нам основание утверждать, что, во-первых, мировоззрение обосновывает «участие» морального сознания в создании соответствующих происходящим в обществе переменам социокультурных программ, разработка которых базируется на результатах познания исторических социокультурных программ и их оценки с точки зрения соответствия целям человечества и отдельного человека.

Во-вторых, не содержа конкретных предписаний, мировоззрение не только намечает общую линию поведению, но и задает цели и ориентиры деятельности, обеспечивающей «»материал» для поведения»15.

Моральное сознание также, как и мировоззрение, подчеркивает В.П.Кобляков, содержит нравственные цели, идеи, нормы и принципы, утверждающие ту или иную социально-экономическую структуру, а также нормы и правила морали как отражение общих условий социального бытия16.

Однако если мировоззрение намечает цели, ориентиры деятельности, общую линию поведения, то моральное сознание регулирует дейст-

13 Кобляков В.П. Мировоззрение и мораль . . — С. 247 — 252; 248 — 250.

14 Согомонов Ю.В., Ландесман П.А. Этапы становления мировоззренческих представлений .. — С. 251280. — С. 254.

15 Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. — М.: Наука, 1974. — С. 106 — 143; 132 — 133.

16 Кобляков В.П. Мировоззрение и мораль . . — С. 247 — 252. — С. 251.

вия и поступки. При этом моральное сознание, выступая как часть мировоззрения, на своих «»высших этажах» поднимается до отображения общей картины человеческого бытия»17.

Для того, чтобы моральное сознание становилось способным отображать бытие во всей его полноте, необходимы соответствующие мировоззренческие представления, которые «»проясняют» положение человека (группы) в системе более или менее подвижных общественных связей, позволяя тем самым выявить личностное отношение к действующим предписаниям и оценкам, установить лейтмотив моральной приверженности, определить в ходе саморефлексии, во имя чего надлежит следовать данным предписаниям, применять именно эти, а не другие оценочные критерии»18. По сути, это есть не что иное, как назначение мировоззренческих представлений морального сознания. Такое их понимание вписывается в обозначенный выше основной вопрос мировоззрения.

Мораль как система принципов, норм, требований предъявляется человеку извне. Через свои требования, предписания и правила она регулирует поведение человека. Как внешнее по отношению к человеку, мораль в рамках ее соотношения с мировоззрением является его частью. «Как часть мировоззрения, как модель поведения, как ценность мораль, кроме того, преломляясь через призму личностного опыта, выступает в качестве значительного содержания духовного мира человека, как сторона его напряженной внутренней жизни, часть мотивации всего его жизненного стиля»19.

Мораль, будучи внешней по отношению к человеку, выполняет функцию формирования субъекта деятельности в том случае, если начинает определять содержание его нравственного мира, а само формирование осуществляется на мировоззренческой основе, «на той стороне мировоззрения, которая выражается в нравственных взглядах людей20, становление которых (взглядов) происходит на основе формируемых нравственных представлений.

Мировоззрение тесно связано с моральным сознанием, при участии которого осуществляется духовно-практическое освоение мира. Любая деятельность, в том числе и педагогическая деятельность, не существует сама по себе. Она целесообразна, а потому влияет на человека, на

17 Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. — М.: Знание, 1979. — 64 с. — С. 34.

18 Согомонов Ю.В., Ландесман П.А. Этапы становления мировоззренческих представлений .. — С. 251280. — С. 254.

19 Лапина Т.С. Социальные функции морали . . — С. 50 — 105. — С. 64.

20 Лапина Т.С. Социальные функции морали . . — С.

50 — 105. — С. 64.

его отношения. Всякий раз, когда цель достигнута, возникает необходимость «осмыслить и сами человеческие действий, и цели этих действий. Это уже мировоззрение рефлексивного уровня. Его особенность в том, что упорядочиванию подвергаются не только моральные понятия и принципы, но и соотношение этих принципов с жизнью, деятельностью»21.

При выявлении несоответствия моральных норм и принципов социальным переменам в действие вступает мировоззрение, которое пытается «откорректировать» такое несоответствие. «Корректировка» осуществляется в процессе переоценки ценностей, переосмысления их содержания, которое предполагает и выявление того, какие элементы социального, нравственного опыта сохраняются, а какие не следует транслировать. Последнее не означает, что не востребуемые в конкретное время элементы социального, нравственного опыта предаются забвению, выкидываются из памяти человечества. Они помещаются в «утаенный план сознания» людей и находятся в нем до той поры, пока не будут вновь представлять значение для них.

Процесс переосмысления ценностей направляется мировоззренческими представлениями морального сознания, являющегося стороной морали. Ценности составляют «содержательное ядро мировоззрения. В ценности, в итоговой, концентрированной форме, выражаются основные потребности и интересы человека: с помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру и любой его части»22.

Мировоззрение, мировоззренческие представления морального сознания, моральное сознание человека формирует учитель. Говоря о формировании, мы имеем в виду не придание какой-либо законченности, а создание процессом формирования предпосылочного состояния для становления у учащейся молодежи мировоззренческих представлений морального сознания. «Становление — это «приращение» определенных качеств, свойств, образований в структуре личности, ее деятельности, сознании и общении от некоторого исходного предпосы-лочного состояния (оно создается в результате формирования) до состояния личности как субъекта деятельности, общения, познания»23.

На ступени становления мировоззрения, мировоззренческих представлений морального сознания человек, говоря словами Гегеля, «ста-

21 Кобляков В.П. Этическое сознание.. — С. 31.

22 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии .. — С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(4), 2014

вит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий»24.

Учитель, заметим, воспитывает нравственность. Мораль, как система принципов, норм, требований, ценностей, всегда задается человеку извне от имени общества. Мораль является стабилизирующей силой, приводящей к пониманию между поколениями и между людьми одного поколения, к их единству в стремлении созидать такое бытие, которое несет в себе благоденствие, процветание государству, благополучие каждому.

Нравственность — это мир ценностей, определяющих субъективную ценностную систему человека. Мораль также есть мир ценностей, которые, однако, находятся в объективной ценностной системе общества. Учитель, приобщая учащихся к находящимся в такой системе ценностям, обеспечивает их «переход» из объективной ценностной системы в субъективную ценностную систему.

Мораль, как отмечает Р.Г.Апресян, «исторически возникает как рефлексия относительно пусть и социально упорядоченного, но индивидуального поведения, она возникает как мораль для индивида, развивается в процессе предъявления обществу требований быть соответствующим идеалу морали, способствовать человеку в его нравственных устремлениях»25.

Мораль, предписывающая человеку, каким быть, действенна, пока она способна противостоять деструктивным тенденциям. Однако мораль не исчезает, да и не может исчезнуть, ибо она конструирует отношения между людьми, между обществом и человеком. «Пространство морали, — пишет А.А.Гусейнов, — отношения между людьми»26.

«Мораль, — подчеркивает Р.Г.Апресян, — не отрицается сама по себе, но ее ценность видится в неподвластности извне нормам и правилам (как универсальным и одинаковым для всех) и в том, что она сама себе устанавливает правило (неповторимое правило, ограниченное пространством здесь и сейчас совершаемого по-ступка)»27.

Мораль как система требований и предписаний императивна. Однако императивность морали не означает отсутствия запретов, указывающих на недопустимое деяние, поступок.

24 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 4 т. -Т. 1. — Наука логики. — М.: Мысль, 1975. — 452 с. -С. 131.

25 Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. — 2006. — №5. — С. 3 — 17; 8.

26 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. — М.: Гардарики, 1998. — 472 с. — С. 20.

27 Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт

концептуализации) …. — С. 3 — 17; 13.

Это, например: «Не убий!», «Не лги!», «Не посягай на чужое!» и т.п. Мораль устанавливает стандарт поведения и отношений между людьми не только в форме нравственных требований, но и в форме запретов. Мораль устанавливает смысловое единство между людьми, а не навязывает его. Мораль, «говорящая» от имени общества, заявляет, как подчеркивает И.Кант, «не о том, как мы должны сделаться счастливыми, но о том, как мы должны стать достойны счастья»28. Мораль не то же самое, что нравственность, которая в отличие от морали есть рефлексия относительно поведения, есть рефлексия человека на себя, на свой нравственный мир как мир ценностей.

Следует, естественно, иметь в виду, что люди исповедуют различные ценности, вкладывают в их содержание иной, чем у других людей смысл. У людей могут быть различные представления о справедливости, милосердии, благе, добре и т.д. Но каковы бы не были представления людей о ценностях, они (ценности) не угасают. «Ценности, если они поселились в душе индивида, то есть приняты им, составляют то, что пронизывает собой весь душевно-духовный его мир, придавая смысл всей жизни: все потребности, помыслы, устремления, желания и мысли так или иначе выступают его про-явлениями»29.

Осознанию человеком того, что ценности «не угасают, а возрождаются в новой реальности», что они придают смысл жизни, способствуют образование и воспитание, призванные приобщать учащуюся молодежь к ценностям: «Воспитание есть приобщение к ценностям»30.

Педагогика как наука об образовании и воспитании разрабатывает концепции образования и воспитания, реализация которых позволяет учащимся отождествлять себя с ценностями. Ценности благословляют их на жизнь сообща в меняющемся мире. Ценности определяют содержание нравственности человека, являются духовными скрепами.

Мораль как совокупность нравственных принципов, норм и требований испытывает на себе воздействие мировоззрения и вместе с тем способствует формированию мировоззрения, мировоззренческих представлений морального сознания, проясняющих человеку мир его ценностей, которые и есть его нравственность. Со-

28 Кант И. Критика практического разума. — СПб.: Наука, 1995. — 528 с. — С. 232.

29 Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. — 2002. — №3. — С. 139-146. — С. 141.

держание мировоззренческих представлений морального сознания задается моралью, точнее нормативным ее слоем. Образование и воспитание сохраняют то ценное, которое имеет значение для человека. Они транслируют такие вневременные ценности, которые сохранились и сохраняются в настоящее время, а потому име-

ют непреходящее значение для жизни сообща. Приобщая учащегося к ценностям, мы тем самым формируем у них мировоззрение, поскольку ценности являются ядром мировоззрения, воспитываем нравственность, поскольку она есть мир ценностей учащегося.

OUTLOOK, MORAL, EDUCATION

© 2014 A.I.Salov Academy of Public Administration, Moscow

Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.

Нравственная свобода проявляется в умении:

1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;

2) давать им нравственную оценку

3) предвидеть их последствия

4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти над своими поступками.

Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда моральные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.

15\

Моральная ответственность

Степень и специфика реализации нравственной свободы прямо связаны с моральной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой. Роль нравственной ответственности человека значительна во все времена, но особый смысл приобретает это явление в условиях кризиса социальных структур, существенных трансформаций общества.

Этика ответственности – это этика практической, ориентированной на объективные результаты деятельности. Этика ответственности актуальна во всех областях деятельности: политической, культурной, хозяйственной. В настоящее время ее актуальность усиливается в теории корпоративной этики.

Ответственность – это осознание соответствия (или несоответствия) мораль­ным нормам действий человека и результатов, последствий его поступков.

Ответственность может быть двоякой:

– накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, и это скорее всего подотчетность, потому что рассматривается как соответствие требованиям морали действиям социальных групп;

– самостоятельно принимаемой личностью ответственностью в качестве личного и универсализуемого долга или выполнением человеком норм, установленных обществом.

В первом случае под моральной ответственностью понимаются те последствия, которые получает поступок, противоречащий требованиям общественной (корпоративной) морали, путем его оценки и моральных санкций со стороны общественного мнения. В этом плане моральная ответственность означает ответную реакцию общества, социальных групп, коллектива вследствие нарушения одним из членов целостности системы нравственных отношений, внесения в нее элемента дезорганизации. Основу аморального действия составляет свобода выбора, т. е. способность индивида сознательно осуществлять выбор своего поступка как адекватного, так и противоречащего нравственным ценностям и нормам его социальной среды. Существенной стороной ответственности является здесь наличие не только аморального действия, но и соответствующего умысла, вины, что непременно должно предполагать сознание аморальности мотива самим действующим субъектом. Индивид, прямо или косвенно выбирающий аморальное действие, несет ответственность перед общественным (корпоративным) мнением, которое посредством оценки и санкций ориентирует его на образ жизни, желательный для общества. Таким образом, общественное (корпоративное) мнение поддерживает устойчивость системы нравственных отношений на уровне ценностей, норм и критериев морали. Это означает, что оно ограничивает свободу выбора между добром и злом в пользу добра.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы. Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков. Таким образом, можно сказать, что личная ответственность зависит от дееспособности человека, способности к пониманию (вменяемость), верного истолкования требований.

Моральная ответственность означает ответственное поведение по отношению к другим людям, способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные, уважение к личности, помощь, поддержку. Что касается отношения к самому себе, то это означает заботу и ответственность о своем сохранении и развитии, руководство собственным поведением, желаниями, потребностями.

Поведение индивида всегда имеет моральную оценку (как отдельного поступка, так и деятельности в целом). Моральная оценка должна быть конкретной, основанной на анализе условий, в рамках которых совершен оцениваемый поступок. Кроме того, необходимо оценивать поступок не как изолированный, а в контексте всей предыдущей нравственной деятельности. И здесь целесообразно говорить о комплексных «нравственных параметрах» – оценках. Моральное поведение сопровождается чувством ответственности, которое может проявляться в позитивной и негативной формах. Позитивная форма ответственности – это чувство своей значимости, влияния на происходящее, ощущение определенной власти над совершающимися событиями. Негативная форма ответственности – это чувство неуверенности в возможности достижения положительных результатов, тревожность, боязнь.

Противоположность моральной ответственности – безответственное поведение – действия, совершаемые без учета их последствий; оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, легкомыслием или избыточной самоуверенностью. При безответственном поведении человек не испытывает чувства тревоги, напряжения. И вот здесь возникает еще одно понимание ответственности как расплаты. Нести ответственность – значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них.

Итак, первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия.

Второе условие полноты моральной ответственности человека – преднамеренность его поступков.

Третье условие, определяющее ответственность, – вменяемость, т. е. осознание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное.

Для этики важно понимание проблемы ответственности с позиции того, перед кем ответствен человек и за что он несет ответственность: за поступки, мысли, чувства или за все вместе.

В философии (прежде всего индивидуалистические концепции) полагают, что человек ответствен перед самим собой. Учения, стремящиеся соединить принцип индивидуализма и ориентации на общество (Э. Фромм, В. Франкл), рассматривают ответственность как естественное проявление высшего начала души человека, как его совесть, которая ориентирована не только на собственное благо, но и на благо других людей.

В религии рассматривается ответственность человека перед Богом, так как именно Бог является высшим судьей, моральным законодателем. С религиозной точки зрения человек несет ответственность прежде всего за состояние своей души, за мысли. Поэтому ответственность выражается в покаянии, исповеди, в осознании греха и своего несовершенства.

В этике вопрос об ответственности рассматривается исходя из понимания свободы индивида:

– во-первых, свобода индивида не абсолютна, она ограничена свободой других людей;

– во-вторых, человек находится в естественной зависимости от других людей – коммуникативной, социокультурной, психологической и пр;

– в-третьих, человек как член общества именно там находит нравственные ориентиры. Следовательно, человек ответствен перед самим собой; человек ответствен перед другими людьми в той мере, в какой он признает их частью своей суверенности и в какой признает других как продолжение себя самого; человек ответствен перед обществом, так как находится в зависимости от него. Ответственность распространяется прежде всего на поступки человека, потому что именно они отражают реальное видение и проявление всех мыслей и чувств.

16\

Понятия добра и зла соотносительны. Одно определяется через другое. Однако, в принципе правильно понимать добро как более субстанциальное, чем зло. Мы строим всю систему с позиции утверждения приоритета жизни над смертью. Мы не можем рассуждать с позиции безликой эволюции природы, равнодушно уничтожающей одни существа и создающей другие за счет случайных комбинаций и отбора совершенных признаков.

Понятие добра. Добро и польза

Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли или разума Бога (Неопротестантизм, Неотомизм), придавая тем самым интересам и воле господствующего класса вид божественного закона. По существу тот же смысл имеют различные объективно-идеалистические теории добра, выводящие его из некой недоступной познанию «сущности», либо из космического закона или мировой идеи (Гегель). Попытки материалистического объяснения добра в домарксистской этике обычно приводили к этическому натурализму; происхождение добра чаще всего усматривалось в абстрактное в неисторической «природе человека», в его стремлении к наслаждению, счастью, психологически понимаемом интересе (Гедонизм, Эвдемонизм, Интереса теория). Но и эти теории за «естественную» природу человека вообще фактически выдавали определенный тип человека, живущего в том или ином конкретном обществе, и обосновывали, таким образом, мораль определенного класса. Общий порок всех этих теорий заключался в том, что они рассматривали понятие добро в отрыве от социально-исторических условий жизнедеятельности людей. Объективная закономерность исторического изменения и обогащения смысла, вкладываемого в это понятие, оказывалась невыясненной. Лишь марксистская этика поставила вопрос о природе и происхождении понятия «Добро» на научную почву. «Представления о добре и зле, — говорит Ф. Энгельс, — так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». Но в этой смене представлений о добре обнаруживается определенная закономерность (Мораль). В.И. Ленин пишет, что «под «добрым» разумеется практика человека, то есть, что «мир не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его». В этом состоит сущность и специфика добра, в котором исторические потребности социальной практики субъективно осмысливаются в моральном сознании людей и выражаются в виде требования, что бы действительность согласовывалась с этим нравственным представлением.

В коммунистической нравственности понятие добро связывается с действительными интересами людей в современных исторических условиях. А эти интересы в конечном счете совпадают с исторической необходимостью победы социалистического общества над капиталистическим, с построением коммунизма. Таким образом, понятие добро в коммунистической морали в суммированном виде отражает все многообразные требования, которые предъявляются в социалистическом обществе к человеку, его действиям и мотивам, к различным социальным явлениям. Поэтому содержание этого общего понятия может быть определено только через всю совокупность более конкретных моральных понятий социалистического общества — через коммунистический общественный и нравственный идеалы, принципы, моральные качества, нормы.

Как же можно в самой обще форме определить добро?

Добро — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со свое противоположностью — злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющее положительное и отрицательное моральное значение того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того что противоречит им.

Добро — это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Безусловно, нравственное, каковым является добро, для нас есть, говоря языком Г.Гегеля, единство себя и своего другого, т.е. нравственный синтез относительного и абсолютного, общего и единичного.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро — это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага; они нередко выступают как синонимы. В обычной речи оба слова применяются не только к нравственному поведению, но и к материальному достоинству. Мы говорим «он накопил много добра» или «там было изобилие материальных благ»

Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и в старости). Не все, что полезно одному человеку полезно другому.

Этику интересуют не любые, а духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности как свобода, счастье, любовь. В этом ряду Добро — особый вид блага в сфере человеческого поведения. Смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом.

Поскольку высшее благо — это совершенствование личности и отношений в обществе, то все, что в действиях индивида способствует этому, есть добро; все то, что препятствует — зло. На основании этого мы можем определить критерии добра. Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, главным критерием добра выступает все то, что способствует проявлению подлинной сущности человека — его самораскрытию, самовыявлению, самореализации; все, что придает смысл человеческому существованию.

Другим критерием добра и — одновременно — условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступают гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.

Таким образом, в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла — представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению личного счастья и гуманности в отношениях между людьми.

Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.

В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения.

Если в безрелигиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некой субъективной оценки, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо с большой буквы, высшее из всех возможных благ, он — источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра предзадан человеку, предпослан ему.

Понятие добра соотносится с двумя другими понятиями — доброты и добродетели.

С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действие отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношение людей или социальная деятельность классов, состояние общества в целом), понятие добро приобретает форму более конкретных понятий — добродеяния (Благодеяние), добродетели, справедливости и др.

Добро, и только оно, оправдывает себя и вызывает доверие к нему. Добрый человек оправдывается своими добрыми и правыми делами. По словам И.А. Ильина, чтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч моей доброты овладевает сердцем, словом и делами моей жизни и обновляет ее. Но, может быть, еще поучительней испытать чужую недоброту в ее предельном выражении — вражды, злобы, ненависти и презрении, испытать ее длительно, всесторонне как систему жизни, как безнадежную, пожизненную атмосферу бытия.

Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта — качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает «доброту». Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и существенно различны. Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительность, выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость — гордыня! — напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани «добра». Так, добродетелями являются одновременно смирении и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с ХVII-XVIII веков в Европе формируется представление о морали как о системе взаимной полезности. Между добром и практической пользой ставится знак равенства. Эти идеи получают развитие у английский авторов-утилитаристов XIX века И.Бентама и ДЖ.Ст. Милля, а затем воспроизводятся в новой форме американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). В соответствии с этими взглядами добро есть все то, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье.

Сведения добра к пользе частного субъекта (человека или группы) размывает критерии между добром и злом. Действительно, для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно (выгодно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личную цель и приведет к получении. Искомого удовольствия — богатства и власти. Однако можно ли это назвать добром? Хорошо ли подобное поведение? Может ли оно быть оценено безусловно положительно? Я полагаю вряд ли. Точно так же может быть для себя весьма полезным унижать других людей, издеваться над ними, дабы удовлетворить свое желание доминирования и самоутверждения. Однако от добра такое поведении тоже очень далеко. Дело в том, что потребности людей весьма различны, они бывают извращенными, невротическими, и потакание им способно оборачиваться величайшим злом для окружающих. Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем: «Для кого?»

В моральном сознании истинное добро — это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Разумеется, такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Идеал «добра для всех» — это регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. «Полезное для человечества» может быть не полезным для меня. Так, например, обуздание своих неизменных влечений — жадности, похоти, зависти — это трудное и неприятное дело, но это добро для людей как рода: что было бы с культурой, если бы все стали потакать своим темным страстям? Наверное, люди уже истребили бы друг друга в войне «всех против всех». Поэтому моральный человек укрощает свои эгоистические желания, он в определенном смысле жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и хотений, следуя благу социокультурного целого. Для всеобщего добра следует иногда оступиться от своего маленького «добра», от своекорыстной пользы, добровольно принести их в жертву интересам рода и этим помочь человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения.

Кроме вопроса «для кого?» слово «полезно» вызывает еще один вопрос — «для чего полезно?»

Полезно делать зарядку, что бы быть здоровым. Но, значит, целью и ценностью выступает не сама зарядка, а здоровье! Или «полезно зарабатывать много денег». Для чего полезно? Чтобы приобрести сытую жизнь, престиж или возможность в перспективе иметь свободное время. Но деньги выступают здесь лишь как средство для чего-то иного. Они не добро, а путь к тому, что мы в данном случае считаем добром, к каким-то иным ценностям, которые никак к самим деньгам не сводятся. Полезное по определению служебно, оно не цель, а средство. Вот почему добро и польза различны, хотя в реальной жизни одни и те же вещи могут выступать для конкретных людей и в качестве индивидуального «добра» (например, материальное благополучие), и в качестве «пользы» (то же материальное благополучие как средство для творчества, познания, самореализации и т.д.).

В морали конкретных культур несомненным добром, которое не может быть сведено к полезности выступают высшие ценности. В религиозной морали это единение с Богом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшей моральной ценностью являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятое как его гармоническое взаимодействие с миром, творчество благо родины.

Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в «высокой морали» добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые соединяют людей друг с другом и с универсумом как целым. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Даже там, где они не связаны с материальной, приземленной выгодой и полезностью, а выражаются в стремлении к абсолютной творческой уникальности или в индивидуальном самоутверждении без учета других, они не могут быть признаны благими, так как, образно говоря, тяготеют к демонизму.

Третий момент, который отличает пользу от добра, — это бескорыстие добра. Полезное непременно должно принести благо лично мне или группе, с которой я себя индентифицирую. Поэтому отношения полезности возмездны: я делаю кому-либо полезное с расчетом на то, что получу адекватный ответ. При этом я боюсь продешевить и получить меньше, чем отдал. Отданное другим благо должно тут же ко мне вернуться, потому что цель всей «операции» — стяжание полезного для себя. Это практично и рационально, это даже здорово и удобно, но это не добро.

Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь дарить ее миру и людям. Таким образом, будучи связаны между собой, добро и польза весьма различны.

17\

Зло, равносильно, как и добро являются основополагающими понятиями этики. Согласно многим религиозным доктринам, эти два понятия стояли у истоков сотворения мира. Только зло является как бы поворотной стороной добра, меньшей его частью. В религии добро – это прерогатива Бога, его могущество в творении добра неоспоримо. Напротив, зло находится в руках у Дьявола (в переводе это значит противник), который слабее Бога. Все религии мира учат, что со злом будет покончено волевым актом Бога. Все явления этого мира проходят через борьбу категорий добра и зла.

Понятие зла – это действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несет с собой нравственные страдания и ведет к разрушению личности.

Моральное зло являет собой качества противоположные тем, к чему в идеале стремится общество. Качества подкрепляются наличием соответствующих мотиваций, чувств и устремлений. Моральное зло представлено 2-мя основными категориями: враждебность и распущенность.

Враждебность – это внешняя категория, которая, как правило, имеет сильный посыл. Она направлена на достижение господства любыми методами и ведет к разрушению. В своих проявлениях враждебность опирается на самые отрицательные человеческие качества: ненависть, жестокость, агрессия, желание погубить.

Распущенность – внутреннее качество, направленное на разрушение собственной личности. К числу качеств, характеризующих распущенность, относятся: лень, трусость, неумение держать себя в руках, приоритет собственных склонностей и желаний. Распущенность разрушает личность физически и духовно и может привести к полной деградации.

Зло бывает преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное зло предполагает наличие у человека соответствующей мотивации, разработку и исполнение задач, связанных с добровольным причинением ущерба другой личности с целью ее уничтожения, подчинения своей воле, морального и физического насилия. Преднамеренное зло – категория, наиболее порицаемая в обществе, для совершающих преднамеренное зло в любом обществе существует система самых серьезных наказаний, вплоть до отнятия жизни.

Существует также непреднамеренное зло, когда оно происходит вследствие необдуманных поступков, под действием возникших неправильных мотиваций, а также, когда личность не отдает отчет в совершаемых действиях. К непреднамеренному злу, например, следует относить действия людей, имеющих психические отклонения или находящихся под действием наркотических препаратов. Человек, совершающий непреднамеренное зло, как правило, сильно раскаивается в совершенных действиях и система наказаний, в отношении его, действует мягче.

Зло, как моральная категория предполагает в человеке полное отсутствие или низкий порог совести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *