Содержание
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | свято́й | свято́е | свята́я | святы́е | |
Рд. | свято́го | свято́го | свято́й | святы́х | |
Дт. | свято́му | свято́му | свято́й | святы́м | |
Вн. | одуш. | свято́го | свято́е | святу́ю | святы́х |
неод. | свято́й | святы́е | |||
Тв. | святы́м | святы́м | свято́й свято́ю | святы́ми | |
Пр. | свято́м | свято́м | свято́й | святы́х | |
Кратк. форма | свя́т | свя́то | свята́ | свя́ты |
свя-то́й
Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1b/c. Сравнительная степень — святе́е.
Корень: -свят-; окончание: -ой .
Произношение
- МФА:
(файл)
Семантические свойства
Святые на картине Фра Беато Анджелико «Все святые»
Значение
- религ. обладающий высшим, божественным совершенством ◆ Выпей святой воды. Здесь живёт святой дух.
- религ. праведный, угодный Богу ◆ В глуши лесов, в пустыне мрачной, дикой, // Был монастырь; в глухих его стенах // Под старость лет один седой Монах // Святым житьём, молитвами спасался // И дней к концу спокойно приближался. А. С. Пушкин, «Монах», 1813 г. (цитата из Викитеки)
- высок. глубоко чтимый, относящийся к самому дорогому и заветному ◆ Агафья говорила с Лизой важно и смиренно, точно она сама чувствовала, что не ей бы произносить такие высокие и святые слова. И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1856–1858 г. (цитата из Викитеки)
- непреложный, обязательный ◆ Развитие и поддержка науки и культуры ― это святая обязанность каждого человека. Александр Розенбаум, «Бультерьер», 1987–1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но одно дело, если у него нет рук или ног или он больной, не в состоянии работать; ему помочь ― это моя святая обязанность. Протоиерей Димитрий Смирнов, «Проповеди», 1984–1989 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- субстантивир., религ. человек после канонизации; признаваемый и чтимый церковью праведник ◆ Дату 4 декабря церковь значит как день святой великомученицы Варвары. Ф. И. Тютчев, «Двум друзьям», 1816 г. (цитата из Викитеки)
Синонимы
Антонимы
- греховный, грешный, нечистый
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: святость
- прилагательные: святейший, всесвятой, пресвятой
- глаголы: святить, святиться, освящать
- наречия: свято
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- День святого Валентина
- святая вода
- святая святых
- Святой Грааль
- Святой престол
Перевод
Список переводов
- Амхарскийam: ቅዱስ
- Английскийen: holy; sacred
- Испанскийes: sagrado
- Корейскийko: 신성하다
- Немецкийde: heilig
- Французскийfr: saint, sacré
- Японскийja: 聖なる (せいなる, seinaru), 神聖な (しんせいな, shinseina)
Библиография
- Для улучшения этой статьи желательно:
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
- Святость Краткий словарь агиографических терминов
- Святой. Святость Богословско-литургический словарь
- О святости и духовности митр. Сурожский Антоний
- Святость Бога * Святость Церкви иерей Олег Давыденков
- Святость как итог аскетики свящ. Сергий Дергалев
- Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых» преп. Иустин (Попович)
- Святость человека в православной аскетической традиции проф. А.И. Осипов
- Агиология
- Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
- Далее, мы говорим, что к святости призваны все христиане. Апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане.
- Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью.
См. раздел СВЯТЫЕ и СВЯТОСТЬ
***
Свя́тость – 1) одно из существенных Божеских свойств; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу.
Можно выделить три уровня святости:
Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят… (Лев.11:44).
По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. (1Пет.1:15)
«Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие)
«Бог непричастен никакому злу» (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 3).
Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни.
Святость есть единство человека с Духом Господним (1Кор.6:17), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать Святого Духа, преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати Святого Духа.
Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.
***
митрополит Сурожский Антоний:
Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.
В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» (праслав. svent) происходит от индоевропейского «k’uen-to-» — возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить. (см. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М.,1995, 441-442, 1995). В переводах с греческого в самых ранних старославянских текстах употребляется не калька, а свое слово; в целом же, калек в переводах богослужебных текстов с греческого на старославянский, а позже на древнерусский очень много. Это значит, как замечает там же В. Н. Топоров, что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен. «Язык сохранил слово и даже его общую семантическую идею, но существенно углубил и «спиритуализовал» по идее его содержание» (Топоров 1995: 489). В язычестве слово понималось в прямом смысле: оно означало любое возрастание, цветение, плодоношение, в Христианстве же образуется понятие «святости» как возрастания, цветения духовного. Возможно, земля свята уже потому, что она цветет и плодоносит. Люди, жители земли, становятся носителями этой святости, благодаря уже тому, что они на ней живут. Как и когда произошло переключение с языческого на христианское, с материального на духовное — неясно. Святость переносится с природы на человека, с материально-физического на идеально-духовное, с конкретного и зримого на отвлеченное и незримое, как пишет http://www.pravoslavie.ru/jurnal/330.htm
Слово «свет» в значениях «противоположность тьме, сияние, рассвет, утро» , а также «свет духовный» , «просвещение» широко употребляется с древнерусской эпохи (с XI в.) . Древнерусское слово восходит к общеславянской основе svetь и далее – к индоевропейскому корню kuei>kvei-t.
СВЯТОЙ Индоевропейское – k’uen-to- (святой, священный, праздничный) . Общеславянское – sve,tъjь (святой) . Старославянское – св (юс малый) тый. Древнерусское – святый. Слово «святой» известно с древнерусской эпохи (с XI в. ) вместе с однокоренными «свять» , «святый» , «святыни» , «святити» , с XV в. – «святость» и др. В древнерусском слово «святой» – из старославянского, где «св (юс малый) тый» восходит к общеславянскому svetъjь – «святой» . Первоисточник – индоевропейский корень k’uen > основа k’uen-to-, что значило «праздновать, святить, святой, священный» .
В современном значении «святой» – «религиозно почитаемый, божественный» .