Этимология слова святой

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. свято́й свято́е свята́я святы́е
Рд. свято́го свято́го свято́й святы́х
Дт. свято́му свято́му свято́й святы́м
Вн. одуш. свято́го свято́е святу́ю святы́х
неод. свято́й святы́е
Тв. святы́м святы́м свято́й свято́ю святы́ми
Пр. свято́м свято́м свято́й святы́х
Кратк. форма свя́т свя́то свята́ свя́ты

свя-то́й

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1b/c. Сравнительная степень — святе́е.

Корень: -свят-; окончание: -ой .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Святые на картине Фра Беато Анджелико «Все святые»

Значение

  1. религ. обладающий высшим, божественным совершенством ◆ Выпей святой воды. Здесь живёт святой дух.
  2. религ. праведный, угодный Богу ◆ В глуши лесов, в пустыне мрачной, дикой, // Был монастырь; в глухих его стенах // Под старость лет один седой Монах // Святым житьём, молитвами спасался // И дней к концу спокойно приближался. А. С. Пушкин, «Монах», 1813 г. (цитата из Викитеки)
  3. высок. глубоко чтимый, относящийся к самому дорогому и заветному ◆ Агафья говорила с Лизой важно и смиренно, точно она сама чувствовала, что не ей бы произносить такие высокие и святые слова. И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1856–1858 г. (цитата из Викитеки)
  4. непреложный, обязательный ◆ Развитие и поддержка науки и культуры ― это святая обязанность каждого человека. Александр Розенбаум, «Бультерьер», 1987–1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но одно дело, если у него нет рук или ног или он больной, не в состоянии работать; ему помочь ― это моя святая обязанность. Протоиерей Димитрий Смирнов, «Проповеди», 1984–1989 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. субстантивир., религ. человек после канонизации; признаваемый и чтимый церковью праведник ◆ Дату 4 декабря церковь значит как день святой великомученицы Варвары. Ф. И. Тютчев, «Двум друзьям», 1816 г. (цитата из Викитеки)

Синонимы

Антонимы

  1. греховный, грешный, нечистый

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: святость
  • прилагательные: святейший, всесвятой, пресвятой
  • глаголы: святить, святиться, освящать
  • наречия: свято

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • День святого Валентина
  • святая вода
  • святая святых
  • Святой Грааль
  • Святой престол

Перевод

Список переводов

  • Амхарскийam: ቅዱስ
  • Английскийen: holy; sacred
  • Испанскийes: sagrado
  • Корейскийko: 신성하다
  • Немецкийde: heilig
  • Французскийfr: saint, sacré
  • Японскийja: 聖なる (せいなる, seinaru), 神聖な (しんせいな, shinseina)

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    См. раздел СВЯТЫЕ и СВЯТОСТЬ

    • Святость Краткий словарь агиографических терминов
    • Святой. Святость Богословско-литургический словарь
    • О святости и духовности митр. Сурожский Антоний
    • Святость Бога * Святость Церкви иерей Олег Давыденков
    • Святость как итог аскетики свящ. Сергий Дергалев
    • Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых» преп. Иустин (Попович)
    • Святость человека в православной аскетической традиции проф. А.И. Осипов
    • Агиология

    ***

    Свя́тость – 1) одно из существенных Божеских свойств; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу.

    Можно выделить три уровня святости:

    • Святость принадлежит Богу, только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
    • Далее, мы говорим, что к святости призваны все христиане. Апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане.
    • Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью.

    Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят… (Лев.11:44).

    По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. (1Пет.1:15)

    «Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие)

    «Бог непричастен никакому злу» (Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 3).

    Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни.

    Святость есть единство человека с Духом Господним (1Кор.6:17), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать Святого Духа, преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати Святого Духа.

    Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.

    ***

    митрополит Сурожский Антоний:
    Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.

    В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» (праслав. svent) происходит от индоевропейского «k’uen-to-» — возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить. (см. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М.,1995, 441-442, 1995). В переводах с греческого в самых ранних старославянских текстах употребляется не калька, а свое слово; в целом же, калек в переводах богослужебных текстов с греческого на старославянский, а позже на древнерусский очень много. Это значит, как замечает там же В. Н. Топоров, что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен. «Язык сохранил слово и даже его общую семантическую идею, но существенно углубил и «спиритуализовал» по идее его содержание» (Топоров 1995: 489). В язычестве слово понималось в прямом смысле: оно означало любое возрастание, цветение, плодоношение, в Христианстве же образуется понятие «святости» как возрастания, цветения духовного. Возможно, земля свята уже потому, что она цветет и плодоносит. Люди, жители земли, становятся носителями этой святости, благодаря уже тому, что они на ней живут. Как и когда произошло переключение с языческого на христианское, с материального на духовное — неясно. Святость переносится с природы на человека, с материально-физического на идеально-духовное, с конкретного и зримого на отвлеченное и незримое, как пишет http://www.pravoslavie.ru/jurnal/330.htm

    Слово «свет» в значениях «противоположность тьме, сияние, рассвет, утро» , а также «свет духовный» , «просвещение» широко употребляется с древнерусской эпохи (с XI в.) . Древнерусское слово восходит к общеславянской основе svetь и далее – к индоевропейскому корню kuei>kvei-t.

    СВЯТОЙ Индоевропейское – k’uen-to- (святой, священный, праздничный) . Общеславянское – sve,tъjь (святой) . Старославянское – св (юс малый) тый. Древнерусское – святый. Слово «святой» известно с древнерусской эпохи (с XI в. ) вместе с однокоренными «свять» , «святый» , «святыни» , «святити» , с XV в. – «святость» и др. В древнерусском слово «святой» – из старославянского, где «св (юс малый) тый» восходит к общеславянскому svetъjь – «святой» . Первоисточник – индоевропейский корень k’uen > основа k’uen-to-, что значило «праздновать, святить, святой, священный» .

    В современном значении «святой» – «религиозно почитаемый, божественный» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *