Евангелие с толкованием

Троицкие листки

Настоящее издание является частью собрания «Троицких листков», издаваемых в XIX столетии Троице-Сергиевой Лаврой. Здесь содержится очень подробное изъяснение Евангелия от Матфея, составленное на основании изученных и собранных воедино различных святоотеческих толкований. Высокая духовная наполненность и учительность содержания позволяет, по общему мнению, считать его одним из лучших толкований Священного Писания. Книга предназначена широкому кругу читателей.

О святом апостоле и евангелисте Матфее и его Евангелии Родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1–17) Откровение тайны праведному Иосифу… (Мф. 1:18–25) Поклонение волхвов (Мф. 2:1–12) Бегство в Египет и избиение младенцев (Мф. 2:13–23) Проповедь Предтечи Господня (Мф. 3:1–12) Крещение Господне (Мф. 3:13–17) Искушение от диавола (Мф. 4:1–11) Первая проповедь Господа в Галилее (Мф. 4:12–17) Призвание первых апостолов (Мф. 4:18–24) Нагорная беседа и Заповеди блаженства (Мф. 4:25, 5:1–12) Не убивай… Оставь… дар твой пред жертвенником… Пойди прежде примирись… (Мф. 5:20–26) Не прелюбодействуй (Мф. 5:27–32) Не преступай клятвы (Мф. 5:33–37) Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5:38–41) Просящему у тебя дай… Любите врагов ваших… Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:42–48) Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:1–4) Когда молишься, не будь, как лицемеры… Помолись Отцу твоему, Который втайне… Молясь, не говорите лишнего… (Мф. 6:5–8) Отче наш (Мф. 6:9–13) Не можете служить Богу и маммоне… (Мф. 6:22–25) Взгляните на птиц небесных… Посмотрите на полевые лилии… (Мф. 6:26–30) Не заботьтесь о завтрашнем дне… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:31–34) Не судите, да не судимы будете… Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (Мф. 7:1–4) Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза… Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями… (Мф. 7:5–6) Просите, и дано будет вам… Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него… (Мф. 7:7–11) Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… Входите тесными вратами… (Мф. 7:12–14) Берегитесь лжепророков… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное… (Мф. 7:15–23) Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному… Кто слушает и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному (Мф. 7:24–29) Исцеление прокаженного (Мф. 8:1–4) Исцеление слуги сотника Капернаумского (Мф. 8:5–13) Исцеление Петровой тещи и многих больных… (Мф. 8:14–18) Ответы Господа гордому книжнику и смиренному ученику… (Мф. 8:19–22) Укрощение бури… (Мф. 8:23–26) Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской… (Мф. 8:28–34) Исцеление расслабленного в Капернауме… (Мф. 9:1–8) Призвание Матфея… (Мф. 9:9–13) Ответ фарисеям и ученикам Иоанновым о посте… Вино молодое и мехи… (Мф. 9:14–17) Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира… (Мф. 9:18–26) Исцеление двух слепых и глухонемого… Удивление народа и хула фарисеев… (Мф. 9:27–35) Жатвы много, а делателей мало… (Мф. 9:36–38) Избрание двенадцати апостолов… (Мф. 10:1–4) Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное… Болящих исцеляйте… Даром получили, даром давайте… (Мф. 10:5–8) Не берите с собою ни золота, ни серебра… Говорите: мир дому сему… Отрясите прах от ног ваших… (Мф. 10:9–15) Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков… Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби… Остерегайтесь же людей… (Мф. 10:16–18) Не заботьтесь, как или что сказать… и будете ненавидимы всеми… Претерпевший же до конца спасется… (Мф. 10:19–22) Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой… Нет ничего сокровенного, что не открылось бы… Не бойтесь убивающих тело… (Мф. 10:23–31) Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим… Не мир пришел Я принести, но меч… И враги человеку – домашние его… (Мф. 10:32–36) Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим… Не мир пришел Я принести, но меч… И враги человеку – домашние его… (Мф. 10:32–36) Кто любит отца или мать более, нежели Меня… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Кто принимает вас, принимает Меня… (Мф. 10:37–42, 11:1) Ответ Господа ученикам Иоанновым… Похвала Крестителю… (Мф. 11:2–15) Скорбное слово Господа о неверующих Иудеях… (Мф. 11:16–19) Грозный приговор над нераскаянными городами… Прославление Бога Отца… (Мф. 11:20–26) Господь открывает апостолам Божество Свое и призывает к Себе труждающихся и обремененных… (Мф. 11:27–30) Господь защищает учеников, срывавших колосья в субботу… (Мф. 12:1–8) Исцеление сухорукого в субботу… Можно ли исцелять в субботы?.. (Мф. 12:9–14) Великое смирение Господа… Исцеление бесноватого и немого слепца… Обличение богохульства фарисеев… (Мф. 12:15–30) Учение Господа о хуле на Духа Святаго, о сокровищах сердца и о слове праздном… (Мф. 12:31–37) Ответ Господа фарисеям, требовавшим знамения с неба… (Мф. 12:38–45) Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?.. (Мф. 12:46–50) О притчах Христовых… Притча о сеятеле… (Мф. 13:1–9) Толкование притчи о сеятеле и семени… (Мф. 13:10–23) Притча о плевелах… (Мф. 13:24–30) Притчи о зерне горчичном и о закваске… (Мф. 13:31–36) Толкование притчи о плевелах… (Мф. 13:36–43) Притча о сокрытом сокровище… Притча о драгоценной жемчужине… Притча о неводе… (Мф. 13:44–52) Иисус Христос в Назаретской синагоге… (Мф. 13:53–58) Усекновение главы святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня… (Мф. 14:1–13) Чудесное насыщение пяти тысяч народа… (Мф. 14:14–21) Хождение Иисуса Христа и апостола Петра по водам… (Мф, 14:22–33) Исцеление многих больных… Обличение фарисейского лицемерия… (Мф. 14:34–15:11) Беседа Господа с учениками о том, что сквернит человека… (Мф. 15:12–20) Исцеление дочери Хананеянки… (Мф. 15:21–28) Исцеление многих больных… (Мф. 15:29–31) Чудесное насыщение четырех тысяч народа… (Мф. 15:32–39) Искушение Иисуса Христа фарисеями и саддукеями… (Мф. 16:1–4) О закваске фарисейской и саддукейской… (Мф. 16:5–12) Великое исповедание Петрово и великое обетование Христово… (Мф. 16:13–19) Первое открытое слово Господа о Своих старданиях… Противоречие Петра и строгое внушение ему от Господа… (Мф. 16:20–23) Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… (Мф. 16:24) Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее… Некоторые… не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем… (Мф. 16:25–28) Преображение Господне… (Мф. 17:1–9) Вопрос апостолов о пришествии Илии… (Мф. 17:10–13) Исцеление бесновавшегося в новолуния… (Мф. 17:14–23) Чудесный статир… (Мф. 17:24–27) Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… (Мф. 18:1–9) Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих… Притча о заблудшей овце… (Мф. 18:10–14) Если же согрешит против тебя брат твой… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь… (Мф. 18:15–17) Господь дает апостолам власть связывать и разрешать… Учение Господа о соборной молитве и прощении обид… (Мф. 18:18–22) Притча о немилосердном заимодавце… (Мф. 18:23–35) Путешествие Господа в Иудею… Его учение о святости брака и о девстве… Благословение детей… (Мф. 19:1–15) Беседа Господа с богатым юношей… Беседа с учениками об опасности богатства и о наградах Христовым последователям… (Мф. 19:16–30) Притча о делателях в винограднике… (Мф. 20:1–16) Предсказание Господа о Своем распятии… Просьба сынов Зеведеевых… Духовный закон христианского первенства… (Мф. 20:17–28) Исцеление слепцов Иерихонских… (Мф. 20:29–34) Царский вход Господень в Иерусалим… Изгнание торгующих из храма… Исцеление болящих… Божественный ответ фарисеям… (Мф. 21:1–17) Проклятие бесплодной смоковницы… (Мф. 21:18–22) Лукавый вопрос синедриона и мудрый вопрос Христа синедриону… (Мф. 21:23–27) Притча о двух сынах, посланных отцом в виноградник… (Мф. 21:28–32) Притча о злых виноградарях… (Мф. 21:33–46) Притча о званных на брачный пир… (Мф. 22:1–14) Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу… (Мф. 22:15–22) Ответ Господа саддукеям о воскресении… (Мф. 22:23–33) Ответ Господа законнику о первой и большей заповеди в Законе… Его вопрос о Христе: чей Он Сын?.. (Мф. 22:34–46) Предостережения народу и ученикам от подражания фарисеям… (Мф. 23:1–12) Горе затворяющим Царство Небесное… Горе поедающим домы вдовиц… Горе развращающим других… Горе лукавнующим в клятвах… (Мф. 23:13–22) Горе забывающим важнейшее в Законе… Горе очищающим внешнее и небрегущим о внутреннем… Горе гробам окрашенным… (Мф. 23:23–28) Предсказание Господа о разрушении храма… (Мф. 24:1–2) Предсказание о лжепророках, о грядущих гонениях на апостолов и других бедствиях… (Мф. 24:3–13) Предсказание о распространении Евангелия, о разрушении Иерусалима и лжепророках последних дней мира… (Мф. 24:14–26) Внезапность пришествия Христова… Знамения на небе… Явление Креста… Трубный голос… Непреложность пророчества… (Мф. 24:27–35) Неизвестность и нечаянность последнего суда… (Мф. 24:36–41) Безвестность последнего часа… Притча о рабе, ожидающем господина… (Мф 24:42–51) Притча о десяти девах… (Мф. 25:1–13) Притча о десяти девах… (Мф. 25:1–13) Притча о талантах… (Мф. 25:14–30) Изображение Страшного Суда Христова… (Мф. 25:31–46) Последнее предсказание Господа о Своих страданиях… Тайное совещание синедриона и его решение… (Мф. 26:1–5) Вечеря в доме Симона прокаженного… (Мф. 26:6–13) Соглашение Иуды с врагами Господа… (Мф. 26:14–16) Тайная вечеря. Приготовление пасхи… Чаша благодарения… Умовение ног… Обличение предателя… (Мф. 26:17–25) Тайная вечеря. Приготовление пасхи… Чаша благодарения… Умовение ног… Обличение предателя… (Мф. 26:17–25) Установление Таинства Святого Причащения… (Мф. 26:26–30) Предсказание Господа о соблазне учеников и отречении Петра… (Мф. 26:31–35) Моление о чаше… (Мф. 26:36–44) Предание Господа Иудой… (Мф. 26:45–56) Иисус Христос на суде Анны и Каиафы… Заседание первое – ночью… Поругание на дворе… (Мф. 26:57–68) Троекратное отречение апостола Петра… (Мф. 26:69–75) Заседание синедриона – утром… Приговор… (Мф. 27:1–2) Погибель Иуды предателя… Село крови… (Мф. 27:3–10) Иисус Христос на суде у Пилата и Ирода… (Мф. 27:11–14) Варавва… Сон жены Пилатовой… Не сего, но Варавву!.. Да распят будет!.. Пилат умывает руки… Ужасная клятва… (Мф. 27:15–25) Страдания нашего Господа во дворе Пилата… Осуждение Его на распятие… Несение креста… Симон Киринейский… (Мф. 27:26–32) Оцет с желчью… Распятие Господа нашего… Его молитва за врагов… Тайны креста Господня… (Мф. 27:33–34) Крестные страдания нашего Господа Разделение риз… Надпись на кресте… Поношения… (Мф. 27:35–43) Поношение от разбойника… Благоразумный разбойник… Помрачение солнца… Утешение Матери… (Мф. 27:44–45) Глас скорби к Богу… Новые поношения… Напоение уксусом… Смерть нашего Господа… (Мф. 27:46–50) Раздрание завесы храма… Землетрясение… Воскресение мертвых… (Мф. 27:51–53) Исповедание сотника… (Мф. 27:54) Святые жены у креста Христова… (Мф. 27:55–56) Святые жены у креста Христова… (Мф. 27:55–56) Погребение Христово… (Мф. 27:57–61) Погребение Христово… (Мф. 27:57–61) Сошествие Спасителя во ад… Запечатание гроба Христова… Кустодия… (Мф. 27:62–66) Воскресение Христово… Явление Ангела у гроба… Бегство стражи… Путешествие мироносиц ко гробу и первые явления Господа… (Мф. 28:1–10) Подкуп стражей… (Мф. 28:11–15) Явление Господа на горе Галилейской… (Мф. 28:16–20) Явление Господа на горе Галилейской… (Мф. 28:16–20)

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Предисловие

Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно.

Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. 10, 28); мудрости, когда говорит: «будьте мудры, как змеи» (Матф. 10, 16); правде, когда учит: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6, 31); целомудрию, когда сказывает: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Матф. 5, 28). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как-то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.

Евангелистов четыре: из них двое, Матфей и Иоанн, были из числа двенадцати, а другие двое, Марк и Лука, из числа семидесяти. Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его, как носится слух, Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие спустя десять лет по вознесении; Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Говорят, что ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию, Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно ли они написаны, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, дополнил, что в них было опущено, и о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии пространнее. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он богодухновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, то есть, не Бог. Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти: ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверят, что Христос от Давида.

Ты говоришь: «Ужели не довольно было и одного Евангелиста?» Конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами, то как не подивишься истине Евангелия, и не скажешь, что Евангелисты говорили по внушению Святого Духа!

Не говори мне, что они не во всем согласны. Ибо посмотри, в чем они несогласны. Сказал ли кто-нибудь из них, что Христос родился, а другой: «не родился»? Или сказал ли кто из них, что Христос воскрес, а другой: «не воскрес»? Нет, нет! В необходимом и важнейшем они согласны. А ежели они в главном не разногласят, то чему дивиться, что они по-видимому разногласят в неважном; ибо из того, что они не во всем согласны, наиболее видна их истинность. Иначе о них подумали бы, что они писали, сошедшись вместе, или сговорившись друг с другом. Теперь же кажется, что они несогласны, потому, что то, что один из них опустил, написал другой. И это в самом деле так. Приступим к самому Евангелию.

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

Перед…

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.
Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *